Что такое киберспортивный клуб
Что такое киберспортивный клуб
Во многих школах сейчас появляются киберспортивные клубы. Зачем они нужны и почему родителям не надо бояться, если ребенок увлекается компьютерными играми? Об этом рассказал создатель и руководитель киберспортивного клуба d4 eSports, руководитель студенческого киберспортивного клуба НИУ ВШЭ «КиберВышка», педагог дополнительного образования в школах № 1679, № 2087 Даниил Баркин.
– Почему детям интересно играть в компьютерные игры?
– К омпьютерные игры – это реальный способ узнать что-то новое. В онлайн-играх это в первую очередь социализация, постоянное общение с другими игроками со всех концов света. Ребенку очень важна интерактивность процесса. Чем больше возможностей даже в выдуманном мире – тем больше вариантов реализации поставленной задачи он может придумать.
– Что такое киберспорт и зачем нужны киберспортивные клубы в школе?
– Киберспорт, по сути, – это новый вид спорта, рынок которого не сформирован так, как, например, в футболе, баскетболе и так далее, но при этом уже существуют профессиональные организации и чемпионаты мира, призовые фонды которых достигают космических масштабов. Например, в большинстве дисциплин призовые фонды главных турниров достигают 1–2 млн долларов, а призовой фонд крупнейшего турнира по DoTA 2 The International в 2021 году составил более 40 млн долларов.
А киберспортивные клубы – это в том числе способ объединить детей, увлеченных одним делом – компьютерными играми.
Представьте, что вы вступили в школьную секцию по любому виду спорта и хотите в ней достичь успеха. Что вы будете делать? Ходить на тренировки, улучшать свои навыки в свободное время, удивлять своих знакомых своими новыми умениями. В киберспорте то же самое. Когда ты начинаешь заниматься им профессионально, ты видишь в своем увлечении новые трудности, испытания, пройти через которые сможешь только благодаря труду и упорству.
Ребята готовятся к соревнованиям, учатся работать в команде для достижения общей цели, будь то победа в матче или в турнире, или опыт для выработки тактики и стратегии, углубляются в киберспортивную дисциплину, которая им ближе: это могут быть шутеры (CS:GO, Valorant, StandOff 2, Brawl Stars), боевые арены (DoTA 2, League of Legends), стратегии (Starcraft, WarCraft III, Clash Royale), карточные игры (Hearthstone), симуляторы (World of Tanks, F1, FIFA).
– С какого возраста ребенок может заниматься киберспортом?
– Нет определенного возраста для начала увлечения. Но важно разобраться: во что ребенку нравится играть, есть ли соревнования по этой игре, готов ли он совершенствоваться и идти к успеху.
– Какими качествами должен обладать киберспортсмен?
– Главное качество любого профессионального киберспортсмена – дисциплина: следование распорядку тренировок и матчей, умение слушать и выполнять установки тренера и капитана команды, отслеживание своих игровых проблем и их отработка с тренером, умение работать в команде и готовность к саморазвитию. Без дисциплины невозможно достичь успеха в любом спорте, и в киберспорте в частности.
– Почему родителям не стоит бояться киберспорта?
– У всех в детстве были хобби: футбол, баскетбол, музыка, рисование и так далее. С ростом цифровых технологий у детей появляются новые увлечения: программирование, веб-дизайн, схемотехника.
Основная проблема, как мне кажется, – отсутствие нового взгляда в принципе на современные увлечения детей.
Киберспорт – это новое восприятие спорта. И это восприятие формируется неверно, потому что нет квалифицированных специалистов, которые разбирались бы в игровой индустрии.
Важно объяснить позитивные стороны игр, помочь найти общие точки соприкосновения с ребенком, ведь у родителей часто есть ощущение, что сын или дочь просто не выпускает из рук гаджеты и отдаляются от них. Почему бы не разделить с ребенком его увлечения? Можно играть в компьютерные игры вместе с ним! Есть спортивные симуляторы (FIFA, NHL, NBA), сюжетные игры (Ведьмак, Assassins Creed, Uncharted, FireWatch, тут уже зависит от возраста ребенка), простые аркадные игры (Overcooked). И не нужно бояться! В игре CS:GO вообще есть команды со средним возрастом более 50 лет (например, Ageless Shooters), игроки уже давно не дети, у некоторых есть внуки, но это не мешает им получать удовольствие от современных игр.
Мой совет родителям – не торопитесь делать выводы по поводу увлечений ребенка, больше разговаривайте с ним о том, что ему интересно, а также с профессионалами, которые вовлечены в процесс.
– Давайте разберёмся. Киберспорт, гейминг, зависимость от игр. В чем разница?
– Если с киберспортом в плане профессиональном можно провести аналогию с традиционными видами спорта, то с геймингом все немного сложнее. Когда просто нравится играть или когда увлекает сюжет игры (огромное количество игр основано на книгах и сериалах, одним из самых известных является «Ведьмак» польского писателя Анджея Сапковского) – это гейминг. Главное – получать эмоции: радость, грусть, сострадание.
А зависимость от компьютерных игр на самом деле очень редкое явление среди геймеров, и, чтобы ее распознать, необходима работа со специалистом.
В 99% случаев родители путают зависимость с повышенной увлеченностью. Основное отличие зависимости – отсутствие каких-либо эмоций и целей в процессе игры. Если ребенок просто на автомате заходит в игру и не получает от нее удовольствия, и при этом у него нет какой-то задачи, которую он пытается решить, стоит задуматься о том, что у ребенка зависимость, хотя точный диагноз всё равно сможет сделать только специалист.
– Есть ли уже киберспортивные профессии?
– В сфере киберспорта можно работать не только в качестве игрока, можно быть программистом, менеджером, организатором, дизайнером, и с каждым годом этот список только пополняется.
Игры – это новая эра познания мира, социализации ребенка в обществе, работы в команде, логического развития и даже изучения английского языка.
Киберспортивные профессии уже появились в российских вузах. Например, в НИУ ВШЭ есть факультет «Управление киберспортом», в РГУ ФКСМиТ – факультет «Теория и методика компьютерного спорта».
Что такое киберспортивный клуб
Киберспорт, компьютерный спорт, eSports — соревнование по видеоиграм. Его история уходит корнями в 80-е. В 90-е киберспорт из простого набивания рейтинга на аркадном автомате превратился в соревнование двух команд или игроков. Считается самой быстрорастущей индустрией развлечений.
Йоона «Serral» Сотала, лучший западный игрок в StarCraft 2
В киберспорте есть многие элементы традиционного спорта.
Команды, они же клубы — организации, которые занимаются подбором игроков и работой с ними через контракты.
Тренеры — готовят команды к соревнования, помогают прокачивать навыки.
Менеджеры — решают организационные и административные вопросы.
Буткемп — киберспортивные сборы, на которых игроки собираются вместе и тренируются до посинения.
Соревнования — турниры по дисциплинам, то бишь по играм. К популярным жанрам и играм относятся:
Матчи — бои, которые проходят в сети и на реальной площадке. Виртуальный спорт популярен и привлекает внимание крупнейших компаний. Приобщиться к движению легко — для просмотра трансляции достаточно подключения к интернету.
Как все устроено?
Профессиональную сцену контролируют две стороны: издатели игр и турнирные операторы. Издатели развивают и продвигают игру, при необходимости заводят сервера и взаимодействуют с операторами. Операторы отвечают за проведения соревнований. Они находят площадку в сети или в реальной жизни, приглашают команды, формируют своды правил, продают права на трансляцию и платят призовые.
Но индустрия не выживет без киберспортсменов. Команды влияют на обе стороны: советуют улучшение баланса в игре, предлагают правки для турнирных правил. В особых случаях могут и бойкот объявить.
Сцена Overwatch League
Что за соревновательные сезоны и турниры?
Календарь виртуальных соревнований поделен на сезоны. Как правило, один сезон длится год. Такого деления придерживаются в Dota 2, Leage of Legends, Overwatch и многих других играх. По итогам каждого сезона определяется чемпион мира. Чаще всего это происходит на LAN-турнире, который проводится при поддержке издателя игры.
Турниры проходят онлайн или оффлайн. В сети проводят отборочные этапы, длительные лиги или небольшие регулярные состязания. С их бытованием связаны риски, поэтому многое зависит от организаторов. Сетевые турниры сталкиваются с:
LAN-турниры — главные события в игровом календаре. Они проводятся по локальной сети, от чего они и получили свое название. Всех участников собирают в одном помещении, что сразу убирает риск возможного бегства команды. Технические неполадки будут устранять специалисты, нечестных игроков ловят судьи, а риск, что связь будет лагать сведен к минимуму.
А кто за это платит?
Источников добычи денег для проведения турнира много:
Чаще всего в спонсорстве заинтересованы крупные компании, производящие электронику. LG Electronics спонсировала iBUYPOWER Masters IV по CS:GO с призовым фондом в 200 000 долларов, а компания Intel проводит свою серию турниров — Intel Extreme Masters.
Стать титульным спонсором или просто одним из главных — неплохая идея. Логотип компании покажут десятки раз на трансляции за счет продолжительности. LAN-турниры длятся несколько дней и проходят с утра до вечера, за это время проходят десятки матчей. Среди зрителей точно будет множество игроков. Идеальное попадание в целевую аудиторию — пример ситуации, в которой каждая сторона остается с выгодой. Компании получают рекламу, команды и организаторы — финансирование, а зрители своими глазами видят крутость техники, которую продвигает компания.
При этом необязательно проводить масштабные мероприятия. Очень часто компании становятся спонсорами турниров для молодых игроков, причем спектр заинтересованных корпораций очень широк. Например, турниры по CS:GO для нетоповых команд спонсирует концерн «Калашников».
iBUYPOWER Masters IV
Как смотреть и все понимать?
Трансляции для домашнего просмотра ведутся на специальных стриминговых сервисах, вроде Twitch или Mixer. Как и в большом спорте, все матчи комментируют специально обученные люди, которые умеют нагнетать в нужные моменты или активно радоваться после красивых игровых ситуаций.
В редких случаях можно встретить трансляции для новичков, где, помимо комментариев, объясняют базовые правила игры. Таких трансляций мало, так что лучший способ понять происходящее в матче — сыграть самому. Если времени играть нет, достаточно запомнить условия победы. В шутерах и файтингах — это убийство противника, в МОВА и стратегиях — разрушение его базы, а гонщику достаточно прийти к финишу первым.
Роман Casperrr Лепёхин — один из главных голосов отечественного Dota 2 сообщества
А я могу стать киберспортсменом?
Да, и в теории это даже проще чем в обычном спорте. Для успешной карьеры в традиционном спорте нужно с детства посещать специализированную секцию, а лучше школу при команде, или попасться на глаза скауту и надеяться на удачу.
В карьере киберспорсмена с этим проще. В большинство игр встроена рейтинговая система, которая отсеивает игроков по навыкам. Достаточно забраться на вершину, или как можно ближе к ней, чтобы попасть в игры с профи. И даже если скауты не заметят, можно собрать свою команду и попытать удачу на открытой квалификации к ближайшему крупному турниру.
На словах это сделать просто, но на деле для этого нужно войти в 0,1% игровой базы. Совсем нетривиальная задача, но стоит помнить что почти все новые звезды последних лет, вроде Miracle- из Dota 2 или ropz из CS:GO, попали в киберспорт именно так.
Что такое киберспорт простыми словами и как туда попасть
В последнее время часто можно услышать слово киберспорт. Однако не все знают, что же такое киберспорт. Если говорить в двух словах – это соревнования по компьютерным играм. Поговорим более подробно о том, что такое киберспорт и чем он полезен, как стать участником таких соревнований, можно ли делать на них ставки и в какие игры на них играют.
Что такое киберспорт?
Киберспорт (изредка его еще называют компьютерным спортом) – это спортивное соревнование на основе различных видеоигр. Оно может быть:
История киберспортивных турниров берет свое начало в 1997 году. Тогда как раз начали набирать популярность онлайн-шутеры. Американцу Эйнджелу Муньезу пришла в голову идея сделать процесс игры захватывающим зрелищем. Он решает заняться организацией публичных соревнований и их прямой трансляцией, демонстрирующей летсплей, для чего 26 июня 1997 года создает организацию под названием Cyberathlete Professional League (CPL), которое можно перевести примерно как «киберспортивная профессиональная лига». Первой игрой, которая превратилась в спортивную дисциплину, стал популярный многопользовательский шутер Quake. Затем СPL стала организовывать турниры по известной игре Countre Strike 1.6.
Затея Муньеза оказалась весьма успешной: соревнования привлекли огромное количество игроков, зрителей, спонсоров и рекламодателей. Поэтому вслед за СPL появились и другие лиги. Одними из первых были World Cyber Games и Electronic Sports World Cup. Сегодня киберспортивное сообщество насчитывает сотни различных организаций, проводящих соревнования.
В настоящее время виртуальные турниры – официальный вид спорта. В России их тоже признали таковым.
Киберспорт способствует развитию игровой индустрии, поскольку турниры и другие мероприятия привлекают множество инвесторов и рекламодателей. Деньги, полученные от них, идут в том числе на создание новых игровых тайтлов.
Самый большой призовой фонд в киберспорте
Профессиональные киберспортсмены не играют «на интерес». Они получают средства от спонсоров и рекламодателей. Кроме того, каждое соревнование предусматривает приз для победителя, в роли которого может выступать один отдельно взятый игрок или команда. Призовые фонды турниров весьма солидные и могут насчитывать от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.
Мобильный киберспорт
В последнее время все большую популярность приобретают игры, разработанные для мобильных. Это связано с тем, что начинка смартфонов с каждым годом становится все мощнее и на современные сотовые телефоны по мощности аналогичны стационарным компьютерам середины 2000-х годов. Это сделало возможным разработку полноценных игровых тайтлов для этих устройств, а также портирование игр, созданных для ПК. Вполне естественно, что по этим играм начали проводить соревнования.
Следует отметить, что участвовать в мобильных киберспортивных соревнованиях гораздо сложнее, чем в обычных. Это связано прежде всего с особенностями управления игровым персонажем с помощью сенсорного экрана – оно не очень удобное и сильно отличается не только от управления с помощью клавиатуры и мыши, но и от управления посредством геймпада. Конечно, можно использовать специальный джойстик, подключающийся к смартфону, однако согласно правилам большинства спортивных мероприятий этот девайс запрещен.
Сообщество женщин в киберспорте
Игры проводят не только среди мужчин, но и среди женщин. Однако представительниц прекрасного пола среди киберспортсменов по статистике довольно мало. С чем это связано – непонятно.
Обычно соревнования проводят только между командами, члены которых одного пола (все как в настоящем оффлайновом спорте). Это связано с отличиями в физиологии и психической деятельности мужчин и женщин. У последних обычно не такая быстрая реакция, поэтому если против женской команды выставить мужскую, силы будут попросту неравны. Тем не менее, девушки также заняли в киберспорте прочную позицию.
Киберспортивные игры
На матчах играют во все игры. Однако чаще всего предпочтения отдают тем, в которых требуется проявление каких-либо навыков (быстрой реакции, применения определенной тактики, командной работы, стратегического мышления). Поэтому чаще всего соревнуются в шутерах и стратегиях. Ниже приведен топ наиболее популярных в сфере киберспорта в 2019 году у спортсменов тайтлов.
CS GO (Countre Strike Global Affwncive, КС ГО)
DOTA 2 (ДОТА 2)
MOBA стратегия в реальном времени в фэнтезийном антураже. Ее отличительная особенность – необходимость слаженного командного взаимодействия и стратегического мышления.
Players Unknowns Battlegrounds (также известна как PUBG, ПУБГ или ПАБГ)
Относительно недавно вышедшая корейская игра в жанре баттлрояль (королевская битва, то есть сражение всех против всех или нескольких команд друг против друга на выживание). Требует применения тактики, просчитывания своих действий на несколько шагов вперед, быстрой реакции, а при командной игре – хорошего взаимодействия членов команды.
Fortnite (Фортнайт)
Еще один баттлрояль. В отличие от PUBG здесь используются необычные механики, позволяющие строить защитные укрепления от врагов.
Overwatch (Овервотч)
Популярный онлайн-экшн, требующей слаженного командного взаимодействия, а также очень хорошей реакции игроков.
League of legends (Лига легенд)
Популярная MMO RPG, включающая в себя элементы стратегии в реальном времени. Здесь, как и во всех ролевых играх, победа зависит не только от реакции и стратегического мышления, но и от «прокачки» персонажа.
Tom Clancy ’s Rainbow six siege
Многопользовательский шутер от первого лица с элементами MOBA (каждый персонаж имеет свой класс и свои особенности). Отличительная особенность геймплея заключается в том, что одна команда нападает на другую. При этом обороняющаяся команда за короткий промежуток времени должна построить укрепления, помогающие в обороне.
Mobile legends
MOBA для Андроид смартфонов. Несмотря на название, схожее с League of legends, не имеет с ней ничего общего.
World of Tanks (Ворлд оф тэнкс, WOT)
Популярная игра, посвященная танковым сражениям.
Hearthstone (Хартстоун)
Карточная компьютерная игра по мотивам Warcraft.
Warface (Варфейс)
Игра на движке от немецкой студии CryTech, разработанная отечественной компанией Мейл.ру Групп. Представляет собой многопользовательский шутер от первого лица. Акцент в игровом процессе сделан прежде всего на быструю реакцию игроков – командная работа здесь не очень важна.
FIFA 19 (ФИФА 19)
Популярный симулятор футбольного матча. Тут все зависит от продуманной командной игры и четко выработанной стратегии.
Так что если среди названных есть ваша любимая игра, и вы в ней – настоящий мастер, можете попробовать применить свои игровые достижения в рамках киберспортивных соревнований.
Как попасть в киберспорт?
Если вы хотите стать профессиональным участником киберспортивной команды, то скажем сразу – ни в каких специальных игровых школах, курсах, секциях или кафедрах институтов этому не обучают. Попасть в команду можно только по приглашению от одного или нескольких его участников либо от менеджера. Чтобы получить такое приглашение, нужно прежде всего проявить себя на различных непрофессиональных онлайн-турнирах как способного игрока, занимать ведущие места на матчах. Кроме того, неплохо наладить связи в игровом сообществе. При этом никакого обучения киберспорту попросту не существует.
Есть и другой способ пробиться на профессиональный уровень и вступить в команду. Это участие в бесплатных соревнованиях. Некоторые турниры для начинающих киберспортсменов требуют внесения определенной платы за доступ к ним. Стоимость везде разная, но обычно она не очень высока. Записаться на подобные матчи можно на официальных сайтах их организаторов или в соответствующих группах в социальных сетях.
А вот стать одним из специалистов, организующих соревнования и сопровождающих их деятельность, гораздо проще. В числе таких специалистов:
Для этого нужно поступить на соответствующий факультет высшего учебного заведения, а затем посетить в поисках вакансий компании, занимающиеся организацией турниров. Готовят подобных специалистов множество ВУЗов или колледжей в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России (МГУ, РНУ, РУДН, и другие). Там можно получить профильное образование. Необходимо учитывать, что получение каждой из перечисленных профессий требует сдачи разных предметов на ЕГЭ и разных проходных баллов. Также немаловажным фактором является цена обучения.
Отметим, что для работы на стартовых позициях достаточно степени бакалавра, а вот для карьерного продвижения потребуется магистратура. Также следует сказать, что наиболее востребованная профессия, сопровождающая киберспорт – это менеджмент.
Факультет киберспорта
Несмотря на то, что большинство учебных заведений не готовят специалистов в области киберспорта, два российских университета все-таки это делают. Это:
Правда, готовят не непосредственно игроков, а специалистов в сопутствующих областях, о которых мы говорили выше (менеджеров, маркетологов и других). Однако, в отличие от традиционной подготовки, здесь сделан акцент на особенности работы, связанной с подготовкой, организацией и проведением киберспортивных соревнований.
Работа в киберспорте
Как мы уже говорили, попасть на работу в киберспорт относительно просто при наличии профильного образования и соответствующих вакансий в одной из компаний, проводящих турниры.
Фильмы про киберспорт
Киберспорт стал темой нескольких фильмов и сериалов. Ниже приведен небольшой список из наиболее популярных лент, имеющих положительные отзывы критиков и посмотревших их людей.
Ставки на киберспорт
Поскольку киберспорт официально признан спортивной дисциплиной, букмекерские конторы принимают ставки и на него. Правила их совершения аналогичны правилам совершения всех остальных ставок.
В настоящее время российские букмекеры дают возможность поучаствовать в пари, касающихся практически всех игровых событий, происходящих в мире.
Напомним, что участвовать в спортивных пари имеют право только совершеннолетние россияне, прошедшие процедуру подтверждения своей личности в букмекерской конторе или на ее официальном сайте.
Среди контор, которые принимают ставки на киберспортивные события, можно отметить:
Следует отметить, что этими букмекерами список далеко не ограничивается. И некоторые из них предоставляют бонусы, например 1XBet, по промокоду GEEKPLUS вы получите бонус на депозит.
Заключение
Киберспорт – это соревнования по компьютерным играм. Сегодня в большинстве стран мира (в том числе в Российской Федерации) они признаны официальной спортивной дисциплиной. Соревнуются в основном в шутерах и стратегиях, среди которых CS GO, PUBG, DOTA 2, Overwatch. Попасть в киберспортивную команду можно только по приглашению. А вот стать специалистом, сопровождающим турниры (например, менеджером), куда проще – нужно закончить профильный ВУЗ. О киберспортсменах снято множество художественных и документальных фильмов. Как и на другие спортивные события, ан игровые турниры принимаются ставки.
Как устроена киберспортивная студия и чем там занято столько людей? Мы все узнали
С киберспортом уже давно принято считаться: древние шутки про травму от клавиатуры и мышки показывают лишь невежество остряка. Топовые турниры проходят на огромных площадках, суммы призовых считают в миллионах, а наблюдают за игрой десятки тысяч человек. Обязательный компонент любой спортивной трансляции — ведущие, и слушать их порой интереснее, чем следить за матчем. Onliner вместе с Samsung Galaxy S20 Ultra продолжает изучать киберспорт, поэтому мы поговорили с комментатором VOKA League и узнали, как происходит организация матчей и как устроена сама студия, из которой идет трансляция.
О разнице форматов
Вообще, киберспортивный турнир обычно проходит в одном из трех форматов:
Эти три стандарта с небольшими изменениями перешли в киберспорт из спорта обычного, говорит куратор киберспортивного направления VOKA Наталья Сафонова:
— Самые яркие эмоции дарят, конечно, форматы, когда зрители собираются вместе — на LAN-турнире или пабстомпе. Мы пригласили болельщиков на совместный просмотр первого финала VOKA League, и было видно, что люди полностью погружены в экраны. Атмосфера в зале была даже более живой и эмоциональной, чем в студии. Зрители кричали, хлопали на голевых моментах. Живой обмен эмоциями ни с чем не сравнится.
Правда, сейчас таких ивентов мало: из-за пандемии коронавируса практически все мероприятия либо отменили, либо перевели в онлайн-формат.
Ведущим приходится учитывать формат турнира, и больше всего стресса — на LAN-мероприятиях:
— Любая живая трансляция предполагает много сложностей и особенностей. Кто-то волнуется, какая-то техническая заминка, не могут вовремя начать — комментаторы должны быть отчасти шоуменами, вовремя повысить тональность голоса, обозначить сложный и интересный момент, плюс им нужно разбираться в киберспортивной дисциплине. Но основной талант комментатора — это не просто «пою о том, что вижу», но и обрамление всего аналитикой, своими прогнозами и гипотезами относительно дальнейшего развития игры.
Киберспорт по-прежнему остается довольно нишевым развлечением, поэтому в индустрии дефицит подходящих ведущих: дисциплин много, а каждую игру нужно знать досконально (правила, лексику, героев) и еще ориентироваться в командах, и это не говоря об идеальной дикции и знаниях фонетики, чтобы без «средства́» и «позво́нит». Как таковой «школы киберспортивного комментатора» нет: кто-то становится ведущим матчей после завершения карьеры киберспортсмена, кто-то — просто шоумен, который увлекается видеоиграми. В последнее время часто встречаются комментаторы, выросшие из стримеров.
Обычно на матч ставят двоих комментаторов. Во-первых, так проще: если один что-то упустит, второй подскажет. Во-вторых, у них немного разная специфика: подбирают эксперта по игре и разговорчивого человека, который может и не знать всех тонкостей, но благодаря яркой речи будет держать зрителей у экранов.
«Если говорить не о чем, у вас как у комментатора проблемы»
Павел Скрипко стал комментатором по завершении карьеры киберспортсмена.
— Я играю профессионально с 2005 года и комментирую с 2013-го. Был профессиональным игроком в Warcraft 3, играл за сборную Беларуси и представлял страну на международных соревнованиях.
— Успешно?
— Да, довольно-таки. Не раз обыгрывали Россию, например.
— Как стали комментатором?
— Знакомый, который организовывал турниры по Starcraft 2, предложил стать комментатором. Ныне покойный Алексей Бурдыко тогда открывал Game Show Studio, и была вакансия комментатора. Я решил посвящать больше времени реальной жизни и подумал, что можно совместить хобби с профессией.
— Комментировать обычный спорт не думали?
— Киберспорт мне намного интереснее, он динамичнее для наблюдения.
— Сколько дисциплин можете комментировать?
— Давайте загибать пальцы: Dota 2, CS, Starcraft, Warcraft, Heroes of the Storm, Valorant, Overwatch, League of Legends (но давайте ее не считать, я не очень хорошо знаю игру), Hearthstone, FIFA — вот, кстати, к вопросу о комментировании реальных видов спорта.
— Много времени нужно на освоение новой дисциплины? Когда становитесь уверены, что сможете комментировать матч в ней?
— Все зависит от человека: чтобы наработать базу знаний, требуется поиграть в дисциплину — разобраться в мелочах и деталях. Главное, играть самому и смотреть крупные матчи с участием профессионалов.
— Когда матч комментируют два человека, как они делят, кто и что будет говорить?
— Зависит от синергии людей, чтобы они друг друга не перебивали — в таком случае, как и в живом разговоре, будет несвязная речь, и зрителям это неинтересно. Внутренняя симпатия к собеседнику, умение поддержать разговор — собственно, речь идет сугубо о профессионализме.
— Как готовитесь к трансляции? Разминаете голосовые связки?
— У многих при игре возникает проблема: если съешь что-нибудь, внимание рассеивается. Хочется отдохнуть, полежать. Поэтому я только пью обычную воду — это помогает сохранять остроту сознания и не терять мелочи.
А сама подготовка к матчу — ищу слухи и новости, которые будут интересны зрителям: что происходит в командах, какие изменения ждут саму игру. В отличие от обычного спорта, здесь дисциплины постоянно обновляются, что вносит изменения, и это может сильно влиять на игровой процесс.
— Что делаете, когда говорить не о чем, но хоть что-то комментировать нужно?
— Если говорить не о чем, у вас как у комментатора проблемы. Даже когда ничего динамичного не происходит (заминка, пауза, технический «косяк»), все зависит от вашего умения заранее найти и заготовить истории, рассказать что-нибудь из личной практики, поговорить с пользователями из чата.
— Смешные ляпы были?
— Да, особенно в начале карьеры. Порой на эмоциях могло вырваться что-то на грани цензуры, причем даже сам не всегда замечаешь это. Самое главное, не заострять на «косяке» внимание. Если вас в студии двое, коллега поможет замять момент, и вы будете комментировать матч дальше. И, в отличие от телевидения, у нас все не так жестко в плане рамок допустимого.
— Комментатор может болеть за какую-то команду?
— Может, но мне все-таки кажется, что нужно болеть за красивую игру. Зрителю вряд ли понравится, если комментатор вдруг окажется против его команды.
Зачем столько мониторов
В студии VOKA Valorant Championship к нашему приезду заканчивалась подготовка к трансляции матча в шутере Valorant. Почему-то воображение рисовало огромные пульты с россыпью кнопок и переключателей — вроде тех, что используют музыканты для записи треков. Но для работы студии достаточно мощных ПК (используются Ryzen 3800X и Nvidia GeForce 1660), стабильного интернета и небольшой команды, которая целиком отвечает за то, что видят и слышат игроки.