Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности

Кейсы с заданиями по формированию финансовой грамотности у воспитанников/обучающихся

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 143» г. Хабаровска

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

г. Хабаровск, 2020 г.

Кейсы с заданиями предназначены для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

В каждом кейсе три компонента:

1. Введение минимума необходимых знаний и умений.

2. Введение проблемных ситуаций и учебно-игровых действий учащихся в них.

Модуль I . Управление личными финансовыми денежными средствами и формирование семейного бюджета.

В кейсе представлены несколько заданий/упражнений по каждому компоненту.

Педагог выбирает задание/упражнение/ситуацию в зависимости от цели и задач.

1. Введение минимума необходимых знаний и умений:

Цель: познакомить детей с понятием «финансы», уточнить знания о личных денежных средствах, дать представление о формировании семейного бюджета.

— Рассказы для детей. История денег (П. Кошель). Обсуждение.

— Презентация «Откуда берутся деньги».

— Беседа по теме, ответы на вопросы воспитателя.

2. Введение проблемных ситуаций и учебно-игровых действий учащихся в них:

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о финансах, личных денежных средствах, дать представление о формировании семейного бюджета.

Цель: закрепить знания детей о деньгах, развивать умение их классифицировать по разным признакам.

Д/и «Каталог товаров»

Цель: развивать умение соотносить цену товара и наличие денег, воспитывать уверенность в себе.

Д/и «Какой товар лучше?»

Цель: дать воспитанникам понятие «Спрос зависит от качества товара».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Цель : на примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Цель : расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство (одни трудятся, а другие хитростью или неблаговидными делами стремятся получить большие деньги); воспитывать уважение к честным и трудолюбивым героям сказок.

— расширить знания детей о возникновении денег, их назначении;

— закрепить представление о порядочности, экономности, бережливости;

— развивать память, внимание, речь;

Мозговой штурм «Учимся распоряжаться деньгами»

Цель: закрепить детские представления о «финансах», личных денежных средствах, разумных тратах.

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, познакомить с основами финансового планирования, дать представление о формировании бюджета денежных средств; активизировать словарь (бюджет, товары, услуги, деньги и т. д.)

Вариант 1. Коллективное обсуждение «Как распоряжаться имеющимися финансами, чтобы расходы не превысили доходы», «Какие траты являются первостепенными, а какие можно отложить» и пр.

Вариант 2. Предложить практику «Таблица расходов» в качестве домашнего задания. Ребенок дома с помощью родителей сможет закрепить полученные знания и представления о планировании семейного бюджета.

Цель: закрепить и систематизировать знания о «финансах», личных денежных средствах, формировании семейного бюджета.

Вопросы могут быть такими, например:

— Что такое деньги? Как они появились?

— Каково назначение денег?

— Откуда берутся деньги?

— Где можно потратить деньги?

— Как вы думаете, отличаются ли друг от друга понятия «Товары», «Услуги», «Развлечения»?

— Какие траты могут считаться первостепенными?

— Какие траты можно отложить? От каких отказаться?

— Нужно ли покупать товар/продукт, который очень хотелось приобрести, но он оказался некачественным?

— Нужно ли тратить все имеющиеся деньги?

— Что такое «Карманные деньги» и т. д.

Модуль 2. Банковские услуги населению.

1. Введение минимума необходимых знаний и умений:

Цель: формировать элементарные представления о банках и банковских услугах населению.

Чтение художественной литературы, рассказов и сказок (Дюймовочка, Приключения Буратино, Что такое банк (П. Кошель), Незнайка на луне и др.)

Цель: подготовка к формированию основ финансовой грамотности.

Цель: закрепить знания о деньгах, их назначении, о способах получения денег, развитие речи, памяти, логического мышления.

Цель: уточнить представление о грамотном распоряжении денежными средствами, о способах сбережения и хранения денег.

2. Введение проблемных ситуаций и учебно-игровых действий учащихся в них:

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о финансах, личных денежных средствах, дать представление о формировании семейного бюджета.

Цель: познакомить со способами сбережения денежных средств на примере копилки (практика «Мини – банк»), закрепить представления о принципах финансового планирования (сначала зарабатываем, потом тратим; не тратим больше, чем зарабатываем и т. д ).

Предложить ребятам создать «Мини-банк». Предоставить право выбрать самим, кто будет отвечать за сбор и хранение монет («дошколиков»). Обсудить, на какую крупную покупку дети «собирают» деньги в «Мини-банке».

Ситуативный разговор «Как сохранить свои сбережения»

Цель: сформировать представление о банковских услугах и грамотном хранении денежных средств.

Цель: закрепить знания о «финансах», личных денежных средствах, семейном бюджете; сформировать элементарные представление о способах сбережения денег, банковских услугах.

Цель: научить считать деньги.

Д/и «Услуги и товары»

Цель : уточнить и систематизировать сведения об услугах и товарах, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках; воспитывать уважение к труду.

Практика «Совместные крупные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, познакомить с основами финансовой безопасности, со способами приобретения товаров в кредит.

Познавательный маршрут «Банкомат»

Цель: познакомить с работой банкомата, дать представление о банковской карте и правилах финансовой безопасности при пользовании банкоматом.

Настольно – печатные игры «Монополия», «Банковское дело»

Цель: в игровой форме дать представление о финансовых событиях и понятиях, ценности денег и человеческих отношениях в бизнесе.

Кроссворд «Финансовая азбука»

— закрепить знания о финансах, личных денежных средствах, формировании семейного бюджета;

— систематизировать представления о способах сбережения и приумножения денег с помощью банков;

Книжка – раскраска «Как сорока карту потеряла»

Цель: закрепить представление о финансовой безопасности.

Модуль 3. Работа с финансовыми инструментами.

Цель: формировать элементарные представления о получении прибыли и финансовой безопасности.

1. Введение минимума необходимых знаний и умений:

Словесная игра «Что мне нужно»

Цель: научить детей различать потребности (желания) и возможности.

Чтение художественной литературы В. Бианки «Как звери к зиме готовятся», русских народных сказок «Мена», «Морозко», Ш. Перро «Кот в сапогах» и др.

Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал» с последующей беседой.

Цель: на примере сказочных героев дать представление о способах вложения сил, средств для получения благ/прибыли.

Настольно – печатные игры «Монополия», «Банковское дело»

Цель: в игровой форме уточнить и закрепить представления о финансовых событиях и понятиях, ценности денег и человеческих отношениях в бизнесе.

2. Введение проблемных ситуаций и учебно-игровых действий учащихся в них:

Познавательный маршрут « Финансовый интерес»

Цель: создать условия для формирования основ финансовой грамотности и ознакомления с финансовыми инструментами, способах получения прибыли.

Интерактивная игра «Я – предприниматель»

Цель: формировать основы финансовой грамотности при работе с финансовыми инструментами.

Цель: в игровой форме продемонстрировать, как можно инвестировать деньги в бизнес с целью получения прибыли; пополнить словарь (инвестиции, акции, облигации, сделка, прибыль и др.).

Отгадывание загадок «Занимательная экономика»

Цель: развивать ассоциативное и логическое мышление, закрепление знаний по теме.

Сборник занимательных задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов»

Цель: закрепить представления о финансах, финансовых инструментах, финансовой безопасности.

Источник

Игры по финансовой грамотности кейс «Расходы семьи»

ПРОЕКТ «СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И
РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Сценарий чемпионата/практикума по решению кейсов «расходы семьи»

Сценарий разработан ЗАО «ПАКК»

по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта

«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Сценарий предназначен для свободного использования любыми заинтересованными лицами, занимающимися просвещением в области финансовой грамотности. При использовании сценария необходимо ссылаться на разработчиков

1.описание мероприятия

Мероприятие позволяет разобрать с участниками кейсы-ситуации различных типов домохозяйств, проанализировать и распланировать их расходы, распределив их по категориям.

Цель и задачи мероприятия

Цель мероприятия – научить участников планировать и рассчитывать размер предполагаемых расходов на основе потребностей разных типов домохозяйств и их членов.

научить формулировать потребности домохозяйства и определять их приоритетность;

дать представление о примерной величине расходов домохозяйств разных типов;

научить распределять расходы домохозяйств по разным видам;

развить умение планировать расходы на основе разных потребностей и особенностей домохозяйства с учетом инфляции.

Краткая характеристика мероприятия

Таблица 1. Основные параметры мероприятия

Чемпионат/практикум по решению кейсов

В одной аудитории – 4 команды по 3-4 человека

1-2 модератора на каждые 4 команды и дополнительно 3 члена жюри, если принято решение его привлекать

2-2,5 часа, в зависимости от выбранного формата

Финансовая грамотность предполагает умение планировать свои расходы во времени, исходя из потребностей разных членов домохозяйства. Решение кейсов позволяет решить эту задачу в доступной для возраста участников форме – путем планирования расходов для вымышленного домохозяйства. В рамках данного мероприятия участникам предлагается спланировать расходы семьи на двухлетнем временном горизонте, исходя из заданной легенды домохозяйства, а затем презентовать свое решение устно, проиллюстрировав его на листе ватмана.

Кейс – это приближенная к реальности ситуация, в которой необходимо выбрать из нескольких существующих вариантов. В отличие от стандартных задач, в кейсах, как и в жизни, нет правильного решения, однако можно выделить определенные критерии для оценки оптимальности решения. По данным критериям жюри (или ведущий) могут сравнить представленные решения и выделить лучшее.

В данном мероприятии участники вынуждены анализировать заданные характеристики домохозяйств, рассматривать различные варианты расходования средств и выбирать оптимальный. В процессе решения кейсов они учатся самостоятельно расставлять приоритеты и принимать финансовые решения.

Решение данных кейсов позволяет участникам задуматься об уровне реальных расходов домохозяйств и потренироваться в принятии финансовых решений. Командная работа при этом способствуют обмену информацией и более широкому видению задач. По итогам решения кейса у участников должны появиться вопросы об уровне конкретных расходов, ответы на которые они смогут получить у родителей, вернувшись домой.

Мероприятие может быть организовано в двух форматах:

Практикум по решению кейсов – предполагает самостоятельную работу участников и последующий подробный разбор каждого решения по критериям, обсуждение решений с другими командами. Данный формат лучше подходит для неподготовленной и немотивированной к кейс-чемпионату аудитории, т.к. он позволяет больше времени уделить объяснению формата, получению участниками обратной связи и формированию необходимых умений (планировать расходы, представлять решения визуально и устно), тогда как в чемпионате эти умения оцениваются как уже сформированные.

Соответственно, у двух данных форматов отличается план по времени. В обоих присутствует соревновательная составляющая, т.к. качество составленных планов оценивается присуждением или снятием баллов. В обоих случаях определяется победитель.

Мероприятие по решению кейсов является простым в организационном плане и эффективным с содержательной точки зрения.

Источник

Применение кейс-технологии в финансовой грамотности

Применение кейс-технологии в курсе внеурочной деятельности «Уроки финансовой грамотности»

Кейс-технологии – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. Суть кейс-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся

Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

Высокая эффективность кейс-метода

1) развитие навыков структурирования информации;

2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;

6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;

7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

1) повышение мотивации учения у обучающихся;

2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.

Требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

Кейс–метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов: Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

В начале нужно ответить на три вопроса:

— Для кого и чего пишется кейс?

— Чему должны научиться дети?

— Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

-Структурирование учебного материала

-Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Примерная структура кейса

1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

3. Комментарий ситуации, представленный автором

4. Вопросы или задания для работы с кейсом

Примерами использования метода могут служить кейсы по финансовой грамотности, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

На занятиях по финансовой грамотности обучающиеся анализируют доходы и расходы семьи, составляют личный финансовый план, на следующем этапе перейдут к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. Часть математических заданий посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов. Обучение финансовой грамотности дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения, ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора и, наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

Кроме того, школьники должны будут научиться самостоятельно составлять и заполнять простые формы и документы— заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.

В интерактивной, игровой форме для школьников 5-9 классов обучение финансовой грамотности происходит быстрее. На занятиях предлагаются кейсы с практическим содержанием, можно проводить мероприятия в формате коммуникативных и финансовых боев (авторы методики Лозинг В.Р., Лозинг Д.В.).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Кейс по финансовой грамотности «Юный финансист»

Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности. Смотреть фото Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности. Смотреть картинку Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности. Картинка про Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности. Фото Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности Ольга Шевцова
Кейс по финансовой грамотности «Юный финансист»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям.

Формирование финансовой грамотностиу подрастающего поколения подтверждено нормативной базой:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. (пункт 6 часть 1 статья 6 ФГОС ДО). Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

2. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Финансовая грамотность – это особое качество, формируемое у людей с самого раннего возраста.Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Вопросам финансовой грамотности дошкольников в нашем детском саду уделяется большое внимание. Чтобы повысить знания детей в данном направлении, нами было создано замечательное интерактивное пособие – кейс «Юный финансист».

При использовании данного оборудования мы ставим перед собой следующие задачи:

— познакомить дошкольников с историей денег, банкнотами разных стран;

— формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами и их целевому назначению;

— формировать у дошкольников положительную мотивацию к формированию финансовой культуры;

— повышать компетентность родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.

Наш кейс легко трансформируется в лэпбук и банкомат.

Лэпбук функционален с двух сторон и включает в себя различные задания для детей:

— ребусы и загадки, которые позволяют познакомить дошкольников с банкнотами, ….Например:

— экономические сказки, в которых рассказывается о различных торговых отношениях, позволяющих формировать у дошкольников положительную мотивацию к финансовой культуре.Например: сказка «Золотое яйцо», которая учит экономической безопасности.

— собраны пословицы и поговорки о деньгах, банке, обмене.

Кроме этого, мы предлагаем выполнить совместные упражнения, например по распределению семейного бюджета, доходах и расходах семьи, о способах экономии и бережливости денег, что повышает компетентность родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка, помогает родителям формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами и их целевому назначению.

Следующей составной частью нашего оборудования является банкомат, который может служить как атрибут сюжетной игры, а так же как кейс. В нем собраны различные игры, упражнения, а так же атрибуты для творческих игр.

Для формирования у детей начальных навыков обращения с деньгами и их целевому назначению собраны разнообразные дидактические игры.

Играя в эту дидактическую игру, дошкольники отправляются в магазин со списком покупок, берут тележку и направляются в тот продуктовый отдел, который им нужен. Собирают в тележку продукты только из списка. Данная игра позволяет ребятам почувствовать себя участниками торговых отношений, при этом приобрести только товары в соответствии с заранее полученным списком, что позволяет уберечь ребёнка от бесполезных расходов.

Изучая банкноты разных стран, ребята закрепляют свои знания с помощью дидактической игры «Из какой страны деньги?»

Использование данного оборудования в образовательном процессе позволило сформировать у дошкольников начальные навыки планирования и целевого назначения и использования денег, заложить основы нравственно-этических привычек, которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

Чем раньше ребенок освоит азы финансовой грамотности, тем проще ему будет понять, как устроен наш мир, и выбрать профессию.

Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности. Смотреть фото Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности. Смотреть картинку Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности. Картинка про Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности. Фото Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотностиПланирование на Неделю финансовой грамотности с детьми 4–5 лет Понедельник НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег». Чтение экономической сказки для детей дошкольного возраста «Хранители.

Конспект НОД по финансовой грамотности «Деньги с другой планеты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности. Смотреть фото Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности. Смотреть картинку Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности. Картинка про Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотности. Фото Что такое кейс технологии в обучении финансовой грамотностиКонсультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *