Что такое керосиновая фракция
Керосино-газойлевая фракция (КГФ)
Керосино-газойлевая фракция (КГФ) – это фракция нефти, получаемая в процессе ее прямой перегонки, крекинга и коксования. В составе содержатся углеводороды сложного строения и дополнительные примеси: кислород, сернистые и азотистые соединения и пр. Нефтепродукт представляет собой жидкость от светло-желтого до бледно-коричневого цвета, выступает аналогом дизельного топлива.
Фракционный (химический) состав
Керосино-газойлевая фракция характеризуется температурой выкипания 180-350 °C. Керосиновые выкипают в широких (200-300 °C) и узких пределах (200-250 °C), а газойлевые – при 250-400 °C. Химический состав КГФ более сложный, чем у бензиновых. В нем кроме моноциклических содержатся бициклические и трициклические углеводороды.
Технические характеристики керосино-газойлевых фракций:
Плотность КГФ не нормируется, но определяется при производстве в ходе лабораторных испытаний.
Способы получения
На большинстве нефтеперерабатывающих заводов керосино-газойлевую фракцию получают в качестве промежуточного продукта в виде бокового погона ректификационных колонн. В ряде случаев керосиновую и газойлевую фракцию перегоняют отдельно. Другим способом производства выступает деструктивная гидрогенизация углей, смол и тяжелых нефтяных остатков с последующей гидроочисткой.
Способы (область) применения
Керосино-газойлевую фракцию используют при производстве дизельного, печного, газотурбинного и реактивного топлив. Нефтепродукт применяется в качестве присадки, улучшающей низкотемпературные свойства, т. е. помогает снизить температуру застывания дизтоплива. Утяжеленная керосино-газойлевая фракция с пределами выкипания 195-315 °C применяется в качестве реактивного топлива для сверхзвуковых самолетов.
При получении реактивного топлива требуется удаление примесей, содержащихся в КГФ. Концентрация серы не должна превышать по массе уровня 0,05-0,40%. Для дизтоплива верхняя граница составляет 0,035-0,300%. Наряду с очищением от сернистых соединений при гидроочистке удаляют фенолы, снижающие воспламенительные свойства топлива, вызывают коррозию и нагарообразование.
После гидроочистки КГФ включают в состав тракторного топлива и флотского мазута (не более 22%), используют в качестве дизельного топлива, а также сырья для установок каталитического крекинга и гидрокрекинга с целью получения максимального выхода высокооктанового бензина и наилучшего перераспределения водорода. При использовании высокоактивных катализаторов с индексом активности 2-35 получается повышенный выход газа и бензинов с высокими моторными качествами и повышенной химической стабильностью.
Путем хлорирования КГФ, в ходе которого образуется алкилхлорид, выполняется алкилирование бензола или нафталина с целью получения алкилакрилсульфонатов (поверхностно-активных веществ (ПАВ), играющих роль синтетических моющих средств).
Особенности транспортировки и хранения
Керосино-газойлевые фракции хранят в герметичных емкостях и доставляют автомобильными или железнодорожными цистернами. Чаще всего используется автотранспорт как наиболее экономичный и быстрый способ доставки. Автоцистерны должны комплектоваться огнетушителями и заземляющими устройствами, обеспечивающими отвод статического электричества в землю.
При транспортировке должен быть пакет документов, включая путевой лист с маркировкой опасного груза, свидетельство соответствия автотранспорта требованиям ДОПОГ, свидетельство ДОПОГ у водителя и инструкции о его действиях в непредвиденной ситуации.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Как нефтепродукты керосино-газойлевые фракции регламентируются ГОСТ 2177-99 и ГОСТ 26098-84. Производство реактивного топлива регламентируется ГОСТ 10227-2013.
Нефтяные фракции
Современная цивилизация строится на использовании углеводородов, в частности нефти и продуктов ее переработки. При этом значение данного полезного ископаемого не ограничивается лишь тем, что оно является источником моторного топлива. Напротив, существуют целые промышленные производства – нефтеперегонные и нефтехимические, которые имеют большое значение для экономики нашей страны, а продукты перегонки нефти в последующем используются практически в каждой отрасли народного хозяйства.
Массовое использование нефтепродуктов – явление, которое имеет свои корни в относительно недавнем прошлом. По сути, до XIX века нефтяные промыслы были единичными и использовали «черное золото» в основном в качестве освещения и отопления. Однако было вполне очевидно, что именно развитие нефтяной промышленности обеспечит технологический прорыв человечества. Недаром известный русский ученый Д. И. Менделеев сравнивал использование нефти для отопления со сжиганием для этих целей ассигнаций (бумажных денег).
В то же время следует понимать, что сырая нефть в чистом виде, которая добывается в скважинах, практически не имеет применения, по крайней мере, на сегодняшний день. Используются же продукты переработки, а для ее осуществления необходимо наличие развитых нефтеперерабатывающих мощностей.
Что такое фракционный состав нефти
Нефть – уникальное природное полезное ископаемое, которое представляет собой черную жидкость маслянистой консистенции, имеющую специфический вид и запах. На сегодняшний день нет единого научного мнения о ее происхождении в природе. Так, наиболее популярная теория гласит, что процессы нефтеобразования проходили миллионы лет, а само полезное ископаемое являет собой остатки органических веществ. Иными словами, нефть образовалась из очень древних живых организмов.
Несмотря на то что данная теория получила всеобщее признание, отдельные ученые заявляют, что этот природный ресурс имеет абиогенное происхождение. Иными словами, нефть есть результат химического и физического воздействия высоких температур и давления на неорганические вещества.
Это полезное ископаемое крайне неоднородно распространено по планете. Так, наиболее крупные месторождения приходятся на районы Персидского и Мексиканского заливов, Западную Сибирь, Каспий, Норвежское море и т. д. На сегодняшний день многие из них близки к исчерпанию, что заставляет правительства и нефтяные компании проводить усиленную геологоразведку и совершенствовать методы нефтедобычи для разработки более труднодоступных участков залегания ресурса.
Нефть имеет крайне сложный химический состав. По сути, она состоит из огромного количества различных соединений, обладающих разной молекулярной массой. На сегодняшний день не существует методик, которые бы позволили получать из нефти-сырца необходимый конечный продукт. Однако возможно разделение ее на фракции, углубленная переработка которых позволяет решить данную проблему.
По сути, фракция нефти представляет собой определенную группу соединений, объединенных общими химическими свойствами. Основной их особенностью выступает тот факт, что выкипают они только в определенном температурном интервале. Это их свойство позволяет осуществлять процесс ректификации, то есть первичной перегонки нефти. При использовании различных методов очистки происходит вторичная перегонка для получения более качественного продукта.
В соответствии со стандартами, принятыми в нефтеперерабатывающей промышленности, существует определенная градация фракций. Так, они бывают:
В их число входят петролейная и бензиновая фракции. Они образуются при температуре до +140 градусов.
Считаются лигроиновые, керосиновые и дизельные. Вместе с легкими они относятся к светлым нефтяным фракциям.
При высокой температуре, составляющей более +350 градусов, и в условиях вакуума образовывается мазут (темная фракция). Из него путем углубленной перегонки получают вакуумный газойль, а также гудрон в качестве остатка.
Виды и свойства нефтяных фракций
Современные методы нефтепереработки позволяют проводить ректификацию сырой нефти для получения соответствующих фракций. Они имеют разные физико-химические свойства и, соответственно, применяются в различных отраслях промышленности и сферах народного хозяйства. Разберем каждую фракцию более подробно.
Петролейная
Является наиболее быстровыкипаемой фракцией и выделятся при ректификации одной из первых. Также она известна под некоторыми другими названиями. Несколько устаревшим среди них является термин «петролейный эфир», что говорит о летучести и легкости этих нефтяных соединений. Название «масло Шервуда» более распространено в западных странах.
Петролейный эфир состоит из легких углеводородов, преимущественно пентанов и гексанов. По своему внешнему виду он представляет собой несколько маслянистую совершенно бесцветную жидкость, плотность которой довольно низкая.
Температуры, при которых происходит выделение петролейной фракции, также весьма небольшие и составляют от +45°С до +70°С для легкого эфира и от +70°С до +100°С для тяжелого.
Масло Шервуда используется, в первую очередь, в качестве растворителя, в том числе и в нефтеперерабатывающей промышленности, а также представляет собой довольно экологичное и дешевое топливо для небольших горелок и зажигалок.
Бензиновая
Состав бензиновой фракции намного более сложный по сравнению с петролейной. В ее числе элементы на парафиновой основе, такие как: циклогесксан, метилциклопент и некоторые другие. В целом, имеется более 200 различных химических веществ.
Следует отметить, что количество различных видов углеводородов в составе бензиновых соединений может быть различным, равно как и октановое число. Оно непосредственно зависит от качества нефти из конкретного месторождения. Для повышения качества конечного продукта нередко используется нефтяная смесь.
Получают соединения бензинового типа при температуре от +100°С до +140°С.
Продукты углубленной переработки используются для получения топлива для двигателей внутреннего сгорания (тот же автомобильный бензин), а также ароматических эфиров, используемых в нефтехимической промышленности.
Лигроиновая
За счет того, что содержание нафтенов в ней значительно превышает количественное число парафинов, эта фракция также известна под названием «нафта». Кроме этого, она содержит большое количество ароматических эфиров.
Температура, при которой возможно вскипание нафты, составляет от +140°С до +180°С. Здесь же следует отметить, что в ее составе довольно большое естественное содержание серы.
Лигроиновые фракции используют для того, чтобы получить керосин и реактивное топливо. Кроме этого, из тяжелой нафты получается бензин с высоким октановым числом. В промышленности ее используют в качестве растворителя.
Любопытный факт, что до того момента, как стали использовать специальное дизельное топливо, именно нафта применялась для изготовления топливных смесей для тракторов, грузовиков и проч.
Керосиновая
В состав керосиновой фракции входят углеводородные соединения с углеродным числом от 6 до 12. При этом в ней отмечается повышенное содержание изопарафинов. И, напротив, содержание ароматических углеводородов относительно низкое.
Получают ее при температуре от +180°С до 315°С.
Данная фракция является основной для получения качественного реактивного топлива, для чего используется метод гидрокрекинга.
Кроме этого, она применяется для изготовления керосина, получаемого в качестве топлива для осветительных фонарей, а также уайт-спирита – широко распространенного в промышленном производстве растворителя.
Дизельная
Дизельное топливо получают из нефти при температуре кипения от +220°С до +350°С. Применяется в дизельных двигателях. В своем составе содержит циклогексаны и циклопентаны. Отмечается большое количество нафтенов при небольшом содержании ароматических углеводородов. В зависимости от качества нефти в дизельном топливе может присутствовать небольшое число органических веществ.
Следует отметить, что двигатели подобного типа используются в транспортных средствах, которые применяются для работы в довольно суровых климатических условиях. При низких температурах дизельное топливо может застыть. Чтобы этого не произошло, при нефтеперегонке используются методы дополнительной дефрагментации для снижения количества содержания в нем нафтенов. Также качество дизеля повышается за счет применения катализаторов гидроочистки, что, впрочем, относится ко всем легким фракциям.
Мазут
Открывает класс тяжелых нефтяных фракций. Его получают при температуре от +350°С до +500°С. При этом используется метод вакуумной перегонки.
Мазут представляет собой вязкую субстанцию с температурой застывания от +10°С до +40°С.
Его состав многокомпонентен. Так, имеются сложные углеводороды с молекулярной массой до 1000. Кроме этого, присутствуют нефтяные смолы. Имеются органические соединения.
Практическое использование мазута зависит от степени его вязкости. Согласно стандартам по этим критериям выделяются три его вида. Все из них используются в качестве топлива на ТЭЦ и небольших теплоподстанциях.
Гудрон
Эта фракция являет собой остаток после выкипания всех остальных. Гудрон содержит большое количество всевозможных примесей и тяжелых металлов. Кроме этого, в его составе имеются парафины, нафтены, ароматические углеводороды невысокого качества.
Остаток после ректификации нефти имеет широкое промышленное применение. Так, из него делают технологический кокс и битум, которые используются при строительстве автодорог и в строительной сфере.
Методы определения фракционного состава нефтепродуктов
Такое сложное по своему составу полезное ископаемое как нефть имеет разное качество. Оно зависит от конкретного месторождения. Кроме этого, даже в пределах одного из них нефть в разных слоях залегания также имеет неоднородный состав. В этой связи анализ фракционного состава нефтепродуктов имеет принципиальное значение в нефтеперерабатывающей промышленности.
Сегодня на территории стран СНГ действует единый стандарт этой процедуры, установленный межгосударственным ГОСТом 2177-99, который полностью соответствует международному ISO 3405-88.
Так, выделяется два метода определения наличия фракционного состава нефти.
Применяется для легких фракций нефти. Для этого используется специальный прибор, который изготовлен из особого закаленного стекла, способный выдержать высокую температуру.
Сам метод заключается в планомерном нагревании испытуемого образца (примерно 100 мл нефтепродукта). При этом при помощи специальных формул и графиков фиксируется начало и окончание парообразования, а также объем полученного продукта в рамках каждого температурного диапазона.
Принцип проведения исследования аналогичен тому, что используется в методе А, однако в качестве оборудования используются специальные приборы, которые создают крайне высокие температуры в условиях вакуума. Применяется для определения состава тяжелых фракций.
Керосин
Керосин – это смесь углеводородов (от C8 до C15), кипящих при температуре от +150 до +250 °C. Внешне продукт представлен прозрачной или слегка желтоватой маслянистой жидкостью.
Фракционный (химический) состав и характеристики керосина
Керосин представляет собой один из видов светлых нефтепродуктов, характеризующихся высокой степенью очистки. Керосин был первым продуктом, который стали производить путем нефтеперегонки. На сегодня в мировом производстве он занимает 5% от всего объема перерабатываемой нефти.
Основные фракции в составе керосина:
Сернистые соединения содержатся в керосине в небольшом количестве, что обеспечивает соответствие экологическим нормам при использовании нефтепродукта в местах нахождения человека. Ввиду различия в процентном содержании компонентов при ответственном применении керосин предварительно подвергают лабораторным испытаниям.
Керосин легко воспламеняется, а его пары образуют с воздухом взрывоопасные смеси. Опасной концентрацией в зависимости от углеводородного состава считаются 0,6-8%. Нефтепродукт нерастворим в воде. Обладает высокой стойкостью к детонации, поэтому безопасен при использовании на большой высоте.
Способы получения керосина
Светлая жидкость (керосин) получается в ходе переработки нефти. Продукт образуется при выкипании сырья при температуре 250-315 °C. Керосин как более легкая фракция при нагревании отделяется от тяжелых, таких как мазут. Дополнительно продукт могут подвергать гидроочистке (очистке водой).
Способы (область) применения
Керосин используют во многих сферах: бытовой, промышленной, технической. В зависимости от области применения он делится на несколько видов:
Дополнительно технические марки распространены при резке металла, пропитывании кожи, как топливо для обогрева производственных помещений, цехов и мастерских. В моечных аппаратах применим керосин с добавлением присадок в виде солей магний и хрома, которые препятствуют накоплению статического электричества. Как растворитель применяют керосин глубокой очистки от примесей серы, азота, кислорода. С его помощью осуществляют полимеризацию раствора, необходимого при изготовлении ПВХ.
Особенности транспортировки и хранения
Керосин имеет 4-й класс опасности, что учитывается при хранении и перевозке. Для транспортировки используют специальные бочки (цистерны), устанавливаемые на бензовозах. Водитель транспорта должен иметь свидетельство ДОПОГ, подтверждающее его квалификацию на перевозку опасных грузов. Керосин хранят в плотно закрытой таре, защищенной от воздействия солнечных лучей, вдали от нагревательных элементов и открытого огня.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Керосин как топливо для реактивных двигателей должен соответствовать ГОСТ 10227-2013. Основным регламентирующим документом выступает ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты».
Керосиновая фракция (бывший ТТП)
Керосиновая фракция (бывшее ТТП) – это фракция прямой атмосферной перегонки нефти с границами кипения от 120 до 315 °C.
Фракционный (химический) состав
Керосиновая фракция нефти выкипает при температуре 120-315 °C, относится к средним фракциям (также существуют легкие (до 200 °C) и тяжелые (более 300 °C). В составе присутствуют углеводороды, содержащие от 9 до 16 углерода:
Конкретный углеводородный состав и качество керосиновой фракции зависит от свойств природной нефти, используемой при производстве:
Основные характеристики керосиновой фракции:
Способы получения
Керосиновая фракция является продуктом разделения нефти, получается при выкипании в определенном интервале температур (120-315 °C). Сырье подвергается фракционированию (разгонке). В дальнейшем при постепенном нагревании отдельные компоненты отгоняются в порядке возрастания температуры их кипения. Начало выкипания керосиновых фракций приходится на 120 °C, а конец – на 315 °C.
Способы (область) применения
Керосиновые фракции – дефицитный нефтепродукт, имеющий большое количество потребителей. Ввиду высокой концентрации изопарафинов и низкого уровня бициклических ароматических углеводородов продукт выступает высококачественным реактивным топливом, используемым для воздушно-реактивных и газотурбинных двигателей. Керосиновая фракция отвечает строгим требованиям, предъявляемым к подобному горючему:
После облагораживания на специальных установках гидроочистки темная керосиновая фракция может использоваться не только как реактивное топливо, но и как осветительный керосин или составляющая дизельного топлива. В ходе очистки уменьшают количество серы, непредельных углеводородов и других примесей, что способствует повышению качества нефтепродукта. За счет этого гидроочищенные керосиновые фракции могут использоваться в качестве горючего.
Низкотемпературные свойства реактивных топлив в большей степени определены содержанием парафиновых углеводородов. При одно и том же количество атомов углерода они обладают более высокой температурой застывания, нежели ароматические и нафтеновые.
В основе реактивных топлив обычно содержится керосиновая фракция, выкипающая при температуре 140-300 °C. Они различаются по относительному содержанию каждого класса углеводородов: алканов (парафиновых), алкилароматических и алициклических (нафтеновых). Последние содержатся в реактивных топливах Т-6 и Т-8B. Алканы преобладают в РТ и Т-8. Наиболее очищенным реактивным топливом считаются керосиновые фракции, выкипающие при 150-280 °C и очищенные от сернистых соединений.
Другие сферы применения:
Возможности применения керосиновой фракции, выкипающей при разных температурах:
Особенности транспортировки и хранения
Для хранения используют специализированные вертикальные резервуары подземного и надземного типа. Транспортировку осуществляют автоцистернами или железнодорожным транспортом.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Как другие виды нефтепродуктов керосиновые фракции должны соответствовать требованиям ГОСТ 2177-99. При производстве реактивного топлива необходимо соблюдать нормативы ГОСТ 10227-2013.
Фракционный состав нефти и нефтепродуктов
Фракции нефти определяются лабораторным путем, поскольку продукт содержит органические вещества, обладающие разным давлением насыщенных паров. О температуре кипения, как таковой, говорить нельзя, но вычисляется начальная точка и предел. Определенный интервальный промежуток кипения нефти +28-540°С. По нему определяется фракционный состав нефти. Он регламентирован стандартом ГОСТ 2177-99. За начало кипения принята температура, при которой появляется конденсат. Завершением кипения считается момент прекращения испарения паров. Лабораторные испытания проходят на перегонных аппаратах, где фиксируются устойчивые показания и выводится кривая температур кипения методом перегонки. Разделение нефти и нефтепродуктов на фракции до +200°С производится при атмосферном давлении. Остальные в более высоких температурах отбираются под вакуумом, чтобы не произошло разложения.
Методы определения фракционного состава нефтепродуктов
Фракционирование нефти необходимо, чтобы выбрать направления переработки сырьевой базы, узнать точное содержание базовых масел при перегонке нефти. На основании этого классифицируются все свойства фракций.
Виды и свойства нефтяных фракций
Фракционный состав нефти определяется согласно российскому стандарту перегонки или ректификации, который соответствует разгонке Эглера. В основе разделение сложного состава углеводных газов на промежуточные элементы. На основе кипения высоких температур классифицируется 3 вида переработки нефти.
В процессе определения фракционного состава нефти и нефтепродуктов, а также их свойств, происходит разделение на следующие виды фракций:
Фракции также делят на светлые (сюда относят легкие и средние) и темные или мазуты (это тяжелые фракции).
А теперь подробнее об основных видах нефтяных фракций:
Петролейная фракция
Эфир или масло Шервуда — это бесцветная жидкость, которая состоит из пентана и гексана. Сразу испаряется при невысоких температурах. Является растворителем для создания экстрактов, топливо для зажигалок, горелок. Получается при температурах до + 100°С.
Бензиновая фракция
Бензиновая фракция нефти построена на сложной схеме углеродных соединений, которые выкипают при температуре + 140°С. Основное применение — используется для получения топлива к двигателям внутреннего сгорания и в качестве сырья в нефтехимии. В основе бензиновой фракции парафиновые вещества: метилциклопентан, циклогексан, метилциклогексан. Бензин содержит жидкие алканы в составе- природные, попутные, газообразные. Они подразделяются также на разветвленные и неразветвленные. Состав зависит от качественного соотношения компонентов сырья. Это говорит о том, что хороший бензин получается далеко не их всех сортов нефти. Ценность вида в том, что в процессе распада на соединения, образуются ароматические углеводороды, доля которых в сырьевой массе катастрофически мала.
Лигроиновая фракция
Подвид включает в себя тяжелые элементы. Насыщенность ароматическими углеводородами больше, чем у других соединений. Является компонентом для производства товарных бензинов, осветительных керосинов, реактивного топлива, органическим растворителем. Выступает как наполнитель бытовой техники. Химический состав: полициклические, циклические и ненасыщенные углеводороды. Отличается наличие серы, процент от общей массы которой зависит от месторождения, уровня залегания и качества сырьевого продукта.
Керосиновая фракция
Керосиновая фракция нефти — в первую очередь это топливо для реактивных двигателей. Используется в производстве лакокрасочной продукции и добавляется как растворитель в краску для стен и полов. Выступает сырьем в процессах синтеза веществ. Соединения углеводов с повышенным содержанием парафина. Наблюдается низкое содержание ароматических углеводов. Керосиновая фракция выделяется при атмосферной перегонке в пределах + 220°С.
Дизельная фракция
Мазут
Качественный состав смеси: масла смол, органические соединения с микроэлементами. Углеводородные компоненты: асфальтен, карбен, карбоид. При вакуумной перегонке из мазута производится гудрон, парафин, технические масла. Основное применение — жидкое топливо для котельных за характеристики вязкости. Топочный мазут подразделяется на 3 основных вида: флотский, средне-котельный и тяжелый. Последний применяется на ТЭЦ, средний вид — в котельных предприятий. Флотский — неотъемлемая часть работы судоходного транспорта.
Гудрон
Качество компонентов в процентном соотношении определяется так:
Вакуумный гудрон получается в результате завершения всех процессов разделения и перегонки. Температура выкипания + 500°С. На выходе получается вязкая консистенция черного цвета. Жидкостный состав используется в дорожном строительстве. Из него производят битумы для кровельных материалов. Гудрон необходим для создания кокса — продукта стратегического назначения. Компонент используется в изготовлении котельного топлива. В нем сконцентрирован самый большой процент тяжелых металлов, содержащихся в нефти.
Сырьевые показатели нефтепродуктов зависят от глубины залегания и вида месторождения. Это учитывается при формировании фракций нефти и достижения процентного соотношения компонентов.