Что такое кавказская рулетка
Кавказская рулетка
Ночь. Железнодорожное депо. Десяток локомотивов стоят полукругом и, сверкая огнями, ждут, когда вращающаяся стрелка переведет их на пути. Похоже на рулетку или вращающийся барабан нагана. Здесь проходили съемки режиссерского дебюта Федора Попова «Кавказская рулетка» (по пьесе Виктора Мережко). Сейчас картина монтируется на «Мосфильме». Наш корреспондент поговорил с создателями фильма.
СКН: Почему в своем первом фильме вы обратились к чеченской теме?
Федор Попов
В этой истории меня привлекла глубина, интрига, накал страстей. Чеченский конфликт является лишь фоном, на котором развивается противостояние двух героинь. Но мы решили, что было бы несправедливо скрывать, какое влияние имеет многолетняя чеченская война на наше общество. Все внимание в фильме направлено на героинь, которые борются за своих сыновей со всем миром и друг с другом. Действие картины развивается в почтовом вагоне поезда, направляющемся из Чечни в Россию, в котором встречаются Мария (Нина Усатова) и Анна (Татьяна Мещеркина). Мария – мать пленного солдата, Анна – русская девушка, снайпер чеченских боевиков, жена полевого командира, пытающаяся вывезти из зоны военных действий грудного сына. Мария должна заставить Анну вернуть ребенка в Чечню, и тогда из плена освободят ее сына. Ни одна из женщин не собирается отступать, слишком высока цена за победу в этом споре.
СКН: В картине всего три главных героя. Видимо, Вы особенно тщательно подходили к отбору актеров?
Ф.П.: Совершенно верно. В нашей картине главное – артисты, фильм камерный, в нем мало декораций, трюков и спецэффектов. Нам очень повезло с актерами, прежде всего с Ниной Усатовой. Для роли Марии нужна была героиня, несущая большой потенциал, человеческий багаж. Нина Николаевна идеально подходила на эту роль. Это человек потрясающей собранности и профессиональной подготовки. Ей не надо ничего объяснять, она пропускала каждую сцену через свою душу и создала очень сильный образ. Некоторые сцены были настолько напряженными для актеров, что мы старались не делали дублей – второй раз сыграть на пределе человеческих сил нереально.
Таня Мещеркина попала к нам на второй день съемок. Я просмотрел ее во время проб и утвердил другую актрису. А случайно увидев Таню на фотопробах другой картины, понял, что ошибся. В ней сочетается мягкая женственность и жесткий взгляд человека, сражающегося до последнего. На мой взгляд, у Татьяны сложился великолепный дуэт с Ниной Николаевной.
Для Анатолия Горячева это первая роль в кино. Задача его персонажа – оттенить драматизм ситуации, разрядить обстановку. Проводник балагурит, хитрит, интригует и помогает зрителям пережить трагический женский конфликт.
Мне как дебютанту было очень важно, что в группе собрались профессионалы, вложившие в картину много душевных сил: оператор-постановщик Ломер Ахвледиани, звукорежиссер Роланд Казарян, художник по костюмам Алла Оленева, художники-постановщики Ольга Сурвилло и Сергей Филенко, директор Марина Гундорина, композитор Владимир Головин и многие другие.
СКН: Как вы для себя определяете, о чём картина: о любви, о материнском инстинкте?
Ф.П.: Мы задумывали картину как человеческую историю, а не агитку. Не делим персонажей на своих и чужих, у каждого из них своя правда. Анна – детдомовка, одинокая, выходит замуж по любви и оказывается в Чечне. Потом начинается война и Анна, разделяя судьбу своего мужа, оказывается в гуще военных действий. Она виновата? Кто возьмется ее судить? Картина не дает готовых ответов и приглашает зрителя поразмышлять. В двух словах, это фильм о любви и ненависти.
СКН: Где снимали картину?
Ф.П.: Завязку картины сняли на Кавказе, в Москве съемки проходили на испытательной ж/д станции в Щербинке, в депо Лихоборы.
СКН: Самое большое впечатление от кавказских съёмок?
Ф.П.: Съемки на Кавказе шли в декабре. Самая организационно сложная сцена с массовкой, армией, поездами была под угрозой срыва из-за выпавшего снега. А у нас по сюжету – конец лета. Нина Усатова прилетела на один день, а тут снег. К счастью, в 50-ти километрах, в соседнем Кисловодске, осадков не было, и мы чудом и невероятными усилиями администрации за один день перенесли съемки туда. И как только все отсняли, снег повалил и там.
СКН: Чувствовалось, что война рядом?
Ф.П.: Нет, там не опасно. Были только проверки ГИБДД, на разных КПП.
Ломер Ахвледиани
СКН: Вам проще работать в декорациях или интерьере?
Л.А.: Снимать картину в интерьере мы решили вместе с режиссером. Создали в вагоне массу приспособлений: выносных площадок, съемных стенок, чтобы разместить свет и камеру. Получилось очень жизненно. Для меня это был эксперимент, на который я пошел по просьбе режиссера. Редко большая художественная картина снимается в естественных условиях.
Нина Усатова
СКН: Тяжело было провести 2 месяца «на колесах»?
Н.У.: Я уже снималась в вагоне в фильме «Прощальные гастроли». Но там была декорация. Я полагала, что для оператора будет сложно работать в настоящем вагоне. Но операторская бригада так виртуозно справлялась, что мы не замечали перестановку света и подготовку к другому кадру. На колесах мы проводили по 12 часов в день, привыкли и будем вспоминать «колыбельную» перестука колес.
СКН: Какие сцены были для Вас самыми сложными?
Н.У.: Весь фильм непростой, на пределе человеческих переживаний, и мы старались не доходить до срыва, истерики. Нельзя доводить зрителя до границы восприятия, иначе притупится… Ведь к страшному привыкаешь так же, как и к хорошему. Человеческой психике для самозащиты свойственно не замечать экстремальных проявлений. А в нашей картине очень высокий градус переживаний. Обе героини много страдали, у каждой за плечами тяжелая жизнь: Анна была снайпером на войне, а Мария, человек из мирной жизни, за пять дней на войне увидела страданий на многие годы. Наши отношения начинаются с неприятия, вражды, потом мы пытаемся понять друг друга. Почему идет охота за Анной? Кто виноват, что наши дети оказались на войне? Кто заставил этих женщин драться за своих детей? И тогда приходит жалость.
В общем, тяжёлый фильм мы снимаем. И очень нужный. Я долго собиралась с силами перед тем, как взяться за эту тему. Понимаю, что это наша история, наша жизнь, это нужно. Дай Бог, чтобы этот фильм принёс кому-то пользу.
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.
Рецензия на фильм «Кавказская рулетка»
Смотрите «Кавказская рулетка» онлайн
Трейлер
Смотрите «Кавказская рулетка» онлайн
Правообладателям
Ежемесячно более 17 миллионов пользователей посещают и активно используют Film.ru.
Чтобы дать нашим пользователям возможность смотреть фильмы легально, мы приглашаем к сотрудничеству онлайн-кинотеатры.
Участие в нашей партнерской программе значительно расширит ваш охват и увеличит долю новых зрителей.
Чтобы стать партнером, отправьте заявку на адрес partner@film.ru.
Будьте готовы предоставить API на библиотеку ваших фильмов и сериалов для интеграции на Film.ru.
Очевидно, девушка не верит Аллаху. Усомнившись в молчаливом прощении, она на ходу спрыгивает с поезда, чтобы на железнодорожной развязке броситься под другой, чем-то более приглянувшийся паровоз. Похоже, автор сценария Виктор Мережко от души позабавился, ввертывая в «кавказский» сюжет классический тандем имени и вида самоубийства.
Кадр из фильма «Кавказская рулетка»
Кадр из фильма «Кавказская рулетка»
Кадр из фильма «Кавказская рулетка»
Неточности, касающиеся всех аспектов поведения героинь (почему перед побегом Анна застрелит чеченца? почему не удосужится загримироваться? как Мария выследит Анну? каким таким чудом пролезет в вагон?), превращают «Рулетку» в непрофессиональную спекуляцию. Вероятность снять не фальшивое кино про войну так же ничтожно мала, как выигрыш в кавказскую рулетку. Эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны.
Тем не менее, стратегия выбрана верно: в фильмах о глобальных проблемах главными героями должны быть женщины. Ибо они инерционны и самоотверженны (жрица, хранительница очага, декабристка, солдатская жена, черная вдова), но также условны, нестабильны и вечно ставят под вопрос технологии и логику власти.
Весьма печальная и скверная в своей сути «игра» вошла в моду среди кавказской молодежи
Весьма печальное и скверное по своей сути развлечение приобрело популярность среди кавказской молодежи. Отдаленно, чем-то напоминает «русскую рулетку», за вычетом. какого-либо подобия благородства.
Простые до неприличия «правила» её таковы: представитель какой-то, этнической группы, народности, выкладывает в Интернет видеоролик с оскорблениями другого народа (при этом обстоятельства и причины, побудившие придурка распускать язык, остаются загадкой). Далее следует призыв «обиженных» к соплеменникам через ту же Всемирную паутину восстановить поруганную честь, во что бы то ни было отыскать негодяя, достать его из-под земли и призвать к ответу. При этом «обращение к общественности» выдержано в спокойном, гнетущем тоне, не допускающем и тени сомнения, что месть неотвратима и что «это блюдо нужно подавать холодным».
Самое интригующее в «игре» — неясность деталей расправы, попытки мстителей поупражняться в красноречии, скрытое желание, чтобы народ узнал имена «героев» и. то, что болтун всё-таки попадается в их руки. Однако, самое грустное — это помятый вид оправдывающегося, лепечущего околесицу и просящего простить его, дурака, (дескать, бес попутал) и помиловать. Его, конечно, великодушно прощают. Нет, не как поверженного врага — велика честь: как нашкодившего великовозрастного недоумка.
Да уж. Печально я гляжу на наше поколение. Предки бы в могиле перевернулись, узнай, чем сегодня увлечены их потомки и во что они превратили рождённую в этих свободолюбивых горах поговорку «пуля убивает одного, слово — девятерых». А ведь, на Кавказе искони проживает около шестидесяти этносов — относительно крупных, малочисленных, во многом с общими, переплетёнными судьбами, культурными традициями, родственными узами. И эта многоликость во все времена являлась основой нашего мирного сосуществования в небольшом, удивительно живописном и прекрасном уголке планеты под названием Кавказ, в содружестве народов России. И во что мы своими руками и языком, что без костей, превращаем этот уголок?
Стыдно, товарищи. Стыдно и неприятно. Потому-то не покидает ощущение, что в этой «кавказской рулетке» позоримся мы все.
СМЕРТЕЛЬНАЯ РУЛЕТКА
В четверг вечером в Доме кино состоялась премьера фильма, которому заранее предсказывали зрительский успех: все говорило о том, что народной любовью он обижен не будет. Потому что кино про больное, почти что документальное — про мать, которая поехала за сыном, взятым в плен в Чечне. И шансов у нее забрать своего ребенка живым, как в “Кавказской рулетке” (в отличие от русской здесь все наоборот: барабан револьвера полон, только одно гнездо пустое). Причем и сам фильм так и называется — “Кавказская рулетка”. Ну а если солдатскую мать к тому же играет Нина Усатова, ясно — плохо она сыграть не может.
Да и тот репортаж со съемочной площадки “Кавказской рулетки”, который был опубликован в “МК” в начале января прошлого года, говорил о том, что напряжение на экране будет, как в жизни, репортажи из которой нам каждый день показывают в теленовостях — с плачущими солдатскими матерями, с нашими мальчишками, которым перед камерой перерезают горло. Нет, последнего в кадре художественного фильма нет, об этом только говорится. Но все остальное — есть. Героиня Нины Усатовой, достигнув своей цели — она искала и нашла снайпершу, боевую подругу командира Аслана, которая родила ему сына и от него вместе с ребенком сбежала, — плачет. Плачет почти беспрерывно, потому что понимает: не выполнить ей приказ Аслана: сына в обмен на сына. Не сможет она отобрать ребенка у матери — и даже тогда, когда та сама ей его отдает.
Совершенно ясно, что режиссер картины Федор Попов хотел художественно осмыслить происходящую на юге России трагедию — возвысить ее до уровня вечной категории. Но вот случилось так, что сначала был “Норд-Ост”, а потом “Кавказская рулетка”. И мы уже не можем даже представить, как бы смотрели кино, если б его премьера состоялась до теракта в центре России.
Нина Усатова вышла из зала в слезах.
— Я смотрела фильм первый раз.
— Нет, я снова переживала это эмоционально, и у меня голова заболела. Первый раз всегда очень трудно смотреть. Вот сейчас я смотрю “Холодное лето пятьдесят третьего. ”, или “Окно в Париж”, или более трогательное “Мусульманин” — эмоционально они все равно отзываются в сердце, но когда смотришь первый раз — это всегда головная боль.
— Нина Николаевна, а вы были в Чечне?
— Нет. Съемки проходили в Минводах — под Кисловодском. Как-то, знаете, сейчас туда и не хочется ехать — даже и на съемки страшно. Страшно даже рядом быть — вот до чего дошло.
— А с солдатскими матерями вы не встречались?
— У меня была одна поездка — на Урал с фильмом “Мусульманин”. И нам сказали, что в ДК сидит очень много солдатских матерей, чьи сыновья погибли в Афганистане. И попросили, чтобы я специально для них что-то сказала. И вы знаете, одно дело сыграть — и то переживаешь сердцем и душой, другое дело — потерять сына навсегда и жить с этим всю жизнь. И я не могла даже взглянуть на них — просто вышла и поклонилась им. Тяжело смотреть даже хронику.
— Вы смотрите новости?
— Конечно. И когда показывают такие слишком натуралистические кадры, я не могу — у меня сердце не выдерживает. И так все это затянулось. И я даже не знаю — мы живем в мире. Нет, у нас война. А ведь мы живем, ходим, смеемся, работаем, а рядом идет война и чьи-то дети воюют и чьи-то матери ждут. И не дай бог быть никому на месте этой матери и этой снайперши.
— Ни одна сцена почти не заканчивается без слез.
— Вам тоже показалось, что много. Да, надо было, значит, сдерживаться.
«Кавказская рулетка», или у войны женское лицо 16+
Это фильм о судьбах женщин и детей на фоне чеченской войны, хотя воспитанию такие образы вряд ли пригодятся.
16+
27 августа, в День российского кино журналистам показали художественный фильм «Кавказская рулетка», новую попытку кинематографического осмысления чеченской войны, передаёт Юлия Варенцова, корреспондент телекомпании НТВ.
Это фильм о судьбах женщин и детей на фоне чеченской войны.
Театральная пьеса «Кавказская рулетка» была написана Виктором Мережко в 1998 году, но и в 2002 тема чеченской войны актуальна.
Экранизировал пьесу Федор Попов. В фильме единство времени и места нарушено специально для экранной зрелищности. Хотя, если не считать эпизодов на Кавказе, почти вся картина снималась в настоящем вагоне, который ездил по кругу в локомотивном депо в Лихоборах.
По сюжету «почтовый» стремительно бежит по рельсам из Чечни. В одном из купе поезда любовница чеченского командира. Она пытается увезти и спрятать от войны их маленького сына. Вместе с ними в купе едет мать российского солдата, пытавшаяся вызволить своего сына из чеченского плена.
Картина «Кавказская рулетка», главные роли в которой исполняют Нина Усатова и Татьяна Мещеркина, это игра слов, эмоциональные доводы и жесткие аргументы. Это психологическая дуэль двух женщин, у каждой из которых своя материнская правда.
Новая картина Федора Попова продолжает традицию фильмов в популярном стиле «милитари».
После возвращения в моду батальной темы «Кавказская рулетка» первый фильм, который опровергает поэтическую аксиому «у войны не женское лицо», у текущей войны оно теперь есть это мать, которая спасает сына от смерти и от Чечни.
воспитанию такие образы вряд ли пригодятся.