Что такое канюли для кислорода
Как разобраться в расходных материалах для кислородной терапии
Время чтения: 4 мин.
Распространенная ситуация: пациенту назначена респираторная терапия или терапия по удалению мокроты на дому (ИВЛ, аспиратор). Его должны обеспечить всем необходимым. Больница или поликлиника выдает, что указал врач, а потом оказывается, что расходных материалов нет!
Почему так происходит? Дело в том, что обычно врач не разбирается в специфике комплектации оборудования. Пациент или его родственники — тем более. Больница же выдает только то, что попросили. В итоге получается замкнутый круг: не выдали, потому что не просили. Не просили, потому что не знали, что просить.
Что такое расходные материалы
Чтобы в итоге человек получил назначенную кислородную терапию, в вопросе должны разбираться и врачи и сотрудники, ответственные за закупку оборудования в медицинских учреждениях. Тогда врач даст полную выписку, закупщик составит полное техническое задание, пациент получит всё и оно будет работать.
Какие бывают интерфейсы
В обычном вдыхаемом воздухе содержится примерно 21% кислорода. Медицинский кислородный концентратор вырабатывает 90-96-процентный кислород.
Какое количество этого кислорода «дойдет» до пациента зависит от интерфейса (приспособления между источником кислорода и пациентом), с помощью которого он ему подается.
Кислородная канюля
Это трубка специальной конструкции, имеющая два патрубка (зубца) со стороны пациента, которые вставляются в ноздри. Кислородные носовые канюли чаще всего изготовлены из ПВХ или полипропилена. Они различаются по размерам: неонатальные, детские, взрослые (разный диаметр и расстояние между носовыми зубцами).
Конструкция зубцов у разных производителей может отличаться, как и у различных моделей — с прямыми или изогнутыми зубцами, цилиндрическими или расширяющимися и др.
Как правило длина канюли (трубки) составляет около 2 метров (редко 5 метров). Если вам необходимо использовать кислородный концентратор на большем расстоянии от пациента, придется присоединять дополнительную кислородную линию (трубку).
При использовании кислородной канюли и кислородного концентратора при потоках до 6 л/мин концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе обычно около 30% (в некоторых источниках приводят диапазон 24-44 %).
При подаче кислорода от стационарных кислородных концентраторов или портативных в режиме постоянного потока не забывайте контролировать наличие воды в увлажнителе. Поток сухого воздуха очень быстро высушивает слизистую оболочку носа и причиняет дискомфорт пациенту в местах прилегания канюли.
Кислородную канюлю следует менять один раз в месяц при использовании 24/7. При постоянном использовании зубцы канюли становятся жесткими и травмируют места прилегания к ноздрям.
Существует множество производителей кислородных носовых канюль. Некоторые делают мягкие утолщения в местах прилегания к ушам.
Канюля — один из самых дешевых интерфейсов для передачи кислорода от кислородного концентратора к пациенту.
Кислородная маска
Специальная маска, которая покрывает нос и рот пациента. Поток кислорода, который идет от маски значительно меньше раздражает слизистую носа. Использовать маску предпочтительнее, когда пациент дышит ртом. Выдох происходит через специальные отверстия в маске.
Также маски отличаются друг от друга конструктивно — с металлическим носовым зажимом и без, с мягким уплотнением в месте прилегания к лицу, специальной анатомической формы.
Кислородные маски, как и маски НИВЛ, желательно подбирать по форме лица каждого человека и смотреть удобно ли ему. Обязательно проследите, чтобы не было утечек кислорода, особенно в области глаз и в местах расположения держателя.
Использование кислородной маски позволяет увеличить концентрацию кислорода во вдыхаемой смеси в среднем до 45-55 %.
Маски следует ежедневно обрабатывать мыльным раствором и заменять на новые один раз в 3 месяца при использовании 24/7.
На сайте Паллиатив.рф можно скачать файл с примерными сроками замены расходных материалов для домашнего использования.
У некоторых производителей кислородные маски снабжены вирусобактериальными фильтрами на выдохе. Использование таких кислородных масок убережет работников больниц, ухаживающий персонал от возможного заражения от пациента, находящегося на кислородной поддержке. Это особенно актуально в период пандемии COVID-19.
Кислородная маска высокой концентрации
Если концентрация кислорода во вдыхаемой смеси должна быть выше, чем обеспечивает простая кислородная маска (маска средней концентрации), используют кислородную маску высокой концентрации. Эта маска конструктивно схожа с обычной кислородной маской, но снабжена мешком, в котором накапливается кислород от аппарата во время выдоха пациента.
Такие маски имеют специальное устройство с клапаном, который обеспечивает поступление кислорода к пациенту и в резервный мешок, а также клапанами выдоха и безопасности.
Использование кислородной маски высокой концентрации повышает процент кислорода во вдыхаемой смеси до 80-85%. Наиболее эффективно их использовать при потоке выше 10 л/мин.
Тепловлагообменные фильтры
Если кислородозависимый пациент дышит через трахеостомическую трубку (без ИВЛ), подачу кислорода как правило осуществляют через тепловлагообменный фильтр (официациальное название — термовент дыхательный, неофициальное — искусственный нос). Такие фильтры присоединяются к трахеостомической трубке. Для подачи кислорода они снабжены специальным входом, к которому подключается кислородная линия.
Подача кислорода через такие фильтры наиболее комфортна и безопасна для пациента. Единственный минус: понять конкретную концентрацию кислорода во вдохе невозможно.
Для трахеостомированных пациентов существуют также специальные аэрозольные маски, прилегающие к трахеостомической трубке, через которые можно подавать увлажненный кислород.
Кислородная линия
Для увеличения расстояния между кислородным концентратором и пациентом используют специальную трубку — кислородную линию (кислородные концентраторы могут работать с линией до 15 м). Кислородная линия может быть изготовлена из ПВХ, из материалов не содержащих ПВХ, из силикона и др.
Они могут быть толстостенными, с внутренним армированием (ребрами жесткости), переменного сечения. Трубки переменного сечения наиболее удобны в использовании — они продаются бухтами по 50 и более метров (всегда можно отрезать кусок нужной длины), имеют изменение диаметра от 4 до 8 мм с шагом около 80 см (минимальный диаметр подходит для наконечников ТВО-фильтров).
Примерная комплектация закупки
Чтобы обеспечить кислородной поддержкой на дому 5 пациентов больнице нужно закупить:
Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Использовано стоковое изображение от Depositphotos.
Оксигенотерапия повреждает микробиом легких: новое звено патогенеза Covid-19
Несмотря на то, что легкие считаются относительно «чистыми и свободными» от бактерий, в них существует определенный баланс микробиоты, который может нарушаться при проведении оксигенотерапи
Одним из ключевых признаков Covid-19 является одышка, которая вызывается значительным снижением уровня кислорода в крови. Во время госпитализации такие пациенты получают оксигенотерапию для нормализации уровня кислорода.
Несмотря на то, что легкие считаются достаточно «чистыми и свободными» от бактерий, в них существует определенный баланс микробиоты. Новое исследование указывает на то, что оксигенотерапия может негативным образом воздействовать на этот баланс.
«Кислород в избыточном виде является токсином. Если поместить лабораторное животное в среду с 100% кислородом, то оно погибнет в течение 5 дней, при этом будут развиваться повреждения легких, схожих с таковыми при Covid-19 или легочной недостаточности другой этиологии», – рассуждают авторы исследования.
Пациенты в интенсивной терапии получают высокие дозы кислорода на протяжении длительного времени. Ученые решили исследовать, как при этом меняется состав и жизнедеятельность микроорганизмов легких. Различные бактерии достаточно слабо различаются в том, как они реагируют на высокие дозы кислорода.
Была проведена серия экспериментов на здоровых лабораторных мышах. Изменения оказались ровно такими, как предполагали ученые: кислород-толератные бактерии, такие как стафилококки, распространялись в этой среде куда активнее остальных.
Следующий вопрос заключался в том, какое из изменений происходит первым – повреждение легочной ткани или изменения микробиомных взаимоотношений? Оказалось, что микробиом реагировал на оксигенотерапию уже в течение первого дня, в то время как повреждения легких развивались только после 3 дня.
В последнем эксперименте ученые сравнили 2 группы генетически идентичных мышей, получавших оксигенотерапию: со стерильными легкими и с обычным легочным микробиомом. Первая группа не демонстрировала легочных повреждений, характерных для второй группы с естественной микрофлорой в легких.
Это исследование указывает на то, что в патогенезе легочных повреждений при Covid-19 у пациентов, получающих оксигенотерапию, по-видимому, определенную роль играет легочный микробиом.
Тем не менее, результаты использования антибиотиков оказались неожиданными: применение ванкомицина, обладающего эффективностью против грамположительных стафилококков, не повлияло на возникновение легочных повреждений, в отличие от цефтриаксона, направленного на грамотрицательные бактерии.
Авторы работы настаивают на том, чтобы на основании их данных не проводилось никаких изменений актуальных протоколов лечения, в особенности оксигенотерапии. Необходимо проведение рандомизированных контролируемых исследований для получения уверенных клинических рекомендаций.
Кислородная канюля или маска?
Некоторые пациенты задаются вопросом, что из этих изделий лучше использовать для кислородной терапии. Каковы их преимущества и эффективность, что больше подходит, какие конструктивные недостатки или достоинства имеет каждое изделие?
На самом деле обе конструкции способны обеспечить эффективную кислородную терапию с минимальными потерями кислорода в процессе. Но у каждого изделия есть свои нюансы, о которых стоит рассказать подробнее.
Преимущества и особенности назальных канюль
Для изготовления этих устройств производители используют лучшие современные материалы, в первую очередь это гибкий термопластичный поливинилхлорид, который размягчается под воздействием температуры человеческого тела. Такая особенность позволяет канюлям принимать более анатомические формы, индивидуально подстраиваясь под каждого пациента. Изделия также снабжены скругленными атравматичными концами, чтобы исключить риск травмирования слизистых оболочек полости носа.
Использование канюль показано для больных любых возрастов. Прозрачный материал и компактность позволяют контролировать состояние пациента и в любой момент заметить признаки цианоза, если таковые появятся. Также канюли защищают слизистые ткани от пересушивания за счет небольшого потока кислородной смеси с малым напором.
Преимущества и особенности кислородных масок
Как и канюли, кислородные маски также защищают слизистые носоглотки от пересушивания. Для вентилирования используются боковые отверстия, которые могут регулироваться. Маски также сделаны из термопластичного ПВХ, который подстраивается под индивидуальные анатомические параметры лица, что делает применение маски очень удобным.
Маска плотно прилегает к лицу, и благодаря такой герметичности обеспечена очень высокая эффективность лечения. Процесс кислородной терапии полностью контролируется, поток O2 может регулироваться и быть больше по объему, чем через канюли. Прозрачный материал позволяет легко наблюдать за состоянием пациента в любой момент терапии.
Что такое канюли для кислорода
Высокопоточная назальная канюля (HFNC) обычно используется при лечении гипоксической дыхательной недостаточности и связано с бóльшим количеством дней без подключения к аппарату ИВЛ и более низкой смертностью по сравнению со стандартной оксигенотерапией или неинвазивной вентиляцией.
Тем не менее, использование высокопоточной назальной канюли для терапии пациентов с коронавирусным заболеванием- 2019 (COVID-19) затруднительно в связи с повышенным риском распространения микрочастиц (особенно во время приступов кашля), возможным истощением запаса кислорода и обеспокоенностью по поводу того, что она вряд ли изменит естественный ход развития вирусной пневмонии.
Эти факторы привели к призывам отказаться от использования HFNC в пользу ранней интубации. Хотя эти сомнения и являются обоснованными, они могут иметь определенные последствия при нынешней пандемии, что связано с ростом пациентов, которым требуется интенсивная терапия и возможным развитием ситуации, когда аппаратов для проведения ИВЛ не будет хватать для всех. Выполнение больничных правил, предписывающих проведение ранней интубации пациентов с COVID-19, ускорит истощение и других ресурсов в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), включая седативные препараты и человеческие ресурсы. И, наконец, снижение порога возможности проведения интубации и приема в ОРИТ скрывает истинную степень тяжести заболевания и искажает модель пандемии.
Появляющиеся данные свидетельствуют, что у пациентов с COVID-19 развивается атипичный острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС) с относительно хорошо сохраненной механикой и комплайнсом легких, несмотря на тяжелую гипоксемию по причине фракции шунта. Также дополнительно известно, что пронпозиция может улучшить насыщение кислородом и уменьшить фракцию шунта. Поэтому рядом авторов сейчас предполагается, что в случае лечения пациентов без усиленной работы дыхания использование канюли HFNC сможет обеспечить потребность в кислороде, при этом позволяя пациентам без посторонней помощи изменять положение своего тела, самостоятельно переходя в пронпозицию (положение на животе). Проблема дополнительной генерации аэрозоля, спровоцированной HFNC, может быть частично решена за счет принятия следующих мер: надетая на пациента хирургическая маска для ограничения диапазона распространения частиц, усиленный комплект средств индивидуальной защиты для персонала, группирование пациентов, а также использование помещений с отрицательным давлением.
В недавно полученном отчете из Италии описаны два фенотипических проявления пневмонии, вызванной COVID-19. Изначально у многих пациентов проявляется тяжелая гипоксемия при отсутствии одышки и сохранении комплаенса легких, с малой массой легких, низким соотношением вентиляции / перфузии (V/Q) и низкой рекрутируемостью легких (определяемая как L-фенотип). Со временем у некоторых из этих пациентов развивается более классический фенотип ОРДС, характеризующийся низким комплаенсом легких, высокой массой легких, значительным шунтом справа налево и высокой рекрутируемостью легких (определяемый как H-фенотип). Предполагаемая причина появления гипоксемии в случае L-фенотипа заключается в дисрегуляции легочной перфузии и утрате гипоксической вазоконстрикции. Как известно, дорсальные отделы легких характеризуются большим количеством легочной ткани и более развитой сосудистой сетью, что приводит к более низкому местному легочному сопротивлению и более слабой гипоксической легочной вазоконстрикции ввиду повышенной эндотелиальной экспрессии оксида азота. Пронпозиция позволяет достичь более равномерного распределения легочной ткани между дорсальной и вентральной осями, что приводит к более однородной альвеолярной архитектуре. Более того, она также способствует более равномерному распределению легочной перфузии.
Улучшение насыщения кислородом также может восстановить гипоксическую легочную вазоконстрикцию, которая нарушается при более низких уровнях насыщения кислородом, далее улучшая соотношение V/Q. И, наконец, улучшенное насыщение кислородом, возможно, предотвратит ухудшение одышки, а перераспределение легочной ткани при самостоятельном принятии пронпозиции изменит взаимоотношение между напряжением и деформацией в легком и интраторакальными силами, замедляя формирование отека легких и прогрессирования заболевания от L к H-фенотипу.
Помимо сохранения мощностей ИВЛ в условиях загруженности ресурсов, описываемый метод респираторной терапии может найти важное применение в странах с ограниченными ресурсами, где более сложные технологии ОРИТ могут быть недоступны.
Канюля кислородная назальная Apexmed
Канюля назальная кислородная – простое приспособление, активно применяющееся в медицинской практике. Оно необходимо для кратковременного или длительного обеспечения пациента кислородом с целью поддержания функционирования органов дыхательной системы и жизнедеятельности организма в критических ситуациях.
В моей практике реаниматолога канюля назальная кислородная используется преимущественно для пациентов, нуждающихся в стимуляции дыхательной деятельности. Речь идет о больных, которые по каким-то причинам не могут получать достаточное количество кислорода естественным путем. Также канюля необходима пострадавшим при пожарах и людям, в течение определенного времени находившихся в среде с загрязненным или чрезмерно разряженным воздухом.
В нашей врачебной практике мы используем данное приспособление, чтобы в короткие сроки обеспечить организм человека кислородом. Канюля назальная кислородная может быть подключена к баллону или концентратору О2 повышенной концентрации.
Это один из наиболее простых и в то же время эффективных методов поддержания дыхания у людей с нарушенной дыхательной деятельностью.
Такими канюлями должны быть оснащены отделения интенсивной терапии, а также автомобили скорой помощи.
Прежде чем говорить об особенностях использования этого приспособления, а также рассказывать вам конкретные клинические случаи его применения, поговорим о характеристиках.
Итак, канюля назальная кислородная состоит из нескольких частей:
При этом также важно понимать, что канюля назальная кислородная (взрослая или детская) создана из гипоаллергенных материалов, благодаря чему ее можно использовать любым пациентам.
Каждый опытный реаниматолог знает, что содержание кислорода в воздухе (на оптимальной высоте), равно примерно 21%. Этого более чем достаточно для здорового человека, но некоторым пациентам такой концентрации недостаточно. Речь идет о категориях людей со следующими патологиями:
Пациентам с такими диагнозами требуется поставка кислородных смесей, обогащенных кислородом, в которых уровень О2 колеблется обычно от 40% до 60% (зависит от патологии и состояния больного). В подобных случаях я предпочитаю использовать именно канюлю назальную кислородную, так как она не громоздкая, удобная и отлично справляется со своей задачей.
По моему личному мнению, и опыту, такое приспособление значительно лучше кислородной маски, так как не препятствует общению, поглощению пищи и выполнению гигиенических процедур полости рта. Но в то же время, если больному необходима экстренная терапия, канюля заменяется иными вариантами доставки кислорода, обеспечивающими его более интенсивную подачу.
Также канюля назальная кислородная активно применяется в неонатальной терапии. Ее подключают новорожденным детям с патологиями органов дыхательной системы. Это приспособление приходит на выручку при незначительных нарушениях, при необходимости дополнительного кислорода, а также после отключения младенца от аппарата искусственной вентиляции легких.
Что же касается моей врачебной практики, пациентов, которые пользовались кислородной назальной канюлей не сосчитать. Ярким примером выступает один из моих пациентов, страдающий синдромом обструктивного апноэ. В течение дня мужчине ничто не угрожает, но существует реальный риск остановки дыхания во сне. По этой причине пациенту был дан совет купить кислородную канюлю и надевать ее перед отходом ко сну. Данное приспособление, а также кислородный баллон, используются мужчиной уже на протяжении нескольких месяцев. Таким образом, пациент уверен, что ночью с ним ничего не случится, канюля буквально помогает ему жить.
Используется для длительной и кратковременной подачи кислорода пациенту.