Что такое камертон в физике
Камертон
Содержание
История
В 1711 году придворный трубач английской королевы Джон Шор изобрёл необходимый всем музыкантам и настройщикам музыкальных инструментов нехитрый предмет, похожий на металлическую вилочку с двумя зубцами. Эта «вилочка» была названа камертоном. Если ударить по камертону, его концы начинают свободно колебаться и раздается звук, который служит эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов и в пении. Камертон, изобретенный Шором, давал 420 колебаний в секунду. Издаваемый камертоном звук было решено присвоить ноте ЛЯ, от неё и настраивали все другие звуки. У многих струнных инструментов, чаще всего у скрипки, при изменении температуры натяжение струн меняется, поэтому скрипачам приходится часто подтягивать струны, и камертон тут незаменим.
В наши дни симфонические оркестры редко пользуются камертоном. В оркестре роль камертона выполняет деревянный духовой инструмент гобой, поскольку в его конструкции температура не влияет на музыкальный строй и его нота ЛЯ всегда устойчива. Но если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.
Сегодня камертон можно приобрести в специализированных музыкальных магазинах.
Камертон с резонатором
См. также
Примечания
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Камертон» в других словарях:
камертон — камертон … Орфографический словарь-справочник
КАМЕРТОН — (от лат. camera, и tonus тон). Стальной инструмент, в виде двузубой вилки, посредством которого дают тон певческой капелле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАМЕРТОН от лат. camera, и tonus, тон.… … Словарь иностранных слов русского языка
Камертон — Камертон. КАМЕРТОН (немецкое Kammerton), прибор (самозвучащий вибратор), производящий звук, служащий эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов, для хорового пения. Стандартная частота тона ля первой октавы 440 Гц. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КАМЕРТОН — (немецкое Kammerton), прибор (самозвучащий вибратор), производящий звук, служащий эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов, для хорового пения. Стандартная частота тона ля первой октавы 440 Гц … Современная энциклопедия
КАМЕРТОН — (нем. Kammerton) прибор источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы 440 Гц … Большой Энциклопедический словарь
КАМЕРТОН — КАМЕРТОН, камертона, муж. (нем. Kammerton) (муз.). Стальной инструмент в форме вилки, издающий при ударе о твердое тело всегда один и тот же звук, которым пользуются как основным тоном при настраивании инструментов в оркестре, а также в хоровом… … Толковый словарь Ушакова
КАМЕРТОН — КАМЕРТОН, а, муж. Металлический инструмент, издающий при ударе звук, к рый является эталоном высоты при настраивании инструментов, в хоровом пении. | прил. камертонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КАМЕРТОН — «КАМЕРТОН», СССР, ОДЕССКАЯ киностудия, 1979, цв., 115 (тв) мин. Школьный фильм. Девятиклассники разбираются со своими проблемами.Одесский вариант фильмов Д.Асановой.Использованы рисунки Нади Рушевой. В ролях: Елена Шанина (см. ШАНИНА Елена… … Энциклопедия кино
Камертон — (diapason, Stimmgabel, tuning fork) служит для полученияпростого тона постоянной и определенной высоты. В этом заключается еговажное значение и в физике, и в музыке. Приготовляется он обыкновенно изстали и имеет вид вилки с двумя совершенно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
камертон — а, м. Прибор в виде упругой стальной двузубой вилки, издающей при ударе звук определенной частоты, условный тон для настройки инструментов. [Я] придумал симфонию. Я введу в нее аккорды сотни колоколов, настроенных по различным камертонам (В.… … Популярный словарь русского языка
Что такое камертон? Описание эталона высоты и источника идеального звука
Музыкальный мир построен на гармонии и приятном звучании. Это значит, что все инструменты и голоса должны иметь одинаковый строй. Достичь этого оказалось непросто, нужен был определенный стандарт, на который настройщики и музыканты могли бы опираться. Посредством проб и ошибок мир все-таки узнал, что такое камертон.
Настройка не терпит отлагательств!
Именно такой позиции придерживался Джон Шур, маэстро трубы при дворе великой королевы Англии – Елизаветы. Он много слушал и запоминал, обладая абсолютным слухом. В 1711 году трубач изобрел странный предмет – металлическую вилку, от удара по которой чем-либо раздавался тонкий звук.
Как ни странно, этот звук был чистым и достаточно приятным. Было принято решение настраивать инструменты по нему, вплоть до органов и хоровых ансамблей в храмах. Высоту звука присвоили ноте ля первой октавы.
Как выглядит настоящий камертон?
Музыкальный девайс внешне сильно напоминает вилку для фруктов в высшем обществе. По аналогии со столовым прибором, он имеет два абсолютно равных зубца, соединенных точно в центре отходящей рукояткой.
Слыша вопрос о том, что такое камертон, зачастую англоговорящие настройщики так и говорят – tuner-fork, что буквально означает «вилка для настройки».
Интересный факт, что звук камертона сам по себе очень тихий, поэтому ему необходим резонатор. Чаще всего в его роли выступает деревянный ящичек, расположенный под прибором. Чтобы колебания резонировали и звучание нарастало, эта коробочка в длину изготавливается равной ¼ звуковой волны.
Немного теории о частотах
Если, что такое камертон, уже известно, то интересно узнать, что за эталон он символизирует и как определяется. Изначально высота составляла 420 Гц, но по мере совершенствования в изготовлении повышалась. В Венском и других театрах европейских столиц вокалисты негодовали – настройка была неточной. Итак, 1885 году в Австрии был определен стандарт музыкальной настройки, где частота колебания камертона для ноты ля первой октавы составляла 435 Гц.
В начале 20 века идеальный звук снова претерпел изменения, остановившись на отметке 440 герц. Главная причина тому – ансамблевая форма. Инструменты оркестра, от духовых до струнных, настраиваются на максимально удобной частоте, от 440 до 442 Гц. Выяснили, что разница в 2 герца не определима человеческим ухом, но разные инструменты могут требовать ее для полноты звука. Повышенный эталон придал звуку яркость и большую выразительность.
Температурный режим
Частота колебаний, как известно, зависит от температуры. Поэтому настройка камертона должна происходить при точно заданной температуре, и дальнейшая сверка звука с инструментом – при максимально к ней приближенной. Чем это обусловлено?
Французский мастер акустического оборудования Koenig выяснил, что с повышением температуры на 1 градус Цельсия число колебаний уменьшается на 1 к каждым 10000. Поэтому изготовители стараются настраивать камертоны на 20 градусов, что является стандартной комнатной температурой.
Достижение нужного звучания
При ударе по камертону можно сначала услышать более высокие тона, которые почти моментально угасают и оставляют только основной. Чтобы добиться максимальной точности и громкости, как уже было сказано, прикрепляется резонатор – деревянный ящик, а иногда другие конструкции цилиндрической или шарообразной формы из стекла или металла.
В резонаторах образуются стоячие волны, которые вызваны вибрациями воздуха от удара. Таким образом звук усиливается, но быстрее прекращается. Самым оптимальным является камертон из стали, так как ему нужно меньше резонанса, а звук получается чистым и без сильной амплитуды. При незначительных колебаниях температуры именно стальная «вилка» считается эталоном высоты звука.
Применение в физике и других науках
Широкое распространение камертоны получили среди исследователей акустики в общем. Они добиваются наиболее длительного звучания при помощи электромагнитного камертона, удерживая колебания на одинаковом уровне неограниченное количество времени (точнее, ограниченное исключительно поступлением тока).
Электрический ток пропускается через катушку магнита, исходя из гальванического элемента (источника тока). Так как любой заряженный предмет является магнитом, «рога» вилки притягиваются друг к другу. Перекрытие тока заставляют их вернуться на исходные позиции. Рукоятка в этом случае выступает прерывателем цепи. Изобретение устройства присвоено Меркадье.
На практике прибор используется в способе Шейблера и Лиссажу, чтобы определить точное число колебаний за промежуток времени. Также микроскоп Гельмгольца перенял принцип. Струнные вибрации с его помощью изучать намного эффективнее. Камертоны с резонаторами помогают образовать стоячие волны в различных приспособлениях, а также применяются в хронографах.
Секреты качественной настройки
Непосредственно перед выступлением на клавишном инструменте ни в коем случае нельзя перестраивать рояль на те самые 2 Гц для «яркости», с 440 на 442. Строй моментально начнет ползти, что уже станет заметно не только абсолютнику, но и рядовому слушателю.
Фортепиано конца 19 и начала 20 веков могут быть не адаптированы к принятым позже 440 Гц, поэтому настраиваются по Венскому стандарту – 435 Гц при желательной температуре 15 градусов Цельсия. Попытки настроить выше могут привести к растяжению и разрыву струн, а заменить на подобном инструменте их уже невозможно.
Современные модифицированные инструменты в оркестре, как правило, могут подчиняться единому стандарту. Поэтому экспериментировать с высотой не стоит. Все проверяется простыми электронными клавишными – всегда в 440 Гц, без малейшего отклонения. Удобно для сверки строя в больших ансамблях.
Несмотря на обилие современных гаджетов для настройки, вроде тюнеров, самым надежным и любимым остается нехитрый стальной девайс. Каждый настройщик знает, что такое камертон – эталонное звучание, принятое во всем мире и установленное вековыми исследованиями.
Для чего нужен камертон?. Кто есть кто в мире искусства
Для чего нужен камертон
При ударе по такому предмету его концы колеблются и создается звук, который является эталоном в процессе настройки музыкальных инструментов. Если взять струнные музыкальные инструменты, то при изменениях температуры изменяется натяжение струн, из-за чего часто приходится подтягивать струны при помощи камертона.
Стоит отметить, что симфонические оркестры сейчас практически не пользуются камертоном, так как его роль выполняет духовой инструмент гобой, у которого нота «ля» всегда является устойчивой. Когда в оркестре играет рояль, тогда каждый из музыкальных инструментов настраивается по роялю. Но сам рояль настраивают именно по камертону.
Видео
Программы
Сегодня можно пользоваться электронными приспособлениями. Программы позволяют узнать настройку, бас и настроить их до нужного тона. Так электрогитара подключается и благодаря устройству на экране прибора отображается отклонение на дисплее. Прибор сигнализирует как стрелками, так и лампочками, указанными на приборе. При точной настройке стрелка прибора займет положение посередине экрана, и светодиод будет светиться зеленым цветом.
Настройка акустической гитары также возможна благодаря такому приспособлению.
Электронный прибор размещается рядом с гитарой. Извлекая звук из гитары, прибор оценивает звук и дает свою оценку, которая отображается на дисплее прибора.
Тонер-прищепка — уникальное приспособление. Оно крепится на голову грифа. При звучании струны прибор показывает состояние настройки. Экран приспособления также будет подсвечиваться разными цветами, согласно текущему состоянию настройки. Зеленый цвет дисплея сигнализирует о правильной настройке.
Положительная сторона — удобство в использовании, габариты и маленький вес. Для настройки гитар интернет-ресурсы предлагают множество онлайн тонеров, которые блестяще справляются со своими функциями. Они отвечают требованиям пользователей.
Их необходимо только установить на компьютер и научиться пользоваться.
Современные разновидности
Сегодня музыканты могут выбрать из огромного количества камертонов. Они могут быть выполнены в виде металлической вилки, дудочки или свистка. Еще они могут издавать звуки разной высоты, наиболее популярными являются «ля», «ми» и «до». Иногда это даже несколько тонов за раз — такие приборы часто используют гитаристы и скрипачи, поскольку классический строй для каждого из этих инструментов един.
Помимо этого, в последние годы появилось большое количество электронных камертонов, которые называют тюнерами, и приложений и сайтов на эту тему. Так что современному музыканту сложно не суметь настроить свой музыкальный инструмент — всегда будет возможность оттолкнуться от основного тона. Кстати, камертон — это серьезное подспорье для хора, особенно если пение происходит без музыки — «а капелла». Певцы в данном случае ориентируются на звук стандартного тона, но не забывают и о сочетаемости своих голосов.
Для каждой конкретной цели есть свой камертон. Для гитары он может содержать все шесть нот для открытых струн, для скрипки и виолончели — четыре и т. д. Это значительно облегчает процесс настройки. Но как бы он ни выглядел и для чего бы ни был предназначен — в любом случае камертон работает в соответствии с законами физики.
Как выглядит настоящий камертон?
Музыкальный девайс внешне сильно напоминает вилку для фруктов в высшем обществе. По аналогии со столовым прибором, он имеет два абсолютно равных зубца, соединенных точно в центре отходящей рукояткой.
Слыша вопрос о том, что такое камертон, зачастую англоговорящие настройщики так и говорят – tuner-fork, что буквально означает «вилка для настройки».
Интересный факт, что звук камертона сам по себе очень тихий, поэтому ему необходим резонатор. Чаще всего в его роли выступает деревянный ящичек, расположенный под прибором. Чтобы колебания резонировали и звучание нарастало, эта коробочка в длину изготавливается равной ¼ звуковой волны.
Что такое камертон?
Те, у кого есть дома пианино, иногда вызывают настройщика, чтобы убедиться, что инструмент не фальшивит. И тогда можно увидеть в руках мастера странную изогнутую палочку. На самом деле это приспособление может выглядеть по-разному, но его назначение всегда одно и то же. Камертон — это прибор, издающий ноту «ля» первой октавы. Ориентируясь на этот звук, можно выстроить и все остальные ноты.
У каждого музыкального инструмента есть свои особенности и принцип работы. Есть и факторы, нарушающие правильное функционирование — для медных духовых и струнных это может быть неаккуратное перемещение, резкие перепады температуры и т. д. Поэтому камертон — это незаменимая для каждого музыканта вещь, которая позволяет быстро привести все в порядок. Неудивительно, что он был изобретен, ведь в нем так сильно нуждались. Это дало толчок к развитию идей исполнения одних и тех же произведений большим количеством самых разных музыкальных инструментов, ведь теперь несложно было гармонизировать их звучание.
Кстати, «камертон» — это немецкое слово, хоть оно означает и не совсем то. Оно переводится как «комнатный звук», а музыкальный инструмент, о котором идет речь, в Германии называют Stimmgabel.
Технические характеристики прибора
Среди технических характеристик прибора для физиотерапии стоит отметить:
Достижение нужного звучания
При ударе по камертону можно сначала услышать более высокие тона, которые почти моментально угасают и оставляют только основной. Чтобы добиться максимальной точности и громкости, как уже было сказано, прикрепляется резонатор – деревянный ящик, а иногда другие конструкции цилиндрической или шарообразной формы из стекла или металла.
В резонаторах образуются стоячие волны, которые вызваны вибрациями воздуха от удара. Таким образом звук усиливается, но быстрее прекращается. Самым оптимальным является камертон из стали, так как ему нужно меньше резонанса, а звук получается чистым и без сильной амплитуды. При незначительных колебаниях температуры именно стальная «вилка» считается эталоном высоты звука.
Камертон — классические модели
До того, как на рынке появились современные тюнеры всевозможных модификаций, для настройки инструментов веками (а если быть точными, то с 1711 года) пользовались камертонами — специальными приборами, которые в классическом исполнении имеют форму, подобную двузубой вилке.
Камертон и сегодня служит эталоном высоты звука при настройке фортепиано, гитары, скрипки, виолончели и других инструментов. Обычно они издают “ля” первой октавы, но настройка может быть иной. Зная звучание одной ноты, можно без проблем правильно настроить остальные.
Существует два типа камертонов:
Стоимость гитарных и классических камертонов обычно очень невысокая в силу простоту конструкции. Но спрос на них среди музыкантов, настройщиков роялей, певцов и дирижеров неизменно высок.
Как проводится камертональное исследование
Исследование воздушной проводимости.Пользуются камертонами С-128, С-512, С-2048, начиная с С-128. Этот камертон приводится в звучание резким сдавливанием браншей двумя пальцами, С-2048 – щелчком ногтя.Звучащий камертон, держа за ножку, подносят к наружному слуховому проходу на расстоянии 0,5 см. Время восприятия звучащего камертона и
Исследование костной проводимости.Костную проводимость исследуют камертоном С-128. Звучащий камертон ставят перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка. Длительность восприятия также измеряется секундомером
Опыт Ринне (R) – сравнение воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон С-128 ставят ножкой на площадку сосцевидного отростка. После прекращения восприятия звука исследуемым камертон переносят к наружному слуховому проходу:а) если пациент продолжает слышать по воздуху – опыт Ринне положительный (+);б) если отмечается преобладание костной проводимости над воздушной – опыт Ринне – отрицательный (-).R (+) – наблюдается в норме, R (-) – при поражении звукопроводящего аппарата. При заболеваниях звуковоспринимающего аппарата наблюдается (как и в норме) перевес воздушной проводимости над костной, но длительность восприятия как по воздуху, так и по кости меньше. Поэтому опыт Ринне будет положительным, но укороченным.Опыт Вебера (W) – исследование латерализации звучащего камертона, установленного на середину темени. При нормальном слухе исследуемый, слышит звук «в голове» или одинаково в обоих ушах (норма //). При одностороннем поражении звукопроведения латерализация звука направлена в больную сторону (→), при поражении звуковосприятия – в здоровую сторону (←).Опыт Швабаха (Sch) – сравнение костной проводимости у пациента и в норме. Звучащий камертон ставится на сосцевидный отросток исследуемого, пока последний не перестанет слышать. Затем исследующий (с нормальным слухом) ставит себе на сосцевидный отросток. Опыт Швабаха укорочен (укор. ), если исследующий продолжает слышать звучащий камертон. Это бывает при поражении звуковоспринимающего аппарата.Опыт Швабаха удлинен (удл. ), если после прекращения восприятия камертона здоровым ухом исследуемый продолжает слышать камертон, поставленный ему на сосцевидный отросток. Удлиненный и нормальный опыт Швабаха бывает при поражении звукопроведения.
Что такое камертон в физике
(от нем. Kammer – помещение и Tone – звук) – прибор для точного определения высоты тона заданного звука, эталон высоты тона для настройки музыкальных инструментов и хоров. Широчайшая C. – U-образный вибратор – идиофон со стабильной частотой вибрации и структурой, которая равна 440 Гц (A1). Существуют С. с различной структурой и строением, наборы С., а также С. с переменной структурой…. смотреть
Определение слова “каммертон” по БСЭ:
каммертон (нем. Kammerton) – инструмент в виде U-образно изогнутого металлического стержня (или пластины) со свободно вибрирующими концами, издающий при ударе звук определенной частоты. в медицине используется для проверки чувствительности слуха. Каммертон – это прибор в виде U-образно изогнутого металлического стержня (или пластины) со свободно вибрирующими концами, который при ударе издает звук определенной частоты; в медицине используется для проверки чувствительности слуха….. смотреть
Определение слова Чемберлен согласно Словарю медицинских терминов:
Металлический инструмент, изготовленный из закаленной стали для уменьшения обертонов, так что при ударе он издает почти чистый тон. Когда-то гордостью любой лаборатории экспериментальной психологии был хорошо сделанный набор вилок для настройки, но сегодня они почти не используются, потому что их заменили электронные генераторы звука….. watchCamerton – 1. металлический инструмент в виде небольшой вилки с двумя зубцами, который при ударе издает звук определенной высоты, используемый в качестве основного тона при настройке музыкальных инструментов, а также в пении.
2. рис. То, что задает, определяет общее настроение, общий тон.
Предложить историкам внести свой вклад в энциклопедию.
камертон м. 1) Металлический инструмент в виде небольшой вилки с двумя зубцами, издающий звук определенной высоты, который используется как основной тон при настройке музыкальных инструментов, а также в пении. 2) Rev. То, что придает, задает настроение, общий тон.
. смотреть
Каммертон (нем. Kammerton) – это источник звука; изогнутый и замкнутый металлический стержень, концы которого при взмахе издают звук определенной тональности. Это эталон высоты тона в настройке музыкальных инструментов и в песнях….. часы
Камертон в Энциклопедическом словаре:
Камертон, камертон, м. (нем. Kammerton) (муз.). Стальной инструмент в виде вилки, издающий всегда один и тот же звук при ударе по твердому телу, к-рый используется как основной тон при настройке инструментов в оркестре, а также в хоровом пении.Камертон (нем.: Kammerton) – инструмент – источник звука, служащий опорным тоном при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принятая эталонная частота тона первой октавы – 440 Гц.
. смотреть
Определение слова камертон по словарю Ушакова:
АФАБИТНЫЙ ДИРЕКТОР
Камертон используется для воспроизведения звука со стандартной высотой тона. Настольная вилка была изобретена в 1711 году Джоном Шаром, придворным трубачом английской королевы Елизаветы. Первоначально высота тона звука, который он издавал в тональности А первой октавы, соответствовала 119,9 Гц. Однако с тех пор шаг настройки камертона неуклонно повышался, иногда достигая 453 Гц и даже 466 Гц (в Парижской и Венской операх), что вызывало бурные протесты среди вокалистов. В 1885 году в Вене был установлен международный стандарт основного тона музыкальной настройки, согласно которому ля первой октавы был равен 435 Гц. Так продолжалось до середины 1930-х годов, когда был установлен новый стандарт для тона первой октавы – 440 Гц. Увеличение числа колебаний до 440 Гц способствовало заметному повышению яркости звучания оркестровых инструментов, а значит и всего оркестра, что в первую очередь сказалось на исполнении симфонической музыки. Обычная вилка – это цельнометаллическая вилка с двумя зубцами и ручкой, которая при ударе издает звук настройки (ее название обычно выгравировано на нижней стороне вилки): обычно А первой октавы (440 Гц), реже – второй октавы (523 Гц).