Что такое камерный портрет

Типы и виды портрета

«Классический камерный портрет»

1. Портрет как жанр изобразительного искусства

2. Параметры, которые может передавать портрет

3. Классический камерный портрет

4. Портреты моей семьи

5. Список литературы

Человек является самым сложным и содержательным объектом изобразительного искусства.

Искусство портрета появилось в глубокой древности. Портретные изображения в Древнем Египте, поражающие своей правдивостью, имели определенный культовый смысл. Например, древние египтяне считали портретное изображение посмертным жилищем души человека. Воспевание красоты человека, силы его характера отразилось в портретном искусстве эпохи возрождения и появилось в особой значительности в портретных образов Леонардо да Винчи, Тициана, Альбрехта Дюрера. Гольбейна Младшего и других художников.

Портрет в изобразительном искусстве это особый жанр, задачами которого является передача с помощью художественных средств внутреннего мира личности, ее индивидуальных способностей. Художник в портрете передает свое видение мира, открывает для зрителей его мир нравственных переживаний, чаяний, надежд.

Из истории портрета становится ясно, что на протяжении многих веков портрет изображал суть той эпохи, в которую он был создан. Но не только эпоха влияет на содержание портрета, на первом месте всегда остается художник и его замысел.

исследовать типы и виды портрета, разобрать на примерах

проанализировать портреты из домашней коллекции.

1. Портрет как жанр изобразительного искусства

Портрет не случайно считается одним из самых трудных и значительных жанров изобразительного искусства. «Портрет – это не просто изображение человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное исследование психологии личности, внутреннего мира портретируемого. Специфические особенности художественно образных средств в портретном жанре, его закономерности и формы вырабатывались в процессе исторического развития.

Главная задача портрета – создание конкретного образа человека, передача его характерных особенностей, что требует от художника прежде всего глубокого проникновения в личность изображаемого человека.

Необходимость передачи индивидуального сходства определяется самим фактором существования портрета, вне сходства не может быть портрета как самостоятельного жанра.

2. Параметры, которые может передавать портрет

В искусстве существуют различные типы и виды портрета. Они отличаются друг от друга по стилю, цветовой гамме, параметрам, особенностям нанесения красок, пропорциям и строению.

В портретном жанре существуют различные типы композиции.

Данная классификация подразумевает следующие пункты:

портрет головной (на нем изображается только голова человека);

погрудные портреты или бюсты (человек нарисован или слеплен до груди);

изображения людей по пояс; рисунок, который показывает нам человека до колена;

наконец, картины во весь рост.

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портретЧто такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портретЧто такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

» Групповой портрет семьи герцога Йозефа Саксен

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Фигура девушки в украинском костюме

Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Портрет Екатерины I

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

« Конный портрет Филиппа IV »

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Отдельно хочу выделить классический камерный портрет, потому что у нас дома есть несколько портретов.

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Известными представителями портретистами являются такие художники, как Боровиковский Владимир Лукич, Брюллов Карл Павлович, Гау Владимир Иванович, Кипренский Орест Адамович, Крамской Иван Николаевич

Это поясной или бюстовой портрет, классические схемы света и позы рук, корпуса и головы.

Виды камерного портрета, рождённые необходимостью современности.

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портретЧто такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Романтический образ, шали, платки.. Все для создания образа романтического и нежного.

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портретЧто такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Представительский (имиджевый) портрет. Пожалуй, достаточно новый жанр в изобразительном творчестве, востребованный публичными людьми. Он призван демонстрировать человека (в лучшем свете), подчеркивая все его положительные качества и при этом отражая характер его деятельности, взглядов или убеждения. Чаще всего это поясной портрет. Такой портрет просто необходим каждому известному политику или руководителю компании, по чьим фотографиям люди складывают о нем свое мнение.

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет
Корпоративный портрет. Портреты сотрудников компании в студии или на рабочем месте. Для буклетов, постеров, журналов.

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет
Жанровый портрет. Портрет человека в привычной для него обстановке или на рабочем месте.

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портретЧто такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Репортажный портрет. Как память о каком-либо событии, человеке.

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет
Натурный портрет. Тот же портрет, но выполненный на открытом воздухе без привлечения искусственных источников света.

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

Что такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портретЧто такое камерный портрет. Смотреть фото Что такое камерный портрет. Смотреть картинку Что такое камерный портрет. Картинка про Что такое камерный портрет. Фото Что такое камерный портрет

4. Портреты моей семьи

Научно-технический прогресс оставил художников практически без работы. В каждом доме есть портреты всех членов семьи, но выполнены они не кистью и маслом, а сделаны легким нажатием на кнопку фотоаппарата. А между тем как было бы прекрасно провести гостей вдоль стены с самыми настоящими произведениями живописи, на которых изображена вся семья.

В нашем доме есть портреты всех членов семьи, даже нашей любимой собаки. Автор портретов Ермолаев Александр Николаевич. Александр Николаевич является преподавателем нашей школы искусств, но не только, еще он Член Союза художников России. Заслуженный работник культуры России.

Завершая работу можно прийти к выводу, что в живописи портрет – самостоятельный жанр, призванный не только достоверно отражать внешние черты человека, портретная живопись должна показать характер человека, отразить его внутренний мир, передать его эмоциональное состояние. Человек на картине, портрете должен быть изображен в естественной и привычной для него атмосфере, в характерной именно ему позе.

1. Алпатов, М.В. Очерки по истории портрета [Текст] / М.В. Алпатов. – М.-Л., 1937.

2. Андроникова, М. Об искусстве портрета [Текст] / М. Андронникова. – М., 1975.

Источник

Парадный и камерный портрет. Композиция портрета.

ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА ЖИВОПИСИ.

ПОРТРЕТ. ПЕЙЗАЖ. НАТЮРМОРТ

1. Портрет как самостоятельный жанр живописи, история развития портретного жанра.

2. Парадный и камерный портрет. Композиция портрета.

3. Пейзаж как самостоятельный жанр живописи. Историческое становление и тенденции развития.

4. Натюрморт как жанр живописи. История развития жанра.

Портрет как самостоятельный жанр живописи, история развития портретного жанра.

Портрет фр. portrait, от старофранц. portraire ‑ «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна ‑ от лат. persona ‑ «личность; особа» ‑ жанр изобразительного искусства, изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Портрет ‑ популярный, развитый и устойчивый жанр изобразительного искусства. История жанра началась с увековечивания памяти умерших (фаюмские портреты использовались при погребениях) и, не утрачивая мемориальной функции, портрет развился до многоплановых композиций, повествующих о личности. Портрет прославляет личность. Главный объект изображения ‑ человек ‑ обычно несколько отдаляется от внешних событий и концентрирует внимание на себе. Он изображается крупным планом, является главным носителем идеи произведения. «Особенное» в этом жанре раскрывается наиболее обстоятельно и разносторонне.

Изначально портреты служившие увековечению состоятельных и власть имущих заказчиков, были следствием персонального заказа, и лишь постепенно, с укреплением социальных взаимосвязей, становились средством выражения общенародных идей, показывая рядовых героев, простых людей в обычной обстановке.

В живописи портрет ‑ это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Изображения лиц Иисуса Христа, Богоматери и святых не являются «портретами», поскольку они написаны не с конкретного человека, не с натуры, а являются обобщающими идеальными образами.

Периодами расцвета портрета считаются римский период античности, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.

Парадный и камерный портрет. Композиция портрета.

Композиционное построение портрета предполагает такое расположение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. По композиции и степени охвата объекта изображения различают портреты:

По характеру изображения, с идейно-художественной точки зрения портреты делятся на камерный и парадный, Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

· коронационный (реже встречается тронный);

· в образе полководца (военный);

· охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.

Для крупных, полнофигурных парадных портретов характерно использование символических элементов ‑ атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения). Атрибуты выполняли роль подсказок, создавали подтекст, определяющий моральный, религиозный или профессиональный статус модели. Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы. Для этого художник использовал определённый фон — сельский или городской пейзаж, роскошный интерьер, что позволяло ему предоставить информацию о характере модели, её образе жизни и обозначить её социальный статус.

В камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне. Портреты на нейтральном сером или чёрном фоне позволяют всё внимание зрителя сосредоточить исключительно на лице изображённого. Погрудный срез и затеснённость обрезом картины создаёт впечатление максимальной приближённости к зрителю, крупного плана. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём. Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя. Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное.

Тематически можно обозначить также портрет-действие, портрет-биографию, портрет-состояние, лирический портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа – документализирующие информацию о человеке.

Кроме документальных бывают воображаемые или собирательные портреты, портрет-тип, портрет-обобщение, аллегория. Особенное и общее в них сочетаются неодинаково.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа, называют костюмированным.

По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парныминазывают портреты, написанные на разных холстах, но согласованые между собой по теме, композиции, формату, колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи. Портретные галереи иногда создаются по профессиональному, административному, семейному и другим признакам (например, галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д.). Любопытно, что женский портрет вообще на протяжении истории появился позже и был распространён меньше, что было связано, по-видимому, с незрелым уровнем женской эмансипации. С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается.

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет— изображение художником самого себя.

Сходство в портрете — категория ценностная, результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и реального раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды. Обычно различают сходство внешнее, которое имеет ценность как исторический документ или семейная реликвия, и сходство внутреннее — эстетическое, которое убеждает, что именно таким должен быть портретируемый. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Анатомической точностью, психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали индивидуальные черты частного лица без идеализации, оставляя следы времени, массива жизни в облике портретируемого.

Классическим примером идеального портрета-обобщения была и остается «Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи, воплощающая высшие понятия о человеческих достоинствах. В ее образ художник вложил уже собственные, а не заказные мысли о совершенстве. Женское превосходство по понятиям того времени было в ином. А здесь — ум, величие духа, самообладание, благородство. Они настолько крупно выделены в прекрасном образе, что характеризуют уже не данную личность, а коллективные духовные ценности. Художник говорит об общем. Когда он выходит за пределы личности, то думает об индивидуальности меньше. Люди поклоняются ей до сих пор. Такова сила общего.

РембрандтВан Рейн внес трагизм в портрет. Он писал портреты жены, сына, близких и знакомых, небогатых людей, способных говорить с ним свободно и независимо о том, что есть правда. Восхищение художника возвышало их образы до идеальных. Темные цвета фонов – универсальная бесконечность не имеющая границ. В «Портрете старушки», «Портрете брата» Рембрандт обращает нас к глубокой мудрости людей с жизненным опытом. Акцент на духовные ценности естественным образом привел художника к использованию в композициях выразительных средств света. О важности освещения для портретов живописцы знали всегда, однако мало кто приближается к такому сопоставлению света на лицах с тьмой на фоне, чтобы суметь раскрыть трагизм судьбы и стойкость человека. У Рембрандта свет несет идейную нагрузку.

В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи — Рембрандт Ван Рейн, Ван Дейк, Д.Веласкес — создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности. С развитием салонов-магазинов и появлением относительной материальной независимости художники-портретисты смогли откровеннее говорить о своих идеалах и показывать то, что каждый находил нужным. Безымянные мужские и женские портреты, изображения людей разных сословий в обычных для простонародья свободных позах, ракурсах оживили портретный жанр. Салонные продажи превратил его в товар и усилил волну идеализации.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью женские образы. Романтическая личность (на картинах О.Кипренского, К.Брюллова).

Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В.Перов, И.Крамской, И.Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерного выражения лица, позы, жеста. Человек изображался реалистично, давалась оценка еще и его общественному положению.

Следующая волна портретистов ‑ В.Серов, М.Врубель, С.Конёнков, М.Нестеров.

В изысканном по рисунку и цвету портрете графини О. К. Орловой В. Серова есть — элегантность, которая покоряла современников. Серов создал выдающееся произведение портретного искусства. Графиня в шелковой накидке и экстравагантной шляпе с перьями сияет жемчугом и лаковыми туфельками, будто собирает свет, чтобы сиять еще ярче. Свет, направленный не только на лицо, руки, но и на дорогие предметы украшения, костюм, прическу, — не самоцель, а дополнительное средство выявление внутреннего облика через внешнее. И все же реалистический психологический портрет больше ценит свет глаз, переходы света и теней, которые рождают ощущение глубины духовного пространства.

В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции — яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П.Пикассо, А.Модильяни, Э. Бурдель во Франции).

В XX в. у кубистов среда в портрете получила особую смысловую и стилевую нагрузку. Превратясь в наслоение пространственных геометрических фигур, она стала отражающим элементом новых принципов формообразования. Художники начали учиться познавать и рисовать строение воздушной среды. В «Портрете Воллара» П. Пикассо расчленение воздушного пространства разнообразными плоскостями превратило фон в жесткую конструкцию. Она повторяется в лице Воллара, и среда будто поглощает человека. Идея единства пространства и формы выражена последовательно. С позиций кубизма техническое общее властно над особенным. При таком отношении к человеку становилось труднее осмысливать и трактовать свободу личности.

Эксперименты с пространством привели Пикассо к мысли соединить две проекции — фас и профиль — в одной, наслаивая планы в изображении моделей. В «Плачущей женщине» совмещение проекций помогло передать душевный надлом человека. Такой портрет-обобщение стал возможен только в XX в.

В советском искусстве портретные задачи понимались разнообразно. Характерно: стремление сохранять целостность художественного образа, соединяющего личностное качество с общественным, индивидуальное — с идеалом, особенное — с общим. У обобщения был положительный смысл. Широкий круг портретируемых: труженики, дети, студенты, интеллигенция — позитив этого наследия. Все — от работниц двадцатых годов до участников войны и народных депутатов восьмидесятых — изображались обстоятельно, любовно, все стали предметом интереса портретистов и запечатлены живописно. Такой программный интерес к рядовым людям уникален в мировой истории.

В новых условиях жанру портрета развиваться труднее. С социальным расслоением общества чувство его единства утрачивается, коллективный образ не присутствует.

В нефигуративнойживописи портрет чаще всего сохраняет только намеки на очертания лиц, он не информативен. Декоративные образы концентрируются на внешних сторонах моделей. В целом субъективистская тенденция преобладает и в зарубежном искусстве. Сюрреалистические портреты С. Дали, может быть, — квинтэссенция такой тенденции. Переносится внимание на зрительные эффекты, неожиданные проекции, комбинации телесных форм. Картина американского художника Р. Лихтенштейна «До смерти перепуганная армия» решены в стиле комиксов, своей иллюстративностью они противостоят природе жанра. Уплощенные изображения с контурной линией упрощают понятие искусства как духовной силы.

Таким образом, перспективы развитие жанра портрета вызывают вопросы и немало зависят от судеб личности вообще и от путей развития общества. Со временем отдельные жанры умрут, но гуманистический опыт прошлого вечен, и новое время, возможно, найдет ему соответствующее продолжение. Особенное не исчезнет.

Источник

Русский камерный портрет

В русском изобразительном искусстве, первой половины XIX столетия сложился свой особый, неповторимый жанр — камерный графический портрет. Он, несомненно, вырос из миниатюрной живописи XVIII века, позаимствовав у нее тщательность отделки и точность живописной манеры, но сумел создать одному ему свойственный изобразительный язык.

В своем развитии камерный портрет пережил несколько важных этапов — от карандашного рисунка первых двух десятилетий XIX века до начала 1830-х до описательного акварельного портрета конца 1820-х — годов, а затем — до более подробного, акварельного портрета 1840-х. Настоящий расцвет этого жанра приходится на время, которое обычно называют «пушкинской эпохой», то есть на время царствования Александра I и первую половину правления Николая I. К концу первой половины XIX века графический портрет сдает свои позиции в связи с появлением первых дагерротипов, а затем возникновением и бурным развитием художественной фотографии. Разумеется, некоторые живописцы продолжали писать акварельные портреты, но эти произведения уже во многом подражали портрету живописному и заимствовали типичный для него набор изобразительных средств. Во второй половине XIX века графический портрет основательно увеличивается в размере, становится более цветистым и обстановочным.

Но вернемся все же к началу XIX

Камерный портрет стал ярким выражением этого интереса. «Графический портрет — это портрет-напоминание, по-своему отразивший идеи и дух своей эпохи. В русском искусстве XIX столетия (он) предстал в строгом и мужественном облике карандашного портрета» («Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX в. из музеев РСФСР», М., «Изобразительное искусство». 1987). Карандашный портрет, в отличие от парадного, позволял более пристально вглядеться в лицо модели, с ее запечатленными характерными особенностями. Основоположником жанра карандашного портрета в России многие справедливо считают О.А.Кипренского. Действительно, его небольшие портреты, наделенные подчас весьма точными психологическими характеристиками, являли собой образцы технического совершенства и гармонической законченности. Успешно работал в карандаше и замечательный польский живописец А.О.Орловский. Именно в эпоху расцвета многими знаменитыми, а порой и не слишком известными художниками, была создана удивительная по своей полноте иконографическая галерея современников. Перед нами предстают то важные са новники и гордые светские львы с повадкой Чайльд Гарольдов, то мечтательные юноши и барственные ленивцы в домашних халатах. Порой кисть живописца усердно В передает роскошь военных мундиров, ладно сидящих на гордых военных, прошедших недавние победоносные кампании. Эти яркие пятна мундиров придавали особую красочность балам и собраниям в светских салонах. А сами хозяйки петербургских аристократических домов, львицы большого света и юные барышни на выданье! Им живописцы посвятили, без сомнения, лучшие свои произведения. С какой тонкостью, с какой любовью выписаны женские и девичьи лица на портретах А.П.Брюллова, П.Ф.Соколова и В.И.Гау! С каким грациозным изяществом и мастерством изображают они глянцевитый шелк, пенящееся кружево, тяжелый бархат модных туалетов, матовый отлив жемчугов, прозрачную зелень изумрудов, легкость страусового пера!

«Этими живописными «драгоценностями» невозможно налюбоваться, их хочется держать в руках, внимательно рассматривать, вглядываясь в лица людей, увы, давно ушедших, но оживающих снова и снова в хрупких акварельных и карандашных созданиях. Надо заметить, что камерный портрет в тот период был очень широко распространен. Не будет преувеличением сказать, что он был более популярным, чем портрет живописный, он был почти обиходным: его заказывали художникам по самым разным поводам. Дополнительным толчком к развитию камерного графического портрета стала мода на альбомы, охватившая и петербургские светские гостиные, и помещичьи дома. В альбомах хозяек модных салонов и деревенских барышень можно было обнаружить замечательные портреты, исполненные как неизвестными мастерами, так и ведущими столичными живописцами. Ведь наряду с созданием самостоятельных станковых работ знаменитые художники, такие, как О.А.Кипренский и А.О.Орловский, оставляли зарисовки в альбомах своих друзей и просто светских знакомых.

Тема альбомного рисунка выходит за рамки этой небольшой статьи, но хочется отметить, что взаимосвязь станкового произведения и графической работы из альбома неразрывна. Более того, эти два вида портрета порой смешивались и легко заменяли друг друга. Так, любой портрет мог перекочевать из альбома в специально изготовленную для него рамку и оказаться на стене или полке секретера, а также совершить и обратный путь, переместившись со стены в альбом.

Кстати, о стенах. Необходимо отметить, что русский портрет первой половины XIX века был совершенно неотъемлемой частью интерьерного убранства. Особое «право на жительство» он получил в кабинетах, будуарах и гостиных. На акварелях того же времени, с фотографической объективностью передающих все детали интерьеров, мы можем увидеть множество портретов: иногда они сплошь покрывают стену над бюро или диваном, иногда громоздятся на конторках и письменных столах. Для них заказывали рамки из различных пород дерева, чаще всего из красного и карельской березы, по-видимому, подбирая их в «пандан» к мебельным гарнитурам. Часто портреты размещали на верхних крышках бюваров, изготовленных из бархата и тисненой кожи. Из этих же материалов могли быть исполнены и рамки для работ, предназначенных к развеске на стенах, но наиболее распространенными были все-таки бумажные паспарту. Их делали из цветной бумаги с накладными полосками из золоченой бумаги, помещали под стекло и оклеивали по периметру коленкором. Как уже упоминалось, представить себе жилой «ампирный» интерьер без акварельных и карандашных портретов практически невозможно. В комнатах красовались портреты близких и дальних родственников, друзей дома, известных литераторов и деятелей театра, а порой и сделанные с прославленных живописных оригиналов графические портреты членов правящей династии. С середины XIX столетия и, конечно, особенно во второй его половине графические портреты в интерьерах постепенно заменили фотографии. Они выполняли ту же функцию: напоминали лица близких людей и знаменитых личностей — так же приносились в дар, но, к сожалению, были уже лишены той печати рукотворности, того индивидуального, отчасти лирического отношения к модели, которое было свойственно русскому камерному портрету.

Среди мастеров портретного жанра наиболее известны А.П.Брюллов, К.Гампельн, В И.Гау, П.Е.Заболотский, О.А.Кипренский, А.О.Орловский, П Ф.Соколов, М.И.Теребенев, однако было еще много прекрасных живописцев, работавших в обеих столицах и в провинции. Как правило, их имена скрываются за безнадежной формулировкой «неизвестный художник» и, может быть, никогда не откроются исследователям. Порой они оказываются просто незаслуженно забытыми, и, постепенно изучая их творчество, произведения, не известные раньше, искусствоведы вводят в научный оборот имена этих художников.

В XIX — начале XX столетия ранний русский камерный портрет был предметом любовного коллекционирования, в советское время интерес к нему во многом подогревался пристальным вниманием к биографии

A.С.Пушкина и его современников, особенно тех, кто был причастен к политическому движению «декабристов». Многих из них запечатлели мастера графического портрета. Благодаря этому у нас есть ряд замечательных публикаций, посвященных камерному портрету, таких, например, как «Московская изобразительная пушкиниана». Впрочем, коллекционеров, собиравших камерный портрет, в советский период было не так уж мало — достаточно вспомнить замечательное собрание Вишневского, послужившее основой для создания «Музея B. Тропинина и московских художников его времени».

Сегодня любителей этого жанра не часто встретишь среди завсегдатаев антикварных салонов и галерей, да и по-настоящему значительные работы — редкие гости на антикварном рынке. Тем значительнее и примечательнее кажутся нам некоторые портреты, появлявшиеся в руках антикваров в последнее время.

Остановимся на нескольких интересных, на наш взгляд, работах портретного жанра; так получилось, что судьбы большинства их авторов связаны с Петербургом Одни приехали учиться в Императорской Академии художеств и, закончив обучение, остались в Северной сто лице навсегда, другие были представителями известных петербуржских художественных династий.

Миниатюры М.И.Теребенева довольно хорошо известны и частично опубликованы, они хранятся в крупнейших музейных собраниях страны (Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей), но его графические портреты менее изучены. Тем значительнее представляется встреча с его ранней работой — «Портрет молодого человека из семьи Олениных» 1824 года. Портрет, подписной и датированный, исполнен на бумаге графитным карандашом с использованием акварели и белил. На обороте паспарту надпись: «Портрет сына Валериана Николаевича Оленина, брата Ольги Николаевны Шаевой». К сожалению, в многообразной литературе, посвященной семейству Олениных, мы не нашли упоминаний о Валериане Николаевиче Оленине и его сыне, поэтому имя молодого человека нам пока неизвестно. Юноша изображен с отстраненно-поэтическим выражением лица, его глаза устремлены мимо зрителя в воображаемое пространство. В этой позе есть некоторая неуклюжая театральность, но она вполне соответствует той моде на мечтательность и «байронизм», которая господствовала в петербуржских салонах александровского времени. Молодой человек облачен в сюртук модного покроя, на высокий стоячий воротник сорочки небрежно повязан галстук, и в этой несколько нарочитой небрежности тоже должны угадываться признаки натуры романтической. Вся подача образа чуть наивна и прямолинейна, но в этой прямолинейности есть прелесть непосредственности, которая не может не подкупать.

Довольно редко встречаются работы другого замечательного живописца — Петра Ефимовича Заболотского (1803 или 1804 г., Тихвин — 28 февраля 1866 г.), особенно раннего периода его творчества. Поэтому настоящей удачей можно считать появление его «Автопортрета», исполненного в 1827 году. Эта работа указана в списке наиболее значительных произведений П.Е.Заболотского, помещенном в «Био-библиографическом словаре художников народов СССР» (Спб., 2002).

«Автопортрет», выполненный сангиной, ранее находился в собрании Десницких, в Ленинграде. В 1964 году он экспонировался на выставке «Рисунки и акварели русских художников конца XVIII — начала XX века из частных собраний г. Ленинграда» и был включен в каталог этой выставки. («Автопортрет» П.Е.Заболотский; 1827. Б., сангина. 24,6×18,7. Справа внизу: «ПЗ Августа 15 1827 года Успение.» Кат., Л., 1964 г., с. 30).

П.Е.Заболотский тоже обучался искусству живописи в Академии художеств в Петербурге, где он с 1826 года числился «посторонним» учеником; занимался под руководством А.Г.Варнека и А.Е.Егорова. В период учебы был удостоен многих академических наград, а в 1833 году получил звание «назначенного». Уже будучи зрелым художником, в 1857 году он стал академиком. «Автопортрет» 1827 года исполнен в первые годы пребывания в стенах Академии, однако его отличает настоящее мастерство рисовальщика, точность психологической характеристики. Серьезный, самоуглубленный взгляд молодого живописца невольно притягивает смотрящего на «Автопортрет». Все внимание сосредоточено на лице модели: крутой лоб со сбившейся набок прядью кудрявых волос, сдвинутые брови, глубоко посаженные глаза, высокие скулы, острый подбородок. Художник как будто изучает себя, не отвлекаясь на детали, поэтому костюм он намечает несколькими линиями. У плеча, справа, помещены перекрещенные инициалы «ПЗ» и ниже дата: «Августа 15 1827 года Успение» Возможно, этот день, особым образом отмеченный, был почему-то важным в жизни Петра Заболотского. На оборотной стороне автопортрета художник сделал сангиной набросок портрет маленькой прелестной девочки, склонившей головку с непослушно-вьющимися кудряшками. Этот рисунок напоминает милые, теплые, полные жизненной непосредственности детские образы, созданные живописцами венециановской школы. Неслучайно П.Е.Заболотского считают близким этому художественному направлению. Существует ли какая-то связь между автопортретом художника и портретом девочки на обороте? На этот вопрос мы никогда не найдем определенного ответа. Это одна из тех загадок, которые преподносят исследователям и собирателям старинные портреты.

Основной темой в творчестве П.Е.Заболотского на протяжении всей его жизни оставался именно портрет, хотя писал он и жанровые композиции, и пейзажи, в 1850-х годах занялся исполнением образов для церквей. Среди его портретов, наверное, самый известный и репродуцируемый — «Портрет М.Ю.Лермонтова в парадной форме лейб-гвардии гусарского полка» 1837 года (ГТГ). Он не случайно написан в то время, так как в 1836 —1837 годах П.Е.Заболотский давал поэту уроки рисования. Преподавание вообще занимало важное место в его художественной карьере: сначала он работал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем — в Духовной семинарии, Военно-топографическом депо и Технологическом институте в Петербурге. Сын П.Е.Заболотского, продолжив семейную традицию, тоже стал известным портретистом.

Как уже отмечалось, наряду с маститыми профессионалами в жанре карандашного портрета было и множество неизвестных художников и просто любителей, с увлечением занимавшихся домашним рисованием близ ких и знакомых. Поэтому иногда нам удается обнаружить произведения, подписанные авторами, доселе никому неведомыми. Имя Александры Трискорни нельзя найти ни в одном из специальных справочников, тем интереснее встреча с ее ранее не известной работой 1832 года — «Портретом неизвестной молодой женщины в шали». Это рисунок углем с «растушкой» молодой женщины с милым простым лицом, явно не чуждой кокетства и веяний моды: у нее сложная прическа с накладными буклями на висках и высоким гребнем на затылке, фероньерка и крупная серьга. Узел, стягивающий концы шали, превращен в маленький картуш, в котором читается подпись художницы по латыни: «Alessandrae Triskomia fesit 1832», то есть «исполнила Александра Трискорни». Вполне вероятно, что наша доселе неизвестная художница происходила из семьи итальянских скульпторов и резчиков по мрамору Трискорни, державших в Петербурге огромную мастерскую. Руководитель мастерской Паоло Трискорни выполнил великолепную скульптурную группу для павильона Трех граций в Павловске (1803 год), статуи диоскуров возле конногвардейского манежа (1810 год), фигуры мраморных львов у дворца князя Лобанова-Ростовского. Эта итальянская семья была очень тесно связана с Петербургом и многое сделала для украшения Северной столицы. Надо сказать, что принадлежность Александры Трискорни к этому известному семейству пока остается только предположением, документально не подтвержденным. Однако сам портрет по-своему замечателен — в нем есть бесхитростная прелесть и простота, которые, как это часто бывает, пропадают в работах модных портретистов, набивших руку на постоянных заказах.

Такая же нота домашнего, непринужденного общения художника и модели присутствует, как нам кажется, в «Портрете неизвестного в беличьем халате», который весьма характерен для конца 1810-х — начала 1820-х годов как по типу монтировки (темно-синее бумажное паспарту с накладками из золоченой бумаги), так и по внешнему облику самого изображенного. Справедливо мнение, что портрет является квинтэссенцией вкусов своей эпохи, отражая представление и о модном типаже, и о стиле того времени в целом. В дан ном случае живописец представил портретируемого в домашнем халате, подбитом мехом, — мода на них довольно долго сохранялась в России.

«Домашний» дух присущ и другой работе неизвестного художника — «Портрету пожилой дамы в синем платье и чепце». Солидная, уже в летах, женщина старательно позирует художнику, изо всех сил сохраняя отважный вид. Она наверняка решила предстать в одном из своих лучших платьев с кружевным воротником и в парадном чепце с кружевной оборкой и кокетливо торчащим пучком лент. Большая кашмирская шаль дополняет ее нарядный туалет. Такие шали стоили целое состояние, поэтому ее присутствие на портрете содержит намек на определенное богатство изображенной.

Эти три безымянных портрета, конечно, нельзя назвать работами виртуозов графического искусства, но они ценны другим — очарованием безыскусственности и печатью личностного, внимательного отношения автора.

В отличие от них портрет работы признанного акварелиста Владимира Ивановича Гау (4 февраля 1816 г., Ревель — 11 марта 1895 г., Петербург) поражает тщательностью отделки и безупречностью техники. «Портрет неизвестной в белом платье», подписной и датированный 1843 годом, написан в то время, когда В.И.Гау уже был известным в столице человеком, получившим в 1840 году звание придворного портретиста. Это назначение, разумеется, значительно подняло его престиж в петербуржском обществе и принесло многочисленные заказы. Стоимость портретов, исполненных Гау, была такой, что заказать их могли только состоятельные люди. В.И.Гау, без сомнения, можно назвать одним из лучших русских портретистов, работавших акварелью, его отточенное мастерство почти безупречно. Многие исследователи считают, что при всей элегантности его портреты несколько холодные. Эти качества, действительно, часто вырабатываются у светских портретистов, много пишущих на заказ, но мы убеждены, что далеко не все портреты Гау поверхностны и лишены образности. Пример тому — «Портрет неизвестной в белом платье», написанный очень легко и почти прозрачно. Перед нами — хрупкая молодая женщина, серьезная и немного грустная. Тонко выписанные кружева, обрамляющие декольте, нежнорозовый букетик роз на груди и прозрачная вуаль, ниспадающая с головы, усиливают это впечатление хрупкости и даже трогательности. Портретные работы Гау удивительно разноплановы, но во многих из них ощущается воздействие немецкой школы живописи. Это вполне объяснимо, так как его первым учителем в Ревеле был Карл Кюгельхен, а в петербуржской Академии художеств он занимался у профессора А.И.Зауервейда. В 1838 — 1840 годы он совершенствовался в Германии и Италии, после чего вернулся в Петербург. Здесь его карьера успешно продолжилась, и в 1849 году он стал академиком живописи (за портрет профессора А.И.Зауервейда).

Акварельные портреты В.И.Гау, как и работы многих других художников, могут служить живыми иллюст рациями к энциклопедии моды XIX века. Два женских портрета, написанных малоизвестным «живописцем из крепостных» Петром Ивановым, дополняют эту галерею женских образов и перечень разнообразных нарядов. Созданные соответственно в 1842 и в 1852 годах, они как бы отмечают два разных качественных этапа в творчестве художника. Более ранний — «Портрет девушки в платье с кружевной пелериной» — написан еще очень примитивно и наивно, второй же, «Портрет неизвестной молодой женщины», исполненный десятилетнем позже, уже отличают известный профессионализм и свобода исполнения. О самом Петре Иванове, увы, удалось узнать немногое. В «Словаре русских художников XI —XIX вв.», составленном Н.П.Собко (т 2, СПб., 1893—1899 гг.), он назван живописцем из воль ноотпущенных Березина, который в 1840 х годах занимался под руководством профессора А.И.Иванова в Императорской Академии художеств.

Портреты, о которых мы упомянули, при всей своей несхожести одинаково дороги и историку, и осведомленному коллекционеру. Каждый из них содержит ка кую-то информацию о своем времени, своем создателе и, безусловно, о самих изображенных. Добавим, что графических портретов не так уж много дошло до наших дней, тому причиной — многочисленные войны, революции, а порой и просто плохие условия хранения, ведь бумага — материал недолговечный. Работы, подолгу висевшие на стенах, выгорали, покрывались пятнами бумажной плесени и потеками воды, в результате чего неминуемо разрушались. Трудно даже представить, сколько замечательных произведений было утрачено за истекшие два столетия! Тем ценнее те немногие образцы русского камерного портрета, которые появились на антикварном рынке в последнее врелля и, хочется верить, еще будут появляться.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 23 (декабрь 2004), стр.88

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *