Что такое кальпа в буддизме
Что такое кальпа и юга?
К альпа (санскр. «порядок», «закон») — единица измерения времени в индуизме и буддизме, «день Брахмы», период проявления активности, жизни Вселенной (фаза проявленной Вселенной). Юга (санскр., yuga, букв. «пара», «ярмо») — в космологии индуизма — мировой век.
А теперь немного расшифруем эту информацию.
В индуизме кальпа — это «день Брахмы», продолжающийся 4,32 миллиарда лет и состоящий из 1000 маха-юг (периодов по 4 юги). По прошествии этого периода наступает ночь Брахмы, равная по продолжительности дню. Ночь знаменует собой уничтожение мира и гибель дэвов.
Таким образом, божественные сутки длятся 8,64 млрд лет. Месяц Брахмы состоит из тридцати таких суток (тридцати дней и тридцати ночей), что составляет 259,2 млрд лет, а год Брахмы (3,1104·1012 обычных лет) — из двенадцати месяцев. Брахма живёт сто лет (3,1104·1014, или 311 триллионов 40 миллиардов лет), по прошествии которых умирает и весь материальный мир уничтожается. Во время этого великого уничтожения, называемого махапралая, прекращает существование космос и гибнут дэвы.
Согласно «Бхагавата-пуране» после того, как заканчивается жизнь Брахмы, весь космос входит в тело Маха-Вишну, заканчивая, тем самым, своё существование. По прошествии периода времени, равного жизни Брахмы, космос опять проявляется: из тела Маха-Вишну выходят бесчисленные вселенные, в каждой из которых рождается Брахма и начинается новый цикл кальп.
Юги представляют собой временные отрезки, неоднозначные по качеству и длительности. Древняя космогоническая традиция в смене Юг видит тенденцию Закона (Дхармы) постепенно терять «опору»: сначала он держится на четырех «столпах», затем на трех, на двух и, наконец, на одном. В результате длительность Юг соотносится с этими коэффициентами убывания.
Индуизм называет четыре юги, сменяющие друг друга циклически в указанной последовательности:
В каждой последующей из юг внутри цикла понимание истины и нравственность уменьшаются, а невежество растёт
Каждой юге предшествует период названный в Пуранах сандхья — «сумерки», или переходный период, а за ним следует другой период такой же продолжительности, называемый сандхьянса — «часть сумерек». Каждый из них равен десятой доле юги.
Продолжительность юг исчисляется годами дэвов — согласно «Бхагавата-пуране», каждый такой год равняется 360 годам смертных людей. Таким образом мы имеем:
Юга | Продолжи-тельность, лет дэвов | Сандхья и Сандхьянса, лет дэвов | Общая продолжи-тельность | |
---|---|---|---|---|
в годах дэвов | в годах смертных людей | |||
Сатья | 4 000 | 800 | 4 800 | 1 728 000 |
Трета | 3 000 | 600 | 3 600 | 1 296 000 |
Двапара | 2 000 | 400 | 2 400 | 864 000 |
Кали | 1 000 | 200 | 1 200 | 432 000 |
Всего 4 юги длятся 12 000 лет дэвов или 4 320 000 лет смертных людей. Данный период из четырёх юг именуется «чатуръюгой» (или «махаюгой») и составляет тысячную часть кальпы, или двухтысячную часть суток Брахмы, равных 8,64 млрд лет. В течение одного дня Брахмы миром правят четырнадцать Ману (четырнадцать «манвантар»). Таким образом одна манвантара длится 71 чатуръюгу.
По-другому теория кальп рассматривается в буддийской космологии. Обычная процедура разрушения мира огнём возникает в конце Самвартастхаикальпы. Но каждые восемь Великих Кальп после семи разрушений мира огнём наступает следующее разрушение мира водой. Это разрушение более опустошительно, так как захватывает не только миры Брахмы, но и миры Абхасвары. А каждые шестьдесят четыре махакальпы после 56 разрушений огнём и семи разрушений водой наступает разрушение мира ветром. Это самая разрушительная катастрофа, которая смывает также миры Шубхакритсны. Более высокие миры не уничтожаются никогда.
163. Кальпа
163. Кальпа
163. КАЛЬПА — сс. КАЛПА, КАППА — пали. Термин встречается в «Ригведе». В индуизме кальпой называют один космический день творения (манвантара), в течение которого Брахман создает мир из самого себя. Затем он засыпает. Наступает ночь Брахмы, и весь мир растворяется (пралайя, пралая), исчезает. Творение оставляет в памяти Брахмана следы (сеша), опираясь на которые, он снова творит мир после пробуждения. Каждый раз при творении возникает первопредок человека (Ману). 360 суток Брахмы называют его космическим годом. Он живет сто таких лет, а затем получает освобождение, что сопровождается великим разрушением, растворением мира (махапралайя), при котором растворяются даже боги. В «Махабхарате» упоминается, что остаются только «боги богов» (рибху). Первоэлементы материи возвращаются в состояние акаши и праны. Жизнь Брахмы — один космический цикл. В каждом цикле — другой Брахма. День творения составляет 4320 млн. лет, или 1000 эпох (махаюга). Каждая из них содержит четыре периода (юга). В одной кальпе юги и махаюги сменяются без разрушения мира. Символом смены юг считается вращающаяся свастика. Продолжительность юг различна, как и количество в них добра и счастья. Соотношение юг по времени составляет 4:3:2:1. Первая (крита-юга, дева-юга, сатья-юга) называется Золотым веком, вторая (трета-юга) Серебряным, третья (двапара-юга) Бронзовым, четвертая (кали-юга) Железным веком. Добродетель в этот последний период низка, зло торжествует. Доминирует малодуховный тип человека (пашу) Это — наше время.
163.1. КАЛЬПА. Буддийская модель. Согласно буддийской доктрине, циклическое существование мира не связано с богом, Брахманом, оно имеет кармические причины. Возникновение нового цикла, великой кальпы (Махакальпа), обусловлено остаточной совокупной кармой предыдущего космического цикла. Мир возникает, существует миллиарды лет и затем разрушается. Одна махакальпа содержит четыре периода по двадцать малых кальп. В первый период мир возникает и формируется (виварта). Во второй период мир пребывает в сложившемся состоянии. В третий происходит упадок, деградация и разрушение мира. Семь солнц сжигают даже высшие сферы. Все рассеивается, происходит полная диссипация. Сохраняется только акаша. В четвертый период мир пребывает в непроявленном состоянии. Идет созревание кармических последствий прежних деяний живых существ. Это космическая пауза. Совокупная остаточная карма становится причиной возникновения нового цикла, новой махакальпы. Четвертый период продолжается двадцать малых кальп, во время которых в эфире (акаша) за счет проявляющейся кармы возникают флуктуации, неоднородности, напряженности, порождающие слабые «ветры», завихрения, вихри. Зарождаются первоэлементы материи, т. е. новый мир. Первыми рождаются совершенные сущности, которые погибли последними в прошлой Великой кальпе. Васубандху (IV–V вв.) высказывает предположение о множественности миров, согласно которому существуют и другие миры, в которых процессы протекают несинхронно с процессами в нашем мире, т. е. другие темпомиры. Отдельные сущности могут «перебрасываться» в них из нашего мира или на оборот. В период готовности человечества к восприятию истины на Земле появляются будды, пратьекабудды, бодхисаттвы, чакравартины. Кальпы, в которых они не появляются, называют «пустыми». Наше время называют бхадра-кальпой Будды Шакьямуни, но мы живем в стадии сс. упадка В будущей кальпе справедливым правителем на земле станет буддист. Появится будда Майтрейя (Маттея), который приведет к спасению всех людей. Спасение будет абсолютным. При отсутствии остаточной совокупной кармы, то есть при исчерпании причины, прекратится волнение дхарм, окончатся страдания, и мир перестанет существовать.
КАЛЬПА
КАЛЬПА (пали kappa, санскр. kalpa – «предписание», «правило», «способ действия», «конструирование», «обряд», «желание», «решение вопроса»), в индийском культурном контексте обрядовая практика (кальпа-сутры – ритуаловедческие тексты, составляющие первую дисциплину Веданг), а также безначальные и бесконечные мировые периоды, эоны.
Брахманизм и индуизм.
Индуистские исчисления мировых периодов имеют сложную родословную. Их истоки следует искать уже в поздневедийском периоде (первая половина I тыс. до н.э.), в представлении о том, что заказчик и исполнитель торжественного жертвоприношения (яджня) каждый раз посредством правильно совершаемой обрядовой церемонии, с ее словесной и действенной составляющими, создают заново мир, который нуждается в постоянном воспроизведении и без него неизбежно вернется в состояние изначальной неоформленности. Сами же калькуляции мировых периодов были представлены, вероятнее всего, оппонентами брахманизма в шраманский период индийской культуры, в эпоху «реформаторских» религий середины I тыс. до н.э. Одно из упоминаний о великом космическом цикле в текстах Палийского канона позволяет соотнести соответствующие расчеты с воззрениями главы адживиков Маккхали Госалы, утверждавшего, что каждые 8 400 000 великих мировых периодов (маха-каппа) все – как мудрецы, так и глупцы – освобождаются от страданий подобно тому, как брошенный моток пряжи должен размотаться до конца. В том же корпусе текстов сообщается, что современники Маккхали – «некоторые шраманы и брахманы» (т.е. мыслители различных «конфессий») – обсуждали проблему безначальности мира (наряду с безначальностью Атмана). Положительное решение этой проблемы основывалось, согласно Брахмаджала-сутте, либо на собственном медитативном опыте тех «экспертов» в медитации, которым казалось, что они могут благодаря аккумуляции своей аскетической энергии и особой концентрации сознания проследить события своей «биографии» в течение не только сотни тысяч предыдущих рождений, но даже в течение десяти, тридцати и сорока периодов созидания и разрушения мира.
В индуистских Пуранах кальпа отождествляется с сутками Брахмы, составляющими 24 000 божественных лет, которые, в свою очередь, соответствуют не менее чем 8 640 000 000 человеческих лет, делимых, далее, на 1000 махаюг, каждая из которых снова делится на четыре юги (первичные мировые периоды мифологической космогонии), в течение которых происходит постепенная деградация мира. Каждая кальпа содержит 14 манвантар (циклы Ману) или вторичных космических циклов, каждый из которых длится 306 720 000 лет (соответствуя 71 махаюге) с большими интервалами между ними. Соответственно, каждые 4 320 000 000 человеческих лет составляют день Брахмы, в течение которого осуществляется «развертывание» вселенной; за ним следует ночь Брахмы равной длительности, в течение которой вселенная вновь «свертывается», после чего начинается новая кальпа. 100 суток Брахмы соответствуют жизни Брахмы или «великой кальпе» (махакальпа), равной 311 040 000 000 000 человеческих лет, по истечении которой, равнозначной «великому развертыванию», наступает «великое свертывание» (махапралая) мироздания, его грандиозная гибель, возвращение всего космоса в состояние хаоса, длящегося столько же, сколько «жизнь Брахмы». Затем рождается новый Брахма, хаос реорганизуется в космос, и начинается новый цикл кальп. Индуисты считают, что «нынешний Брахма» находится на 51 году своей жизни, но на вопрос о том, сколько у него было предшественников, ответа нет, поскольку мироздание как ряд периодических созиданий и разрушений мира (точнее миров – лока) считается не имеющим ни начала, ни конца. В этом смысле слово «кальпа» на сей раз, вопреки своей этимологии, не может трактоваться как «создание мира», поскольку имеет не Автора, но только «диспетчера» космического процесса, обеспечивающего «временнóе пространство» для действия «закона кармы».
Если на начальном этапе индийской философии эта основная космогоническая проблема служила предметом оживленных дискуссий, то классические индийские философские системы-даршаны ее уже не обсуждают. Обсуждались лишь некоторые проблемы в рамках уже безоговорочного принятия учения о кальпах и, соответственно, безначальности мира. Так, в знаменитой Брахмасутра-бхашье Шанкары, при обсуждении доктрины безначальности Вед (в принятии которой адвайта-ведантисты были полностью солидарны с мимансаками и противостояли найяикам, вайшешикам, санкхьяикам и другим), оппонент задается вопросом: как согласовать эту доктрину с положениями авторитетных текстов, согласно которым весь мир, со всеми «именами и формами», периодически полностью разрушается и затем восстанавливается заново? Шанкара отвечает, что и при допущении этих «обстоятельств» положение о том, что мир безначален (анади), остается непоколебимым, а восстановление вселенной после очередного разрушения должно вызвать не большие проблемы, чем бодрствование обычного человека после сна. Оппонент считает все же, что аналогия не совсем точна, поскольку поведение человека, периодически возвращающегося от сна к бодрствованию, вполне последовательно, тогда как в «великом разрушении» мира (махапралая) все предыдыщее «поведение» всех существ уничтожается, а «поведение» в непосредственно предыдущей кальпе не может быть никем удержано в памяти. Шанкара готов согласиться с тем, что «эмпирическое» поведение живых существ действительно уничтожается в «великом разрушении», но для богов такого класса, как Хираньягарбха (Брахма), сохраняется возможность вспомнить совершенное ими в прошлые мировые периоды. Более того, если последовательность мировых периоды обусловливается соотношениями дхармы и недхармы, они каждый раз полностью воспроизводятся заново.
Буддизм.
Палийский вариант санскритской «кальпы» мог означать не только мировые периоды, но и период жизни индивида, того же Будды. Но уже в текстах палийской Типитаки различаются «великая кальпа» (махакаппа), «неисчислимая» (асанкхейякаппа) и «промежуточная» (антаракаппа): каждая «великая» состоит из четырех «неисчислимых». Что касается «промежуточных» кальп, то согласно знаменитому компендиуму религиозных и философских доктрин различных школ классического буддизма, сарвастивадинской Махавибхаше (2 в.), таковых насчитывается 20, среди которых только «погибает» лишь первая, только «возрастает» лишь последняя, а 18 остальных и «погибают» и «возрастают» в разных соотношениях. Будда может появиться только в первую из них, правитель мира чакравартин – только в последнюю, а тот, кто достигает «просветления» лишь для себя самого, – в течение остальных. Однако сарвастивадинам приходилось работать и со значительно бERRORльшими числами. В том же источнике утверждается, что не только будды, но и последователи ложных учений могут припоминать свои прежние рождения; те, кто верит в безначальность мира, способны к припоминанию событий, происшедших с ними 20 000, 40 000 и даже 120 000 кальп назад. Весьма сложные калькуляции были связаны с исчислением срока реализации различных карм. Самая сильная благая карма может иметь действие в течение 80 000 больших кальп, самая сильная дурная – в продолжении 20 промежуточных. В начале каждой кальпы продолжительность человеческой жизни не поддается исчислению, а в конце сжимается до 10 лет: между этими крайними точками имеют место четыре этапа прогресса и регресса в связи с долгожительством, количеством населения земли, материальными условиями жизни и нравственными качествами. Немаловажное место мировые периоды занимают и в исчислениях достижений лучших адептов буддизма: чтобы стать бодхисаттвой, следует потрудиться не менее трех «неисчислимых» кальп; для достижения быстрого «освобождения» следует потратить три срока жизни, но для более «медленных» требуется от одной кальпы до сотни; лучший ученик должен набраться терпения для достижения высшего результата в течение 60 кальп, а тот, кто «освобождается» только для себя, – все 100. О значительности этого «инкубационного периода» свидетельствует тот «факт», что за худшее из злодеяний – подрыв дхармы в мире – положено находиться, согласно Абхидхармахридае Дхармарашми, в страшном аду авичи всего одну кальпу.
Можно предположить, что длительность предлагаемых сроков достижения конечного результата в классическом буддизме стала немаловажным стимулом для концепций ускорения нирваны в буддизме махаяны и ваджраяны. Высший результат, согласно этим направлениям, может быть достигнут «здесь и сейчас»: для этого требуется лишь узнавать в себе истинную природу Будды-Абсолюта, например, в виде «зародыша Будды» (татхагатагарбха), и «реализации» единства сансары и нирваны посредством медитации, действенность которой резко усиливается благодаря помощи будд и бодхисаттв, каждый из которых находится в свободном распоряжении адепта, или магически действенной мантры, а лучше всего посредством комбинирования всех этих средств.
Что такое кальпа в буддизме
Главная > Учение > Понятия и термины > Кальпа |