Что такое калинов мост в русской мифологии

Калинов мост – где находится граница между мирами?

В славянских мифах, былинах нередко можно встретить слова о Калиновом мосте. Что же это такое? Как и любой мост, он соединяет две части, но речь идёт не о берегах, а о мирах. В мифах Калинов мост описывается как некая граница между Явью и Навью, а вот в былинах на нём происходят сражения богатырей с тёмными силами.

Порой мост упоминается даже в заговорах, ведь, несомненно, имеет огромную силу. А сказки повествуют, что неподалёку от этого места жила знаменитая Баба-Яга, а сам мост охранялся Змеем Горынычем. Что же особенного в Калиновом мосте? И правда ли, что он может существовать на самом деле?

Мост над рекой огня

Благодаря исследователю В.Я.Проппу мы смогли не просто насладиться русскими сказками и былинами, но и взглянуть на них под непривычным ракурсом. Учёный отметил, что важным символом мифологии славян была река Смородина, что была границей между мирами живых и мёртвых.

Но как перебраться с одного берега на другой? Именно с этой целью и был построен над рекой Калинов мост, пройти по которому мог далеко не каждый.

Калинов мост – это соединение между берегами, разделёнными рекой пламени. Охраняет это место Трёхглавый Змей, который нередко сражается с былинными героями, намереваясь погубить человека, рискнувшего пересечь запрещённую границу.

Но почему же мост Калинов? На этот счёт у исследователей есть несколько предположений. Первое говорит о том, что название может быть связано со словом “калёный”. Мост ведь расположен над огненными водами Смородины, а потому явно раскалён от жара пламени.

Вторая гипотеза говорит о том, что мост этот славяне представляли ярко-красным, как ягоды калины. На мой взгляд, обе версии можно сложить в одну, получив раскалённый алый мост.

Создание границы и Калинова моста

Кто же построил Калинов мост? Об этом нам рассказывают древние легенды. Согласно им, изначально между мирами не было границы. Мертвецы выходили из Нави, отправляясь к живым.

Бродя по земле, они уводили с собой в мир мёртвых тех, кому ещё рано было умирать. Всюду, где ступали ноги мертвецов, алела от огня земля. Вскоре люди поняли, что обречены, а потому взмолились к богам.

Услышав призыв людей, верховные божества вырыли огромный ров между мирами. С одной его стороны собрали только живых, с другой – лишь мёртвых. Через ров перекинули мост – настолько призрачный и тонкий, что он мог выдержать только душу, а не тело человека.

В сам ров сбросили мертвецов, которые стали ходить по дну. Так и образовалась огненная река. Правда, со временем и сам мост стал крепче, из-за чего потребовал охранника, что не пропускал бы в мир Нави незваных гостей.

Калинов мост в ритуалах

Интересно, что Калинов мост часто упоминается в обрядовых песнях. Например, перед замужеством невеста вместе с подругами исполняла девичью песню, где рассказывала о предстоящем ей переходе. Вероятно, мост тот олицетворял не только смену миров для человека, но и изменение его статуса.

Во время свадеб для молодых также исполняли торжественную песню, где желали успешно пройти по Калинову мосту. На мой взгляд, здесь используется ещё и символ испытаний, трудностей, которые приходится преодолеть любой семье.

Конечно, Калинов мост был связан и с похоронными ритуалами. В деревнях Белоруссии нередко после смерти родственника делали небольшой мостик и дерева, который перебрасывали через канаву или топкое, заболоченное место.

Неподалёку от места, где был поставлен мост, люди останавливались, вырезали на соседнем дереве дату смерти родственника, после чего поминали его, желая успешно преодолеть Калинов мост.

Где искать Калинов мост?

Когда знакомишься с подобными преданиями, поневоле задумываешься о том, не был ли списан образ легендарного моста с реального места.

Как оказалось, Калинов мост может существовать на самом деле. Где же он? Неподалёку от подножия Эльбруса протекает река Кызылсу (в переводе означает “красная вода”). Не исключено, что именно она послужила образом реки Смородины.

В одном из мест Кызылсу преодолевает слой лавы и несёт свои воды в долину. Именно там, над водопадом Султан, располагается узкий перешеек скалы. Лишь по нему можно перейти реку.

Застывшие пласты чёрной и красноватой лавы действительно напоминают мёртвый огонь. Не исключено, что именно эти места могли стать основой для легенд о границе между мирами, таинственном мосте и пламенной реке.

А может, Калинов мост стоит искать не снаружи, а внутри? В сказаниях говорится, что человек, ступивший на него, уже подчинён своей судьбе. Выбор между добром и зло уже предрешён.

Переход через реку Смородину мог отождествляться с неким символическим рубежом в наших душах. Словно острые зубы и громадные пасти змея, прошлые ошибки и прегрешения не оставляют человека. Не так просто отбросить их и направиться к свету и красоте, что ждут по другую сторону “моста”.

Многие философы древности говорили, что части добра и зла не стоит искать в окружающем мире – достаточно заглянуть в самого себя. По сути, в каждом из нас они граничат друг с другом, и только от самого человека зависит, на какую сторону “Калинова моста” он свернёт в очередной раз.

Что такое калинов мост в русской мифологии. Смотреть фото Что такое калинов мост в русской мифологии. Смотреть картинку Что такое калинов мост в русской мифологии. Картинка про Что такое калинов мост в русской мифологии. Фото Что такое калинов мост в русской мифологииЧтобы перейти мост, нужно было сразиться со Змеем, охранявшим его

Калинов мост – не просто место битв и великих свершений в славянском фольклоре. Он сравнивался с переходом из одной ипостаси в другую, с переменами в жизни, с единством светлого и тёмного в человеке. Таинственный мост славян превзошёл по своей значимости в мифах даже древнегреческую реку Стикс, что протекала между мирами. Он – суть вечного выбора, что неизменно возникает перед человеком. И только от выбранного пути будет зависеть то, что ожидает нас в будущем.

Источник

Калинов мост через реку Смородину в славянской мифологии

Что такое калинов мост в русской мифологии. Смотреть фото Что такое калинов мост в русской мифологии. Смотреть картинку Что такое калинов мост в русской мифологии. Картинка про Что такое калинов мост в русской мифологии. Фото Что такое калинов мост в русской мифологии

Река Смородина и Калинов мост часто упоминается в славянской мифологии. В сказках и былинах это место сражений богатырей и царевичей со Змием Горынычем и Бабой Ягой, а в исторических преданиях это некий рубеж между двумя мирами Явь и Навь.

Что такое Калинов мост?

Сказки и поверья разных регионов по-разному описывают эту границу между мирами. В западных регионах Калинов мост это:

Древние славяне верили, что только путь по Калиновому мосту определяет, достойна ли душа, попасть в рай или ее место в огненной гиене. Если при жизни душа не жила законом божьим и не придерживалась заповедей, на середине моста ее останавливали бесы и уводили не в Свет, а во Тьму. О том, где точно находится Калинов мост, мифология славян не рассказывает, вся информация сводится к тому, что расположен он на конце света.

Славяне верили в то, что Калинов мост это не просто переход между двух миров это место искупления смертельных грехов. Сам мост по преданиям находился не в русских землях, а за тридевять земель в тридесятом царстве. Пантеон Древних Славянских Богов разнообразен, но Морена, во власти которой есть решения забрать жизнь у человека или оставить его на земле, требовала поклонения и личных владений. Калинов мосток это та тропа, по которой богиня Смерти посещает мир живых в поисках новых подданных.

Что такое калинов мост в русской мифологии. Смотреть фото Что такое калинов мост в русской мифологии. Смотреть картинку Что такое калинов мост в русской мифологии. Картинка про Что такое калинов мост в русской мифологии. Фото Что такое калинов мост в русской мифологии

Кто стережет Калинов мост?

Крылатый Змей Горыныч и Калинов мост повязаны между собой. Так, место где расположены речка Смородина и Калинов мост мифология славян называет переходом между мирами, а Змия губителем, ведь на территорию Морены не может пройти тот, кто не закончил свой земной путь. Сам Змий Горыныч тоже не простой персонаж, он:

Где упоминается речка Смородина и Калинов мост, там всегда присутствует Змий Горыныч. В Древней Руси ходили сказки и легенды о том, что богатыри принимали бой с Чудищем и он умертвил немало витязей. Говорят, что площадь перед Калиновым мостом усыпана костями и останками безрассудных смельчаков и «много погубило чудище душ праведных и неправедных», но всегда находился тот, кому удавалось победить Чудище и пройти границу.

Калинов мост через реку Смородину имеет богатую историю. В одних источниках сказано, что изначально не было границы миров, но живые и мертвые не придерживались своей территории. Это приводило к тому, что женщины рождали мертвых младенцев от мертвых мужчин, а мертвые женщины уводили в свои владения живых парней и они становились полумертвецами. Полчища таких бродили по территории Явь, и земля под их ступнями пылала адским огнем. Мир живых понемногу приходил в упадок, и взмолились люди к богам великим с просьбой разделить два мира преградой непреодолимой ни для живых, ни для мертвых.

Верховные Боги дали приказ собраться всем живым на одном берегу, а всем мертвым на другом. Было решено вырыть ров между мирами, но, так как нужен был переход в мир мертвых с мира живых, то между сторонами рва был проложен мосток хрупкий. Это сооружение было настолько тонким, что могло выдержать только душу, а не живое тело. Когда строительство было окончено, боги собрали всех полумертвецов и бросили их в ров. Они ходили по кругу, а под их ступнями пылал огонь, вскоре весь ор был охвачен пламенем. Так появилась огненная река, или река Смородина.

Калинов мост мифология славян с течением времени сделает частью похоронного обряда. Так, на пути похоронной процессии искусственно создавали небольшую лужу, а над ней сооружали из щепок имитацию мостка. Эта кладка символизировала тот самый Калинов мост у славян, который есть последним жизненным рубежом. Верили, что если покойника пронести над символическим мостиком в потусторонний мир, то его душе будет намного легче пройти чистилище и попасть к Богам.

Источник

Река Смородина и Калиновый мост

Древняя славянская мифология в виде сказок и былин повествуют нам о заповедном Калиновом мосте соединяющим берега реки Смородины. Это своеобразная пограничная застава мира Яви и мира Нави, между миром живых и мертвых, через которую пытаются прорваться в наш Мир многоголовые чудища Змеи-Горынычи. Остановить их могут только могучие богатыри и бесстрашные герои. Река Смородина и Калиновый мост одно из магических мест наших предков, которые часто используются в заговорах, обрядах и ритуалах.

Мир Яви и мир Нави. Река Смородина и Калиновый Мост

Что такое калинов мост в русской мифологии. Смотреть фото Что такое калинов мост в русской мифологии. Смотреть картинку Что такое калинов мост в русской мифологии. Картинка про Что такое калинов мост в русской мифологии. Фото Что такое калинов мост в русской мифологии

Если внимательно читать славянские предания, место где находилась эта легендарная переправа было жутким и опасным не только для рядового человека, но и сильного по духу богатыря. Само название Калинов мост происходит от слова “калить”, закаливать, закалка, души или металла например. Калить, закалка имеет огненный цвет стихии огня, хотя это река и относится к стихии воды. Это одно из фаз состояния водной стихии – огненной. Это наше Сердце, це (это) сердцевина где обитает наша душа и дух, наша кровь, которая закипает при виде врага, несправедливости или остынет от страха. Мост – это тот стержень, который дает дорогу во внешние миры, по которым нам придется шагать.

Есть у нас дерево калина с ее чудесными ягодами огненного цвета, которая обладает многими лечебными свойствами, особенно она хорошо лечит наше Сердце.

Что такое калинов мост в русской мифологии. Смотреть фото Что такое калинов мост в русской мифологии. Смотреть картинку Что такое калинов мост в русской мифологии. Картинка про Что такое калинов мост в русской мифологии. Фото Что такое калинов мост в русской мифологии

Славянские мифы – Чернобог и Белобог

Калинов мост соединяет мир живых и мертвых, он решает, биться нашему сердцу или нет. Разделяет эти Миры река Смородина, кровь наша, наших предков и родственников, огненная пылающая река, обладающая резким смердящим запахом смерти, потусторонний смород и зловоние. На берегу живых правит Белобог, на том берегу реки Смородины, за Калиновым мостом правит Чернобог, повелитель Смерти, зла и безумия. В помощницах у него прислуживает Морена (Марена), Богиня Смерти, ее владения представляли собой мрачные вызженные земли, усыпанные человеческими костями и черепами. Марена регулярно перебирается по Калиновому мосту в мир Яви, для того, чтобы собрать урожай людских жизней.

Смена мерностей или миров Яви и Нави – так и называлась С-мер-ть, твердо узаконенная. Согласно преданиям, за царством Смерти располагались миры Прави и Слави, места обитания Светлых Богов и славянский сад Ирий, по христиански – рай. Именно туда стремились попасть души умерших людей. А для этого, им нужно было обязательно пройти Калинов мост и царство Марены, это она в сказках Варвара-краса длинная Коса, коса смерти стригущая нити человеческих жизней. Но пересечь огненную реку Смородину могли только лишь праведники, с чистой кровью от светлых слов и богоугодных поступков. Люди отягощенные тяжкими поступками сделать этого не могли, под грешниками мост проваливался и их навечно поглощала огненная пучина. Эти предания нашли свое отражение в древних погребальных обрядах. Так славяне во время похорон сооружали небольшую переправу-мост через местную реку. Хоронили умерших людей на погостах, погостить у предков (сейчас это кладбища), на высоком берегу, что бы предки хорошо видели чем заняты их чада.

Сказки и Былины повествуют, что на берегах реки Смородины возле Калинового моста сражались с многоголовым огнедышащим Змеем все знаменитые богатыри. Змеи-захватчики, неудачники Горынычи, несущие только горе людское, были детьми легендарного Вия, проживающего в пещере на темном берегу реки Смородины. Сам Вий не может покинуть свое подземелье, куда заточил Бог Велес. А вот его потомство неоднократно пыталось захватить светлый берег Живы-жизни. Если человеку становилось плохо со здоровьем от темных мыслей в голове, пил он отвар из кореньев и листьев смородины, ел пахучие жизнью ягоды, и шел на поправку.

Но все это Сказки, т.е. повествования лежащие на поверхности, сказка – ложь, да в ней намек. Тогда копаем глубже, и рассмотрим более детально сказку о трех братьях царевичах, которым пришлось сразиться с Горынычами, с тремя, девятью и двенадцатью головами. Сказка об Иване царевиче и Змее-Горыныче.

Славянские мифы – Иван-Царевич и Змей-Горыныч

В некотором царстве, в некотором государстве жил царь с тремя сыновьями. И на это царство-государство повадился прилетать Змей-Горыныч с тремя головами, он сжигал все живое что находилось в этом царстве, вытаптывал ростки и посевы. Что обозначает это повествование? Жил-был на свете обыкновенный человек-царь своей жизни. И жили в его голове царстве-государстве три сына – Тело, Душа и Дух. Жил человек себе, не тужил, да появились друзья темные, то рюмочку водочки нальют, то сигареткой угостят, то предложат купить таблеточку волшебную, да и выпить. А то, что люди нормальные в голову бестолковую вложить хотят, не получается, друзья темные все оболгут, изгадят, да ногами вытопчут.

Что такое калинов мост в русской мифологии. Смотреть фото Что такое калинов мост в русской мифологии. Смотреть картинку Что такое калинов мост в русской мифологии. Картинка про Что такое калинов мост в русской мифологии. Фото Что такое калинов мост в русской мифологии

И отправил царь трех своих сыновей победить это чудище. Первым идти в бой ночью должен был старший сын. Первым у нас на свет появляется Тело, вторым в него поселяется Душа, а с Всевышним их соединяет Дух. Пошел старший сын на Калинов мост, прилег возле моста под кусточек, да и заснул. Отключили пьянки и гулянки тело бренное. Ровно в полночь задрожала земля, и на мост вышло чудище с тремя головами. Допилось Тело, в глазах троится. Но младший брат Иван-царевич, зная своих братьев, не спал в эту ночь, вышел на встречу врагу и вступил в неравный бой. Бились они бились, но Иван-царевич отсек три головы, рассек их и кинул под Калинов мост и пошел спать. Поднял Дух свое Тело отравленное, почистил ему желудок от яда спиртового, живой водицей напоил и головные боли и явления снял. Утром приходит старший брат и говорит всем, что не было ночью Змея-Горыныча. Быстро забыло тело что с ним было.

На следующую ночь (а все темные дела лучше ночью делать, пока Совесть спит), пошел средний брат. Лег под кусточек у Калинового моста и заснул. Снится Душе сладкие сны как она по бутикам и ночным клубам летает, мужиков и кавалеров завлекает, да с ними на заморских курортах отдыхает. Спит средний брат непробудным сном, ничего не видит, ничего не слышит. Выходит на мост Змей-Горыныч с девятью головами. Услышал Иван-царевич чудище, и вышел с ним на неравный бой. Бился он, бился, но все же снес ему девять голов и под Калинов мост бросил. Спас Иван-царевич все свои девять тел на тонком плане и внутренние и наружные от заморских обманов. Утром приходит средний брат, и говорит что не было никого. Чего только Душа не пожелает, одному Богу известно.

Настала очередь самому Ивану-царевичу в бой идти. Позвал он к себе братьев и говорит им: Не спите братья, прошу вас. Пойдёмте, я покажу что было на самом деле в две предыдущие ночи, какие головы валяются под Калиновым мостом, которые вы пропустили через мост в нашу жизнь бренную. Когда я в третий раз пойду биться со Змеем-горынычем, слушайте внимательно, крикну вам, вы прейдите мне на помощь, но сперва моего коня отвяжите, он первый прискачет, а затем и вы поспеете.

Пошел Иван-царевич в ночь сражаться с чудищем. Выходит на Калинов мост Змей-горыныч с двенадцатью головами. Бьется он, бьется, но ничего не получается. Одну голову срубит, вместо ее две другие вырастают. Включит человек в Явном мире телевизор, а враги его все силы бросили против него, ложь и обман льются на его голову, налоги и тарифы растут, новые вырастают. От одного мракобесия отмоешься, другие подсовывают. Очень жизни хотят лишить и у добрых молодцев и у красных девиц. Но не сдается меньший брат, бьется. Вот уже Змей-горыныч вбил в землю Ивана-царевича по самый пояс, помощь нужна. Снимает Иван с левой руки рукавицу и кидает. Попадает в дом где братья спят, окна выбиты, но ничего не слышат они. Дальше продолжает Дух биться с темными силами. Змей-горыныч вогнал в землю Ивана-царевича по самую грудь, помощь нужна. Чакры нижние давно принадлежат чудищу – жизнь, зарод и живот; уже и средние в его распоряжении – сердце и ярло. Остались только верхние – горло, око и родник, помощь нужна. Кидает в дом рукавицу с правой руки. Крышу пробила рукавица, тут братья и проснулись. Если левая женская рукавица душем (душа) холодным душу и тело окатила, не помогло. То правая мужская рукавица огнем-совестью глаза выедать стала, твердою рукой разбудила душу и тело. Проснулись братья, коня отвязали, да и сами следом на помощь побежали.

Бьет копытами чудища конь, три брата гурьбой на него обвалились. Одолели, победили Змея-Горыныча, все головы порубили, под мост Калинов побросали. Стали жить проживать, да добра наживать. Конь здесь олицетворяет законы (правильно поконы, копного права). Кон, конь, конституция, является сердцевиной Правды, идущей из миров Прави. Только законы Прави, написанные нашими Богами правдивы, все что пишет темный люд – обман и ложь.

Всегда в любой реке присутствует и живая вода и мертвая, смотря как ты ее черпаешь по течению или против. Так и по небу течет река Дон, плыть тебе по течению или против, решать тебе. Но уже Боги сами по твоим поступкам решат где для тебя возвести твой КАЛИНОВ мост.

У каждого человека есть свой царь в голове, но всегда его царству помогал Иван-царевич. Если читать Иван наоборот, то получается Нави, Навь, мудрость, приходящая от твоих родных Богов, из царства Нави. Прислушивайся что тебе говорят родные Боги.

Течет река Времени Дон, умирает праведник, проплыв ее от начала и конца. Попадает река Времени в Море-Окиян, и на той стороне под землей начнется другая река Времени – Смородина. Дальше будет плыть душа по реке, очистится, омоется, и вновь родится в стране Живых, чистым и непорочным ребенком. Для других приготовлен КАЛИНОВ МОСТ.

Источник

Что такое калинов мост в русской мифологии

Кали́нов мост — мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых.

Происхождение названия

Название «Калинов мост» происходит не от растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала (напр. металла) докрасна́ и/или добела́. «Река Смородина» также называется Огненной; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. В современном русском языке существуют также слова «накали́ть», «раскалё́нный», «ока́лина», происходящие от того же корня. В русских былинах также был (омонимический) персонаж Калин-царь.

Такою гипотезу о происхождение названия «Калинова моста» в XIX веке высказал знаток русских сказок А.А. Потебня он предположил, что этимология «Калинова моста» связана со словами калить (сильно нагревать) или калеть (коченеть, цепенеть от жара или стужи). Обосновывая свою точку зрения, он ссылался на неслучайные эпитеты к калине, по значению близкие к огню: красная, жаркая и пр. Правда, впоследствии автор отказался от собственной догадки, выдвинув другую версию, согласно которой Калинов мост был металлическим.

Академик Б.А. Рыбаков объяснил исходную сущность понятия «калинов мост» следующим образом: «Мост, по которому пойдет массивное мифическое чудище, изготовлен из калины, мелкого и крайне непрочного кустарника, абсолютно непригодного для каких бы то ни было построек. Ветками калины можно только прикрыть, забросать что-либо, но не строить из них. Не думаю, что будет большой натяжкой признать в этих сказочных приметах чудища обрисовку древнего мамонта (или мамонтов), загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников калины».

Но если так, то почему о калиновом мосте поется в свадебных песнях, в невестиных причитаниях, девичьих напевах? И в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в качестве образа народной женской песни звучит:

Уж как по мосту-мосточку,
По калиновым досочкам!
Вай-ду, вай-ду, вай-ду, вай-ду,
По калиновым досочкам.

В сказании «Гость Терентище» из сборника Кирши Данилова тоже фигурирует этот образ:

Он будет, Терентище,
У честна креста Здвиженья,
У жива моста калинова…

Стоит упомянуть, что «живы мосты калиновы» существовали исторически. Так назывались наплывные переправы, гати. В частности, в Москве первоначально таковыми были Крымский, Яузский и другие мосты. Живыми они назывались оттого, что деревянные настилы разбирались перед весенним половодьем.

Термин «калинов мост», оказался связан с днем памяти святого мученика Калинника. Калинник или Калинов день христиане отмечают 23 и 29 июля. Калинниками (по имени святого Калинника) назывались ранние осенние грозы, зарево и зарницы.

Местоположение

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, последним рубежом перед царством Мораны (Мары), охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

Представления славян

По верованиям украинцев, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдёт до Царства Божия. Белорусы Гомельской области полагали, что душа умершего переходит по мостику над водой.

Река Смородина

Благодаря исследованиям талантливого ученого В.Я. Проппа в науке утвердилось мнение, что река эта представляет собой рубеж жизни и смерти, границу между мирами, между явью и навью.

Название этой реки произошло не от ягодного кустарника, а от древнерусского слова «смород». Оно употреблялось на Руси в XI-XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Позднее, когда смысл названия мифической реки забылся, в сказках появилось искаженное и облагороженное название — «Смородина».

Огненная река Смородина и Калинов мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает ее описаниям в сказках: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». Так «эффектно» гореть может разве что смола. Иногда, особенно в былинах, огненную реку именуют Пучай-рекой, — видимо, оттого, что кипящая поверхность реки клокочет, бурлит, вспучивается.

Для характеристики образа мифической реки стоит привести фрагменты из старинных исторических песен. Так, в записи Кирши Данилова (XVIII в.) герой песни «Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине», отправляясь на службу царскую, воинскую, прибывает на берег реки и обращается к ней так:

А и ты, мать быстра река,
Ты быстра река Смородина!
Ты скажи мне, быстра река,
Ты про броды кониные,
Про мосточки калиновы,
Перевозы частые!

И получает от нее такой ответ:
Провещится быстра река
Человеческим голосом,
Да и душой красной девицей:
«Я скажу те, быстра река,
Добрый молодец,
Я про броды кониные,
Про мосточки калиновы,
Перевозы частые:
Со броду кониного
Я беру по добру коню,
С перевозу частого —
По седелечку черкесскому,
Со мосточку калинову —
По удалому молодцу,
А тебя, безвремянного молодца,
Я и так пропущу».

Благополучно достигнув другого берега и отъехав на пару верст, незадачливый путник стал «своим глупым разумом» похваляться тем, как удачно переправился, а вместо благодарности сравнил Смородину, имевшую славу неприступного препятствия, с дождевою лужей. Позвала тогда река хвастуна обратно, сославшись на недостаточное его вооружение и предрекая скорую встречу с врагом, а когда он стал возвращаться, оказался в омуте…

Взмолился бедолага и услышал в ответ:

Не я тебя топлю,
Безвремянного молодца,
Топит тебя, молодец,
Похвальба твоя, пагуба!

Этот сюжет явно демонстрирует не только волшебные свойства реки, но и ее полномочия в решении вопроса о жизни и смерти, а также показывает великодушие, с одной стороны (при первой переправе), и строгость наказания за проступок — с другой. Заметьте, герой ничуть не усомнился в предсказательных способностях собеседницы, да и обращался к ней уважительно, называя «мать быстра река».

В ряде повествований к Смородине обращаются за предсказанием. Так, в эпическом сюжете «Князь Роман и братья ливики» описывается обряд:

Собирал он силы девять тысячей,
Приходил он ко реке ко Смородине.
Сам говорил таковы слова:
«Ай же вы, дружинушка хоробрая!
Делайте дело повеленое:
Режьте жеребья липовы,
Кидайте на реку на Смородину…
Которой силе быть убитой».

Стало быть, вещей была та река. Она упоминается и в ряде былин («Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), но нигде не говорится об огненной природе. Судите сами: «река Смородина бурливая, болота, топи глубокие…»; «Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается». И в сказках «Иван Быкович», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» нет огненной характеристики.

Все это свидетельствует о том, что смрадность /огненность как ведущие характеристики образа Смородины, какими бы устойчивыми ни представлялись, все-таки не могут считаться единственной версией, претендующей на истину. По крайней мере, стоит допустить многозначность древнего символа.

Такое допущение уместно хотя бы потому, что с течением времени не раз случалось, что образы, изначально бывшие самостоятельными, смешивались. Подобное имело место еще в античные времена: в поздний период греки и римляне стали путать реку Стикс (через которую переправлялись души умерших) с двумя другими, вытекавшими из Аида: Летой (рекой забвения) и Ахероном (рекой скорби). Вот и Смородину иногда называют то Забыть-рекой, то Пучай-рекой, хотя достаточных доказательств того, что все эти названия относятся к одной и той же реке, нет.

Мифология

Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести:

Русскую народную сказку «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»), где трое Иванов (Иван-царевич, Иван-попович и Иван-крестьянский сын) бьются на Калиновом мосту, защищая Русь, с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями).

Русскую народную сказку «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же.

Известна загадка с упоминанием Калинова моста: Бежали овечки по калинову мосту: увиделю зорю (грозу, огонь), кинулись в воду. Пельмени.

Свадебный обряд

Образ Калинова моста использовался в свадебных обрядных песнях, где являлся символом перехода из одной ипостаси в другую: переход из девичества в замужество. Часто использовались в песнях на девичнике и во время причитаний невесты.

Да от этой баенки до горенки
Да есть и мостики калиновы
Перекладины малиновы,
Да есть и столбики точеные,
Да есть головки золоченые
Да на этих-то головочках
Да там сидят да птицы-пташицы.
Они поют да жалобнешенько,
Ой, жалки песенки да с горючими слезами.

— Н. П. Колпакова, «Лирика русской свадьбы»

Сюжет с Калиновым мостом использовался и во время обрядового обхода молодых, когда исполнялись вьюницкие песни:

Благословляй-ко ты нас, хозяин со хозяюшкою,
Нам на двор взойти да по двору пройти,
По двору пройти, на часту лесенку вступить.
На часту лесенку вступить, да по частой пройтить,
По частой пройтить, на калинов мост взойти.
На калинов мост взойти, да по калинову пройти,
По калинову пройти, да на дубовы скамьи сесть.

В польских свадебных песнях сваты, наломав калины, мостят из неё мост, по которому поедут гости на свадьбу. Калиной называлась красная лента, «красота» невесты (Волынь), девушка, невеста (укр., чаще в песнях), рубашка невесты со следами дефлорации — свидетельство её невинности, целомудрия.

Похоронный обряд

Во время похорон, процессия, под причитания плакальщиц, должна была перейти символический Калинов мост, тем самым облегчить доставку души покойного в другой мир, и усложнить возможность её возвращения. Например, в сказке Алексея Ремизова «Кострома» (часть «Весна-Красна» в сборнике «Посолонь»), воспроизводится процесс похорон, с переходом Калинова моста.

В Белоруссии существовал обычай делать в память об умершем мостик через канаву или ручей. На следующий день после поминок на могиле мужчины ставили крест, а в память о женщине делали кладку через какое-нибудь мокрое, топкое место или же перекидывали мостик через канаву либо ручей; вырезали на дереве, срубленном для моста, дату смерти и серп; затем садились на дерево, выпивали, закусывали и поминали умершую. Каждый, кто переходил по такому мостику, также должен был её помянуть.

Иногда, переход по Калинову мосту означал лишь расставание с молодостью (замужество).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *