Что такое кадриль танец
Танец «кадриль» — история развития.
Название «кадриль» уходит истоками ко французскому двору, где этот танец (quadrille) танцевали придворные дамы и кавалеры. Исторические документы утверждают, что еще раньше, в 17 веке, похожий танец был популярен в Англии и назывался контрданс.
Его исполняли крестьяне, и лишь потом, в восемнадцатом веке его приняли и полюбили в аристократических дворцах Европы. У россиян кадриль впервые была представлена на ассамблеях Петра Первого в том же восемнадцатом веке. Широкую популярность танец приобрел в России в девятнадцатом веке, где он претерпел различные изменения в движении, манере исполнения и ушел «в народ». При этом композиционные особенности были сохранены.
Классический французский бальный танец
Первоначально кадриль выполнялась следующим образом: пары вставали в танце по квадратной схеме, располагались друг против друга и танцевали по очереди свои партии. Всего было 5 фигур, завершающихся всеобщим движением. Это объединяло юношей и девушек.
Фигуры были очень непросты в исполнении, отрабатывались тщательно и с усердием. К финалу присоединялся танцмейстер.
Русская задорная кадриль
С течением времени танец значительно изменился. В России он был популярен среди народа и стал поистине русской пляской с ярко выраженным национальным колоритом. Народ узнавал о кадрили из уст приезжих людей. Они уже при рассказе меняли фигуры танца на свое усмотрение или вкус.
В разной местности танец мог иметь свои особенности: местные танцоры переконструировали общепринятые фигуры танца и сочиняли новые, учитывая особенности местного фольклора, неповторимость песенных мелодий и индивидуальную манеру исполнения. Танец стал различаться даже по регионам. Например, у россиян появились разновидности: московская, уральская, волжская кадриль и так далее.
Специфические особенности танца
Много построений и рисунков было заимствовано из русских хороводов и плясок. Любая новая фигура оттенялась от предыдущей музыкальной паузой или поклоном. Танцующие пары должны были соблюдать четные пропорции, количество фигур могло быть от пяти до двенадцати.
Несмотря на все многообразие русских, белорусских, украинских кадрилей, остались некоторые общие черты танца. Размер в музыке остался неизменным: две четверти (реже шесть восьмых). Кадриль была и осталась парным танцем.
Несколько изменились построения: вместе с квадратными появились линейные и круговые формы. В линейных два ряда танцоров двигались навстречу друг другу, в танце участвовало до 16 пар. В круговых пары двигались по кругу.
Фигуры в танце имели свои названия, уместны стали хлопки, притопы, иногда поцелуи. Во время исполнения кадрили стало популярным исполнять еще и частушки. Это придавало особую веселость и задорность танцу.
Кадриль до сих пор популярна и любима как исполнителями, так и зрителями.
Русский народный танец кадриль: виды и особенности
Русский народный танец кадриль — это парный танец, являвшийся в далекие времена салонным, который очень быстро стал распространенным в народе. Правда, со временем он претерпел некоторые изменения в манере и в движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались.
Русская кадриль — танец нашего народа, являющийся очень разнообразным и по истине красивым. Хотя имеется много разновидностей самого танца – белорусская, литовская, украинская… что и говорить, даже американская кадриль существует. Каждый вариант по-своему особенный, самобытный и разнообразный.
История возникновения и развития
Вообще само название “кадриль” схоже с французским словом “quadrille”, испанским “cuadrilla” и латинском “quadrum”. Из-за этого у многих возникают сомнения касательно того, где же, всё-таки, зародился этот танец. Но если верить историческим источникам, то кадриль появилась во Франции, причем в качестве бального танца, которая образовался от контрданса (родиной которого является Англия). Пары девушек и парней располагались по четырехугольной схеме, и каждая пара по очереди исполняла сольную партию. Танец состоял из пяти фигур и все они заканчивались одним общим движением, которое и объединяло танцоров.
Сначала фигуры являлись довольно сложными в исполнении и носили название Le Pantallon, L’ete, La Poule, La Pastourelle и, конечно же, Finale. Практически все перечисленные названия связаны с названием песен. В финал всегда включался танцмейстер. И не смотря на то, что фигуры были достаточно трудными в плане освоения, абсолютно каждое движение должно было быть отработанным до идеального, совершенного состояния. Потом танец претерпел некоторые изменения, и фигуры заменились на цифры. Новые движения сменили старые, некоторые стали проще.
Кадриль быстро покорила любителей танцев, посетителей танцевальных залов и салонов и, в конце концов, стала одним из самых популярных танцев. В особенности в России – его танцевали практически везде. Потом кадриль стала распространенной в народной среде и вот там она сильно изменилась. Теперь это был национальный танец с ярко выраженным русским колоритом. Любимая народна пляска. Прежние фигуры переработались, народ сочинил новые. Танец даже стал различаться по регионам и отдельной местности. Собственно говоря, если бы не эти изменения, то кадриль бы не прожила так долго.
Профессиональная специфика
Итак, говоря про русский народный танец кадриль, следует отметить его характерные особенности:
Но если описывать кадриль, то следует учитывать, о каком именно танце идёт речь. Существует масса видов кадрили, как уже говорилось в начале. И даже если это белорусская кадриль, то внутри неё может быть ещё несколько вариантов. Если брать во внимание русский танец, то существует московская, уральская, волжская кадриль.
Особенности русской кадрили и её специфика
Об этом танце можно говорить долго и много. Вообще, искусство танца постичь полностью невозможно – настолько широкими возможностями обладает человеческое тело, настолько шикарным и разнообразным может быть тот или иной танец. Однако о главном следует сказать. Русская кадриль отличается разнообразными формами и принципами построения, то же самое касается сложности композиции и непосредственно техники исполнения танца.
Если говорить про форму построения, то выделяют три группы – квадратная, линейная (двухрядная) и круговая. Итак, к первой из перечисленных относится композиция, в которой пары стоят в углах квадрата и движения они осуществляют либо по диагонали, либо крест-накрест. В данном виде исполнения обычно принимает участие четыре пары (исходя из формы схемы).
В линейной композиции участвует до 16-ти пар, а в редких случаях даже больше. Для этого исполнения характерно движение двух линий друг другу навстречу. Ну а в круговой принимает участие четное количество пар – четыре, шесть или восемь. Соответственно, исходя из названия, можно понять, что движение происходит по кругу, зачастую к центру круга, или же обратно.
Белорусская кадриль
Её просто нельзя не отметить вниманием. Это действительно очень интересный вид танца. Для неё характерны разнообразные построения, а фигур может быть любое количество – от 4 до 12. Кстати, чем отличается белорусская кадриль – так это тем, что в ней могут солировать отдельные танцоры, чего нет в других. И белорусские танцы ещё интересны тем, что некоторые кадрили основаны на слиянии характерных особенностей этого танца с такими, как, к примеру, “Врубель”, “Чижик” или “Бычок”.
Энциклопедия танца: Кадриль
Кадриль – парный танец, некогда салонный, со временем распространившийся в народе, видоизмененный в движениях и манере исполнения, но сохранивший композиционные особенности исторического танца
В качестве народного танца кадриль имеет много разновидностей: русская и украинская, белорусская и литовская, и даже американская (square dance, что значит, «квадратный танец»). Каждый из вариантов отличается самобытностью и разнообразием.
История возникновения
Пары танцующих располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров.
Вначале фигуры были достаточно сложные и назывались Le Pantallon (Штаны – по названию известной песни), L’été (Лето), La Poule (Курица – тоже в связи с песней), La Pastourelle (Пастораль) и Finale (Финал) с включением в него танцмейстером Треницем фигуры, названной его именем La Trénis. Несмотря на трудность освоения фигур, движения должны были быть идеально отработаны и доведены до совершенства салонными танцорами. Со временем кадриль сильно изменилась, названия фигур были заменены на цифры, одни движения исчезли, другие были упрощены.
Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России – кадриль танцевали даже на ассамблеях Петра I в начале XVIII века. Постепенно она ушла в народную среду, где сильно видоизменилась, приобрела национальный характер и стала одной из любимых народных плясок. Перерабатывались прежние фигуры, сочинялись новые, которые учитывали особенности и танцевальную манеру в каждой отдельной местности. Эти изменения, внесенные в народный танец, и обеспечили кадрили долгую жизнь.
Что такое кадриль?
Музыкальный размер кадрили – 2/4, иногда 6/8. Исполняется четным количеством пар. В кадрили может быть от 5 до 12 фигур и характерная композиция. Однако, описывая данный танец, следует четко понимать, о каком именно виде кадрили идет речь.
Виды кадрили и их особенности
Видов кадрили как народного танца существует много: русская, белорусская, украинская, литовская, эстонская, латышская, и т.д. Внутри вида может существовать еще множество местных вариантов, так, например, русская кадриль может называться московской, волжской, уральской или, как в северных областях России, четверой, шестерой, восьмерой.
Русская кадриль имеет многообразные формы и принципы построения, а также достаточно сложные по композиции и технике исполнения фигуры.
По форме построения можно выделить три группы кадрилей:
1. Квадратные или угловые, где пары стоят по сторонам квадрата (их обычно четыре) и движение осуществляется крест-накрест или по диагонали.
2. Линейные или двухрядные, в которых может участвовать до 16 пар и даже больше. Для композиции линейной кадрили характерно движение двух линий танцоров навстречу друг другу.
3. Круговые – в них танцуют 4, 6 или 8 пар. Движение осуществляется по кругу, иногда к центру круга и назад в большой круг.
Фигуры в русской кадрили могут иметь названия, связанные с характером исполняемого движения или рисунком танца: проходочка, знакомство, крутея, звездочка, воротца и др. Между фигурами существуют паузы. Фигуры объявляются ведущим или дается знак для их исполнения – платком или притопом.
Украинская кадриль складывается из множества фигур, доходящих до двенадцати, отличается в большей степени музыкальными композициями, под которые исполняется. Чаще всего это песенные мелодии («Баламуте», «Ой, не ходи, Грицу» и др.).
Для белорусской кадрили характерна простота движений и разнообразие построений, фигур может быть от 4 до 12. В отличие от других видов белорусская кадриль может включать солирование танцоров раздельно или попарно. Существуют кадрили, построенные на слиянии национальных танцев с формой кадрили: «Бычок», «Чижик», «Врубель» и др.
Кадриль танец
Народные танцы известны своим разнообразием, своеобразием и ритмичностью мелодий, движений, а так же количеством участником. Большой популярностью по всему миру пользуется кадриль танец, дословный перевод с французского и испанского языков «группа из 4 человек».
В данной статье рассмотрим, как зародился данный танец, какие движения его составляют и как проходит обучение детей танцевальному искусству.
Историческое становление
Бальное парное танцевальное направление в 18 веке пополнил народный танец кадриль, зародившийся во Франции. Историческое становление продолжилось в 19 веке на территориях Европы и России. Прародитель этого танцевального жанра контрданс.
Музыкальные размеры подразделяются:
Номера отличаются живым темпом и ярким представлением. Преобразовавшись в русский танец кадриль во времена правления Петра I, новые танцы развивались как бальное искусство в дворянских кругах, далее распределилось и среди недворянских сословий.
От прислуги замысловатые фигуры танца передавались крестьянам и приобрели популярность при проведении торговых ярмарок. Постепенно происходило видоизменение, вносились дополнительные элементы. В мелодиях и манере исполнения приобретали национальные колоритные моменты.
Посещая представления кадриль танец смотреть его довольно интересно, как и участвовать в его исполнении. От двух либо восьми пар располагаются по углам помещения, создавая прямоугольник. Занимая позиции, друг напротив друга.
Классический стиль исполнения включает в себя пять основных фигур: штаны, лето, курица, пастораль, финал. В русский народный танец кадриль входят определенные стилевые движения:
Имеются изменения и в представляемых танцевальных фигурах, общее количество форм изменяется от трех до четырнадцати вариантов. Это может быть момент знакомств, петушиные бои, общение с девушками. А так же бытовые особенности региона, где исполняется кадриль. Ну и куда без плясок и перепляса, исконно славянского жанра исполнения. Финал представлен в кружениях пар и поклона зрителям, при этом все это сопровождают притопы и прихлопы.
Изучение в детском саду
В детские танцы кадриль включены упрощенные фигуры, приближенные к возрастной группе. Объединяет их название и элементы притопывания и прихлопывания в период исполнения. Ребята с увлечением подходят к изучению в детском саду интересного, увлекательного и веселого танца.
Помогает усвоить и закрепить кадриль танец видео, где подробно представлено каждое движение. Остается только внимательно смотреть, слушать рекомендации воспитателя и повторять необходимую позицию. При возникновении сложностей, недопонимания или задержки движения, всегда есть возможность промотать на нужный фрагмент и повторно ознакомится с ним.
Юный танцевальный коллектив активно разучивает ритмичный танец, стремясь выполнить все на высоком уровне. А родители в это время продумывают костюмы и оформление. Совместное дело объединяет и сплачивает команду. Результатом такой работы становится успех во время представления.
В кадриль танец для детей входят: «корзинки», «звездочки», «круги», «солнышко» и многие другие понятные и позитивные движения. Русская кадриль популярна практически во всех регионах страны и у поколений всех возрастов. Как говорится, от мала до велика.
Готовят к представлению танец кадриль в саду, как младшая группа, так и средняя, и старшая. С возрастом движения становятся сложнее, ярче и многообразнее. Так же может увеличиваться число участников.
Танцы в детском саду формируют личность подрастающего поколения, дают уверенность в своих силах, стабилизируют самооценку, раскрывают творческий потенциал и сплачивают коллектив.
Значение слова «кадриль»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику (фр. quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями:
Le Pantalon (Штаны; название популярной французской песенки)
La Pastourelle (Пастораль), La Trénis, La Paris и др. — одна на выбор, по желанию распорядителя бала
Фигура Le Pantalon появилась в 1786 году благодаря танцмейстеру Венсану, сочинившему контрданс с таким названием. Его начальная фигура закрепилась в качестве начала французской кадрили, в то время как остальные фигуры были постепенно изменены.
Фигура L’été, закрепившаяся второй, также была сочинена Венсаном примерно в то же время.
Авторство третьей фигуры, La Poule, появившейся в 1800 году, приписывается Жюльену. Своим названием она обязана мелодии, в которой имитируется куриное кудахтанье.
Фигура La Pastourelle появилась в 1812 году — мелодия песенки Gentille Pastourelle была аранжирована Колине и пришлась по вкусу парижанам. Исполнялась либо 4-й, либо 5-й фигурой — в последнем случае в финале фигуры делались шассе-круазе и повторение рондо.
Фигура La Trénis названа в честь танцовщика Трэница, отличавшегося своей элегантностью в танце. Жюльен сочинил для этой фигуры соло (фр. air à pas seul), которое позволило бы блеснуть танцору или танцовщице дня. Исполнялась либо 4-й, либо 5-й фигурой.
Последняя фигура, «финал», заканчивалась галопом в свободной форме (ad libitum).
В кадрили часто используются известные мелодии на 2/4 или 6/8; нередко они заимствованы из опер или оперетт, к примеру из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь».
КАДРИ’ЛЬ, и, ж. [фр. quadrille] (истор.). 1. Танец, сначала из пяти, позже из шести фигур, с четным количеством танцующих пар, располагающихся четверками, одна пара против другой. 2. Музыкальная пьеса, под к-рую танцуют этот танец.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кадри́ль
1. танец, сначала из пяти, позже из шести фигур, с чётным числом танцующих пар, располагающихся четвёрками, одна пара против другой ◆ Моё первое впечатление от местных плясок, хороводов, кадрилей ― восторг. «Костромская «Карусель»» // «Народное творчество», 2003 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я сказал ей одну из тех фраз, которые у всякого должны быть заготовлены на подобный случай. Кадрили тянулись ужасно долго. Наконец с хор загремела мазурка; мы с княжной уселись. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839-1841 г. ◆ Слова второго куплета латыни не содержали, все по-русски, так и плясали, кто барыню, кто кадриль, всё это с пением, не снижая темпа, в руках ветки, ботва, веник в бумажных цветах, голик, охапки сена: Наталья Галкина, «Вилла Рено» // «Нева», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
2. музыка к такому танцу ◆ На вечеринке заиграли «какую-то там кадриль или польку», гости начали танцевать, а в дверях гостиной появился Бальмонт, заломил руки и простонал: «Почему я, такой нежный, должен на это смотреть?!» Герштейн, «Несколько встреч с Борисом Пастернаком», 1960-2002 г. (цитата из НКРЯ)
3. музыкальное произведение в ритме такого танца ◆ Стоило только в задумчивости замурлыкать какую-нибудь прилипчивую кадриль, как Нина уже подпевала и заглядывала в глаза, улыбаясь робко, почти заискивающе, пытаясь составить дуэт. Шишкин, «Всех ожидает одна ночь», 1993-2003 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова пришлый (прилагательное):