Что такое качество в шахматах
Качество (шахматы)
Качество (в шахматах) — ценность шахматных фигур, которая выражает преимущество ладьи перед лёгкой фигурой (конем или слоном). Размен лёгкой фигуры на ладью противника означает выигрыш качества, для противника — потеря качества. Жертва качества означает преднамеренный размен ладьи на одну из лёгких фигур противника. Жертвуя качество, игрок надеется получить взамен другие преимущества, например, выигрыш темпа, получение позиционного преимущества, перехват инициативы или развитие атаки.
Литература
Смотреть что такое «Качество (шахматы)» в других словарях:
Качество — В Викисловаре есть статья «качество» Качество: Качество (философия) философская категория Качество (шахматы) шахматный термин Качество продукции понятие в экономике … Википедия
Шахматы-960 — (англ. Chess960), также Случайные шахматы Фишера (англ. Fischerandom Chess), Шахматы Фишера, Фишерэндом вариант шахмат, предложенный 11 м чемпионом мира Робертом Фишером. Правила в основном совпадают с классическими шахматами, но… … Википедия
Шахматы в Казахстане — Содержание 1 История 1.1 До XX века 1.2 Первая половина XX века … Википедия
Шахматы 960 — Случайные шахматы Фишера (англ. Fischerandom Chess) или Шахматы Фишера, или Шахматы 960 (англ. Chess 960), или Фишер рэндом вариант шахмат, придуманный 11 м чемпионом мира Робертом Фишером. Правила в основном совпадают с классическими шахматами,… … Википедия
Шахматы Фишера — Случайные шахматы Фишера (англ. Fischerandom Chess) или Шахматы Фишера, или Шахматы 960 (англ. Chess 960), или Фишер рэндом вариант шахмат, придуманный 11 м чемпионом мира Робертом Фишером. Правила в основном совпадают с классическими шахматами,… … Википедия
Случайные шахматы — Фишера (англ. Fischerandom Chess), или Шахматы Фишера, или Шахматы 960 (англ. Chess 960), или Фишер рэндом вариант шахмат, предложенный 11 м чемпионом мира Робертом Фишером. Правила в основном совпадают с классическими шахматами, но начальная… … Википедия
Лавирование (шахматы) — маневрирование фигур с целью создания и использования слабостей в лагере соперника. Стратегический приём. Термин предложен Ароном Нимцовичем, который охарактеризовал его следующим образом: «Две слабости, сами по себе вполне защитимые, попеременно … Википедия
Рентген (шахматы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Рентген. «Рентген» шахматный мотив непрямого воздействия дальнобойной фигуры, линия нападения которой ограничивается размещением другой фигуры и может быть увеличена вследствие перемещения той… … Википедия
Словарь шахматных терминов — Эта страница глоссарий. Словарь шахматных терминов Приведены основные шахматные понятия и термины, часто встречающиеся в шахматной литературе … Википедия
Каспаров, Гарри Кимович — Запрос «Каспаров» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вайнштейн. Гарри Каспаров … Википедия
Качество (шахматы)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Качество (в шахматах) — соотношение шахматных фигур, которое выражает преимущество ладьи перед лёгкой фигурой (конём или слоном). Понятие выигрыш качества означает ситуацию, когда у соперников равное число фигур соответствующих типов, за исключением того, что у одного игрока есть лишняя ладья, а у второго — лишняя лёгкая фигура.
Иногда понятие качество обобщают на ситуации, при которых у игроков равное количество фигур, но один из противников обладает фигурами более сильных типов. Например, преимущество лёгкой фигуры перед пешкой приравнивается к преимуществу ладьи перед слоном или конём. Преимущество ферзя перед ладьёй примерно соответствует удвоенному качеству, которым обладает ладья по отношению к лёгкой фигуре.
Размен лёгкой фигуры на ладью противника означает выигрыш качества, для противника — потерю качества. Жертва качества означает преднамеренный размен ладьи на одну из лёгких фигур противника. Жертвуя качество, игрок надеется получить взамен другие преимущества, например, выигрыш темпа, получение позиционного преимущества, перехват инициативы или развитие атаки. Часто жертва качества применяется и как оборонительное средство — игрок жертвует качество, уничтожая лёгкую фигуру соперника, активно участвующую в атаке.
Качество за пешку (две, три пешки) означает, что у игрока есть легкая фигура и пешка (две пешки, три пешки), а у соперника — ладья. Как правило, достаточной компенсацией за качество считаются две пешки.
Что такое хорошо и что такое плохо в шахматах?
Сегодня мы обсудим, что «знает каждый русский школьник» под новым углом зрения. Ребенком я читал известную книгу Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Как и миллионы советских детей, я узнавал о хорошем и плохом поведении по этой книге. Википедия пишет, что «в каждом языке есть слово ‘хороший’ со значением ‘должного или желаемого качества’ и слово ‘плохой’, то есть, ‘нежелательный’. Понятие о моральном суждении и разнице между ‘добром и злом и хорошим и плохим’ существует во всех культурах».
«Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковского.
Поэтому я уверен, что у всех моих читателей в детстве была такая книжка, задававшая нравственные ориентиры, которые ведут их по жизни. Начав играть в шахматы, я быстро узнал некоторые правила шахматной этики, «что такое хорошо и что такое плохо» для шахматистов. Например, на официальных бланках любого турнира раньше можно было прочесть: «Для шахматиста нет ничего более постыдного, чем снятие с турнира без очень серьезной причины».
Посмотрим недавнюю партию:
На протяжении 32 ходов два супергроссмейстера играли окончание с королем и ладьей против короля и ладьи. Не поймите меня неправильно, я довольно часто вижу борьбу в таких окончаниях. На школьных турнирах они часто встречаются в партиях шахматистов с рейтингом до 1000. Но я не могу себе представить такое окончание Тарраша против Рубинштейна, или Геллера против Кереса. Готов спорить, что Гири и Грищук играли бы и окончание «король против короля», если бы не глупая программа, автоматически прекращая партию ввиду нехватки материала. В этом случае воплотилась бы в жизнь давнюю шутку МГ Эдуарда Гуфельда. Он смотрел, как в пулю, тогда совсем новый контроль, играли двое детей. В отвращении от качества игры, гроссмейстер спросил: «Почему бы вам не поставить на доску всего двух королей и не ходить ими туда-сюда, пока у одного из вас не закончится время?»
Кстати, я вовсе не собирался критиковать МГ Александра Грищука. Разве он делает что-то особенное? Посмотрим следующую партию:
Игравший против него супергроссмейстер не сдавался в простом окончании без ладьи и трех пешек. Многие шахматисты «старой школы» сочли бы такое поведение оскорбительным, но МГ Карякин спас партию и выиграл солидный приз.
МГ Сергей Карякин едва спас партию. | Фотография Марии Емельяновой, Chess.com
Как вы видите, представления о «добре и зле» шахматистов прошлого были совершенно иными. В 1990 году я участвовал в блиц-турнире, проходившем в Москве в известной гостинице «Космос». Призовые в немецких марках были довольно велики по советским стандартам. В последнем туре отборочного раунда я играл против Михаила Таля. Я отставал на пол-очка, и мне нужно было побеждать, чтобы выйти в финальную группу. Белыми мне повезло переиграть Волшебника в своем любимом английском начале. Окончание было совершенно выигранным для меня: пешка g7 превращалась в ферзя. У меня на часах оставалось примерно 30 секунд, но я был намного моложе и быстрее, чем сейчас, поэтому в результате партии можно было не сомневаться. Я взялся за пешку g7, чтобы превратить ее в ферзя. Я и сейчас во всех подробностях помню, что было дальше. В игровом зале было очень много людей и очень жарко. Я очень сильно нервничал в конце партии. (А разве вы не нервничали бы, находясь в шаге от победы над Михаилом Талем?) Мои руки сильно вспотели. Когда я взялся за пешку g7, чтобы превратить ее в ферзя, она предательски выскользнула из моих пальцев. Я снова взялся за пешку и снова не смог ее удержать. Я трижды пытался сдвинуть ее, а время на часах убегало! Потом я решил передвинуть проклятую пешку обеими руками. При новой попытке превратить злосчастную пешку g7 в ферзя Таль схватил мою руку и пожал ее. Я даже не сразу понял, что он сдался. Сколько современных звезд шахмат сдались бы, видя, как тают секунды на часах противника?
Кстати, Таль вел себя благородно не только со мной. В 1970-х он играл против чемпионки мира по шахматам Ноны Гаприндашвили в блиц-турнире. Когда у Гаприндашвили почти совсем закончилось время, Таль пару раз «забыл» нажать на часы после своего хода. Заметив «ошибку» Таля, Гаприндашвили прошептала: «Если сделаете так еще раз, я сразу сдамся!»
Допустим, что Таль был исключением. Я слышал, как многие называли его «инопланетянином» настолько он отличался от других людей. Тем временем, мы часто видим, как современные гроссмейстеры играют «мертвоничейные» окончания, чтобы срубить флаг противника, и иногда им это удается!
Стоит ли вам играть такую позицию, чтобы срубить противнику флаг? Я не знаю. В наше смутное время принципы морали и этики меняются. Вещи, являвшиеся 30-40 лет назад неприемлемыми, становится общепринятыми. Давайте проведем вопрос: были ли правы шахматисты старой школы, или звезды современных шахмат знают лучше? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Жертва Качества: Атака и Защита
Дата публикации: 2018-02-06
Жертва качества – одна из самых интересных тем в шахматах. Эта жертва не временная, а глубокая позиционная, которая может в корне изменить характер партии. Но чтобы применять такие жертвы, необходимо правильно определять, когда стоит жертвовать качество, а когда нет. А для этого стоит развивать шахматную интуицию и позиционное понимание, т.к. при этом мы отдаем материал без гарантированного возмещения.
Говоря о жертве качества, следует упомянуть шахматного чемпиона Тиграна Петросяна. Это его был фирменный прием, который он с успехом применял в своих партиях. В одной из его книг целая глава посвящена теме жертвы качества.
Так все-таки когда следует жертвовать качество и ради чего?
Есть определенные мотивы, которые могут привести игрока к мысли – а не пожертвовать ли ладью за легкую фигуру?
Давайте составим списки этих «мотивов» для атакующей и защищающей сторон:
Атака
Защита
Конечно, очень сложно все перевести в правила и списки. Многое зависит от характера конкретной позиции. Иногда вышеперечисленные мотивы пересекаются, и мы должны оценивать, что наиболее для нас важно.
Совет: чтобы развить позиционное понимание, необходимо самому разыгрывать ходы в партиях GM, анализируя, зачем они сделаны. Только побывав в «шкуре» сильного игрока, Вы сможете понять, с какими проблемами он сталкивался в партии, и это усилит Ваш шахматный уровень. К слову, данные методы успешно задействованы и в нашем обучающем курсе )).
А сейчас давайте рассмотрим несколько примеров:
По словам Ботвинника: «Позиция черных безнадежна. Их пешки разорваны, у слонов нет пространства, но есть сильное …Rd4!!» Эта оценка правильная, т.к. в этой позиции без ладей у белых позиция явно лучше, поэтому Rd4!
В этой позиции Петросян сыграл Rxe4! Пожертвовал качество за центральную пешку, и не только. Король Белых будет постоянно себя чувствовать «голым». Позже в игре Петросян еще раз пожертвовал качество. Давайте смотреть:
Белые не заморачиваются и делают обычные ходы: 12.Kb1 Rc8 13.Bd3. Здесь Каспаров практически мгновенно сыграл 13…Rxc3!, разрушая пешечное прикрытие короля, оставляя его надолго уязвимым.
Стандартная позиция Бенони. Черные могут сделать ход Qe7, с хорошей игрой. Однако Топалов сыграл Rxe3! Эта жертва качества разрушает пешечную структуру Белых и устраняет ключевую фигуру в их армии. Черные захватили контроль над черными полями, и в итоге победили.
Мы надеемся, что наши читатели узнали что-то новое из этой статьи и теперь Вы сможете применять это в своих партиях, жертвуя качество с пользой для себя. Удачи!
Качество (шахматы)
Качество (в шахматах) — соотношение шахматных фигур, которое выражает преимущество ладьи перед лёгкой фигурой (конём или слоном). Понятие выигрыш качества означает ситуацию, когда у соперников равное число фигур соответствующих типов, за исключением того, что у одного игрока есть лишняя ладья, а у второго — лишняя лёгкая фигура.
Иногда понятие качество обобщают на ситуации, при которых у игроков равное количество фигур, но один из противников обладает фигурами более сильных типов. Например, преимущество лёгкой фигуры перед пешкой приравнивается к преимуществу ладьи перед слоном или конём. Преимущество ферзя перед ладьёй примерно соответствует удвоенному качеству, которым обладает ладья по отношению к лёгкой фигуре.
Размен лёгкой фигуры на ладью противника означает выигрыш качества, для противника — потерю качества. Жертва качества означает преднамеренный размен ладьи на одну из лёгких фигур противника. Жертвуя качество, игрок надеется получить взамен другие преимущества, например, выигрыш темпа, получение позиционного преимущества, перехват инициативы или развитие атаки. Часто жертва качества применяется и как оборонительное средство — игрок жертвует качество, уничтожая лёгкую фигуру соперника, активно участвующую в атаке.
Качество за пешку (две, три пешки) означает, что у игрока есть легкая фигура и пешка (две пешки, три пешки), а у соперника — ладья. Как правило, достаточной компенсацией за качество считаются две пешки.
Напишите отзыв о статье «Качество (шахматы)»
Литература
Отрывок, характеризующий Качество (шахматы)
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.
В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке: