Что такое качественный вопрос
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Качественный вопрос
Разбор качественных вопросов и задач, не осложненный, в отличие от решения традиционных задач, достаточно громоздкими вычислениями, позволяет сосредоточиться на главном: формировании у учащегося физического мышления, ясного и четкого понимания физических законов, понятий и представлений. Вопросы и задачи такого типа используются, например, на экзаменах, в качестве дополнительных, именно для проверки глубины усвоения материала. Поэтому они будут хорошим подспорьем учащемуся при самостоятельной подготовке и для самоконтроля, развитие и усиление которых соответствует современным тенденциям в преподавании. [1]
Решение качественных вопросов и задач, с одной стороны, невозможно без предварительной проработки теоретического материала по учебнику и, с другой стороны, не заменяет, а предваряет обращение к решению обычных задач. В этом смысле данный сборник призван играть роль промежуточного звена между учебником и обычными задачниками и тем самым заполнить известный пробел в имеющейся в настоящее время учебной литературе по общей физике. [2]
Под качественными вопросами и задачами понимаются такие, которые практически не требуют математических выкладок. [3]
Содержит более 1500 качественных вопросов и задач по всем разделам курса общей физики. Структура сборника и качественный характер вопросов и задач, решение которых не осложнено громоздкими математическими выкладками, позволяет сосредоточиться на главном: формировании у учащегося ясного понимания физических законов и определений. Имеются задачи разной степени трудности, наиболее сложные снабжены краткими решениями. [5]
Данный сборник содержит более 1500 качественных вопросов и задач по всем основным разделам курса общей физики. Большинство из них оригинальны и созданы в процессе более чем пятнадцатилетней работы авторов со студентами Московского инженерно-физического института на семинарских занятиях, зачетах и экзаменах. [6]
Средство, используемое для исследования качественных вопросов ( типа имеется ли решение с переворачиванием. Она тесно связана с теорией катастроф; фактически Том, влияние которого и здесь было ведущим 1, не различает в своей книге [1] эти теории. Однако изучение теории динамических систем требует больше топологии, чем дается в этой книге. [7]
При обосновании применимости самих орбита-лей в качественных вопросах квантовой химии важно выяснить, меняет ли корреляция хартри-фоков-ские орбитали. То есть являются ли орбитали ( полученные с учетом корреляционных эффектов) лучшим приближением к точной волновой функции, нежели, хартри-фоковские молекулярные орбитали. [8]
Учимся правильно задавать вопросы: правила постановки вопросов
Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.
Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.
Правильный вопрос: какой он?
Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.
Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека
Почему так важно уметь задавать нужные вопросы?
Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.
Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.
А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.
Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»
Чего можно добиться правильным вопросом?
Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:
Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.
Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение
Типы вопросов
Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.
Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!
Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.
Закрытый вопрос
Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».
С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».
Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».
Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.
Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)
Открытый вопрос
Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.
Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.
Особенность таких вопросов в следующем:
Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.
Наводящие вопросы
Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.
Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».
В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:
Альтернативные вопросы
Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.
Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»
Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.
Название
Риторический вопрос
На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.
Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»
Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.
Переломный вопрос
Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.
Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»
Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.
Вопрос для обдумывания
С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.
Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»
Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.
Зеркальный вопрос
Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.
Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.
Контрольный вопрос
Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.
Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).
Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.
Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:
Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.
Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.
Качественные вопросы
Задача 1
Как известно, компании стараются контролировать своих работников. В ряде корпораций, особенно это популярно в Германии, введен жесткий контроль времени пребывания на рабочем месте. Например, в корпорации BMW специальное устройство отмечает время прихода каждого сотрудника на работу, а также его время его отсутствия на рабочем месте. Используя теорию реакции на стимулы, попробуйте аргументировать, почему такая система контроля сотрудников может быть неэффективной?
Задача 2
Американская корпорация Google выделяет один день в неделю для сотрудников для занятий «собственными проектами». Кроме того, для сотрудников установлен практический свободный график посещения офиса. При этом корпорация Google дает возможность финансирования идей своих сотрудников. Например, программист Google может получить грант от компании на претворение в жизнь собственной идеи написания приложения или создания интернет-сервиса. Используя теорию реакции на стимулы, попробуйте порассуждать, чего хочет добиться корпорация Google от своих сотрудников? Люди какого типа пойдут работать в такую компанию?
Задача 3
Люди издавна пользуются картами. Карты это упрощенное представление реальности, которое помогает нам ориентироваться в пространстве. Представления древних о пространстве вокруг людей эволюционировали, и за ними менялись и карты. Карты средних веков у нас могут вызвать даже улыбку – достаточно вспомнить, что на некоторых картах земля изображалась как поверхность, стоящая на спинах трех черепах. Тем не менее, даже такие карты помогали путешественникам перемещаться по земле, а когда они накапливали новый опыт, они отражали его в новых, усовершенствованных картах. Таким образом люди пришли к привычным картам с океанами и континентами, используемыми сегодня.
Проведите аналогии между указанным процессом эволюции картографии и эволюцией экономических знаний.
Задача 4
В Силиконовой деревне есть несколько компаний, производящих программное обеспечение. Стив Ж. – хороший программист, но слабый организатор: он не так хорошо, как его конкуренты, умеет использовать навыки своих работников для получения максимальной прибыли; неудивительно, что прибыль его компании довольно низка.
В один прекрасный день к Стиву прилетела Фея со следующими словами: «Я могу прямо сейчас совершенно бесплатно повысить уровень квалификации всех программистов, которые в данный момент являются твоими подчиненными. Или сейчас, или никогда. Ты согласен?» Подумав минуту, Стив ответил: «Нет. Если ты сделаешь это, моя прибыль в итоге только уменьшится».
Экономический анализ позволяет понять, что слова Стива очень даже правдоподобны. Проведите этот анализ, сформулировав ключевые предпосылки, на которые Вы опираетесь.
Задача 5
Дома и на работе есть множество приспособлений, сберегающих время, которых не было у наших бабушек и дедушек. Сделали ли эти приспособления время менее редким благом для нас, чем оно было для них? Чем определяется ценность времени для какого-нибудь человека? Что мы имеем в виду, когда говорим: «У меня нет на это времени»? (источник: учебник Пола Хейне)
Задача 6
Семья владеет небольшим кафе. Глава семьи объявил о закрытии кафе, сопроводив это следующими комментариями: «Наши дети выросли и не собираются работать далее в кафе. Если бы они работали в семейном бизнесе, он был бы прибылен. Однако они выбрали занятость в других секторах, где им платят более высокие оклады, а потому мы вынуждены закрыть наш бизнес». Проанализируйте сделанное заявление.
Задача 7
В 1970-е в США были популярны дискуссии о том, могут ли повышенные меры безопасности автомобилей (ремни, подушки и более прочный кузов) сократить число травм и смертей на дорогах. Ответ считался очевидным, и конгресс обязал автомобильные компании соблюдать соответствующие требования при производстве автомобилей. Однако экономисты, занимающиеся анализом проблемы в то время, не так однозначно смотрели на последствия этого решения.
Используя первоочередную предпосылку любого экономического анализа – то, что люди реагируют на стимулы, покажите, каким образом экономисты могли прийти к выводу, что введение этих мер не так однозначно с точки зрения последствий.
Задача 8
Общеизвестно, что в случае начисления сложных процентов (метод, при котором проценты начисляются не только на первоначальную сумму вклада, но и на проценты, начисленные в предыдущих периодах) при большом сроке вклада можно получить очень большой доход. Так, если положить 1 рубль под 8% годовых, то через 100 лет на счете будет почти 2 200 рублей – выигрыш составит 219 876%!
Почему, зная этот факт, люди не открывают вклад с какой-нибудь маленькой суммой, например 1000 рублей, чтобы через 100 лет их внуки или правнуки стали миллионерами?
В будущем в данном разделе будут опубликованы дополнительные материалы. Также все материалы будут разбиты на главы и разделы.
Качественные прилагательные
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое качественное прилагательное
Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
Прилагательные делятся на три разряда:
качественные (грустный, смешной);
относительные (настенный, прошлогодний);
притяжательные (змеиный, павлиний).
Качественные прилагательные в русском языке — это такой разряд прилагательных, который обозначает внешние признаки одушевленных и неодушевленных предметов, а также внутренние свойства одушевленных предметов. Это может быть цвет, форма, вкус, характер звука, возраст, размеры, масть и другие качества.
Характеристика качественных прилагательных: значение, морфологические, словообразовательные, синтаксические признаки.
Качественные прилагательные обозначают:
цветовые признаки: белый, зеленый, розовый;
пространственные признаки: далекий, близкий;
признаки величины: большой, маленький, широкий, узкий;
временные признаки: поздний, ранний;
черты характера: злой, молчаливый, веселый;
интеллектуальные характеристики: умный, сообразительный, глупый;
физиологические характеристики: слабый, слепой, здоровый;
социальные характеристики: богатый, уважаемый.
Три степени сравнения качественных прилагательных:
Положительная степень — означает изначальный признак без сравнений (смешной, устойчивый);
Сравнительная степень — выражает признак в его большем или меньшем проявлении, имеет простую и составную формы (смешнее, более смешной, устойчивее, более устойчивый).
Превосходная степень — обозначает признак в его высшем проявлении, представлена простой и составной формами (смешнейший, наиболее смешной, наименее устойчивый, устойчивее всех).
Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму:
Прилагательные в полной форме изменяются по родам, числам и падежам (простое, интересный). В предложении могут быть определением либо частью составного сказуемого.
Краткие качественные прилагательные изменяются по родам и числам (прост, интересен). В предложении, как правило, выступают в качестве именного сказуемого.
Запомним исключения из правил! Краткой формы нет у качественных прилагательных, которые обозначают:
масти животных (вороной);
некоторые названия цветов (фиолетовый, розовый);
Только в краткой форме употребляются прилагательные — надобен, должен, горазд, рад.
Теперь мы знаем: какие прилагательные качественные и какие у них степени.
Как определить качественное прилагательное
А теперь узнаем, как определить качественное прилагательное.
От притяжательных и относительных прилагательных качественные отличаются особым значением, а также рядом морфологических признаков.
Признаки качественных прилагательных:
1. Степени сравнения качественных прилагательных:
сравнительная степень (темный — темнее, более/менее тёмный);
превосходная степень (темнейший, самый темный, темнее всех).
У некоторых качественных прилагательных совсем нет степеней сравнения.
2. Полная и краткая форма качественных прилагательных:
скромный человек — человек скромен;
мудрое пожелание — пожелание мудро;
грустные взрослые — взрослые грустны.
Краткие формы изменяются по родам и числам, но у них нет падежных форм.
3. Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями меры и степени:
очень добрая соседка;
совершенно незнакомый человек;
абсолютно чужой город;
слишком горячий чай.
тихий звук — тихо звучит;
блестящий свет — блестяще светит.
5. Ко многим качественным прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы:
мудрый — умный, сообразительный;
Слова этого разряда сами могут образовать антонимы с помощью приставки не-:
легкий → нелегкий (тяжелый);
веселый → невеселый (грустный).
Антонимы с приставкой не- можно заменить синонимами без неё.
6. С помощью суффиксов качественные имена прилагательные образуют слова со значением субъективной оценки:
7. Качественные прилагательные могут образовывать сложные слова через повторение:
Из большинства качественных прилагательных можно образовать существительные с отвлеченным значением:
Как правильно писать качественные прилагательные
Составили таблицу с примерами полных качественных прилагательных — сохраняйте на смартфон или распечатайте и храните в учебнике.
Правило
Пример
Чтобы узнать правильное написание окончания у прилагательного, нужно задать вопрос.
Окончания в вопросе и прилагательном будут совпадать.
Буквы «Ы», «О», «У» пишутся после твердых согласных.
Буквы «Е», «И», «Ю» пишутся после после мягких согласных.
После шипящих и «Ц» под ударением пишется буква «О», без ударения — «Е».
Если качественное прилагательное в именительном падеже мужского рода и в единственном числе, то под ударением пишется окончание «ОЙ», без ударения — «ЫЙ».
И еще одна таблица с примерами кратких качественных прилагательных.
Правило
Пример
После шипящих согласных мягкий знак не ставится.
Когда основа полного прилагательного оканчивается на согласный, а перед ним стоит гласный, то краткое прилагательное выглядит в виде основы полного прилагательного.
В полном прилагательном «широкий» основа «широк», поэтому краткое прилагательное будет — широк.
Когда основа полного прилагательного оканчивается на согласный, а перед ним стоит тоже согласный, то в кратком прилагательном мужского рода появляются «О» или «Е».
Чёрная риторика. Часть девятая. О видах вопросов
Ответы собеседника зависят от вопросов, которые вы задаёте. Ваша роль в разговоре зависит от вопросов, которые вы задаёте. Ваш имидж зависит от вопросов, которые вы задаёте. Существует множество разнообразных вопросов: некоторые задавать необходимо, некоторые задавать не стоит вообще, а некоторые имеют определенное назначение и задавать их стоит лишь иногда.
Существует множество глупых вопросов
Такие вопросы загоняют нас в тупик. На них очень сложно дать адекватный ответ. Да и вообще какой-либо ответ. Примеры глупых вопросов: «вы меня за дурака держите?», «так вы считаете, что я некомпетентен?» и т.д.
Почему эти вопросы – глупые? Потому что ответ на них предсказуем и зачастую даже очевиден. Если вам полчаса доказывали, что вы некомпетентны, то, вероятно, собеседник действительно так считает.
Обычно люди не хотят услышать прямой, чёткий и честный ответ на свой глупый вопрос, но всё равно на него «нарываются». Они ожидают, что вы не сумеете ответить «да, я считаю, что вы дурак» или что вы растеряетесь от такого нелепого вопроса.
Но если вы не растеряетесь и дадите честный ответ или прямо скажете, что вопрос глупый, то ваш оппонент растеряется. Сами же старайтесь избегать задавания глупых вопросов в спорах с опытными ораторами – вам тоже дадут прямой, честный и выбивающих землю из-под ног ответ.
Другой тип глупых вопросов – встречные. Они мешают заявить о собственной позиции, личном мнении. Примеры:
Как видите, вместо опровержения неверного суждения собеседника человек таким ответом даёт визави укрепить своё мнение. Конечно, вы можете подождать аргументации оппонента, а потом начать критиковать каждый тезис, но лучше сразу заявить о том, что сказанное неверно и разложить всё по полочкам.
Такой вопрос может сыграть вам на руку, только если у собеседника нет аргументов, чтобы обосновать своё мнение, и вы точно знаете об этом. Но всё-таки лучше избегать встречных вопросов и опровергать выдвинутое положение сразу. Если вам, конечно, есть что сказать.
Существует множество умных вопросов
«Умный вопрос – это такой вопрос, задавая который вы с самого начала знаете, какой прозвучит ответ или какое направление примут рассуждения собеседника».
Умные вопросы помогают вам контролировать обсуждаемые темы, задавать направление, то есть доминировать в разговоре. Бредемайер подчёркивает, что необходимо выделять два аспекта разговора: стиль ведения и содержание. Задавайте умные вопросы и будьте ведущим, а не ведомым.
Существует множество поверхностных и несущественных вопросов
Это факт. И из него можно сделать несколько выводов:
Виды вопросов
Открытые вопросы
Это те вопросы, которые предполагают развёрнутый ответ: «как вы считаете?», «какие у вас впечатления от поездки?», «почему вы так решили?» и т.д. Их позитивное качество – то, что собеседник получает возможность ответить более детально, развёрнуто передать свои мысли и наиболее точно выразить своё мнение.
Открытые вопросы стимулируют собеседника. Они включают его в разговор, заставляют проявить красноречие и не дают отвлечься от диалога.
Чаще всего используются вопросительные слова и словосочетания: что, кто, где, когда, почему, куда, благодаря чему, в связи с чем.
Негативное качество открытых вопросов тесно связано с позитивным: человек начинает много и подробно рассказывать. Начинает оговариваться, путаться, оправдываться. В общем, указывает на свои слабые места и сам себя подставляет. Бредемайер советует вам пользоваться этим.
Также вы можете открытым вопросом направить собеседника в ту область, где он некомпетентен, чтобы опять-таки использовать это.
Закрытые вопросы
Это те вопросы, на которые следует односложный ответ «да» или «нет».
Цели закрытых вопросов противоположны целям открытых. Позитивная цель – стремление ограничить красноречие собеседника, не дать ему высказаться. Либо же уточнить какой-то отдельно взятый факт, сделать акцент на определенном высказывании.
Негативная цель – желание при помощи закрытого вопроса получить нужный вам ответ и побудить собеседника прийти к неправильным выводам или неправильно трактовать такой ответ оппонента для третьих лиц. У собеседника просто не будет возможности сделать необходимые оговорки и уточнения, ведь о них его не спрашивали. Только «да» или «нет».
Защититься от такого влияния негативных вопросов легко: ответьте «да» или «нет», а потом добавьте волшебное «но» и дайте развёрнутый ответ, правильно разъясняющий вашу позицию. Не давайте поймать себя на слове.
Один и тот же вопрос может быть одновременно позитивным и негативным: спросить «который час?», когда часов нет у вас, и спросить это же, когда часов нет у собеседника – две разные вещи.
Чёрная риторика начинает разговор с закрытых вопросов. Используйте их и уже известную информацию о собеседнике, чтобы получить нужные ответы и получить преимущество в дискуссии.
Полуоткрытые вопросы
Это вопросы с альтернативой, вопросы-компромиссы.
Позитивная цель – получить содержательные ответы в установленных вами границах.
Пример полуоткрытого вопроса:
— У вас двое или трое детей? (Предполагается, что вы знаете, что их либо двое, либо трое).
— Вы это отрицаете или просто не понимаете? (Это уже пример негативного полуоткрытого вопроса).
Негативная цель полуоткрытых вопросов в том, чтобы поймать оппонента на альтернативе или показать собеседника с худшей стороны.
Бредемайер приводит пример с вопросом к бывшему алкоголику на банкете: «Вы не пьёте за здоровье шефа, потому что он вам не нравится или по другой причине?». Согласитесь, оба варианта ужасны, но ответить жертве полуоткрытого вопроса всё же придётся.
Учитесь задавать и открытые, и закрытые, и полуоткрытые вопросы. Учитесь отвечать на них. Это значительно улучшит ваши навыки переговоров.
Прямые и косвенные вопросы
Позитивные прямые вопросы способствуют выяснению фактов и положения вещей. Тот, кому задают вопрос, может анализировать эти вопросы и выбирать свои дальнейшие действия: уклониться от вопроса, дать прямой и честный ответ или дождаться более откровенного вопроса, на который можно вообще не отвечать.
— Вы потратили на подготовку презентации проекта целый месяц?
— Какую цель преследует ваше выступление?
Негативные прямые вопросы затрагивают запрещённые темы и оказывают на оппонента психологическое давление.
— Этот приём помог вам убедить аудиторию в том, что вы правы?
— За кого вы голосовали на выборах?
Косвенные вопросы – те вопросы, смысл которых неясен, истинные цели вопрошающего замаскированы.
Примеры провокационных косвенных вопросов:
— Вы говорите о том, что на самом деле вас никак не интересует?!
— Вы – агрессивный водитель, и вас абсолютно не волнуют знаки ограничения скорости?
Иногда косвенные вопросы теряют свою вопросительную форму и принимают вид утверждений.
Чаще всего косвенные вопросы имеют два уровня:
Пример такого двухуровневого диалога:
— Вы считаете себя опытным водителем?
— Да, считаю. Я регулярно нахожусь за рулём на протяжении уже 15 лет.
— Если так, то вы наверняка проезжаете не меньше 30 000 километров в год, верно?
— Даже больше: около 50 000.
— И вас совсем не беспокоит, что тем самым вы вредите окружающей среде?
Упражнение: Попробуйте придумать 2-3 таких двухуровневых диалога прямо сейчас.
Вопросы-уловки
К этому типу относятся замаскированные расспросы об обстоятельствах, признаках, ссылках и сообщениях, связанных с какими-либо компрометирующими собеседника фактами.
Цель вопросов-уловок не получение информации, а расстановка капканов. Для этого вам нужно знать больше, чем думает ваш собеседник.
Вы видели, что ваш коллега приехал на работу на машине с шофёром. После того как он зашёл в офис, вы спрашиваете его:
— Как же смешны эти толпы хвастливых менеджеров, которые ездят с шофёром, чтобы показать всем свой статус и материальное положение! Это уже явный перебор, не находите?
Возможны и позитивные варианты вопросов-уловок. Например, вы можете описать какие-то черты человека в его присутствии и сказать, что обожаете такой тип людей. Но в курсе чёрной риторики мы сфокусированы именно на негативных вариациях вопросов.
Упражнение: Придумайте 2-3 негативных вопроса-уловки.
Упражнение: Придумайте двухуровневый диалог, в котором вы будете одновременно использовать и косвенные вопросы, и вопросы-уловки.
Автор: Игорь Болтовнин
Весь цикл статей об эвристических уловках: