Что такое кабуто самурая
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Благодаря своей универсальности и прочности, кабуто начали появляться в Японии еще в V веке, но достигли своего расцвета благодаря самураям. Будучи высокопоставленными образцовыми гражданами, самураи служили дворянству и жили в соответствии с кодексом «Бусидо» («путем воина»). Они делали это на протяжении около 1000 лет и сумели донести милитаристское мышление японского сегуната X века вплоть до XIX века.
Если у кого-то возникнет вопрос, почему люди «заморачивались», чтобы сделать такой сложный головной убор, просто стоит задуматься над следующим фактом. Самураи по сути были «сливками» в высшем обществе. Это можно сравнить, к примеру, с придворным Людовика XIV, который должен был появляться на людях только в напудренном парике.
Эти шлемы были образцами великолепного мастерства, предназначенными для самураев самого высокого ранга, а также отличительным символом клана, который представляли эти воины (отсюда различные символы и животные на шлемах). Даже в пылу самого жаркого боя трудно было трудно не заметить своего собрата по оружию, если у него на голове красовался, к примеру, гигантский кальмар.
Даже женщины, хотя они формально были известны под названием не «самураи», а «онна-бугэйся», могли сражаться вместе с самураями в бою в шлемах кабуто. Как объясняет Уильям Дил в «Справочнике по жизни в средневековой и ранней современной Японии», «шлемы периода враждующих государств стали отражать величие эпохи сегуната своими размерами и сложным орнаментом».
Что такое кабуто самурая
Дзингаса (яп. 陣笠 — «военная шляпа») — тип японских шлемов, происходящих от головного убора каса.
Выделяют несколько типов дзингас.
Топпай-гаса. Имели коническую или пирамидальную форму. Использовались, в частности, огнестрельщиками.
Итимондзи-гаса. Отличались плоской формой с небольшим возвышением в центре.
Бадзё-гаса. Шлемы-шляпы для верховой езды, имели форму, близкую к колоколовидной, иногда с приподнятыми спереди полями.
Дзунри-кабуто в переводе звучит как «шлем, повторяющий форму головы» был очень распространен в период Эдо. В его состав входила пластина, идущая спереди назад, которая прикреплялась к ободу. В промежутках между креплениями располагались еще две пластины. Свою популярность он получит благодаря дешевой цене и простому дизайну.
Намбан-кабуто был сделан по прототипу европейских шлемов, из-за чего и получил название «шлем южных варваров». Выглядел он как испанский кабассет, но декорированный и доработанный на азиатский лад японскими мастерами.
Выступ был далеко от головы, а пространство в форме треугольника заполнялось маленькой пластиной «секаку-теи-ита», которая загибалась вниз. На верхней части головного убора по центру крепилось металлическое украшение в форме трезубца, и на каждом его конце крепились перья фазана.
«Кэйко» появился в VIII веке, одновременно с ним стали носить шлем «мокко-хати-гё». У этого шлема была китайско-монгольская форма конуса, которая состояла из пластин и на них находилась железная полукруглая чаша. Выступала железная пластина над бровями, а у защиты для шеи было ламеллярное строение. Интересным фактом является то, что иногда на фигурках «ханива сикоро», за ухом был вертикальный разрез. Завязанные передние секции под подбородком защищали лицо воина.
Шлем самурая
Традиционным японским шлемом принято считать Кабуто. Он, как правило, имел форму полусферы и состоял из нескольких металлических пластин или кожи, а в некоторых случаях шлемы изготавливали из комбинации этих двух материалов. На задней части кабуто крепили соединенные между собой лентами, изогнутые пластины, которые выполняли роль защиты для ушей и шеи. Как и многое японское военное снаряжение, шлем у средневекового японского самурая был предназначен не только для защиты бою, но и для определения статуса воина в обществе.
История самурайского шлема
Первый шлем самурая имел название сакаку-цуки кабуто, что переводится как «шлем бодающийся баран», который традиционно носили с доспехами танко. Его отличительной чертой является полоса, чем-то напоминающая гребень и протягивающаяся до лба, где в итоге она принимала форму клюва. В его состав входили две полосы согнутые в кольца, межу промежутками которых крепились прямоугольные, а иногда и треугольные пластины. На задней части шлема крепилась защиты для шеи.
После того как появился новый вид доспехов — кэйко, начали создавать другие типы шлемов, имеющие более округлую форму — мабидзаси-цуки кабуто ( в переводе означает «шлем с козырьком»), которые были в обиходе с 5 по 10 век. Форма мабидзаси-цуки была скопирована с Китайских и Корейских шлемов. В нем не было гребневидной полосы, а вместо этого присутствовал горизонтальный козырек. На макушке находилась трубка, которая, скорее всего, выполняла роль украшения и крепилась к круглой пластине.
Войны из знатного рода, обычно украшали свой шлем позолоченными металлическими рогами. Такая традиция появилась в конце 12 века, и со временем размер таких рогов стал увеличиваться. Однако в их функции входило не только украшение шлема, но и устрашение врагов, а в промежутке между ними часто изображали гербы кланов или даже лица демонов.
Виды кабуто
Существует большое количество разновидностей японских шлемов, частично отличающихся друг от друга:
Хоси-кабуто был создан в период Момояма и считается, что это самый ранний самурайский шлем. Носили его в комплекте с доспехами о-ёрой и состоял он из 12 сегментов, которые скреплялись выступающими декоративными заклепками.
Кавари-кабуто. Самым выделяющимся видом японского шлема за счет своей сложности и уникальности считается кавари-кабуто, который переводится как «фигурный» шлем. Практически все кавари-кабуто делались на заказ в одном экземпляре за счет его считались эксклюзивными и крайне редкими образцами. Позволить себе такой шлем могли только высокопоставленные лица, чаще всего это были военные командных чинов. Но и обычные солдаты могли носить подвиды кавари-кабуто: монари-кабуто- «шлем персик» и сиинари-кабуто — «шлем желудь».
Дзунри-кабуто в переводе звучит как «шлем, повторяющий форму головы» был очень распространен в период Эдо. В его состав входила пластина, идущая спереди назад, которая прикреплялась к ободу. В промежутках между креплениями располагались еще две пластины. Свою популярность он получит благодаря дешевой цене и простому дизайну.
Сайка-кабуто был назван так в честь города, в котором и был изобретен. Отличительной чертой этого шлема была восьми частная тулья, напоминающая конус. Снизу находился широкий венец, к которому крепились пластины. Чаще всего сайка-кабуто делали без козырька.
Намбан-кабуто был сделан по прототипу европейских шлемов, из-за чего и получил название «шлем южных варваров». Выглядел он как испанский кабассет, но декорированный и доработанный на азиатский лад японскими мастерами.
Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)
После публикации серии статей о вооружении самураев Японии, многие из посетителей сайта ВО выражали пожелание, чтобы в рамках этой темы был также дан материал о японских шлемах. И, конечно, было бы странно, если бы о доспехах статьи были, а вот о шлемах – нет. Ну, а задержка имела место в связи с… поиском хорошего иллюстративного материала. Ведь лучше один раз увидеть, чем 100 раз… прочитать! Итак, японские шлемы… Прежде всего отметим, что шлем у всех народов и во все времена считался важнейшей принадлежностью снаряжения воина и почему это так неудивительно, ведь он закрывал человеку голову. Каких только их видов и разновидностей не придумали люди за свою тысячелетнюю боевую историю, причем самых разных и оригинальных. Это и простейший шлем – полусфера с козырьком, как у римлян, и богато украшенный шлем вождя с маской из Англии, захоронения в Саттон-Ху, простые по форме сфероконические шлемы и очень сложные из нескольких пластин на заклепках шлемы топхельм западноевропейских рыцарей. Их и окрашивали в разные цвета (для защиты от коррозии и чтобы его обладателя спутать с кем-то другим было бы невозможно!), и украшали конскими хвостами и павлиньими перьями, а также фигурками людей и животных из «вареной кожи», папье-маше и раскрашенного гипса. Тем не менее, можно вполне доказательно утверждать, что именно японский шлем к доспехам о-ёрой – кабуто превзошел все прочие образцы, если не по своим защитным качествам, то… в оригинальности и это – несомненно!
Типичный японский кабуто с синодарэ и кувагата.
Впрочем, судите сами. Уже самые первые шлемы кабуто, которые самураи носили с доспехами о-ёрой, харамаки-до и до-мару, были совсем не похожи на те, что применялись в Европе. Прежде всего, они практически всегда выделывались из пластин, а во-вторых, полностью лицо воина они обычно никогда не закрывали. Пластинчатыми были уже шлемы V – VI вв. а дальше это стало уже традицией. Чаще всего на шлем шло 6 – 12 выгнутых пластин, сделанных в форме клина. Друг с другом они их соединяли с помощью выпуклых полусферических заклепок, размеры которых уменьшались от тульи к верхушке шлема. Но на самом деле это были никакие не заклепки, а… футляры, похожие на котелки, их прикрывавшие. Сами заклепки на японских шлемах были не видны!
Кабуто вид сбоку. Хорошо видны выпуклые «котелки», закрывающие заклепки.
На самой маковке японского шлема красовалось… отверстие, называвшееся тэхэн или хатиман-дза, а вокруг него шел декоративный ободок – розетка из бронзы тэхэн-канамоно. Отметим, что особенностью японских шлемов была большая декоративность, и вот уже в этих деталях она проявила себя в полной мере. Спереди ранние шлемы украшали полосы в виде накладных стрел синодарэ, которые обычно золотили, так, чтобы они были хорошо видны на фоне металлических полос, традиционно покрытых японским черным лаком. Под стрелами находился козырек, называвшийся мабидзаси, который к шлему крепился заклепками санко-но бё.
Деталировка шлемов хоси-кабуто и судзи-кабуто.
Шею воина сзади и по бокам была закрыта назатыльником сикоро, который состоял из пяти рядов пластин кодзанэ, которые соединялись между собой при помощи шелковых шнуров того же цвета, что и доспехи. Сикоро прикреплялся к косимаки – металлической пластине – венцу шлема. Самый нижний ряд пластинок в сикоро называли хисинуи-но ита и переплетали шнуровкой крест-накрест. Четыре верхних ряда, считая с первого, назывались хати-цукэ-но ита. Они шли на уровне козырька и затем выгибались наружу почти под прямым углом слева и справа, в результате чего получались фукигаэси – отвороты «U» образной формы, предназначенные защищать лицо и шею от боковых ударов мечом. Опять-таки кроме защитных функций они использовались для опознавания. На них изображали фамильных герб – мон.
Три верхних ряда фукигаэси, обращенные наружу, покрывали той же кожей, что и кирасу. Благодаря чему достигалось стилевое однообразие в оформлении доспеха. К тому же и медный позолоченный орнамент на них был повсюду одинаковым. На голове шлем закрепляли при помощи двух шнуров, называвшихся кабуто-но-о. Внутреннюю поверхность шлема обычно красили в красный цвет, который считался самым воинственным.
В XII веке количество пластинок стало расти, а сами они сделались значительно уже. А еще на них появились продольные ребра, что увеличило прочность шлема, хотя вес его и не увеличился. Тогда же кабуто получил и подкладку с ремнями, вроде той, что применяют сейчас на касках монтажников или шахтеров. До этого удары по шлему смягчались только повязкой хатимаки, завязывавшейся перед тем, как был надет шлем, шапочкой эбоси, конец которой выправляли наружу, через отверстие тэхэн, и волосами самого самурая.
Судзи-кабуто XV – XVI вв. Метрополитен музей, Нью-Йорк.
А всего до появления в Японии европейцев, шлемов у самураев было всего лишь два вида: хоси-кабуто – шлем, на котором заклепки выступали наружу, и судзи-кабуто, у которого они крепились впотай. Как правило, судзи-кабуто имели большее число пластинок, чем хоси-кабуто.
Конец XIV – начало XV в. ознаменовалось ростом числа пластин в кабуто, которое стало достигать 36 (на каждую пластину при этом приходилось по 15 заклепок). В результате этого шлемы приобрели такие размеры, что уже весили более 3 кг – примерно столько же, сколько и знаменитые европейские рыцарские шлемы топхельм, имевшие форму ведра или горшка с прорезями для глаз! Носить столь большую тяжесть на голове было просто неудобно, и некоторые самураи нередко держали свой шлем в руках, используя… в качестве щита, и отражали им летящие в них стрелы противника!
Кувагата и диск с изображением цветка павлонии между ними.
На шлеме часто укреплялись различные нашлемные украшения, причем чаще всего это были рога кувагата из тонкого позолоченного металла. Считается, что появились они еще в конце эпохи Хэйан (конец XII в.), причем тогда они имели форму буквы «V» и были довольно тонкими. В эпоху Камакура рога по форме стали походить на подкову или букву «U». В эпоху Намбокутё рога на концах стали расширяться. Наконец в эпоху Муромати они стали просто непомерно огромными, а между ними добавили еще и вертикально стоящий клинок священного меча. Вставляли их в специальный паз, находившийся на козырьке у шлема.
О-ерой XVIII века с кувагата в стиле эпохи Намбокутё. Метрополитен музей, Нью-Йорк.
Считалось, что они служат не только для украшения доспеха и устрашения врагов, но могут оказать самураю в бою и реальную помощь: поскольку делались они из тонкого металла, то отчасти смягчали удары, наносимые по шлему, и выступали в качестве своего рода амортизаторов. Между ними мог также крепиться герб владельца доспехов, устрашающие лица демонов и разные символические изображения. Нередко на козырьке между «рогами» (а часто и вместо них) укреплялась и круглая позолоченная и отполированная пластинка – «зеркало», которой следовало отпугивать злых духов. Считалось, что, увидев в ней свое отражение, подступающие к самураю демоны испугаются и убегут. В задней части тульи шлема находилось специальное кольцо (каса-дзируси-но кан), к которому привязывали вымпел каса-дзируси, позволявший отличать своих воинов от чужих сзади.
То есть, очевидно, что шлем кабуто был очень декоративной, и к тому же прочной конструкцией, вот только при всем своем совершенстве и наличии сикоро и фукигаёси лица воина он не защищал совершенно. В странах Востока и в Западной Европе существовали шлемы с лицевыми масками, выполнявшими функцию забрала, но они крепились непосредственно к шлему. У более поздних европейских шлемов бундхугель («собачий шлем») и армэ, имевших открывающееся забрало, оно могло подниматься на петлях или открываться наподобие окна. То есть оно так или иначе, но соединялось со шлемом, даже в тех случаях, когда его делали подвижным. А вот как обстояло дело с кабуто?
Что ж – для этого у японцев существовали свои собственные защитные приспособления, а именно защитные маски хаппури и полумаски хоатэ, получившие общее название мэн-гу. Маску хаппури, которая под шлемом, воины начали использовать с периода Хэйан (конец VIII в. – XII в.), и она прикрывала им лоб, виски и щеки. Для слуг эта маска и вовсе часто заменяла шлем. Затем в эпоху Камакура (конец XII в. – XIV в.) знатные воины стали носить полумаски хоатэ, которые закрывали не верхнюю, а напротив – нижнюю часть лица – подбородок, а также щеки до уровня глаз. В доспехах о-ёрой, харамаки-до и до-мару горло ничем не защищалось, поэтому для его прикрытия придумали латное ожерелье нодова, которое обычно надевали без маски, так как те имели своё собственное прикрытие для защиты горла, называвшееся ёдарэ-какэ.
Типичная маска мэмпо с ёдарэ-какэ.
К XV веку маски и полумаски мэн-гу стали очень популярны и подразделялись на ряд типов. Маска хаппури не изменилась и по-прежнему закрывала лишь верхнюю часть лица и не имела прикрытия для горла. Полумаска мэмпо, напротив, закрывала нижнюю часть лица, но лоб и глаза оставляла открытыми. Особая пластина, которая защищала нос, имела шарниры или крючки и могла сниматься или устанавливаться по желанию.
Маска мэмпо XVII века.
Полумаска хоатэ в отличие от мэмпо нос не закрывала. Самой открытой была хамбо – полумаска на подбородок и нижнюю челюсть. Но была и маска, закрывающая все лицо целиком – сомэн: в ней были отверстия для глаз и рта, а лоб, виски, нос, щеки, и подбородок полностью закрывались. Впрочем, защищая лицо, маски мэн-гу ограничивали обзор, поэтому чаще всего их носили полководцы и богатые самураи, которые сами уже почти не сражались.
Маска сомен работы мастера Миочина Мунеакира 1673 – 1745 гг. Музей Анны и Габриэль Барбье- Мюллер, Даллас, Техас.
Интересно, что на той же маске сомэн предусматривалось крепление на петлях её центральной части, позволявшее отсоединить от неё «нос и лоб» и таким образом превратить её в более открытую маску хоате или в просторечии – сару-бо – «морду обезьяны». У многих масок, закрывающих подбородок в его нижней части, предусматривалась одна или даже целых три трубочки для пота и все они имели на своей внешней поверхности крючки, позволявшие закрепить их на лице при помощи шнуров.
На подбородке отверстие для пота.
Внутренняя поверхность лицевых масок так же, как и шлем красилась в красный цвет, а вот отделка внешней поверхности могла быть удивительно разнообразной. Обычно маски, изготовленные из железа и кожи, делали в виде человеческого лица, и мастера нередко стремились воспроизвести в них характерные черты идеального воина, хотя очень многие мэн-гу были похожи на маски японского театра Но. Хотя они часто делались из железа, на них воспроизводились морщины, прикрепляли к ним бороду и усы, сделанные из пеньки, и даже вставляли в рот зубы, которые вдобавок еще и покрывали золотом или серебром.
Очень редкое украшение – между рогами кувагата укреплена маска с лицом женщины.
А вот ниже была эта маска!
В тоже время портретное сходство маски и ее обладателя всегда было очень условным: молодые воины обычно выбирали маски стариков (окина-мэн), а вот пожилые напротив – маски юношей (варавадзура), и даже женщин (онна-мэн). Маскам нужно было еще и устрашать врагов, поэтому очень популярными были маски леших тэнгу, злых духов акурё, демониц кидзё, а с XVI века еще и маски экзотические намбанбо (лица «южных варваров»), или европейцев, приходивших в Японию именно с юга.
Кабуто
Содержание
История [ править ]
Японские шлемы V века (задолго до появления класса самураев) были обнаружены в раскопках гробниц. Эти кабуто, получившие название мабизаси-цуке кабуто (шлем с козырьком), пришли из Китая и Кореи и имели ярко выраженный центральный выступ. [1] [2]
Кабуто был важной частью экипировки самураев, а также играл символическую роль, которая может объяснить связанные с ними японские выражения, поговорки и коды. Одним из примеров является Катте кабуто но о во шимейо (букв. «Затяните веревку кабуто после победы в войне»). Это означает, что после успеха не снижайте усилия (сравните с «не почивать на лаврах»). [5] Также, kabuto wo nugu (букв. «Снять кабуто») означает сдаться. [6]
ДЕЛАТЬ-мару стиля Кабуто с средневековым стилем возрождения. Период Эдо, 19 век, Токийский национальный музей.
Части Кабуто [ править ]
СМИ, связанные с Кабуто (отдельные части) на Викискладе?
Основные части Кабуто включают: