Что такое изоляция в танце
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ИЗОЛЯЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИП-ХОП ТАНЦУ
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ИЗОЛЯЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИП-ХОП ТАНЦУ
Рассматривается краткая история хип-хопа и его основные направления. Раскрывается сущность технического принципа изоляции и особенности его применения при обучении хип-хоп танцу.
Ключевые слова: хип-хоп, танец, обучение хип-хоп танцу, исполнительское мастерство, технический принцип изоляции, импровизация.
В настоящее время в мире наблюдается повышенный интерес к новому, необычному, экспери- ментальному. Такая ситуация наблюдается и в танцевальном мире, где все большее значение и по- пулярность приобретают современные направления танца. В настоящее время достаточно полно ис- следовано такое танцевальное направление, как модерн-джаз. На тему данного направления написано множество научно-исследовательских работ, а также учебники и методические пособия.
Кроме модерн-джаза и близких ему направлений, сейчас огромную популярность в мире наби- рает танцевальное направление – хип-хоп, которое изначально было уличным, но сейчас стало сту- дийным и изучается во многих танцевальных школах и студиях по всему миру. Это направление танца более молодое, чем, например, джаз, и берет свое начало только в 70-х годах прошлого века. Также особенностью танцевального направления хип-хоп является то, что этот танец не перестает пре- образовываться, вбирать в себя что-то новое и изменяться. Сейчас мы видим его совсем другим, неже- ли он был в 80-х годах прошлого столетия. В настоящий момент в процессе изучения хип-хоп танца используются не только базовые движения, характерные для этого направления, а также танцевальные техники, присущие в большей мере модерн-джаз танцу. Одной из наиболее активно использующихся в хип-хопе техник является изоляция. Несмотря на большую популярность и распространенность тан- цевального направления «хип-хоп», его методическая база остается практически не изученной.
Под хип-хоп танцем понимается современное танцевальное направление – самостоятельно раз- вивающийся элемент хип-хоп культуры, его танцевальная часть. Данный танец берет свое начало в 70-х годах XX в. в США [3, с. 115]. Наибольшее распространение и популярность хип-хоп получил в гетто-районах крупных городов, где в относительно приемлемых условиях проживают этнические меньшинства. Соревнования или battles (в пер. с англ. «битва») проходили среди MC, DJs, граффити художников и танцоров. Хип-хоп появился как альтернатива уличным конфликтам: конфликты и дра- ки начали уступать место танцевальным сражениям. Молодые танцоры образовывали целые команды, а на вечеринках становились в круг и показывали свое мастерство.
Хип-хоп включает в себя множество различных танцевальных направлений, среди которых мож- но выделить основные: breaking, popping, locking, собственно хип-хоп танец. По мере того, как break- ing, locking и popping набирали популярность в 80-х годах, начали развиваться и социальные хип-хоп танцы (танцы вечеринок), которые впоследствие и дали начало собственно хип-хоп танцу [4].
Социальные хип-хоп танцы превратились в базовые движения. Также базовыми движениями в хип-хопе являются расслабленный корпус танцора, держание тела, при отсутствии напряжения и вы- тянутости вверх, направленность движений в пол, полусогнутые ноги. Основой танца является кач – это покачивание корпусом вперед-назад или из стороны в сторону, когда корпус как бы «выталкивает- ся» на каждый музыкальный бит, и при этом ноги выполняют пружинящие движения. «Качать» можно вверх и вниз. Важным принципом движения также является свободное положение ног, в отличие от из- вестного правила выворотности ног, положенного в основу классического танца [2, с. 237].
Особенностью танцевального направления хип-хоп является то, что этот танец не перестает из- меняться и вбирать в себя что-то новое. Сейчас мы видим его совсем другим, нежели он был в 80-х го-
дах прошлого столетия. В настоящий момент в процессе изучения хип-хоп танца могут использоваться не только базовые движения, характерные для этого направления, но техники и технические принци- пы, заимствованные из других направлений танца.
Одним из таких технических принципов является принцип изоляции, заимствованный из модерн- джаз танца. Изоляция – технический принцип, который подразумевает, что каждая часть тела, центр, двигается независимо от другой части. Иначе говоря, изоляция – это способность отдельных центров тела двигаться независимо друг от друга.
Изолированными центрами являются: голова, плечевой пояс, бедра (пелвис), руки и ноги. Также изолированными могут быть части центров – «ареалы» (голень, стопа, предплечье, кисти, паль- цы). В своем движении изолированные центры могут сочетаться друг с другом (координироваться). При движении двух центров одновременно мы говорим о бицентрии, трех – трицентрии, при движе- нии всех центров – полицентрии [1, с. 29].
В начале обучения движения разучиваются в «чистом» виде. В дальнейшем их можно собирать в простые комбинации, например, выполнять движения одного центра крестом, по кругу или полукру- гу. Когда исполнение простых комбинаций не вызывает затруднений, можно переходить к изучению более сложных комбинаций: усложнять траекторию движения изолированных центров и ритмиче- скую структуру комбинации. Далее следует переходить к соединению движений нескольких центров – полицентрии.
Рассмотрим движения, которые может совершать голова. Во-первых, это различные наклоны го- ловы: вперед, вправо, назад, влево. Можно выполнять наклоны с возвращением головы в вертикаль- ное положение (в центр), т. е. крестом, или же можно не возвращать голову в центр – выполнение движения квадратом. После выполнения движения квадратом, логично перейти к выполнению движе- ния по кругу, а дальше по полукругу. Во-вторых, голова может совершать повороты вправо и влево. В-третьих, возможно смещение головы вправо, вперед, назад, влево за счет смещения шейных позвон- ков, при этом голова остается в вертикальном положении. Данное движение является достаточно слож- ным и требует к себе особого внимания. Необходимо следить за тем, чтобы голова не совершала накло- нов, оставалась в строго вертикальном положении и корпус оставался не подвижен.
Плечо (плечевой пояс) может совершать движения вперед, вниз, назад, вверх. Также можно вы- полнять эти движения крестом, квадратом, по кругу, полукругу или просто вверх-вниз, вперед-назад. Два плеча могут совершать как движения в одном направлении, так и в разных. Например, одно пле- чо двигается вперед, другое назад и наоборот. Более сложным вариантом является круговое движение плечами в противоположных направлениях. При выполнении движений плечами необходимо следить за тем, чтобы в движении не участвовала грудная клетка.
Грудная клетка может совершать движения из стороны в сторону, вперед-назад, подъем и опуска- ние. Движения грудной клеткой тяжело поддаются изоляции, т. к. зачастую при их разучивании вмес- те с грудной клеткой начинают двигаться плечи и бедра. При выполнении движений необходимо до- стигать максимально возможного смещения грудной клетки, только в этом случае будет увеличиваться амплитуда движений и подвижность грудной клетки. Данный центр, как и другие центры, может со- вершать движения крестом, квадратом, по кругу и полукругу. При этом круговые движения могут со- вершаться как в горизонтальной плоскости, проходя положения вперед – в сторону – назад – в сторо- ну, либо в вертикальной плоскости, проходя следующие «точки»: подъем грудной клетки, выведение вперед, опускание, закрытие назад.
Тазобедренная часть или пелвис может совершать движения вперед, вправо, назад, влево, а также скручивания и подъем бедра. При движениях тазобедренной частью стоит обращать внимание на корпус, который не должен смещаться.
Руки делятся на «ареалы»: предплечье, кисть, пальцы. Каждая часть может совершать изолиро- ванные движения. При выполнении движений предплечьем необходимо следить за неподвижностью
плеча. Одним из наиболее простых упражнений является вращение предплечьем вытянутой в сторо- ны руки и вращения кистью. Также возможны движения локтевым и лучезапястным суставами при ил- люзии неподвижности руки в целом. При таком движении лучезапястным суставом необходимо сле- дить, чтобы кончики пальцев оставались в той же точке пространства, в которой они были на момент начала движения. Таким образом, создается иллюзия, что сустав движется независимо и изолированно от других частей рук.
Ноги также, как и руки, делятся на «ареалы»: голеностоп и стопа. Движения могут совершать- ся в тазобедренном, коленном и голеностопном суставе. В основном используются круговые движе- ния и сгибание-разгибание. Если эти движения сочетать с различными положениями ноги, то в резуль- тате получается довольно большое количество различным движений, которые может совершать нога и ее «ареалы». При этом нога может быть как и нагруженной весом тела, так и свободной, оторванной от пола.
Использование технического принципа изоляции в хип-хоп танце практически не отличается от использования его в модерн-джаз танце. Тем не менее существуют некоторые небольшие различия в использование технического принципа изоляции на уроках джаз-танца и хип-хоп танца.
Во-первых, в отличие от джаз-танца, где изоляция является второй после разминки частью заня- тия, занятие по хип-хоп танцу может сразу начинаться с упражнений на изоляцию, которые и являются разминкой [1, с. 49]. Упражнения на изоляцию хорошо прорабатывают практически все группы мышц и разогревают тело, подготавливая его к дальнейшей работе. Однако это не обязательное требование, занятие может начинаться и с других разминочных упражнений, и изоляция, как часть занятия, и во- все может отсутствовать.
Во-вторых, изоляция центров может быть совмещена с движениями типа «кач» и «баунс». Часто на начальном этапе, особенно в детских группах младшего возраста, изолированные движения выпол- няются в «чистом» виде. Так, движение совершает только один центр, которому в данный момент уде- ляется внимание. С точки зрения координации, это наиболее простой вариант.
Если же группа состоит из учеников более старшего возраста, то к изолированным движениям до- бавляется базовый баунс (basic bounce). Это пружинящее движение ног, при котором происходит не- большое по амплитуде поочередное сгибание и разгибание коленного сустава. В базовом баунсе сгиба- ние коленей приходится на сильную музыкальную долю. При этом возможно выполнение небольшого по амплитуде кача корпусом вперед-назад. Такого рода упражнения, где совмещается движения изо- лированного центра и баунс, являются более сложными в координационном плане. Следующим более сложным этапом может служить добавление простых базовых хип-хоп шагов.
В дальнейшем, когда основные упражнения на изоляцию освоены, возможно изучение небольших танцевальных комбинаций, построенных на изоляции. Изучение таких комбинаций помогает ученикам понять, как можно использовать изоляцию в своей импровизации, и подготавливает учеников к изуче- нию более сложных комбинаций.
Кроме этого хорошим упражнением для развития импровизации является импровизация, постро- енная на изоляции. Это может быть как и импровизация по заданию педагога, так и вольная импрови- зация. В качестве задания может быть импровизация, построенная только на движениях определенны- ми центрами, например, плечами и грудной клеткой.
Упражнений, где бы использовалась изоляция, может быть огромное множество, все зависит от творчества и фантазии педагога.
Таким образом, изучение одних только базовых движений недостаточно для достижения высоко- го уровня мастерства в хип-хоп танце. В настоящее время хип-хоп танец не стоит на месте, появляют- ся все более сильные танцовщики, конкуренция возрастает. Для развития танцевальных способностей учеников на конкурентоспособном уровне необходимо использовать разнообразные упражнения, ко- торые бы способствовали максимальному развитию исполнительского мастерства.
1. Никитин В.Ю. Модерн-Джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника. М.: ИД «Один из лучших», 2004.
2. Садыкова Д.А. Хип-хоп в пространстве современной культуры // Омский научный вестник. 2013. № 5(122). С. 236–238.
4. Physical Graffiti: The History of Hip Hop Dance, Jorge Pabon. 1999. [ Электронный ресурс ]. URL: http://www.daveyd.com/ historyphysicalgrafittifabel.html ( дата обращения : 15.01.2019).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Советы для танцоров. СМОТРЕТЬ ВСЕ ВИДЕО >>>
Skill Up! Практичные советы танцорам
Драконосовет 24: Обучающее видео dubstep dance tutorial: как учить волны правильно
Как правильно учить волны? Это очень важный вопрос при изучении таких стилей как dubstep dance, waving, electric boogie, popping. Ибо вопрос это не праздный. Все знают, что волна состоит из точек с одной стороны, и может быть плавной с другой. Как быть? Это обучающее видео по дабстепу убережет Вас от одной очень серьезной ошибки при изучении волн, что сможет очень сэкономить Ваше время. Вы научитесь делать waves качественно, если будете следовать рекомендациям Саши Дракона в этом видео уроке dubstep dance tutorial
Драконосовет 23: Как научиться танцевать дома. 2 элемента правильной разминки.
Драконосовет 22: Как улучшить пластику тела и побороть в себе «дерево»
Сегодня мы говорим о том, как улучшить пластику тела для танца. У очень многих сильно зажаты плечи, поэтому в видео уроке мы научимся нескольким очень полезным упражнениям, которые помогут Вам танцевать лучше! Причем в любом стиле, будь то хип-хоп, дабстеп или электрик буги. В любом случае Вам нужно правильно подготовить тело для танца. Учимся танцевать дома! Почему бы и нет?)
Драконосовет 21: Уроки танца поппинг: Что делать, что бы фиксация не была дерганой.
Хорошая фиксация это всегда хорошо 🙂 Однако, так получается, что часто вместо фиксации мы видим дерганья невнятные. Как сделать так, что бы танец смотрелся круто и технично? В этом видео уроке я расскажу Вам один секрет, позволяющий научиться танцевать быстрее, сделав свою фиксацию гораздо красивее и увереннее.
Драконосовет 20. Обучение дабстеп. Важно: разница между фиксацией и изоляцией!
Фиксация это очень важный элемент стилей popping, dubstep, robot. Но не все четко понимают чем отличается фиксация от изоляции, а ведь это разные вещи. Если толком не разобраться, то многие вещи в танце получаться не будут. Но мы с Вами разберемся!:)
Когда Вы делаете волну, очень важно, что бы у Вас были хорошо разработаны пальцы. В этом выпуске я дам упражнение, которое Вам поможет!
Драконосовет 18. Как делать волну рукой и телом зрелищно. Тайна динамических волн.
Сегодня мы поговорим о том, как делать динамические волны. Напомню, что существуют статические волны (когда рука неподвижна, а по ней идет волна), и динамические (рука двигается. а по ней бежит волна). Так вот, есть распространенная ошибка, которую допускают те, кто учатся делать волны на движении. Они получаются скукоженные и зажатые. В этом видео уроке я поясняю, что надо сделать в первую очередь, чтобы все стало ОК.
А еще я преподаю в Школе танцев Дракона. Это в Москве. Если Вы тоже, то приходите ко мне на пробное занятие.
Драконосовет 17. С чего начать танцевать: изоляция
В любом стиле танца, от дабстепа и хип-хопа до балета, очень важно следить за положением своего тела, той формой, которую оно принимает. И ключевым понятием тут является термин ИЗОЛЯЦИЯ. Если она у Вас наработана, то 100% Ваш танец будет смотреться выигрышнее.
Но как ее тренировать? И самое важное: с чего начинать?
Этот видео урок Skill Up 17 (basic tutorial) посвящен тому, как правильно начать учить изоляции. Это обучающее видео дает очень простые, но безумно эффективные упражнения, которые помогут «с нуля», даже новичкам понять, как делать изоляцию правильно.
Драконосовет 16. Как делать волну: два главных варианта.
Драконосовет 14. Как танцевать разнообразно: делаем волны по хитрому. Inserts
В этом видео Вы узнаете как можно разнообразить танец дабстеп используя базовые волны: волну рукой и волну телом. Вы узнаете один интересный принцип, используя который Ваш dubstep dance станет лучше.
Драконосовет 13. Обучение dubstep dance. Как строить танец дабстеп. Примеры 3-го ключа
Мы уже рассматривали 3 ключа к бесконечной волне, которая помогает строить танец дабстеп (dubstep dance) и электрик буги. В этом выпуске более подробно рассматриваем 3 ключ и проходим два новых способа замыкать волну, с помощью трейсинга и элементов стиля liquid.
Драконосовет 12. Урок танца дабстеп (dubstep dance): бесконечная волна трансформаций
Драконосовет 11. Обучение танцу: Как соединять движения между собой
Вот мы выучили волны, глайды или другие базовые движухи. А что с ними делать дальше? Лепить как придется, или есть какие-то подсказки? В этом выпуске мы узнаем принцип «бесконечной волны», который очень помогает сделать танец более читаемым и более гармоничным, устраняет хаотичность. Попробуйте применять его на практике и будете приятно удивлены результатами.
Драконосовет 10. Как правильно учить базовые движения в любом стиле танца
Драконосовет 9. Как быстро запоминать новые движения. Уроки танцев для победителей!
Вы можете использовать еще один способ сделать свою технику лучше, причем этот способ позволит Вам тренироваться в метро, по дороге в школу или институт. Учимся визуализирвоать движения! Но не забывайте и о реальных тренировках
Драконосовет 8. Как быстро разнообразить импровизацию в танце
Что делать если импровизация не идет и все повторяется по кругу, ничего нового не приходит? В этом выпуске даются советы, которые помогут Вам выйти из ступора
Драконосовет 7. Как танцевать объемно: выпуклость и вогнутость. Школа онлайн танцев Дракона
ОВ этом выпуске мы учимся делать объемные движения, которые позволят Вам лучше чувствовать свое тело. Будем говорить о выпуклых и вогнутых положениях корпуса, ну, и, конечно, разберем одно очень полезное упражнение.
Драконосовет 6. Как танцевать объемно: линия плеч и бедер
Очень важно двигаться объемно во время танца, тогда Вы будете выглядеть более выигрышно, тем более этого часто не хватает начинающим танцорам. Это видео расскажет о уровнях и направлениях, а так же даст вспомогательное упражнение, которое поможет вам танцевать более красиво.
Драконосовет 4. Как научиться танцевать поппинг и делать сильный pop
Умение четко и хорошо фиксировать одно из базовых в стилях поппинг, электрик буги и дабстеп. Тут в первую очередь важно понимать, что фиксация это напряжение мышц, а не движение. А что делать, если мышцы не получается напрячь? В этом случае Вам поможет упражнение, предложенное Драконом.
Драконосовет 2. Как делать кольцо шеей. Обучение танцу для начинающих.
Очень важное упражнение, особенно когда Вы только начинаете танцевать и знакомиться со своим телом. Для хорошей пластики надо овладеть кольцом шеей, это заметно добавит свободы в танец.
Драконосовет 1. Соединяем трейсинг и таттинг
Чтобы в танце было больше внятности и логичных переходов, учимся соединять разные элементы между сосбой. Сейчас пробуем «подружить» трейсинг и таттинг
Я стараюсь выкладывать новые видео уроки танцев каждую неделю. Это могут быть обучающие видео из серии «как научиться танцевать», танцевальные видео батлов или отчеты с фестивалей или других мероприятий. Подпишитесь на мой ютуб канал, чтобы быть в курсе. Ну, а если Вы живете или учитесь в Москве, то приходите ко мне в Школу танцев Драконы, мы обучаем как начинающих, так и продолжающих. Все доступно, просто и понятно.
Институт Практической Психологии и Психоанализа
Вы здесь
Использование принципов движения джаз-модерн танца в танце-двигательной психотерапии. Соколова Наталья г.Москва
Мы все рождаемся с даром ЗНАТЬ свое тело, а потом, со временем, многих людей это знание оставляет. Маленькие дети и животные способны испытывать эту радость – радость от ощущений своего тела. Животным и маленьким детям свойственно такое качество как грация, грациозность, ведь это свойство и является критерием знания себя целиком. Иногда случается, что мы меняем знание себя на множество других, важных и нужных, полезных и приятных знаний, но ни одно из них не способно полностью заменить это, самое главное, изначальное.
На самом деле бывает трудно поверить в эту необходимость, пока человек здоров. Вокруг есть столько всяких заменителей, которые отговаривают нас вернуться к истокам. Есть в этом отказе что-то очень важное и сокровенное, это другая история. Речь сейчас не об отказе, а о согласии. О согласии использовать свои недомогания для собственного блага.
В танце-модерн существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянием.
Танцевальные движения в психотерапевтической практике
С помощью танцевальных движений пациент приобретает подвижность скелетной мускулатуры. Осознание частей тела, дыхательных паттернов или степени напряжения, которая блокирует эмоциональное выражение, дают терапевту ключ к определению последовательности физических действий, которые могут развить готовность к эмоциональному реагированию. Но это не простое заучивание движений, которые ведут к изменению: изменение происходит, когда пациент готов позволить себе пережить действие в своем теле. Существует тесная взаимосвязь между интеграцией изменений в осанке и изменением психологической установки. Только когда он готов, это становится значимым для него и вызывает изменения в его образе тела. Вы можете попросить человека поднять руку, но до тех пор, пока он не почувствует это движение внутри, оно не станет в теле реальным (Chaiklin, 1975, с. 229). Понимая врожденные взаимоотношения между подвижностью, танцем и эмоциональным выражением, терапевт помогает пациенту двигаться и следовать своим внутренним импульсам движения.
В 1940-50-ых годах Мэриан Чейс первая применила танец в качестве терапии, когда она преподавала танец-модерн в собственной студии. Однако, наибольшее развитие ее идеи получили во время ее работы в больнице Св. Елизаветы, где она начала работать в 1940-ые годы. Чейс верила в изначальную ценность стройного, скоординированного и здорового тела. Она рассматривала нарушения формы тела и его функций как неудачную реакцию адаптации на конфликт и боль. «Когда эмоции становятся патологически ориентированными, образ тела начинает искажаться» (Chaiklin, 1975, с. 231). Например, некоторые люди блокируют энергию, ограничивая свои действия в пространстве, теряя связь с частями тела или сдерживая дыхание, чтобы защитится от таких чувств, как вина, агрессия или сексуальность. Другие становятся гиперактивными, взрываясь во времени и в пространстве в ответ на реальные или воображаемые страхи.
Основные принципы джаз-модерн танца и их психотерапевтические возможности
Основой техники джазового танца является распределение напряжения и расслабления. Вот некоторые технические приемы, которые помогают достичь этой цели: использование в танце позы коллапса, изоляция и полицентрия, полиритмия, координация.
Поза коллапса
Своеобразное держание тела, когда нет напряжения и вытянутости вверх. Тело свободно и расслабленно, его изгибы немного утрируются, колени согнуты, торс и голова чуть наклонены вперед. Позвоночник мягкий и расслабленный (в отличие от принципа классического балета, где позвоночник – ось всего тела). В джаз-модерн танце позвоночник также является осью движения, но она не всегда направлена строго вертикально, а очень часто изгибается и вращается в различных отделах. При напряжении невозможно движение отдельных центров, например, пелвиса или грудной клетки, в то время как при достаточном расслаблении такие движения возможны.
Терапевтические возможности — добиться достаточной свободы позвоночника, чтобы совершать движения различных его частей. Но в то же время тело должно быть достаточно напряженным, чтобы движения были энергичны. Умение распределять напряжение в позвоночнике называется релаксацией. В контексте психотерапевтической работы состояние позвоночника можно сопоставить с особенностями поведения в различных жизненных ситуациях (жесткий, напряженный – это не всегда сильный и решительный, мягкий и податливый – умение приспосабливаться к ситуации, находить нестандартные творческие решения, умение склоняться и оставаться при этом упругим и сконцентрированным, в то время как жесткое, прямолинейное отношение к некоторым ситуациям может привести к травме, «перелому»).
Терапевтические возможности принципа – очень хорошие возможности для работы с осознаванием частей тела и идентификацией с ним. Для того, чтобы целостно воспринимать себя, нужно сначала познакомиться с составными частями и уделить им должное внимание, познакомить их друг с другом, понаблюдать за их взаимодействием и координацией. Парадоксально, но для целостного осознанного восприятия необходимо сначала узнать, как работает каждое звено, каждая деталь механизма. Основой принципа является системный подход – взаимодействие отдельных элементов в составе системы.
Полиритмия
В джаз-танце центры могут двигаться не только в различных пространственных направлениях, но и в различных ритмических рисунках, метрически независимых друг от друга.
Полиритмия тесно связана с музыкой. Современная музыка, в особенности джазовая, монометрична по своей структуре, т. е. наложения различных ритмических рисунков не происходит, однако во время импровизации того или иного инструмента на основной, базовый ритм накладывается ритм импровизации. Это приводит к появлению такого музыкального понятия, как свинг, т. е. определенной пульсации основного ритма, связанного со смещением мелодического рисунка и ритмической основы произведения. В танце это понятие означает раскачивание, моторно-ритмическое движение какой-либо части тела или всего тела целиком. Свинг в движении должен исполняться прежде всего свободным, ненапряженным корпусом или отдельной частью тела (рукой, ногой, головой, пелвисом).
Терапевтические возможности свинга – можно почувствовать вес тела или его части и свободно раскачиваться вверх-вниз, вперед-назад или из стороны в сторону. Свинговые движения корпуса особенно помогают расслабить позвоночник, распознать и снять напряжение, найти и осознать свой собственный базовый ритм. В вербальной терапии эта проблема звучит как «я зажимаюсь в присутствии других», «в присутствии других мне бывает сложно расслабиться и услышать свои потребности», «мне бывает трудно вспомнить то, что я очень хорошо знаю» и т.п. Умение услышать свой базовый ритм и получить от него удовольствие придает уверенности во многих сложных и «шумных» жизненных ситуациях.
Терапевтические возможности
Исследование источников импульса – привычные, откуда обычно берутся импульсы к действию, к переживаниям, где живут, как между собой координируются, «договариваются». Какие есть еще источники, неиспользуемые или незнакомые «нерабочие». Как можно их использовать, на что похоже, в каких ситуациях и т.д.
Как я прислушиваюсь к своим импульсам. Чем отличается подход «мои импульсы мной управляют» от « я нахожу свои импульсы, слышу их, чувствую и как я их использую». Умение услышать импульс и доверить ему – это важная тема для того человека, который не доверяет себе, пугается своих порывов и желаний, который лучше слышит чужие голоса, нежели свой собственный. На мой взгляд, в психотерапии это хорошее средство для работы с интроектами.
Принципы движения, заимствованные из танца-модерн
Contraction начинается в глубине таза, между берцовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь позвоночник, последней в движение приходит голова. Аналогично, снизу вверх, исполняется и release. Это замечание очень важно, поскольку зачастую contraction исполняют в «солнечное сплетение», что является серьезной ошибкой.
Терапевтические возможности:
Сокращение и расширение – одна из основополагающих жизненных метафор. Это тесно связано с напряжением и расслаблением, вдохом и выдохом, усталостью и отдыхом, обращением к себе и к миру, концентрацией и рассеянностью.
В психотерапии упражнения на сжатие-раскрытие очень хорошо подходят людям, склонным к слиянию и страдающим от болезненного выхода из него. Например, получение удовольствия от разницы в ощущениях при сжатии и раскрытии корпуса транслирует человеку уверенность в том, что после выдоха наступит вдох, и не страшно расставаться и быть одному, потому что следующая встреча возможна только после расставания.
Получение навыка правильного выполнения этого упражнения позволяет найти центр, откуда берутся все наши движения, почувствовать его и с его помощью оставаться устойчивым и сконцентрированным, не «рассыпаться» и не «растворяться» в жизненных неурядицах.
Уровни
Модерн-джаз танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней: стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа. Кроме того, существуют так называемые акробатические уровни: шпагаты, «мост», стойка на руках, стойка на лопатках («березка»), колесо.
Терапевтические возможности: Это самый лучший способ для работы с пространством и ориентацией в нем. За счет необычного положения для активности (привычное положение – стоя или сидя, вертикально относительно земли) можно удивиться своим скрытым ресурсам. Окажется, например, что если чуть-чуть поменять ракурс или взгляд на пространство, оно становится другим, хотя по факту остается неизменным. Это бывает большим открытием, помогает смотреть «открытыми» глазами на привычные вещи и увидеть их как в первый раз. Ресурсом может быть, например, осознавание того, что не всегда нужно менять место, чтобы получить впечатления, обрадоваться или удивиться. В психотерапии это помогает тем людям, которые страдают от однообразия собственной жизни и считают, что «так сложилось». Как правило, им очень сложно начинать танцевать из другого угла зала, им сложно искать точку после поворота, они теряются и пугаются нового ощущения в новом пространстве. На мой взгляд, с этими людьми нужно быть неторопливым и терпеливым в терапевтической работе, важно дать им столько времени и пространства, чтобы преодолеть страх, сколько им потребуется, при этом не забывать предлагать им новые ракурсы.
Примеры конкретных упражнений.
Схема работы с симптомом в рамках описанного подхода (на примере конкретной индивидуальной сессии).
1. Определить, в какой части тела расположен симптом (в верхней или в нижней), вербализовать это и дать пациенту репперные точки – (верх – участие в контакте, низ – опора на себя).
2. Изолировать симптом (исключить движения этой частью тела).
3. Выразить движениями послания от разных частей тела.
4. Ответить этим посланиям проигнорированной частью.
5. Поддержать разговор здоровых частей тела с той, которая жалуется на боль.
6. Создать этот диалог в танце (если клиент уже к этому готов).
7. Закончить 3-4 свинговыми движениями.
8. Вербализовать полученный опыт (желательно дать 2-5 минут, чтобы его присвоить, прежде чем перевести в слова).
Комментарии:
К п.6 – на данном этапе работы важен контакт и послание от «больной» части. Самая большая трудность – не пропустить этот момент и аккуратно зафиксировать его, при этом процесс должен быть завершен тогда, когда клиент сам почувствует это.
В вербализации вернуться к репперным точкам «верх-низ»-«контакт-опора».
Это упражнение хорошо использовать тогда, когда источник боли или беспокойства неясен, когда нужно отделить больную часть от здоровых («я болею» и «у меня болит»), услышать то самое «телесное послание», признать его своим и найти в нем подходящий ресурс.
Упражнение 2. «Своя фигура» (преимущественно для выполнения в группе)
Танцетерапевт показывает простую связку из движений, уже знакомых клиенту. Связка должна быть короткой и легко запоминаться, но не совсем простой, чтобы было «над чем потрудиться».
Пациент повторяет ее 3-4-5 раз, пока этого не окажется достаточным для самостоятельного повторения. В процессе заучивания делать паузы, в которых исследовать по ходу:
• какие ассоциации вызывает данное движение
• какие чувства вызывает процесс повторения именно этой связки (или отдельных ее элементов);
• где не получается запомнить (в чем сопротивление);
• где не получается повторить (где зажимы)
Если все получается легко – исследовать источник удовольствия – сами движения или процесс повторения, запоминания, успешность при обучении и т.д.
Следующий шаг
• Как бы изменил эту связку, дополнил?
• Изобразить связку в измененном виде.
Вербализация.
В чем разница между предложенной связкой и полученной в результате изменений?
Что было необходимо изменить и для чего?
1. Гополянский В.Д. и Струковская М.В. Психосоматические расстройства, М., 1986.
2. Чайклин Ш., Шмайс К. Подход Чейс в танцевальной терапии // Журнал практической психологии и психоанализа. №1 март 2005 г.
3. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. – СПб.: Речь, 2006.
4. Никитин В.Ю. МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ История. Методика. Практика.
5. Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория методика практика. Изд. «Речь», 2004.