Что такое итальянская забастовка с примерами ее

Итальянская забастовка: если работать по инструкциям, то все развалится

Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть картинку Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Картинка про Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее

Восстание машин как в «Терминаторе», скорее всего, моментально потерпит крах. И дело не в том, что механический разум глупее, просто у человечества есть один крупный козырь – умение забивать на правила и класть на приказы, если они не адекватны реальности. В этом, как ни странно, наше цивилизационное преимущество. Именно поэтому особенно любопытно выглядит «итальянская забастовка» — способ саботажа, при котором рабочие максимально тщательно выполняют абсолютно все свои инструкции и поручения, а в результате все летит к чертям, компания терпит убытки и рискует разориться.

Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть картинку Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Картинка про Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее

Существует прорва способов, с помощью которых работники протестуют против начальства: от банального остракизма и распускания слухов, до стачек, голодовок, пикетирования и даже бунтов. Методов множество, но сейчас разговор не обо всех сразу, тем более, что среди них оказался один парадоксальный и изысканный в своей простоте. Речь идет об итальянской забастовке — небанальном и оригинальном способе саботажа, который проливает свет на общество с неожиданной стороны.

Собственно, термин «итальянская забастовка» — это именно русскоязычная тема. И хотя понятие довольно расплывчатое, в том же английском, к примеру, все еще более неопределенно. Там есть термины «stay-in strike» или «work-to-rule», обозначающие вообще любую форму протеста рабочих, при которой они остаются на предприятии и не прекращают работу. Это может быть и забастовка «по-японски», когда коллектив просто и мирно вывешивает свои требования на бейджиках и саботажи в духе оккупированных нацистами территорий – в общем, слишком расплывчатое понятие. В этом смысле фраза «итальянская забастовка» конкретнее, но тоже имеет разночтения.

Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть картинку Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Картинка про Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее

В изначальном виде такой саботаж выглядит довольно просто и непритязательно: рабочие всего лишь выполняют свои четко указанные обязательства, но не более того – и тут нерадивый хозяин вдруг обнаруживает, что раньше-то трудяги вкалывали довольно неплохо, и было грех жаловаться. Уже в 1904 году итальянские забастовки практиковались в Европе, а к 1907 добрались и до России. На самом деле, даже не факт, что такая вещь возникла именно в Италии, скорее всего, что-то подобное существовало еще во времена средневековых цехов и гильдий.

Более зрелая и изысканная в своей парадоксальности форма итальянской забастовки оформилась позже – со становлением индустриального общества. Связанная с ним мощная бюрократия пыталась регулировать все сферы и нюансы работы и трудовой дисциплины. В идеале это должно было превратить предприятие и всю экономику в идеально работающие сверх-эффективные швейцарские часы, но жизнь и сами рабочие умудрились подложить здесь свинью. Когда век стальных сплавов и электричества начал стремиться к зениту – с 1920-х, ситуация с рабочим движением выходила напряженной для обеих сторон. Пролетариев стало много и они начали представлять силу, но и хозяева фабрик научились укрощать эту стихию. В ход шли и законы, и грубая сила, и использование той же мафии – это была настоящая война со множеством фронтов.

Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть картинку Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Картинка про Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее

Тогда рабочие открыли для себя неожиданное решение – они нашли брешь в бюрократической машине и использовали ее на полную катушку. Любому, кто вникал в рабочие инструкции и предписания, становились ясными три вещи: они написаны не для людей, их делали чиновники, которые сами и дня не проработали на месте рабочего, и, наконец, они созданы тупо для галочки, в надежде, что ни один дурак не полезет их исполнять.

Вы уже поняли, что если по-идиотски следовать каждой букве правил, то работа немедленно отправится к чертям: она застопорится, станет неэффективной и предприятие немедленно начнет нести убытки. Но вот личный пример из опыта по запеканию пластиковых карточек в специальной печи на серьезном предприятии. Первая же вещь, которая выясняется – не нужно пытаться делать совершенно все как в подробной инструкции. Толщина ламината – проверь десять раз, температура запекания – готов поспорить, что указана неверная. Проверни все так, как написано – и можешь готовиться к пожару, который спалит половину этажа.

Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть картинку Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Картинка про Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее

В результате мы приходим к странным выводам. С точки зрения производственной дисциплины, человек, нарушающий мельчайшие правила – безответственный разгильдяй и заслуживает порицания. Тот же, кто следует букве закона дословно, то есть как это изначально задумано, — саботажник и едва ли не диверсант. При этом, самая главная черта итальянской забастовки – с формальной точки зрения бастующий не только не может быть наказан, но и вообще должен быть поощрен за свое немыслимое усердие и любовь к предписаниям. Покажите этот текст боссу и объясните, что вы – не нарушитель правил, а наоборот – работяга, слишком любящий свое дело, чтобы делать его четко по инструкции.

А главное: не пытайтесь повторить это на рабочем месте.

Источник

Итальянская забастовка. Как с ней бороться?

Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть картинку Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Картинка про Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Фото Что такое итальянская забастовка с примерами ееСтрогое соблюдение всех норм и правил всеми сотрудниками, как ни странно, ведет за собой колоссальные экономические потери для компании в целом. Целенаправленное соблюдение кодекса и инструкций работниками предприятий принято называть итальянской забастовкой.

Что такое итальянская забастовка?

Обычная забастовка представляет собой прекращение работы сотрудниками предприятия для борьбы с владельцем организации, с целью прекращения эксплуатации рабочего труда.
В отличие от обычной забастовки, итальянская – это форма протеста, подразумевающая строгое выполнение сотрудниками организации всех должностных инструкций и правил, не нарушая их абсолютно ни в чем.

Термин «итальянская забастовка» стал использоваться после 1904 года, когда в Италии то ли полицейские, то ли железнодорожники (информация разнится), чтобы добиться увеличения зарплаты стали выполнять все строго по инструкции, ни на шаг от нее не отступая, тем самым спровоцировав сбои в работе.

Впоследствии этот цивилизованный способ борьбы с начальством стал распространяться и в других странах, в том числе и в России. Так, еще в июле 1907 года в газете «Русское Слово» сообщается: «На петербургско-варшавской железной дороге производится «итальянская» забастовка, заключающаяся в строгом выполнении инструкций при производстве маневров, благодаря чему поезда опаздывают и многие отменяются».

С тех пор прошло более века, а в России эта форма протеста по-прежнему используется сотрудниками предприятий для борьбы с руководством компании. Так, например, за последние несколько лет подобным способом «бунтовали» московские таксисты, детские врачи из Ижевска, сотрудники завода Ford во Всеволожске, работники «АвтоВАЗа» и даже депутаты «Справедливой России».

Правила проведения итальянской забастовки

В ТК РФ есть статья, регулирующая проведение обычных забастовок. В соответствии со ст. 398 ТК РФ, под забастовкой следует понимать временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Процедура объявления и проведения забастовки также четко регламентирована трудовым законодательством. Таким образом, перед проведением забастовки, протестующим необходимо объявить об этом руководителям, провести ряд конференций и трудовых собраний.

А вот, проведение итальянских забастовок никак не регламентируется российским трудовым законодательством, следовательно, и какая-либо ответственность за проведение данной акции не предусмотрена. В связи с этим, сотрудникам, задумавшим провести итальянскую забастовку не нужно уведомлять работодателя о проведении и длительности забастовки.

В ходе итальянской забастовки сотрудники должны строгого соблюдать все производственные нормы, правила охраны труда, пожарной безопасности, времени труда и отдыха, отказываться от сверхурочной работы и работы в выходные дни. Для успешной кампании, необходимо, чтобы в акции участвовало как можно больше сотрудников.

Негласным чемпионом по итальянским забастовкам является завод Ford во Всеволожске, чьи сотрудники протестовали по-итальянски уже 3 раза (в 2005, 2007, 2010 годах) и весьма успешно. После проведения последней забастовки в 2010 году, они добились повышения зарплаты на 11,8% и соцпакет, включающий медицинскую страховку, компенсацию питания, транспортировку на работу и обратно, беспроцентные ссуды и скидки на приобретение автомобилей.
Забастовки длились в течение 5 дней, во время которых особое внимание уделялось контролю безопасности и выполнению правил при транспортировке машин. Согласно заявлениям сотрудников завода, подобные действия привели к простоям в течение 4–5 часов ежедневно. За неделю проведения акции объем производства на заводе серьезно упал, под угрозой оказались поставки автомобилей дилерам.

Чтобы добиться подобных результатов, участники протеста должны соблюдать определенные правила, которые не позволят руководству компании уволить их за некачественно выполняемую работу. Профсоюз НППО «ЗАЩИТА» не так давно опубликовало следующий свод правил для желающих провести итальянскую забастовку:
1. В точности соблюдать правила внутреннего трудового распорядка (ст. 21 ТК РФ).
2. Требовать реального проведения инструктажа по технике безопасности там, где он предусмотрен, а не просто ставить подпись в журнале об ознакомлении. В соответствии с ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, но при этом по ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
3. Строго выполнять установленные нормы труда (ч. 1 ст. 21 ТК РФ), ни в коем случае не превышая их.
4. В случае отсутствия оборудования, инструмента, технической документации и иных средств, необходимых для исполнения работником трудовых обязанностей, незамедлительно сообщать об этом работодателю. Если в связи с отсутствием данного оборудования, инструмента, технической документации и т.д. невозможно исполнение работником его трудовых обязанностей, необходимо также уведомить работодателя о начале простоя по вине работодателя (ч. 4 ст. 157 ТК РФ).
5. В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты, необходимо уведомить работодателя о начале простоя по его вине. Согласно ч. 5 ст. 220 ТК РФ в данном случае работодатель не вправе требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и применять какие-либо дисциплинарные взыскания к работнику в связи с отказом от исполнения трудовых обязанностей.
6. Если в ПВТР указано, что работник по окончанию работы обязан убраться на рабочем месте (либо содержать рабочее место в чистоте) — прибрать рабочее место не после окончания рабочего дня, а за 5 минут до окончания рабочего дня, поскольку это вменяется работнику в обязанность, которую он обязан выполнять в течение установленного времени.
7. Выполнять только ту работу и соблюдать только те трудовые обязанности, которые предусмотрены его трудовыми (должностными) обязанностями, с которыми работник ознакомлен.
8. Отказываться от работы в выходные и праздничные дни (ст. 113 ТК РФ) и от сверхурочных работ (ст. 99 ТК РФ). В данном случае необходимо помнить, что привлекать работника к работе в выходные праздничные дни и к сверхурочной работе без его согласия возможно только в определенных законодательством случаях, а именно:
1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Соблюдение этих правил не даст работодателю возможность привлечь вас к дисциплинарной ответственности.

Как предотвратить итальянскую забастовку?

Бороться с итальянской забастовкой очень сложно, обычные методы вроде выговоров, штрафов и увольнений не действуют, поскольку по факту, сотрудники выполняют работу правильно и в соответствии со всеми инструкциями и нормами. Тем более, что российские предприятия (особенно заводы) почти всегда находятся в таком состоянии, что работать на них не нарушая инструкций и технику безопасности практически невозможно. Несмотря на это, выход есть всегда! Нужно не допустить подобной акции.

Каждый владелец/руководитель предприятия должен знать все «слабые места» своей компании, чтобы в распределении средств на год, иметь в плане и расходы на улучшение условий труда, повышение квалификации работников.

Источником протеста являются люди, а точнее неформальные лидеры. Зная это, бессмысленно наказывать сотрудников, когда их можно замотивировать. Можно предоставить лидерам групп (отелов, бригад, команд) определенную свободу действий, например, право распределять социальные блага. При этом очень важно следить за тем, чтобы фактический лидер отдела был же и неформальным лидером.

Как я уже писал, бороться с итальянской забастовкой практически невозможно. Однако в современной истории были и такие случаи. В июне 2012 годы депутаты фракции «Справедливая Россия» пытались провести итальянскую забастовку, вынося на рассмотрение почти все поправки к законопроекту о митингах, отклоненные профильным комитетом. Этими действиями справоросы надеялись затянуть принятие закона, уже внесенного в проект повестки дня Совета Федерации на 6 июня. Однако закон был принят в тот же день.
Во время рассмотрения поправок, депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев, закончив перечисление поправок, что заняло у него 15 минут, пожелал коллегам приятного аппетита, после чего Госдума ушла на обеденный перерыв.
После обеда, глава комитета Госдумы по конституционному законодательству предложил сократить голосование по каждой из поправок до 5 секунд, в то время как депутат от КПРФ Николай Коломейцев выступил с противоположным предложением. В итоге спикер Сергей Нарышкин призвал придерживаться установленного регламента — 15 секунд на поправку. Когда справоросы перечисляли номера поправок, которые они хотят вынести на отдельное рассмотрение, Нарышкин попросил их читать помедленнее, чтобы он успел записать их.
Таким образом, справоросы и сами были не рады своей инициативе. Заседание Госдумы закончилось между 23.00 и 24.00.

Вы участвовали когда-нибудь в итальянских забастовках?

Источник

Итальянская забастовка со стороны сотрудника: как её распознать, победить и предотвратить в будущем

Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть картинку Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Картинка про Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее

Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Смотреть картинку Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Картинка про Что такое итальянская забастовка с примерами ее. Фото Что такое итальянская забастовка с примерами ее

Евгений Севастьянов

Управленческий опыт: 18 лет
Консультировал в области регулярного менеджмента более 240 компаний, включая: холдинги, сети магазинов, фабрики, сервисные компании, строителей, государственных служащих, веб-агентства, интернет-магазины.

Автор книги «Системное управление на практике: 50 историй из опыта руководителей для развития управленческих навыков» https://50stories.ru/

генеральный директор и собственник агентства управленческого консалтинга «Открытая Студия»: http://openstud.ru и основатель «Школы регулярного менеджмента» (обучение для собственников и руководителей): https://regular-management.ru/

кому: собственникам, топ-менеджерам

Почему многие руководители боятся «итальянской забастовки» и «подробно сформулированных правил»

“Итальянская забастовка” — ситуация, когда сотрудник начинает подходить к своей работе сугубо с формальной точки зрения, т.е. работать по правилам без какой-либо попытки сообщить о возникающих рисках их применения, даже когда заведомо понимает, что его действия наносят ущерб компании.

В некоторых образцах бизнес-литературы примеры “итальянских забастовок” используются в качестве “страшилок”, основной посылок которых: “Не занимайтесь таким “бесполезным” делом, как разработка корпоративных правил и стандартов, а бросьте все силы на построение “человеческих” отношений в компании, ибо сотрудники при желании с лёгкостью превратят все ваши правила в рулон туалетной бумаги”.

Руководителю бывает страшно даже представить что будет, если в его компании начнётся “итальянская забастовка”. Всё ведь в правилах не опишешь! Однако оказывается, что создание чёткой системы правил и регламентов пугает не только руководителей, но и сотрудников.

Страхи руководителей перед правилами

Время от времени мне приходится слышать от топ-менеджеров следующий аргумент против внедрения системы регламентов в компании: «Сотрудники получат возможность оправдывать свои негативные результаты словами «мы всего лишь выполняли правило, какой с нас спрос?», или «а у нас нет такого правила, вот я и не сделал».

Действительно, при наличии чётко формализованных правил, которых сотрудник строго придерживался, руководителю сложно предъявить свой любимый аргумент: «а почему ты не включил голову?». Ведь формально сотрудник действовал в соответствии с правилом, а значит, какой с него может быть спрос? Так что же, правила действительно только вредят?

У многих руководителей любимый аргумент: «Почему ты не включил свою голову?»

Давайте представим модель, когда системы правил нет, и руководитель, столкнувшись с негативным результатом по итогу работы подчинённого, применяет вопрос-аргумент: «а почему ты не включил голову?».

Какого результата можно добиться с помощью этого аргумента? В лучшем случае можно получить от подчинённого клятвенное обещание, что в следующий раз он точно «включит голову». Но в следующий раз ситуация может повториться из-за того, что у руководителя и подчинённого совершенно разное представление о том, как именно и когда “включать голову». А почему? Нет формализованной системы правил.

Так что отсутствие правил — всё же не выход из ситуации. Но как же быть, если чёткие правила дают питательную среду для потенциальной “итальянской забастовки”?

Страхи сотрудников перед правилами

У добросовестного сотрудника может возникнуть свой страх по отношению к чётко сформулированным правилам. Он опасается, что придётся постоянно решать задачи неэффективным способом только потому, что так написано в инструкции. А значит, “ловить негатив” от клиентов, постоянно “разгребать” и решать одни и те же проблемы и т.д.

Почему у добросовестных сотрудников нет оснований для беспокойства из-за наличия чётко сформулированных правил, вы поймёте, когда прочитаете технологию предотвращения и ликвидации “итальянской забастовки”.

Итальянская забастовка: варианты, признаки, цели забастовщиков

Прежде чем бороться с “итальянской забастовкой”, желательно её сначала идентифицировать. Или хотя бы увидеть её признаки.

Если вы знаете цели забастовщика, то для отрицательных целей сможете показать сотруднику их недостижимость, для положительных — указать альтернативные способы их достижения.

Риски я озвучу специально для руководителей, которые всё ещё думают об “итальянской забастовке” как о безобидной игре в кошки-мышки.

Основные признаки «итальянской забастовки»

Цели “забастовщиков” в рамках “итальянской забастовки”

Риски “итальянской забастовки”

Сокращённая видео-версия статьи про итальянскую забастовку

Для тех, кто любит больше слушать и смотреть, а не читать

Сокращённая видео-версия статьи «Итальянская забастовка со стороны сотрудника: как её распознать, победить и предотвратить в будущем» для тех, кто любит больше слушать и смотреть 🙂

Технология прекращения “итальянской забастовки”

«Итальянской забастовка», в зависимости от преследуемых целей, может быть:

Преднамеренная “итальянская забастовка” разделяется на дополнительные категории, в зависимости от количества участников в ней:

Обратите внимание, что “итальянскую забастовку” может быть весьма непросто обнаружить, ведь “выполнять по правилам с негативными последствиями” можно не всю работу, а только ту часть, где особенно “напряжно” или “не хочется думать”.

Без паники. Для использования приведённого ниже алгоритма достаточно даже разового события (факта), так что “публичных заявлений” или “непрерывных действий со стороны сотрудника” не требуется. Более того, при разборе ситуации по алгоритму, словосочетание “итальянская забастовка” может вами и вовсе не употребляться.

Но будьте уверены — на “первые звоночки” реагировать надо сразу. В противном случае разовые инциденты очень быстро станут тенденцией и правилом поведения не только для зачинщиков, но и для большинства сотрудников. А на борьбу с этим потребуется значительно больше сил, чем если всю червоточину “выкорчевать” сразу.

Пошаговый алгоритм действий руководителя по прекращению и предотвращению “итальянской забастовки”

Руководителю необходимо подготовиться ко встрече с сотрудником. Заранее зафиксировать все факты. Хорошо подготовиться вам поможет “Пошаговый алгоритм разбора управленческих ситуаций с подчинёнными: сбор фактов, анализ, принятие решения, выводы”

Разобрать с сотрудником тет-а-тет конкретную ситуацию, которая похожа на «итальянскую забастовку” (следование правилам без, как минимум, информирования вышестоящего руководителя о возникающих рисках).

Необходимо вписать действия сотрудника в конечную вилку вариантов, а затем по каждому из них “продлить его картину мира в будущее” (приём “расщепить препятствие на составляющие и бороться с каждой из частей по отдельности”). Рассказать, что ждёт подчинённого в будущем, в случае повторения ситуации.

Возможные причины действий сотрудника в рамках “итальянской забастовки”:

Здесь задача руководителя — персонифицировать ответственность сотрудника в каждом из вариантов и чётко обозначить последствия по каждому пункту. Предлагаю это сделать с помощью комбинации китайских стратагем “покажи врагу дорогу к жизни” и “помести солдат в местность смерти”.

“Показать дорогу к жизни”. При первоначальном применении алгоритма прекращения “итальянской забастовки”, сотрудника не надо ни в чём обвинять — просто “огласить весь список” и дать ему в первый раз воспользоваться первым вариантом под разделом “не знал”. К тому же это позволит лишить его “права на незнание” в будущем.

“Поместить в местность смерти”. Тот, кто лишён “права на незнание”, уже не может воспользоваться вариантом “извините, я не знал”. А значит, причинами его действий в будущем могут служить лишь варианты со второго по четвёртый, рецидив попадания в которые — прямая дорога к увольнению из компании.

Необходимо персонифицировать ответственность сотрудника и обозначить последствия

Тем самым мы показываем сотруднику, что выбранный им способ воздействия на руководителя в виде “итальянской забастовки” не поможет достижению его целей (помните, мы их обсуждали в начале статьи?), а приведёт к серьёзным негативным последствиям (это и есть “местность смерти” в нашем случае).

Безусловно, лучше действовать превентивно, не дожидаясь, когда “итальянская забастовка” начнется, то есть лишить “права на незнание” заблаговременно (выполните действия из Варианта №1 заранее). Но… Будем реалистами. Многие руководители ждут, “пока жареный петух клюнет” и лишь затем хватаются за решение проблем.

Итак, на встрече с сотрудником руководитель озвучивает сотруднику “вилку вариантов”, подробно обсуждает суть и последствия для каждой опции.

Вариант №1. Сотрудник действительно не понимает или не знает, как можно и нужно было действовать

Перед нами вариант непреднамеренной “итальянской забастовки”. Чтобы исключить этот вариант в будущем, необходимо устранить причину возникновения. Как это сделать:

1. “Синхронизировать” с сотрудником взгляды как на общие принципы, так и на принципы действий в аналогичных ситуаций

2. Обучить сотрудника или провести дополнительное обучение

Если руководитель допустил к работе неподготовленного сотрудника, то здесь уж остаётся задавать вопросы о причинах убытков самому себе (или услышать этот вопрос от вышестоящего начальника).

Впрочем, ошибку можно и нужно исправить с помощью обучения, если сотрудник таковому поддаётся. Делать это лучше, отстранив подчинённого на время от выполнения аналогичных работ, или поставив конкретные процессы/действия на жёсткий контроль.

3. Предоставить сотруднику полномочия

Предоставление полномочий избавляет руководителя от обильных согласований каждого риска, который сотрудник может обнаружить, действуя строго по регламенту или инструкции. Помните, что вместе с полномочиями надо давать и базовые ориентиры (принципы) и примеры (образцы) их применения (например, принимать решения самостоятельно, когда вопрос в пределах бюджета 10 тыс. руб. Естественно, исходя из ранее согласованных принципов!).

Ещё один пример. Сотрудник не мог самостоятельно принять решение: предоставляется бонус клиенту или нет, потому что перечень возможных бонусов и базовые принципы их предоставления не были продуманы заранее на уровне стандартов продаж.

4. Составить регламент по “развитию процессов и инструкций”

Ознакомить работника с регламентом под подпись, а также попросить внести в регламент свои предложения.

Далее руководителю необходимо отслеживать тенденцию и смотреть, будут ли повторяться случаи “итальянской забастовки”. Не забывать делать это помогут так называемые личные карточки сотрудников. Подробнее читайте в статье “Личные дела для сотрудников: Как учитывать дисциплинарные проступки, достижения, косяки и договорённости”.

Вариант №2. Профессиональная непригодность сотрудника

Руководителю необходимо проанализировать, входят ли в профессиональную область сотрудника действия, расцениваемые как проявления “итальянской забастовки”.

Например, менеджер, который работает с клиентами, понимает, что определённое действие, которое он планирует сделать по инструкции, вызовет негатив у клиента. Тем не менее менеджер выполняет действие без каких-либо попыток предотвратить возможные негативные последствия или обозначить риски своему руководителю.

Видеть негативные последствия в описываемой ситуации — это безусловно часть профессиональной компетенции любого сотрудника, работающего напрямую с клиентами (речь идёт об управлении ожиданиями и отношениями).

Ну хорошо, сотрудник профессионально непригоден. Что делать дальше? Вначале пересмотреть должностные обязанности (а может быть и саму должность) и денежное вознаграждение сотрудника.

Уровень профессиональной пригодности сотрудника должен напрямую отражаться на его доходе

Начать выполнять мероприятия, если конечно они целесообразны, нужно с варианта №1 “Сотрудник не понимает или не знает, как можно и нужно было действовать”, но в гораздо более глубоком и расширенном масштабе (в помощь статья “Система грейдов, или Как вырастить руководителей и сотрудников-профессионалов”).

В профессиональной непригодности могут быть повинны 2 причины: “отсутствие знаний и опыта” или “отсутствие возможности”.

“Отсутствие знаний и опыта” у работника было подробно разобрано в Варианте №1. В случае “отсутствия возможности” («хочет, но не может”) остаётся только обучать и, если человек обучению не поддаётся, переводить на другую должность или прощаться.

Вариант №3. Саботаж

Под саботажем в рамках “итальянской забастовки” я подразумеваю, когда работник целенаправленно наносит вред и ущерб компании, при этом прикрываясь существующими правилами и регламентами.

Руководителю имеет смысл попробовать выявить причину саботажа (здесь поможет готовность слушать и умение задавать наводящие вопросы) и воспользоваться знакомым нам уже приёмом “расщепить препятствие”.

Первое составляющее препятствия — причина, которую назвал сотрудник. Ее нужно взять на отдельный разбор и продумать: возможно ли организовать процесс так, чтобы в следующий раз этот вопрос был донесён до руководителя другим способом.

Например: Сотрудник сказал, что ему несправедливо не выплатили бонусы. Руководитель разбирается в этой ситуации и в дальнейшем заводит правило: “если сотрудник не согласен с выплаченным вознаграждением и не может договориться об этом вопросе с непосредственным руководителем, у него есть право обратиться к вышестоящему”. Чтобы сотрудник не злоупотреблял своим правом, каждый такой случай рассматривается как управленческая ситуация.

Второе составляющее препятствия — сам факт саботажа. Здесь важно указать, что повторение, вне зависимости от причин, приведёт к выдворению саботажника за пределы компании. Подробнее смотрите статью “«Найди и уволь их всех!» Кого необходимо увольнять в первую очередь, и как их выявить”.

Вариант №4. Лень

Действительно, изменения и улучшения, а также поиск недостатков и возможностей совершенствования технологий и стандартов, требуют дополнительных умственных усилий. Многим людям гораздо проще «плыть по течению» и лишний раз “не напрягаться». В этом случае они думаю так: «Если что, прикроюсь инструкцией, зачем мне надо что-то менять!»

В вашей компании должен быть совершенно чёткий посыл лентяям: “если ленишься, то вначале лишаешься части денежного вознаграждения и становишься “кандидатом на вылет”. Если не исправился — компания с тобой прощается”.

Заключение, или «Какую из причин ты хочешь выбрать в следующий раз?»

В итоге у сотрудника, которого вы подозреваете в “итальянской забастовке”, остаётся вилка из четырёх возможных оправданий.

Первое — непонимание того, что и как необходимо делать, когда выполняемое им действие по инструкции ведёт к рискам или негативным последствиям для компании. Оно устраняется “лишением права на незнание”.

Остальные — со 2) по 4) — сводятся к весьма неприятным последствиям для сотрудника. Едва ли он захочет повторного разговора (если, конечно, планирует и дальше работать в вашей компании). А если это все-таки произойдет, то выбор оправданий своих действий сокращается у него до трёх вариантов: «Профессиональная непригодность», «Саботаж» и «Лень».

выбор из возможных причин действий работника сокращается до трёх: «Профессиональная непригодность», «Саботаж» и «Лень»

Очень хорошо после однократного разбора ситуации, в которой сотрудник “прикрывался правилами”, работает заключительный вопрос (фиксация приёма): “Какую из этих причин ты хочешь выбрать в следующий раз?”

У работника будет выбор: если он хочет продолжать работать в вашей компании, ему придется научиться видеть риски и возможности, а не “прикрываться регламентами”. А значит, развиваться и повышать свою квалификацию, становясь первоклассным специалистом. Тем самым развивая и компанию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *