Что такое история и как ее изучают

Что такое история и как ее изучают

Что такое история и как ее изучают. Смотреть фото Что такое история и как ее изучают. Смотреть картинку Что такое история и как ее изучают. Картинка про Что такое история и как ее изучают. Фото Что такое история и как ее изучают

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

Что такое история и как ее изучают. Смотреть фото Что такое история и как ее изучают. Смотреть картинку Что такое история и как ее изучают. Картинка про Что такое история и как ее изучают. Фото Что такое история и как ее изучают

АРМИЯ РОССИИ

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Что такое история и как ее изучают?

Что такое история и как ее изучают. Смотреть фото Что такое история и как ее изучают. Смотреть картинку Что такое история и как ее изучают. Картинка про Что такое история и как ее изучают. Фото Что такое история и как ее изучают

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек – существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития и осознает свою включенность в исторический процесс.

История помогает человеку определить свое место в мире; дает знания о том, что человечество думает о себе и как оно изменяется с течением времени. Изучение истории субъективно, каждый историк (группа историков) для изучения прошлого выделяет в нем свое основное – предмет, исходя из которого он (они) и выстраивают логику исторического процесса.

Предметом изучения может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая и др. история. Выделение предмета истории связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в реализации его естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю «как науку о людях во времени», причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека.

Но какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (время, пространство), исторический факт; методологическую интерпретацию исторического процесса.

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд, который не является простой совокупностью несвязанных событий.

Историческое мышление основывается на предположении о существовании внутренних связей между событиями во временном ряду. Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в различных построениях исторического процесса его периодизации. На периодизацию влияет мировоззрение историков той или иной эпохи. В античности периоды истории различались по правлению государей или деятельности великих преобразователей.

Французские историки эпохи Просвещения в историческом процессе выделяли стадии дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на несколько формаций. На рубеже XXI века технологическая периодизация делит историю человечества на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих во времени на определенной территории.

Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду не принадлежность к Западу (Европа) или Востоку (Азия) в географическом смысле, а общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов.

Понятие «историческое пространство» нередко употребляется вне связи с конкретной территорией. Например, христианский мир был синонимом Запада, а мусульманский – синонимом Востока. Исторический факт – это реальное событие, явление, процесс прошлого, то, что считается общепризнанной истиной (Египетские пирамиды, Войны Александра Македонского, Крещение Руси и др.)

В исторической науке выделяются простые и сложные исторические факты. Если первые сводятся к событиям, происшествиям, то вторые уже включают в себя момент интерпретации, то есть некоторые смысловые схемы, в которых объясняются несколько или множество простых фактов. К числу сложных исторических фактов можно отнести такие, которые описывают процессы и исторические структуры (войны, революции, крепостничество, абсолютизм). В целях четкого разведения научных категорий мы считаем возможным говорить лишь о простых фактах – общепризнанных истинах. Из исторических источников содержатся исторические факты. Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления деятельности человека. Все источники можно разделить на группы: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кинофотодокументы.

Методологическая интерпретация определяется предметом истории и стоит между историческим фактом (событием, процессом, явлением) и соответствующими ему выводами. Интерпретация – логическая схема причинно-следственных связей, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как «фрагменты действительности» ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от представления эпохи, в которой он живет, а также от идейно-теоретических взглядов самого историка. Что отличает одну методологическую интерпретацию от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс.

Тенденциозно подобранные факты и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему без объяснения и выводов являют собой лукавство историка-идеолога, придерживающегося одной из интерпретаций. Различные методологические интерпретации, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они «правдивы, объективны, верны» и отражают различие систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной методологии с позиции другой некорректна, так как подменяет предмет изучения. Попытки объединить разные предметы изучения обречены на неудачу, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым, не стыкуемым выводам. Таким образом, научное осмысление прошлого возможно только на основе выделения предмета истории и изучения его в рамках исторических научных категорий.

Многоконцептуальная история России. Книга I. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. / Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т. 2000.

Другие новости и статьи

Запись создана: Вторник, 3 Март 2020 в 3:16 и находится в рубриках Новости.

Источник

Всеобщая история

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Что такое история?

Нам всем прекрасно знакомы такие высказывания: «Надо извлекать уроки из истории», «Эта личность обязательно войдет в историю», «Это событие станет достоянием в истории». Почему люди придают такое большое значение этой науке?

Без знаний прошлого трудно жить в настоящем и планировать будущее. История знает немало примеров безрассудных поступков человечества, которые можно было бы исправить путем анализа ошибок прошлых лет.

В свое время великий древнеримский политический деятель Цицерон сказал об истории: «История – это свидетель прошлого, также свет истины, а для честных поступков одной истины и достаточно».

История

В переводе с греческого языка история означает: «Рассказ о событиях, «исследование», «повествование о прошедшем» Сегодня мы знаем более точное определение этого термина: история – это наука, изучающая прошлое человечества.

В современном мире нам должно быть известно не только об истории нашей страны, но и об истории зарубежных стран, т.е. Всемирной истории.

Что собой представляет периодизация истории? Чтобы нам не запутаться в историческом прошлом, еще в древности была изобретена лента времени, которая позволяла увидеть какие события происходили в истории человечества и к какому периоду они относились.

Историческая хронология выделяет два больших периода, которые обозначаются на временной шкале: наша эра и до нашей эры.

В настоящее время принято считать за точку отсчета год рождения Иисуса Христа, именно с него и начинается новая эра. Все события, которые происходили до этой даты, относятся к периоду до нашей эры.

Также в истории выделяются несколько хронологических периодов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Как узнать прошлое человека?

Как люди стали узнавать о том как жили их предки?

Люди, жившие в прошлом, занимались какой-либо деятельностью: строили различные сооружения, сражались друг с другом, разводили скот, занимались каким-либо ремеслом (ткачество, кузнечное дело и др.) Естественно, после себя наши предки оставляли «следы жизни», с помощью которых ученые могут нам поведать об их прошлом. Эти останки принято называть историческими источниками.

Вещественные исторические источники

Эти «следы жизни» имеют большое значение для исторической науки, ведь с их помощью ученые могут лучше узнать, как жили люди еще до изобретения письменности.

Письменные исторические источники

Данный вид останков также может быть найден посредством раскопок. Главное его отличие от артефактов в том, что кроме ценности материальной (можно узнать много по обложке книги, материалу, на котором писали люди) он дает возможность узнать, что думали наши предки, какие события происходили, какие издавались законы в то или иное время.

К данному виду источников относятся: книги, свитки, глиняные таблички, летописи, хроники, мемуары и т.д.

1. Чем древнее записи, тем труднее их расшифровать – это является одной из проблем работы с данными источниками.

2. Вторая проблема – это достоверность текста источника, ведь ни для кого не секрет, что историю пишут победители для укрепления ими почетного места в памяти прошлого человечества.

Устные исторические источники

Последний вид артефактов тесно связан с устным народным творчеством. Это все то, что передавалось целыми поколениями из уст в уста: мифы, легенды, песни, сказки, былины. С помощью этих источников мы можем проследить нравы и обычаи какого-либо народа, ведь в них отразились представления людей о мире, происхождении человека, о правителях и героях того или иного времени. Справедливо сказать, что данный вид источников является не особо достоверным, по нему сложно судить о том каким было прошлое человечества, ведь там содержалось много сказочного и вымышленного.

Как мы видим, типы исторических источников имеют большие различия между собой, в особенности их способы получения и разъяснения. Работа с историческими источниками занимает у ученых много времени, так как многие артефакты дошли до нас не в целостности и сохранности, а некоторые из них трудно восстановить даже в первозданном виде.

Работа с историческими источниками на уроках истории также занимает отдельное место. Благодаря данному процессу ученики лучше узнают историю человечества, он содействует созданию ярких образов и картин прошлого, создает присутствие духа эпохи.

Самыми известными помощниками истории являются:

Одной из самых интересных и привлекательных исторических наук является археология.

Кто из нас не слышал про Лару Крофт или Индиану Джонса? Сколько интересных фильмов связано с раскопками. По праву профессия археолога является одной из самых романтичных специальностей в мире.

Конечно, не стоит путать работу профессиональных археологов с действиями вымышленных героев в художественных фильмах. Ведь труд ученного требует упорства, трудолюбия и серьезного отношения к делу. Восстановление жизни людей в далёком прошлом по вещественным останкам – вот главная цель археологов.

Из историй прошлого мы можем с вами узнать много необычных и даже парадоксальных вещей.

Интересные факты в мире археологии:

В 1974 г. на территории китайской провинции был обнаружен выдающийся артефакт. Археологи раскопали захоронение китайского императора Цинь Шихуанди и натолкнулись на многочисленную терракотовую армию. Китайских воинов там насчитывается 8.100 человек, примечательно, что ни один из них не похож друг на друга, возможно, там были захоронены живые люди.

Уникальные скульптуры, находящиеся на острове Пасхи поражают своей неповторимостью. Всего статуй насчитывается чуть более 900 штук, выполнены они были древними скульпторами примерно в XIII в., самая большая из этих статуй весит 82 тонны. По сей день археологи не могут понять, как туземцы переносили уже завершенные скульптуры или каменные монолиты на рабочее место.

Индейцы Латинской Америки всегда славились своей страстью украшать себя. Данные археологических раскопок показывают такой пример любви к инкрустации своих зубов. Эти загадочные люди вырезали отверстия в зубах и вставляли туда полудрагоценные камни. Эта практика была распространена только среди мужчин.

Значение истории

Подведем итоги: нужно ли тратить время на изучение истории?

Ответ: да, безусловно.

Зачем нам изучать историю?

Еще с давних времен человека интересовала жизнь его предков, простое любопытство захватывало его ум. Чем больше и дольше человек узнавал историю, тем быстрее шло развитие человечества, ведь новые знания черпались из старого багажа. Именно история позволила людям понять, какого уровня они достигли, какие ошибки они могли бы не повторять в будущем, и что они могут сохранить из знаний прошлого человечества.

Анализ исторических источников позволяет человеку «близко подойти» к истории, делает ее более жизненным и настоящим объектом исследований. Методика и методология работы с историческими источниками являются одними из важнейших процессов в деятельности историка, ведь благодаря им каждый исторический источник рассматривается более детально и беспристрастно.

Источник

История и историки

АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) ЮРГТУ (НПИ)

I. История как наука. Функции, методы и принципы исторического познания. Характеристика основных исторических источников.
II. Историческое сознание и его роль в развитии общества.
III. Первооткрыватели российской истории (В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский). Основные исторические школы.

I. История является одной из древнейших наук. Греческое слово “historos” означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. История – это наука о процессе развития природы и человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни во всем ее многообразии, противоречивости, конкретности.

Историк В. Ключевский об истории как науке писал: “В научном языке слово “история” употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах”.

История как наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии представляет собой совокупность различных действий, поступков отдельных личностей, человеческих коллективов, состоящих в определенной взаимосвязи, составляющих человеческое общество. Поэтому предметом изучения истории являются действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе.

По широте изучения объекта история подразделяется: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки, история Австралии), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России, история южных и западных славян).

Историческая наука прошла несколько этапов развития по мере развития общества, обобщая опыт многих человеческих поколений, обогащаясь новыми историческими фактами. Основой ее является собирание, систематизация, обобщение фактов. Отрасли исторических знаний выделяют: гражданскую историю, политическую историю, историю государства и права, историю государственного управления, историю хозяйства, военную историю, историю религии, социальную историю, историю культуры, музыки, языка, литературы.

К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др. и целым комплексам – поселениям, могильникам и т.д.

Вспомогательные исторические дисциплины имеют более узкий предмет исследования, изучают его детально и способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом:
— хронология – изучает системы отсчета времени;
— палеография – рукописные памятники и старинное письмо;
— дипломатика – исторические акты;
— нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
— геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;
— сфрагистика – печати;
— эпиграфия – надписи на камнях, глине, металле;
— генеалогия – происхождение городов и фамилий;
— топонимика – происхождение географических названий;
— краеведение – историю местности, региона, края.

К вспомогательным историческим дисциплинам также относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История взаимодействует с другими науками, с такими, как психология, философия, социология, политология, юридические науки, литература и др. В отличие от них история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждая из существующих общественных, экономических, технических наук за время развития человеческого общества прошла свою историю. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как, историческая география, историческая генеалогия и др.

История выполняет несколько социально значимых функций. Первой из них является познавательная, интеллектуально-развивающая. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются внутренней и внешней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Познавательная функция состоит в изучении исторического пути нашей страны и в объективно-истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю России.

Вторая функция – практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

В. Ключевский, определяя практическое значение знаний истории, отмечал: “Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своей собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями”. Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как оно прошло свой исторический путь.

Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение, т.е. взгляд на мир, общество, законы его развития может быть научным, если опирается на объективную реальность – исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором основана наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм, показывает роль личности в развитии общества, позволяет познать такие категории, как долг перед обществом, честь, а также увидеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Историческое познание опирается на определенные методы. Метод (способ исследования) показывает, как осуществляется познание, на каких научных принципах. Процесс познания истории состоит из трех компонентов: объекта исторического познания, исследователя и метода познания. К. Тимирязев, отмечая важность метода как инструмента исторического познания, писал, что “правильное его использование порой играет не менее важную роль в развитии знаний, чем какая-либо новая идея или даже теория”.

Наиболее распространенные методы исторического познания – это два основных подхода в исторической мысли, возникшие более двух тысяч лет назад: идеалистическое и материалистическое понимание истории. В методах познания исторических процессов принимаются и общенаучные методы: анализ, синтез, описание, измерение, объяснение и др.

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Идеалисты считают, что в основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей, человеческое общество развивает сам человек, а способности к этому человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции пришли к противоположному направлению: материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей и экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и отношения между людьми. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественноисторический процесс, определяющийся объективными закономерностями и находящийся под воздействием субъективного фактора через деятельность масс, политических партий, вождей.

Существуют также специально-исторические методы исследования:
— хронологический – предусматривает изложение исторического материала во временной последовательности;
— синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
— дихронный – метод периодизации;
— метод исторического моделирования;
— статистический метод.

Только при сочетании и использовании всех методов могут быть соблюдены научность и достоверность при изучении исторического прошлого и настоящего страны.

Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами. Принцип исторического познания – это основное правило, которое необходимо соблюдать при анализе явлений и событий в истории. Основные научные принципы: принцип историзма, принцип объективности, принцип социального подхода, принцип альтернативности.

Принцип историзма означает, что исторические факты, любое историческое явление и событие следует изучать в соответствии с исторической обстановкой в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Принцип историзма позволяет выяснить мотивы поступков и действия исторических личностей. При этом учитывается расстановка классовых сил, партий, общественных организаций в стране.

Принцип объективности предполагает опору на факты и явления в их многообразии, противоречивости и с учетом как положительных, так и отрицательных сторон. Для объективности изучения исторических явлений и фактов следует помнить, что факты необходимо накапливать и тщательно анализировать. При этом нужно учитывать, что при чтении исторической литературы мы встречаемся с субъективными знаниями. Так, летописцы, находившиеся на службе у князя, приукрашивали в летописях деяния своего князя. Более поздние летописцы при переписывании летописей также вносили свои поправки не всегда объективно. Примером служит “Повесть временных лет”. Поэтому для обеспечения принципа объективности учитывается личность историка, его теоретические и политические взгляды, его методология.

Принцип социального подхода ранее называли принципом классового, партийного подхода. Этот принцип позволяет рассматривать общественные процессы с учетом различных социальных интересов в обществе, а также учитывать субъективный характер в практической деятельности исторических личностей, в деятельности правительств, партий. Таким образом, ни один исследователь не может быть полностью свободным от взглядов, интересов своего окружения.

Принцип альтернативности предполагает степень вероятности осуществления тех или иных событий, явлений, процессов на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Рассмотрение возможностей исторической альтернативности дает возможность иначе оценить исторический путь различных стран, выявить неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее, ответить на вопрос: почему произошло именно это явление, событие.

История призвана объективно оценивать события и законы исторического развития. В истории постоянно идет накопление и открытие новых фактов и явлений, которые находятся в исторических источниках.

К историческим источникам относится все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества. Классификация исторических источников является одним из важнейших аспектов вспомогательной исторической дисциплины – источниковедения.

Многие классики отечественной истории решали вопрос классификации источников самостоятельно и объясняли систему классификации источников во введениях и предисловиях к своим работам. Одну из самых удачных классификаций источников предложил А. С. Лаппо-Данилевский. Он делил источники на остатки и предания. Согласно этой схеме, к остаткам относились остатки культуры и исторические факты, а преданиями считались изображения и интерпретации фактов. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского была распространена в досоветской историографии и повлияла на классификацию советского источниковедения.

В 1930 – 1960-х гг. предлагалось несколько вариантов типологизации источников. М. Н. Тихомиров взял за основу классификацию источников на исторические факты и предания. А. А. Зимин исходил из деления источников на три вида: материалы, отражающие социально-экономическую историю; материалы, отражающие историю внутренней и внешней политики; материалы, отражающие историю общественно-политической мысли и культуры. Кроме этого, в исторической литературе был распространен принцип различия источников по их происхождению в рамках определенной общественно-экономической формации. Однако последняя классификация вызывала затруднения в использовании, поскольку в пяти формациях нужно было еще выделять виды источников, кроме того, количество видов и специфика источников в формациях отличались.

Позднее советские историки предложили еще две классификации, распространенные и в настоящее время. Очень удачной и универсальной признается классификация Л.Н. Пушкарева, А. П. Пронштейна, И. Н. Данилевского. По этой схеме источники делятся на семь типов, групп или категорий:
— письменные источники;
— вещественные источники;
— устные и фольклорные источники;
— этнографические источники;
— лингвистические источники;
— фотокинодокументы;
— фонодокументы.

Удобство этой классификации заключается в ее универсальности, поскольку дает возможность соотнести любой источник к той или другой группе, не меняя при этом классификацию. Другое преимущество схемы заключается в ее логичной структуре.

Другая классификация источников сформулирована в источниковедческих трудах И. Д. Ковальченко, А. А. Курносова, С. М. Каштанова и имеет те же преимущества, что и предыдущая типологизация. Здесь источники делятся на четыре группы, категории или типа:
— вещественные источники;
— письменные источники;
— изобразительные (художественные или графические) источники;
— фонетические источники.

Большинство современных исследователей ориентируются на названные две классификации. В этих классификациях письменные источники являются самым распространенным типом. Письменные источники делятся на виды или типы по содержанию, происхождению, по отношению к группам документов и на остатки и повествования. Вещественные источники (остатки материальной культуры) классифицируются так же, как и письменные. Среди вещественных источников выделяется большая группа археологических источников, а также произведения материального искусства и культуры.

В XX в. большое распространение получили новые методы фото, кино, графического и фонового запечатления действительности. Количество и качество таких источников быстро увеличивается. Считается, что фото и кинодокументы отражают события более достоверно, чем письменные источники, а использование компьютерных технологий делает исторические источники общедоступными.

Поскольку историческое сознание – это осмысление, то можно выделить два его вида: целерациональное и ценностно-рациональное. В первом виде сознания доминирует ориентация на конкретный исторический результат, на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий. Целерациональное историческое сознание не только всегда конкретно, оно и теоретично. Ценностно-рациональное сознание, наоборот, ориентируется не на конкретный результат, а прямо на стоящую за ним ценность. Такое сознание в большей степени этично, чем теоретично. В нем доминируют не вопросы – почему, с какой целью, а – каков смысл, кто виноват.

Если исходить из способа осмысления и особенностей фиксации представлений о движении общества во времени, то историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки. Отличительной чертой мифического сознания выступает синкретизм исторических представлений. В них мышление сливается с аффективностью. В мифическом сознании одновременно присутствуют два пласта исторического времени – сакральное и текущее. В сакральном времени происходят события, предполагающие “знание-веру”. В таком знании, например, часто присутствует “легенда о золотом веке” (в прошлом или будущем) как идеале человеческого существования. Исторический миф – это эмоционально окрашенное представление об исторической действительности, вымышленный образ, замещающий в сознании эту действительность. Исторические мифы создаются коллективным воображением или навязываются массовому историческому сознанию извне, формируя при этом определенное историческое мироощущение, социально конформное в данных условиях и призванное формировать желаемые образцы социального поведения. Современная публицистика дает немало примеров активизации мифологизированного сознания: разочаровавшись в советской истории, ищут нравственное утешение и вдохновение в историческом прошлом России.

В отличие от мифического хронистическое сознание в значительной мере ориентировано на фиксацию реальных событий прошлого. Однако в таком сознании отсутствует представление о причинно-следственных связях в истории. Эти связи в хронистическом сознании замещаются изложением исторических событий в хронологической последовательности. Как и мифическое, хронистическое сознание формирует историческую реальность, соответствующую идеалу своего времени. Прошлое изображается не таким, каким оно было, а таким, каким оно должно быть.

Развитие потребности общества в самосознании, в глубоком понимании логики исторического процесса привело к становлению истории как науки о прошлом, что оказало огромное влияние на усиление рефлексивного начала в историческом сознании. Оно обращается прежде всего к реальным фактам истории, стремясь осмыслить причинно-следственные связи и выяснить сущность исторических явлений. Достижением научного сознания стал историзм, требующий рассматривать исторические явления в развитии, в связях с другими историческими событиями, с учетом конкретных условий определенного этапа общественного развития. Научное историческое сознание имеет специализированный характер, его источником и носителем является научный этнос. Поэтому в массовом историческом сознании его научная компонента причудливо переплетается с художественным вымыслом и историческими мифами. Кроме того, если научное сознание ориентировано на поиск истины, то массовое сознание занято прежде всего поиском исторической “правды” как результата эмоционально-ценностного отношения к действительности.

III. Русская историческая школа складывалась на протяжении длительного времени. Основателем ее по праву считают древнерусского летописца и историка – монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Традиция предписывает ему авторство первой редакции уникального древнерусского памятника “Повести временных лет”, датированного 1113 г.

Образцом для древнерусских составителей исторических трудов служили зарубежные исторические документы, например, византийские. Однако русские летописцы были более историчны. Наиболее значимыми памятниками русской истории, литературы являются “Слово о полку Игореве”, составленное в конце XII или XIII в., и “Задонщина”, датированная концом XIV в.

В XII – XIII вв. получают распространение церковно-исторические документы – агиографы, которые содержали описания жизни святых.

Все исторические документы писались на основе устных преданий, рассказов и содержали важные сведения о быте и нравах людей, истории земледелия и др., но достаточно достоверны они не были исторически. Это послужило основой для работ последующих российских историков. В России становление истории как науки произошло в XVIII в. Основателем российской исторической мысли считают известного государственного деятеля, современника Петра I – В. Татищева, создавшего первый систематизированный свод отечественной истории – пятитомную “Историю Российскую с самых древнейших времен”.

В. Татищев – основоположник вспомогательных исторических дисциплин в России: этнографии, исторической географии. В своем пятитомном труде он первый составил общую периодизацию истории России: 1) господство единовластия началось с княжения Рюрика (862 – 1132); 2) нарушение единовластия – междоусобные войны (1132 – 1462); 3) восстановление единовластия – приход к власти Ивана III (1462).

В. Татищев стремился дать целостную схему русской истории в рамках всемирно-исторического процесса, где наблюдаются периоды подъема и упадка, при этом отметил повторяемость этапов в развитии различных народов.

В. Татищева считают основателем “дворянской” школы. Его последователи: И. Болтин, историк, государственный деятель, автор трудов по древнерусской истории; Н. Новиков, просветитель, издатель сатирических журналов, противник крепостного права; князь М. Щербатов, историк, публицист, автор работ “История России с древнейших времен”, “О повреждении нравов в России”.

На рубеже XVIII – XIX вв. в России развивалось революционно-просветительское понимание истории, ярким представителем которого был А. Радищев. Резко обличая самодержавие и крепостничество, он рассматривал историческое развитие как циклический процесс развивающейся борьбы между свободой и деспотизмом. В главном своем произведении – “Путешествие из Петербурга в Москву” им правдиво изображена жизнь народа, изложен широкий круг идей русского Просвещения.

Исторические труды XVIII в. были написаны труднодоступным языком даже для современников. Новатором русского языка стал историк и публицист Н. Карамзин. Его основное историческое сочинение “История государства российского” написано ярким и образным языком и сочетает высокую художественность с глубокой научностью. Н. Карамзин считал, что история человечества – это история всемирного прогресса, а главную роль в развитии общества играют великие личности. Он отождествлял историю страны с историей государства, с историей самодержавия.

К середине XIX в. в России сформировалось либеральное направление в истории. Наиболее известным представителем его был С. Соловьев. В том же веке сформировалась также государственная историческая школа, представленная Б. Чичериным, К. Кавелиным и др.

По праву наиболее выдающимся историком XIX в. был С. Соловьев. Главное дело его жизни – создание “Истории России с древнейших времен”. В этой работе С. Соловьев изложил свою историческую концепцию, противоположную “официальной” версии истории России. С. Соловьев представлял общество в виде организма, развивающегося “естественно и необходимо”, и он сделал вывод о том, что нужно “не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин”.

Используя сравнительно-исторический метод, С. Соловьев подчеркнул общие черты развития России с Западной Европой, обосновал своеобразие истории Российского государства.

К своеобразию развития он относил: географическое расположение России на стыке Европы и Азии и вследствие этого многовековую борьбу россиян со степными кочевниками. С. Соловьев выдвинул концепцию, что в начале на Русь наступала Азия, а с XVI в. Россия перешла в “контрнаступление”. Этот процесс он объяснял торжеством христианства. С. Соловьев – автор свыше 300 произведений по истории России: истории Новгорода, внешней политики России, историографии.

Заметное событие в исторической науке России – творчество В. Ключевского. Он является крупнейшим представителем русской буржуазной либеральной историографии. Основные фундаментальные его работы: “Курс русской истории”, “Боярская дума Древней Руси”, работы по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии. Труды В. Ключевского оказали решающее значение на творчество таких ученых, как П. Милюков, С. Платонов, М. Покровский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *