Что такое историческое знание

Тема: Историческое знание, его достоверность и источники.

Что такое историческое знание. Смотреть фото Что такое историческое знание. Смотреть картинку Что такое историческое знание. Картинка про Что такое историческое знание. Фото Что такое историческое знание Что такое историческое знание. Смотреть фото Что такое историческое знание. Смотреть картинку Что такое историческое знание. Картинка про Что такое историческое знание. Фото Что такое историческое знание Что такое историческое знание. Смотреть фото Что такое историческое знание. Смотреть картинку Что такое историческое знание. Картинка про Что такое историческое знание. Фото Что такое историческое знание Что такое историческое знание. Смотреть фото Что такое историческое знание. Смотреть картинку Что такое историческое знание. Картинка про Что такое историческое знание. Фото Что такое историческое знание

Что такое историческое знание. Смотреть фото Что такое историческое знание. Смотреть картинку Что такое историческое знание. Картинка про Что такое историческое знание. Фото Что такое историческое знание

Что такое историческое знание. Смотреть фото Что такое историческое знание. Смотреть картинку Что такое историческое знание. Картинка про Что такое историческое знание. Фото Что такое историческое знание

1. Объект и предмет истории.

2. Структура исторической науки.

3. Методология исторического познания.

4. Связь исторической дисциплины с науками.

5. Функции исторической науки.

Историю можно рассматривать в двух качествах: в качестве науки и учебной дисицплины. Если характеризовать историю как науку, то необходимо вспомнить, что каждая наука имеет свой объект и предмет изучения. Под объектом в науковедении понимают фрагмент изучаемой действительности, а под предметом – часть объекта.

Объект исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество, взятых в пространственно-временном развитии. Если ограничиться таким рассмотрением исторической науки, то станет не понятно, чем историческая наука отличается от других социальных наук. Например, от социологии. Социологическая наука тоже изучает общество, как и политология, культурология, экономическая теория.

Чтобы понять специфику исторической науки, нужно познакомиться с ее предметом. Предмет исторической науки — это исторический процесс, представляющий собой совокупность исторических фактов – то есть фрагментов действительности, которые имели место быть в прошлом и имеют общественную значимость, то есть оказали влияние на общество, его развитие. Исторические факты содержатся в исторических источниках,под которыми понимают весь комплекс предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. Именно на основе изучения исторических источников историческая наука воссоздает представление о той или иной исторической эпохе.

Главная цель исторического познания — получение исторической истины— объективного, системного, верифицируемого (проверяемого с помощью исторических источников) конкретного знания об историческом процессе.

На основе предмета исторической науки выделяют разные разделы исторической науки:

· На основе темпорального (временного критерия) в исторической науке утвердилось деление истории на древнюю, средневековую, новую, новейшую;

· На основе пространственного, или географического критерия можно говорить об истории России (россиеведении), истории Европы, стран Азии и Африки, истории южных и западных славян, краеведении – история Волгограда, кубановедение, московедение;

· По сферам общества: политическая история, экономическая история, история общественно-политической мысли.

Таким образом, историю можно определить как науку, объектом которой является совокупность обществ, составляющих человечество. Также историю можно определить через предмет: история – это наука, предметом которой является исторический процесс.

Главная особенность истории – изучение прошлого человеческого общества. Прошлое – это своего рода «нереальная» реальность – то, чего уже нет. Поэтому историю изучать очень сложно: правильность наших знаний о прошлом не так уж легко проверить. Непосредственное наблюдение, в отличие от астрономии, в исторической науке невозможно.

Историю изучают, опираясь на исторические источники. Исторические источники – это фрагмент прошлого, это сохранившиеся свидетельства прошлой жизни. Цель изучения исторических источников – установление или проверка исторических фактов – событий, которые имели место быть в прошлом.

Чтобы картина прошлого была более полной, исследователи привлекают к разрешению проблем широкий спектр исторических источников, проводят их сравнительный анализ, устанавливают, если нужно, атрибутивные данные: авторство, дата и место появления.

Исторические источники принято классифицировать следующим образом. Выделяют источники: А) вещественные (останки древнейших людей, фрагменты орудий труда, обихода, наскальная живопись); б) письменные(глиняные таблички, папирусы, берестяные грамоты, договоры, различные приказы, распоряжения руководства); в) этнографические(раскрывают быт и уклад различных народов); г) фотодокументы(фоторафии); д) кинодокументы (различные документальные и художественные фильмы).

По поводу исторических источников можно выявить следующие закономерности:

Что такое историческое знание. Смотреть фото Что такое историческое знание. Смотреть картинку Что такое историческое знание. Картинка про Что такое историческое знание. Фото Что такое историческое знание

1. чем дальше от настоящего времени, тем меньше исторических источников. Например, историю первобытного общества нельзя изучать на основе письменных источников, так как письменности еще не было. Основной вид исторического источника в деле изучения первобытного общества – вещественные, то есть останки древнейших людей, наскальные рисунки;

2. по мере развития общества круг исторических источников расширяется, так как носители информации становятся более разнообразными. В современном обществе появился целый пласт исторических документов, создаваемых на основе компьютерно-информационных технологий.

Исторические факты, в зависимости от их подлинности, можно разделить на следующие группы:

· Общепризнанные факты: 01.09. 1939 г. началась Вторая мировая война;

· Гипотетические факты: Александр Первый закончил свою жизнь в Сибири под именем Федора Кузьмича в 1864 году;

· Ложные факты: мать В.И. Ленина, Мария Александровна Бланк, была фрейлиной при дворе Александра Второго. Это утверждение опровергается с помощью такого пиьменного исторического источника как ежегодно издававшийся «Придворный календарь». В этом «Придворном календаре» М.А. Бланк не упоминается.

Подведем итоги. Объект и предмет исторической науки нужно знать для того, чтобы понимать, что она изучает и чем она, как социальная наука, отличается от других наук, изучающих общество. Мы установили, что специфика исторической науки заключается в том, что она, в отличие от социологии, изучает не современное общество, а исторический процесс, то есть прошлое его развитие. Исторический процесс историческая наука изучает опираясь на исторические факты, которые содержаться в исторических источниках. Поскольку исторические источники создавались людьми, то в науковедении поднимают вопрос о достоверности исторических знаний.

Общество, которое изучает история, является сложной социальной системой. Изучать прошлое человеческого общества – это очень сложная задача, поскольку историческая наука выявляет и изучает исторические факты на основе анализа исторических источников, которые не только создавались людьми, но и являются отпечатками их субъективного мнения. Поэтому история – не простая, а сложная наука. Следовательно, она имеет сложную структуру.

Историческую науку можно представить в форме многоэтажного здания. Верхний, третий его этаж образует философия истории, изучающая общие закономерности развития общества, его движущие силы, поднимающая вопросы о направленности исторического процесса. Философию истории можно определить как теорию высшего уровня.

Второй этаж образуют теории среднего уровня. К ним относятся политическая история, экономическая история, военная история, история общественно-политической мысли, история культуры, история древнего мира, медиевистика (история средних веков), история нового и новейшего времени.

Первый этаж образуют специальные исторические дисциплины, имеющие вспомогательный и прикладной характер: археология– историческая дисциплина, изучающая прошлое общества по вещественным, материальным предметам и сооружениям с помощью проведения археологических раскопок; этнография – историческая наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, особенности их быта, нравов; антропология – историческая дисциплина о человеке, воссоздающая внешний облик людей на основе анализа останков, извлеченных из земли археологами; генеалогия– историческая дисциплина, изучающая родственные связи отдельных лиц и семей; геральдика – историческая дисциплина, изучающая гербы, правила их составления и прочтения; нумизматика– изучение монет, бумажных денег.

Особое место в системе исторических дисциплин занимает источниковедение– историческая наука об исторических источниках и тесно связанное с ним архивоведение– историческая дисциплина, изучающая письменные источники, обстоятельства их написания, принципы хранения, а также историография – история исторической науки.

Основателем исторической науки считают древнегреческого исследователя Геродота, жившего в 5 веке до н.э. Геродот описал греко-персидские войны, жизнь и быт скифов. Среди древнеримских историков можно выделить Плутарха, Тацита.

Первый исторический российский архив в России был создан в 1724 году. В 1918 году начала формироваться единая система государственных и ведомственных архивов. В настоящее время центральные архивы находятся в двух городах федерального значения и в Томске.

В 1993 году вышел Закон об архивах. Значение этого закона состоит в том, что он установил единые правила хранения документов, порядок их выдачи исследователям. Согласно закону, документы, содержащие информацию, не подлежещую оглашению, не могут выдаваться исследователям до истечения 35-50 лет. Документы личного характера – 75 лет.

В любом архиве материалы делятся на:

· Фонды – собрание документов одной организации;

· Опись– часть фонда: охватывает документы отдела данной организации, временного отрезка;

· Дело– отдельный документ, посвященный проблеме.

Подведем итоги. Сложная структура исторической науки объясняется сложностью ее объектно-предметной области изучения. Говоря о различных исторических дисциплинах, выступающих в качестве компонентов исторической науке, необходимо помнить об их взаимосвязанности. Это означает, что для того, чтобы хорошо знать историю, необходимо разбираться в источниковедении, историографии, археологии, антропологии, этнографии, в философии истории. Поэтому историю изучать сложно, но интересно.

1) Формационная. Данный подход был разработан философами Макрсом и Энгельсом, а также их последователями философами-марксистами. История делится на ряд общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая (коммунистическая). Формация трактуется как определенный этап в развитии человечества. Каждая формация определяется господствующим в ней способом производства. Под способом производства понимают отношение производительных сил и производственных отношений. Производственные силы – динамичны, производственные отношения – консервативны. Это служит источником социального конфликта. В результате – революция – смена одной формации другой. Понятие «формация» характеризует временной срез истории, нацелен на выявление общих черт у различных стран и народов. Недостатки: европоцентризм, не учитывает влияние природно-географических факторов, далеко не все общества прошли пять формационных ступеней развития.

2) Цивилизационная. Разрабатывалась разными философами: Данилевским, Тойнби, Шпенглером и другими. В основе – понятие цивилизации, которое имеет несколько значений. Первое: этап в развитии общества, следующий за дикостью и варварством. Второе: по типу развитий технологий выделяют аграрную, индустриальную, информационную. В третьем значении понятие цивилизации используется, чтобы учитывать такие элементы духовной жизни как религию, ценности, традиции. В таком случае говорят о локальных цивилизациях. Некторые исследователи выделяют мусульманскую, христианскую, китайскую, индийскую и другие цивилизации. Цивилизационный подход, таким образом, нацелен на выявление особенностей развития стран, на учет природно-географического фактора (речные цивилизации). К недостаткам этого подхода можно отнести различное понимание цивилизации исследователями, что находит отражение в научной литературе. Одни исследователи применяют слово «цивилизация» в качестве синонима понятия «культура», когда рассуждают о древневосточной, античной, средневековой цивилизации. Другие исследователи вслед за Шпенглером видят в цивилизации заключительный этап в развитии культуры. Третьи исследователи рассматривают культуру как часть цивилизации.

Помимо двух главных подходов, в историческом познании применяются следующие методы-подходы: социокультурный, кросс-культурный и другие.

Ведущими методами в исторической науке являются исторический, нацеленный на детальное воспроизведение объекта, то есть общества, а также связанный с ним логический, с помощью которого исторические факты рассматриваются как элементы исторического процесса, выявляются исторические закономерности, этапы развития общества.

Подведем итоги. Ведущими подходами к анализу исторического процесса являются формационный и цивилизационный. В современной отечественной исторической науке большинство исследователей отошли от формационного подхода, так как он содержит ряд определенных недостатков. Поэтому я на занятиях по истории буду применять цивилизационный подход, хотя и он содержит определенные недостатки. Цивилизационный подход в современных реалиях лучше формационного, поскольку он позволяет подчеркнуть общее (сходства) и единичное (различия) в историческом процессе.

Прослеживается связь исторической науки с естественными науками. Историческая наука изучает не только развитие общества. Она также и выявляет воздействие природных факторов на воздействие социума. Например, без изучения подобного взаимодействия невозможно понять причин смуты. Кроме того, вместе с развитием общества изменялись и границы государств. Историческая наука уже доказала, что в основе многих исторических фактов, имеющих глобальное значение (например, неолитическая революция, Великое переселение народов) лежат природные, климатические факторы. Следовательно, историческая наука связана с географией, палеонтологией, биологией.

Связана историческая наука и с техническими дисциплинами. Развитие общества невозможно представить без развития техники. Более того, социальный и технический прогресс органично взаимообуславливают друг друга. Научно-техническая революция, причины, сущность и последствия информационной революции уже стали предметами исторических исследований.

Подведем итоги. История – это сложная наука и сложная учебная дисциплина, изучающая не только прошлое общества, а также всю совокупность факторов, влияющих на его развитие. История – это интересная, увлекательная наука, связанная с целым комплексом разных учебных дисциплин. По этим характеристикам она может сравниться с юриспруденицией, а профессия историка – с профессией следователя. И историк, и следователь, занимаются одним делом – пытаются реконструировать прошлое, опираясь на реальные факты, которые отражены в различных источниках.

История как наука и учебная дисциплина играет большую роль в жизни общества и человека. Важная роль исторической науки выражается в следующих функциях:

2) Мировоззренческая. Изучение исторической науки, познание исторического процесса, исследование исторических фактов формирует и развивает мировоззрение человека, то есть его взгляды на мир и на место человека в нем. Эту функцию истории хорошо подчеркнул отечественный историк Ключевский: «без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего в нем мы живем»;

4) Развивающая или общекультурная. Изучение истории разивает интеллект, мышление человека, его культуру. Человек, изучающий историю, сталкивается с необходимостью интерпретиации исторических фактов, с необходимостью их систмного анализа. Чернышевский говорил, что «можно не знать, не чувствовать влечения к математике, … химии, но не любить истории может только человек, совершенно не развитый уственно»;

5) Практическая или прогностическая: уметь применять полученные знания на практике. Например, прогнозировать последствия антиалкогольной компании;

6) Идеологическая: «история – это политика, опрокинутая в прошлое» (Покровский);

7) Витальная (пример с манкуртами Ч. Айтматова). Человек, лишенный памяти, превращается в послушного раба, в безвольного проводника чужой воли. Поскольку история представляет собой не что иное, как коллективную память конкретного народа, человечества в целом, манипуляции с исторической памятью вызывают особое беспокойство. История выполняет очень важную функцию: она обеспечивает «сцепку» и прочность «межпоколенческих» звеньев единой «национальной цепи». Без истории нет народа, нет его культуры.

Подведем итоги. Не смотря на то, что историческая наука, по большому счету, изучает то, чего нет, то есть прошлое человеческого общества, ее нужно изучать, так как она играет большую роль как в жизни человека, так и в жизни общества. Поскольку прошлое по отношению к настоящему, является итогом его развития, то многие существующие ныне реалии имеют причины объяснения в прошлом. Например, в действующей российской Конституции 1993 года отсутствует пост вице-президента. Понять причины этого факта можно только опираясь на исторические знания: в 1991 году вице-президент СССР Г. Янаев предпринял попытку сместить с поста Президента СССР М. Горбачева, а в 1993 году вице-президент РФ А. Руцкой пытался сместить с должности Президента РФ Б. Ельцина. Конечно, в исторической науке остро стоит проблема достоверности исторических знаний, и эту проблему до конца устранить невозможно. Ее можно только минимизировать, изучая исторический процесс на основе тщательного изучения и сопоставления различных исторических источников, проверяя исторические факты на их подлинность, то есть умело применяя критическое мышление.

Вопросы и задания:

1. Что изучает историческая наука? К какому типу наук ее относят? В чем ее отличие от других наук, входящий в социально-гуманитарный цикл?

2. Дайте определения таким понятиям как «исторический процесс», «исторический источник», «исторический факт», «историческая наука». Как эти понятия взаимосвязаны друг с другом?

3. Какие виды исторических источников вам известны? Приведите примеры.

4. Что вы знаете об исторических фактах? Чем они отличаются от других научных фактов? Согласны ли вы с утверждением, что «исторический факт – это точка зрения историка»? Ответ дайте в развернутой форме.

5. Из каких разделов состоит историческая наука? Можно ли утверждать, что она имеет сложную структуру? Свое мнение обоснуйте.

6. С какими учебными дисциплинами связана история? Почему с ними?

7. В чем сущность формационного и цивилизационного подходов к изучению исторического процесса? В чем их достоинства и недостатки?

8. Зачем нужно изучать историю, если она изучает то, чего уже нет?

9. Почему М. Покровский считал, что «история – это политика, опрокинутая в прошлое»? Согласны ли вы с такой трактовкой?

10. Какой раздел и какую историческую дисциплину вам будет интересно изучать?

Источник

Историческое знание, его достоверность и источники.

Что такое историческое знание. Смотреть фото Что такое историческое знание. Смотреть картинку Что такое историческое знание. Картинка про Что такое историческое знание. Фото Что такое историческое знание Что такое историческое знание. Смотреть фото Что такое историческое знание. Смотреть картинку Что такое историческое знание. Картинка про Что такое историческое знание. Фото Что такое историческое знание Что такое историческое знание. Смотреть фото Что такое историческое знание. Смотреть картинку Что такое историческое знание. Картинка про Что такое историческое знание. Фото Что такое историческое знание Что такое историческое знание. Смотреть фото Что такое историческое знание. Смотреть картинку Что такое историческое знание. Картинка про Что такое историческое знание. Фото Что такое историческое знание

Лекция 1. Историческое знание. Концепции исторического развития. Российская история как часть мировой и европейской истории.

Историческое знание; исторический источник; палеография; текстология; археология; антропология; историческая лингвистика; нумизматика; этнография; геральдика; сфрагистика; фольклористика; историография; формация; цивилизация.

Текст лекции.

Историческое знание, его достоверность и источники.

Факты:

Из сочетания фактов разного порядка возникает представление.

События– это значительные единичные факты. К ним относятся, например, Ледовое побоище, восстание Степана Разина Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.

Явленияминазываются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам,

В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе.

Процесс –это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связующим звеном в них бывают причины и следствия. Например, промышленный переворот – это процесс, характеризующийся переходом от мануфактуры к машинному производству.

Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт.

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.

Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.

В истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахиллесова пята»: объект исторической науки — прошлое — можно на­звать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что было раньше, проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) в истории во многом неосуществимы. Можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?

Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.

Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все остатки прошлой исторической жизни. К таким остаткам относятся как все, сознательно созданное людьми, так и все, появившееся независимо от их сознания (например, остан­ки самих людей). Источником является также «прошлое в настоя­щем», например возникшие в древности языки, на которых гово­рят ныне народы мира, обычаи и традиции, географические на­звания и т.д.

Что такое историческое знание. Смотреть фото Что такое историческое знание. Смотреть картинку Что такое историческое знание. Картинка про Что такое историческое знание. Фото Что такое историческое знание

Историк при изучении какой-либо темы стремится привлечь как можно более широкий круг источников. При классификации источников учитывают их происхождение, форму и содержание. Чаще всего источники делят по их форме на семь типов:

4) устные (фольклорные);

6) кино- и фотодокументы;

Понятно, что многие источники трудно отнести к какому-то одному виду. Например, монеты являются одновременно и веще­ственными, и письменными источниками. Форма источника во многом предопределяет методы работы с ним. Существует ряд так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые изучают определенные виды источников.

Так, при работе с письменными источниками не обойтись без палеографии — науки, изучающей внешние признаки руко­писных и печатных источников в их историческом развитии (знаки письменности, особенности их графики, подчерки, материал для письма и т.д.). Исследуя древние письменные источники, кото­рые дошли до нас, как правило, в нескольких списках, имеющих некоторые отличия, историки используют текстологию — вспо­могательную историческую дисциплину, изучающую взаимоот­ношение различных списков, выявляющую их первоначальный вид.

Самые обширные сведения о прошлом историки получают из письменных источников. Однако их необходимо прочитать. Древ­нейшие письменные документы имеют возраст около 5 тыс. лет. Многие из них написаны либо мертвыми ныне языками, либо древними формами современных языков. Ряд мертвых языков ни­когда не забывались (латинский, древнегреческий), другие были расшифрованы в XIX—XX вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык народа майя и др.), а некоторые не разгаданы до сих пор (например, эламский, этрусский).

Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии. Наши сведения об истории народов до появ­ления у них письменности в основном опираются на данные ар­хеологических раскопок. Да и для периода после изобретения письменности, вплоть до совсем недавнего времени, роль архео­логических материалов очень велика.

С археологией тесно связана антропология, которая по остан­кам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека. Антропология особенно важна при вос­создании истории возникновения и расселения народов. Эти же вопросы являются одними из важнейших для исторической линг­вистики (языкознания), изучающей происхождение и развитие древних и современных языков. Частью лингвистики являются оно­мастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях).

Ценнейшие сведения для историков дают монеты, которые изучает нумизматика. Гербы исследует геральдика, печати — сфра­гистика.

В изучении истории важное место отводится этнографии. Обы­чаи и традиции, занятия и образ жизни народов, в силу различ­ных причин оставшихся на переходных стадиях развития, помога­ют в воссоздании прошлого всего человечества. Некоторые древ­ние обычаи и традиции сохранились и у вполне цивилизованных народов, что также является объектом изучения этнографов.

Важные, а иногда и уникальные сведения о прошлом содер­жатся в сказаниях, преданиях, легендах, сказках народов мира. Изучающая эти источники фольклористика вносит огромный вклад в историческую науку.

По мере развития человечества увеличивается количество ис­торических источников. В XIX —начале XX в. возникли такие из них, как фотографии, звукозаписи, кинохроника, во второй по­ловине XX в. появились документы на электронной основе. Все это расширяет возможности исторического исследования.

Целью изучения исторических источников является извлече­ние фактов, необходимых для решения исследуемой проблемы. Таким образом, работа историка начинается с постановки во­проса, на который хочет найти ответ ученый. В связи с этим лю­бая научная работа по истории начинается с обзора научной литературы (историографии), который выявляет решенные и не­решенные проблемы и противоречия прежних исследователей. Историк также оценивает возможность решения поставленной проблемы и, прежде всего, наличие необходимого количества Источников.

Таким образом, процесс исторического исследования сочетает работу с источниками и использование теоретического знания. Именно таким путем историк может выявить закономерности ис­торического развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *