Что такое исторический жанр
Словари
После рев-ции 1917 темы истории находят символич. воплощение в творчестве ряда мастеров (К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Юон). Темы рев-ции, гражд., а позднее Вел. Отеч. войны становятся надолго (вплоть до 90-х гг.) ведущими в творчестве мн. художников (А. А. Дейнека, М. Б. Греков, П. М. Шухмин, А. Т. Матвеев, В. А. Серов, Кукрыниксы и др.). К истории России в 40-50-е гг. обращаются А. П. Бубнов, Н. П. Ульянов, П. Д. Корин, С. В. Герасимов, А. А. Пластов и др. Особое место в И. живописи 20-60-х гг. занимали «Лениниана» и «Сталиниана» (И. И. Бродский, М. Г. Манизер, А. М. Герасимов и др.). Первой попыткой отойти от офиц. стереотипа в прочтении образа В. И. Ленина принадлежит Г. Коржеву. Иск-во кон. 20 в. характеризуется новым уровнем осмысления ист. событий, отношением конкретных моментов истории с вечными проблемами бытия, открытием новых тем (Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко, О. Булгакова и др.).
Лит.: Рус. историч. живопись до октября 1917 г.: Альбом / Сост. и авт. вступ. ст. А. К. Лебедев. М., 1962; Ракова М. М. Рус. историч. живопись сер. 19 в. М., 1979.
Исторический жанр. Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани. Худ. Н. Шустов
Исторический жанр. Наполеон из Кремля смотрит на пожар Москвы. Худ. В. Верещагин
Исторический жанр. Н.Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».
Исторический жанр. В.И. Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881. Третьяковская галерея.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР
Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Значимость запечатлённого события позволяет разграничивать собственно исторический жанр и произведения на исторические темы, близкие бытовому жанру.
В Древней Греции представления об исторических событиях, как правило, воплощались в мифологических темах и образах, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных исторических сцен и героев (группа «Тираноубийцы» работы Крития и Несиота, 477-476 годы до н. э.). С распадом мифологического мировоззрения и формированием искусства портрета стало возможным и изображение недавнего исторического события с реальными героями (картина греческого живописца Филоксена из Эретрии со сценой битвы Александра Македонского с Дарием при Иссе, IV-III века до н. э.; известна по римской мозаичной копии II века до н. э., Национальный археологический музей, Неаполь).
Идеи могущества гocударства и культ императоров нашли выражение в древнеримском историческом рельефах со сценами военных триумфов (рельефы арки Тита в Риме, 81 год н. э.) и в документально-повествовательных фризах с эпизодами военных походов (колонна Траяна в Риме, 111-114 годы). В средневековой Европе исторические сюжеты широко представлены в миниатюрах хроник и кодексов, мозаиках и витражах, в произведениях декоративно-прикладного искусства (эпизоды нормандского завоевания Англии 1066 год, запечатлённые на т. н. Ковре из Байё, около 1080 года, Музей королевы Матильды, Байё).
Изображения историко-батального и историко-бытового характера часто встречаются в древнем и средневековом искусстве Азии. В Древнем Китае с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, эпоха Хань, 147-163 годы; свиток «Властелины разных династий» Янь Либэня, эпоха Тан, VII век, и др.). Историко-бытовые сюжеты появляются с XI-XII веков в японской живописи, с XV-XVI веков в миниатюрах Ирана, Индии (могольская миниатюра XVI-XVII веков), Средней Азии и др. Черты исторические действительности отражаются преимущественно в мифологической форме в средневековых росписях и рельефах Индии, стран Юго-Восточной Азии.
Для искусства XVIII века в Италии характерны эффектные монументально-декоративные решения исторических тем (Дж. Б. Тьеполо). В эпоху Просвещения возрастает идеологически-воспитательное значение исторического жанра. Поступки древних и современных героев воспринимаются как образцы высокой общественной морали. Успехи археологии, интерес к истории культуры влекут за собой требование натуральности, исторической точности деталей. Получает широкое развитие жанр исторического портрета (скульптура Ж. А. Гудона во Франции, живопись Дж. Рейнолдса в Великобритании и др.). Накануне Французской революции XVIII века мужественно-строгие картины крупнейшего мастера классицизма Ж. Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идей борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга; в годы революции он в героически-приподнятых образах представил её реальные события. Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона Бонапарта и его армии (картины Давида, А. Ж. Гро).
События современной истории нашли отражение в историческом жанре в начале XIX века.: коронационные торжества во Франции (картины Ж. Л. Давида), драматизм революционных битв и сопротивление народов наполеоновской агрессии и др. (живопись и графика Ф. Гойи). В историческом жанре проявилось свойственное романтизму осознание равнозначности истории и современности. Французские романтики Т. Жерико, Э.Делакруа, А. Г. Декан насытили исторический жанр эмоциональным восприятием исторических и современных общественных конфликтов. В композициях Ф. Рюда и О.Домье на темы революционных событий жизненно выразительны и аллегорические фигуры, и типические образы народных героев.
С подъёмом национально-освободительного движения в середине XIX века связано развитие исторического жанра в Бельгии (Г. Вапперс, Л. Галле), Италии (Ф. Айец, скульптор В. Вела), Испании (Э. Росалес, А. Хисберт, скульптор А. Маринас Гарсия), Чехии (Й. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польше (П. Михаловский), Румынии (К. Д. Розенталь). В Германии к сюжетам национальной истории обращались Ю. Шнорр фон Каросфельд, П. фон Корнелиус, К. Ф. Лессинг, В. фон Каульбах; сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали художники дюссельдорфской школы, свой исторический и эстетический идеал в средневековом прошлом искали назарейцы. Исторический жанр позднего классицизма во Франции, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж. О. Д. Энгр), сменился салонно-академическими псевдоисторическими композициями (картины П. Делароша, Т. Кутюра и др.). В Великобритании популярностью пользовались картины на исторические темы Л. Альма-Тадемы и прерафаэлитов.
Вместе с тем в середине XIX века обращение к Историческому жанру представителей реалистичного направления обусловило распространение небольших историко-бытовых картин, где в точных деталях воссоздавались повседневная жизнь и «колорит эпохи» (Э. Мейссонье во Франции, X. Лейс в Бельгии, М. фон Швинд в Австрии). Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Во 2-й половине XIX века идеи национального возрождения воплощались в произведениях исторического жанра в Польше (Я. Матейко), Чехии (М. Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т. Аман), Венгрии (М. Мункачи).
К конце XIX века в историческом жанре наметился поворот к символико-обобщённым образам (героическая композиция французского скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1885-1889 годы). Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пюви де Шаванна (Франция), Х. фон Маре (Германия), А. Бёклина и Ф. Ходлера (Швейцария), Э. Бёрн-Джонса (Великобритания), эскизов витражей С. Выспяньского (Польша). В скульптуре начала XX века получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена, также И. Мештровича в Хорватии, Й. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др.). «Классический» импрессионизм избегал любой сюжетности, однако к историческому жанру обращались Э. Дега (в раннем творчестве) и Э. Мане («Казнь императора Максимилиана», 1867 год, Кунстхалле, Мангейм).
Иллюстрация:
Ж. Л. Давид. «Смерть Марата». 1793. Королевский музей изящных искусств (Брюссель). Архив БРЭ.
Исторический жанр в картинах художников
Исторический жанр, или историческая живопись — это раздел в живописи, который включает в себя сюжеты, написанные в разных стилях изобразительного искусства на реальные исторические события, на религиозные, мифологические, аллегорические темы. Понятие произошло от слова historia (лат. «повествование»), в которое обычно вкладывают более широкий смысл.
Исторический жанр получил свое развитие в эпоху Возрождения. В этот период появилось большое количество картин и фресок с библейскими и античными сюжетами, которые отличались крупным форматом и многофигурной композицией. Средневековый живописец и писатель Леон Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti) называл историческую живопись самой благородной формой искусства, так как при создании полотен от художника требовалось немалое мастерство, чтобы показать взаимодействие и эмоции всех изображенных персонажей.
Типы исторического жанра
Исторический жанр считался высшей ступенькой достижений живописцев, поэтому картины писались только на значительные, заслуживающие отображения на холсте темы с глубоким внутренним смыслом.
Сюжеты исторического жанра разделяют на пять основных направлений, а именно:
Самые ранние религиозные произведения создавались еще в период расцвета готики. В дальнейшем в моду вошли античные легенды, и популярными героями стали древнеримские и древнегреческие божества. К мифологической категории также относятся любые картины со сказочными и былинными сюжетами.
Аллегория — это история, в которой содержится скрытый смысл. Любой образ на картине, будь то фигура человека, животного или предмета, отображает определенную концепцию, философию или идею. Художники Возрождения наполняли свои произведения символами, которые могли расшифровать только посвященные люди. Языком живописи мастера критиковали государственную власть, религию или конкретных персонажей, но тайные знаки были непонятны рядовому зрителю.
Картины литературного направления основаны на мотивах, взятых из произведений поэтов и писателей. Мастера черпали вдохновение в пьесах Уильяма Шекспира (William Shakespeare), стихах Генри Лонгфелло (Henry Longfellow), сказках Льюиса Кэролла (Lewis Carroll).
Историческая категория объединяет все работы, изображающие значительные события прошлого. Это направление достигло своего апогея в девятнадцатом столетии на волне угасания интереса к религии и мифам. На выставках демонстрировались шедевры, посвященные великим свершениям полководцев и общественных деятелей.
Зарождение исторического жанра
В Средние века история отождествлялась с деяниями святых, подвижников и религиозных фанатиков. Творчество живописцев было направлено на то, чтобы поднять нравственность и укрепить мораль всего общества, а библейскими сценами украшали стены храмов, публичных зданий, ратуш и дворцов.
Великим мастером жанра в эпоху Ренессанса был Мазаччо (Masaccio) — создатель росписи капеллы Бранкаччи, прославившийся благодаря использованию революционных техник линейной перспективы и кьяроскуро.
Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) знаменит своими полотнами на мифологические темы. Его картины «Весна» и «Рождение Венеры» полны аллегорий и до сих пор вызывают бурные обсуждения и споры искусствоведов.
Одна из самых известных многофигурных фресок Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) — «Тайная вечеря». Сложная перспектива, глубокая драма происходящего, мастерство в передаче психологического состояния персонажей делают эту работу ярким примером эстетики Высокого Возрождения.
Среди мастеров барокко, работавших в жанре исторической картины, выделяется Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens). Его творения отличают обилие пышущих здоровьем обнаженных тел, сложные композиционные решения и реалистичная передача динамики происходящего на картине.
Единственное сохранившееся полотно Диего Веласкеса (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez) с историческими мотивами — «Сдача Бреды», посвященное десятимесячной осаде испанцами одного из голландских городов. Придворный художник стремился показать не только триумф победителей, но и великодушное отношение Испании к побежденным, так как мир был заключен на выгодных для сдавшихся условиях.
Голландский гений Рембрандт (Rembrandt) отметился целой серией работ, посвященных истории и мифам. «Заговор Клавдия Цивилиса» стал самой большой картиной за всю историю творчества мастера. Сюжет повествует о восстании древних жителей Нидерландов против римлян, описанное философом Тацитом.
Восемнадцатый век стал переломным для исторической живописи — она приобрела статус академической во всех учебных заведениях Европы. Возрос интерес к недавним событиям, и в 1770 году британец Бенджамин Уэст (Benjamin West) впервые изобразил своих героев в одежде современного покроя.
Великая Французская революция вдохновила мастеров на создание выдающихся картин с героическими и трагическими событиями этого периода — таковы работы Жан-Луи Давида (Jacques-Louis David) «Смерть Марата» и «Клятва Горациев».
Расцвет историзма в изобразительном искусстве
Начало девятнадцатого века было ознаменовано победным шествием Наполеона по Европе, что привело к появлению множества шедевров, прославляющих его подвиги. Падение императора сделало тему завоеваний непопулярной, и художники переключили свое внимание на сцены из жизни простого народа, пострадавшего от неумеренных амбиций царственного корсиканца.
Общество стремительно менялось, в Европе увеличилась прослойка среднего класса, возросло количество зрителей, которые требовали новых впечатлений. Классические герои в античных одеждах потеряли былую привлекательность, и на первый план в картинах вышел драматизм сюжета. Поль Деларош (Paul Delaroche) прославился благодаря своим глубоко эмоциональным зарисовкам из жизни английских королей, а Жан-Леон Жером (Jean-Léon Gérôme) стал хорошо известен работами в стиле исторического анекдота.
В художественной среде Великобритании вошли в моду мотивы, почерпнутые в романах Вальтера Скотта. Тому способствовало множество археологических находок, дававших полное представление о жизни, костюмах и нравах рыцарей. Средневековой романтикой увлекались прерафаэлиты Эдвард Берн-Джонс (Edward Coley Burne-Jones) и Дэниел Маклиз (Daniel Maclise).
Романтическая концепция объединяет творчество российских мастеров — Карла Брюллова, Федора Бруни, Константина Иванова. В их работах нашло отражение восприятие истории, характерное для общества первой половины XIX столетия.
С ростом демократических настроений в изобразительном искусстве развилось реалистическое направление. Произведения признанных русских мастеров — Василия Сурикова, Илья Репина, Василия Перова — проникнуты сильными эмоциями и подлинным драматизмом.
История занимала мысли творцов и в XX веке. Революция, мировые войны, социальные потрясения стали темами творчества многих художников. В каталогах Very Important Lot встречаются картины с исторической проблематикой русских и европейских мастеров прошлого и современности.