Что такое историческая ретроспектива
Ретроспектива
Ретроспекти́ва (от лат. retrospectare — взгляд назад) — взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом.
Содержание
В искусстве
Обычно термин ретроспектива используется в искусстве, как название выставки предметов искусства, обычно — выставка работ одного художника, созданных в разные периоды его жизни.
В кино ретроспективой называется подборка ранее снятых фильмов данного режиссера, актёра или просто подборка фильмов определенного жанра. Также, когда сюжетная линия произведения отклоняется от повествования в настоящем и переносится в прошлое — зритель наблюдает действия, которые происходили ранее (см. Флешбэк).
В юриспруденции
Обыкновенно законы не имеют обратной силы, то есть они действуют с момента их принятия, но не раньше. Однако, в мировой юридической практике существуют и исключения. [источник не указан 1255 дней]
Программирование
Одна из методик разработки ПО включает в себя регулярный обзор пройденного и последующие попытки исправить обнаруженные недостатки.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Ретроспектива» в других словарях:
ретроспектива — ретроспектива … Орфографический словарь-справочник
ретроспектива — обозрение, ретроспекция Словарь русских синонимов. ретроспектива сущ., кол во синонимов: 2 • обозрение (16) • … Словарь синонимов
ретроспектива — ы, ж. retrospective f. 1. Обращение к прошлому; обзор прошедших событий. СМ 60. Ретроспектива советского балета. МАС 2. 2. Демонстрация старых фильмов, воссоздающая историю кино. СМ 60. А сегодня вы показали в Москве ретроспективу своих фильмов.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РЕТРОСПЕКТИВА — РЕТРОСПЕКТИВА, ы, жен. (книжн.). Взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ретроспектива — ы, ж. (фр. rétrospective … Словарь иностранных слов русского языка
Ретроспектива — ж. 1. Обращенность в прошлое, взгляд назад; ретроспекция. 2. Демонстрация произведений одного художника или кинорежиссера во временной последовательности их создания, переходя от настоящего к прошлому (в искусстве и кинематографии). Толковый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Ретроспектива — (от лат. retro назад + spectare смотреть) взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом. Синоним ретроспекция … Начала современного естествознания
ретроспектива — ретроспект ива, ы … Русский орфографический словарь
ретроспектива — (1 ж) … Орфографический словарь русского языка
ретроспектива — Үткәннәргә караш ташлау (күзәтү ясау) … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Ретроспектива: что это значит и когда употребляется
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Маркетинг нередко заставляет человека жить моментом, задуматься о качестве жизни или о дальнейших перспективах. Однако существенную роль в построении будущего играет изучение прошлого.
Именно поэтому так важна ретроспектива, часто используемая в различных отраслях – от искусства до науки.
Что такое ретроспектива и как она работает
Термин сформировался в рамках латинского языка и дошел до современности практически в неизменном виде. Слово образовалось путем соединения двух понятийных маркеров:
Когда к полученной форме добавился суффикс «-tivo», используемый для указания на активные/пассивные отношения, появилось понятие retrospectivus, что буквально означает «смотрящий назад». Эта непосредственная коннотация сохранилась и в русском языке, поэтому в большинстве наших толковых словарей этому слову дается довольно простое определение:
ретроспектива – это своеобразный анализ, обзор прошлых достижений, обращенность к прошлому (ретроспекция) с целью извлечь уроки, обнаружить логическую цепочку, связывающую те или иные события.
Википедия при этом уточняет, что ретроспектива в искусстве означает демонстрацию произведений какой-либо творческой личности (художника, режиссера и т.п.) по принципу хронологической последовательности их создания.
Говоря упрощенно, любая ретроспекция – это своего рода исследование, последовательный разбор ранее имевших место явлений и/или событий.
Ну и нельзя забывать про рефлексию, ключевую черту достойного и самокритичного человека – успешного ученого, талантливого художника, неординарного писателя.
Умение анализировать ошибки, компилировать и воспроизводить достижения ценилось в любые времена, поэтому ретроспектива находит себе применение практически повсюду:
Целые жанры выстраиваются вокруг попыток изучить пройденный путь! Это не всегда интересно, зато помогает отточить навыки, раскрывает ранее не очевидные связи.
Ретроспективный анализ
Человечество не способно увидеть будущее в хрустальном шаре, но предсказать его с помощью учебника истории – по силам даже дилетанту. В зависимости от поставленных задач и научной дисциплины специалисты применяют особый ретроспективный метод исследования данных:
Благодаря ретроспективному методу, ученые на основе текущей ситуации постепенно разматывают клубок истории. Обладая знаниями о последующих событиях, историк может указать перечень событий, ставших причиной конкретной ситуации.
В данном контексте можно сформировать и сопутствующее определение к этому понятию:
ретроспективный – это учитывающий аспекты прошлого, аспекты, повлиявшие на развитие, работы либо проекты, осуществляемые в настоящем. То есть, «взгляд, обращенный к прошлому».
При возникновении идентичных или похожих факторов это позволяет избежать неприятностей, или наоборот – «запланировать» успех, воспроизводя удачные примеры предшественников.
Идеологии действуют по схожему принципу, стараясь взять у предков лучшее, одновременно избавляясь от факторов риска. Новые комбинации то и дело сбоят, сталкиваясь с реальностью, но это позволяет в будущем пополнить базу данных и в очередной раз немного углубить знания и улучшить представления людей о себе и о мире.
Ретроспективный подход особенно актуален для психологии, социологии, экономики – дисциплин, переживающих бурный рост на фоне постоянно изменяющейся действительности: на наших глазах информация о социальных взаимодействиях становится все более структурированной.
Несколько иной контекст наблюдается в творческой сфере. Художественная ретроспектива проявляется в трех ипостасях:
Так, живописцы прошлого не гнушались на основании словесных и прижизненных портретов создавать картины с участием умершего человека. Это также называлось ретроспективой, помогая «оживить» воспоминания об усопшем и пополнить семейную коллекцию дорогими сердцу моментами.
С развитием цивилизации эволюционировало и искусство. Если раньше можно было заглянуть на персонализированную выставку, сегодня ценители предпочитают создавать ретроспективы (особенно актуальные для кинематографа).
Обычно это подборки произведений того или иного автора, с участием определенного актера или конкретного жанра в хронологическом порядке, которые помогают лучше увидеть развитие мастерства с течением времени.
Таким же образом в литературе и кино используется так называемый флешбэк. «Вспышка прошлого» тоже является ретроспективой, но только внутри книги или сценария. Подобные «проблески» помогают проникнуться историей персонажей, объясняют мотивацию или раскрывают ранее неизвестные факты.
Особенно полюбились флешбэки авторам ужасов и детективов, когда вновь открывшиеся обстоятельства помогают глубже зацепить аудиторию.
Рабочая технология
Для программистов есть особая ретроспектива, когда в уже работающем коде они пытаются выявить неточности.
С этой методикой можно не только устранять ошибки, но и улучшать производительность, повышая конкурентоспособность продукта. Впрочем, необязательно работать за компьютером, чтобы извлечь из концепции выгоду!
Художники не стесняются удалять и добавлять штрихи к уже завершенному изображению. Писатели выбрасывают целые главы, вымарывают черновики, переписывают самиздатовские тексты перед публикацией в издательстве.
Сакраментальный «Снайдеркат» или же «Лига Справедливости Зака Снайдера» – наиболее яркий пример ретроспективы последних лет. Режиссер настолько переделал ранее показанный фильм, что вместе с картинкой поменялись целые сюжетные линии.
Вместо заключения
В XXI веке постоянно рассказывают о возможностях и перспективах, даже детей пытаются заставить думать о будущем как можно раньше. Но без ретроспекции, без анализа ошибок и исследования достижений прошлого достичь успеха просто невозможно.
Ретроспективный метод истории
Вы будете перенаправлены на Автор24
Ретроспективный метод истории: сущность понятия
Ретроспективный метод является одним из методов познания и исследования в исторической науке.
Само слово «ретроспективный» происходит от латинских слов retro — назад, spectare — смотреть.
Ретроспективный метод является методом познания исторического явления, события или процесса путем от его следствия к причине, что приводит нас к пониманию, оценке и возможности реконструировать, восстановить историческое событие прошлого.
Отметим, что ряд специалистов рассматривают ретроспективный метод как синоним дедуктивного метода.
Ретроспективный метод является методом познания, который используется и в неисторических дисциплинах с целью исследования исторических условий в прошлом и выявления причин и предпосылок, которые породили современные нам явления.
Используя означенный метод, специалисты могут восстановить объекты прошлого по имеющимся и дошедшим до нас различным источникам. Ретроспективный метод используется при изучении как отдельных событий в прошлом, так и целых исторических эпох.
Основной идеей метода является представление об эволюционном и закономерном характере развития всего человеческого общества, что дает возможность выстроить и реконструировать модель прошлого этого общества.
В качестве методологического требования при использовании ретроспективного метода выступает необходимость определить реликтовый характер имеющегося источника, и доказать, что этот источник действительно принадлежит к конкретной эпохе и отражает события ушедшей исторической реальности.
Метод может быть реализован при соблюдении принципа историзма в исследованиях и оценке рассматриваемых явлений.
Функции ретроспективного метода
К числу функций ретроспективного метода относятся:
Готовые работы на аналогичную тему
Историческая реальность и принцип историзма
Рассмотрим более подробно упоминаемые ранее понятия «историческая реальность» и «принцип историзма» которые соотносятся с ретроспективным методом.
Итак, историческая реальность определяется как историческая действительность, которая противостоит субъекту исторического познания. Отметим, в классической науке понятие «историческая действительность» является синонимом понятия «объективная историческая реальность».
При этом в неклассической исторической науке сама историческая реальность является воплощением идей исследователя о прошлом на основе имеющихся данных о минувших событиях, тогда как мир исторической действительности является прошлым, которое вовлечено в процесс познания истории.
Историческая действительность как прошлое существует в нашем настоящем в трех формах:
Принцип историзма представляет собою один из принципов исторического познания, который требует исследовать любое событие, случившиеся в прошлом, изучать его в развитии и с учетом уже сложившейся современной ситуации.
Также под принципом историзма понимается основа исторического сознания, которое предполагает наличие различий между прошлым и настоящим, а также необходимость соблюсти исторический контекст и восприятие истории как некоего процесса. Такой процесс помогает найти конкретный путь извлечения необходимых знаний в результате проведения научного исторического исследования.
Историзм как интеллектуальное течение развивался в условиях перехода от представлений о циклическом характере развития человеческой истории к пониманию, что процесс развития необратим, и неизбежно различие друг от друга различных времен и эпох.
Историзм появился в первой половине XIX века в Германии. Представители идеалистического историзма делали акцент на неповторимости исторической и культурной реальности, её индивидуальности.
Представители материалистического историзма пришли к выводу об объективной закономерности происходящего исторического процесса. Они считали, что существует связь между прошлым и будущим. Представители материалистического историзма также негативно относились к традициям прошлого и были положительно настроены по отношению к предсказанию будущего на основе законов истории. Наиболее ярким примером являются здесь работы К. Маркса и Ф. Энгельса и разработанный ими формационный подход, согласно которому, каждая общественно-экономическая формация сменяет другую, а следующим этапом в развитии после капитализма будет социализм и коммунизм, как вершина общественного и экономического развития всего человечества.
В современности идеалистический и материалистический историзм продолжают существовать в различных национально-исторических вариантах.
Во второй половине ХХ века принцип историзма был подвергнут критике со стороны постмодернистов.
Постмодернисты считают, что прошлое лишь результат нашей умственной деятельности и потому историзм отжил свое и его уже нельзя считать обоснованным интеллектуальным течением.
Но и установки постмодернистов были подвергнуты критике в рамках уже новой неоклассической модели исследования прошлого. И согласно представлениям неоклассической науки принцип историзма заключается в том, что историческая реальность – это, что было в прошлом «на самом деле».
Неоклассическая модель исторического исследования прошлого выделяет в принципе историзма три аспекта:
Что такое ретроспективный анализ и ретроспективный метод
Ретроспектива и ретроспективный. Примеры употребления
Те, которые думают, что творящий художник в минуты аффектов способен посредством средств своего искусства выразить то, что он чувствует, ошибаются. И печальные и радостные чувства выражаются всегда, так сказать, ретроспективно.
П.И. Чайковский. Письма Н.Ф. фон-Мекк (1878)
Бросая ретроспективный взгляд на прошлое нашего финансового учреждения и пробегая умственным взором историю его постепенного развития, мы получаем в высшей степени отрадное впечатление.
А.П. Чехов. «Юбилей» (1892)
При всей традиционности подобных занятий Пастернак не архаичен, не ретроспективен, но жив, здоров, молод и современен.
И.Г. Эренбург. «Портреты современных поэтов» (1922)
И все-таки попробуйте! Попробуйте почувствовать этот чужой, будущий, ретроспективный трепет… Все волоски на душе становятся дыбом!
В.В. Набоков. «Дар» (1935-1937)
Эволюцию взглядов Горбачева легко проследить ретроспективно, оценивая и анализируя все, что произошло с ним и с нами за эти годы.
Анатолий Собчак. «Дюжина ножей в спину» (1999)
Я это знаю потому, что, когда в США несколько лет назад организовывалась ретроспектива моих фильмов, то запрашивали разрешение этой самой голландской фирмы на одноразовый показ в Нью-Йорке наших «Итальянцев в России».
Эльдар Рязанов. «Подведенные итоги» (2000)
На своей ретроспективе, проходящей в рамках проекта «Классики российской фотографии», он показывает историю страны и передает дух времени.
Николай Молок. «Красотища. Выставки» // «Известия» (2001)
Историческая ретроспектива: чему россиян учит взгляд в прошлое
Коммунизма призрак по Европе рыскал,
Уходил и вновь маячил в отдаленьи
Поэтому в глуши симбирской
Родился обыкновенный мальчик Ленин
Если взять историю России 19 века, то несложно обнаружить, что целый век проходил в непонятном брожении и стремлении к какому-то событию, призванному освободить Россию.
Начну я с декабристов. «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Зеленая лампа». Чего они хотели? Общей идеи не было, а вариации выглядели так: отмена крепостного права, введение конституционной монархии, и в том числе образование Российской Федерации в составе 14 государств (!!). Закончилось это восстание смертной казнью для 5 декабристов, каторгой и длительными ссылками для остальных.
Пушкин им писал так:
Оковы тяжкие падут,
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут. Прим. – не встретили, не отдали.
Одоевский ему вторил:
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя. Прим. Возгорелось, да еще как, спустя 100 лет.
Ну а дальше: «Кто виноват» вопрошал А.И. Герцен (1812-1870), «Что делать?» стенал спустя десяток лет Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский ( 1811- 1848):
«Мы живём в страшное время, — писал ещё в 1839 году, — судьба налагает на нас схиму, мы должны страдать, чтобы нашим внукам легче было жить… Нет ружья, — бери лопату, да счищай с „расейской“ публики (грязь).»
Герой романа «Отцы и де́ти» русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883), написанного в 60-е годы XIX века, Базаров стал на долгие годы своеобразным символом для подражания молодежи и воспитания нигилизма.
Были также Писарев, Некрасов и многие другие не менее известные писатели, поэты, общественные деятели, которые приближали как могли.. А в самом деле, знали ли они чего они хотели точно, знали, для чего им так нужно освободиться и от чего. Думаю, что нет.
«Бе́сы» — шестой роман Фёдора Михайловича Достоевского, изданный в 1871—1872 годах, освещает революционный дух, витавший в те годы уже более яростно и негодующе несколько с более неприглядной точки зрения – ничем необоснованные убийства, заговоры, «рука заграницы», тайные общества. Причем, писался главный герой романа «с натуры», с революционера Нечаева, действительно осужденного за убийство.
Ну а потом пришел 20 век. Немецкий журналист Г.Ганц отмечал пораженческую позицию значительной части дворянства и интеллигенции по отношению к русско-японской войне 1904-1905 г.г.: «Общей тайной молитвой не только либералов, но и многих умеренных консерваторов в то время было: «Боже, помоги нам быть разбитыми».
И следующий штрих: умирающий от голода в Крыму во время гражданской войны доктор в произведении И. Шмелева «Солнце мертвых» замечательно описывает ситуацию, в которую попала вся русская интеллигенция и которую можно вкратце выразить русской пословицей: «За что боролись, на то и напоролись». Это апофеоз всего того векового брожения умов, приведший к трагедии, миллионам смертей и построению нового социалистического общества. То есть, более всего пострадала от своих вековых мыслей в час Х именно интеллигенция. Еще хорошо про это пишет Булгаков в «Собачьем сердце».
Из плюсов, к которым более ускоренными темпами привела революция можно отметить (и это не смешно, это действительно так): электрификацию, бесплатное образование, бесплатную медицину, равноправие полов. Насчет отмены крепостного права есть вопросы.
Маргинализация державы происходит на наших глазах, не без скрытого участия всех проживающих на этой территории людей, не умеющих выбрать себе власть, которая бы действовала в их интересах. Мы все несем ответственность за то, что происходит на наших глазах. Мы позволяем отрезать лакомые кусочки нашей земли то Норвегии, то Китаю, то Азербайджану, мы позволяем сдавать геополитические позиции одну за другой, старательно делая вид, что нас это не касается.
Возможно, однажды мы проснемся в чьем-то протекторате (сейчас мы это также наблюдаем, но только скрыто), и начнем жить по чужим законам. Завершая вековые экскурсы, хочу спросить: оно нам надо?
Так вот: есть много стран, которые спокойно переходят, минуя все тяготы типа революций и войн, из одной формации в другую, не жертвуя ни людьми, ни свободой. И живут гораздо лучше, чем мы. И пока Германия и Россия воюют друг с другом, эти государства слизывают сливки с этих противостояний и становятся более упитанными.
История существует в том числе и для того, чтобы извлекать из нее уроки. Пора бы поумнеть – вот так взять коллективным разумом да и повзрослеть.
С одной стороны, я хотела сказать, (и да придаст нам всем мудрости наша история!), что в любом случае не должно быть сегодня в России революционных изменений, смена власти должна происходить эволюционным путем. С другой стороны, сегодняшняя ситуация в стране выглядит весьма предреволюционно, при этом сползанию в хаос прежде всего способствует сложившаяся система власти и ее недееспособность. Недееспособность выражается в следующем:
— в неспособности предлагать какие-либо пути развития,
— в неспособности справиться самостоятельно с коррупцией,
— в отсутствии легального поля для гражданского общества,
— в участившихся в последнее время необоснованных репрессиях против граждан, вызывающих еще большее возмущение общества из-за несправедливости и неадекватности наказаний совершенному деянию.
— в идиотизме принимаемых законов (как юрист, я изучала в свое время историю государства и права, опять же в вековой истории России правовая система ни разу (!!) не достигала таких высот несовершенства).
— в отсутствии социальных лифтов и отрицательном отборе кадров. Как справедливо заметил Олег Козырев: «У Путина большая скамейка запасных: Шойгу, Голикова, Набиуллина)
Все приведенные выше характеристики (далеко не в полном объеме, ибо не это является целью статьи) сигналят, что власть ограниченно дееспособна, причем деградация идет по нарастающей.
США и Англии до поры до времени такое положение в российской элите весьма выгодно, еще лучше было бы им спровоцировать у нас реальный хаос. Так вот, российскому народу это должно быть понятно и и ему пора учиться жить своими мозгами, без разлагающего руководства извне.