Что такое источник пополнения
источник пополнения
Смотреть что такое «источник пополнения» в других словарях:
Предпосылки революции 1917 года в России — сложный комплекс экономических, политических, социальных и организационных причин, вызвавший революцию 1917 года в России. Революция 1917 года в России … Википедия
Предпосылки Февральской революции 1917 года — в России сложный комплекс взаимосвязанных внутренних и внешних экономических, политических и социальных процессов, приведших к Февральской революции 1917 года в России. Некоторые из предпосылок были сформулированы еще до начала Первой… … Википедия
Третий крестовый поход — Крестовые походы 1 й крестовый поход Крестьянский крестовый поход Германский крестовый пох … Википедия
Перманентная мобилизация — Перманентная мобилизация непрерывная мобилизация военнослужащих во время длительной войны, позволяющая компенсировать потери армии за счёт налаженного механизма призыва и обучения военно обязанных граждан очерёдных возрастов. История … Википедия
Война во Вьетнаме — Вторая Индокитайская война Сверху слева по часовой стрелке: морские пехотинцы СШ … Википедия
Кольбер Жан Батист — (Colbert) (1619 1683), генеральный контролёр (министр) финансов Франции с 1665. Экономическая политика Кольбера (так называемый кольбертизм) одна из разновидностей меркантилизма: Кольбер добивался роста государственных доходов главным образом… … Энциклопедический словарь
Война во вьетнаме — холодная война Сверху слева по часовой стрелке: морские пехотинцы США во время Тетского наступления; погрузка американских солдат в вертолёты, операция Wahiawa, май 1966 года; сожжение базового лагеря партизан НФОЮВ, 1968 год; убитые гражданские… … Википедия
Крестовый поход (3) — Крестовые походы 1 й крестовый поход Крестьянский крестовый поход Германский крестовый поход 2 й крестовый поход 3 й крестовый поход 4 й крестовый поход Альбигойский крестовый поход … Википедия
Третий крестовый поход — (1189 1192) был инициирован римскими папами Григорием VIII и (после смерти Григория VIII) Климентом III. В Крестовом походе приняли участие четверо самых могущественных европейских монархов германский император Фридрих I Барбаросса, французский… … Католическая энциклопедия
Возникновение и развитие феодализма в Японии (III-VIII вв.) — Впервой половине III в. в Японии образовался довольно обширный племенной союз, занимавший, по мнению одних исследователей, остров Кюсю, а по мнению других, южную часть острова Хонсю, район позднейших провинций Ямато, Коти и Сэцу. Позднейшие… … Всемирная история. Энциклопедия
Менделеев Дмитрий Иванович — (Dmitry Ivanovich Mendeleyev) Биография Менделеева, научная деятельность Менделеева Информаци о биографии Менделеева, научная деятельность Менделеева Содержание Содержание 1. Биография 2. Член русского народа 3. Научная деятельность Периодическая … Энциклопедия инвестора
Способы пополнения оборотных средств предприятия
Для бесперебойного функционирования бизнеса требуются деньги. Ведь деньги – это кровь бизнеса. Нехватка денег в бизнесе, как и нехватка крови в организме человека, может привести к самым плохим последствиям, вплоть до его смерти. Движение денег процесс беспрерывный, однако, деньги не всегда поступают равномерно, поэтому бывают периоды, когда их не хватает предпринимателю для осуществления необходимых платежей. Причины этому могут быть самые различные: предприниматель не ведет бюджет движения денежных средств и не планирует свою финансовую деятельность, нередки, бывают случаи задержек платежей со стороны покупателей, нехватка денежных средств также может произойти, если предприниматель, используя оборотные средства, приобретает основные средства или другие внеоборотные активы, тем самым, переводит оборотные средства в низколиквидные активы. Все эти действия приводят к тому, что предприниматель начинает ощущать нехватку денежных средств для осуществления бесперебойной деятельности своего бизнеса.
Что же делать в такой ситуации? Существует несколько вариантов пополнения оборотных средств.
Используя собственные средства предпринимателя:
Эти ситуации используются для пополнения оборотных средств с помощью собственных средств предпринимателя. Для ИП такие ситуации также не редки, однако они не требуют каких либо документальных оформлений и обоснований, так как ИП распоряжается всеми средствами на свое усмотрение.
Используя заемные средства. Использование заемных средств не бесплатное, поэтому заемные средства подразумевают начисление и уплату процентов по ним.
Используя особые условия работы с покупателями и заказчиками.
Представленные здесь варианты пополнения оборотных средств помогают в конкретных ситуациях, но бывают и тяжелые случаи. Для того чтобы подобных ситуаций не случалось, и предприниматель не попадал в финансовые провалы, ему необходимо планировать свою финансовую деятельность. Для этого необходимо ведение бюджета движения денежных средств. Не лишним также будет применение методов управления дебиторской задолженностью. Приобретение внеоборотных активов нужно совершать только после тщательного определения источника финансирования таких активов, чтобы в будущем это не спровоцировало нехватку оборотных средств.
Как эффективно использовать оборотные средства компании
Деньги — это топливо для компании. Они нужны для покупки сырья, выплаты зарплат, финансирования запасов готовой продукции. Из-за того, что деньги постоянно находятся в обороте, они называются оборотными средствами. Чем быстрее деньги «прокручиваются» в бизнесе, тем выгоднее: каждый круг приносит прибыль.
Содержание статьи
Что такое оборотные средства
Оборотные средства — это деньги, непосредственно обслуживающие процесс производства: они вложены в сырье, незавершенное производство, готовую продукцию на складе и ту, которая уже отгружена покупателям, но не оплачена. Они включают:
Источники финансирования оборотных средств
Оборотные средства формируются из двух источников:
Потребность компании в оборотных средствах непостоянна. Например, при производстве вина максимальная потребность в оборотных средствах приходится на август-сентябрь — время, когда собирают урожай винограда и нужно закупить сырье для производства. После того, как виноматериал переработан и отправлен на брожение, компания расстается с сотрудниками, нанятыми на сезон, экономит на зарплатах. Объем необходимых оборотных средств снижается.
Как лучше финансировать оборотные средства?
Можно использовать только собственный капитал в расчете на максимальную потребность, это экономически безопасно, но часть денег будет простаивать. Может появиться соблазн потратить их нецелесообразно.
Второй вариант — финансировать оборотные средства только за счет заемного капитала. Это невыгодно и опасно: нужно платить проценты за пользование кредитом, а любая сложность в работе может привести к банкротству.
Эффективнее сочетать эти два метода и за счет собственных средств финансировать некоторый неснижаемый остаток, а дополнительные потребности покрывать заемным капиталом. Неснижаемый остаток включает минимальный размер производственных запасов и минимальный размер незавершенного производства, обеспечивающие непрерывность работы.
Расчет оптимальной величины оборотных средств
Компании важно знать, какой размер оборотных средств оптимальный. Их избыток и недостаток ведет к снижению эффективности работы.
Последствия нехватки оборотных средств:
Последствия избытка оборотных средств:
Избежать негативных последствий поможет нормирование оборотных средств — установка минимальной потребности. Ниже этой нормы опускаться нельзя — будут перебои с производством и отгрузкой готовой продукции клиентам.
Рассмотрим нормирование на примере. Пекарня «Батон» ежедневно выпекает 400 буханок хлеба. Для производства требуется:
Производство занимает два дня, плюс на складе сырья должен быть запас продуктов минимум на один день работы, готовая продукция на складе лежит один день. Использование оборотных средств можно представить в виде таблицы:
Первый день | Второй и третий дни | Четвертый день |
Запасы | Незавершенное производство | Готовая продукция |
100 килограммов муки; 1,5 килограмма соли; 1 килограмм дрожжей. | 160 килограммов теста | 400 буханок |
Норма оборотных средств для производственной компании складывается из трех составляющих: норма для производства, для сырья и для готовой продукции. Рассчитаем ее поэтапно:
1. Норма оборотных средств для сырья:
Потребность в оборотных средствах для сырья = Среднесуточные расходы сырья х Средняя продолжительность хранения
Среднесуточные расходы сырья:
100 х 50 + 1,5 х 10 + 1 х 600 = 5 615 (руб.)
Продолжительность хранения включает время на приемку, разгрузку, сортировку и подготовку к производству. Если рассчитывать ее просто как промежуток между поставками, показатель будет завышен, поэтому используют усредненный показатель:
Средняя продолжительность хранения = Интервал между поставками : 2 + Время на выгрузку, сортировку, складирование + Страховой запас
В нашем примере страховой запас для всех видов сырья будет одинаков и равен одному дню.
Доставка муки производится раз в неделю, выгрузка и приемка занимают один рабочий день.
Средняя продолжительность хранения муки:
7 : 2 + 1 + 1 = 5,5 (дней)
Соль закупают раз в три месяца, времени на приемку не тратят. Средняя продолжительность хранения соли:
90 : 2 + 0 + 1 = 46 (дней)
Дрожжи покупают раз в месяц. Средняя продолжительность хранения дрожжей:
30 : 2 + 0 + 1 = 16 (дней)
По плану производства за год компания потратит:
Средняя продолжительность хранения по всему сырью = Сумма произведений продолжительности хранения каждого вида сырья и годовой потребности в каждом виде сырья : Сумма годовой потребности в сырье
Используем эти данные для расчета средней продолжительности хранения по всему сырью:
(5,5 х 1 825 000 + 46 х 5 475 + 16 х 219 000) : (1 825 000 + 5 475 + 219 000) = 6,7 дня
Потребность в оборотных средствах для сырья:
5 546 х 6,7 = 37 158 (руб.)
2. Норма оборотных средств для производства
Это сумма, которая находится в незавершенном производстве.
Потребность в оборотных средствах для производства = Среднесуточные затраты х Продолжительность производства
Потребность в оборотных средствах для производства:
5 615 х 2 = 11 230 (руб.)
3. Норма оборотных средств для готовой продукции:
Потребность в оборотных средствах для готовой продукции = Среднесуточные затраты х Продолжительность хранения
Хлеб хранится на складе один день, потребность в оборотных средствах для готовой продукции составит:
5 615 х 1 = 5 615 (руб.)
Норма оборотных средств = Потребность в оборотных средствах для сырья + Потребность в оборотных средствах для производства + Потребность в оборотных средствах для готовой продукции
В итоге размер нормированных оборотных средств:
37 158 + 11 230 + 5 615 = 54 003 (руб.)
Эта сумма дает понимание оптимального размера оборотных средств. Если их меньше, могут возникнуть перебои в работе: кончится сырье, не получится испечь нужно количество хлеба, клиенты откажутся от работы с ненадежным поставщиком.
Использование оборотных средств неэффективно, если их размер значительно больше нормы. Компания теряет из-за этого деньги. Если источник финансирования кредит, за пользование им нужно платить проценты. Если это свои деньги, может быть выгоднее их положить на депозит, чем «заморозить» в запасах.
Расчет коэффициента оборачиваемости
Чем больше оборотов сделают деньги, тем эффективнее использование оборотных средств. Цикл состоит из нескольких этапов:
Денежные средства → Сырье и материалы → Незавершенное производство → Готовая продукция → Дебиторская задолженность → Денежные средства
Минимальная продолжительность оборота определяется длительностью производственного цикла, но на практике она всегда больше: запасы хранятся какое-то время на складе, как и готовая продукция.
Цикл меняется в зависимости от отрасли. Так в компаниях, которые работают с клиентами без отсрочки, отсутствует дебиторская задолженность, а в рознице цикл самый короткий:
Денежные средства → Готовая продукция → Денежные средства.
На продолжительность оборота влияет экономическая ситуация и политика компании. Рассчитать продолжительность одного оборота сложно, потому что производственные циклы накладываются друг на друга, поэтому сначала считают коэффициент оборачиваемости. Он характеризует число оборотов, совершаемое каждым рублем оборотных средств, за выбранный период.
Коэффициент оборачиваемости = Выручка за период : Средняя величина оборотных средств
Средняя величина оборотных средств = (Оборотные средства на начало периода + Оборотные средства на конец периода) : 2
Например, у компании «Батон» на начало месяца было 78 000 рублей оборотных средств, а на конец — 62 000 рублей.
Средняя величина оборотных средств:
(78 000 + 62 000) : 2 = 70 000 (руб.)
Если учет ведется не вручную, а с помощью сервиса ПланФакт, сглаживать этот показатель можно вплоть до одного дня. Тогда нужно будет просуммировать оборотные средства по дням и разделить на количество дней в месяце. Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем лучше.
Выручка за месяц составила 420 000 (руб.)
Коэффициент оборачиваемости = 420 000 : 70 000 = 6
Продолжительность одного оборота = Продолжительность периода : Коэффициент оборачиваемости
Для упрощения расчетов месяц обычно принимают за 30 дней, квартал — за 90, а год — за 360.
Продолжительность оборота:
30 : 6 = 5 (дней)
Карен Петросян, совладелец и CFO UPMARKET:
«Наш бизнес связан с e-commerce — мы реализуем товары на маркетплейсах и помогаем другим продавцам успешно развивать там свои продажи. В онлайн-ритейле лучше не накапливать запасы — это будет означать, что у вас низкая оборачиваемость товаров, к тому же, за длительное хранение на складах приходится платить.
Наивный ответ на вопрос «как повысить эффективность оборотных средств» — не закупать те позиции, которые будут плохо продаваться. Но проблема в том, что мы не знаем, какой будет спрос, поэтому действует принцип «разумного планирования»: если это новинка, лучше сделать заказ на некрупную пробную партию и регулярно следить за коэффициентом оборачиваемости.
Изменение этого коэффициента также поможет продавцам заработать больше, если товар оказался трендовым и вошел в топ. Если спрос оказался минимальным, то пора запускать скидки, чтобы не уйти в минус. Покупатели очень любят товары со скидкой, а для продавца это реальный способ снова заставить свои оборотные средства работать.
Отслеживать динамику изменений коэффициента оборачиваемости рекомендуем не реже, чем раз в неделю — только так можно определить скорость продаж и вовремя проанализировать конкурентное окружение. Еще один важный совет продавцам – не лениться проводить анализ всех доступных показателей продаж на конкретной площадке в разрезе каждого товара. Это позволит своевременно предпринять стратегически важные шаги и повысить эффективность использования оборотных средств»
Что такое оборотный капитал
Оборотный капитал — это деньги, которые инвестированы в деятельность компании в течение каждого цикла. Это замороженные в бизнесе деньги.
Оборотные средства | Оборотный капитал | |
Кредиторская задолженность | ✔ | |
Запасы | ✔ | ✔ |
Незавершенное производство | ✔ | ✔ |
Готовая продукция | ✔ | ✔ |
Дебиторская задолженность | ✔ | ✔ |
Денежные средства | ✔ |
В чем отличие оборотного капитала от оборотных средств:
Для оборотного капитала и его составляющих также можно рассчитать коэффициенты оборачиваемости и длительность оборота. Чем быстрее оборачивается капитал, тем лучше работают деньги.
Как повысить эффективность использования оборотных средств
Вариант 1. Провести нормирование оборотных средств для производства и запасов, чтобы понимать, какой объем нужен для нормального функционирования компании.
Расчет нормы оборотных средств для компании показал, что для нормальной работы достаточно 54 003 рублей. Это ниже фактического показателя на 15 997 рублей. Сокращение оборотных средств до этой величины увеличит коэффициент оборачиваемости до 7,8, а длительность оборота на 1,1 дня.
Вариант 2. Оптимизировать запасы сырья, чтобы не замораживать в них деньги.
Если проводить контроль качества муки одновременно с разгрузкой, то можно сократить норму оборотных средств для сырья.
Средняя продолжительность хранения муки составит 4,5 дня вместо 5,5.
Средняя продолжительность хранения по всему сырью уменьшится до 5,8 вместо 6,7:
(4,5 х 1 825 000 + 46 х 5 475 + 16 х 219 000) : (1 825 000 + 5 475 + 219 000) = 5,8 дня
Новая потребность в оборотных средствах для сырья:
5 546 х 5,8 = 32 567 (руб.)
В результате длительность оборота уменьшится на 0,3 дня.
Вариант 3. Сократить производственный цикл — повысить производительность труда, приобрести новое оборудование. Предположим, благодаря новой технологии, удалось уменьшить срок производства с двух дней до одного.
Новая потребность в оборотных средствах для производства:
5 615 х 1 = 5 615 (руб.)
Эта мера уменьшает длительность оборота на 0,4 дня.
Вариант 4. Уменьшить запасы готовой продукции. Если отгружать продукцию сразу после производства, потребность в оборотных средствах для ее финансирования сократится до нуля. Экономия также составит 5 615 рублей.
Вариант 5. Вести работу с дебиторской задолженностью, чтобы клиенты быстрее отдавали долги, возвращая деньги в оборот.
В примере не было дебиторской задолженности, но представим, что компания решила отгружать продукцию с отсрочкой платежа и оборотные средства увеличились на 10 000 рублей. Это приведет к росту длительности оборота на 0,7.
Суммарный эффект от четырех вариантов сокращения оборотных средств позволит уменьшить их объем почти в два раза, что сократит длительность оборота с 5 дней до 2,7. Использование оборотных средств станет почти в два раза эффективнее.
Финансирование оборотного капитала: источники, контроль и анализ результатов
Из этой статьи вы узнаете:
Оборотный капитал – это разность между находящимися в обороте активами и пассивами. Любое предприятие требует достаточного количества такого рода средств, иначе его реализация не представляется возможной.
Стратегии формирования оборотного капитала
Для финансирования оборотного капитала предприятия может использоваться одна из следующих стратегий:
Выбирая одну из стратегий финансирования, необходимо понимать, насколько четко определены процессы снабжения и сбыта:
Сравним различные стратегии привлечения средств для затрат на финансирование оборотного капитала по риску дефицита и объему финансовых ресурсов, находящихся в составе данных средств без движения (см. табл. 1):
Таблица 1. Сопоставление риска дефицита оборотных средств и объема финансовых ресурсов для различных стратегий.
Стратегия | Риск | Объем финансовых ресурсов |
Осторожная | Минимален | Максимальный |
Ограничительная | Максимален | Минимальный |
Умеренная | Средний | Средний |
Источники финансирования оборотного капитала
К источникам финансирования оборотного капитала относят:
Стоит сразу оговориться, что приведенная классификация является достаточно условной, поэтому каждый источник можно отнести сразу к нескольким группам. Последние являются «своими» и «чужими» источниками, где система финансирования текущего оборотного капитала организации предполагает использование внутренних (самофинансирование) и внешних ресурсов.
Группа 1. Самофинансирование.
Речь идет о собственных и приравненных к ним средствах, в число которых входит уставный капитал компании.
При открытии компании в роли собственного источника финансирования выступают личные средства владельцев, вносимые в уставный капитал. Его размер должен обеспечить работу предприятия до заключения первых сделок и авансовых поступлений по ним в объеме, достаточном для исполнения обязательств.
Компании необходимо закупить оборудование, набрать персонал, подготовить для него рабочие места и помещения. Представим, что вы решили полностью самостоятельно вести бизнес, перепродавая говорящих хомячков через почтовую рассылку. Даже в этом случае вам потребуются такие средства, как компьютер, выход в Сеть, базы данных с электронными адресами для рассылки коммерческих предложений, телефон и сами хомячки. Это не что иное, как стартовый капитал.
Нередко владельцы бизнеса используют минимальный уставный капитал (УК), размер которого фиксируется законом. В результате только новая компания вынуждена функционировать в условиях дефицита оборотных активов. Дело в том, что от размера УК зависит наименьший размер гарантий (имущественных интересов) кредиторов. В случае банкротства предприятия собственники обязаны отвечать по обязательствам в объеме, не превышающем данную сумму.
Минимальная величина уставного капитала является постоянной, а его размер определяют учредители при открытии компании. После этого участники имеют право увеличивать данную сумму только по собственному желанию. При повышении размера МРОТ (в соответствии с которым рассчитывается минимальный порог) наименьший размер уставного капитала изменяется лишь для новых юридических лиц.
Собственники могут увеличить уставный капитал за счет собственных средств, если это требуется для обеспечения стабильного развития бизнеса, при низкой ликвидности, для покрытия убытков, а иногда для получения лицензий, допуска к участию в тендерах и аукционах. Тогда операция должна быть зарегистрирована в налоговой. Также увеличивается добавочный капитал за счет внесения средств в имущество общества. Письмо Минфина РФ от 13 апреля 2005 года № 07-05-06/107 разъясняет, что данную операцию необходимо отразить в добавочном капитале. Так, для ООО основанием для подобных действий является статья 27 ФЗ от 8 февраля 1998 года, № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 27 этого закона, собственники обязаны по решению общего собрания вносить вклады в имущество предприятия, если это предусмотрено уставом при учреждении компании. Если первоначальный вариант устава не содержит такой обязанности, по единогласному решению общего собрания акционеров можно внести в устав изменения.
Обычно вклады вносятся деньгами, но можно предусмотреть и иные варианты в уставе решением общего собрания. Вклады в имущество не влияют на размер и номинальную стоимость долей участников в уставном капитале общества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса, налогом на прибыль не облагаются дополнительное увеличение УК и внесение участниками средств в имущество предприятия (чистые активы, резервные фонды).
Роль основных источников финансирования оборотного капитала играют все существующие виды итерации прибыли предприятия. Для этого важно принимать во внимание особенности экономических законов, действующих на разных этапах жизни компании. Все они действуют по циклической схеме: рост, стабильность, спад.
В стабильный период стоит задуматься об освоении новой сферы деятельности, новых видов продукции, расширении ассортимента, улучшении качества, совершенствовании процессов управления производственным, финансовым, логистическим и коммерческим циклами. Все перечисленное позволяет компании интенсивно развиваться. Если же вы хотите идти по экстенсивному пути, бизнес может расти при помощи присоединения других единиц, создания новых производств.
Однако на рынке есть компании, которые даже при минимальной маржинальной прибыли имеют нормальную ликвидность для поддержания оборотного капитала. Чаще всего такая ситуация складывается среди предприятий оптовой торговли. Дело в том, что добиться эффекта, аналогичного реинвестированию прибыли, можно при помощи многократного увеличения оборачиваемости активов: товаров, дебиторской задолженности, незавершенного производства, готовой продукции, сырья, материалов, комплектующих.
Рассмотрим ситуацию на примере. Мы продаем 10 единиц товара по 20 рублей за штуку в течение одного месяца, рентабельность продаж равна 5 % за единицу. Иными словами, на 10 единиц по 20 рублей 5 % = 10 рублей. В денежном абсолютном выражении сумма заработанной прибыли равна 10 рублям. Учитывая число периодов в заданном временном отрезке (30 дней), делим прибыль на период оборачиваемости товара. Оборачиваемость составила 0,33 рублей, то есть такую сумму мы заработали за каждый день месяца, продав за 30 дней 10 штук товара по цене 20 рублей. Но давайте повысим оборот в 10 раз, а рентабельность сократим до 1 %, тогда при помощи увеличения сбыта в абсолютном выражении прибыль будет больше, чем в первом варианте. Данного эффекта удастся достичь благодаря увеличению заработанной суммы за единицу времени. Тогда оборачиваемость увеличивается до 0,53 рублей (см. табл. 2). По этому принципу обычно действуют крупные ретейлеры.
Таблица 2. Увеличение прибыльности при помощи наращивания объемов и оборачиваемости товара.
Количество единиц товара | Цена реализации (рубли) | Сумма реализации (рубли) | Рентабельность на 1 штуку (%) | Абсолютное выражение рентабельности на всю партию (рубли) | Количество периодов (дней) в месяце | Оборачиваемость |
10 | 20 | 200 | 5 | 10 | 30 | 0.33 |
100 | 16 | 1600 | 1 | 16 | 30 | 0.53 |
Получается, что в качестве источника финансирования основного и оборотного капитала может использоваться как прибыль, так и поступления. Пример показывает, что увеличение оборотов компании во много раз, рост оборачиваемости любого из активов создают дополнительные источники ликвидности. А добавочная прибыльность становится следствием, а не причиной всего происходящего.
Финансирование чистого оборотного капитала возможно за счет операций, не имеющих прямого отношения к основной деятельности предприятия. Сюда входит реализация:
— технологических отходов производства, к которым можно отнести стружку, металлолом, обрезы, использованную шихту, опилки и пр.;
— неликвидного товара: продукции, потерявшей свои свойства во время слишком долгого/неправильного хранения; товаров, от которых отказались заказчики; невостребованных запасов сырья; материалов, комплектующих, пересортицы, избыточных запасов, которые были выявлены при инвентаризации, и пр.;
— морально устаревшего оборудования, техники, требующей слишком дорогого ремонта, устройств, выпавших из технологической цепочки после установки аналога с большим количеством функций, и пр.;
— услуг в объектах социально-культурного и бытового назначения, таких как дом культуры, столовая, общежитие, гостиница, детское дошкольное учреждение, музей и пр.;
— операций с различными финансовыми инструментами, среди которых стоят вексельный дисконт, положительное сальдо по валютным и суммовым разницам, положительный результат по финансовым вложениям, допустим, в виде процентов при выдаче займов другим компаниям.
Еще одним серьезным источником финансирования оборотных активов становится начисление амортизации за текущий период. Все ранее произведенные вложения в капитализацию бизнеса из средств прибыли компании включаются в себестоимость произведенной продукции и считаются «не денежными расходами компании». Но когда поступает выручка, у амортизации появляется выражение в денежном эквиваленте. Законы нашей страны позволяют включать амортизацию в расходы в бухгалтерском и налоговом учетах, поэтому поступившая ликвидность остается в распоряжении компании и превращается в немаловажный способ финансирования оборотного капитала.
Группа 2. Внешнее финансирование.
Здесь стоит назвать два основных способа мобилизации ресурсов на рынке активов: долевое и долговое финансирование.
Существует несколько возможных операций, направленных на привлечение финансирования:
— дополнительная эмиссия акций, что доступно лишь акционерным обществам;
— увеличение уставного капитала за счет средств новых инвесторов;
— изготовление и продажа срочных ценных бумаг (облигационный заем), дающих своим держателям право на получение дивидендов и возврат предоставленных средств на определенных условиях.
Но эти способы подходят далеко не каждой фирме, поскольку государство использует антимонопольные законы, чтобы регулировать избыточную концентрацию финансов. Сверх того, предприятие должно иметь определенную популярность, котировку, востребованность на открытом рынке. Непосредственно же процедуры, например, листинга, сложны, требуют больших временных, трудовых и финансовых затрат.
Оно входит в число довольно популярных направлений и состоит из таких видов внешнего финансирования: кредитование финансовыми учреждениями, использование средств других организаций. Финансовый директор должен убедить потенциального кредитора в том, что его компания действительно сможет вернуть деньги. Для этого очень важно грамотно провести подготовку к переговорам, то есть сделать перспективный бизнес-план на период, превышающий срок заимствования.
В данный бизнес-план необходимо включить финансовые и экономические выкладки, такие как бюджет о доходах и расходах, бюджет движения денежных средств. Допускается предоставление данных в формате итогов работы за разные периоды в виде кэш-флоу (cashflow), то есть разницы между поступлениями и платежами. Необходимо сформировать у собеседника четкое понимание места компании на рынке, представить ему реестр перспективных долгосрочных договоров. Также в данный пакет входят юридические и бухгалтерские документы.
Чтобы снять риски, используют залоги: твердые (недвижимость), мобильные (оборудование, товары в обороте). При невозможности возврата средств они переходят в собственность кредитора. Даже если будут использоваться процедуры санации и банкротства при продаже заложенного имущества с аукциона, заимодавцу дается первостепенное право получения денежных средств. А именно 80 % от рыночной стоимости, которая определяется через арбитражный суд, при этом не учитывается очередность удовлетворения кредиторов, зафиксированная в законе о банкротстве.
Есть и другой подход, позволяющий снять риски, – это поручительство юридических и физических лиц, являющихся участниками компании. За счет этого ответственность за возвращение привлекаемых ресурсов получает субсидиарный характер, а на каждого поручителя ложится та же ответственность перед кредитором, что и у заемщика.
Речь идет о средствах, появляющихся у компании благодаря прибыли либо резервам ликвидности, сгенерированных в других субъектах рыночных отношений и имеющих различные основания для поступления в компанию. То есть мы говорим о финансировании деятельности за счет дивидендов, процентов по ценным бумагам других эмитентов.
Допустим, предприятие является материнской компанией другого юридического лица или имеет акции, векселя, облигации других эмитентов. В этом случае вы можете претендовать на часть прибыли этих организаций в виде:
— Страховых возмещений. Их перечисляют в страховых случаях при страховании опасных производственных объектов, имущества, в рамках социального и медицинского страхования.
— Бюджетных субсидий. Их могут получить компании, участвующие в различных государственных программах, однако не стоит забывать о жестком контроле целевого использования со стороны казначейства и счетной палаты.
— Паевых взносов. Таким образом кооперативы получают вступительные и текущие денежные средства.
— Средств, поступающих от ассоциаций, партнерств, объединений, отраслевых структур. Управляющие органы могут выдавать средства участникам различных отраслевых структур на финансирование общих производственных программ.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Модели политики формирования оборотного капитала
Финансовый менеджер должен провести анализ источников финансирования оборотного капитала и выбрать из них наиболее приемлемый. При этом учитываются особенности компании и внешние экономические условия.
В политике управления финансированием оборотных средств выделяют такие подходы:
От политики финансирования оборотных средств зависят чистые оборотные средства («рабочий капитал») компании. Разберем каждую модель более подробно.
Модель 1 связана с высоким уровнем риска для ликвидности, поэтому используется крайне редко. При этом подходе к управлению источниками финансирования оборотного капитала у компании нет собственных оборотных средств. Единственными, для кого подходит этот метод, являются отдельные предприятия без технологического цикла, например, торговые фирмы. В их случае кредиторская задолженность за приобретенные товары соответствует собственным источникам финансирования.
Модель 2 может нанести серьезный урон показателю ликвидности. Финансовые менеджеры вынуждены часто брать кредиты для краткосрочного финансирования оборотного капитала. В случае, когда у компании отсутствует подобная возможность, лучше отказаться от данного подхода.
Модель 3 не предполагает избыточного объема собственных оборотных средств. Финансовые менеджеры добиваются наиболее выгодного баланса между дебиторской и кредиторской задолженностями, а средние сроки их закрытия оказываются равны. То есть срок финансового цикла уменьшен до размеров производственного. Однако здесь остается высокая вероятность падения ликвидности.
Модель 4 предполагает такое соотношение двух обозначенных выше задолженностей, когда финансовый цикл короче операционного, правда, в некоторых случаях может появляться избыточный объем собственных средств. Стоит отметить, что здесь шансы снижения ликвидности не так велики, как в предыдущей модели.
Модели 3 и 4 считают самыми подходящими для управления.
Модель 5 предполагает более низкую вероятность снижения ликвидности, однако в течение года иногда наблюдается серьезный излишек собственных оборотных средств. Поэтому важно обеспечивать своевременный контроль, иначе ресурсы будут расходоваться на закупку ненужных запасов.
Модель 6 работает только в теории, так как в реальной жизни у любой фирмы есть краткосрочная задолженность.
При помощи одного из названных подходов и управления рисками в сфере изменения ликвидности управленцы изменяют объем собственных оборотных средств компании.
Управлять отдельными элементами находящихся в обороте активов (товарно-материальными запасами, дебиторской задолженностью, деньгами) позволяют специальные методы. Все они используются, чтобы поднять результативность использования ресурсов.
Как контролировать собственные и заемные источники финансирования оборотного капитала
Эффективное управление данным видом средств не представляется возможным без постоянного контроля источников финансирования. Во время ведения бизнеса изменяется доля составляющих оборотных средств, а значит, крайне сложно определить взаимосвязь между ними. Однако узнать оценку финансирования оборотного капитала или проверить коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования финансовому руководителю позволяют экономические формулы.
Они используются для вычисления объема собственного оборотного капитала, который в формуле обозначается как СОК:
СОК = СС + ДЗС – ВА, где
ОА – оборотные средства;
КЗС – краткосрочные заемные средства;
КЗ – кредиторская задолженность;
СС – собственные ресурсы;
ДЗС – долгосрочные заемные средства;
ВА – внеоборотные активы.
Благодаря данным формулам удается узнать, для финансирования какого объема оборотных активов используются собственные средства. А если вычесть из всех оборотных активов соответствующий собственный капитал, получается доля оборотных средств, полученных из внешних ресурсов.
Понять структуру, грамотность работы с источниками финансирования позволяют такие коэффициенты, как:
Чтобы упросить анализ и управление способами привлечения финансирования, необходим такой документ, как баланс задолженностей. Его суть в разделении краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженностей по сопоставимым периодам погашения, отслеживании соответствия объемов долгов в каждой группе. Данный документ отображает отрицательные изменения, поэтому позволяет руководителю вовремя на них реагировать.
Допустим, рассматривается группа задолженностей сроком закрытия менее месяца, в ней кредиторская задолженность оказывается больше дебиторской. Чтобы исправить это, фирма увеличивает сбыт, предоставив клиентам отсрочку платежа не более месяца. Либо она может выбрать другой подход и выплатить кредиторам часть долгов.
Превышение дебиторской задолженности дает фирме два варианта оптимизации источников финансирования: