Что такое исполнительный механизм
Исполнительный механизм
Исполнительный механизм — это устройство, преобразующее выходной сигнал регулятора в перемещение регулирующего органа. Исполнительные механизмы крайней распространены и используются повсеместно не только в промышленности, но и в быту.
Исполнительный механизм
Общий принцип действия исполнительных механизмов
Обычно исполнительные механизмы состоят из трех основных частей: привод, прибор для управления приводом и регулирующий орган — задвижки. Привод обеспечивает изменение положения задвижки, а задвижка корректирует величину переменной процесса.
За счет подвода энергии извне исполнительный механизм развивает усилие и мощность, достаточные для перемещения регулирующего органа в положение, соответствующее командному сигналу. Например, исполнительный механизм может использоваться, чтобы изменить степень открытия клапана для увеличения или уменьшения загрузки, или изменить положение заслонки или жалюзи.
Виды исполнительных механизмов
Существуют разные виды исполнительных механизмов, которые, в свою очередь, имеют подвиды. Их конструкция и принцип действия отличаются друг от друга. В зависимости от вида энергии, используемой для создания перестановочного усилия, исполнительные механизмы разделяют на пневматические, гидравлические и электрические.
Тип исполнительного механизма, который используется на конкретном производстве, зависит от многих факторов, включая особенности технологического процесса, действие, которое должно быть выполнено и требуемую скорость реагирования.
Исполнительный механизм
Исполнительный механизм — термин инженеров по автоматизации, обозначает любой механизм осуществляющий воздействие на технологический объект управления (ТОУ) по сигналу от системы управления (ПЛК, регулятор).
Типичными исполнительными механизмами являются:
Смотреть что такое «Исполнительный механизм» в других словарях:
исполнительный механизм — Устройство для управления арматурой, предназначенное для перемещения регулирующего элемента в соответствии с командной информацией, поступающей от внешнего источника энергии. [ГОСТ Р 52720 2007] исполнительный механизм Механизм, являющийся… … Справочник технического переводчика
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ — устройство в системе автоматического регулирования и управления, непосредственно осуществляющее механическое перемещение (или поворот) регулирующего органа объекта управления. По типу привода различают гидравлический, пневматический,… … Большой Энциклопедический словарь
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ — устройство в установках дистанционного или автоматического управления и регулирования, выполняющее требуемую технологическую операцию … Большая политехническая энциклопедия
исполнительный механизм — 3.5. исполнительный механизм: Деталь клапана, перемещающая запорный орган. Источник: ГОСТ Р 51842 2001: Клапаны автоматические отсечные для газовых горелок и аппаратов. Общ … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
исполнительный механизм (ИМ) — 3.6 исполнительный механизм (ИМ) : Любой механизм, осуществляющий воздействие на технологический объект управления по сигналу от автоматизированной системы. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
исполнительный механизм — устройство в системе автоматического регулирования и управления, непосредственно осуществляющее механическое перемещение (или поворот) регулирующего органа объекта управления. По типу привода различают гидравлический, пневматический,… … Энциклопедический словарь
исполнительный механизм — в рабочей машине – механизм, выполняющий требуемую технологическую операцию; в системе автоматического регулирования – устройство, осуществляющее механические воздействия на объект регулирования в соответствии с поступающими на его вход сигналами … Энциклопедия техники
исполнительный механизм — vykdiklis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. servodrive; servogear; servomechanism vok. Servomechanismus, m; Stellantrieb, m rus. исполнительный механизм, m; сервомеханизм, m; сервопривод, m pranc. mécanisme d asservissement, m;… … Automatikos terminų žodynas
исполнительный механизм — vykdymo mechanizmas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. final controlling drive; servogear; servomechanism vok. Stellantrieb, m rus. исполнительный механизм, m; сервомеханизм, m pranc. mécanisme exécutif, m … Automatikos terminų žodynas
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ — 1) И. м. машины механизм, выполняющий непосредственно требуемую технологнч. операцию. И. м. предопределяет целевое назначение рабочей машины. 2) Элемент автоматич. системы регулирования, осуществляющий в соответствии с поступающими на его вход… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Исполнительный механизм
Полезное
Смотреть что такое «Исполнительный механизм» в других словарях:
исполнительный механизм — Устройство для управления арматурой, предназначенное для перемещения регулирующего элемента в соответствии с командной информацией, поступающей от внешнего источника энергии. [ГОСТ Р 52720 2007] исполнительный механизм Механизм, являющийся… … Справочник технического переводчика
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ — устройство в системе автоматического регулирования и управления, непосредственно осуществляющее механическое перемещение (или поворот) регулирующего органа объекта управления. По типу привода различают гидравлический, пневматический,… … Большой Энциклопедический словарь
Исполнительный механизм — Исполнительный механизм термин инженеров по автоматизации, обозначает любой механизм осуществляющий воздействие на технологический объект управления (ТОУ) по сигналу от системы управления (ПЛК, регулятор). Типичными исполнительными… … Википедия
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ — устройство в установках дистанционного или автоматического управления и регулирования, выполняющее требуемую технологическую операцию … Большая политехническая энциклопедия
исполнительный механизм — 3.5. исполнительный механизм: Деталь клапана, перемещающая запорный орган. Источник: ГОСТ Р 51842 2001: Клапаны автоматические отсечные для газовых горелок и аппаратов. Общ … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
исполнительный механизм (ИМ) — 3.6 исполнительный механизм (ИМ) : Любой механизм, осуществляющий воздействие на технологический объект управления по сигналу от автоматизированной системы. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
исполнительный механизм — устройство в системе автоматического регулирования и управления, непосредственно осуществляющее механическое перемещение (или поворот) регулирующего органа объекта управления. По типу привода различают гидравлический, пневматический,… … Энциклопедический словарь
исполнительный механизм — в рабочей машине – механизм, выполняющий требуемую технологическую операцию; в системе автоматического регулирования – устройство, осуществляющее механические воздействия на объект регулирования в соответствии с поступающими на его вход сигналами … Энциклопедия техники
исполнительный механизм — vykdiklis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. servodrive; servogear; servomechanism vok. Servomechanismus, m; Stellantrieb, m rus. исполнительный механизм, m; сервомеханизм, m; сервопривод, m pranc. mécanisme d asservissement, m;… … Automatikos terminų žodynas
исполнительный механизм — vykdymo mechanizmas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. final controlling drive; servogear; servomechanism vok. Stellantrieb, m rus. исполнительный механизм, m; сервомеханизм, m pranc. mécanisme exécutif, m … Automatikos terminų žodynas
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ — 1) И. м. машины механизм, выполняющий непосредственно требуемую технологнч. операцию. И. м. предопределяет целевое назначение рабочей машины. 2) Элемент автоматич. системы регулирования, осуществляющий в соответствии с поступающими на его вход… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Виды исполнительных механизмов
Краткое определение исполнительного механизма было дано в гл. 3, применительно к АСУ ТП его можно расширить.
Исполнительные механизмы — это устройства, осуществляющие перемещение или изменение состояния рабочих органов, воздей-
ствующих непосредственно на технологический процесс в соответствии с управляющим сигналом.
Рабочими органами могут быть вентили, задвижки, заслонки, клапаны, суппорты, каретки, движки реостатов, нагреватели и т.д. Движение рабочих органов может быть поступательным, поворотным (угол поворота — до 360°) или вращательным (угол поворота — более 360°). Изменение состояния может заключаться в их включении или выключении, изменении коэффициента передачи, реверсировании (изменении направления на противоположное) и т.д.
В состав исполнительных механизмов может входить ряд элементов и устройств, обеспечивающих нужные статические и динамические характеристики. Это, например, редуктор и распределительные устройства, управляющие потоком газа или жидкости; исполнительные устройства — электрические, пневматические или гидравлические усилители мощности; датчики состояния, отображающие положение рабочих органов.
Статические и динамические характеристики ИМ определяются:
• величиной и скоростью линейного или углового перемещения;
В общем случае исполнительные механизмы можно подразделить по виду используемой энергии на электрические, пневматические и гидравлические.
Источником энергии для электрических ИМ является, как правило, электрическая сеть с напряжением 220 или 380 В. Однако многие ИМ работают и при напряжении 36 В переменного тока или 12, 24, 27 В постоянного тока (всевозможные электромагнитные реле, пускатели, электромагниты, электродвигатели и т.д.). Электрические ИМ преобразуют электроэнергию в механическую энергию перемещения рабочих органов или энергию их включения-выключения.
Источником энергии пневматических ИМ обычно является заводская сеть с давлением около 6 • 10 5 Па. Однако их питание может осуществляться и от автономных источников, в качестве которых может выступать не только сжатый воздух, но и сжатый газ при самых различных давлениях, вплоть до 10 7 Па. Пневматические ИМ обычно преобразуют энергию сжатого газа в механическую энергию перемещения рабочих органов.
Гидравлические ИМ используют энергию находящихся под давлением минеральных масел, спиртоглицериновой смеси или спе-, циальных жидкостей. При этом жидкость находится именно под
давлением, так как она не сжимаема в отличие от воздуха или газа, которые могут быть сжаты. Давление жидкости может достигать значительной величины, поэтому развиваются огромные усилия при малых габаритных размерах ИМ. Гидравлические ИМ преобразуют энергию жидкости под давлением в энергию перемещения рабочих органов.
По характеру воздействия на технологический процесс ИМ подразделяются на аналоговые (пропорциональные) и дискретные (позиционные).
Аналоговые ИМ могут устанавливать рабочий орган в любое промежуточное состояние, пропорциональное величине управляющего сигнала (например, открыть вентиль на 22 % или повернуть заслонку на 73°).
Дискретные ИМ устанавливают рабочий орган только в определенные фиксированные состояния. Например, дискретный сигнал, подаваемый на нагреватель, может включить его в первое, второе или третье состояние либо отключить. Клапан при подаче дискретного сигнала может либо открыть путь жидкости, либо закрыть.
Электромеханические исполнительные механизмы
Электродвигатели
Электродвигатель преобразует энергию электромагнитного поля в механическую энергию вращения ротора.
В АСУ ТП используют электродвигатели, выходные характеристики которых определяются величиной управляющего сигнала. Они получили название исполнительных, или управляемых, электродвигателей и могут быть постоянного тока, переменного тока и шаговыми.
Особенностью исполнительных двигателей в отличие от силовых является то, что они практически никогда не работают в номинальном режиме. Для их работы характерны частые пуски, остановки, реверсы.
Электродвигатели постоянного тока легче управляются, но двигатели переменного тока более надежны, просты и дешевы. Шаго-
вые электродвигатели обеспечивают пошаговое перемещение регулирующих органов.
Основные требования, предъявляемые к; исполнительным электродвигателям:
• широкий диапазон регулирования скорости вращения;
• большой пусковой момент;
• отсутствие «самохода», т.е. способность двигателя останавливаться сразу же после снятия сигнала управления;
• большая мощность при малых габаритных размерах. Первыми появились двигатели постоянного тока. В 30-х гг. XIX в.
русский ученый Б. С.Якоби построил действующий электродвигатель, основные элементы которого сохранились до настоящего времени. Он стал основным исполнительным двигателем приводов, требующих плавного регулирования скорости вращения в широком диапазоне. В конце XIX в. М.О.Доливо-Добровольский предложил конструкцию трехфазного асинхронного электродвигателя переменного тока с короткозамкнутым ротором, ставшего основой асинхронных исполнительных приводов.
Электродвигатели постоянного тока.Электродвигатель постоянного тока (рис. 6.1, а) состоит из статора с полюсами, на которых размещена обмотка возбуждения, якоря с обмоткой и коллектора с щетками.
В качестве исполнительных электродвигателей малой мощности широкое применение нашли магнитоэлектрические двигатели, магнитное поле которых создается за счет постоянных магнитов (двигатели серии ДПМ и ДПР) (рис. 6.1, б).
Обмотки полюсов двигателя служат для создания постоянного магнитного поля, в котором вращается якорь. Если к обмотке якоря приложить напряжение U, то в ней потечет ток /я (рис. 6.2, а).
Взаимодействие тока и магнитного поля создаст электромагнитную силу, которая заставит якорь двигаться. Как только он начнет вращаться (пересекать магнитное поле), в его обмотках наведется ЭДС ея, создающая ток, направленный навстречу току от приложенного напряжения. В результате ток в якоре будет определяться разностью между напряжением питания и наведенной ЭДС:
где rk — сопротивление обмотки якоря.
Коллектор в электродвигателях постоянного тока служит для преобразования постоянного напряжения, подводимого к щеткам, в переменное напряжение в обмотке якоря, что позволяет сохранить неизменным его направление вращения (рис. 6.2, б).
В момент пуска, когда ея = О, ток якоря может достигать значительной величины (см. формулу (6.1)), что требует применения в схеме пускового реостата (ПР), включаемого последовательно с якорной обмоткой Я1 — Я2 (рис. 6.2, в). По мере разгона двигателя сопротивление пускового реостата уменьшается до нуля (рис. 6.3, а). Ток /в в обмотке возбуждения Ш1 —Ш2 остается неизменным;
при этом ток якоря /я и частота вращения п достигают установившихся значений (рис. 6.3, б).
Двигатель постоянного тока обладает «жесткой» механической характеристикой (зависимостью частоты вращения от момента нагрузки), т.е. при увеличении нагрузки частота вращения уменьшается незначительно (рис. 6.4, а, прямая Лд = 0).
Регулирование частоты вращения двигателя постоянного тока возможно за счет:
• изменения сопротивления Ra в цепи якоря — реостатное регулирование (рис. 6.4, б). При этом частота вращения двигателя без нагрузки л0 остается неизменной, а с появлением момента нагрузки Л/н на валу изменяется в широком диапазоне (см. рис. 6.4, а);
• изменения тока в обмотках возбуждения — полюсное регулирование (рис. 6.5, а) путем изменения сопротивления Лвв цепи возбуждения. При этом изменяется частота вращения как без нагрузки, так и с нагрузкой (рис. 6.5, б). Полюсное регулирование является экономичным, поскольку управление магнитным потоком возбуждения осуществляется за счет изменения тока возбуждения /в, величина которого невелика;
• изменения напряжения питания £/я якорной обмотки — якорное регулирование (рис. 6.6, а). При этом поток возбуждения должен оставаться неизменным. Это должны быть двигатели с независимым, параллельным возбуждением или магнитоэлектрические двигатели. Частота вращения двигателя практически линейно зависит от напряжения питания якорной обмотки £/„ (рис. 6.6, б).
Широкое применение в качестве исполнительных нашли двигатели постоянного тока с независимым возбуждением и возбуждением от постоянных магнитов.
При независимом возбуждении в качестве обмотки управления используется либо обмотка якоря — якорное регулирование (рис. 6.7, а), либо обмотка полюсов — полюсное регулирование (рис. 6.7, б).
ку постоянного чапряжения и является обмоткой возбуждения. На обмотку якор: сигнал с усилителя мощности подается лишь тогда, когда необходимовращение якоря. Во втором случае к источнику постоянна о напряжения всегда подключена обмотка якоря, которая выполняет роль обмотки возбуждения. Управляющей обмоткой является обмотка полюсов. Для ограничения пусковых токов в якорной обмотке во время переходных режимов последовательно с ней включается балластное сопротивление rq.
В двигателях с возбуждением от постоянных магнитов управляющей обмоткой всегда является обмотка якоря, т.е. такие двигатели всегда работают с якорным регулированием (рис. 6.7, в).
Основными преимуществами исполнительных двигателей постоянного тока являются возможность плавного регулирования их частоты вращения от нуля до максимального значения, высокий пусковой момент и высокое быстродействие.
Основными недостатками двигателей постоянного тока являются невысокая надежность и недолговечность из-за наличия кол-
лектора и щеток, которые могут истираться, забиваться пылью и продуктами износа, а также искрить.
Электродвигатели переменного тока.Электродвигатели переменного тока могут быть асинхронными и синхронными.
Асинхронные двигатели по сравнению с машинами постоянного тока более надежны и долговечны, просты конструктивно и в обслуживании, имеют более широкий диапазон мощностей.
Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля с токами, наводимыми в обмотках ротора этим полем. Помещенный во вращающееся магнитное поле ротор с обмоткой начинает вращаться в направлении магнитного поля.
Однако догнать поле ротор не может, так как в противном случае поток перестанет пересекать обмотку и в ней не будет наводиться ЭДС, а следовательно, ток и электромагнитный момент будут равны нулю.
Таким образом, в асинхронной машине всегда частота вращения ротора п меньше частоты вращения магнитного поля п\.
Реверсирование в трехфазном асинхронном двигателе осуществляется за счет изменения направления вращения магнитного поля, которое, в свою очередь, определяется порядком чередования фаз: прямой (А, В, Q или обратный (А, С, В) (рис. 6.8, а).
В АСУ ТП широко применяются и двухфазные асинхронные двигатели. Они имеют на статоре две обмотки: обмотку управле-
ния (ОУ) и обмотку возбуждения (ОВ), сдвинутые в пространстве на 90° и питаемые токами, сдвинутыми по фазе в идеальном случае также на 90°. Это позволяет получить вращающееся магнитное поле, поэтому принцип работы двухфазного асинхронного двигателя аналогичен принципу работы трехфазной машины. Обе обмотки статора могут питаться от одной и той же сети, но в одну из обмоток — обмотку возбуждения — включается конденсатор С, что позволяет сдвинуть токи в обмотках по фазе. Такой двигатель называется конденсаторным (рис. 6.8, 6).
Ротор двухфазных машин, используемых в качестве исполнительных двигателей, чаще выполняется в виде полого алюминиевого стаканчика.
Двигатель с полым ротором (рис. 6.9, а) имеет внутренний 5 и внешний 2 статоры из наборного железа, расположенные на корпусе /. На внешнем статоре размещаются две обмотки 3, сдвинутые в пространстве на 90°. Внутренний статор служит для уменьшения сопротивления магнитному потоку. Между статорами на оси 4 вращается алюминиевый тонкостенный стаканчик — ротор 6 (толщина стенок — 0,1. 1,0 мм.)
Работа двигателя с полым ротором основана на взаимодействии вращающегося магнитного поля, создаваемого обмотками статора, с вихревыми токами, наводимыми этим полем в алюминиевом стаканчике. Момент инерции полого ротора мал, поэтому быстродействие двигателя велико.
Большое активное сопротивление тонкостенного стаканчика и «мягкая» механическая характеристика п =/(Мн) двигателя с полым ротором позволяют уменьшать частоту вращения ротора за счет изменения подводимого напряжения <Уупр от максимальной (синхронной) почти до нуля. Такое управление называется амплитудным (рис. 6.9, б>.
Если напряжение питания обмоток оставить неизменным, а изменять угол сдвига фаз между токами в обмотках с помощью
фазосдвигающей цепочки, то частота вращения ротора тоже будет изменяться; такое управление называется фазовым.
Можно изменять и амплитуду управляющего напряжения, и фазу — это амплитудно-фазовое управление.
Двухфазный двигатель с одним из рассмотренных способов управления частотой вращения может использоваться в качестве исполнительного, в то время как трехфазные асинхронные двигатели применяют в качестве силовых.
На рис. 6.9, б приведена также схема пуска асинхронного двигателя. После срабатывания выключателя В нажимается кнопка «Пуск» и по обмотке контактора К течет ток. Контактор срабатывает и замыкает контакты цепи питания обмоток статора, а также контакты, блокирующие кнопку «Пуск». Для остановки двигателя необходимо нажать кнопку «Стоп», которая разрывает цепь питания обмотки контактора, и тот разрывает цепь обмоток статора и разблокирует контакты, включенные параллельно кнопке «Пуск».
На рис. 6.10, а представлен двигатель с короткозамкнутым ротором, а на рис. 6.10, 6 — двигатель с полым ротором.
Так как частота вращения асинхронного двигателя определяется частотой сети и обычно составляет около 3 000 об/мин, в конструкцию исполнительного механизма обычно вводится редуктор. Это позволяет получить приемлемые скорости перемещения рабочих органов.
Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором и редуктором, называемый также мотор-редуктором, представлен на рис. 6.11.
Синхронные двигатели — это электрические машины, частота вращения ротора п которых равна частоте вращения магнитного поля и,, создаваемого обмоткой статора.
В основе работы синхронного двигателя лежит взаимодействие вращающегося магнитного поля статора с постоянным магнитным полем ротора.
Статор / синхронного двигателя (рис. 6.12) ничем не отличается от статора асинхронного и имеет обмотки 5, служащие для создания вращающегося магнитного поля. Ротор синхронной машины 6 имеет обмотку 4, выполненную изолированным проводом и питаемую постоянным током через контактные кольца 2 и щетки 3. Основное назначение обмоток ротора — создание постоянного магнитного поля.
В процессе работы происходит взаимодействие внешнего и внутреннего магнитных полей: вращающееся внешнее поле за счет «сцепления» магнитных полей увлекает за собой ротор, причем угловые скорости вращения внутреннего и внешнего полей оказываются одинаковыми.
Питание обмотки ротора постоянным током имеет два недостатка: необходим источник постоянного напряжения; контактное устройство (кольца со щетками) снижает надежность.
Этих недостатков лишены электродвигатели, в которых вместо электромагнита в роторе используется постоянный магнит с высокой коэрцитивной силой. Такие двигатели называются гистере-зисными. В их роторах магниты заливаются алюминием, образуя сплошной цилиндр (рис. 6.13, а). Алюминий играет роль пусковой обмотки, в которой под действием вращающегося магнитного поля наводятся вихревые токи. Под действием этих токов ротор приходит во вращение аналогично полому ротору асинхронного двигателя. Мощность таких машин небольшая — до 300 Вт.
Широко применяются в качестве машин малой мощности также реактивные электродвигатели. В них источник постоянного магнитного поля на роторе отсутствует. Его вращение обеспечивается особой формой ротора (рис. 6.13, б, в) и «упругостью» магнитных силовых линий, которая заставляет ротор при отсутствии нагрузки располагаться по оси полюсов статора и вращаться синхронно с полем статора. При наличии нагрузки ротор отстает от оси по-
люсов на угол (3, но продолжает вращаться с синхронной скоростью (т.е. с той же скоростью, что и магнитное поле).
В роторе, представленном на рис. 6.13, б, стальные полосы / залиты алюминием 2, а на рис. 6.13, в ротор выполнен в виде скошенного по бокам цилиндра из ферромагнитного материала. В обоих случаях намагниченность по оси d—d обеспечивается значительно легче, чем по оси q—q.
Схемы включения обмоток статора синхронного и асинхронного двигателей аналогичны, поскольку в обоих случаях статор служит для создания вращающегося магнитного поля.
Основное применение синхронные двигатели нашли в устройствах, в которых необходимо поддерживать неизменной скорость вращения основных узлов: в лентопротяжных механизмах, самопишущих и регистрирующих приборах, электромагнитных муфтах.
Шаговые электродвигатели.Цифровая форма представления сигналов управления в ЭВМ привела к созданию нового типа двигателей — шаговых, которые непосредственно преобразуют управляющий сигнал в виде последовательности импульсов в фиксированный угол поворота вала или линейное перемещение.
В основе работы шаговых двигателей лежит стремление магнитного потока замыкаться по пути наименьшего сопротивления. В них статор и ротор, выполненные из ферромагнитного материала, имеют направленные друг к другу прямоугольные выступы (полюсы), расположенные равномерно (рис. 6.14, а). Число полюсов на статоре и роторе одинаково и достаточно велико — от десятков до 200 и более. Статор состоит из трех секций, расположенных вплотную друг к другу, на которых размещены отдельные обмотки. Полюсы всех секций статора совмещены. Обмотки секций включаются в систему управления независимо друг от друга. Ротор также состоит из трех секций, расположенных на одном валу, но полюсы второй секции смещены относительно полю-
сов первой секции на 1/3 шага полюсов, а третьей секции — на 2/3 шага.
Если выступ ротора находится под выступом статора (рис. 6.14, б, положение 1), то магнитное сопротивление цепи статор —ротор наименьшее. При подаче напряжения в обмотку статора этой секции ротор остается неподвижным. Если же напряжение подать в обмотку статора соседней секции, то ротор поворачивается на 1/3 шага полюсов (см. рис. 6.14, б, положение 2), т.е. до тех пор, пока полюс ротора не окажется под полюсом статора. Если подать напряжение в обмотку следующей секции, то произойдет поворот еще на 1/3 шага (см. рис. 6.14, б, положение 3) и т.д.
Таким образом, угол поворота ротора будет определяться количеством последовательно подаваемых в обмотки импульсов, а скорость поворота — частотой этих импульсов. Точность углового перемещения в шаговых двигателях достигает 0,5°, а частота — более 1 000 шагов в секунду. Реверс обеспечивается за счет смены последовательности подачи импульсов в секции статора.
Широкое применение шаговые двигатели нашли в качестве исполнительных для перемещения рабочих органов в металлорежущих станках, причем их мощность может находиться в диапазоне от единиц до сотен ватт. Если же мощность недостаточная, то применяется агрегат из шагового двигателя с гидроусилителем.
Основными достоинствами шаговых двигателей являются работа непосредственно от дискретных сигналов ЭВМ без их преобразования, высокая точность позиционирования, надежность, простота и долговечность; основными недостатками — невысокие КПД и мощность.