Что такое исламский халифат

Халифат – что это такое, определение

Халифат – уникальная форма правления, которая получила определенное распространение на территории исламских государств. Лидером или правителем региона был халиф. В настоящее время представленные политические и государственные организации не используются, так как в них халиф является абсолютным правителем и ему подчиняются все. Простыми словами что такое халифат можно сказать – что это форма тоталитарного авторитаризма. Правительство состоит из совета старейшин – Шура. В него также могут входить влиятельные люди. Основная задача участников данного совета давать дельные советы, которые может правитель применить в своей работе.

Что такое Халифат – простыми словами

Настолько древняя форма правления государствам появилась после смерти Мухаммеда. Власть перешла в руки четырех халифов, которые разделили территорию на равные части и обязаны были нести наследие и его идеи в народ. На начальных этапах зарождения государственности и в средние века, халифаты были распространены и представляли собой небольшие образования.

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

Также Османская Империя носила статус халифата до 1924 года. В последствие к власти пришел первый президент, что ознаменовалось созданием демократического общества. Не многие понимают, что это такое халифат даже самыми простыми словами.

Ближний Восток – это территория, которая на протяжении всего существования человечества была во власти халифов. Но в современных реалиях такой вид государственности утратил ценность, так как в значительной степени прижимал права народа.

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

Восстановить халифаты решили террористические группировки такие как «Исламское государство» и «Аль-Каида». На данный момент были предприняты безуспешные попытки, но все это привело только к большим потерям, так как народ не хочет тоталитаризма в своей стране.

В 2014 году один из лидеров ИГ (запрещенная организация в РФ) сообщил о создании собственного халифата в Ракке.

Создание таких небольших государственных объединений в современных условиях только преследует единственную цель – завладеть природными ресурсами в частности нефтью. Поэтому любые попытки создания незаконных государств и халифатов ведет к вооруженным конфликтам и уничтожению всех террористических группировок.

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

Современный ИГ не ставит перед собой цель создать полноценное государство и помочь народу – это только личное обогащение и считать их завоеванные территории халифатом ни в коем случае нельзя.

История Халифата: появление

Зарождение религии ислам в 7 веке привело к тому, что нужно было создавать государственность для верного управления регионом и народом. Именно поэтому последователи пророка Мухаммеда решили вопрос созданием единоверной общины – умма.

Это было первоначальное зарождение будущего халифата. Дальнейшие завоевания арабских правителе привели к образованию великого Арабского халифата. Это единственный вариант, когда управление соответствовало всем канонам ислама. В состав государства вошли все земли, которые проповедовали ислам.

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

Мухаммед разработал основные государственные каноны существования халифата.

Халифат в переводе с арабского значит «наследование». То есть трактовать образование названия можно следующими словами. После смерти Мухаммеда его последователи унаследовали власть и должны были проповедовать ислам.

Стоит отметить что правителям халифатов удалось создать уникальные условия для своего народа. По мнению многих историков это был Золотой век для приверженцев Ислама.

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

Конфессиональные споры и завоевания новых территорий

Преемником Мухаммеда стал его друг-пророк Абу Бакра ас-Саддика. С самого начала правления его действия были направлены на завоевание новых территорий. Все военные действия против отступников, которые не хотели принимать ислам вели к геноциду.

Но это положительно сказывалось на самом халифате, так как они получали несметные богатства и новые территории. Всего, кто не придерживались учений Мухаммеда стали создавать свои общины. Сегодня узнать, что это такое халифат простыми словами будет затруднительно, хотя есть подробные научные понятия.

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

Халифат – это часть исламской религии и то каким образом должно существовать государство на благо своего населения. Мирная жизнь населения в достатке – это основная цель халифа. В общем чтобы более основательно понять все это, нужно погрузиться в историю.

В последствие халифы, которые придерживались действий Абу Бакра, продолжали покорять другие народы и делать свое государство более масштабным. То есть сам Халифат состоял из нескольких десятков халифатов и их число постоянно увеличивалось с завоеванием новых территории.

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

Отклонением от проповедей Мухаммеда привело к тому, что халифа не выбирали старшины, а власть передавалась из поколения в поколение. То есть халифат перестал выполнять свое назначение, можно было считать его полноправной монархией.

Переход от воинствующего сознания на мирное

Многие понимали, что действия правящей династии не соответствуют исламским канонам и нужно было предпринимать какие-то действия. На тот момент положение арабов на завоеванных территориях только усугублялось, так как им приходилось платить налоги, и большую часть времени они находились в постоянной боеготовности.

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

Халифат, созданный для войны, не является халифатом, его главная задача создать лучшие условия жизни для людей, проповедующих ислам.

Арабский халифат – стал школой для воинов профессионалов. Их основной задачей и работой было завоевание других народов и покорение неверных. Также воинам запрещалось иметь свои земли и вести оседлый образ жизни, это полностью ограничивало их мышлением и в любом случае им приходилось кочевать с войском.

В последствие династия Омейядов исчезла и к власти пришли новые правители, которые решили выбрать мирный путь. Все запреты были сняты и исламский народ направили по мирному пути.

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

Нужно понимать, что халифат создается не для войны и поиска наживы, а как государство, которое сможет создать для своего народа лучшие условия жизни мирными инструментами. Именно это и пропагандировал Мухаммед, которые старался внушить своим пророкам правильные действия в отношение приближенных.

Для большинства читателей простыми словами донести что это такое халифат очень трудно. Касаясь истории возникает множество спорных вопросов.

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

Распад халифата

Уже со второй половины 9 века в политической жизни халифата начались серьезные проблем, и он распался. После, основной целью правителей были завоевания, которые пытались не создавать халифаты, а подчинить их себе. Угнетение столь важной для культуры Ислам государственности, привело к серьезным народным распрям.

В результате правители-халифы просто исчезли. В последствие только Османская Империя имела схожие условия в правлении что и у халифата.

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

Халифат как государственность существовал недолго, так как власть, переданная человеку, всегда вела к его угнетению и появлению жажды наживы.

По большому счету народное осознание несостоятельности государственного управления халифатом привело к многочисленным восстаниям на Ближнем востоке. Сепаратистские течения все с большей силой и агрессией пытались побороть влияние халифов.

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

На данном этапе современности понимание того что такое халифат приводит к тому, что такой государственный строй можно приравнять к авторитаризму.

Современное понимание слова халифат

Для большинства читателей даже простыми словами очень сложно объяснить, что такое халифат. Проблема заключается в том, что такая форма правления использовалась полторы тысячи лет назад. Главари теоретических организаций, которые пытаются создать халифат используют только название, а саму суть они не смогут реализовать, так как все должно идти только по мирному пути.

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

Халифат – это государственное образование, идентичное республике, но имеющая свои правила, своды законов, единого правителя, который должен советоваться со старейшинами. Завоевательные действия полностью исключены в данном случае и любое развязывание агрессии. Именно так простыми словами можно сказать что это такое халифат.

Источник

Халифат. Как это начиналось

Что такое исламский халифат. Смотреть фото Что такое исламский халифат. Смотреть картинку Что такое исламский халифат. Картинка про Что такое исламский халифат. Фото Что такое исламский халифат

Для начала попытаемся разобраться, кто же такой халиф. Первоначально халиф — это глава мусульманской общины, замещающий посланника Аллаха, то есть пророка Мухаммеда. Терминологическое значение понятие «халиф» приобрело после избрания халифом Абу Бакра (632-634), сподвижника пророка Мухаммеда, эмиром (главой) общины. Второго халифа, Омара (634-644), сначала называли халиф халифа посланника Аллаха, но затем это громоздкое обращение было заменено первоначальной формой или титулом «эмир ал-муаминин» («повелитель верующих»). Первых четырех халифов из числа ближайших соратников пророка Мухаммеда — Абу Бакра, Омара, Османа (644-656) и Али (656-661), — выбрали по воле мусульманской общины, точнее, узкой верхушки мухаджиров, то есть тех, кто последовал за пророком Мухаммедом из Мекки в Медину в 622 году.

Сунниты считают их «праведными халифами» («аль-хулафа ар-рашидун»), а их образ жизни и поступки — примером и составной частью сунны. Шииты считают первых трех узурпаторами, лишившими власти единственного законного и праведного халифа — Али. Хариджиты, напротив, исключали Али из их числа, как и Османа.

Xалиф в понимании ранних мусульман не был носителем божественного откровения, а лишь «повелителем верующих», призванным заботиться о соблюдении установлений Корана и заветов пророка Мухаммеда. Первой попыткой превращения власти халифа в наследственную было признание шиитами преемником Али его сына аль-Хасана.

Воцарение халифа Муавии (661-680), с точки зрения большинства общины, не было узурпацией власти халифа, поскольку оно эту власть признало. Новшеством явилась присяга наследнику при жизни Муавии, но утверждение принципа наследственности халифской власти не означало изменения ее характера.

Изменения наметились при последних Омейядах, которые стали называть себя не «халифа расул Аллах» («заместитель посланника Аллаха»), а «халифа Аллах» («заместитель Аллаха»), порывая, таким образом, с прежними демократическими представлениями о власти халифа, олицетворяющей волю общины.

В борьбе шиитской оппозиции рождается представление о халифе-имаме, наделенном Аллахом особым «знанием», которым удостоен только род пророка Мухаммеда, продолжающийся через Али и его потомков.

Несмотря на противоречия между различными течениями шиизма и между шиитами и суннитами, большинство мусульманской общины признавало, что халиф может быть только человек из рода Хашим (лишь хариджиты придерживались мнения, что им может стать любой достойный мусульманин). Именно этим обосновывали свои права на халифат Аббасиды. Однако, несмотря на родство Аббасидов с пророком Мухаммедом, их власть, вопреки бытующим среди многих историков представлениям, не была теократической: за ними не признавалась исключительная способность контакта с божеством, и передача власти была светским политическим актом без обряда передачи благодати. Они не имели права вносить изменения в шариат или исключительного права его толкования. Их законодательные акты признавались лишь административными распоряжениями, но они могли санкционировать то или иное учение, как это сделал халиф аль-Маамун (813-833), объявивший учение муатазилитов единственно верным.

С середины IX века халифы утрачивают политическую власть над основной частью мусульманских владений, и халиф постепенно становится в большей степени, чем прежде, духовным главой мусульманского мира: все фактически независимые правители признавали духовный суверенитет халифа, как вассалы упоминали имя халифа в хутбе (проповеди) первым, чеканят его профиль на монетах.

Арабские завоевания повсюду сопровождались повышением активности контактов между населением разных стран и возрастанием объемов внешней торговли. Именно арабы впервые после античности создали на значительных территориях Ближнего и Среднего Востока, Южной, Западной, Центральной и Восточной Европы торговые пути, по которым регулярно двигались большие караваны, перевозящие товары и серебряные деньги в различные страны евразийского континента. Особенно активной торговая политика Халифата или отдельных его частей оказывается в IX-XII веках. Поддержание высокого уровня жизни в крупных и средних городских центрах Халифата оказывается почти полностью обусловлено успешностью международной торговли, которая обеспечивала сбыт ремесленной продукции этих центров и создавала условия для приобретения разнообразного необходимого сырья. Европейские страны, в свою очередь, ощущали прямую зависимость от этой торговли, которая осуществляла широкие поставки пряностей, перца, сладостей, но в то же время и больших масс тканей, особенно шелковых, а также различных металлов, в том числе драгоценных, и минералов. Многие страны, окружавшие Халифат, испытывали подъем благодаря тому, что через их территорию проходили транзитные торговые пути Халифата. Однако ослабление военной активности Халифата привели к упадку его армейских контингентов, их дисциплины и, следовательно, возможности оборонять завоеванное.

Буиды-шииты, лишившие халифа всякой политической власти, тем не менее, также признавали его превосходство как духовного вождя мусульман. В то же время мусульманский мир оказывается перед необходимостью признавать одновременно три династии халифов — Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Кордове, — что расшатывало прежнюю видимость единства мусульманского мира, объединяемого духовным главенством халифа. Лишь с 1171 года Аббасиды снова становятся единственными халифами.

На границах и в отдельных владениях, особенно таких, как Иран и Египет, где основная масса населения этнически и культурно была далека от интересов и обычаев непосредственно арабского мира, зреет сепаратизм. Наступление Запада в форме крестовых походов, борьба с Византией, периодические вторжения на территорию культурных провинций Халифата кочевых орд и народов с востока и севера подрывают административную упорядоченность, политическое могущество, военную мощь страны. Монгольское нашествие полностью уничтожает его. Разнородность Халифата в этническом, политическом и культурном отношениях способствовала тому, что после ослабления его военной мощи части его постепенно обретали политическую самостоятельность, доходящую до полного сепаратизма в отношении центральной власти. Иногда правители отдельных частей получали от арабских халифов те или иные иерархические титулы, но чем позже, тем чаще они, обретя самостоятельность, эти титулы возлагали на себя сами. Кочевые племена по границам Халифата, обогатившиеся за счет контрибуций с арабских караванов и торговли в целом, обогащались еще и с помощью угроз прервать путем военных действий ту или иную торговую артерию Халифата, которому приходилось все дороже расплачиваться за свое военное бессилие.

Длительный период отсутствия единства и политическая слабость Аббасидов привели к появлению представления, что халиф должен заниматься только делами веры, не вмешиваясь в земные дела. Сами же халифы упорно боролись за свою политическую власть.

Представление о духовной власти халифа не было поколеблено даже уничтожением монголами последних Аббасидов. Почти сразу же по приказу египетского султана Бейбарса I (1260-1277) был найден один из дальних отпрысков Аббасидов по имени аль-Мустансир, которого признали халифом, провозгласив таковым в 1261 году в торжественной обстановке, чтобы поднять авторитет своей власти назначением этой марионетки. Халифат аль-Мустансира был непродолжительным. Через несколько дней после возведения его на «престол», он во главе небольшого отряда вторгся в Междуречье и двинулся вниз по Евфрату. Недалеко от Багдада его войско было разбито монголами. Аль-Мустансир был убит, а его голову победители торжественно пронесли по улицам Багдада.

После этого Бейбарс I провозгласил халифом другого Аббасида — аль-Хакима, который считался дальним потомком багдадского халифа аль-Мустаршида (1118-1135). Потомки аль-Хакима и сохраняли свой титул на протяжении двух с половиной веков. Однако, все значение каирских халифов заключалось в том, что они должны были своим духовным авторитетом поддерживать власть египетских султанов как светских правителей. Даже в хутбе имена халифов не упоминались.

Османские султаны после завоевания Египта также признали халифов-аббасидов, но вскоре, перевезя последнего из них — аль-Мутаваккиля III — в Стамбул, отказались от мысли поддерживать идею халифата. После смерти османского султана Селима I Явуза (1470-1520) аль-Мутаваккиль III возвратился в Каир и вплоть до 1543 года считался халифом, но после его кончины турки не разрешили избрать нового халифа.

Лишь позже, в XVIII веке, появилась легенда, согласно которой последний египетский Аббасид формально отказался от своего титула в пользу султана Селима I, но большинство историков сомневается в ее достоверности. Эту легенду последовательно использовали турецкие панисламисты в начале XX века.

В связи с развалом в 1922 году Османской империи в 1924 году был упразднен и халифат, который в наше время пытаются возродить воинствующие исламисты в виде мирового шариатского государства.

Источник

Халифат и его значение для мусульман

Халифат – понятие, образованное от арабского слова «халиф», которое в переводе означает «преемник». Таким образом, халифат можно определить как некое сообщество, во главе которого находится халиф.

Впервые в истории институт халифата появился в 7 столетии по григорианскому летоисчислению после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.). Тогда перед уммой встал вопрос о том, кто же возглавит молодое мусульманское государство после ухода Посланника Всевышнего (с.г.в.) в мир иной. Выбор большинства мусульман пал на ближайшего соратника и лучшего друга Пророка (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддыка (р.а.), который и стал первым халифом в истории ислама.

С начала правления Абу Бакра (р.а.) также началась эпоха правления четырёх праведных халифов, которую именуют Золотым веком ислама, поскольку на протяжении без малого тридцати лет управление Арабским халифатом осуществляли ближайшие сподвижники Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакр, Умар, Усман и Али (р.а.), которым удалось добиться немалых успехов как во внутренней, так и во внешней политике.

В 661 году после смерти четвёртого праведного халифа – Али ибн Абу Талиба (р.а.) Арабским халифатом правила сначала династия Омейядов, а затем и династия Аббасидов. Одновременно с этим в мусульманском мире начали появляться и другие государства, которые также именовались халифатами, такие как: Кордовский халифат (территория современных Испании и Португалии), Фатимидский халифат (Магриб, Египет, Сирия и Палестина), Альмохадский халифат (мусульманская Испания и Северная Африка) и другие.

В 1517 году после завоевания священных для мусульман городов – Мекки и Медины титул халифа перешёл к османскому султану Селиму I Грозному. С того момента и вплоть до начала прошлого столетия статус правителя всех мусульман был закреплён за османскими султанами, а Османская империя также именовалась Османским халифатом.

После распада Османской империи и провозглашения Турецкой Республики первый её президент Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение об упразднении халифата. Но в 1923 году король Хиджаза Хусейн ибн Али аль-Хашими, являвшийся потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.), провозгласил себя новым халифом всех мусульман. Однако в 1924 году эмир Неджда Абдель Азиз ас-Сауд объявил войну Хиджазу, которую новоявленный халиф проиграл и был вынужден отречься от престола, ну и, соответственно, был лишён титула халифа. Впоследствии Абдель Азиз ас-Сауд путём объединения Неджда и Хиджаза провозгласил создание нового государства – Саудовской Аравии, первым королём которой он и стал.

С тех пор официальный институт халифата в мусульманском мире был ликвидирован. Но свою риторику по данному вопросы начали поднимать радикальные группировки, стремящиеся тем самым собрать под свои ряды как можно больше верующих. Однако халифат, провозглашаемый радикалами, не находит поддержку у большинства мусульман, в связи с чем он не имеет абсолютно никакого отношения к халифату как институту духовной власти в мусульманской умме.

Раньше существование института халифата было возможным, так как в мусульманском мире было единое государство, глава которого и носил титул халифа. В наши же дни на мусульманском востоке существует множество различных государств, в которых доминируют различные течения и направления в исламе. В связи с чем в современных реалиях будет трудно достичь консенсуса между всеми мусульманскими странами, а значит, и институт халифата, скорее всего, останется лишь в нашем прошлом.

В случае же, если хотя бы большинству мусульманских стран удастся достичь согласия и выступить с совместной инициативой о создании халифата, то в таком случае встанет новый вопрос, а именно – кто же будет новым халифом? В этой ситуации между мусульманскими государствами, вполне очевидно, возникнут сильные разногласия, так как каждая страна захочет видеть халифом своего представителя.

Тем не менее, анализируя опыт прошлого, можно выработать ряд критериев, которым должен соответствовать халиф сегодня:

1. Контроль над Меккой и Мединой

Пожалуй, главным критерием халифа должен стать контроль над двумя наиболее значимыми городами в исламе – Меккой и Мединой, так как халиф всегда являлся хранителем двух мусульманских святынь. Если же мы обратимся к истории, то в большинстве случаев данное требование имело место быть. Например, османский султан Селим I получил титул халифа лишь после завоевания Мекки и Медины. Исходя из этого постулата, на сегодняшний день наиболее вероятным кандидатом на пост халифа является король Саудовской Аравии, носящий также титул «хранителя двух святынь».

2. Преемственность с халифами прошлого

Ещё одним критерием халифа может стать преемственность по кровной линии, то есть современный халиф должен быть потомком последних халифов. Из истории известно, что этот титул, как и монарший престол, передавался от отца к сыну либо иному близкому родственнику. Учитывая данный критерий, можно утверждать, что кандидатами на пост халифа могут служить король Иордании, который является потомком последнего халифа Хусейна ибн Али аль-Хашими и, соответственно, Пророка Мухаммада (с.г.в.), либо глава Османского султанского дома – как потомок последнего османского халифа Абдул-Меджида II.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Халифат должен был существовать и в наше время. Титул халифа должен был оставаться за Османской империей, но из-за какого-то ататюрка, халифат упразднили. Потомки нашего почтенного пророка Мухаммада (С.А.В) должны были стойко поднимать флаг халифата. Например, один из почтенных халифов был Абдулхамид 2, ибо будучи халифом он стойко сражался за блага своего народа с иноверцами. Пусть Аллах простит его грехи и примет!

Давно пора уже перестать связывать успех мусульман с наличием или отсутствием своего идеального государства. Мир изменился. Надо учиться новому, изобретать идеи и технологии, которые улучшат жизнь людей, и так добиваться успеха. Сколько братьев и сестер напрасно тратят время на обсуждение пустой болтовни о геополитике! Надо на себя время тратить! Только мы сами можем поменять мир вокруг себя, с позволения Всевышнего Аллаха

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Халифат

Гробницы и погребальные комплексы на Северном кладбище Каира, А.Д. Уайт, XIX век / Cornell University Library / Wikimedia Commons

В Издательском доме НИУ ВШЭ готовится к публикации монография профессора НИУ ВШЭ Леонида Сюкияйнена «Исламское право и диалог культур в современном мире». IQ.HSE предлагает вам прочитать фрагмент монографии, посвящённый идее исламского государства — халифата — её появлению, исчезновению и возрождению в конце XIX – начале XX веков.

В священной книге ислама Коране и Сунне Пророка Мухаммада, состоящей из хадисов (преданий о его поступках и высказываниях), имеется крайне мало положений, касающихся назначения и структуры публичной власти. Заслуга в разработке теории исламского государства принадлежит исламской правовой науке (фикху), которая на основе немногочисленных предписаний священных источников сумела сформулировать принципы организации и функционирования исламской власти. В результате этих усилий появилась концепция халифата как исламского государства. В концентрированном виде она изложена в классическом трактате «Властные нормы и религиозные полномочия», принадлежащем перу выдающегося мусульманского правоведа Абу аль-Хасана аль-Маварди (974–1058). В этом произведении халифат определяется как преемственность пророческой миссии по охране религии и управлению мирскими делами. Кстати, сам термин «халифат» в переводе с арабского означает «преемственность».

Аль-Маварди обосновал принцип необходимости учреждения исламской власти, сформулировал условия, которым должен удовлетворять правитель, а также описал процедуру занятия его поста. Он суммировал требования, предъявляемые к когорте знатоков ислама и шариата, которые избирают властителя. Вместе с тем ученый предусматривал возможность передачи власти путем назначения правителем своего наследника. Было зафиксировано, что в одной стране может быть только один имам (халиф). Аль-Маварди составил четкий перечень из десяти его полномочий, разделив их на религиозные и политические, а также описал структуру государственного механизма и виды различных министерств (везиратов).

Однако главной заслугой Аль-Маварди исламская традиция считает разработку неизменных базовых основ халифата, которые раскрывают самое существенное в природе исламской власти. К ним прежде всего относится принцип консультации при занятии поста халифа (главы исламского государства) и осуществлении им своих полномочий. Считается, что общину мусульман в их отношениях с халифом представляет коллегия знатоков шариата, на которую возлагается три основные функции: одобрение кандидатуры претендента на пост главы государства, консультирование халифа и контроль над осуществлением им власти на основе шариата.

К ключевым началам халифата относится также процедура «байа» («мабайаа») — заключение своеобразного договора между халифом и общиной мусульман, в соответствии с которым подданные присягают правителю и обещают подчиняться его власти, а халиф обязуется осуществлять власть в соответствии с шариатом. Наряду с отмеченным выше функциональным определением халифата, современная исламская правовая мысль выделяет институты консультации и «байа» в качестве центральных в своем подходе к халифату.

Важно подчеркнуть, что обоснованное Аль-Маварди понимание халифата представляло собой идеальную модель государства, как бы обращенную в прошлое. Она в известной мере отражала практику начального периода становления исламской власти, когда после смерти Пророка Мухаммада во главе мусульман стояли так называемые праведные халифы (632–661). Но уже государство Омейядов (661–750) существенно отличалось от той модели халифата, которую значительно позднее теоретически осмыслил Аль-Маварди. Не случайно исламская правовая наука отмечает прозорливость Пророка Мухаммада, говорившего: «Халифат по пути пророчества продлится тридцать лет, а затем Аллах вручит власть тому, кому пожелает». При этом арабский термин «мульк», который используется в данном высказывании, означает отнюдь не любую власть, а именно владычество монархического характера.

Такую трактовку детально обосновал Ибн Халдун. В своем труде «Мукаддима» он писал, что халифат представляет собой руководство людьми в соответствии с шариатом в их небесных и земных делах, относящихся к власти, поскольку все земное у Аллаха восходит к интересам потустороннего мира. Поэтому на самом деле халифат означает преемственность от Владыки шариата (т.е. Аллаха) в охране религии и руководстве земными делами. В отличие от халифата, царское владычество (мульк), будь оно естественным или политическим, выступает как руководство людьми в соответствии с прагматическими целями правителя, его страстями, рациональным осмыслением защищаемых интересов и отвергаемого вреда.

До середины XIII в. прямым преемником власти праведных халифов был халифат Омейядов и Аббасидов, сохранявший некоторые внешние признаки идеального исламского государства. Однако с течением времени классическая концепция халифата все заметнее расходилась с реально существовавшим механизмом власти в мусульманском мире, хотя формально халифат сохранялся. В Средние века миссию представлять его взяла на себя Османская империя. Арабские правители, проигравшие в соперничестве с ней, были вынуждены отказаться от претензий на халифат, в результате чего османский султан получил титул халифа. К тому же в XVI в. большинство арабских стран вошли в состав Империи и признали верховную власть султана. Такая историческая метаморфоза детально прослежена в произведении выдающегося отечественного востоковеда В.В. Бартольда.

В качестве института, имеющего религиозные основания и поэтому формально объединявшего всех мусульман, халифат номинально сохранялся до начала XX в. После распада Османской империи по окончании Первой мировой войны он превратился в чисто декоративный институт и в марте 1924 г. был официально упразднен. С этого момента халифат перестал существовать как политическая реальность.

Возрождение халифата как идея и политическая программа

Идею возрождения халифата продолжали отстаивать немало его сторонников. Среди энтузиастов такого проекта оказались в первую очередь те, кто видел в халифате единственную возможность сохранить религиозно-политическое единство мусульман. Даже накануне падения халифата с ним связывали будущее мусульманского мира и его процветание некоторые крупные исламские деятели. К таковым, например, относится российский мусульманский богослов-просветитель Муса Джаруллах Бигиев (1873–1949). В начале 20-х годов XX в., оценивая неутешительные для мусульманских народов итоги Первой мировой войны и сохраняя веру в идеальный халифат, он писал, что этот институт представляет собой высшую политическую (мирскую) власть в исламском мире, которая служит мощи государства, интересам нации и процветанию страны. Халифат не означает господства правителя, тирании или монархии. Это главенство мусульманской общины и ее независимость. Халифат не является агрессивным государством, а является системой власти, нацеленной на сохранение ислама, поддержание благополучия и самостоятельности мусульман.

М. Бигиев связывал такие качества халифата с выполнением одного непременного условия — претворением шариата. С этой целью он призывал турецкие власти положить предписания шариата в основу всего принимаемого законодательства. На взгляд ученого, уважение к халифату всех мусульман может быть достигнуто только таким путем. Он наивно полагал, что обращение к шариату поможет предотвратить революционную катастрофу и избежать соблазна искать решение политических и социальных проблем не в основах ислама, а в чуждых мусульманам источниках. Не дожидаясь революционных потрясений, полагал М. Бигиев, следует систематизировать и претворять на практике положения шариата ради обеспечения прав и достоинства человека. Лишь в этом случае халифат сохранится и станет образцом цивилизованности.

Призывы М. Бигиева и его единомышленников не были услышаны, а судьба халифата была решена. Примечательно, что в 1926 г. в Каире прошел форум с участием 38 видных мусульманских деятелей, которые обсуждали этот вопрос, но не пришли к согласию относительно воссоздания халифата. Очевидно, главной причиной явилось то, что в это время мусульманские (прежде всего арабские) страны стремились обрести национальную независимость, поэтому националистические настроения явно превалировали над идеей мусульманского единства.

После отмены халифата и провозглашения Турции республикой страна встала на путь, прямо противоположный тому, о котором писал М. Бигиев. Вместо обращения к истинам ислама, светская власть полностью отказалась от шариата, заменив его законодательством европейского образца.

Понятно, что на ликвидацию халифата не могла не отреагировать исламская политико-правовая мысль. При этом ее видные представители придерживались самых разных подходов к халифату, нередко прямо противоположных. Например, крупный либеральный мусульманский ученый и теолог Рашид Рида незадолго до упразднения халифата опубликовал книгу «Халифат, или Великий имамат», в которой изложил в сжатом виде теорию халифата как идеальной власти по сравнению с утвердившимися к тому времени в мусульманском мире государственными институтами. Весь тон этого труда был настроен на показ превосходства халифата в сравнении с иными государственными формами.

Ностальгии по халифату оппонировал ставший впоследствии знаменитым трактат Али Абдель Разика «Ислам и основы власти». Автор, преподаватель крупнейшего в мире мусульманского университета Аль-Азхар, доказывал, что в исламе нет какой-либо определенной модели власти. По его мнению, исламские принципы могут практически осуществляться при любой государственной организации, поскольку главное в них — содержание, а не форма.

После отмены халифата реальные попытки его восстановления на протяжении почти целого столетия не предпринимались. Однако тема халифата никогда не сходила с политической сцены мусульманских стран. В частности, цель построения халифата предусматривали программы целого ряда исламских политических организаций, движений и партий. Например, созданная в 1928 г. в Египте группа «Братья-мусульмане» (запрещённая в России террористическая организация) своей основной целью считала формирование исламской власти, осуществляющей полномочия в соответствии с шариатом и стремящейся к объединению всех остальных мусульманских государств ради создания халифата в границах от Индонезии до Испании.

Пожалуй, в наиболее последовательном виде программную цель создания халифата преследует Партия исламского освобождения (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, запрещённая в России террористическая организация), возникшая в 1953 г. Ее идейные установки детально изложены в трактатах крупнейшего теоретика халифата Таки ад-Дина ан-Набхани, который, придерживаясь крайне консервативного понимания халифата, разработал даже проект конституции современного исламского государства. Показательно, что, по его мнению, мусульмане обязаны установить и признавать власть только одного халифа.

Напомним также, что одна из крупнейших современных мусульманских террористических организаций «Аль-Каида» (запрещённая в России террористическая организация) тоже была настроена на учреждение исламского государства. Правда, об объявлении халифата речь не шла. Такой подход можно сравнить с движением «Талибан» (запрещённая в России террористическая организация), которое в 1996–1999 гг. находилось у власти в Афганистане. Весьма символично, что в то время его лидер Мулла Омар не был объявлен халифом, а носил титул «Амир аль-Муминин» (Эмир правоверных).
IQ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *