Что такое искусственный земельный участок

Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 246-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

(В редакции федеральных законов от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 30.12.2012 № 318-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 20.04.2015 № 102-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 03.07.2016 № 373-ФЗ, от 18.07.2017 № 177-ФЗ, от 29.12.2017 № 455-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков

Правовое регулирование отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них объектов капитального строительства и (или) их комплексного освоения в целях строительства, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 213-ФЗ)

Статья 3. Понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части

2. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.

Статья 4. Проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части

1. Инициаторами создания искусственных земельных участков могут быть федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица.

2. Инициатор создания искусственного земельного участка осуществляет подготовку проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части.

1) указание на планируемое использование искусственно созданного земельного участка с указанием предполагаемого целевого назначения, в том числе вида, видов разрешенного использования искусственно созданного земельного участка. В проекте может быть указан конкретный объект капитального строительства, для размещения которого создается искусственный земельный участок;

2) планируемое местоположение искусственного земельного участка.

4. Обязательными приложениями к проекту являются схема размещения искусственно созданного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части и обоснование создания искусственного земельного участка. Требования к схеме размещения искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части, к составу и содержанию обоснования создания искусственного земельного участка устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, подлежит согласованию с:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, государственный надзор в области внутреннего водного транспорта, а также с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта (за исключением случаев, если искусственный земельный участок создается на водном объекте в акватории морского порта); (В редакции федеральных законов от 25.06.2012 № 93-ФЗ; от 13.07.2015 № 213-ФЗ)

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание искусственного земельного участка;

3) органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется создание искусственного земельного участка.

6. Инициатор создания искусственного земельного участка направляет проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.

7. Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется создание искусственного земельного участка, в течение трех рабочих дней со дня поступления предусмотренного частью 3 настоящей статьи проекта размещают на официальном сайте такого муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанный проект и обязательные приложения к нему. Заинтересованные лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципальных образований свои предложения и замечания по указанному проекту. (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

8. Срок согласования проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, не может превышать один месяц со дня поступления данного проекта на согласование в указанные в части 5 настоящей статьи органы государственной власти, органы местного самоуправления.

9. В случае неполучения в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, инициатором создания искусственного земельного участка замечаний от органов, указанных в части 5 настоящей статьи, проект считается согласованным с ними.

10. В случае получения инициатором создания искусственного земельного участка в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, замечаний от органов государственной власти, органов местного самоуправления, указанных в части 5 настоящей статьи, по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка инициатор создания искусственного земельного участка повторно вправе направить на согласование проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, после устранения данных замечаний либо принять решение о создании согласительной комиссии с участием органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, направивших данные замечания. В случае, если инициатором создания искусственного земельного участка является физическое или юридическое лицо, решение о создании согласительной комиссии вправе принять уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по инициативе такого физического или юридического лица.

11. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать один месяц.

Статья 5. Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части

1. Инициатор создания искусственного земельного участка направляет в орган исполнительной власти, уполномоченный на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части, заявление о создании искусственного земельного участка. К этому заявлению прилагаются следующие документы:

2) проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;

3) схема размещения искусственно созданного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;

4) обоснование создания искусственного земельного участка;

5) заключения органов государственной власти, органов местного самоуправления о согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка (при наличии);

6) замечания органов государственной власти, органов местного самоуправления по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка (при наличии);

7) документ о согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка по итогам работы согласительной комиссии (при наличии).

2. Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части выдается:

1) Правительством Российской Федерации в случае, если планируется создание искусственного земельного участка для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в случае, если искусственный земельный участок создается на водном объекте, который находится в федеральной собственности, полностью расположен на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, либо на водном объекте или его части, которые находятся в федеральной собственности и не расположены на территориях субъектов Российской Федерации, а также в случае, если искусственный земельный участок создается на водном объекте в акватории морского порта; (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 213-ФЗ)

3) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если создается искусственный земельный участок на водном объекте, который находится в федеральной собственности и расположен на территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей части.

3. В течение тридцати дней со дня поступления заявления и документов, указанных в части 1 настоящей статьи, орган, уполномоченный на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка, выдает разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части либо отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

4. Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части должно содержать:

1) указание на водный объект, находящийся в федеральной собственности, или его часть, на которых планируется создание искусственного земельного участка;

2) указание на планируемое использование искусственного земельного участка с указанием предполагаемого целевого назначения, в том числе вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка, а также на конкретный объект капитального строительства, для размещения которого создается искусственный земельный участок, в случае, если это предусмотрено проектом разрешения на создание искусственного земельного участка, а в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 7 настоящего Федерального закона, указание на лицо (лиц), осуществляющее создание искусственного земельного участка и (или) строительство на нем объектов капитального строительства; (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 213-ФЗ)

3) планируемое местоположение искусственного земельного участка.

5. Орган, уполномоченный на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка, отказывает в выдаче указанного разрешения в следующих случаях:

2) отсутствие в проекте разрешения на создание искусственного земельного участка сведений, предусмотренных частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;

3) наличие замечаний указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона органов государственной власти или органов местного самоуправления по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка, которые поступили в срок, установленный частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, и не устранены на дату подачи заявления о создании искусственного земельного участка, либо такой проект не согласован по итогам работы согласительной комиссии.

6. Отказ в выдаче разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части по основаниям, не предусмотренным частью 5 настоящей статьи, не допускается.

7. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительство Российской Федерации вправе выдать разрешение на создание искусственного земельного участка при наличии замечаний указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона органов государственной власти или органов местного самоуправления по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка, которые не устранены.

8. Копия разрешения на создание искусственного земельного участка направляется заявителю органом, уполномоченным на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка, в семидневный срок со дня выдачи такого разрешения.

9. Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части является основанием для:

1) принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории в планируемых границах искусственно созданного земельного участка в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

2) проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в случае его создания за счет средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, а также на право выполнения работ, необходимых для создания искусственного земельного участка;

3) заключения договора о создании искусственного земельного участка в случае, предусмотренном частью 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

10. В случае, если создание искусственного земельного участка планируется за счет бюджетных средств, решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в такое сооружение принимаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации при наличии разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части либо решения о создании морского порта или расширении территории морского порта. (В редакции федеральных законов от 13.07.2015 № 213-ФЗ; от 18.07.2017 № 177-ФЗ)

11. В случае, если создание искусственного земельного участка предусмотрено решением о создании морского порта или расширении территории морского порта, получение разрешения на создание искусственного земельного участка не требуется. Решение о создании морского порта или расширении территории морского порта является основанием для принятия решения и выполнения работ, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. В этом случае искусственный земельный участок может создаваться также на основании концессионного соглашения. (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 177-ФЗ)

Статья 6. Работы, необходимые для создания искусственного земельного участка

1. К работам, необходимым для создания искусственного земельного участка, относятся:

1) подготовка документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка;

2) выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации для создания искусственного земельного участка;

4) проведение работ по созданию искусственного земельного участка (намыв, отсыпка донного грунта или проведение работ с использованием иных технологий). (В редакции Федерального закона от 16.12.2019 № 431-ФЗ)

2. В случае финансового обеспечения создания искусственного земельного участка за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации закупки указанных в части 1 настоящей статьи работ осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а в случае создания

Источник

Искусственные земельные участки: понятие и проблемы, возникающие при государственной регистрации прав на них

Что такое искусственный земельный участок. Смотреть фото Что такое искусственный земельный участок. Смотреть картинку Что такое искусственный земельный участок. Картинка про Что такое искусственный земельный участок. Фото Что такое искусственный земельный участок

Дата публикации: 03.10.2015 2015-10-03

Статья просмотрена: 10996 раз

Библиографическое описание:

Канская, Е. В. Искусственные земельные участки: понятие и проблемы, возникающие при государственной регистрации прав на них / Е. В. Канская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 483-486. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22160/ (дата обращения: 06.12.2021).

Все мы привыкли отождествлять земельный участок с живой природой, с её составной частью. Однако, человечество уже давно создаёт искусственные земельные участки для различных целей использования: это и Острова Пальм в Дубаи, остров из прессованного мусора и международный аэропорт Кансай в Японии построен на искусственных землях, в России часть территории Санкт-Петербурга расположена на насыпной территории. А по различным оценками, до 40 % территории Нидерланд и до 60 % территории Дании образованы в результате деятельности человека. [1] И это лишь малая часть примеров из множества уже созданных искусственных участков суши, а сколько ещё проектов ждёт своего осуществления!

Всё это свидетельствует об актуальности развития строительства искусственных участков земной поверхности, чему способствует ещё и гораздо более низкая цена таких участков, нежели цена «натуральной» земли. В связи с этим в области правового поля возникает множество вопросов, касающихся оборота искусственных земельных участков и регистрации прав на них.

Итак, понятие искусственного земельного участка содержится в Федеральном законе от 19 июля 2011 год № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Итак, под искусственным земельным участком, созданным на водном объекте, понимается «сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком». [2] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что такие земельные участки создаются двумя основными способами: путём отсыпки грунта или намыва; остальные способы создания/возведения искусственных участков суши законодатель не конкретизирует, т. к. существует ещё множество различных способов, в том числе и те, которые будут известны в будущем.

Неотъемлемым признаком искусственно созданных участков суши, как мы можем видеть из вышеупомянутого федерального закона, является ввод их в эксплуатацию и признание их после этого земельными участками. Искусственные земельные участки, как указано в законе, могут либо прилегать к существующим участкам суши, либо быть отделены от них.

Если обратиться к Федеральному закону «Об охране окружающей среды», то в статье 1 можно увидеть понятие природно-антропогенного объекта («природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение»), исходя из которого, можно сделать вывод о том, что искусственный земельный участок подпадает под это понятие тоже. [3] Однако оно гораздо уже, чем определение искусственного земельного участка в федерально законе № 246-ФЗ, из которого можно выделить обязательность ввода в эксплуатацию такого объекта и последующее его признание именно земельным участком. Но в целом, искусственный земельный участок, действительно является природно-антропогенным объектом.

Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости совершенствования понятия «искусственный земельный участок» и закрепления его в одном конкретном законодательном акте. В свою очередь мы можем предложить следующий симбиоз двух понятий, объединённых в одно целое: искусственный земельный участок — это природно-антропогенное сооружение, создаваемое на водном объекте путём намыва или отсыпки грунта, а также иных технологий, которое признаётся земельным участком после ввода его в эксплуатацию.

Интересно отметить, что некоторые учёные категорически против самого термина «искусственный земельный участок», т. к. они считают, что земля — это природный объект, который возник без участия человека и этот природный объект, как и многие другие, не может быть вновь создан, поэтому употребление данного термина является некорректным. И относить искусственные земельные участки к категории природных объектов нельзя, правильнее будет относить их к объектам капитального строительства. Такой позиции, к примеру, придерживается О. И. Красов.

Как уже было сказано, искусственный земельный участок, создаётся на водном объекте и в связи с этим могут быть изменены границы самого водного объекта, а также часть подводного дна, которая может стать уже частью суши вместе с искусственно созданным участком. Поэтому возникает необходимость перевода земель водного фонда в другую категорию. Это закрепляется Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Как отмечает Н. Н. Мельников, для возведения искусственного земельного участка предоставляется не дно водоёма, а именно сам водный объект, т. к. на землях, покрытых поверхностными водами, не формируются земельные участки в соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ. [4, с.48]

Но если земельные участки создаются на водных объектах, то закономерно возникает вопрос об их принадлежности к категории гидротехнических сооружений. Если обратиться к ст. 3 федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», то можно выявить важный признак гидротехнического сооружения — это цель его создания, а именно, для предотвращения негативного воздействия вод. Но искусственно созданные земельные участки не всегда выполняют именно эту функцию. [5] Следовательно, отнести земельные участки, созданные человеком, к понятию гидротехнического сооружения можно далеко не всегда.

Т. к. водный объект, взаимосвязанный с искусственным земельным участком всегда находится в динамике и воздействует на его границы, то возникает вопрос о том, как же всё-таки регистрировать права на данный земельный участок. Подобный вопрос возник в суд при рассмотрении дела об отказе регистрирующего органа зарегистрировать право собственности на пляже, границы которого омывались водами и постоянно менялись. В связи с этим было невозможно установить точные границы земельного участка, поэтому регистрирующий орган отказывался признавать данный искусственный земельный участок объектом недвижимости. По итогам разбирательства суд вынес решение о необходимости руководствоваться технической документацией объекта и его целевым назначением. В данном случае в документации было указано, что пляж возведён для укрепления берегового массива и гашения энергии волн, следовательно, пляж является гидротехническим сооружением, на которое следует признать и зарегистрировать право собственности. [6]

Как показывает анализ судебной практики, довольно часто возникают споры связанные с использованием искусственного земельного участка совместно с водоёмом. Так в производстве Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа находилось дело о возврате берегоукрепительного сооружения в государственную собственность. В материалах дела сообщалось, что ОАО приобрело в рамках приватизации берегоукрепительное сооружение в полуразрушенном состоянии. В ходе реконструкции этого сооружения было сооружён новый объект-причал, право собственности, на который было признано за ОАО. В дальнейшем приватизация была признана недействительной, и государственный орган обратился в суд с истребованием предмета сделки обратно. Но суд установил, что возврат прежнего берегоукрепительного сооружения в натуре невозможен вследствие его полной реконструкции. [7]

Также, довольно часто возникают споры о квалификации объектов, эксплуатация которых предусматривает взаимосвязанное использование водного объекта и искусственного земельного участка. Так в производстве арбитражного суда находилось дело об истребовании арендодателем имущества у арендатора по окончании срока аренды. Спор возник относительно затона, который арендодатель считал техническим сооружением. Изучив техническую документацию суд пришёл к выводу, что затон в данном случае является именно водным объектом, к тому же арендатор так и не смог доказать возможность использования затона отдельно от водного объекта. [8]

Создание искусственных земельных участков, как выяснилось в ходе изучения материалов по данному вопросу, вызывает большой общественный резонанс населения, на чьей территории проживания создаются такие участки. На данный момент законодатель не обязывает проводить публичные слушания и учитывать мнение большинства населения. Например, ч.7 ст.4 ФЗ № 246-ФЗ предусматривает размещение проекта искусственного земельного участка только на сайте муниципального образования, где будет возведён искусственный земельный участок. Гораздо рациональнее со стороны законодателя, было бы включить в закон императивную норму и размещении проекта такого участка в периодических изданиях, которые доступны гораздо более широкому кругу населения, чем сеть «Интернет». Учёт мнения населения является такой же важной процедурой, как и получение разрешения на создание искусственного земельного участка. Поэтому необходимо на законодательном уровне закрепить обязательность информирования населения должным образом и различными способами, включая сеть «Интернет», периодические издания, радио и телевидение. Напомним, что в соответствие со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на предоставление достоверной информации о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу в неблагоприятной окружающей среды, которая была вызвана экологически правонарушением. А т. к. создание искусственного земельного участка — это прямое вмешательство в живую природу, то изменение окружающей среды неизбежно, и очень важно, чтобы эти изменения были в рамках допустимых норм и не причиняли вред жизни и здоровью населения, на чьей территории возводится искусственный земельный участок [10, с.63].

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование вопросов, касающихся искусственных земельных участков стоит на стыке правового регулирования гидротехнических сооружений и земельных участков. Порой даже в судебных процессах возникают вопросы о том, чем же является предмет спора: гидротехническим сооружением или искусственным земельным участком. И хоть создание подобных участков суши известно уже много веков, законодательство нуждается в более детально и конкретно регулировании этого вопроса, в особенности, конкретизации понятия и признаков искусственных земельных участков. А также в детальном регулировании процедуры создания таких участков, включающую в себя обязательный учёт мнения населения, которое должно широко информироваться о существовании проекта по созданию искусственного земельного участка.

2. Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета.2011. № 159.

3. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. 2002. № 6.

4. Мельников Н. Н. Искусственный земельный участок: поиск универсального определения // Журнал Российского права. 2011. № 5. С.48–56.

5. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. 1997. № 144.

6. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 января 2007 г. № Ф08–6985/2006, Определение ВАС РФ от 23 апреля 2007 г. № 4113/07.

7. Определение ВАС РФ ВАС РФ от 23 апреля 2010 г. № ВАС-327/08

8. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 июня 2008 г. № Ф04–2775/2008(6259-А75–12).

9. Комментарий к статье 22.3 ФЗ — О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // http://narodirossii.ru/?p=5026/

10. Гринь Е. А. Принудительное прекращение прав на земельные участки: теория и практика правового регулирования: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Краснодар, 2012. 203 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *