Что такое иски источника выбросов
Виды источников выбросов на предприятии
Неорганизованные источники загрязнения атмосферы в примерах
Источники загрязнения атмосферы, которые имеются на предприятии или в организации, становятся одним из центров внимания экологов на предприятии, так как требуют соответствующего документального оформления, контроля, включения в проект ПДВ и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. На страницах нашего сайта вы найдете массу полезной информации о составлении проекта ПДВ, источниках, инвентаризации выбросов и профессиональной помощи, которую наша компания предлагает в данных вопросах.
В статье мы хотели бы уделить внимание неорганизованным источникам выбросов, которые, в соответствии с действующей классификацией и привести их примеры. Исходя из определений ГОСТ и нормативных докумеего окна или двери.нтов, которыми пользуются экологические службы, неорганизованные источники – это такие источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, от которых вредные вещества при попадании в атмосферу не проходят через устройства, задающие скорость или силу выброса, ограничивающие каким-либо образом или очищающие выброс. Загрязняющие вещества поступают напрямую в атмосферу, либо, если неорганизованный источник выброса расположен в помещении, через его окна или двери.
Иными словами, это источники выбросов, не имеющие труб, шахт, специальных отводов или иных технологических и конструктивных особенностей, которые бы позволили ограничить попадание вредных веществ в атмосферу или очищать выброс.
Среди конкретных примеров неорганизованных источников выбросов множество устройств или площадок, которые на первый взгляд могут таковыми не показаться.
Прежде всего, это места соединений, пробоин или технологических отверстий в трубах, вентиляционных шахтах или других «ходах», через которые идет загрязненный воздух. Открытые резервуары, места накопления и хранения отходов, топлива, горюче-смазочных веществ также являются неорганизованными источниками выбросов, как и места сжигания отходов или сырья.
Площадки, предназначенные для проведения погрузо-разгрузочных работ, взрывных работ, буровых работ, карьеры или открытые площадки сборки и монтажа – тоже неорганизованные источники выбросов.
Автомобильные стоянки или «гаражи» под открытым небом — также в их числе, хотя причина неочевидна. Зачастую в транспортных средствах происходят утечки топлива или масел, других жидкостей, содержащих вредные вещества, все они оказываются на земле и испаряются в открытый атмосферный воздух.
Стационарные: организованные и неорганизованные источники выбросов в примерах
Все потоки веществ, которые своим попаданием в окружающую среду вызывают в ней отрицательные изменения, принято называть негативным воздействием на окружающую среду. Существуют нормативы предельно допустимых выбросов, которые служат показателем критического уровня концентрации веществ в окружающей среде. Если объемы выбрасываемых веществ превышают допустимые нормы, можно говорить о вреде, причиняемом окружающей среде вашим предприятием.
Объект, который распространяет загрязняющие вещества в атмосферу, именуется источником загрязнения. Применительно к загрязнению окружающей среды целесообразно использовать термин «выброс вредных веществ».
Источники загрязнения можно разделить на стационарные и передвижные, к последним относятся транспортные средства и жидкости.
Для подсчета объема загрязняющих веществ и сравнения показателей организованных источников выбросов с нормативами предельно допустимых выбросов в основном используют инструментальные методы.
Согласно действующим правилам, руководство предприятия должно проводить инвентаризацию как организованных, так и неорганизованных источников выбросов, контролировать их количество и месторасположение. Само собой, для каждого источника и каждого загрязняющего вещества должны соблюдаться предельно допустимые выбросы.
Передвижные источники выбросов с примерами
Источники выбросов — это любые объекты, которые распространяют в окружающий атмосферный воздух загрязняющие вещества, вредные для здоровья людей и природы. Источников выбросов на территории и в собственности вашего предприятия может быть очень много, даже если на первый взгляд вам кажется, что вы не загрязняете окружающую среду.
За каждый из них вы несете ответственность. Согласно законодательству, вы обязаны учесть все источники выбросов, провести инвентаризацию, составить проект ПДВ и строго контролировать каждый из них.
Давайте еще раз разберемся, какие именно объекты можно отнести к источникам выбросов. Согласно существующей классификации, все источники можно разделить на стационарные или передвижные.
Со стационарными источниками все более или менее понятно — они должны находится в пределах территории, собственником или арендатором которой является ваша компания. Что касается передвижных источников выбросов, то здесь дела обстоят иначе.
К передвижным источникам можно отнести все транспортные средства, которыми владеет организация, а именно: автомобили, воздушные и морские суда, любые средства передвижения, двигатели которых работают на топливе.
Что такое иски источника выбросов
Государственный кадастр отходов
Государственный реестр объектов размещения отходов
Федеральный классификационный каталог отходов
Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений
Личный кабинет природопользователя
Перечень государственных услуг
Коды и реквизиты платежей
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Реестр материалов общественных обсуждений
Порядок и сроки проведения ГЭЭ, комплектность представляемых материалов установлены:
— Федеральным законом от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «О государственной экологической экспертизе»;
— Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996г. № 698 «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»;
— Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
— Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.05.2014 № 204 «Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня»
О фактах коррупционных проявлений, конфликта интересов в действиях гражданских служащих Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора и несоблюдения ими ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации в сфере правового регулирования противодействия коррупции и трудовых отношений, Вы можете сообщить в межрегиональный отдел кадрового обеспечения, профилактики коррупционных, иных правонарушений Северо-Кавказского межрегионального управления:
по «телефону доверия»: 8 (87934) 2-13-92 (доб. 212),
по адресу электронной почты: opko-skfo@mail.ru
«Телефон доверия» функционирует в рабочие дни недели (понедельник – пятница) с 09.00 до 16.00 часов.
При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган следующие документы:
Опись прилагаемых документов.
При подготовке документов необходимо руководствоваться:
Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
Регистрация входящей документации осуществляется каждую среду с 09.00 – до 12.00 по адресу: Варшавское шоссе, д.39а, 1 этаж, кабинет № 104.
Отчётность и плата за НВОС: 7 главных новшеств
До 1 марта 2021 года компании должны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), а до 10 марта — сдать отчётность за 2020 год. Но правила расчётов и форма с прошлого года изменились. Мы собрали все важные новшества.
Кто отчитывается и платит за НВОС
Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.
Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).
Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов
С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.
В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.
Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта
До 1 января 2020 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.
С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):
Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа
Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.
Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).
Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)
Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.
Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.
Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.
Было | Стало |
---|---|
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 | Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1 |
Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.
Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.
С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.
Было | Стало |
---|---|
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5 | В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25 |
Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)
Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).
Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).
Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25
Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25
Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).
С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.
Было | Стало |
---|---|
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 | Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25 |
Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)
Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.
Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.
Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.
Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:
Было | Стало |
---|---|
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25 | По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100 |
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25 | |
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1 | |
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25 |
Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)
Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.
Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.
Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.
Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.
Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)
Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.
Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:
Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.
Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)
Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.
Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы
С отчётности за 2020 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39).
Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну.
Новшество 4. Зачёт переплаты
Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857).
Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами
Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.
Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы
Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.
Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.
Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:
Новшество 7. ОКТМО объекта
В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.
Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.
Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
от 31 октября 2016 г. N АС-09-00-36/22354
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
1. По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию.
2. По вопросу постановки на учет объектов НВОС, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
В таком случае при присвоении кода объекту НВОС в разряде «AA» указывается код того субъекта Российской Федерации, где расположен территориальный орган Росприроднадзора, осуществляющий постановку на учет.
Информация о фактическом местонахождении объекта НВОС указывается в реестре (п. 4 ст. 69 Закона, подпункт «б» п. 5 Правил-572).
3. По вопросу определения объектов НВОС III категории.
Одним из признаков отнесения объекта к объекту НВОС IV категории в соответствии с п. 6 Критериев является наличие одновременно следующих критериев:
наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ. (Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе для охраны атмосферного воздуха, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р на основании п. 2 ст. 4.2 Закона. В данном перечне отсутствует разделение загрязняющих веществ на классы опасности, в связи с чем критерий наличия/отсутствия в составе выбросов веществ I и II классов опасности в настоящее время не может быть применен);
отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
С учетом того, что объекты НВОС III категории характеризуются более высоким негативным воздействием, чем объекты НВОС IV категории, они могут быть отнесены к III категории только в случае превышения уровней воздействия на окружающую среду, указанных в п. 6 Критериев.
выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками массой более 10 тонн в год;
выбросы радиоактивных веществ;
сбросы загрязняющих веществ в системы водоотведения в результате использования вод не для бытовых нужд;
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, недра, на землю.
4. По вопросу постановки на учет офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т.д.
Как отмечалось выше, у объекта НВОС IV категории в соответствии с п. 6 Критериев должны выполняться следующие условия:
наличие стационарных источников выбросов;
наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год;
отсутствие выбросов радиоактивных веществ;
отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд;
отсутствие сбросов в окружающую среду (то есть сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность).
Понятие использования вод для бытовых нужд в законодательстве об охране окружающей среды не установлено, вместе с тем, при определении данного термина возможно руководствоваться законодательством о водоснабжении и водоотведении. Так, в п. 18 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено понятие питьевой воды (вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
В приложении 4 к Правилам-644 содержится перечень производственных процессов, при осуществлении которых абонент обязан иметь локальные очистные сооружения и осуществлять сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод, прошедших предварительную очистку. К таким процессам, в том числе, относятся машиностроение, гальваническое производство, производство строительных материалов и конструкций, отдельные виды пищевого производства и другие процессы.
В случае если хозяйствующий субъект относится к категории абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, либо осуществляет деятельность, указанную в приложении 4 к Правилам-644, и обязан, таким образом, иметь локальные очистные сооружения, использование вод таким субъектом не является использованием вод для бытовых нужд.
Соответственно, если абонент осуществляет использование вод не только для бытовых нужд, то он не соответствует уровню воздействия на окружающую среду, указанному в подпункте «б» п. 6 Критериев, и, таким образом, на основании п. 5 Критериев, подлежит отнесению к III категории.
5. По вопросу постановки на учет объектов образования и обращения с отходами производства и потребления.
Образование отходов в соответствии с Критериями не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС.
В случае, если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.
Транспортирование и накопление отходов сами по себе также не являются признаком отнесения объектов к категориям объектов НВОС.
Критериями отнесения объектов НВОС к объектам I, II категорий является осуществление деятельности по обезвреживанию или размещению (хранению и захоронению) отходов (подпункт «п» п. 1, подпункт «р» п. 2 Критериев).
Деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов может являться критерием отнесения объектов к объектам НВОС только в случаях осуществления на этих объектах также деятельности по обезвреживанию и размещению отходов (подпункты «н», «о» п. 1, подпункт «ч» п. 2 Критериев).
6. По вопросу рассмотрения заявок с указанием сведений об объектах, не являющихся объектами НВОС.
В случае если объект, заявленный к постановке на учет, не является объектом НВОС в соответствии с Критериями, территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок со дня приема заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет направляют заявителю уведомление с данной информацией и ссылкой на несоответствие объекта положениям Критериев.
На основании п. 1 ст. 16.1 Закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Закона объекты НВОС подразделяются на четыре категории, иных категорий и видов объектов НВОС в законодательстве не предусмотрено. Если объект хозяйственной деятельности не соответствует Критериям, то такой объект не является объектом НВОС, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды.
Соответственно, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у таких лиц отсутствует.
7. По вопросу отказа в постановке на учет.
Уведомление об отказе в постановке на учет в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки направляется заявителю территориальным органом Росприроднадзора или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в п. 20 Правил-572 допущена техническая ошибка).
8. По вопросу рассмотрения заявок, содержащих недостоверные сведения.
Правилами-572 не предусмотрена проверка достоверности сведений, указанных в заявке. Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 69 Закона государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации о таких объектах.
В этой связи, если в ходе рассмотрения заявки выявлен факт представления недостоверных сведений (в том числе, указание в графе заявки не той информации, которая должна быть указана; указание в заявке неверных данных, содержащихся в документах, которые находятся в распоряжении территориального органа Росприроднадзора), такой факт необходимо рассматривать как отсутствие сведений, подлежащих включению в реестр, и соответственно, как основание для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет.
В случае обнаружения в заявке неточных данных, опечаток, технических ошибок целесообразно в рабочем порядке предложить заявителю представить доработанную заявку с уточненной информацией взамен ранее представленной. В случае отказа заявителя предоставить уточненную информацию заявителю направляется отказ в постановке на учет.
Внесение в реестр заведомо недостоверной информации об объекте НВОС не допускается.
9. В связи с отсутствием в настоящее время государственной информационной системы, необходимой для ведения реестра, при получении заявок о постановке на учет целесообразно в рабочем порядке просить у заявителя копию заявки в электронном виде в формате «Word» с целью облегчения последующего введения информации в реестр. При этом непредставление им запрошенной информации не может являться основанием для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет.
10. В п. п. 21, 22 Правил-572 предусмотрено перенаправление заявки в электронном виде по подведомственности в случае, если она поступила не в тот орган исполнительной власти, в котором объект НВОС подлежит постановке на учет.
Необходимо отметить, что заявки, представленные на бумажном носителе, также подлежат перенаправлению в уполномоченный орган исполнительной власти с соблюдением сроков, установленных п. п. 21, 22 Правил-572, о чем должен быть проинформирован заявитель.
11. По вопросу о порядке присвоения категории объектам НВОС.
В заявке указывается декларируемая категория объекта НВОС. В соответствии с п. 4 ст. 4.2 Закона присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.
В Правилах-572 не предусмотрено, что объекту НВОС присваивается именно та категория, которая была задекларирована в заявке. На основании п. 24 Правил-572, в случае, если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.
В случае если территориальный орган Росприроднадзора в ходе рассмотрения информации о хозяйственной деятельности, указанной в заявке, пришел к выводу, что объект НВОС не соответствует декларируемой категории, то в реестр и в свидетельство вносится та категория объекта НВОС, которая соответствует его хозяйственной деятельности и уровню негативного воздействия. Хозяйствующий субъект при этом должен быть уведомлен о том, что эксплуатируемому им объекту НВОС присвоена категория, отличная от той, которая была им задекларирована, с указанием соответствующих пунктов Критериев, на основании которых было принято такое решение.
12. В соответствии в п. 1 ст. 69.2 Закона объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Таким образом, заявку о постановке объекта на учет подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует). В случае если объект НВОС передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор. В случае расторжения договора аренды, сведения о юридическом лице, указанные в реестре, подлежат актуализации в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона.
Необходимо отметить, что за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по представлению сведений для актуализации учетных сведений в реестре предусмотрена административная ответственность в ст. 8.46 КоАП РФ.
Поручаю довести указанную информацию до сведения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судебная практика и законодательство — Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»
По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, необходимо обратить внимание, что внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено (письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», размещено в системе Консультант Плюс).
По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, необходимо обратить внимание, что внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено (письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», размещено в системе Консультант Плюс).