Что такое иом в образовании
Индивидуальный образовательный маршрут как один из путей индивидуализации образования
Кривцова М. И., педагог-психолог,
высшая квалиф. категория,
МАДОУ №20 «Дружный хоровод»,
Индивидуальный образовательный маршрут как один из путей индивидуализации образования
Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ребенку собственную траекторию обучения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов для оптимального обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети,имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.
В настоящее время о создании специальных условий для получения образования для детей с ОВЗ,говорится в следующих нормативно-правовых актах:
Согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (ст. 23).
• ФГОС ДО так жепредлагают учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения ребенком с ОВЗ образования.
Требования Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО предполагают индивидуализацию образования, в т. ч. поддержку ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональную коррекцию особенностей его развития.
• В федеральном законе «Об Образовании в РФ» (ст. 64) указано, что «. образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.».
Использование индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги вкладывают правильный смысл в это понятие.
В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей детей» в условиях коллективного характера воспитания и обучения. Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных детей для коллективного продвижения к общему для всех результату.
Некоторые современные педагоги рассматривают индивидуальный образовательный маршрут только, как спектр условий, создаваемых педагогом. Другая категория педагогов склонна рассматривать ИОМ в личностно-ориентированном контексте, в котором образование понимается, как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем.
В результате разнообразия взглядов возникает и множественность подходов к определению понятия «индивидуальный образовательный маршрут».
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в сфереинтеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного и нравственно-духовного развития, который строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, где активными участниками являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
Поэтому в нашем понимании ИОМ – это специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках детей, овладеть ключевыми образовательными компетентностями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации и стимулировать гармоничное развитие воспитанника.
Такое определение нам ближе, т. к. чаще всего ИОМ в нашей ДОО необходимо разрабатывать для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Чаще всего дети, посещающие группу компенсирующей направленности, имеют диагноз ОНР разной степени тяжести.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.
В ряде случаев сопутствующим общему недоразвитию речидиагнозом бывает дизартрия.
Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга.
При разработке индивидуальных маршрутов развития ребенка с ТНР необходимо принимать во внимание не только «зоны ближайшего развития»(Л. С. Выготский, но и «горизонты развития» (Н. Н. Поддьяков, когда все дети находятся в одном образовательном и социокультурном пространстве (Ж. Пиаже, но «движутся» разными маршрутами к «горизонтам» своего развития через «зоны ближайшего развития».
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
-создать благоприятные условия для общего развития ребенка и освоения ООП ДО;
— корректировать речевое развитие детей;
-повышать уровень общего сенсорного, интеллектуально-волевого развития, расширять кругозор;
-корректировать зрительно-моторные нарушения, общую и мелкую моторику;
-способствовать формированию у воспитанников положительной оценки себя и своих способностей;
-формировать бытовую ориентировку, прививать общепринятые правила и нормы поведения.
Это обеспечивает успешное освоение каждым воспитанником основной общеобразовательной программы дошкольного образования, личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей и приносит преимущества социальному, нравственному и когнитивному развитию каждого ребенка.
Структура индивидуального образовательного маршрутавключает следующие компоненты:
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута,его успешность зависит от соблюдения комплекса факторов:
— учёт особенностей, интересов и потребностей самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
— учёт возможностей ДОО удовлетворить образовательные потребности детей;
— учёт оснащённости материально-технической базы ДОО.
Мы используем ИОМ в работе с детьми, посещающими группу компенсирующей направленности и имеющими трудности освоения адаптированной образовательной программы.
Индивидуальный образовательный маршрутвоспитанника с ОВЗ включает следующие разделы:
Индивидуальный маршрут сопровождения___
2. Дата поступления в учреждение.
ИОМпредназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями, поэтому есть пункт 3.
3. Заключения врачей –специалистов:невролога (наличие дизартрии, СДВГ, отоларинголога о состоянии слуха, хирурга-стоматолога о длине подъязычной связки, ортопеда о врожденных нарушениях осанки и т. д.
4. Заключение ТПМПК – уточненный диагноз.
5. Заключение ППк (протокол № от):
— например, по результатам первичного мониторинга затруднено освоение программы своей возрастной группы; необходима разработка и реализация ИОМ (ведущий специалист учитель-логопед); Делается вывод, что наиболее эффективны индивидуальные формы обучения;
6.Психолого-педагогическая характеристика ребенка: включает анамнез развития, итоги диагностических обследований специалистов, заключение об успешности освоения ООП ДО, особенности поведения, семейной ситуации.
7. Образовательный маршрут
В данном разделе в пояснительной записке авторы ссылаются на нормативные документы, регулирующие процесс обучения ребенка.
В данном разделе может быть помещен учебный план или сетка занятий ребенка.
8. Организация сопровождения (указываются специалисты, привлечение внешних ресурсов, направления работы, план работы, функциональные обязанности специалистов).
Для ребенка с ТНРвыделяется следующая последовательность этапов сопровождения: Сл. 12
• диагностический (проводится обследование ребенка специалистами и воспитателями);
Результат: создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребёнку с нарушениями речи. Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОО и родителей.
После каждого этапарезультаты сопровождения обсуждаются на психолого-педагогическом консилиуме ДОО, где коллегиально вырабатывается дальнейшая стратегия сопровождения детей, корректируются и согласовываютсяцели и задачи.
• конструктивный (основной) этап предполагает собственно коррекционную работу с ребенком; Реализацию коррекционно – развивающих программ.
Результат: устранение отклонений в речевом психическом, физическом развитии. Сл. 15
• контрольный (заключительный) этап- проведение повторной диагностики, которая позволяет оценить эффективность проведенной работы и наметить перспективу дальнейшего развития детей.
Результат: решение о прекращении коррекционной работы с ребёнком. Изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных программ, направление детей 6-7 летна ТПМПК по набору в классы СКК происходит посредством коллегиального заключения педагогов на ППк ДОО.
9. Содержание работы по сопровождению ребенка
•постановка цели: обеспечение условий для усвоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы и интеграции в образовательном учреждении;
• формулировка задач коррекционной работы педагогов;
• определение основных форм работы специалистов и предполагаемого результата;
Родителям таких детей необходима психолого-педагогическаяподдержка, просвещение,часто коррекция родительско-детских отношений, так как обе стороны испытывают трудностив общении, социальной адаптации. Поэтому предусмотрен пункт 9.
10. Организация взаимодействия с семьей (формы, содержание)
Указываются цели, задачи, ожидаемые результаты, направления и формы работы с семьей.
11. Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации педагогам на последующую ступень обучения.
Результативность использования данной программы– анализ условий эффективной работы ИОМ. Примерный прогноз развития ребенка включает описание положительной динамики развития ребенка, изменений семейной ситуации. Рекомендации формулируются исходя из особенностей ребенка с ОВЗ.
Обучение дошкольников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:
1. При выборе способов индивидуального подхода к детям опираться на знание их личностных особенностей.
2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей. Замечать даже небольшие успехи и достижения воспитанников с неразвитыми познавательными интересами и низкой учебной мотивацией, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
3. Обеспечивать на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивное восприятиеобразовательной деятельности ребенком.
4. Непротивопоставлять более успешных детей слабоуспевающим.
5. Подвергать критике только конкретные действия ребенка, не задевая его личность (замечания без эмоциональной окраски и осуждения).
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут становится персональным путем реализации личностного потенциала ребенкас ограниченными возможностями здоровья, позволяет расширить круг его интересов, компенсировать недостатки развития и обучения, повысить самооценку, интегрировать его в социум.
4. Н. В. Нищева Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет. С-Пб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. – С. Пб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
6. Федеральные государственные требования дошкольного образования.
7. Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об Образовании в РФ».
Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.
Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
«Обычно в школе тебя тянут, а тут ты сам себе директор». Что такое индивидуальный образовательный маршрут и как его выстраивают сами дети
Индивидуальная образовательная траектория — путь обучения, при котором ученик получает знания именно в тех сферах, которые ему интересны и ценны, и сам может менять программу. Образовательные консультанты, учителя и сторонники альтернативных методов обучения рассказывают, как выстроить этот маршрут, чтобы получить максимум пользы для ребенка, какую роль в этом играет школа и почему индивидуализация обучения может стать причиной социального неравенства.
Что такое индивидуальный образовательный маршрут?
Сегодня мы всё чаще видим, что сценарии успеха старшего поколения больше не работают. Учеба в вузе теперь не гарант стабильной карьеры, а смена деятельности — скорее правило, чем исключение. Только за последний год около четверти россиян поменяли профессию. По прогнозам консалтинговой фирмы McKinsey, в ближайшие 10 лет число работников, которые решат перейти в другую отрасль, в мире увеличится на 12%.
Как следствие, в сфере образования появляются новые тенденции. На смену стандартным, раз и навсегда утвержденным учебным планам приходят индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ). Суть этой методики в том, что каждый человек строит свой личный маршрут к знаниям — а значит, может в любой момент его скорректировать, если у него изменятся цели, потребности и ценности.
Выстроить индивидуальный маршрут можно и в обычной общеобразовательной школе. Однако больше инструментов для этого, как правило, бывает у учеников, выбравших альтернативные методы обучения.
Ученики, находящиеся на заочных или очно-заочных формах обучения, сторонники семейного образования или школ с альтернативными методиками преподавания самостоятельно распоряжаются своим временем.
Вот один из примеров.
Проучившись в государственной школе 9 лет, Туся Ширкова перешла в «Демократическую школу 5, подъезд 7», которая смогла предложить ей более удобный и свободный формат обучения.
«У нас очная школа, но я живу в 120 км от Москвы, поэтому езжу на занятия раз в неделю, а всё остальное время учусь онлайн. Мы все приходим в школу, и проводим утром общий сбор: голосованием решаем, что сегодня делаем. Например, кто-то из учеников предлагает поиграть в футбол, кто-то — сходить в музей или заняться определенным курсом химии. Дальше мы распределяемся по интересам, и так проходит день. У нас нет классов, четких уроков и расписаний. Школа — пространство, где тебе рады и готовы поддержать любую твою инициативу. Но при этом инициатива должна исходить от тебя. Я сама договариваюсь с учителями, в какой день удобно провести занятие, и составляю свое расписание на неделю. Это очень помогает развивать коммуникативные способности и навыки тайм-менеджмента», — рассказывает Туся.
Многие ученики «Демократической школы» прикреплены к обычной общеобразовательной, и в личном кабинете на портале ЦПСО у них есть список предметов, по которым они должны сдать итоговые экзамены онлайн для аттестации в школе.
«Моей основной целью в этом году было прохождение аттестаций, — говорит Туся. — Я больше времени уделяла гуманитарным предметам, потому что они мне в радость. А еще решила подтянуть знания по физике и химии, хотя они мне и не понадобятся для поступления. Сейчас моя цель — понять, куда я хочу поступить. И в дальнейшем, в зависимости от того, какой план я выберу, буду выстраивать свой учебный год.
Когда ребята попадают из обычной государственной школы в новую, более свободную академическую среду, им требуется примерно два месяца на адаптацию. Поначалу они немного растеряны: никто не занимает их делом. Но потом привыкают и уже сами начинают генерировать идеи и предлагать разные активности.
В первый месяц мне было сложно понять, за что хвататься: нужно было пройти аттестацию по 15 предметам. Обычно в таких случаях помогают кураторы. В школе ты можешь выбрать человека и предложить ему с тобой работать. Моя кураторка помогала мне с планированием, документами, учебниками и во всём меня поддерживала.
Здесь любой учитель готов оказать помощь — это основное отличие от моей старой школы. Для меня было открытием, что, если ты не хочешь что-то делать, ты можешь этого не делать. Твои проблемы не обесцениваются, о тебе заботятся и полностью тебя принимают.
Ты тоже принимаешь решения: все школьные правила утверждаются путем голосования. Это дает ощущение собственной ценности, ты чувствуешь спокойствие, что тебя никто не осудит. За год школа помогла мне прокачать soft skills и критическое мышление. В обычной школе тебя тянут: ты находишься в системе, где ходишь с урока на урок через не могу, изучая ненужные и бесполезные дисциплины. А здесь ты сам — директор своей школы и должен придумать себе учебный план. Это очень полезно, развивает самостоятельность, креативность и навыки работы в команде.
Возможно, минус школы, из-за которого она может подойти не всем, — «проседание» академических знаний. Одни ученики приходят за серьезной подготовкой в плотном режиме, а другие — за общением, и для них ценно просто проводить время в сообществе, но, скорее всего, академических знаний у них будет меньше».
Как построить индивидуальный образовательный маршрут?
«Сейчас дети учатся иначе, как — непостижимо для взрослых», — считает Светлана Марзеева, соучредитель Ассоциации развития семейного образования. По ее мнению, основной способ познания современных учеников — гаджеты, а школа давно утратила свою актуальность.
«Раньше было важно именно накопление информации, она была действительно актуальной для того времени, это были свежие научные данные, необходимые и для развития интеллекта, и для будущей профессии учеников. Но за прошедшие годы содержание образовательных стандартов полностью устарело, превратилось в инфомусор.
Сегодня обучение в государственных школах — это информационная интоксикация, от которой вреда гораздо больше, чем пользы. ФГОСы вообще никак не поменялись, они только расширяются и дополняются. В итоге дети перегружены, тратят время на то, что никогда не пригодится им в жизни, но не развивают жизненно важные навыки и умения».
По мнению Светланы, при такой нагрузке зачастую самый лучший вариант, если нет желания или возможности отказаться от госшколы полностью, — написать заявление на имя директора школы о переходе на обучение по индивидуальному учебному плану. Оно позволяет включать и исключать учебные предметы, изучать их по блокам, а не параллельно, как в школе, уменьшать часы изучения до минимального базового уровня, определенного ФГОС. Это удобно, если ребенок усиленно занимается спортом, или ему нужна меньшая нагрузка, или требуется больше времени для изучения материала.
Далее школа и родители заключают договор, в котором прописывают детали: например, что ученик не посещает школу по средам, а также уроки ИЗО в связи с обучением в художественной школе; не ходит на уроки русского языка, который изучает в онлайн-школе, где и получает оценки, а госшкола заносит их в ведомость согласно договору о сетевом взаимодействии.
Соосновательница просветительского проекта «PROшколу», учитель Полина Гавриленко менее категорична в этом вопросе. По ее словам, школы постепенно перенимают положительный опыт и стремятся реализовать принцип индивидуализации образования. Большинство учебных заведений переходят на модель профильного обучения в старших классах. В некоторых школах внедряется индивидуальный образовательный маршрут.
Происходит это по-разному. Где-то маршрутные листы формируются только по факультативным занятиям; где-то индивидуальный маршрут создается под конкретный предмет, и ребенок выбирает темп освоения материала, темы, формы контроля; а где-то из большого числа курсов и факультативов с помощью тьютора ученик формирует свой образовательный трек. Чем богаче образовательная среда, тем привлекательнее для ребенка выбор, и тем больше шансов угадать с направлением. Но на такой сценарий тратится очень много ресурсов.
«Сегодня сложно реализовать модель школы, ориентированной на развитие индивидуальности каждого ребенка, — рассказывает Полина. — Чаще всего это могут себе позволить маленькие авторские или альтернативные школы, где большая вовлеченность родителей, и там учатся дети, как правило, из семей с высоким социально-экономическим статусом. Они заинтересованы в максимальном развитии ребенка, включены в его образование. Есть совместная ответственность за результат. Школа и родители стараются обеспечить потребности ребенка и в случае возникновения трудностей или рисков корректируют образовательный трек.
В случае с массовой школой ситуация обратная. Для большинства родителей школа — своего рода камера хранения. Представьте себе родителей, озабоченных тем, как заработать на кусок хлеба, и вот им предложили выбрать предметы, которые интересуют ребенка или пригодятся ему в будущем. Вряд ли они смогут это сделать, учитывая низкий уровень осведомленности родителей в вопросах профориентации».
Также Полина отмечает: независимо от трендов на рынке труда, такие качества, как самостоятельность, ответственность, умение учиться, сотрудничать, быть лидером там, где того требует ситуация, активность и инициативность не менее ценны, чем знания. Но, обучая всех по одной программе, добиться таких результатов сложнее.
В идеале индивидуальный образовательный маршрут помогает составить тьютор. В отличие от традиционного учителя тьютор ничего не навязывает, а помогает сориентироваться в собственных интересах, желаниях, потребностях, синхронизировать их с тем, что требуется рынку труда, с тем, что важно уметь в современном мире.
При самостоятельном, внеинституциональном создании образовательного трека Полина Гавриленко советует учителям и родителям обратить внимание на следующие принципы:
Эксперт и консультант по образованию Полина Мальцева рассматривает школу как всего лишь один из инструментов, с помощью которого может быть сформирован индивидуальный образовательный маршрут:
«Ни одна школа полностью не обеспечит ребенку то, что нужно для качественного развития. Есть необходимость в составлении мозаики, где школа — один из элементов, кроме которого есть еще другие во второй половине дня. Индивидуальный образовательный маршрут выстраивается в семье, если речь идет об учениках дошкольного или младшего школьного возраста. И чтобы его сформировать, нужно совершить три универсальных шага:
Как индивидуальные образовательные траектории влияют на социальное неравенство?
В докладе на конференции «Тенденции образования 2021» научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин поднял тему неравных возможностей: «Если у нас есть индивидуальная траектория, то, разрушая классно-урочную систему, мы разрушаем и привычную социальную группу, хорошую или плохую. А вводя выбор в эту индивидуальную траекторию, мы создаем новую ситуацию, в которой обостряются риски неравенства».
Это предположение обусловлено теорией социолога Раймона Будона, согласно которой эффекты социально-экономического положения семьи на образовательный выбор ребенка разделяются на первичные и вторичные. Первичные проявляются в том, что ученики из более обеспеченных семей имеют более высокие образовательные достижения. Вторичные — в том, что даже при одинаковой успеваемости дети с более высоким социально-экономическим статусом чаще продолжают обучение в старшей школе по сравнению с одноклассниками с более низким социально-экономическим статусом.
По данным ВШЭ, если хотя бы у одного родителя есть высшее образование, в семье возрастает вероятность найма репетитора для подготовки к ЕГЭ. Чем более высокий уровень образования родителей, тем больше дополнительного образования получают дети. А следовательно, это влияет на их школьные успехи. Учащиеся, чьи родители имеют высшее образование, в 60% случаев выбирают именно высокоселективные университеты.
В то же время среди учащихся с высокой успеваемостью дети, родители которых имеют низкий уровень образования, реже идут в 10-й класс. Вероятно, родители навязывают детям тот уровень образовательных притязаний, который знаком им самим, или просто не знают о возможностях современной системы образования. Ученики не подготовлены к ситуации выбора и не имеют нужных ориентиров. Изначально непривилегированные ученики, даже имея хорошую успеваемость в школе, почти лишены шансов исправить ситуацию.
По мнению исследователей, для решения проблемы неравенства в образовании необходимо повышать информированность учеников и их родителей в этой области и помогать детям делать сознательный выбор. Это означает, что в ситуации, когда меняется роль образования, меняется и роль учителя. Учителю нужно выступать в роли консультанта, который мог бы объяснить риски, связанные с тем, что ты выбираешь.