Что такое иные государственные органы

Иные органы государственной власти

Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы

Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы

Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы

Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти,

Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще

нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним

Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «г» ч. 1 ст.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 103);

Центральный банк Российской Федерации (п. «в» ч. 1 ст. 103);

Прокуратура Российской Федерации (п. «з» ч. 1 ст. 102, ст. 129);

Центризбирком Российской Федерации.

Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что

они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные

полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими

(Председатель Правительства России, состав Конституционного Суда России, председатели

Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются

Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением

определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).

Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в

характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий

«классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они

не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России).

Подобные органы государственной власти имеются и в других странах.

Организация государственной власти на уровне федеральных

Источник

Органы власти в РФ: структура и полномочия

Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Источник

Глава 13. Иные федеральные государственные органы

Статья 96

1. К федеральным государственным органам относятся Банк России, действующий на принципах федеральной резервной системы, и Федеральная статистическая палата.

2. Банк России и Федеральная статистическая палата самостоятельны и не входят в системы законодательной, исполнительной или судебной власти. Их полномочия, порядок формирования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 97

1. Надзор за соблюдением всеми государственными органами и должностными лицами Конституции, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации осуществляется Прокуратурой Российской Федерации.

2. Прокуратура возглавляется Генеральным прокурором Российской Федерации, который назначается Президентом Российской Федерации с согласия Федерального Собрания. Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Глава 14. Органы государственной власти республик

Статья 98

1. Органы государственной власти республик самостоятельно осуществляют государственную власть на территории республик в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Порядок формирования и деятельности органов государственной власти республик устанавливается республиками самостоятельно.

Глава 15. Органы государственной власти краев, областей,
автономных областей и автономных округов

Статья 99

1. Нормотворческие полномочия в краях, областях, автономных областях и автономных округах осуществляются представительными органами, избираемыми сроком на 4 года в соответствии с федеральным законом, гражданами, проживающими в соответствующих краях, областях, автономных областях, автономных округах.

Представительные органы краев, областей, автономных областей и автономных округов самостоятельно принимают решения в соответствии с настоящей Конституцией и конституционными законами.

2. Исполнительную власть в краях, областях, автономных областях и автономных округах осуществляют главы администраций, входящие в систему исполнительной власти и подчиненные Президенту Российской Федерации.

Глава 16. Местное самоуправление

Статья 100

В границах территориальных единиц республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов организуется местное самоуправление. Изменение территориальных пределов местного самоуправления возможно только с согласия населения соответствующих территориальных общностей, определяемого путем референдума.

Основой для организации местного самоуправления является наличие специфических, обособленных интересов территории, ее населения, позволяющее сообща решать проблемы территориальных общностей.

Местное самоуправление отделено от государственной власти и осуществляет свою деятельность независимо и самостоятельно.

Статья 101

Полномочия, предоставляемые территориальным общностям, должны быть достаточны для самостоятельного решения вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, должны быть соразмерны финансовым и материальным возможностям территориальных общностей.

Территориальные общности самостоятельно распоряжаются собственными ресурсами при осуществлении своих прав и обязанностей.

Органы государственной власти не могут ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе делегировать отдельные свои полномочия первичным территориальным коллективам общественного самоуправления.

Статья 102

Местное самоуправление осуществляется населением через различные формы прямой демократии (референдумы, собрания), через органы первичных территориальных коллективов общественного самоуправления, а также представительными исполнительными органами и мировыми судьями.

Порядок формирования и компетенция органов местного самоуправления определяются федеральным законом.

В территориальных единицах, население которых обладает национальными (этническими), религиозными, культурными и иными особенностями, могут образовываться органы местного самоуправления, соответствующие местным традициям и обычаям.

Статья 103

Территориальные общности самостоятельно утверждают местный бюджет, местные налоги и сборы, управляют муниципальной собственностью, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают любые вопросы местного значения, не исключенные из их компетенции или не переданные органу государственной власти.

Акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Действие актов органов местного самоуправления, нарушающих федеральный правовой акт, отменяется или приостанавливается решением соответствующего органа государственной власти.

Территориальные общности имеют право судебной защиты в случае принятия актов, ограничивающих полномочия местного самоуправления.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 180 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Иные государственные органы

Политолог Иван спешит отметить, что в России существуют и другие государственные органы. Ниже дан перечень некоторых таких органов. Попробуйте, соотнесите орган с его описанием.

ОрганОписание
Совет Безопасности РФСовещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны
Общественная палата РФОбеспечивает взаимодействие граждан РФ, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления
Счетная палата РФОрган государственного финансового контроля
Прокуратура РФЕдиная федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов

Задания

Перед вами перечень полномочия высших органов государственной власти. Определите, какие органы выполняют эти полномочия.

ПолномочиеГосударственный орган
Принятие Федерального законаГосударственная Дума
Утверждение указа Президента о введении чрезвычайного или военного положенияСовет Федерации
Управление федеральной собственностьюПравительство
Утверждение Федеральное законаСовет Федерации
Назначение Председателя Центрального банка РФГосударственная Дума
Назначение Председателя Счетной палаты РФГосударственная Дума
Подписание Федерального законаПрезидент
Подготовка проекта федерального бюджетаПравительство
Объявление амнистииГосударственная Дума

У политолога Ивана завтра сложный день. Он будет сдавать экзамен, поэтому ему необходимо повторить структуру государственных органов РФ. Для подготовки он решил использовать Конституцию РФ, однако, Иван настолько часто пользовался ей, что некоторые фрагменты Конституции РФ протерты. Помогите Ивану восстановить текст некоторых статей Конституции РФ.

1. Президент РФ является главой государства.

2. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

3. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. В Совет Федерации РФвходят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

6. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

7. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Задания в формате ГИА

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Тема 2. Государственные органы

Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы

Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы

Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы

Вопросы к изучению:понятие и признаки государственного органа, понятие органа государственной власти, виды государственных органов.

Понятие государственного органа.Государство в целях осуществления своей деятельности, создает соответствующие структуры, именуемые органы, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

Государственный орган – самостоятельный элемент государственного аппарата, образуемый в законодательном порядке, имеющий собственную структуру, определенные нормативно-правовым актом (законом, указом Президента РФ) полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и взаимодействующий с другими органами государства.

Признаки государственного органа:

— самостоятельный элемент государственного аппарата, действует специализированно от имени государства в системе других органов;

— наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;

— наличие собственной правовой основы (организации, структуры, целей, задач и функций);

— издание обязательных для исполнения актов (нормативных правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции.

Орган государственной власти – разновидность государственного органа, который образуется и осуществляет деятельность на основе принципа разделения властей. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды Российской Федерации. Государственная власть в РФ также осуществляется органами государственной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ).

Классификация государственных органов. Современные страны отличаются большим разнообразием государственных органов. В целях систематизации государственных органов используют классификации. Классификация (видообразование) в данном случае представляет собой группирование государственных органов по одному из используемых критериев (например, территория действия, способ формирования или др.). В теории государства основными классификациями государственных органов являются, в основе которых лежат следующие критерии:

1) порядок создания государственных органов и характер выполняемых ими задач;

2) территориальная сфера деятельности;

3) порядок осуществления компетенции;

4) характер полномочий;

6) порядок формирования;

7) структура или способ организации государственных органов.

В зависимости от порядка создания и характера выполняемых задачгосударственные органыклассифицируют на законодательные, исполнительные, судебные органы, органы контрольной власти и иные органы.

Законодательные органы избираются населением, обладают исключительным правом принятия законодательных актов (Федеральное Собрание РФ, законодательные собрания субъектов РФ). Исполнительные органы наделены полномочиями властного характера для выполнения задач по управлению государственными делами, т.е. по осуществлению задач управления посредством применения правовых норм к конкретным обстоятельствам, организации исполнения и проверки исполнения, а также путем установления правовых норм для развития положений, содержащихся в законе (Правительство РФ, правительство субъектов РФ). Судебные органы осуществляют правосудие и уполномочены применять государственное принуждение (федеральные суды, суды субъектов РФ). Деятельность органов контрольной власти состоит в проверке соответствия актов и действий государственных иных органов, их должностных лиц с точки зрения законности и целесообразности (Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы в субъектах РФ). К иным органам государственной власти относят органы, выполняющие специальные государственные задачи, особый порядок формирования и компетенцию. К числу таких органов относится система избирательных комиссий.

В зависимости от территории деятельности государственные органы подразделяются на федеральные рганы государственной власти и органы государственной власти убъектов Федерации.

Что такое иные государственные органы. Смотреть фото Что такое иные государственные органы. Смотреть картинку Что такое иные государственные органы. Картинка про Что такое иные государственные органы. Фото Что такое иные государственные органы

Федеральные органы государственной власти – органы, в полномочия которых входит управление делами всей Российской Федерации, принятые ими законы распространяют свое действие на всю территорию РФ. Такими органами являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, федеральные органы исполнительной власти, суды РФ (за искл. мировых судей, уставных судов).

Органы государственной власти субъектов Федерации – органы, в полномочия которых входит управление делами конкретного субъекта Российской Федерации. Они могут осуществлять свое правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и нормативные правовые акты в субъектах Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. К их числу относятся Законодательное Собрание, Правительство и иные органы исполнительной власти, Уставный суд, Контрольно-счетная палата и др.

По порядку осуществления компетенции государственные органы могут быть единоличными и коллегиальными. Единоличный орган состоит из одного должностного лица государства (Президент РФ). Коллегиальный орган состоит из нескольких должностных лиц. Правительство РФ является коллегиальным органом, состоящим из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

По характеру полномочий государственные органы делятся на органы общей, специальной и межотраслевой компетенции. При этом под компетенцией следует понимать определяемый конституцией или законом объем полномочии государственного органа.

Органы общей компетенции осуществляют руководство на под­ведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности. Они создаются для решения широкого круга задач, например, осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью и др. Перечисленные меры осуществляет Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ и др.

Органы специальной компетенции создаются для выполнения определенного рода задач, связанных с определенной сферой госу­дарственного властвования. На такие органы возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности, например Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, МВД России.

Органы межотраслевой компетенции ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение, например Минфин России, контрольные органы.

По срокам полномочий государственные органы могут быть постоянными и временными. Постоянные органы государственной власти создаются без ограничения срока действия, например, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ. Что касается временных, то они создаются на определенный срок, например, Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума РФ избирается сроком на 5 лет.

В зависимости от порядка формирования государственные органы могут избираться и формироваться.

Органы государственной власти избираются гражданами РФ. Например, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ избираются посредством выборов на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Органы государственной власти могут формироваться другим государственным органом. Правительство РФ формируется путем назначения Председателя и членов Правительства РФ. ЦИК России формируется на паритетных началах Президентом РФ и палатами Федерального Собрания РФ.

По структуре или способу организации выделяют простыеи сложные государственные органы. К простым государственным органам относят такие органы, не имеющие внутреннего подразделения, например нотариат. Сложные государственные органы обладают соответствующей структурой, организаций, например министерства, федеральные службы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *