расписание служб в храмах г луга
Расписание служб в храмах г луга
Расписание на Апрель
Храм свв. мчч. Флора и Лавра (Клюкошицы)
1 апреля (среда) Стояние Марии Египетской
17.00 Великий покаянный канон
3 апреля (пятница) Похвала Пресвятой Богородицы
17.00 Утреня с Акафистом Пресвятой Богородице
4 апреля (суббота) Суббота Акафиста
10.00 Божественная Литургия (9.30 Исповедь)
7 апреля (вт) Благовещение Пресвятой Богородицы
10.00 Божественная Литургия (9.30 Исповедь)
11 апреля (суббота)
17.00 Всенощное бдение на праздник Вход Господень в Иерусалим
12 апреля Вход Господень в Иерусалим
10.00 Божественная Литургия. Освящение вербы
16 апреля Великий Четверг
(Воспоминание Тайной Вечери)
10.00 Божественная Литургия (9.30 Исповедь)
17.00 Чтение 12 Страстных Евангелий
17 апреля Великая пятница
13.00 Вынос Плащаницы
(10.00 Царские Часы)
16.00 Чин погребения. Крестный ход с плащаницей
18 апреля Великая Суббота
9.00 Божественная Литургия (8.00 Вечерня) Освящение куличей с 11.30 до 12.00
с 21.30 до 22.30
22.30 Исповедь
23.30 Пасхальная полунощница
19 апреля Светлое Христово Воскресение
00.00 Пасхальное богослужение. Крестный ход
01.00 Божественная Литургия
######################################################
ОРЕДЕЖ. Расписание на апрель
2 апреля (четверг)
17.00 Таинство Соборования
11 апреля Лазарева суббота
10.00 Божественная Литургия (9.30-Исповедь, 8.30 утреня)
12 апреля Вход Господень в Иерусалим
16.30 Освящением вербы
18 апреля
16.00 Освящение куличей
19 апреля Светлое Христово Воскресение
10.30 Пасхальная утреня. Обедница. Таинство Святаго Причастия (10.00-Исповедь)
25 апреля Светлая Суббота
10.00 Божественная Литургия (9.30-Исповедь)
Крестный ход
######################################################
Расписание на апрель Ям-Тесово
Часовня-храм св.Илии Пророка
5 апреля Воскресение
Прп. Марии Египетской
10.30 Божественная Литургия
(10.00-Исповедь, 9.00 Утреня)
15 апреля Великая среда
17.00 Литургия Преждеосвященных Даров
18 апреля Великая суббота
17.00 Освящение куличей
19 апреля Светлое Христово Воскресение
17.00 Великая вечерня
26 апреля Воскресение Антипасха
10.00 Божественная Литургия (исповедь в 9.30) Раздача Артоса
Покровский храм в д. Югостицы
Из публикаций в VK: Лужский историко-краеведческий музей
ЛУЖСКИЕ ХРАМЫ. ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В Д. ЮГОСТИЦЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.
В 1859 г. в приход югостицкой церкви были включены три деревни от Передольского погоста: Великое Село, Большие и Малые Шатновичи (о них см. выше). Церковь была причислена к церквям пятого класса, но в 1864 г. из-за бедности прихожан ее низвели в шестой класс с урезанием штата церковнослужителей.
До переведения в классность священники и церковнослужители пользовались «скудными подаяниями прихожан».
С присвоением класса причт стал получить жалование – 193 рубля в год. Еще 23 рубля дополнительного годового жалования стало поступать от крестьян. Церковный доход исчислялся до 150 рублей серебром в год. «Земли при церкви 33 десятины. Из них 3 дес. под усадьбами, 15 дес. – пахотной, 10 – луговой и 5 – неудобной». Землю частью обрабатывали сами члены причта, частью арендовали ее крестьянам за определенную долю урожая.
«…Празднуют часовенные праздники с крестными ходами… Приходское попечительство считается и пишется существующим, чинов в попечительстве 15; они ничего не жертвуют; словом попечительство ничем не обнаруживает признаков своего существования…». При этом отмечался хороший уровень церковного пенья, содержанья церковной библиотеки и архива. Зато пасторское воздействие на прихожан было признано слабым: «собеседование и проповеди бывают редко…».
В 1861 году владельцем югостицкого поместья стал Константин Эсперович Белосельский-Белозерский (1843 – 1920). С отменой крепостного права он отдал землю и усадьбу в Югостицах крестьянам, оставив за собой лишь лесной массив в Вяжищах. Передал он в собственность священнику Югостицкого храма и церковный дом, построенный иждивением Белосельских и считавшийся господским имуществом. К.Э. Белосельским-Белозерским были пожертвованы средства на ремонт и окраску церковной кровли, на постройку печи, другие ремонтные работы в храме.
Приход составляли на 1884 г. 1100 человек. Прихожане праздновали дни Покрова и Преподобномученицы Анастасии Римляныни. «В день Анастасии (29 октября) бывает крестный ход вокруг погоста и служится водосвятный молебен в часовне у Череменецкого озера. По преданию, это соблюдается в память того, что некогда литовцы, ограбив Петровский погост и желая с награбленной добычей переправиться прямо в Югостицы, потонули в болотах».
О состоянии церкви в Югостицах есть свидетельства начала ХХ в. «Село стоит на очень красивом месте… церковь одна, каменная, величественная, снаружи красивая, внутри просторная, теплая, ныне только что окрашенная. Поэтому в церкви чисто, но голо, так что церковными орнаментами бедна. Утварью и ризницей церковь тоже небогата… Кладбище находится в 1 1\2 версты от села, недавно обнесено булыжной оградой… Прихожане мало усердны к храму и религиозная жизнь их проявляется слабо. Они жертвуют в церковь лишь мелкие вещи. Жертвуют собственно лишь проживающие в Петербурге…».
Во второй половине XIX века Югостицы становятся волостным центром. Закрытая в 1930-е годы югостицкая Покровская церковь действовала в годы оккупации, частично разрушена в ходе боевых действий.
Следует отметить, что в 1941 году подступы к Югостицам были местом ожесточенных боев на Лужском рубеже. В одном их сражений под Югостицами погиб командир танковой разведывательной роты Виктор Кузьмич Пислегин, Герой Советского Союза, удостоенный этого звания еще в финскую войну. Его имя носит одна из улиц г. Луги, бывшая Малая Дворянская, после революции переименованная в Малую Гражданскую. Прах В.К. Пислегина покоится на Лужском мемориале павших героев. На месте гибели героя-танкиста установлен обелиск.
Несколько десятилетий после войны церковь все еще сохраняла свой величественный, стройный вид благодаря уцелевшему куполу над центральным барабаном, возвышавшемуся над кронами обступавших храм деревьев. Такой церковь предстает на снимке, выполненном замечательным лужским фотографом и краеведом Ю.В. Андреевым в 1960-е годы.
К концу 1980-х годов купол над храмом исчез. Деревья словно взяли в плен разрушающуюся церковь. «Природа вбирает руины в живой пейзаж», — так сказала об этом в своем стихотворении, посвященном Югостицам Элла Крылова, принадлежащая к числу лучших из современных русских поэтов.
Вид гибнущего и безусловно интересного в архитектурном отношении храма не оставляет равнодушными искренне желающих сохранить исторические памятники родного края. Несколько лет назад группа энтузиастов-лужан очистила югостицкую церковь от завалов мусора, попытались перекрыть пробоины центрального свода. То, что можно было сделать малыми силами – они сделали. Что дальше?
Напомним, что Югостицы находятся на территории Череменецкого ландшафтного заказника. Это дает надежду, что когда-нибудь будет разработан и утвержден план работ по его сохранению, включая восстановление югостицкой церкви.
Публикация подготовлена по материалу:
А.В. Носков, О.В. Набокина — Лужские храмы. Т. II, Луга, 2010 г.
Орфография и пунктуация автора сохранены.
Храм Успения Божией Матери д.Городец
Официальная страница.
Русская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Санкт- Петербургская Митрополия
Гатчинская Епархия
Показать полностью.
Православный приход храма Успения Божией Матери д. Городец
Храм-часовня Великомученика Георгия Победоносца с мощами святого
преподобномученика ТРИФОНА ГОРОДЕЦКОГО
О ХРАМЕ
Наш храм находится на трассе Санкт-Петербург-Псков 20 км от Луги, от В. Новгорода 110 км. Обязательно остановитесь и приложитесь к мощам прмч. Трифона Городецкого.
Ворота открыты с 8:00 до20:00
Богослужения в храме совершаются:
по воскресеньям
в 9:00- Исповедь.Часы.
Божественная литургия.
Молебен у мощей прмч.Трифона Городецкого.
Службы совершаются также в двунадесятые и великие праздники,в церковные памятные даты ( см расписание)
Все требы только по согласованию (телефон дан ниже)
В нашей группе вы сможете добавлять фотографии храма и часовни аудио и видео записи, обмениваться впечатлениям и проч
Вы узнаете историю этого замечательного места, подвига прмч Трифона Городецкого, историю строительства нового храма,по благословению старца митрофорного протоиерея Николая Гурьянова,
о чудесах исцелений от мощей прмч Трифона.
Вы можете посетить наш храм и поразиться внутренним убранством и красотой его икон.
По всем вопросам обращайтесь по
т.+7921 565 15 45/+7921 978 86 30
http://gorodets.cerkov.ru/ ждём Вас на официальном сайте нашего храма!
т.8 921 978 86 30 (м.Татиана);
Храм Успения Божией Матери д.Городец запись закреплена
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА ОКТЯБРЬ
14 ОКТЯБРЯ
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ЧЕТВЕРГ
9:00- исповедь.Часы.
Божественная Литургия.
Молебен
Храм Успения Божией Матери д.Городец запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
30 октября по н. ст./17 октября по ст. ст.
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
___
Прор. Оси́и (820 г. до Р. Х.); прмч. Андре́я Критского (767).
Прп. Анто́ния Леохновского, Новгородского, игумена (1611); мчч. бессребреников Космы́ и Дамиа́на Аравийских и братий их Лео́нтия, Анфи́ма и Евтро́пия (287 или 303); Перенесение мощей прав. Ла́заря, епископа Китийского (898).
Сщмчч. Неофи́та Любимова и Анато́лия Ивановского, пресвитеров, прмчч. Иаки́нфа (Питателева) и Ка́ллиста (Опарина), монахов (1918); сщмч. Алекса́ндра (Щукина), архиепископа Семипалатинского (1937).
Икон Божией Матери: «Избавительница»; «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827).
Храм Успения Божией Матери д.Городец запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
__
ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА»
Празднование 30 апреля и 30 октября
Икона Божией Матери «Избавительница» до 20 июля 1889 года, когда она была принесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе, находилась на Святой Горе Афон у насельника Русского Пантелеимонова монастыря схимонаха Мартиниана († 1884). Благочестивый схимник получил эту икону от великого подвижника, иеромонаха Феодула.
Показать полностью.
Святая икона прославилась чудотворениями с давних времен. По молитве перед этой иконой в 1841 году жители Спарты (в Греции) избавились от саранчи.
Из Пантелеимоновой обители, по завещанию схиархимандрита Макария, эта икона была передана Ново-Афонской обители. Когда в Симоно-Кананитской обители впервые было совершено празднование в честь этой иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.
Празднование иконе «Избавительница» было установлено 17 октября в благодарное воспоминание чудесного спасения императора Александра III со всей семьей во время железнодорожного крушения под станцией Борки Курско-Харьковско-Азовской дороги. Менее чем за месяц до этого происшествия, 24 сентября 1888 года, все семейство государя императора посетило Ново-Афонскую обитель, где Александр III лично заложил собор во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. В этом соборе вплоть до разорения монастыря в 1924 году пребывала чудотворная икона Божией Матери «Избавительница».
На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей на правой руке Богомладенца, благословляющего десницей.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Избавительница»
О, Ма́ти Бо́жия, по́моще и защи́та на́ша, егда́ попро́сим, бу́ди изба́вительнице на́ша, на Тя бо упова́ем и всегда́ вседу́шно Тя призыва́ем: умилосе́рдися и помози́, пожале́й и изба́ви, приклони́ у́хо Твое́ и на́ши ско́рбныя и сле́зныя моли́твы приими́, и я́коже хо́щеши, успоко́й и обра́дуй нас, лю́бящих твоего́ Безнача́льного Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.
Храм Успения Божией Матери д.Городец запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
__
Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших
Память 24 октября
Единая память просиявших в Оптиной пустыни преподобных, мучеников и исповедников установлена в день празднования Собора преподобных Оптинских старцев (11/24 октября) по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 27 октября 2016 года. Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 31 января 2018 года.
Показать полностью.
Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших: преподобных, мучеников и исповедников:
Авени́р (Синицын), прмч.
Агапи́т (Таубе), исп.
Амвро́сий Оптинский, прп.
Анато́лий I Оптинский (Зерцалов), прп.
Анато́лий II Оптинский (Потапов), прп.
Анто́ний Оптинский, прп.
Бори́с Козлов, мч.
Варсоно́фий Оптинский, прп.
Вике́нтий (Никольский), прмч.
Гу́рий (Самойлов), прмч.
Евти́хий (Диденко), прмч.
Евфи́мий (Любовичев), прмч.
Игна́тий (Даланов), прмч.
Иларио́н Оптинский, прп.
Иоанни́кий (Дмитриев), прмч.
Ио́сиф Оптинский, прп.
Исаа́кий I (Антимонов), Оптинский, прп.
Исаа́кий (Бобраков), Оптинский, прмч.
Лавре́нтий (Левченко), прмч.
Лев Оптинский, прп.
Макарий Оптинский, прп.
Марк (Махров), прмч.
Моисе́й Оптинский, прп.
Некта́рий Оптинский, прп.
Ни́кон (Беляев), Оптинский, исп.
Пантелеи́мон (Аржаных), прмч.
Пафну́тий (Костин), прмч.
Рафаи́л (Тюпин), прмч.
Рафаи́л (Шейченко), исп.
Са́вва (Суслов), прмч.
Севастиа́н (Фомин), Карагандинский, исп.
Серафи́м (Гущин), прмч.
Молитва Собору преподобных Оптинских старцев
О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии, столпи́ и свети́льницы Земли́ Росси́йстей, преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши О́птинстии, Льве́, Мака́рие, Моисе́е, Анто́ние, Иларио́не, Амвро́сие, Анато́лие, Исаа́кие и Ио́сифе, Варсоно́фие, Анато́лие, Некта́рие, Ни́коне и Исаа́кие, по зако́ну Ева́нгельскому Го́спода Бо́га всем се́рдцем и все́ю душе́ю и всем разуме́нием возлюби́вшии и всему наро́ду Бо́жию во спасе́ние бы́вшии; сего́ ра́ди под покро́в Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы во оби́тель О́птину, пока́явшимся разбо́йником основа́нную, прите́кшии, путе́м те́сным и приско́рбным смире́ния и самоукоре́ния до конца́ дней ва́ших ходи́вшии, те́мже у́бо благода́тныя дары́ Свята́го Ду́ха преизоби́льно стяжа́вшии; ста́рых и млады́х, зна́тных и препро́стых, му́дрых ве́ка сего́ и худоу́мных, никого́же от гряду́щих к вам иждену́вшии, николи́же тща и неуте́шна отпусти́вшии, но све́том и́стины Христо́вы всех просвети́вшии и духо́вно воскреси́вшии, бли́жних ва́ших, я́ко себе́ саме́х, возлюби́вшии и тех в се́рдце свое́м вмести́вшии, по словеси́ апо́стола, проро́чествующе и назида́юще, увеща́юще и утеша́юще. Умоли́те Милосе́рдаго Го́спода, во оби́тель ра́йскую разбо́йника благоразу́мнаго с Собо́ю взе́мшаго, дарова́ти нам, недосто́йным, я́ко рабо́тником единонадеся́таго часа́, дух сокруше́ния, се́рдца очище́ние, уст хране́ние, правоту́ дея́ний, мудрова́ние смире́нное, сле́зы покая́ния, ве́ру непосты́дную, любо́вь нелицеме́рную, мир душе́вный и здра́вие теле́сное, да предста́тельством ва́шим сподо́бит нас Госпо́дь до́браго отве́та на Стра́шнем Суди́щи Свое́м, ве́чных мук избавля́я, и Ца́рствия Небе́снаго ку́пно с ва́ми да удосто́ит во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая Собору преподобных Оптинских старцев
О, Боже́ственный со́нме, преподо́бнии отцы́, богоно́снии ста́рцы и новому́ченицы О́птинстии, а́нгельским житие́м на земли́ просия́вшии и в Небе́снем гра́де просла́вленнии! Ве́мы, я́ко во дни земна́го служе́ния ва́шего никто́же тощь и неуте́шен от вас оты́де, вы бо по словеси́ апо́стольскому всем вся бы́сте: сомня́щимся утвержде́ние, скорбя́щим утеше́ние, печа́льным ра́дование, ка́ющимся проще́ние, гре́шником вразумле́ние, боля́щим исцеле́ние. Ны́не же, пред Престо́лом Бо́жиим предстоя́ще, воззри́те от го́рния сла́вы и посети́те благосе́рдием ва́шим нас, немощны́х и безпо́мощных: заблу́ждшия взыщи́те, расточе́нныя собери́те, прельще́нныя обрати́те и совокупи́те Святе́й, Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви; и́же во и́ночестем житии́ подвиза́ющияся огради́те от всех наве́т вра́жиих, ю́ность вразуми́те, ста́рость поддержи́те, супру́жества в ми́ре и единомы́слии соблюди́те. Услы́шите нас, Боже́ственнии вра́чеве, наста́вите на путь покая́ния и научи́те в за́поведех Госпо́дних при́сно ходи́ти, да сподо́бимся хода́тайством ва́шим Ца́рствия Небе́снаго, иде́же вку́пе с ва́ми просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Храм Успения Божией Матери д.Городец запись закреплена
Храм Успения Божией Матери д.Городец запись закреплена
Храм Успения Божией Матери д.Городец запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
По преданию, Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана в 1521 году неким иеромонахом Арсением (Хитрошем) с иконы Божией Матери «Владимирская».
В Псково-Печерский монастырь икона была принесена в 1529–1570 годах, купцами Василием и Феодором, во время игуменства преподобного Корнилия (†1571). С тех пор не один раз являла икона свою милость и чудодейственную помощь православному русскому народу.
По молитвам перед этой иконой не раз получали исцеление слепцы. Так, 28 мая 1587 года, когда икона Умиления Божией Матери была во Пскове, вдова Мария Терентьева с Подкопорья, из-за Невы, не видевшая два года девять месяцев, помолившись перед этой иконой в соборном храме Живоначальной Троицы, шла за иконой к печерскому подворью и – вдруг прозрела. 26 марта 1603 года, по молитве перед этой иконой, получил прозрение крестьянин Потапий Григорьев, Луцкого уезда, Надвинского стана, бывший слепым 6 лет. По молитве перед этой иконой почти в то же самое время получил исцеление боярский сын Иван Ступицын, у которого два года сведены были жилы левой руки.
Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» и святая икона «Успение» особенно прославились в царствование Ивана Грозного, в 1581 году во время осады Пскова и Псково-Печерского монастыря польским королем Стефаном Баторием (Ливонская война). За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления.
В августе 1581 года 100-тысячная польско-литовская армия польского короля Стефана Батория осадила Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новгород Великий и Москву. По оценкам историков, в Пскове тогда проживало около 20 000 человек. Значительная часть взрослого мужского населения взялась за оружие, чтобы оборонить город. Даже женщины и дети принимали активное участие в обороне. Общая численность гарнизона не превышала 12–16 тыс. человек. Из Псково-Печерского монастыря в город были отправлены чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление». Поляки бомбардировали город Псков калеными ядрами с колокольни Мирожского монастыря, одно из них попало в икону Божией Матери, поставленную на забрале стены, не повредив не только её, но и окружающих её защитников города. За 5 месяцев осады поляки 30 раз штурмовали Псковский кремль, но города так и не взяли.
Поражение под Псковом вынудило Великое княжество Литовское заключить с Россией 10-летнее перемирие (Ям-Запольский мир, январь 1582 года).
В память чудесного избавления города Пскова, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями – алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами.
В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.
В 1812 году Русской земле угрожали французские войска. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк (17–18 августа 1812 г.). Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей, в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение», «Умиление» и хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности.
В память этого события в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815–1827), у правого клироса которого хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» (1524 года), одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря.
В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой Умиление во Псков.
В XX веке Псково-Печерскому монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Псково-Печерская обитель вместе с городом Печоры промыслом Божиим была по Тартускому договору от 02.02.1920 г. была отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там, вплоть до 1940 года, чем была спасена от всеобщего разорения и осквернения. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – одна из немногих русских православных обителей, не прерывавших в XX веке своего молитвенного предстояния Богу. И хотя не щадили монастырь ни революции, ни войны (в мае 1945 года он лежал буквально в руинах), труд и молитва монастырской братии одолевали очередную разруху и снова приводили обитель к благоустройству и благолепию.
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» относится к иконописному типу Елеуса. Елеуса (греч. Ελεούσα – милостивая от έλεος – сострадание, сочувствие) – один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Псково-Печерской
О, Преблагослове́нная Де́во Богоро́дице Влады́чице! Ма́ти всех стра́ждущих и боле́знующих се́рдцем! Страны́ на́шея и гра́да Защи́тнице! Оби́тели Пско́во-Пече́рския красото́ и сла́во! При́зри на нас смире́нных, обремене́нных грехи́ мно́гими, отягче́нных скорбьми́ и печа́лями, и с сокруше́нием и слеза́ми взира́ющих на пречи́стый лик Твой, в чудотво́рней ико́не явле́нный. Сохрани́ от вся́каго зла святу́ю оби́тель сию́, ю́же преподо́бный Корни́лий со ста́рцы Ма́рком и Ио́ною Тебе́ вручи́ и всех в ве́ре и наде́жде подвиза́ющихся в ней. Спаси́ и град сей, и вся лю́ди, правове́рно живу́щия и к Тебе́ прибега́ющия, от наше́ствия иноплеме́нных, от вся́каго стра́ха и тру́са, от мо́ра и гла́да, от злых челове́к и вся́ческой ско́рби. Прини́кни к нам милосе́рдием Твои́м, я́ко ли́ком Твои́м Боже́ственным любе́зно прини́кла еси́ к лани́те Богомладе́нца. Согре́й нас дыха́нием Твоея́ любве́ и никогда́ же отступа́й от нас, ни в сей жи́зни, ни в бу́дущей, да ча́юще Твою́ всеси́льную Матери́нскую по́мощь, сподо́бимся безбе́дно дойти́ ве́чныя жи́зни и прославля́ть Небе́снаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Храм Успения Божией Матери д.Городец запись закреплена
Храм Успения Божией Матери д.Городец запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
__
СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ.
18 ОКТЯБРЯ.
свтт. Петр, Алекси́й, Ио́на, Макарий, Фили́пп, И́ов, Ермоге́н, Ти́хон, Петр, Филаре́т, Инноке́нтий и Мака́рий, Московские и всея России чудотворцы
Показать полностью.
Практика соборного празднования памяти святых известна со времен установления общего праздника трем великим святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, отстоявшим чистоту канонического православия в борьбе с ересями во времена становления христианской церкви. По этому примеру на Руси во времена царя Феодора Иоанновича и патриарха Иова соединили в одном общем праздновании 5 октября (18 октября по новому стилю) трех Московских митрополитов — Петра, Алексия и Иону, во времена смут и усобиц сохранивших православие на русской земле. В XIX веке к ним присоединили очередного хранителя православия, страдальца за веру и правду митрополита Филиппа, а в начале XX-го — священномученика патриарха Ермогена. А в конце XX – начале XXI века были канонизированы и сам основоположник этого соборного праздника патриарх Иов, и митрополит Макарий, делом жизни которого было прославление русских святых, и великие просветители и миссионеры XVIII – XIX веков митрополиты Филарет, Иннокентий и Макарий, и новомученики и исповедники Российские патриарх Тихон и местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр.
Кто же они, столпы российского православия?
Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси — первый предстоятель Русской церкви, с 1325 года выбравший своей личной резиденцией Москву и завещавший похоронить себя в ней, провидя ее роль как собирательницы Русской земли.
Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси — церковный дипломат, миротворец, опекун и духовный наставник князя Дмитрия Донского, друг преподобного Сергия Радонежского. 24 года возглавлял он Русскую церковь. При нем она достигла величайшего духовного расцвета. При нем центром русской митрополии и постоянной резиденцией митрополитов окончательно стала Москва.
Святитель Иона, митрополит Киевский и всея Руси — был избран на Киевскую кафедру в 1431 году, но в Константинополе поторопились утвердить другого кандидата — Исидора, который в 1438 году отправился на Флорентийский собор и от лица Русской церкви утвердил унию с католиками, за что собором русских архиереев был низложен. Посвящение святителя Ионы в митрополиты впервые было совершено в Москве, а не в Константинополе. При нем в 1459 году соборным решением был закреплен новый порядок избрания русских митрополитов — Собором русских епископов с согласия Московского князя. Русская православная церковь по фактуслала автокефальной, а митрополит Иона стал последним из ее предстоятелей, носившим титул митрополита Киевского.
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси — возведен на Московскую кафедру в 1542 году боярам Шуйскими, правившими Русью при малолетнем царе Иване. Он стал другом и духовным наставником юного царя, он входил в его «Избранную Раду», он венчал царя с Анастасией Захарьиной. При нем в 1542 и 1549 годах в Москве прошли два Макарьевских собора, на которых был канонизирован целый сонм русских святых. В историю церкви он вошел как составитель свода их житий — знаменитых «Макарьевских миней». При нем в 1551 году состоялся Стоглавый поместный собор Русской православной церкви, принявший важнейшие решения, определявшие соотношения норм государственного, судебного, уголовного и церковного права. В 1563 году, когда митрополит Макарий по немощи хотел уйти на покой, царь Иван умолил его остаться, но через 10 дней святитель скончался.
Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси — боярин Колычев, предпочетший службе царю земному служение Царю Небесному, возведенный на Московскую кафедру по воле Ивана Грозного, добившийся поначалу прекращения казней и видевший главной своей задачей печалование за опальных и смягчение свирепости царя. За это в 1568 году, когда началась очередная волна террора, митрополит Филипп сам попал в опалу, был лишен сана, осужден на вечное заточение, в колодках и кандалах сослан в дальний монастырь и через год задушен там Малютой Скуратовым.
Святитель Иов, первый патриарх Московский и всея Руси — возглавивший Русскую церковь в царствование Бориса Годунова и много потрудившийся для распространения православия в покоренном при Иване Грозном Поволжье и Сибири. Патриарх Иов отказался признать Лжедмитрия I сыном царя Ивана, потребовал от москвичей присяги на верность сыну царя Бориса Федору, а признавших самозванца предал анефеме. После убийства Федора Годунова патриарха арестовали, сорвали облачение и отправили в изгнание, а на патриаршую кафедру возвели грека Игнатия, но его никто не признал, и до самой его смерти в 1607 году патриарх Иов оставался единственным законным главой Русской церкви.
Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси — избранный на Московскую кафедру в разгар Смуты, главную задачу свою видел в том, чтобы не дать ввести в РФ униатство и католичество и не позволить искоренить православие. Своими обличительными и призывающими к единению в борьбе с врагом и избранию русского царя посланиями патриарх Ермоген во многом способствовал созданию мощных центров народного сопротивления интервентам, за что был насильственно сведен с патриаршего престола и заточен в Чудовом монастыре, откуда благословлял русское ополчение и где скончался мученической смертью от голода.
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский — первым в Петербургской духовной академии начал читать лекции на русском языке, а делом всей его жизни стало создание и издание русского перевода Библии, известного сегодня как канонический синодальный перевод. Он же составил православный «Катехизис». Поставленный на Московскую кафедру в 1821 году, он вскоре стал абсолютным духовным авторитетом для всей Русской церкви. Особым его попечением всегда было миссионерство, и именно ему во многом были обязаны своим успехом русские православные миссии а Америке, Сибири, на Дальнем Востоке и крайнем Севере. Его же трудами Московская духовная академия стала тем центром, из которого вышла целая плеяда блестящих русских богословов и философов.
Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский — апостол Сибири и Америки, выдающийся миссионер, отдавший всю жизнь просвещению коренных народов Северной Америки, Камчатки, Якутии и Приамурья, создавший письменность алеутов, начавший переводить на якутский и тунгусский языки тексты богослужения и Священного Писания. На Московскую кафедру он был поставлен после кончины митрополита Филарета в 1868 году — в самом конце жизни, уже старым и больным челом, — но 10 лет все оставшиеся силы отдавал заботам о епархии, по привычке всегда сам объезжая ее храмы и монастыри и принимая множество посетителей всех сословий. Его стараниями были созданы училище для девушек из духовного звания, иконописная школа, богадельня для бедных вдов и сирот. Скончался великий труженик и новый апостол в 1979 году на 82-м году жизни.
Святитель Макарий (Парвицкий-Невский), митрополит Московский и Коломенский — апостол Алтая, для успеха миссии в совершенстве овладевший алтайским языком и переводивший на него богослужебные книги, крестивший несколько десятков тысяч местных жителей и открывший для них около пятидесяти школ и училищ. В 1912 году он был назначен Синодом на Московскую кафедру и с тем же миссионерским рвением взялся за катехизацию паствы. В феврале 1917 года он отказался присягнуть Временному правительству. Светские власти не допустили его на Всерусский поместный собор 1917—1918 годов и под угрозой заключения в Петропавловскую крепость вынудили подать в отставку. Еще, 82-летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой лавре, сослав в Николо-Угрешский монастырь, где он доживал, покинутый всеми, в параличе, но не потерявший способности мыслить и говорить. Патриарх Тихон до самой своей смерти навещал больного, а его преемник митрополит Петр, став патриаршим местоблюстителем, припередвигался к старцу за благословением, и тот подарил ему свой белый клобук. Скончался апостол Алтая в 1926 году.
Святитель Тихон, патриарх Московский и всея РФ — начинал свое пастырское служение как миссионер в Америке, много потрудился для завершения перевода богослужебных текстов на английский язык, при нем в США были открыты десятки православных храмов, был основан первый православный монастырь и при нем школа-приют для сирот. На Всероссийском поместном соборе 1917—1918 годов на фоне вестей о многочисленных расправах над духовенством и сообщения об убийстве митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) был избран патриархом. В первых своих воззваниях предал анафеме всех, творящих кровавые расправы, что большевики, естественно, утвердили на свой счет, хотя речь шла о «всех, взявших меч». С тех пор остаток жизни патриарха Тихона прошел в мучительных поисках приемлемого компромисса между церковью и богоборческой властью, отправившей его в 1922 году под арест. До конца жизни он оставался под следствием, и официальной регистрации Патриархии как органа церковного управления так и не произошло. В декабре 1924 года на патриарха было совершено покушение, во время которого погиб его келейник Яков Полозов, а через месяц патриарх Тихон слег и в апреле 1925 года скончался.