Что такое грэмми и за что она дает
Что такое грэмми и за что она дает
Первыми победителями в главных номинациях 1959 года стали Henry Mancini — «Альбом Года», Domenico Modugno — «Запись Года» и «Песня Года».
Лауреатам вручали позолоченную статуэтку в виде граммофона, в честь которого «Грэмми» и получила свое название.
На первой премии «Грэмми» было 28 номинаций. С развитием индустрии, появлением новых жанров и направлений, развивалась и премия. В 1975 году к традиционным категориям добавилась латинская музыка, которая к концу 90-х стала настолько популярной, что трансформировалась в самостоятельную премию Latin Grammy Award. 2009 год стал рекордным для «Грэмми» по количеству номинаций — 110. Однако, уже через пару лет их число урезали до 78, убрали и гендерное разделение: теперь мужчины и женщины стали бороться за награды в одних номинациях и на равных условиях. В 2021 году «Грэмми» представила 83 номинации. Они охватывают популярные жанры и направления (поп, рок, r&b, рэп, кантри, джаз), а также традиционные американские — блюз, фолк, american roots music и госпел.
Исполнители и песни абсолютно всех жанров сражаются в четырех главных номинациях, или, как их еще называют, «General field»:
1. Песня Года (Song of the Year);
2. Запись Года (Record of the Year);
3. Альбом Года (Album of the Year);
4. Открытие Года (Best New Artist);
За всю историю «Грэмми» только двум исполнителям удалось победить во всех четырех номинациях за один вечер. Первым стал американский рок-исполнитель Кристофер Крос c дебютным альбомом и синглом «Sailing» в 1981 году. Вторым триумфатором стала Билли Айлиш в 2019 году c альбомом «WHEN WE ALL FALLASLEEP, WHERE DO WE GO?» и мировым хитом «bad guy».
Музыкальный критик — о том, зачем нужна премия «Грэмми»
журналист, музыкальный критик, создатель канала «Музыка. История, открытия, мифы» в «Яндекс.Дзен»
В последние годы премия «Грэмми» превратилась в грушу для битья, на которой отводят душу критики, активисты-общественники и недовольные артисты. Недалек тот день, когда золотая статуэтка, служившая знаком признания и гарантировавшая успех, перейдет в разряд блестящих безделушек. Собственно, уже во многом перешла.
Над золотым граммофончиком потешались еще создатели «Симпсонов» в махровые 1990-е: наградная статуэтка в одной из серий полетела с балкона. «Грэмми» уже давно как «Песня года». Объявление о 63-й церемонии было встречено критикой со стороны суперзвезд и равнодушием со стороны широкой публики. Лишенный номинаций The Weeknd заявил в Twitter: «»Грэмми» по-прежнему коррумпирована». Рэпер Дрейк сравнил премию с «родственником, от которого вы все время ждете, что он возьмет себя в руки, но он не способен изменить свой образ жизни».
В эпоху пандемии «Грэмми» как-то особенно поблекла. Обошлись же без чемпионатов мира и «Евровидения» — и никому хуже не стало. В 2020 году телевизионные рейтинги трансляции премии обновили исторический минимум, побив антирекорд 2006 года. Заодно и показатели конкурирующих шоу вроде Billboard Music Awards поплыли вниз. И это в условиях, когда зрители изнывали от скуки и были прикованы к диванам.
Неужели кто-то будет отсчитывать свои эстетические вкусы от «Грэмми»? Вряд ли. В эпоху Instagram и стриминга церемонии в роскошных залах воспринимаются как дорогостоящее излишество из старорежимных времен. Успех в наши дни измеряется не тиражами проданных альбомов, а количеством прослушиваний на Spotify и Apple Music, просмотров на YouTube. В конце концов, недавняя победительница «Грэмми» Билли Айлиш вышла на широкую публику после того, как ее ранние треки стали вирусными на Soundcloud.
Год за годом списки номинантов и победителей «Грэмми» практически не отражают сдвигов в поп-культуре — рэп вообще появился в номинациях лишь в 1989-м. Голосуют за них безымянные консерваторы-продюсеры, которые могут не разбираться в хэви-метал и классике, не следят за чартами. Ники Минаж в 2012 году уступила фолк-группе Bon Iver, хотя могла похвастаться одновременно семью песнями в хит-параде Billboard. В ответ многие звезды просто игнорируют церемонию и не чувствуют никакого ущерба для себя.
Вдобавок к этому в прошлом году Академия звукозаписи погрязла в политических дрязгах: увольнения, обвинения, судебные иски — тут уже не до музыки.
За неделю до проведения 62-й церемонии «Грэмми» от должности отстранили Дебору Дуган — первую женщину, ставшую во главе Национальной академии науки и искусства звукозаписи. Инициированная Академией проверка показала, что Дуган превышала полномочия по отношению к своей подчиненной. В ответ она обвинила одного из членов Академии в харассменте, а своего предшественника в изнасиловании исполнительницы. Свое увольнение Дуган связывает с тем, что попыталась реформировать Академию, покончив с коррупцией, мизогинией и расовыми предрассудками.
Стремясь соответствовать моменту, продюсеры стараются модернизировать и разнообразить шоу, отсчитываются о борьбе с расовым и гендерным неравенством. Но сетуют, что невозможно удовлетворить всех сразу: Лорд — единственная женщина, номинированная в категории «Альбом года» в 2018 году, — так и не получила возможности выступить с сольным номером. Зато в 2021-м впервые в истории премии в категории «Лучшее рок-исполнение» представлены только женщины или группы, лидерами которых являются женщины.
Тем не менее «Грэмми» — это престиж. Собственно, любые церемонии награждения — события, созданные ради рекламы, но «Грэмми» обладает весом (пока) благодаря своей богатой истории. Мир помнит, как Йоко Оно получила посмертную премию за Джона Леннона, Майкл Джексон удостоился восьми наград в 1984 году, Эминем спел с Элтоном Джоном в 2001-м. Войти в историю, стать частью традиции — мечта любого артиста.
А еще «Грэмми» — это деньги. Зрители охотнее идут на фильм, отмеченный «Оскаром». Здесь тот же эффект. После церемонии номинированные и выигравшие альбомы по-прежнему ползут вверх, а иногда и взлетают в хит-параде. Так было и в 2019-м с альбом года «Golden Hour» Кейси Масгрейвс (он вернулся в топ-10 Bilboard 200), и в 2020-м с «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?» Билли Айлиш (он вновь возглавил австралийский чарт). Памятуя об этом, команда Карди Би решила не подавать заявку на номинацию сингла «WAP» в этом году — он и так побил всевозможные рекорды в 2020-м, а вот к выходу предстоящего альбома граммофон будет как нельзя кстати. Так что пока эффект «Грэмми» сохраняется (и, разумеется, при благополучной эпидемиологической ситуации), в зале награждения всегда будет людно.
В 2021 году вручение премии Национальной академии науки и искусства звукозаписи проходит в 63-й раз. Лидером по числу номинаций стала Бейонсе: у нее их девять в восьми категориях за трек «Black Parade» и дуэт «Savage» с Megan Thee Stallion. Победив во всех, она могла бы собрать рекордное количество граммофонов за один вечер. На победу в самой престижной номинации — «Альбом года» — претендуют Тейлор Свифт, Coldplay, Haim, Дуа Липа, Black Pumas, Post Malone, Джене Айко и Джейкоб Кольер.
В историю «Грэмми» в этом году уже вошла Мики Гайтон: она стала первой темнокожей исполнительницей, номинированной за сольную запись в стиле кантри. Если BTS возьмут статуэтку в категории «Лучшее поп-исполнение дуэтом/группой», то они будут первыми k-pop-исполнителями, победившими на «Грэмми».
Сама церемония из-за коронавирусных ограничений пройдет без зрителей, а трансляция будет состоять из живых и записанных ранее выступлений. В списке артистов, которые появятся на сценах (их сразу четыре), — Билли Айлиш, Тейлор Свифт, Haim, BTS, Карди Би и Megan Thee Stallion, откроет церемонию Гарри Стайлс. Одним из исполнительных продюсеров церемонии стал Джесси Коллинс, который отвечал за постановку шоу The Weeknd во время Супербоула. Интересно, что исключение канадца из числа номинантов связывают именно с тем, что тот предпочел выступление на Супербоуле «Грэмми».
Заветный граммофон: что дает звездам участие в церемонии «Грэмми»?
Шоу-бизнес
Получить «Грэмми» — мечта любого музыканта. Понятно, что обладание золотой статуэткой означает совершенно особый статус в мире музыки, но что это дает с точки зрения финансов? SPLETNIK.RU узнал, насколько выгодно звездам участие в самой престижной музыкальной церемонии мира.
Платят ли за выступление?
Даже если вы звезда уровня Бейонсе или Мадонны и зарабатываете миллионы, за выступление на «Грэмми» вам не заплатят ни цента — все артисты поют на церемонии бесплатно.
Мадонна
Платят ли за победу?
И снова нет! Никаких денежных премий для лауреатов «Грэмми» не предусмотрено, но победа на церемонии автоматически означает для артиста взлет гонораров. По подсчетам Forbes, получив статуэтку, музыканты начинают зарабатывать на продаже билетов на свои концерты в среднем на 55 процентов больше, чем раньше. Простая математика: Бруно Марс до первой своей статуэтки «Грэмми» получал за концерт 130 тысяч долларов. Сразу же после первой победы сумма выросла до 202 тысяч.
У Тейлор Свифт «скачок» составил целых 380 процентов: с первоначальной суммы в 125 тысяч долларов до 600 тысяч после победы на «Грэмми».
Тейлор Свифт
Выгодно обладание наградой и музыкальным продюсерам: как только спродюсированный ими трек зарабатывает «Грэмми», цена за их песни возрастает в разы. Пресса приводит такие цифры: если обычно продюсер берет за песню 30–50 тысяч долларов, то в статусе обладателя «граммофона» попросит уже от 75 тысяч и больше. Удвойте эту сумму, чтобы узнать, сколько стоит песня у звездных продюсеров вроде Фаррелла и Тимбалэнда.
Но вернемся к самой церемонии, одним из главных действующих лиц которой, разумеется, является ведущий. И да, он за свою работу получает гонорар. Правда, по звездным меркам более чем скромный. По данным Forbes, это около 20 тысяч долларов за ведение мероприятия продолжительностью 3,5 часа (добавьте промомероприятия и многочасовые репетиции). Для таких звезд телеэфира, как, к примеру, Джеймс Корден, который вел «Грэмми» в прошлом году, это не особенно большая сумма: говорят, за один выпуск вечернего телешоу ведущие такого уровня получают в четыре-пять раз больше. Однако ведение «Грэмми» — показатель статуса, и с этим не поспоришь
Несмотря на то что за участие в церемонии не платят, организаторы готовят для звезд такие подарки, которые точно их не разочаруют. О знаменитых gift bags — подарочных наборах для гостей — ходят легенды. Гитары Gibson, кошачьи ошейники от Tiffany, путевки на острова и дизайнерские сумки — лишь небольшая часть того, что знаменитости могут получить в подарок. В 2010 году, по данным прессы, звездный подарочный набор включал презенты на сумму 50 тысяч долларов. В прошлом году подарки были несколько скромнее: каждый gift bag — около 30 тысяч долларов. Самым дорогим подарком в наборе стала путевка на неделю в спа в Южной Калифорнии (8850 долларов), самым дешевым — бальзам для губ ChapStick (4,99 доллара). Кроме этого в подарочный набор входило множество самых разных мелочей — от книг, картин, фломастеров, столового фарфора и массажных ковриков против целлюлита до годового запаса сыворотки для лица.
Рианна
Дженнифер Лопес и Марк Энтони
Уитни Хьюстон
Эминем
Миллионер из Аксу: как бывший железнодорожник из Казахстана Иманбек Зейкенов получил «Грэмми»
До 2019 года Иманбек Зейкенов жил в городе Аксу, учился на железнодорожника и занимался музыкой. Его музыкальная карьера началась с ремиксов, которые были созданы с помощью старых наушников и ноутбука на Windows 7. Все ремиксы Иманбек выкладывал в свою группу «ВКонтакте» — на тот момент на него было подписано 300 человек (сейчас почти 65 000). Тогда же он создал ремикс на трек Roses рэпера SAINt JHN, который стал вирусным в России и во всем мире, после чего Зейкенов заключил контракт с отечественным лейблом Effective Records. В интервью Иманбек рассказывал, что написал ремикс за 2,5 часа — в тот момент он только учился писать музыку и использовал оригинал Saint Jnn для тренировки. Также, по его словам, ремикс был создан и выложен в сеть нелегально — он не знал, как заниматься продвижением и получить права на музыку, поэтому просто выложил трек в интернет. Ремикс собрал в YouTube почти 150 млн просмотров, в TikTok под этот трек сняли более 3 млн видео, также он вошел в пятерку рейтинга U.S. Billboard Hot 100 и возглавил британский хит-парад в мае 2020 года. Иманбек начал сотрудничать с известными исполнителями, записал совместный трек с Ритой Орой (6 млн просмотров на YouTube за месяц) и стал первым казахстанским исполнителем, получившим «Грэмми».
Музыкальный критик и автор телеграм-канала «Русский шаффл» Олег Кармунин в своей колонке для Forbes Life анализирует «голливудскую историю» DJ Imanbek.
Самое странное, что про Иманбека Зейкенова нечего сказать.
Раньше «Грэмми» наши люди получали только в категории классической музыки
Нет, такого не бывает. Это настоящая сказка. Голливудская история. Кинематограф.
И дело тут не в том, что человек из СНГ получил американскую премию. Хотя и это важно — раньше «Грэмми» наши люди получали только в категории классической музыки.
А в том, что обычный парень из бедной семьи сделал композицию, которая заняла первое место в чартах в семи странах мира. Вошла в топ-20 самых популярных треков Shazam. Набрала сотни миллионов прослушиваний по всей планете. Если вы включите ремикс Иманбека в любой точке земного шара — люди его узнают. Это и есть чудо и настоящий триумф музыки из нашей части света. Когда-то ведь должно прекратиться вечное американское господство? Давно пора его остановить. Иманбек — один из тех, кто это делает.
Его ремикс на песню Roses рэпера SAINt JHN стоит послушать вместе с оригиналом. Ремикс Иманбека вы точно слышали, но вряд ли в курсе, какой была песня изначально. Диджею достался довольно скучный, заунывный рэп не первой свежести, с трагическим медленным битом. Иманбек превратил его в цветастый, воздушный, легкий хит, который не надоедает и на сотом прослушивании. Попробуйте осознать, как одно превратилось в другое и сколько таланта для этого нужно.
Иманбек не один. Он — лицо огромной группы людей. За его спиной — мальчики и девочки, которые годами пытаются быть диджеями
Сам музыкант признается, что делал все по наитию. Это был один из его первых опытов общения с музыкальной программой. Иманбек недавно посмотрел урок на YouTube и пытался сделать так, как на видео. Он считал, что получилось не очень. Выложил трек и пошел заниматься своими железнодорожными делами. А людям понравилось. Так тоже бывает — но редко.
И еще одна важная вещь. Иманбек не один. Он — лицо огромной группы людей. За его спиной — мальчики и девочки, которые годами пытаются быть диджеями и выкладывают свои ремиксы на музыкальные сервисы. Это целое поколение пропащих музыкантов, которые пытаются пробить бетонную стену. Учатся в диджейских школах. Крутят вертушки. Двигают кубики в программе. Выступают в маленьких клубах. Бесплатно. Потом от бессилия бросают все и уходят работать в офисе.
Все они знают, что обречены быть никем. Тем не менее они старательно берут пример с главных западных гуру электронной музыки. Втайне мечтают выступать на Ибице и вскидывать руки перед огромной толпой, как их кумиры. Никто и думать не мог, что один из них, такой же пропащий ученик техникума, проводящий вечера за компьютером, запишет самый главный ремикс мира. Такого попросту не могло быть. Потому что не было никогда в истории.
Впрочем, иногда ходят легенды о группе ППК. Это Алексей Поляков и Сергей Пименов, отцы русской электроники и первые из нашего света, кто покорил западные чарты. Их хит Resurection в 2001 году услышал сам Пол Окенфолд и помог ребятам с продвижением. Трек попал в горячую ротацию BBC Radio One, а потом — на третье место британского чарта. Это был неслыханный успех. Про группу ППК в начале 2000-х годов говорили в интонации глубочайшего уважения. Посмотрите, мол, как они сумели! Третье место!
И сравните теперь это с Иманбеком. Ремикс Roses — 11 недель во главе танцевального чарта Billboard. 400 млн просмотров на YouTube. «Грэмми».
Победы наших предков выглядят уже не очень привлекательно, правда?
Но вот самое главное — у Иманбека будут последователи. Кажется, что он нечаянно пробил бетонную стену, в которую поколениями, с кувалдами и отбойными молотками долбились наши диджеи. Иманбеку было достаточно ткнуть мизинцем — и стена рухнула. Вслед за музыкантом из Казахстана, я надеюсь, придут новые герои из Украины, России, Белоруссии и Армении. И наступит новая эпоха, в которой добежит слепой, победит ничтожный. Такое нам и не снилось.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Все, что нужно знать о премии «Грэмми»
15 февраля в Лос-Анджелесе прошла 58-ая церемония вручения знаменитой премии, которую часто называют «музыкальным Оскаром». Это событие является одним из самых значимых в мировом шоу-бизнесе. «Телепрограмма» отвечает на самые популярные вопросы о премии и публикует список победителей в основных номинациях.
Победителей выбирают члены Национальной академии звукозаписи США в результате тайного голосования. Премии дают за крупные музыкальные достижения по итогам прошедшего года вне зависимости от коммерческого успеха и места лауреатов в хит-парадах.
Номинантами престижной награды становятся как музыканты, певцы и композиторы, так и аранжировщики, продюсеры, звукорежиссеры и представители других профессий, связанных с музыкальным творчеством. Иногда награду дают даже политикам, актерам и прочим знаменитостям.
В этом году премию присуждали в 83-х номинациях по 30-ти музыкальным жанрам. В голосовании участвовали произведения и исполнители, чьи песни или альбомы вышли с 1 октября 2014 года по 30 сентября 2015 года.
Перечислять имена всех претендентов не имеет смысла; обычно основное внимание уделяют так называемой «большой четверке» номинаций. Мы публикуем имена тех, кто в нее вошел и выделяем тех, кто стал победителем.
«Песня года»:
Кендрик Ламар — Alright
Тейлор Свифт — Blank Space
Little Big Town — Girl Crush
Уиз Халифа и Чарли Пут — See You Again
Эд Ширан — Thinking Out Loud
«Запись года»:
D’Angelo and the Vanguard — Really Love
Марк Ронсон и Бруно Марс — Uptown Funk
Эд Ширан — Thinking Out Loud
Тейлор Свифт — Blank Space
The Weeknd — Can’t Feel my Face
«Лучший новый артист (или музыкальный коллектив)»:
Courtney Barnett
James Bay
Sam Hunt
Tori Kelly
Meghan Trainor
«Альбом года»:
В первом случае награду получают авторы музыки и текста, то есть оценивается сама композиция как музыкальное произведение. А во второй номинации заветная статуэтка достается исполнителю, продюсеру, аранжировщику и звукорежиссеру — словом, всем, кто принимал участие непосредственно в записи трека.
Рекордсменом в этом году стал рэпер Кендрик Ламар, претендовавший сразу на 11 наград, на втором месте певица Тейлор Свифт и канадский исполнитель The Weeknd, удостоенные по 7 номинациям каждый, далее идут рок-группы Alabama Shakes и Florence and the Machine, получившие по четыре номинации.
Российские артисты номинируются на престижную премию почти каждый год, но только в одном жанре – классической музыке. Лауреатами из нашей страны в разное время становились Валерий Гергиев, а также возглавляемые им хор и оркестр Мариинского театра, Владимир Ашкенази, Юрий Башмет, Евгений Кисин, Родион Щедрин, Максим Венгеров. В этом году на премию номинирован пианист Даниил Трифонов за исполнение «Вариаций» Рахманинова в категории «Лучшее инструментальное соло в классической музыке».
Считается, что академики ориентируются не на коммерческую успешность или общественную значимость конкурсантов, а на их творческую состоятельность, выбирая лучших из лучших.
Однако такие музыкальные легенды, как Джимми Хендрикс, Queen, Led Zeppelin, KISS, Тупак Шакур и многие другие никогда не получали «Грэмми». При этом у актера Робби Уильямса имеется аж пять статуэток. И даже первый президент СССР Михаил Горбачев стал обладателем золотого граммофончика. В 2003 году политик вместе с экс-президентом США Билом Клинтоном и итальянской актрисой Софи Лорен получил премию в категории «Альбом для детей в разговорном жанре» за озвучивание сказки «Петя и Волк».
Вручение «Грэмми» организовано по тому же принципу, что и большинство других значимых церемоний. На мероприятие съезжаются все самые известные звезды шоу-бизнеса; они, как и положено, демонстрируют наряды, красуются на красной дорожке, дают интервью. Далее идет концерт, на котором выступают как сами номинанты, так и приглашенные знаменитости.
В этом году «Грэмми» прошло в спортивно-концертном комплексе Staples Center в Лос-Анджелесе. Ведущим вот уже пятый год подряд был рэпер LL Cool J. Транслировала церемонию телекомпания CBS с 20:00 до 23:30 по местному времени и, соответственно, с 7:00 до 10:30 по Москве. Также ее можно было посмотреть в прямом эфире на официальном сайте «Грэмми».
На церемонии выступили Lady Gaga, Тейлор Свифт, Адель, Кендрик Ламар, The Weeknd, Джастин Бибер, Pitbull, коллектив Little Big Town, а также группа Джонни Деппа и Элиса Купера Hollywood Vampires. Одним из самых ожидаемых стало появление на сцене Рианны, которая впервые исполнила песню из нового альбома ANTi.
tele@kp.ru
Телефон редакции: +7 (495) 777-02-82
127287, г. Москва, Петровско-Разумовский Старый проезд, д. 1/23, стр.1
Исключительные права на материалы, размещенные в сетевом издании TELEPROGRAMMA (www.teleprogramma.pro), в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда» ©, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение прав: (495) 970-19-51 (kp@kp.ru)
Сообщения и комментарии читателей сетевого издания размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Возрастная категория 16+