Что такое инверсия в литературе
Инверсия в литературе
Инверсия может эмфатически выделять одно или несколько слов:Объективный порядок слов был бы: «Со слезами нежнейшей матери». Инверсия может логически выделять наиболее существенную часть предложения, «новое», «рему», помещая её перед исходным пунктом высказывания, «данным», «темой»: «Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она…» (Иван Тургенев); объективный порядок слов был бы: «Она ждала звука».
Инверсия может применяться в целях ритмико-мелодической организации речи: «Минул день. Укатился другой за хребты ледяные» (Александр Бестужев-Марлинский).
В XVIII- 1-й пол. XIX вв. под влиянием церковнославянского, латинского, французского языков инверсия особенно распространилась; в позднейших текстах при поддержке целенаправленного отбора лексики она вызывает эффект архаизации:Объективный порядок слов был бы: «… тревожить Ваш мирный покой».
Перечисленные функции инверсии нередко переплетаются в одном предложении. Поэты с разной степенью интенсивности используют инверсию как стилистический прием. В разных стихотворных размерах инверсия распространена приблизительно одинаково. С осторожностью следует подходить к суждениям о преобладании инверсии в стихотворной речи по сравнению с прозаической: так, предложения с инверсией главных членов в стихах, в художественной и научной прозе в равной мере составляют 10—30% от общего числа при средней величине ок. 20%. Зато все виды письменной речи по этому признаку противостоят устной, где предложения с инверсией главных членов составляют лишь 7%.
«Ритмической инверсией» иногда называют синкопу.
Связанные понятия
Для информации по скрытым категориям в Википедии, смотри Категория:Скрытые категории.Скры́тая катего́рия (криптоти́п) — семантические и синтаксические признаки слов или словосочетаний, не находящие явного морфологического выражения, но существенные для построения и понимания высказывания. Скрытые категории оказывают влияние на сочетаемость данного слова с другими словами в предложении.
ИНВЕРСИЯ — это… Примеры из литературы
Одним из средств выразительности художественной речи является стилистическая фигура — инверсия, суть которой состоит в расположении слов в обратном порядке.
Латинское слово «inversio» значит «перестановка, переворачивание».
Инверсия — одна из самых распространенных стилистических фигур. Этот оборот поэтической речи заключается в своеобразной расстановке слов, нарушающей обычный порядок:
ОпределениеИнверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности.
Дополнительный материалА вот какое определение инверсии в литературе дает Википедия.
Перестановка слов выделяет, подчёркивает их, придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Примеры инверсии в художественной литературе
Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль . Н. Гумилёв
Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк. В.Высоцкий
Постпозитивное расположение определений характерны для стиля творчества писателей XIX века. При такой инверсии усиливается смысловая нагрузка на определение, так как зачастую его атрибутивное значение осложняется оттенком предикативности, как у М.Лермонтова:
Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны. Л.Н. Толстой
Сильным средством смыслового выделения определения является его «отрыв» от определяемого слова, причем оно может находится как в начале, так и в конце предложения. Этот прием инверсии мастерски использовал И.С. Тургенев:
Где глаз людей обрывается куцый … В. Маяковский
Расположение дополнения перед сказуемым носит инверсионный характер, например, у С.Есенина:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосёт.
Отметим также, что в стихотворных текстах инверсия выполняет ритмообразующую функцию.
В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.
Видеоурок
Инверсия в литературе
Из Википедии — свободной энциклопедии
Инве́рсия в литературе (от лат. inversio «переворачивание; перестановка») — нарушение обычного порядка слов в предложении. В аналитических языках (например, английский, французский), где порядок слов фиксирован строго, стилистическая инверсия распространена относительно мало; во флективных, в том числе русском, с достаточно свободным порядком слов — весьма значительно.
Инверсия может эмфатически выделять одно или несколько слов:
Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами?
Объективный порядок слов был бы: «Со слезами нежнейшей матери». Инверсия может логически выделять наиболее существенную часть предложения, «новое», «рему», помещая её перед исходным пунктом высказывания, «данным», «темой»: «Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она…» (Иван Тургенев); объективный порядок слов был бы: «Она ждала звука». Инверсия может применяться в целях ритмико-мелодической организации речи: «Минул день. Укатился другой за хребты ледяные» (Александр Бестужев-Марлинский).
В XVIII- 1-й пол. XIX вв. под влиянием церковнославянского, латинского, французского языков инверсия особенно распространилась; в позднейших текстах при поддержке целенаправленного отбора лексики она вызывает эффект архаизации:
Государь мой, — читал он, — Александр Васильич!
Сколь прискорбно мне Ваш мирный покой тревожить…
Объективный порядок слов был бы: «… тревожить Ваш мирный покой».
Перечисленные функции инверсии нередко переплетаются в одном предложении. Поэты с разной степенью интенсивности используют инверсию как стилистический прием. В разных стихотворных размерах инверсия распространена приблизительно одинаково. С осторожностью следует подходить к суждениям о преобладании инверсии в стихотворной речи по сравнению с прозаической: так, предложения с инверсией главных членов в стихах, в художественной и научной прозе в равной мере составляют 10—30% от общего числа при средней величине ок. 20%. Зато все виды письменной речи по этому признаку противостоят устной, где предложения с инверсией главных членов составляют лишь 7%.
«Ритмической инверсией» иногда называют синкопу.
Зачем нужна инверсия? Объясняем на пальцах
В каждом языке существует в той или иной степени общепринятый порядок слов при построении предложения. Зачем его нарушают? #92днялета
Инверсия — это изменение прямого, строго закреплённого порядка слов с целью придания определённому слову или словосочетанию дополнительного значения. Например, постановка сказуемого перед именным подлежащим, определения — после определяемого слова.
Однако сама по себе инверсия не выделяет значимые слова — она действует на фоне прямого порядка слов. Теоретическое обоснование небезразличия порядка слов для смысла высказывания предложила так называемая теория актуального членения предложения, заложенная Вилемом Матезиусом (Пражский лингвистический кружок). Вкратце её можно обрисовать как теоретическое обоснование различия между синтаксическим и коммуникативным (логическим) предицированием. Было установлено, что синтаксическое сказуемое не обязательно является выражением коммуникативного центра фразы, то есть собственно того содержания, ради которого формулируется то или иное высказывание.
Так, фраза «Суп в холодильнике» сообщает, где стоит суп, а фраза «В холодильнике суп» сообщает, что имеется в холодильнике. При этом синтаксическая структура этих предложений идентична. Различна коммуникативная направленность («коммуникативная перспектива»), то есть логическое предицирование (что именно субъект речи сообщает о чём).
Объясним «на пальцах», разберём строчку из Агнии Барто — «Наша Таня громко плачет».
Итак, «Наша Таня громко плачет» — слова расставлены в прямом порядке. Смысловое ударение — «девочка плачет». А вот что случится, если поменять слова местами:
«Плачет наша Таня ГРОМКО» — Таня очень расстроена.
«Громко плачет наша ТАНЯ» — когда Таня плачет, она делает это очень громко.
«Таня НАША плачет громко» — конкретная Таня плачет громче, чем все остальные.
С этой точки зрения инверсия — «нарушение обычного расположения (порядка следования) составляющих предложение слов и словосочетаний» (О. С. Ахманова «Словарь лингвистических терминов») используется в целях выделения «переставленного» элемента предложения и привлечения к нему внимания, в результате чего «переставленный» элемент «приобретает особую психологическую или стилистическую коннотацию».
Инверсия в прозе
В прозаической речи свободный порядок слов воспринимается — по мнению И. Б. Голуб — как разговорная черта, то есть носит сугубо стилистическое значение. При этом речь может быть вполне «книжной», даже «возвышенной», но иронически переосмысляется автором.
Например, в «Преступлении и наказании» Достоевского Мармеладов, желая завязать разговор с Раскольниковым, так обращается к нему:
«А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо, хотя вы и не в значительном виде, опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного».
В этом отрывке Достоевский обращает внимание читателя на витиеватость речи Мармеладова. С помощью инверсий «разговор ПРИЛИЧНЫЙ», «опытность МОЯ», «человека ОБРАЗОВАННОГО» и «к напитку НЕПРИВЫЧНОГО» автор подчёркивает слабость Мармеладова к чиновничьим оборотам речи и «чинопочитанию» даже во хмелю. Так пристало говорить с начальством (и то с «кукишем в кармане»), а не со случайным собутыльником. Но Мармеладов по застарелой привычке заискивает даже перед Раскольниковым, чтобы расположить к себе собеседника.
Инверсия в поэтической речи
В поэтической речи инверсия воспринимается как книжная черта, хотя изначально может показаться, что это всего лишь подчинение ритмическим требованиям, например:
«В века старинной нашей славы,
Как и в худые времена,
Крамол и смуты в дни кровавы
Блестят Езерских имена» (А. С. Пушкин. «Езерский»).
Прямой порядок был бы таким: «имена Езерских блестят в кровавы дни крамол и смуты». На первый взгляд, ни для чего другого, кроме необходимости соответствовать размеру, пушкинский порядок слов не предназначен: он серьёзно затрудняет чтение. Однако поэт здесь говорит о старине в духе самой этой старины — и произвольный порядок слов уже выглядит как стилизация под «книжную речь».
А вот в известном обороте «бездны мрачной на краю» («Пир во время чумы») перемещение составного отымённого предлога «на краю» имеет иллюстративную функцию: резко меняется «нормальный», «привычный» уклад — и столь же резко меняется естественный порядок слов во фразе, описывающей эту ситуацию. Читая текст, мы как будто сами перемещаемся на этот «край».
Итак, роль инверсии как фигуры речи бывает не только композиционной, но и собственно художественной, с целью передачи психологических нюансов и смыслов, связанных с текстом в целом. При этом следует различать конструктивно (технически, ритмически) и эстетически обусловленное нарушение порядка слов.
Что такое инверсия? Примеры инверсии в художественной литературе
Одним из средств выразительности художественной речи является стилистическая фигура — инверсия, суть которой состоит в расположении слов в обратном порядке.
Латинское слово «inversio» значит «перестановка, переворачивание».
Инверсия — одна из самых распространенных стилистических фигур. Этот оборот поэтической речи заключается в своеобразной расстановке слов, нарушающей обычный порядок:
Перестановка слов выделяет, подчёркивает их, придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Примеры инверсии в художественной литературе
Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль . Н. Гумилёв
Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк. В.Высоцкий
Постпозитивное расположение определений характерны для стиля творчества писателей XIX века. При такой инверсии усиливается смысловая нагрузка на определение, так как зачастую его атрибутивное значение осложняется оттенком предикативности, как у М.Лермонтова:
Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны. Л.Н. Толстой
Сильным средством смыслового выделения определения является его «отрыв» от определяемого слова, причем оно может находится как в начале, так и в конце предложения. Этот прием инверсии мастерски использовал И.С. Тургенев:
Где глаз людей обрывается куцый … В. Маяковский
Расположение дополнения перед сказуемым носит инверсионный характер, например, у С.Есенина:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосёт.
Отметим также, что в стихотворных текстах инверсия выполняет ритмообразующую функцию.
В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.
Видеоурок
Вот вам лучший пример того, что такое «инверсия». Многие учёные разрабатывающие теорию о дрейфе литосферных плит утверждают о том, что материк Евразия дрейфует на север со скоростью около пяти сантиметров (ежегодно) в год, находясь под внешним давлением напирающих Африки, Австралии, а также и её собственных — Индии, Аравии. Якобы, через миллионы лет исчезнет Средиземное море, горы Альпы вырастут выше, и будут находиться гораздо севернее. Однако мало кто из этих исследователей забывают за не абсолютную стабильность вращения земли. Те ученые, которые изучают будущее вращения земли, могли бы почаще напоминать своим коллегам-тектонологам, что все равно в результате всего происходящего, и Европа, и Азия будут смещены не на север, а наоборот, на юг. И это будет вот по какой причине: на протяжении всего хода истории земли, у планеты земли постоянно меняется положение оси ее ежесуточного вращения, и суммарная скорость этих нутаций, в большом их цикле, превышает скорость литосферного дрейфа плит. Поэтому, когда Евразия подталкиваемая главным образом Африкой, сместится на север, на 10 градусов широты, к этому же времени, как показывает общая шкала тенденций направления перемещений экватора за последние 600 миллионов лет, и географические северный и южный полюса земли произведут ИНВЕРСИЮ: то есть сместятся так, что экватор сместится на 20 градусов широты на юг на восточном полушарии земли, и на столько же на север — на западном. Так что благодаря Инверсии земного экватора, например, испанский курорт Альмерия через миллионы лет окажется не у полярного круга, а у северного тропика. А вот американскому США, особенно его западным частям, действительно не повезет: как бы мощь тектоники не старалась двигать матереки, всемогущая мощь инверсии полюсов и экватора передвинет США — поближе к северному полюсу, а Испанию, Германию и Россию — к северному тропику; Индию вообще на самый экватор. Так что в Якутии будут ползать пятиметровые кобры и крокодилы, а в январе на гавайских островах купаться и загорать на пляжах туристам будут не позволять полярные холода.
Спасибо за интересный материал.
Слово «инверсия» многозначное.
В своей статье мы осветили только один аспект значения этого слова — инверсия в литературе.
Термин «инверсия» используется в химии:
инверсия сахаров — расщепление сложных сахаров (преимущественно тростникового) на простые под действием кислот и ферментов, что используется для предотвращения засахаривания пищевых продуктов, особенно при производстве искусственного мёда.
В математике, в частности в комбинаторике и геометрии, тоже есть понятие инверсии.
В физике существует инверсия магнитного поля Земли, о чем вы как раз упомянули в своем сообщении.