Что такое интрига простыми словами в литературе
Интрига (литература)
Интрига в литературе может носить как любовный, так и политический или иной характер. Интрига является частью композиции и подчиняется стилю произведения.
Интрига способствует развитию драматического действия, однако преобладание интриги над раскрытием характеров ведёт к снижению реализма.
Литература
См. также
Смотреть что такое «Интрига (литература)» в других словарях:
Интрига — характерный для драматических (и отчасти эпических) произведений способ организации действия. Интрига выражается в том, что то или иное действующее лицо (или группа их) стремится осуществить какой либо план, свою линию поведения, вступая в борьбу … Литературная энциклопедия
Интрига — (фр. intrigue, от лат. intrico «запутываю») заинтересованность вокруг события, явления или личности за счёт неопределённости события, явления или личности. В русском языке применительно к ситуациям обыденной жизни слово используется в… … Википедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Итальянская литература — ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Начало И. л. относится к первой трети XIII в., когда итальянский яз., обособившийся от латинского уже в конце X в., настолько самоопределился, что стала возможна его лит ая обработка. Уже в XII в. И. яз. начинает… … Литературная энциклопедия
Римская литература — I. Эпоха республики 1. Древнейший период. 2. Литература III II вв. до н. э. 3. Литература периода гражданских войн. II. Эпоха перехода к империи («век Августа»). III. Эпоха империи. Библиография. I. ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ. 1. ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД.… … Литературная энциклопедия
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнерусская литература — Древнерусская литература (конец XXVII вв.), как и другие средневековые литературы, не выделялась из совокупности остальных памятников письменности, носившей преимущественно «прикладной» деловой и познавательный характер: церковно… … Литературный энциклопедический словарь
Индийская литература — I. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ЛИТ РА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Древнеиндийская литература, точнее, литература на древнеиндийских и среднеиндийских яз. (см. Индийские языки), охватывает лит ую продукцию огромного периода, начиная от второго (а по мнению некоторых ученых … Литературная энциклопедия
Южно-русская литература — I. Вступление. Это название употребляется здесь не в смысле географическом; оно применяется не к литературе (вернее литературам) юга России, а к литературе одной из славянских этнических особей, именуемой также малорусской, русинской или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Индийская литература — древнейшим памятником И. литературы являются веды (см.) и примыкающая к ним обширная прозаическая литература, разрабатывающая и дополняющая их содержание. Период, к которому относится создание собственно вед, или стихотворных их частей, так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Польская литература — В противоположность другим славянским народам доисторический период польской литературы, когда она была достоянием устного творчества самого народа, совершенно незначителен. В польской словесности нет тех грандиозных произведений, тех огромных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Интрига
Полезное
Смотреть что такое «Интрига» в других словарях:
интрига́н — интриган … Русское словесное ударение
ИНТРИГА — (фр. intrigue, от лат. intricare запутывать). 1) происки во вред кому или чему либо. 2) завязка в литературных произведениях. 3) любовная связь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТРИГА 1) происки,… … Словарь иностранных слов русского языка
интрига — и, ж. intrigue f., > пол. intriga. 1. Обычно мн. Скрытно осуществляемые действия с использованием различных неблаговидных средств для достижения какой н. цели; происки, каверзы. БАС 1. Из матери вшедшая искра <ненависти> в ея Царевнино… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
интрига — Ковы, козни, каверзы, кляуза, подвох, происки. Ср. козни. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. интрига ковы, козни, каверзы, кляуза … Словарь синонимов
ИНТРИГА — ИНТРИГА, интриги, жен. (франц. intrigue) (книжн.). 1. Скрытные действия с использованием различных неблаговидных средств для достижения какой нибудь цели, происки. Дело провалилось вследствие интриг противной стороны. Вести интригу против кого… … Толковый словарь Ушакова
ИНТРИГА — (франц. intrigue от лат. intrico запутываю), 1) происки, козни2)] Способ построения фабулы драматического, эпического и кинематографического произведения при помощи сложных перипетий действия, столкновения интересов и хитрых проделок персонажей … Большой Энциклопедический словарь
ИНТРИГА — ИНТРИГА, и, жен. 1. Скрытные действия, обычно неблаговидные, для достижения чего н., происки. Вести против кого н. интригу. Плести интриги. Политические интриги. 2. Способ построения сложной фабулы в романе, драме (книжн.). Сложная, запутанная и … Толковый словарь Ожегова
ИНТРИГА — жен., франц. пронырство, козни, каверзы, крючек, происки, дело пролаза, проделка; | любовная связь; | завязка, опорная точка комедии или драмы, обычно любовь, рождающая происки. У них завелась интрижка. Иктриговать, пройдошить, пролазничать,… … Толковый словарь Даля
Интрига — ■ Заведёт куда угодно … Лексикон прописных истин
интрига — и, ж. 1) (обычно мн.) Тайные хитроумные действия неблагозвучного характера против кого л. Плести интриги. Любители интриг. Затеять интригу. Интриги политиканов. Я была до сих пор очень довольна вами. но теперь интриги, в которых вы, может быть … Популярный словарь русского языка
Интрига произведения. Что такое и как сплести?
ИНТРИГА – это способ организации событий в художественном произведении.
Выражается интрига в том, что какой-то персонаж (или группа персонажей) стремится осуществить какой-либо план, вступая в борьбу с другими персонажами, противодействующими этому плану.
Развитие интриги определяет движение сюжета.
Заканчивается интрига победой одной из борющихся сторон, разрешением противоречия (т.е. литературного конфликта), иначе говоря, наступает развязка произведения.
Интрига может иметь самый различный характер – быть любовной, приключенческой, политической и т.д.
В произведении может быть несколько параллельных или пересекающихся интриг.
Есть ли рекомендации, которые помогут автору сплести качественную интригу?
1. Литературный конфликт должен быть именно конфликтом, а не так, поводом написать энное количество букафф.
Помним, что ЛК – это препятствие, с которым сталкивается главный герой.
Даже в рассказе (малой форме) ГГ ни в коем случае не должен достигнуть цели сразу. Ему обязательно надо придумать препятствия – создать персонажей, подобрать события таким образом, чтобы они тормозили движение вперед.
Не забываем, что любое художественное произведение описывает процесс ИЗМЕНЕНИЯ ГГ – а какое изменение может произойти без мучений?
Кроме того, читатели читают (гм..) для того, чтобы понять жизнь, особенно ее тревожные\ болезненные \ трагические моменты. И ГГ должен их все пройти.
2. Желательно, чтобы литературный конфликт не ограничивался одной плоскостью.
Под плоскостями конфликта понимают:
— внутренние проблемы ГГ – кагбэ проблемы одного человека (одного – ключевое слово).
Герой борется со своими внутренними демонами – когда ему и хочется, и колется. Т. е. автор «подслушивает» проблемы героя и пересказывает их читателю.
Преимущественный способ изложения – это передача мыслей и чувств.
— интерперсональные взаимодействия – другими словами, межчеловеческий конфликт, в котором задействовано несколько персов (ключевое слово – несколько). Персонажи имеют разные мотивации – дядя Федор хочет в Простоквашино, а его мама – на курорт. Ну, а папа… Папа болтается вокруг да около.
Преимущественный способ изложения – диалог.
Допустим, вы хотите рассказать историю, как одна одинокая женщина встретила такого же одинокого мужчину, и они собрались разводить у дороги костер.
Центр ЛК явно лежит во второй плоскости – интерперсональные взаимодействия.
У героини свои представления об идеальной семейной жизни – чтоб не пил, не курил и тещу мамой называл, а у героя свои – люблю тебя любую, только не трогай мои удочки в гараже.
В итоге получается вполне себе ЖП, милая и компактная.
Однако – с одномерным конфликтом. И пресновато-линейная.
Попробуем углубить ЛК путем использования еще одной плоскости – покажем внутренние проблемы ГГ. Итак,
Герой увидел тещу или героиня увидела опарышей в гараже – и о боже.
У ГГ нервный срыв, а у автора – возможность развить образ.
И кстати, увеличить объем произведения без т.н. пробуксовки.
(Пояснения по ходу.
Пробуксовка – это несколько сцен, дублирующих друг друга.
Например, в нашем условном рассказе герой говорит героине: «На все согласен, любимая, но пить не брошу!»
Далее героиня встречается с подругой Светой и говорит ей: «Света, мой на все согласен, и я его люблю, но ведь пьет!» Света охает, ахает и говорит: «Веди его к наркологу».
Далее героиня встречается с сослуживицей Катей и говорит ей: «Не могу, Катя, выйти вовремя на смену, потому что огорчаюсь – мой не хочет завязывать». Катя: «Какой кошмар! Его надо отвести к знакомой знахарке, уж она точно поможет».
Далее героиня встречается с соседкой…
Смотрите, что получается. В сценах задействованы разные персонажи, однако мотивация героини НЕ меняется. Вот оно, дублирование сцен.
Не очень хорошо, потому что повествование удлиняется, а сюжет буксует.
Данный ход допустим только в том случае, когда автор ставит перед собой задачу нарастить объем (дотянуть до желанных 10 алок). И то, пользоваться данным приемом можно, если автор твердо уверен – он сможет нарисовать образы РАЗНЫХ персов = с разной речевой маской, и хоть таким образом удержать внимание читателя.
То есть, пробуксовка – это повторение сцен, лежащих в одной плоскости конфликта. Не буксовать – значит перевести действие на другой уровень).
Возможно использование сразу трех плоскостей.
Например, герой и героиня предъявляют друг другу свои идеалы.
Героиня вроде за, но видит наживку для рыбной ловли (тех самых пресловутых опарышей).
С ней случается нервный срыв – быть или не быть любовному союзу? Читатель оглушен интригой, которая, как мы видим, сложилась из двух компонентов (внутреннего и интерперсонального).
И тут – бац! – автор усугубляет действие внешними проявлениями среды (вводит третий компонент).
Гараж с удочками и наживкой вспыхивает от удара молнии.
Герой ломает руки – о, смысл моей жизни, прощай!!
Героиня, не колеблясь (или поколебавшись пару абзацев) бросается в горящую избу и спасает опарышей.
Далее – развязка, понятное дело, в ЗАГСе.
Вот вы сейчас смеетесь, а напрасно. Лучше прикиньте: тот ЛК, который вы в данный момент создаете, многомерен?(= глубок\интересен для читателей). Или требует доработки?
Авторы, различайте _с л о ж н о с т ь_ и _ з а п у т а н н о с т ь_, ок?
3. Желательно, чтобы литературный конфликт решался силами героев, а не появлением «бога из машины».
«Но если ты и в ее конце используешь случай, читатель, скорее всего, почувствует себя обманутым. Древние греки придумали театральный трюк, который называется deus ex machina, что означает «бог из машины». Пользовались этим приемом писатели, фабула которых так запуталась, что под конец пьесы только божественное вмешательство могло все происходящее объяснить. Тогда до ушей зрителей доносился скрежет шестерен и скрипение канатов, с помощью которых на сцену опускался актер, играющий роль божества. Оно — божество — изрекало приговор, избавляя человеческих участников игры от всякого рода действий и произнося парочку банальных фраз.
В современной литературе аналогом такого приема может быть появление помощи в последний момент, самые разные случайности или болезни, либо пробуждение героини. До сегодняшнего дня я помню то потрясающее разочарование, какое испытал, читая первый раз «Алису в Стране чудес».
«Вставай, милая, — сказала сестра. — Ты никогда не спишь так долго!
Ах, я видела такой удивительный сон! — воскликнула Алиса. »
Ну нет! Как можно было такое сделать! Мне хотелось расплакаться. Ты не имеешь права загнать героя в угол комнаты, а потом вдруг убрать и стены, и пол» (с) Найджел Ватс.
Так что, дорогие авторы, для завершения интриги задействуйте именно ГГ. Пусть они – благодаря качествам своего характера – доведут дело до конца, а не будут спасены неизвестно откуда взявшимся суперменом или облагодетельствованы волшебником из голубого вертолета. Сами, все сами…
Вот, собственно, некоторые из рекомендаций, которые позволят вам улучшить произведения.
Понятно, что данная статья не открывает никаких Америк, все это вы прекрасно знаете.
Однако автор надеется, что статья послужит толчком еще раз подумать – как мы пишем, когда мы пишем.
Значение слова «интрига»
1. Скрытые действия неблаговидного характера для достижения какой-л. цели; происки, козни. Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии. Л. Толстой, Война и мир. Из его головы целиком вышел гениально мошеннический проект разорения первой компании предпринимателей, и его же твердая, но незримая рука довела интригу до конца. Куприн, Молох.
3. Устар. Любовные отношения, любовная связь. Любовные интриги [Обломова] не разыгрывались в романы. И. Гончаров, Обломов. Рассказывали про несколько интриг его [Анатоля] с московскими дамами. Л. Толстой, Война и мир.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Классическая древнекитайская концепция стратагем является квинтэссенцией сложных и многошаговых тактических построений. Стратагемы были разработаны поколениями мыслителей и стратегов, хотя в их основе изначально лежали простые интриги.
ИНТРИ’ГА, и, ж. [фр. intrigue] (книжн.). 1. Скрытные действия с использованием различных неблаговидных средств для достижения какой-н. цели, происки. Дело провалилось вследствие интриг противной стороны. Вести интригу против кого-н. Придворные интриги. 2. Завязка, основная ситуация драмы или романа, вокруг к-рой развивается
Запутанная и. 3. Любовная связь, любовные отношения (устар.). И. с замужней женщиной.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
интри́га
1. скрытые действия, обычно неблаговидные и направленные на достижение корыстной цели
2. перен. книжн. филол. сложный сюжет в повествовательном художественном произведении
3. перен. устар. любовная связь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кантри — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Интрига
В русском языке применительно к ситуациям обыденной жизни слово используется в контексте с негативной моральной оценкой создателя интриги.
Кроме того, понятие «Интрига» порождает формы «заинтриговать», «интригующий», что обозначает «Заинтересовывать, возбуждать чем-нибудь любопытство» и получается в основном в результате умышленных или неумышленных недомолвок, умолчаний и двусмысленных намёков. В небольших количествах целенаправленно интригующие высказывания могут помогать делу и не восприниматься негативно, но злоупотребление такой формой речи может собеседников напрягать.
Интригу можно рассматривать как способ достижения цели путём манипуляции другими людьми. Слово широко применяется в отношении политических и бытовых ситуаций. Однако в военном деле сознательная разработка замыслов и планов противостояния и манипулирования противником относится к сфере тактики и стратегии.
Классическая древнекитайская концепция стратагем является квинтэссенцией сложных и многошаговых стратегических построений. Стратагемы были разработаны поколениями мыслителей и стратегов, хотя в их основе изначально лежали простые интриги.
Содержание
Словоупотребление
Интриган — человек, прибегающий к интригам
Интриговать — вести интриги против кого-либо, мистифицировать
Примечания
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Интрига» в других словарях:
интрига́н — интриган … Русское словесное ударение
ИНТРИГА — (фр. intrigue, от лат. intricare запутывать). 1) происки во вред кому или чему либо. 2) завязка в литературных произведениях. 3) любовная связь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТРИГА 1) происки,… … Словарь иностранных слов русского языка
интрига — и, ж. intrigue f., > пол. intriga. 1. Обычно мн. Скрытно осуществляемые действия с использованием различных неблаговидных средств для достижения какой н. цели; происки, каверзы. БАС 1. Из матери вшедшая искра <ненависти> в ея Царевнино… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Интрига — характерный для драматических (и отчасти эпических) произведений способ организации действия. Интрига выражается в том, что то или иное действующее лицо (или группа их) стремится осуществить какой либо план, свою линию поведения, вступая в борьбу … Литературная энциклопедия
интрига — Ковы, козни, каверзы, кляуза, подвох, происки. Ср. козни. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. интрига ковы, козни, каверзы, кляуза … Словарь синонимов
ИНТРИГА — ИНТРИГА, интриги, жен. (франц. intrigue) (книжн.). 1. Скрытные действия с использованием различных неблаговидных средств для достижения какой нибудь цели, происки. Дело провалилось вследствие интриг противной стороны. Вести интригу против кого… … Толковый словарь Ушакова
ИНТРИГА — (франц. intrigue от лат. intrico запутываю), 1) происки, козни2)] Способ построения фабулы драматического, эпического и кинематографического произведения при помощи сложных перипетий действия, столкновения интересов и хитрых проделок персонажей … Большой Энциклопедический словарь
ИНТРИГА — ИНТРИГА, и, жен. 1. Скрытные действия, обычно неблаговидные, для достижения чего н., происки. Вести против кого н. интригу. Плести интриги. Политические интриги. 2. Способ построения сложной фабулы в романе, драме (книжн.). Сложная, запутанная и … Толковый словарь Ожегова
ИНТРИГА — жен., франц. пронырство, козни, каверзы, крючек, происки, дело пролаза, проделка; | любовная связь; | завязка, опорная точка комедии или драмы, обычно любовь, рождающая происки. У них завелась интрижка. Иктриговать, пройдошить, пролазничать,… … Толковый словарь Даля
Интрига — ■ Заведёт куда угодно … Лексикон прописных истин
интрига — и, ж. 1) (обычно мн.) Тайные хитроумные действия неблагозвучного характера против кого л. Плести интриги. Любители интриг. Затеять интригу. Интриги политиканов. Я была до сих пор очень довольна вами. но теперь интриги, в которых вы, может быть … Популярный словарь русского языка