Что такое интернет платформа это

Интернет-платформы

Характеристика различных интернет-платформ, а также способов заработка на них. Преимущества и недостаки системы администрирования данных сайта WordPress, Joomla и 1-С Битрикс. Коммерческое программное обеспечение для управления контентом DataLife Engine.

РубрикаПрограммирование, компьютеры и кибернетика
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления26.12.2014
Размер файла491,7 K

Что такое интернет платформа это. Смотреть фото Что такое интернет платформа это. Смотреть картинку Что такое интернет платформа это. Картинка про Что такое интернет платформа это. Фото Что такое интернет платформа это

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ


Главной целью такой системы является возможность собирать в единое целое и объединять на основе ролей и задач все разнотипные источники знаний и информации, сотрудников, рабочих групп и проектов с созданными ими базами знаний, информацией и данными так, чтобы их легко можно было найти, извлечь и повторно использовать привычным для пользователя образом.


Целью данной работы является выявление оптимальной интернет-платформы и конкретного способа заработка на ней.

интернет сайт битрикс контент

Для реализации собственного shop-портала предусмотрено довольно много различных расширений к самой платформе, которые позволяют модифицировать персональный сайт в страницу-каталог предлагаемой продукции, добавить привычные пользователям элементы “Корзина”, кнопки “Оплатить” и формы обратной связи. Также в стандартный набор таких расширений входит интеграция с платежными системами (PayPal).


Расчитывая прибыльность бизнеса в виде интернет-магазина на платформе WordPress, следует учитывать, какой именно плагин используется для создания коммерческого ресурса. Сам WordPress бесплатен, следовательно и большинство расширений к нему бесплатны или имеют символическую цену не превышающую 100 у.е. Например, плагин WP eCommerсе на сегодняшний день принято считать одним из самых популярных: он переведен на русский язык, является бесплатным, хотя присутствуют и коммерческие дополнения и опции. Большим плюсом данного расширения является его адаптированность для российского рынка, так как при использование подавляющего большинства других похожих плагинов возникают проблемы с доставкой и переводом денежных средств.


Помимо использования платформы WordPress в качестве интернет-магазина можно привести еще несколько примеров монетизации при помощи данного ресурса.


Как уже было упомянуто, одним из отличий WP-платформы от прочих является развитая структура визуального оформления и представления. Графические темы пользуются большой популярностью, а многие из них не бесплатны, следовательно их можно отнести к способу заработка посредством платформы. Стоимость темы в среднем составляет от 35$ до 75$ в зависимости от торговой площадки, уровня дизайна и предоставляемых «в комплекте» услуг (помощь в разработке и т.д.). Для начинающих веб-дизайнеров продажа собственных тем оформления WP может стать неплохим стартом и принесет первые доходы.


В последнее время появилась тенденция добавления раздела платной подписки в существующий сайт, и WordPress предлагает для этого ряд плагинов. Суть данного метода монетизации заключается в размещении на платформе информации такого рода, за которую пользователи были бы готовы заплатить символическую сумму; регулярном обновлении новостной ленты своего портала для привлечения новых подписчиков и, соответственно, новых средств. Например, контентом для сайта с платной подпиской могут стать образовательные материалы любой ниши, программное обеспечение и инструменты для него и так далее.


Итак, возможности заработка, имея под рукой ПК и платформу WordPress, представляются довольно широкие: нишу коммерции заполняет продажа рекламных мест, интернет-магазины, продажи собственноручно созданных элементов для развития платформы (тем и плагинов).


1.2 Joomla


К способам монетизации, предлагаемым платформой, относятся все та же контекстная реклама, партнерские программы и интернет-магазины. Но Joomla предлагает и альтернативные варианты. Как уже упоминалось, безопасность не является сильной стороной данной платформы, что, как ни странно не отпугивает пользователей. И как дополнение к ссылкам контекстной рекламы добавляются вирусные баннеры и окна. Каждый пользователь Интернет сегодня знаком с раздражающими всплывающими всплывающие окна, которые появляются из ниоткуда, закрывают значительную часть нужной информации на экране, зачастую даже издают звуки. Интернет-гиганты Google, Яндекс и Yahoo! ведут активную борьбу с порталами, которые имеют встроенный код всплывающих окон. Но с точки зрения прибыльности, данный способ заработка является наиболее выгодным среди аналогичных методов, использующих конвертацию кликов (переходов по ссылкам) в деньги. Суть вирусных ссылок проста: пользователь, даже если не заинтересован в предоставляемой на странице перехода информации, все равно вынужден нажать на баннер, чтобы закрыть его. Более того, около 40% кликов по таким ссылкам являются случайными и обусловлены только внезапностью появления баннера.


Еще одним новым методом монетизации, который привносит Joomla в контекст обозреваемых платформ, это заработок на файлообменниках. Схема действия чем-то похожа на платную подписку WordPress, которая упоминалась ранее. Только в данном случае ориентирование происходит не на текстовый и визуальный контент, которым наполнен сайт, а на файлы, которые можно загрузить непосредственно на свой ПК из сети. Файловы хостинг работает как на загрузку, так и на выгрузку данных. То есть пользователю может быть предоставлено место под его личные файлы, которые будут храниться на сервере хостинга и к ним будет открыт круглосуточный доступ по аутентификационной информации (возможен открытый доступ, в зависимости от файлообменника и условий исплользования). Система монетизации в случае с файлами представляет собой механизм «двойной направленности». Пользователь может покупать место на сервере под свои файлы, тем самым тратить деньги. Тем не менее файлообменники предоставляют возможность пользоватедям, не являющимися владельцами и администраторами хостинга, зарабатывать деньги за скачивания своих файлов. Средняя ставка составляет 5$-15$ за 1000 скачиваний. Некоторые порталы так же предлагают премиальные за продажи премиум-аккаунтов (платных учетных записей пользователей с большей скоростью загрузки).


Платформу Joomla можно назвать «предельной» среди описанных аналогов. Она балансирует на грани этики, безопасности и доступности.


Существуют так же платные платформы, их насчитывается примерно такое же количество, как и бесплатных. Рассмотрим одну из них, самую популярную среди пользователей Всемирной паутины.


1.3 1-С Битрикс


Система управления сайтом 1С-Битрикс считается одной из самых продвинутых и успешных CMS. Зачастую начинающие бизнесмены задаются вопросом, на чем делать магазин: Битрикс или другая CMS, и обращаются за советом к программистам. Однако сведущие торговцы и специалисты говорят об обратном. Более того, создание магазина на Bitrix часто обходится вдвое больше стоимости самой CMS.


Основные особенности платформы 1-С Битрикс:

· требовательность к ресурсам: необходим либо специальный хостинг с увеличенными ресурсами (сайт визитка), либо выделенный сервер, если магазин посещают (будет посещать) более 2000 человек;

· техническая поддержка: необходим штат квалифицированных специалистов, которые давно работают с Битрикс;

· огромный комплекс модулей и возможностей системы: при умелой настройке можно добиться от функционала любых конфигураций;

· любой магазин, поставленный на коробочную CMS, требует индивидуальной настройки и доработки некоторых модулей. В случае с Битриксом, стоимость тюнинга чаще всего оказывается даже выше стоимости самой CMS.

· 1С-Bitrix легко интегрируется с другими программами компании 1C: «предприятие», «бухгалтерия» и тд.

· cистема обеспечивает высокий уровень безопасности, что особенно важно для крупных магазинов.

С другой стороны для бизнеса малой и средней руки Битрикс может сильно ударить по карману. Чтобы окупить стоимость создания магазина на Битриксе, необходимо использовать все его функции в полной мере, по максимуму. В противном случае пустая трата времени и материальных ресурсов. Большинство конкурирующих CMS могут удовлетворить все потребности средних и мелких магазинов за значительно меньшие деньги.

После покупки скрипта клиенту предоставляется продукт с открытым исходным кодом и без ограничения на время использования (в случае с годовой лицензией по истечении года клиент перестанет получать обновления).


К преимуществам платформы DataLife Engine стоит отнести его нетребовательность к ресурсам сервера, что позволяет создавать на его базе сайты с высокими показателями посещаемости, не перегружая при этом сервер. Открытый скрипт платформы позволяет подключать различные сторонние модификации. Можно смело утверждать, что DLE является самой популярной платформой среди российских разработчиков.


К способам заработка на DLE-сайтах можно смело относить все вышеперечисленное относящееся к другим интернет-платформам. Я уделю особое внимание пассивному заработку посредством бирж ссылок, а в частности условиям, которыми должен обладать сайт для успешной монетизации и факторам, от которых зависит размер заработка посредством бирж ссылок.


Показатели тИЦ и PR являются своеобразной «приманкой» для рекламодателей: чем выше индексы блога, тем больше предложений поступает на размещение рекламы, где заработок складывается уже не только за клики, но еще и за «аренду площади».


Учитывая, что DataLife Engine популярен в основном среди российских разработчиков, то ориентироваться стоит в первую очередь на показатели Яндекса (тИЦ). Это объясняется тем, что при раскрутке сайтов рассчитывают в основном на поисковые системы. Причем оптимизатор ставит целью достижение своим ресурсом наиболее высоких позиций при отправке пользователем запросы. Проще говоря, когда оптимизатор через биржи ссылок раскручивает интернет-магазин по продаже ноутбуков. Если человек желает купить ноутбук через Всемирную паутину, то он наверняка зайдет в поисковую систему и введет в строку поиска фразу на подобие «купить ноутбук» и на странице результатов увидит огромное количество ссылок на различные интернет-магазины, в которых возможно купить ноутбук. Но какие-то сайты будут занимать топ-позиции на странице поиска, а какие-то можно будет найти только на 10-й или 50-й странице. Вероятнее всего покупателя получит интернет-магазин, находящийся на одном из первых мест. Позиция сайта в поисковой выдаче зависит от разных факторов, но главным считается ссылочное ранжирование. Иными словами, чем больше сайтов ссылается на данный, содержа в тексте ссылки ключевое слово, тем выше данный сайт будет в поисковой выдаче.


Суть пассивного заработка с DLE-сайтов на биржах ссылок максимально схожа с алгоритмами Google AdSense, широко используемом на платформе Blogger. Только в первом случае нужно сделать одно добавочное действие: добавить свой сайт на биржу ссылок. Стоит добавить, что в данном случае деньги начисляются не за количество переходов по ссылке, а за время ее размещения на конкретном ресурсе (измеряется днями). Плюс есть некоторый элемент игры: пользователь сам выставляет цену за размещение ссылок. Формирование этой на первый взгляд «свободной величины» зависит от количества уже купленных ссылок на ваш сайт. Естественно, что если чересчур завысить цену, то ссылки вообще не будут раскупаться.


ГЛАВА 2. СТАТИСТИКА ПОПУЛЯРНОСТИ ПРИВЕДЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМ


2.1 Общие статистические данные


Компания Pingdom, которая специализируется по поддержке работоспособности и производительности сайтов, и услугами которой пользуются компании из разных стран, опубликовала статистические данные об Интернете за 2012 год.

· На декабрь 2012 года общее количество сайтов в Сети достигло 643 млн, причем 51 млн из них появилось за последний год.

· 43% из миллиона самых популярных сайтов в мире размещены на серверах в США.

· Средний объем сайтов за 2012 год в среднем вырос на 35%.

· Средняя скорость загрузки сайтов за прошедший год замедлилась на 4%.

· 2,4 миллиарда пользователей Интернет во всем мире.

· 1,2 триллиона поисковых запросов в Google за 2012 год.

Возвращаясь непосредственно к интерне-платформам, отмечу, что:

· 48% из 100 самых популярных блогов используют WordPress.

· 59,4 млрд размещено на WordPress во всем мире.

· 75% из 10 000 самых популярных сайтов поддерживаются программами Open Source (с открытым исходным кодом).

Из списка приведенных статистических показателей можно сделать вывод, что количество пользователей Всемирной сети неуклонно растет, причем темпы этого роста колоссальны. Это является одним из главных обоснований популярности и прибыльности интернет-монетизации в наши дни.

Источник

Чем платформы могут быть полезны вашему продукту

Chief Product Officer маркетплейса «Беру» Алексей Журба на конференции ProductSense рассказал, почему платформы стали популярны и как извлечь из них пользу для своего продукта.

Уже более десяти лет я занимаюсь тем, что строю платформы. Сначала в IBM в области информационной безопасности, потом в Wargaming — для дистрибуции и оперирования MMO-играми, а теперь в маркетплейсе «Беру» компании «Яндекс.Маркет». На базе этого опыта и аккумулированных знаний я расскажу, как получить практическую пользу от платформ, даже если вы сами их не строите.

Три причины подумать о платформах:

1. Платформа — это модная социально-экономическая концепция, которая трансформирует разный бизнес вокруг нас. Лучше знать, как это работает.

2. Хорошо бы не упустить возможность сделать платформу из вашего продукта. В отличие от линейных цепочек создания ценности, которые были популярны в 20 веке, платформы гораздо лучше масштабируются и управляют созданием и передачей ценности от производителей к потребителям.

3. Вы можете получать от платформ пользу для своего продукта или бизнеса. Даже если продукт — не платформа, он наверняка взаимодействует с одной или несколькими платформами.

Платформа — это сеть, в которой происходит обмен ценностью — информацией, товарами и валютами — между двумя и более независимыми группами пользователей: продавцами и покупателями, производителями и потребителями, supply и demand.

Бурное развитие платформ происходит благодаря информатизации и автоматизации, которые исключают посредников и напрямую связывают между собой производителей и потребителей. Часто платформы не просто выстраивают взаимодействие, но и находят новые способы создания ценности, за которую готовы платить потребители.

Отличные примеры платформ — «Яндекс.Такси» и Uber, которые за счёт распространения интернета и мобильных телефонов заменили диспетчерские службы и за короткое время выросли так, как не смогли бы традиционные таксопарки.

На подобных платформах появляются новые способы создания и передачи ценности: например, возможность вызвать такси более высокого класса с детским креслом, а также создаётся стимулирующая обратная связь между группами: например, взаимные оценки и чаевые водителю.

Каждая платформа — сеть, но не каждая сеть — платформа. Чтобы сеть считалась платформой, в ней должно быть большое количество связей и взаимодействие как минимум двух групп пользователей.

Говоря о сетях, часто вспоминают о сетевых эффектах. Когда ценность сети для её участника растёт с добавлением в неё каждого последующего участника, это называется сетевым эффектом.

Телефонная сеть бесполезна, если в ней есть только один абонент. Она становится ценнее с каждым новым абонентом до момента насыщения, когда телефон есть у всех. После какого-то момента преимущества участия в сети начинают перевешивать барьеры вступления в неё: иметь телефон становится не просто удобно, а обязательно.

Сетевые эффекты могут возникать внутри групп пользователей или между ними, приносить пользу или вред, носить локальный или глобальный характер. Чем больше водителей подключаются к «Яндекс.Такси», тем дешевле и быстрее становится сервис для пассажиров. Это двухсторонний положительный сетевой эффект: ценность для одной группы пользователей (пассажиры) увеличивается с приростом участников второй группы (водители).

Если водителей становится значительно больше, чем надо, средний доход водителя начинает падать. Наблюдается односторонний отрицательный сетевой эффект: каждый новый водитель будет понижать ценность сети для других водителей. Если ситуацией не управлять, может наступить двухсторонний отрицательный сетевой эффект: водители станут хуже обслуживать пассажиров или вообще отключатся от сети.

Искусство управления платформой — это способность замечать, поддерживать или компенсировать сетевые эффекты.

Помните, что платформа — это коммуникация между участниками сети. Обмен информацией всегда должен происходить на платформе, а вот обмен товарами, услугами и валютами может происходить и вне её. Всё вместе это составляет ключевую транзакцию (core transaction) платформы.

Одна из ключевых функций платформы — привлечение аудитории производителей и потребителей, а также других групп пользователей, которые создают дополнительную ценность или помогают обмену ценностью и валютами между supply и demand.

При запуске платформы сложно привлечь достаточное количество участников обеих групп: без предложений товаров и услуг не будет покупателей, а если нет покупателей, продавцам незачем подключаться к платформе. Это проблема курицы и яйца, с которой часто сталкиваются на старте.

Вторая важная функция платформы — управление обменом информацией, товарами, услугами и валютами между группами пользователей. Это правила, действия и инструменты, которые помогают:

В сумме получается, что платформы — это бизнес, управляющий прямой коммуникацией и обменом между продавцами (или создателями) и покупателями (потребителями). Платформы легко масштабируются и могут почти неограниченно расти за счёт новых участников, каждый из которых добавляет ценность.

Теперь поговорим о том, как извлечь из этого пользу.

У множества продуктов и компаний есть потенциал развития в платформу, но не всегда это направление будет единственно верным или самым простым. Вам стоит об этом подумать, ведь по сравнению с традиционным бизнесом платформы привлекают большее количество клиентов и растут быстрее.

Начинайте анализ с групп пользователей своего продукта или бизнеса. Если сейчас есть только одна группа, подумайте, что сделать для образования второй группы, которая будет пользоваться результатами труда первой или, наоборот, сама что-то предоставлять.

Ищите возможности появления двух групп пользователей, которые с помощью вашего продукта будут обмениваться информацией, товарами, услугами и в результате добавлять ценность.

Например, у вас есть школа рисования с несколькими ступенями обучения. На последней ступени ученики становятся профессиональными художниками. В какой-то момент они захотят зарабатывать на своих картинах, и вы можете подумать, как свести между собой продавцов-художников и покупателей.

Лояльность бывших учеников позволит собрать на маркетплейсе достаточное количество картин, чтобы у покупателей был выбор. При этом сам маркетплейс как бизнес свободен от рисков и издержек, связанных с покупкой картин.

В простейшем виде анализ возможностей сводится к нескольким вопросам:

Допустим, ваш продукт нельзя превратить в платформу. Но вы всё равно можете извлечь пользу: попробуйте придумать, чем ваш продукт или бизнес способен помочь окружающим платформам.

Вот несколько возможностей с реальными примерами.

Побудьте курицей или яйцом.

На старте платформы тратят много денег и усилий для привлечения первых клиентов. Поддержав новую платформу в первые месяцы, вы можете договориться о хороших условиях в будущем, получить много новых клиентов и шанс вырасти вместе с платформой. Проблему курицы и яйца зачастую решают субсидированием одной из сторон.

В мире игровых консолей эта история повторяется с выходом нового поколения устройств. Для привлечения потенциальных покупателей и Microsoft, и Sony заранее договариваются о разработке и эксклюзивных условиях размещения игр именно на их платформе. А потом миллионы фанатов выбирают платформу с наиболее привлекательным игровым портфолио.

Помогите платформе привлечь или удержать аудиторию.

Платформы любят уникальный контент и товары, которые могут привлечь новую аудиторию или вовлечь участников в дополнительное взаимодействие с платформой. Если у вас уникальный продукт или контент, попытайтесь договориться об особых условиях сотрудничества.

Например, Netflix или HBO стараются заполучить эксклюзивные сериалы, чтобы удержать текущую аудиторию и привлечь новую. Интересно, сколько человек не продлили подписку у HBO после окончания «Игры престолов»?

Помогите платформе оптимизировать ключевую транзакцию.

Ключевая транзакция платформы — это основное взаимодействие по передаче ценности от продавца к покупателю и компенсации от покупателя к продавцу. Увеличение эффективности ключевой транзакции хотя бы на 1% — огромная польза для платформы. Если ваш продукт или услуга позволяет это сделать, вам точно стоит это предложить.

Встройтесь в ключевую транзакцию платформы.

Часто платформы контролируют не всё взаимодействие продавцов и покупателей: позволяют им найти друг друга, но передачу товара и оплату оставляют на их усмотрение. Успешная платформа генерирует множество сделок, в которые ваш продукт мог бы встроиться, чтобы облегчить взаимодействие пользователей вне платформы.

Вспомните PayPal, который когда-то стал основным способом оплаты сделок между пользователями Ebay.

Создайте дополнительную ценность для участников платформы.

Вы можете использовать свой продукт для создания дополнительной ценности для части пользователей платформы. Получите массу профита, добавляя ценность даже в небольшой процент транзакций платформы.

В примере с маркетплейсом картин молодых художников это могла бы быть мастерская, которая предлагает купить раму к картине. В реальных маркетплейсах такое часто встречается: например, Amazon предлагает услуги страховой компании Acko тем, кто покупает мобильные телефоны.

Некоторые продукты можно превратить в платформу, обеспечив им лучшую масштабируемость и более быстрый рост. В этом случае надо научиться управлять платформой — замечать, поддерживать или компенсировать сетевые эффекты.

Даже если продукт нельзя превратить в платформу, можно извлечь пользу из окружающих платформ. Они постоянно ищут решения, которые помогут им быстрее расти и шире масштабироваться.

Посмотрите весь доклад Алексея Журбы и ответы на вопросы.

Источник

Сайт, информационный ресурс, информационная система, онлайн-платформа – что это такое и как они взаимосвязаны между собой?

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Сайт, информационный ресурс, информационная система, онлайн-платформа – что это такое и как они взаимосвязаны между собой? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 19 апреля. URL: https://zakon.ru/blog/2021/4/19/sajt_informacionnyj_resurs_informacionnaya_sistema_onlajn-platforma__chto_eto_takoe_i_kak_oni_vzaimo

Как показывает практика, ошибки в выборе подлежащей применению правовой нормы нередко связаны с тем, что правоприменители, сталкиваясь в законе с определением неюридического понятия, не всегда могут уяснить, что же имел в виду законодатель, давая такую дефиницию. Это обосновывает тезис о том, что в законе целесообразно формулировать критерии, которые позволяли бы распространить законоположения на ту или иную ситуацию, но не давать определения понятий, не относящихся к числу юридических (а юридических – с большой осторожностью[1]).

Изложенную позицию хорошо иллюстрирует наша с О.В. Исаевой статья «Понятие сайта (веб-сайта) для целей права»[2], в которой дан анализ понятия «сайт» и сделан вывод о том, что содержащаяся в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) легальная дефиниция является неверной. В рамках настоящей работы в развитие указанной статьи хотелось бы рассмотреть ряд взаимоувязанных понятий, которые не всегда понимаются соответственно их содержанию, что способствует возникновению правоприменительных проблем.

1. Сайт

В п. 13 ст. 2 Закона об информации дана следующая дефиниция: «сайт в сети «Интернет» – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»».

Это определение нельзя назвать ни ясным, ни верным хотя бы потому, что программа для ЭВМ никак не может быть отнесена к разновидностям информации. Кроме того, с технической точкой зрения все, что сопряжено с Интернетом, бесспорно, можно рассматривать в ключе компьютерных программ, но для целей правильной квалификации правоотношений, возникающих по поводу того или иного объекта, необходимо четко устанавливать, в чем состоит практическое предназначение того или иного технологического явления, его прикладное значение.

Как показали проведенные исследования, для разрешения вопросов правовой охраны сайта в качестве объекта интеллектуальных прав не годится предлагаемое Законом об информации понимание сайта как «совокупности компьютерных программ и иной информации»: сайт (веб-сайт) представляет собой особым образом структурированную информацию – в виде совокупности связанных между собой веб-страниц и электронных файлов, объединенных одним доменным именем.

При этом надо отметить, что в контексте интеллектуальной собственности правовая охрана предназначается вовсе не сайту в целом, а (1) творческой компоновке контента сайта (авторско-правовая охрана составного произведения), (2) внешнему виду сайта (авторско-правовая охрана произведения дизайна), (3) дизайнерскому решению интерфейса сайта или его визуальных элементов (патентно-правовая охрана промышленного образца). В развитие сказанного следует заметить, что и для отнесения сайта к числу сложных объектов интеллектуальных прав нет оснований. Причем признанию сайта сложным объектом препятствует не только то, что перечень таких объектов, содержащийся в ст. 1240 ГК РФ, является закрытым, но и то, что сложная («многослойная») структура присуща программному обеспечению для управления контентом сайтаCMS (англ. Content Management Software или Content Management System), которое не входит в состав сайт (подробнее см. об этом упомянутую выше статью).

2. Информационный ресурс

Сегодня в отечественных публикациях и правовых актах довольно часто встречается термин «информационный ресурс», который обычно употребляется в качестве синонима понятия «сайт».

Примечательно, что в ранее действовавшем законодательстве об информации[3] термин «информационный ресурс» означал «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)»[4]. В комментариях к законодательству того периода подчеркивалось, что информационные ресурсы – это не сведения в чистом виде, а именно документированная информация, которая допускает фиксацию на разных видах носителей (бумага, машиночитаемые носители, память ЭВМ и проч.) и различную организацию хранения и использования (архив, фонд, банк данных, база данных и проч.). При этом наибольшее распространение получил подход, согласно которому информационные ресурсы и есть сами материальные носители информации [5].

В ныне действующем Законе об информации используется и понятие «документированная информация», и понятие «информационный ресурс».

Понятие «документированная информация» определено как «зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель» (п. 11 ст. 2 Закона об информации). В ст. 11 Закона об информации сформулированы положения, касающиеся порядка документирования информации, и здесь же обозначена допустимость возникновения права собственности на материальные носители, содержащие документированную информацию. Изложенное дает повод заключить, что законодатель прямо отграничил документированную документацию от материальных носителей.

Понятие «информационный ресурс» употребляется в действующем Законе об информации более 170 раз. И хотя его легального определения нет в ст. 2 Закона об информации, закрепляющей понятийный аппарат, в ч. 1 ст. 15.8 Закона указывается, что под термином «информационный ресурс» понимаются «сайт в сети «Интернет» и (или) страница сайта в сети «Интернет», информационная система, программа для электронных вычислительных машин». Это дает основания для вывода о том, что законодатель однозначно отказался от уравнивания информационного ресурса с документированной информацией[6].

Содержащийся в ст. 15.8 Закона об информации перечень объектов, относящихся к информационным ресурсам, сформулирован, казалось бы, как закрытый. Причем надо заметить, явно инородным объектом в нем смотрятся компьютерные программы, включение которых в этот список, по всей видимости, обусловлено легальным толкованием сайта в качестве «программы для ЭВМ и иной информации», на что указывалось выше.

Вместе с тем нельзя не замечать, что этот перечень дан в названной статье для целей именно этой статьи. В литературе же к сетевым информационным ресурсам (информационным ресурсам в сети Интернет) стабильно относят не только веб-сайты или отдельные страницы веб-сайтов, но и разнообразные электронные файлы, веб-чаты, ресурсы с графикой, аудио- и видеофайлами, автоматизированные базы данных, размещенные на одном или нескольких электронном носителе информации (смартфоне, компьютере, ноутбуке, планшете, видеорегистраторе, GPS-навигаторы, внешние накопители информации, сетевые устройства и проч.)[7]; более того, отмечается, что в перечне информационных ресурсов прямо не упоминается, в частности, портал[8] и проч.

Таким образом, следует признать, что понятие «информационный ресурс» сегодня толкуется довольно широко и охватывает всевозможные разновидности структурированной информации. К числу информационных ресурсов относят как самые простые виды сайтов (например, сайты-визитки, персональные (домашние) страницы), так и значительно более сложные (например, промо-сайты, сайты интернет-изданий (сетевых изданий СМИ), разнообразные информационные порталы (в частности, библиотеки, коллекции аудиокниг и видеокурсов), корпоративные сайты, а также сайты интернет-магазинов, онлайн-сервисов, социальных сетей и проч. Это находит подтверждение и в самом Законе об информации: так, в п. 1 ч. 4 Закона в качестве информационного ресурса упоминается новостной агрегатор, в ч. 11 ст. 10.4 Закона – сетевые издания, в п. 1 ч. 3 ст. 10.5 Закона – аудиовизуальный сервис, в п. 1 ч. 12 ст. 10.5 Закона – социальная сеть и т.д.

Вместе с тем, как было показано выше, наметилась тенденция охватить понятием «информационный ресурс» не только сайты в классическом их понимании, но и другие объекты, доступ к которым осуществляется посредством сети Интернет. И здесь возникает опасность слишком широкого толкования понятия «информационный ресурс», что уже произошло в отношении термина «интернет-ресурс».

Изначально под понятием «интернет-ресурс» понимались веб-страницы и электронные файлы (электронные документы), но затем это понятие было признано крайне удобным для обозначения всего того, что может быть идентифицировано (тогда как термин «документ» перестал рассматриваться как универсальный)[9]. В результате сегодня понятие «интернет-ресурс» нередко используется для обозначения практически всего, что встречается в Интернете – не только веб-сайтов, электронных файлов и документов, но и доменных имен, электронных адресов, метаданных, мобильных приложений, баз данных и т.д.

3. Информационная система

В п. 3 ст. 2 Закона об информации понятие «информационная система» определено как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

В публикации Е.В. Войниканис и В.О. Калятина было высказано мнение, что термин «информационная система», включающий в качестве составной части понятие базы данных, по сути, используется законодателем вместо понятия «база данных», закрепленного в законодательстве об интеллектуальной собственности[10]. Иного мнения придерживается А.И. Савельев: он рассматривает базы данных в качестве неотъемлемой составляющей информационной системы, отмечая, что «различного рода IT-системы, информация в которых не структурирована (организована) в базах данных, не могут быть квалифицированы в качестве информационной системы»[11], и подчеркивает, что при буквальном толковании из легального понятия «следует неразрывная функциональная взаимосвязь самой информационной системы в целом и обеспечивающих обработку данных информационных технологий и технических средств, т.е. необходимого для существования самой информационной системы программного и аппаратного обеспечения» [12]. Аналогичную позицию о том, что «в основе любой информационной системы лежит база данных с содержащейся в ней информацией и такая база данных выступает основным компонентом любой информационной системы», высказывает Н.В. Бузова[13].

В рассматриваемом ключе информационная система вполне допускает ее признание разновидностью информационного ресурса (как указывалось выше, это прямо закреплено в ч. 1 ст. 15.8 Закона об информации). Однако наличие базы данных и неотделимость обеспечивающих программных и аппаратных средств принципиально отграничивает информационные системы от рядовых веб-сайтов – последние обычно представляют собой некоторую совокупность информации, размещенной на нескольких взаимосвязанных веб-страницах, и не включают в свой состав программное обеспечение. Таким образом, информационная система, подпадающая под широкое понятие «информационный ресурс», является значительно более сложным объектом, нежели сайт. Это позволяет говорить о том, что все сайты относятся к числу информационных ресурсов, но нередко сайт – это только составляющая информационной системы.

Важно заметить, что в актуальных зарубежных исследованиях, посвященных различным аспектам информационных систем, отмечается, что эта система представляет собой набор компонентов, предназначенных для сбора, обработки, хранения и распространения информации (в том числе для целей принятия решений). При этом к компонентам информационной системы относят: (1) аппаратное обеспечение (оборудование); (2) программное обеспечение (операционная система и прикладные программы); (3) данные (структурированные в базах данных или собранные в хранилищах данных); (4) телекоммуникации; (5) людей (программистов, операторов и пользователей информационной системы); (6) процесс (серия шагов для достижения желаемого результата или цели)[14].

Такое понимание стало результатом эволюции самой информационной системы, которая изначально, действительно, была близка к автоматизированному банку данных (и классическим примером здесь, вероятно, будут различного рода справочно-правовые системы). Однако уже к началу 2000 гг. информационные системы начали усложняться, что дало повод говорить о том, что они представляют собой совокупность технического, программного и организационного обеспечения вкупе с персоналом, предназначение которой состоит в обеспечении пользователей информацией[15]. К числу информационных систем стали относить поисковые системы, размещенные в открытом доступе государственные реестры, интернет-магазины и проч.

Сегодня информационные системы применяются практически повсюду: «Каждый раз, когда вы идете за покупками, вы взаимодействуете с информационной системой, которая управляет запасами и продажами. Даже поездка в школу или на работу приводит к взаимодействию с транспортной информационной системой, влияющей на светофоры, камеры и т.д. Торговые автоматы подключаются и обмениваются данными с помощью Интернета вещей (IoT). Компьютерная система вашего автомобиля не просто управляет двигателем – данные об ускорении, переключении передач и торможении всегда записываются. И, конечно же, каждый смартфон постоянно подключается к доступным сетям через Wi-Fi, записывая ваше местоположение и другие данные»[16]. Подобное многообразие приводит к тому, что ученые испытывают трудности при формулировке общего определения разбираемого понятия.

Вместе с тем для целей настоящей работы можно говорить об информационной системе как совокупности технологического, информационного, коммуникационного компонентов и человеческих ресурсов, которые позволяют собирать, обрабатывать, хранить и распространять данные для достижения конкретных целей, включая принятие решений.

4. Онлайн-платформа (интернет-платформа / цифровая платформа )

Информационные системы рассматриваются разными авторами не только в техническом смысле – напротив, довольно часто они изучаются в русле инструментария ведения коммерческой деятельности, так как позволяют создавать разнообразные бизнес-площадки: «Многие крупные компании полностью построены на информационных системах. К ним относятся eBay, в основном торговый маркетплейс; Amazon, расширяющийся электронный торговый центр и поставщик услуг облачных вычислений; Alibaba, электронная торговая площадка для бизнеса; и Google, поисковая компания, которая получает большую часть своего дохода от рекламы по ключевым словам при интернет-поиске»[17]. Именно в этом контексте термин «информационная система» может быть свободно заменен термином «онлайн-платформа» (интернет-платформа или цифровая платформа (англ. digital platform)).

Разбирая вопросы онлайн-платформы, надо предварительно подчеркнуть, что слово «платформа» используется во многих значениях. Так, говоря о платформе, под ней могут подразумевать, например, упоминаемое ранее CMS – программное обеспечение для управления содержимым сайта (цель использования которого состоит в обеспечении работоспособности сайта и актуализации контента сайта) или операционную систему, или аппаратную платформу компьютера (аппаратные средства, операционная система, программное обеспечение и проч.).

Рассматривая онлайн-платформу не в техническом ключе, а исходя из ее реального предназначения в качестве инструмента бизнеса, крайне удачной следует признать дефиницию, сформулированную Организацией экономического сотрудничества и развития, которая определила понятие «онлайн-платформа» как «цифровой сервис, который облегчает взаимодействие между двумя или более отдельными, но взаимозависимыми группами пользователей (будь то фирмы или отдельные лица), которые взаимодействуют через сервис посредством Интернета»[18]. В этом понятии внимание не акцентируется на технической стороне онлайн-платформы, но отражено предназначение цифровой платформы – оно состоит в создании благоприятных условий для обмена товарами и услугами на соответствующем рынке, вследствие чего онлайн-платформа может рассматривать как организатор торгового оборота (в широком смысле), что, безусловно, позволяет поддержать мнение о том, что здесь есть основания говорить о появлении нового субъекта права[19].

Изложенное позволило мне сделать вывод о том, что онлайн-платформы сегодня не могут рассматриваться в качестве обычного посредника между сторонами. Это скорее посредник sui generis – у него особые задачи, особый функционал, особые возможности, и точно особая роль в торговом обороте[20]. И поэтому можно говорить о том, что онлайн-платформа в совокупности с оператором этой платформы должны пониматься как новый, самостоятельный субъект торгового права, который является организатором торгового оборота.

P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:

[1] Здесь нельзя не вспомнить слова Франца Бернхефта, отметившего: «Определения часто бывают неверными вследствие трудности найти выражение, способное охватить данное явление во всех его направлениях. В старом торговом уложении, которое принадлежит к лучшим образцам законодательства, даже определение слова «купец» (следовательно, основного понятия), было совершенно неточно с точки зрения установления круга лиц, охватываемых этим понятием. В таких случаях определения, конечно, не обязывают, но раз они внесены в закон, их, естественно, гораздо труднее устранить при практическом применении права, чем тогда, когда они были установлены каким-либо ученым. Юридические конструкции тоже должны были по возможности отсутствовать в законе. И они могут быть неправильными, так как законодатель может иногда ошибаться, и эти конструкции, разумеется, не имеют силы, но при их наличности большей частью бывает сомнительно, не скрывается ли под неверной идеей приказание, которое, естественно, само по себе обязывает» (Бернхефт Ф. Гражданское уложение Германской империи в процессе его образования // Гражданское право Германии: Хрестоматия избранных произведений Франца Бернхефта и Йозефа Колера. / сост. Р.С. Куракин, Е.В. Семенова / пер. с нем. В.М. Нечаева. М., 2014. С. 22)

[3] Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу).

[4] Интересно, что прежде действовавшим законодательством об информации допускалась возможность объявления отдельных объектов федеральных информационных ресурсов общероссийским национальным достоянием – на это обращает внимание, в частности, Л.К. Терещенко (Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства (монография). М.: Инфра-М, ИЗИСП, 2013).

[5] В связи с чем подчеркивалось, что «объектами вещных прав в данном случае выступают не сами сведения, а содержащие их материальные носители» (Погуляев В.В., Моргунова Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2004 (автор комментария – В.В. Погуляев). Надо отметить, что и В.А. Дозорцев понимал информационные ресурсы как материальные носители, что нашло отражение в следующих его заключениях: «Действующее законодательство (речь здесь идет об утратившем силу Законе об информации. – прим. М.Р.) различает права на сами сведения и права на их материальные носители. Закон об информации говорит о праве собственности на информационные ресурсы (см., например, ст. 6), под которыми он понимает «отдельные документы и массивы документов» (ст. 2, см. также ст. 4 и др.), т.е. конкретные материальные носители информации, а не саму информацию. Такие носители действительно могут быть объектами права собственности. О необходимости различать право на информацию и право на информационные ресурсы говорит и ст. 18, устанавливающая, что «право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам». Правда, терминология и формулировки, использованные в этой статье и во всем Законе, оставляют желать лучшего (видимо, их недостатки объясняются тем, что опыт регламентации информационных отношений еще не накопился)» (Дозорцев В.А. Опубликование материалов, не охраняемых авторским правом // Юридический мир. 2000. № 12, 2001. №№ 1, 2 (СПС «КонсультантПлюс»)).

[6] Но отечественные работы по информатике продолжают раскрывать понятие информационного ресурса как «отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов» или совокупности данных.

[7] Першин А.Н. Осмотр сетевых информационных ресурсов – новый вид следственного действия // Российский следователь. 2020. № 1. С. 14.

[8] См.: Леднева Ю.В. Правовое обеспечение внедрения в бюджетные отношения информационно-телекоммуникационных технологий // Финансовое право. 2017. № 11. С. 9-14 (СПС «КонсультантПлюс»).

[9] См. об этом: Tim Berners-Lee A Short History of «Resource» in web architecture // URL: https://www.w3.org/DesignIssues/TermResource.html

[10] Войниканис Е.А., Калятин В.О. База данных как объект правового регулирования. Учебн.пособие. М.: Статут, 2011.

[11] Савельев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (постатейный). М.: Статут, 2015. С. 19.

[12] Савельев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». С. 20.

[13] Бузова Н.В. Государственные реестры – базы данных, охраняемые как объекты смежных прав? // Журнал российского права. 2019. № 10. С. 72.

[14] David Bourgeois Information Systems for Business and Beyond (2019) // URL: https://opentextbook.site/informationsystems2019/

[15] Такая позиция была отражена в ряде работ (см., например, William S. Davis, David C. Yen. The Information System Consultant’s Handbook. Systems Analysis and Design. CRC Press, 1998; Когаловский М. Р. Перспективные технологии информационных систем. М., 2003).

[16] David Bourgeois Information Systems for Business and Beyond.

[17] Zwass, Vladimir. Information system // Encyclopedia Britannica, 2 Nov. 2020, // URL: https://www.britannica.com/topic/information-system

[18] OECD, “The Digital Transformation of SMEs”, OECD Studies on SMEs and Entrepreneurship (Paris, 2021), pp. 111-151.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *