Что такое интермодальные перевозки в грузовых перевозках
Интермодальная и мультимодальная перевозка
Термины интермодальная и мультимодальная перевозка близки и часто используются в неверном контексте. В этой публикации мы рассмотрим определение и основные различия двух типов грузоперевозок. Интермодальная перевозка – перемещение груза с использованием нескольких видов транспорта, ответственность за которое несут два или…
Термины интермодальная и мультимодальная перевозка близки и часто используются в неверном контексте. В этой публикации мы рассмотрим определение и основные различия двух типов грузоперевозок.
Интермодальная перевозка – перемещение груза с использованием нескольких видов транспорта, ответственность за которое несут два или более перевозчиков. То есть, несколько перевозчиков привлекаются для организации одной перевозки от места отправления до места назначения.
Мультимодальная перевозка – перемещение груза с использованием нескольких видов транспорта, ответственность за которое несет один перевозчик. То есть, один перевозчик организует перевозку от места отправления до места назначения.
Проще говоря, функциональность терминов одинакова, но разница в количестве исполнителей и их ответственности за транспортировку. Рассмотрим в виде примера этапы перевозки груза из Китая в Россию по интермодальному сценарию:
Таким образом мы имеем 4 этапа перевозки, 4 исполнителя и 4 договора.
В случае мультимодальной перевозки все этапы будут организовываться одним исполнителем в рамках одного договора с заказчиком. Обычно, услуги мультимодальных перевозок оказывают морские линии. Линия может привлекать дополнительных исполнителей, но это не имеет никаких последствий для заказчика перевозки. В таком случае выпускает мультимодальный коносамент (Multimodal Transport B/L).
В чем разница между интермодальными, мультимодальными, комбинированными и смешанными перевозками грузов?
Содержание
Перевозки по схеме «от двери к двери», подразумевающие под собой применение нескольких видов транспорта, называют интермодальными, комбинированными, смешанными, мультимодальными. При этом даже сами логисты нередко путаются в понятиях. И винить их не за что: даже авторы учебных пособий часто расходятся во мнении, что подразумевается под тем или иным термином.
Попробуем разобраться самостоятельно.
Смешанная перевозка
Смешанной называют перевозку, которую осуществляют на двух и более видах транспорта. При этом перевозчиков может быть много — по числу транспортных средств. Если доставкой занимается одна компания, речь идет о прямой смешанной перевозке.
По сути, это классическая и самая простая для понимания схема транспортировки. Пусть и не самая эффективная.
Комбинированная перевозка
В данном случае груз также переходит с одного транспорта на другой: с судна на автомобиль, с автомобиля — на платформу поезда и т.д. Однако на всем протяжении пути груз находится в одном контейнере. Именно контейнер перегружается с одного транспорта на другой. Сам груз при этом не выгружают из контейнера до момента прибытия в пункт назначения.
Получается, что комбинированная перевозка — это разновидность смешанной.
Интермодальная перевозка
С интермодальной перевозкой все чуть интереснее.
Во-первых, под «интермодальностью» понимают наличие единого перевозочного документа. Во-вторых, она подразумевает отсутствие владельца груза при всех погрузочно-разгрузочных работах. Проще говоря, вам не придется лично договариваться с транспортными компаниями при перегрузке товара с одного вида транспорта на другой. Это значит, за интермодальной перевозкой следит одна компания — оператор.
Наконец, в отдельных определениях встречается упоминание об «одной грузовой единице», под которой можно подразумевать несколько единиц товара, связанных вместе, выложенных на один поддон или упакованных в одну коробку. С натяжкой грузовой единицей можно назвать и контейнер, но в этом случае получается, что интермодальная и комбинированная перевозка — это одно и то же.
Не совсем: если отталкиваться от общего определения комбинированной транспортировки, между этими видами есть разница. И заключается она в едином перевозочном документе.
Таким образом, интермодальную перевозку можно назвать разновидностью смешанной.
Мультимодальная перевозка
Под мультимодальной перевозкой понимают наличие единого оператора, отвечающего за груз во время транспортировки, и одного транспортного документа (накладной). В других источниках говорят еще и о едином сквозном тарифе на перевозку.
Мультимодальная перевозка, как и смешанная, комбинированная, интермодальная, подразумевает применение нескольких видов транспорта.
Разница между интермодальными и мультимодальными перевозками
Если с различиями между комбинированной и смешанной перевозкой все понятно (а заключается оно в наличии/отсутствии одного контейнера), то с понятиями мульти- и интермодальности возникает путаница.
Перед тем, как искать разницу между интермодальными и мультимодальными перевозками, определимся со сходствами. Итак, и то, и другое подразумевает:
Под последним пунктом подразумевается наличие одного оператора, транспортной компании, которая несет ответственность за груз. Таким образом, и мультимодальные, и интермодальные перевозки организует одна компания. Она может пользоваться услугами субподрядчиком: владеть собственным транспортом оператору необязательно.
Является ли единый сквозной тариф отличительной особенностью мультимодальной перевозки?
Вопрос спорный. С одной стороны, это указано в определении. С другой, такой тариф могут предоставить и при интермодальной перевозке.
В определениях можно уловить и еще одно различие: в понятии «интермодальная перевозка» есть упоминание о некой «грузовой единице», то есть нескольких единицах груза, связанных между собой (на одном поддоне, упаковке и т.д.). В определении «мультимодальная перевозка» такого понятия нет, и речь идет просто о грузе.
Подведем итоги
Многие компании и даже авторы учебных пособий по логистике смешивают понятия интермодальных, мультимодальных, комбинированных, смешанных перевозок. Как вы теперь понимаете, это не совсем правильно. Разница есть. Как и сходства.
Впрочем, сходство лишь одно — применение транспорта разных видов во время перевозки.
Коротко пройдемся по каждому понятию:
Чем отличаются мультимодальная от интермодальной перевозки, мы уже рассмотрели.
Поделиться в соц сетях:
смотрите также
Полезные материалы
Создание Таможенного союза и ТК привело к новшествам, в том числе структурным, в институте участников ВЭД. Появление нового специалиста – уполномоченного экономического оператора – одно из нововведений в сфере внешнеэкономической… подробнее
В стандартной ситуации, когда груз в контейнере или автомобиле принадлежит одной компании, а его транспортировкой через границу занимается один перевозчик, растаможка проходит по привычной схеме. Владелец или его официальный представитель… подробнее
новости компании
Все операции на терминале NINGBO MEISHAN приостановлены. подробнее
Наша компания предлагает экспортные отправки из Москвы в порты ЮВА. Любые грузы кроме акцизных. Предлагаем тарифы на экспорт на август:… подробнее
Все о мультимодальных и интермодальных перевозках
Выбрать лучший маршрут доставки груза, это еще не означает сократить расходы доставки. Отбирая перевозчика для своего отправления, нужно искать такого, который решит все проблемы и выполнит пожелания. Интермодальные перевозки: это решение всех проблем в одном термине — оптимизированная схема доставки груза для клиента из одной точки в другую.
Суть интермодальных перевозок
Суть интермодальных перевозок в том, чтобы использовать положительный опыт, исключив при этом недостатки. Умело сочетая, например, грузоподъемность железной дороги с быстротой авиации, демократичность транспортировки по воде с оперативностью автотранспорта, добиться высокой рентабельности.
При этом клиент освобождается от необходимости своего присутствия при всей операции. При желании отслеживать доставку можно через оператора. В случае повреждения или утраты груза, клиент предъявляет претензии оператору. Все финансовые операции заказчик производит непосредственно с оператором.
Виды транспортных средств, задействованные в таких операциях, могут использоваться разные: автомобили и воздушный транспорт, морские и речные суда, железная дорога.
В процессе интермодальной грузоперевозки необходимо обеспечить перевалку товара с одной транспортной единицы на другую. Принцип интермодальности предполагает, чтобы перемещение груза производилось оперативно. Эффективность достигается применением универсальной интермодальной грузовой единицы — контейнера.
Использование контейнеров одновременно решает вопросы с погрузкой и целостностью груза. Весь путь транспортировки товар будет надежно упакован и укрыт от загрязнения и повреждений
Основные признаки интермодальных перевозок следующие:
По определению ЕКМТ мультимодальные перевозки представляют собой расширенное понятие интермодальных.
Мультимодальная перевозка
Мультимодальная перевозка предполагает, что заказчик операции подписывает договор с единым оператором. Оператор по своему выбору нанимает перевозчиков на каждый отрезок пути в рамках единого договора поставки. Ответственность за сохранность грузов лежит на операторе.
Мультимодальные перевозки предусматривают единый тариф на промежуточные операции.
Отличительные признаки мультимодальной перевозки:
Отличия интермодальных и мультимодальных перевозок состоит в том, что во втором случае применяют унифицированные транспортные тарифы.
Качественная организация транспортных грузоперевозок
Качественная организация бесперебойных, надежных транспортных грузоперевозок требует единых правил. Принятия упрощенной схемы тарификации. Использования современных средств связи. Интермодальные грузоперевозки требуют наличия крупных транспортных модулей с оборудованием для обеспечения погрузки-выгрузки.
Интермодальные грузоперевозки являются основой результативной торговли. Схема кооперации всех видов транспорта, действующая как целостная система ускоряет товарооборот и, соответственно, благотворно влияет на экономический рост.
Оператор — логистик освобождает грузоотправителя от забот по:
Налаженная система интермодальных и мультимодальных грузоперевозок должна совмещать в себе:
Основная доля транспортировки в России приходятся на долю автотранспорта и железной дороги. К началу XXI века состояние российских железных дорог ухудшилось.
Для эффективного использования жд транспорта в интермодальных грузоперевозках внутри страны, равно и в международных, необходимо улучшить состояние транспортных путей и оснащения.
Перевозка пассажиров
В перевозке пассажиров применяют тот же принцип интермодальности.
Как пример применения интермодальности в пассажироперевозках — единые транспортные карты для поездок в метро, на городском транспорте и на пригородной железной дороге.
Заключение
Эффективность интермодальных перевозок легко подтвердить шестью правилами логистики:
Модальные грузоперевозки
Модальные перевозки — это перевозки пассажиров или грузов из пункта отправления в пункт назначения с использованием нескольких видов транспорта. Контейнер стал доминирующей интермодальной транспортной единицей.
Виды модальных перевозок
Выбор между мультимодальными и интермодальными перевозками важен для грузоотправителей, чтобы оптимизировать маршрут и общие транспортные расходы. Иногда сочетание различных транспортных перевозчиков лучше для достижения наилучшей общей стоимости доставки, но это требует большей координации логистики.
Использование только одного перевозчика может обеспечить наилучший маршрут и потребовать меньше бумажной волокиты. Понимание разницы между мультимодальными и интермодальными перевозками важно при выборе перевозчика для груза, но эти термины иногда используются неправильно или взаимозаменяемо.
Интермодальные перевозки
Понятие интермодальной перевозки подразумевает перемещение пассажиров или грузов из пункта отправления в пункт назначения с использованием нескольких видов транспорта. Каждый перевозчик оформляет свой билет (пассажирский) или договор (грузовой).
Пересадки с одного вида транспорта на другой обычно осуществляются на специально спроектированном терминале. Таким образом, интермодальные перевозки в буквальном смысле означают обмен пассажирами или грузами между двумя видами транспорта, но этот термин стал более широко использоваться для грузовых и контейнерных перевозок через последовательность видов транспорта.
Интермодальные перевозки представляют собой сочетание двух или более видов транспорта для перемещения груза из одного места в стране в другое место в другую страну. Основная характеристика интермодальных перевозок и самое большое отличие от мультимодальных перевозок заключается в том, что каждая часть процесса заключается в договоре с различным поставщиком.
Возьмем пример, который включает в себя железную дорогу, грузовик и корабль. Кто-то (возможно, вы) хочет перевезти груз из одной страны в другую. Вначале нанятый вами грузовик привозил пустой контейнер, чтобы забрать груз.
Как только вы полностью загрузили контейнер грузом в точке отправки, грузовик доставит контейнер на железнодорожную верфь, чтобы перевезти его полпути. Затем он помещается на контейнеровоз; ваш перевозчик берет на себя полную ответственность до тех пор, пока ваш груз не достигнет точки назначения.
В пункте назначения грузовик (также нанятый вами) забирает ваш контейнер с контейнерного терминала и доставляет ваш груз вам (грузополучателю) там, где контейнеры разгружаются. В данном случае это интермодальная операция, поскольку она включает в себя несколько контрактов, как между различными поставщиками транспортных услуг (автомобильными, железнодорожными, морскими), так и между покупателем и продавцом.
С помощью интермодальных перевозок вы можете самостоятельно выбирать перевозчиков и использовать самые низкие тарифы для каждого вида транспорта. Это дает лучший доступ к оборудованию и хороший контроль над транзитными графиками мощностей.
Однако это означает больше накладных расходов для грузоотправителей, поскольку им необходимо отслеживать несколько контрактов с разными поставщиками. Грузоотправитель также несет ответственность за координацию задержек, поскольку одна компания не будет знать о задержках, которые могут возникнуть у другой компании.
Мультимодальные перевозки
Мультимодальные перевозки (или комбинированные перевозки) – это сочетание по меньшей мере двух или более различных видов транспорта для перемещения груза из одного места в другое (чаще – в другую страну).
Главная особенность мультимодальных перевозок заключается в том, что, хотя они включают в себя различные виды перевозок, они все же подпадают под одну коносаментную накладную. Это означает, что перевозчик несет полную ответственность за всю перевозку, даже если она осуществляется различными видами транспорта, такими как воздушный, железнодорожный или морской.
Когда грузоотправители выбирают мультимодальные перевозки для своего груза, это означает, что агент или перевозчик несет ответственность за всю поездку. Наличие только одного контракта сводит к минимуму затраты на координацию и коммуникацию для вас как грузоотправителя, особенно если что-то идет не так, что приводит к высокой эффективности сроков доставки.
При мультимодальной перевозке заказчику будет легко отслеживать контейнеры, потому что используется только один интерфейс отслеживания вместо нескольких. Доступ в отдаленные уголки мира с ответственностью и ответственностью движения только с одним перевозчиком — еще одна причина выбрать мультимодальные перевозки. Они считаются более своевременным и экономичным ресурсом доставки.
Трансмодальные перевозки
Движение пассажиров или грузов в пределах одного и того же вида транспорта. Хотя чистые трансмодальные перевозки редко существуют и часто требуется интермодальная операция (например, судно-причал-судно), цель состоит в обеспечении непрерывности внутри одной и той же модальной сети.
Мультимодальная транспортная сеть
Это логистически связанная система, использующая два или более видов транспорта с одним тарифом. Режимы имеют общие характеристики обработки, позволяющие перемещать груз (или людей) между режимами во время движения между пунктом отправления и пунктом назначения.
Интермодализм предполагает использование по меньшей мере двух различных видов транспорта в поездке от места отправления до места назначения через интермодальную транспортную цепочку, что позволяет интегрировать несколько транспортных сетей.
Интермодальность повышает экономические показатели транспортной цепочки за счет наиболее продуктивного использования видов транспорта. Таким образом, линейная экономия железнодорожных перевозок может быть использована на больших расстояниях, а эффективность грузовых автомобилей обеспечивает гибкий местный прием и доставку грузов.
Ключевым моментом является то, что вся поездка рассматривается как единое целое, а не как серия этапов, каждый из которых отмечен отдельной операцией с отдельными наборами документации и тарифов.
Эта система организована вокруг следующих условий:
Характер и количество перевозимого груза
Интермодальные перевозки обычно подходят для промежуточных и готовых грузов в единицах загрузки менее 25 тонн. Режим с наименьшей пропускной способностью обычно определяет интермодальную единицу нагрузки. Таким образом, интермодальные перевозки ограничиваются единицей грузоперевозок.
Последовательность используемых видов транспорта
Интермодальные перевозки организованы в виде последовательности видов транспорта, часто известной как интермодальная транспортная цепочка. Доминирующими видами транспорта, поддерживающими интермодализм, являются автомобильный, железнодорожный, баржевый и морской.
Авиаперевозки обычно не используются в сочетании с другими видами транспорта.
Происхождение и назначение
Расстояния играют важную роль, поскольку чем больше расстояние грузоперевозки, тем вероятнее будет использоваться интермодальная транспортная цепочка. Расстояния свыше 500 км (более одного дня грузоперевозок) обычно требуют интермодальных перевозок.
Стоимость груза
Подходит для промежуточных грузов. Перевозки с низкой и высокой стоимостью обычно меньше подходят для интермодальных перевозок. Дорогостоящие перевозки, как правило, используют прямые варианты (например, авиаперевозки), в то время как малоценные перевозки обычно осуществляются из пункта в пункт и зависят от одного вида транспорта, например, железнодорожного или морского.
Периодичность поставок
Интермодализм хорошо работает, когда грузопотоки должны быть непрерывными и в одинаковых количествах. Интермодальные перевозки являются капиталоемкими, а это означает, что для перевода грузов с одного вида транспорта на другой требуется специализированное оборудование.
Что лучше – мультимодальные или интермодальные перевозки?
Если вы выбираете мультимодальную перевозку, это означает, что вы подписываете контракт только с одним перевозчиком, который покрывает весь путь перевозки, независимо от количества задействованных видов транспорта.
Перевозчик по договору выдает комбинированный транспортный коносамент или мультимодальный коносамент.
Преимущества включают в себя:
При интермодальных перевозках вы заключаете несколько договоров – один с экспедитором или морским перевозчиком, один или несколько с автотранспортной компанией, а также один или несколько для железнодорожных перевозок. Каждый перевозчик выдает отдельный коносамент при интермодальном судоходстве.
Преимущества включают в себя:
Как интермодальные, так и мультимодальные перевозки имеют свои преимущества и недостатки, и только одно отличает эти два вида транспорта друг от друга: для мультимодальных перевозок вы подписываете только один контракт, для интермодальных – от двух и более. Эти два вида транспорта оптимизируют сроки доставки, снижают затраты на складские запасы и держат под контролем уровень грузовых расходов.
Однако многие склоняются к мультимодальным перевозкам, поскольку они могут предоставить грузоотправителям более своевременный и экономичный ресурс доставки. Управление мультимодальными перевозками также может быть проще, поскольку они осуществляются по одному контракту, в отличие от интермодальных перевозок, охватываемых различными контрактами.
Интермодальные перевозки могут обеспечить грузоотправителям более низкие издержки и более предсказуемые цены, но требуют больших усилий для контроля и управления ими.
Интермодальные перевозки
В современном мире быстрая доставка грузов даже в самые труднодоступные места приобретает важное значение. Для этого используются различные виды транспорта и способы транспортировки. Интермодальные перевозки приобрели широкую популярность и заслуживают особого внимания.
Назначение и виды перевозок
Интермодальные перевозки (ИМП) представляют собой услуги по доставке грузов, которые осуществляют несколько транспортных компаний по договорам с одним заказчиком. Для этого используется несколько видов транспорта и логистических схем, при этом груз находится в одном и том же контейнере.
Основное назначение ИМП — обеспечение доставки товара (в т. ч. негабаритного) в любую точку земного шара по принципу «от двери до двери», когда возникает необходимость его перемещение по авто и железным дорогам, морю и воздуху.
В чем отличие от мультимодальных перевозок
Комбинированную доставку грузов можно обеспечить с помощью интермодальных и мультимодальных перевозок. В чем разница между ними? Мультимодальная (ММП) — это перевозка разными видами транспорта, за которую отвечает одна компания. Заказчик заключает один договор с логистической компанией, и она несет всю ответственность за груз.
Таким образом, в этом варианте появляется посредник, обеспечивающий доставку своим транспортом или с привлечением партнеров. Таким способом предпочитают пользоваться крупные фирмы, поставляющие разнообразную продукцию в разном направлении, а также для перевозки ценных вещей, когда особо важна их сохранность.
В отличие от ММП, при ИМП заказчик сам заключает договора с несколькими транспортными компаниями, обеспечивающими доставку груза разными видами транспорта. Соответственно, транспортная организация несет ответственность только за свой этап транспортировки. Объединяют оба способа перевозки такие факторы — транспортировка обеспечивается в одном контейнере (без перегрузки) и по одному транспортному документу.
Какие виды транспорта задействуются
При организации ИМП могут быть задействованы железнодорожный, автомобильный, авиационный и водный транспорт. Его тип выбирается с учетом расположения начального и конечного пункта транспортировки, характера груза и сроков доставки. На разных этапах перевозки могут использоваться грузовые автомобили разного типа (в т. ч. рефрижераторы, цистерны и т. д.), речные или морские суда разного назначения (обычно контейнеровозы), транспортные самолеты или вертолеты и иные виды транспорта.
Для перевозок разным транспортом без перегрузок используются специальные контейнеры:
Такие контейнеры обеспечивают перевозку негабаритных, нестандартных грузов. Их универсальная конструкция специально разработана с возможностью установки в разные виды транспорта. Емкость обоих типов контейнеров составляет 20 или 40 футов.
Что такое организация интермодальных перевозок
При организации ИМП отправителю необходимо решить такие задачи:
В обеспечение ИМП могут быть вовлечены:
Важно понимать, что конечный результат ИМП в большой степени зависит от правильности действий владельца (отправителя) груза. До отправки его с начальной точки должен быть подготовлен весь комплект документов, в т. ч. договора с компаниями, обеспечивающими транспортировку на всех этапах следования.
Контроль перемещения необходимо обеспечить с помощью логистических информационных систем. В настоящее время они позволяют его осуществлять в режиме онлайн. В процессе движения производится корректировка и уточнение схемы. Любые сбои по времени на любом этапе должны быть тут же учтены на последующих этапах.
В чем преимущества и недостатки
Применение схем ИМП обеспечивает следующие преимущества:
Необходимо отметить и определенные недостатки ИМП:
Следует также учитывать существенное влияние таких факторов, как несовершенство таможенного законодательства, несоответствие складского оборудования и транспортных технических средств современным требованиям в разных регионах, нестыковки режимов работы транспорта и т. п. Порой подводит и система информационного обеспечения
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 755-83-41
Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31
Интермодальные перевозки просто необходимы в современном мире, где требуется транспортировка грузов в разные, порой труднодоступные, места. При правильной организации они достаточно эффективно справляются со своей задачей. Важно обеспечить четкий контроль на всех этапах транспортировки.