Что такое интерактивный тренажер
Как выбрать онлайн-тренажер для образования
Любовь Кузнецова
22 ноября 2018 • 18:00
Мы попросили рассказать о своем опыте использования онлайн-тренажеров подписчиков Педсовета. По результатам исследования педагоги отметили, что большинством детей (46,1 процента) такая форма обучения воспринимается с удовольствием. Разбираемся, какие преимущества и недостатки есть у существующих проектов.
Что такое онлайн-тренажер
Онлайн-тренажер представляет собой набор сервисов: базу знаний, тесты, симуляции, игры. Часто онлайн-тренажеры выполнены в виде социальной сети, где пользователи объединены в группы и соревнуются между собой, набирая очки за правильно выполненные задания.
Самое главное преимущество использования тренажеров, по мнению опрошенной аудитории, это быстрая обработка материалов и экономия времени (так считают четверть респондентов). Тренажеры действительно удобны тем, что помогают легко производить оценку знаний и навыков, а также вести учет прогресса. К ним можно возвращаться даже через длительные промежутки времени и повторять уже пройденное на новом уровне.
В отличие от учебников, которые обычно ограничены по объему материала, онлайн-тренажеры не только включают большой справочный материал, но и чаще актуализируются, над их совершенствованием работает целая команда методистов. 18 процентов опрошенных подтвердили, что это прекрасный дополнительный материал к школьной программе.
Какие преимущества онлайн-тренажеров вы можете назвать?
Какие недостатки есть у онлайн-тренажеров
Оказалось, что самая большая проблема с использования онлайн-тренажеров техническая. Большинство опрошенных жалуются на отсутствие хорошего Интернета и достаточного количества компьютеров в образовательной организации. Поэтому педагоги часто используют онлайн-тренажеры в качестве домашнего задания и самостоятельной работы на мобильных телефонах.
Больше четверти опрошенных жалуются также, что у онлайн-тренажеров бесплатной бывает ограниченная функциональность, а всю полноту возможностей можно получить только за подписку. Тем не менее, у программ обычно существует тестовый период, когда можно оценить ее возможности и как они позволяют экономить личное время, которое тоже стоит денег.
Пользователи называли в качестве своих любимых онлайн-тренажеров и бесплатные программы, но при этом отмечали, что не всегда бывает высокое качество заданий, а также отсутствует методическая поддержка.
Какие недостатки есть у онлайн-тренажеров?
Первый раз в ЯКласс
Одним из наиболее часто упоминавшихся в исследовании онлайн-тренажеров был “ЯКласс”, который знают 23,6 процента опрошенных. Поэтому тем, кто еще не знаком с этой программой, рассказываем о возможностях лидера нашего неформального рейтинга.
“ЯКласс” помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашку в электронном виде с автоматической проверкой с учетом конкретного учебника. При этом с помощью запатентованной технологии “Genexis” для каждого учащегося создаются уникальные варианты заданий, что исключает списывание. На тренажере можно не только осваивать школьную программу, но и готовиться к годовым контрольным и государственным экзаменам.
Обучение в “ЯКлассе” идет в буквальном смысле на собственных ошибках. Ошибки помогают выявить проблемные и непроработанные темы для педагога и собственные пробелы для ученика. Хороший стимул для самообразования, особенно, когда видишь, как осваивают программу другие. В “ЯКласс” ученики и школы борются за призовые баллы, чтобы попасть в “ТОП”, и рейтинг обновляется ежесекундно.
За прогрессом детей могут следить и родители. Таким образом можно не на словах, а в виде конкретных графиков продемонстрировать независимую оценку успеваемости ребёнка. Вместо укорительных слов и взглядов достаточно будет дать папам и мамам доступ к отчетам по освоению предмета.
Об исследовании
Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе
Педагогические науки
Похожие материалы
Тренажер в широком смысле это комплекс, система моделирования и симуляции, компьютерные и физические модели, специальные методики, создаваемые для того, чтобы подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений. Тренажеры необходимо использовать, так как они позволяют сформировать у учащегося навыки действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях, понять сущность протекающих процессов и их взаимную зависимость. Применение тренажёров обусловлено следующими факторами: достаточно высокой стоимостью и недостаточным количеством оборудования которое может быть использовано для решения учебных задач, затратами на эксплуатацию реального оборудования, ограниченностью временного ресурса на подготовку оборудования к использованию, большой сложностью изменения параметров оборудования и среды, сложностью введения нового технологически усовершенствованного оборудования, необходимостью выработки устойчивых практических навыков при работе с оборудованием, опасностью выполняемых работ.
Тренажеры призваны решить следующие задачи: ознакомить со строением объектов и их элементами; сформировать устойчивые навыки выполнения, как отдельных операций, так и полного их цикла; изучить технологическую схему и получить представление об этапах технологического процесса; изучить инструмент и технологическую оснастку, необходимые для проведения работ; ознакомиться с требованиями техники безопасности; научится выявлять дефекты в работе оборудования и его отдельных узлов; закрепить умение правильно оформлять документацию.
Применительно к образовательному процессу мы определим тренажер как устройство для обучения, которое по условиям выполнения психологических и дидактических требований, должно иметь три принципиальные и необходимо важные части: конструктивную, модельную, и дидактическую.
Конструктивная часть отражает точную и виртуальную копию рабочего места оператора. Модельная часть создает адекватный образ функционирования оборудования, моделируя протекание в нем базовых процессов. Дидактическая часть представляет собой рабочее место преподавателя с программой оценки и контроля действий обучающегося или систему автоматизированного контроля над работой обучающегося.
Опыт применения тренажеров в учебном процессе позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.
Тренажеры можно классифицировать по количеству участников (локальный — один учащийся, сетевой — группа учащихся) и по виду основной технологии (с использованием специальной аппаратной интерфейсной части и без нее — компьютерные тренажеры).
Особое место среди тренажеров занимают компьютерные тренажеры. Ведь именно в данном виде тренажера модель объекта управления, рабочее место обучаемых и преподавателя реализовано на базе компьютерных программных средств. По сути дела, это программа, предназначенная для выработки у учащихся устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Если оформление и модель поведения тренажера отражает элементы игровой формы, то такие тренажеры называют учебными компьютерными играми.
Компьютерный тренажер должен предусматривать:
Можно выделить несколько классов тренажеров, которые используются в учебном процессе: электронный программный экзаменатор; демонстрационный (иллюстративный) тренажер; тренажеры, обучающие моторным навыкам; тренажеры, обучающие распознаванию образов; тренажеры, обучающие работе по алгоритму; тренажеры, обучающие поведению в нештатных (и(или) аварийных) ситуациях; тренажеры, обучающие решению задач с разветвленным деревом допустимых решений.
Эффективное применение тренажеров в учебном процессе позволяет значительно уменьшить число ошибок, увеличить скорость манипуляции и принятия решений, сократить время обучения, более адекватно оценивать уровень полученных знаний и приобретённых навыков, индивидуализировать обучение, формировать выводы по действиям обучающегося.
При разработке учебно-тренажерных комплексов используют ряд методических приемов: ознакомление с порядком операций, наличие обратной связи, последовательность освоения материала (выполнение сначала простых операций, а затем переход к сложным процессам), возможность многократного повторения, получение дополнительных пояснений при выполнении операций.
Отдельно выделим следующие виды тренажеров используемых в образовании: интернет-тренажеры и интерактивные тренажеры.
Интернет-тренажер — программный комплекс, в основу которого положена оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков и целенаправленная тренировка обучающихся в процессе многократного повторного решения тестовых заданий, реализованный средствами веб-приложений. Примером интернет-тренажера является сервис http://training.i-exam.ru/ (рис.1). Данный интернет-тренажер позволяет проводить тестирование студентов, обучающихся по образовательным программам, реализуемым в рамках ФГОС. Применение интернет-тренажеров может представлять собой одну из форм подготовки к контролю знаний в дистанционном образовании.
Рисунок 1. Интернет-тренажеры http://training.i-exam.ru/
Режимы работы интернет-тренажеров могут быть следующими:
Интерактивный тренажер — это программа, предназначенная для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определённой теме. Существует два режима его работы:
Все интерактивные задания в интерактивном тренажере должны предполагать наличие обратной связи, возможности коррекции действий и возможности совершать практические действия. К интерактивным заданиям в тренажере можно отнести последовательности вопросов и интерактивными подсказками и практикумами. Интерактивные тренажеры используются на различных этапах урока: актуализация знаний, постановка темы урока, изучение и закрепление нового материала, домашнее задание, самостоятельная работа, проверка знаний.
Интерактивные тренажеры разрабатывают преподаватели самостоятельно, как правило, в средах работа в которых не составляет большого труда, таких как Microsoft PowerPoint или Microsoft Excel при помощи внутренней системы управляющих элементов, макрокоманд и языка программирования Visual Basic Application (см. рис. 2, 3). Огромное количество тренажеров для школы так же выпускается специализированными фирмами (рис. 4).
Рисунок 2. Тренажер в Microsoft Excel использующий Visual Basic Application, автор: Искандерова А.Р. (г. Уфа), http://www.uchportal.ru/load/22-1-0-51741
Рисунок 3. Тренажер на основе триггеров в Microsoft PowerPoint созданный Малышевой С.И. (г. Новый Уренгой), http://infourok.ru/prezentaciya_po_informatike_trenazher_ustroystvo_kompyutera-101752.htm
Рисунок 4. Интерактивный тренажёр по русскому языку для второго класса к учебнику Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой
Таким образом, благодаря доступности средств создания тренажеров, большого выбора программных комплексов для школы, тренажёры в современном образовании занимают важное место при формировании и закреплении знаний, умений и навыков обучающегося и выполняют роль педагогического инструмента позволяющего повысить качество образовательного процесса.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Современные технологии обучения: электронные тренажеры
Теги записей в блоге
Какое-то время назад никто и не знал о понятии «электронный тренажер», никто даже не мог представить себе существование интерактивных досок и электронных учебников.
Сейчас эти понятия уже не кажутся чем-то сверхъестественным.
Компьютерные тренажеры среди прочих видов электронного образования считаются, пожалуй, самыми интересными и эффективными. Все больше учебных заведений, учреждений повышения квалификации и подразделений по развитию персонала в компаниях используют их для обучения.
Что такое электронные тренажеры?
Электронные тренажеры – очень многогранный способ обучения, он сочетает в себе множество функций. Поэтому мы посвятим ему несколько публикаций. Рассмотрим виды тренажеров, их преимущества и недостатки, целесообразность использования конкретных тренажеров для определенных задач. Разберемся, так ли они эффективны, как об этом говорят.
Итак, что же такое компьютерный тренажер?
Электронный интерактивный тренажер – современный инструмент, который делает электронное обучение более интересным, вариативным и подходит для решения сложных задач.
Можно выделить семь наиболее часто встречающихся разновидностей тренажеров:
1. Электронный экзаменатор – простейший программный продукт, реализуемый на всех видах отечественной и зарубежной вычислительной техники. Основная его функция – это замена живого экзаменатора в строго регламентированных областях (техника безопасности различных производств, правила дорожного движения и т.п.). Как правило, такие экзаменаторы содержат различные виды тестов. Стоимость разработки подобных экзаменаторов самая низкая. Подобный вид программных продуктов назвать электронным тренажером можно с большой натяжкой.
Демонстрационные электронные тренажеры моделируют и показывают детали, устройства и процессы. Программное обеспечение может быть достаточно сложным (3D-графика, анимация, видео и т.д.).
Как и в случае программных продуктов 1-го класса, в данном случае тренируется внимание, память и т.д. Однако в программных продуктах 2-го класса, кроме этого, изучается структура, пространственное расположение, последовательность действий и т.д. Тем не менее тренировки навыков как таковых здесь нет.
Тренажеры, обучающие моторным навыкам, широко применяются для обучения вождению различных транспортных средств, стрельбе, сварочным работам, спортивным играм.
Тренажеры, обучающие распознаванию образов, используются для подготовки специалистов в области медицинской диагностики, для обучения навыкам синхронного перевода. Но наиболее интенсивно подобные электронные тренажеры применяются для обучения операторов различных военных специальностей.
Тренажеры, обучающие работе по алгоритму, предназначены для обучения методикам работы с оборудованием, эксплуатации сложной техники, в том числе и медицинской. Эти электронные тренажеры строятся на статической модели мира, не предусматривающей влияния внешних возмущений или случайных факторов на объекты мира. Они моделируют работу с исключительно исправной техникой. Такой электронный тренажер обычно имеет довольно жесткий сценарий обучения: обучаемый пользуется полной свободой действий только в промежутках между контрольными ситуациями, а верное решение (ситуация) всегда одно, и от обучаемого в конечном итоге требуется его точное воспроизведение.
Тренажеры, обучающие поведению в нештатных (аварийных) ситуациях, используются для тренировки персонала и операторов электростанций, атомных станций, химических производств, а также при обучении управлению движущимися объектами (самолет, судно) в сложных ситуациях, когда существует опасность столкновения с другим объектом.
Тренажеры, обучающие решению задач с разветвленным деревом допустимых решений. Основной упор в таких электронных тренажерах делается на проверку решения, предложенного обучаемым. Подобным образом проводится обучение навыкам проектирования, монтажа, сборки систем, а также навыкам поиска неисправностей и ремонта оборудования.
Использование интерактивных онлайн-тренажеров при обучении студентов колледжа.
Использование интерактивных онлайн-тренажеров при обучении студентов колледжа.
Шагульскова Виктория Анатольевна,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Ю. Гагарина»
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в условиях пандемии преподаватели вынуждены были проявлять усиленную онлайн-активность. Методические разработки созданные в этот период можно и даже нужно использовать в учебном процессе при очном обучении.
Существуют различные виды тренажеров. По количеству участников выделяют локальный (может использоваться одним учащимся) и сетевой тренажер (используется группой). По виду основной технологии бывают тренажеры с использованием специальной аппаратной интерфейсной части и без нее – компьютерные тренажеры.
Чеще всего используются компьютерные тренажеры, они представляют собой программу, предназначенную для выработки у учащихся устойчивых навыков действий и обеспечивающую выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Такие тренажеры обладают характерными особенностями: обеспечивают генерацию или предоставляют последовательность готовых заданий, предусматривают средства для выполнения этих заданий — чаще всего специальный программный модуль, предоставляют учащемуся консультацию или образец решения задания по его требованию, проводят анализ выполнения заданий и выдачу рекомендаций по достижению лучших результатов.
В настоящее время в образовании используют интернет-тренажеры (онлайн-тренажеры), созданные с помощью веб-сервисов и интерактивные тренажеры, созданные, например, на основе макросов в PowerPoint, Excel и т. д. У этих тренажеров используется два режима работы: первый — демонстрационный (иллюстративный, с предоставлением обучающего материала), второй — оценочный, максимально приближенный к зачетному тестированию.
Веб-сервисы videouroki.net и урок.рф позволяют создавать онлайн-тренажеры и проводить итоговые, контрольные тестирования студентов по междисциплинарным курсам и учебным дисциплинам. Достоинствами использования этих веб-сервисов являются: бесплатность, отсутствие необходимости установки дополнительного программного обеспечения, возможность использования с любого компьютера и смартфона через веб-браузер при наличии интернета. Онлайн-тренажеры могут использоваться на различных этапах занятия, напрмер, при проверке домашнего задания или закреплении знаний.
В условиях пандемии был создан тренажер для подготовки к прохождению тестирования по МДК.03.03 Документирование и сертификация для студентов специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах. Он был использован для подготовки к самостоятельной работе, зачету, для повышения качества знаний неуспевающих студентов, пропустивших занятия. Представляет собой тест, который содержит 15 вопросов по темам:
Основные термины и определения в области сертификации,
Организационная структура сертификации,
Системы и схемы сертификации.
Рисунок 1 — Интернет-тренажер, созданный с помощью сервиса Videouroki.net
В тесте используется 100 бальная система оценки. Ограничение по времени — 60 минут. При прохождении демонстрируется список вопросов, позволяющий осуществлять навигацию по тесту.
После прохождения тестирования демонстрируются результаты, можно просматривать допущенные ошибки. Количество прохождений не ограничено, порядок заданий и вариантов каждый раз случайный. Преподаватель может просматривать результаты прохождения в табличной форме. (При создании онлайн тренажера были использованы материалы www.youtube.com ).
Применение тренажеров в учебном процессе позволяет: индивидуализировать процесс обучения, сократить его время, более объективно оценивать и анализировать результаты обучения, сократить количество ошибок.
Список использованной литературы и интернет-источников
Исследовательская работа на тему: «Мультимедийные тренажеры на уроках в начальной школе»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области лицей (технологический) с. Хрящевка
муниципального района Ставропольский
7/1, ул. Полевая с. Хрящевка, 445146, Самарская область, м.р. Ставропольский, т. 23-57-42
окружная научно – практическая конференция педагогов
Секция «Современные образовательные технологии в начальной школе».
Учитель начальных классов Мишагина Светлана Александровна,
ГБОУ лицей с.Хрящевка.
1.Использование интерактивной доски ……………………………. 4
Список использованной литературы ……………………………….. 8
«Детская природа требует наглядности».
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций, тренажеров. Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся в начальной школе. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Использование интерактивной доски.
Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения и эффективность моего учительского труда.
Тренажеры на уроках.
Образовательные стандарты предъявляют новые требования к системе обучения в начальной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть применение интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся. Я использую интерактивную доску на каждом уроке в качестве наглядно- иллюстративного метода, как грамматический тренажер и тренажер навыков общения. Активизировать учащихся, проверить свои знания, снять напряжение, дать возможность поиграть позволяют тренажеры.