Что такое интеллектуальный капитал
Интеллектуальный капитал организации: понятие, структура, формы, виды, ресурсы, оценка, управление, развитие
Современные исследователи в контексте изучения различных экономических и социально-политических процессов уделяют внимание такому ресурсу, как интеллектуальный капитал. Он рассматривается как один из ключевых элементов хозяйственного развития государства и общества, обеспечения успешного роста частного бизнеса. Что представляет собой данный ресурс и каким образом он формируется? Как может быть осуществлено его внедрение в те или иные экономические процессы?
В чем заключается сущность интеллектуального капитала?
Под интеллектуальным капиталом принято понимать прежде всего совокупность знаний — технических, гуманитарных, естественнонаучных, которые можно впоследствии задействовать с определенной пользой. Например, запустив бизнес, в котором будут использоваться передовые технологии и управленческие решения на основе соответствующих знаний. Или, как вариант, решив значимую социальную задачу.
Термин, о котором идет речь, к тому же существенно более емкий по смыслу. Он может применяться в целях описания процессов и отношений в бизнесе, экономике, социуме, политике. Есть, таким образом, довольно много вариантов практического применения такого ресурса, как интеллектуальный капитал. С экономической точки зрения он может рассматриваться как некий актив, способный приносить прибыль, например в виде лицензионных отчислений от использования запатентованного изделия или же как конкурентная технология, которая по факту внедрения в производство значительно увеличивает его эффективность.
Интеллектуальный капитал может рассматриваться в контексте разных социальных масштабов — в рамках небольшой группы (например, представленной персоналом малого предприятия или студенческим коллективом), региона, нации, межгосударственного объединения. Но чаще всего термин, о котором идет речь, изучается применительно к производственным процессам в рамках бизнеса, на уровне отдельно взятого предприятия. То есть в экономическом контексте. Рассмотрим, каким образом на практике может задействоваться интеллектуальный капитал организации, ведущей деятельность в коммерческой сфере.
Использование интеллектуального капитала в бизнесе
В сфере предпринимательства термин, о котором идет речь, чаще всего рассматривается как совокупность знаний, опыта, мотивации и квалификации персонала компании, а также технологий, которые ей принадлежат и могут быть задействованы в целях повышения эффективности производственных процессов.
Интеллектуальный капитал в бизнесе — один из ключевых факторов производства. Так же как и денежные средства, формирующие «классическую» капитализацию фирмы, он появляется в результате инвестирования, имеет свойство обесцениваться с течением времени, подобно тому как финансы подвергаются воздействию инфляции.
Вместе с тем весьма проблематична объективная оценка интеллектуального капитала в контексте его объемов, показателей величины. Теоретически возможно оценить то, какую прибыль принесет фирме внедрение новой технологии, исходя из предполагаемого спроса, емкости рынков, внешних факторов. Но есть большое количество аспектов использования интеллектуального капитала, не поддающихся измерению. Например, то, каков объем соответствующего ресурса, который юридически принадлежит фирме, является ее собственностью и реальным коммерческим активом.
Так, структура интеллектуального капитала, как мы отметили выше, может быть представлена знаниями и квалификацией персонала. Но люди, работающие в компании, могут уволиться и взять соответствующий объем капитала с собой. Каким он будет, подсчитать крайне сложно.
Структура ресурса
Рассмотрим, в какой структуре может быть представлен интеллектуальный капитал. В исследовательской среде сформировался подход, в соответствии с которым ресурс, о котором идет речь, состоит из следующих основных элементов: человеческого, организационного, а также потребительского капитала. Изучим, в чем заключается специфика каждого из них.
Человеческий капитал
Под человеческим капиталом понимаются знания, креативный и интеллектуальный потенциал, ценности, навыки, личные качества человека, работающего в компании, которые могут быть впоследствии конвертированы в прибыль. Отмеченные компоненты человеческого капитала могут появляться у сотрудника как вследствие его индивидуального развития и способностей, так и в результате целенаправленных действий компании-работодателя, направленных на то, чтобы соответствующие качества у человека появились.
Как считают многие исследователи, человеческий интеллектуальный капитал растет в объеме не только по причине развития личности сотрудника, но также и в силу его активного взаимодействия с другими людьми, коллегами, руководством компании. Рассматриваемый компонент — в числе тех, которые принадлежат не компании, а конкретному человеку. Он может переноситься сотрудником из одной фирмы в другую в процессе смены работы.
Однако работодатели человека, обладающего высоким интеллектуальным капиталом, могут задействовать данный ресурс по-разному. Одни фирмы смогут сделать это эффективно и извлечь из этого большое конкурентное преимущество. Другие, к примеру их конкуренты, пригласив на работу того же человека, не окажутся способными конвертировать его знания и навыки в прибыль.
Поэтому эффективное управление интеллектуальным капиталом — важнейшее условие его успешной коммерциализации. В свою очередь, ресурсы, позволяющие его осуществлять, также правомерно отнести к интеллектуальному капиталу в контексте методов управления персоналом фирмы. В одной компании они могут быть более эффективными, вследствие чего знания и навыки сотрудников с высокой вероятностью будут конвертированы в прибыль более масштабную, чем если бы работники осуществляли деятельность в другой организации.
Методы управления персоналом чаще всего классифицируются как часть организационного капитала фирмы. Изучим его специфику подробнее.
Организационный капитал
Итак, интеллектуальный капитал организации включает организационный элемент. Он представлен технологиями, способами управления персоналом, корпоративной культурой, программными и аппаратными ресурсами, патентами, различными видами интеллектуальной собственности.
Организационный капитал формируется как следствие эффективного использования человеческого. Причем в самых разных аспектах. Так, разработка какой-либо технологии может быть осуществлена фирмой самостоятельно. В этом случае предполагается задействование знаний и навыков работников. Чем более эффективно это будет сделано, тем более конкурентной, возможно, будет разрабатываемая технология.
То или иное техническое решение может быть и куплено фирмой. В этом случае задействование интеллектуального капитала может выражаться в знаниях и навыках сотрудников, ответственных за соответствующую покупку, которые позволяют провести переговоры с продавцами так, чтобы технология была приобретена дешевле или сопровождалась полезными дополнительными сервисами.
Собственно, организационный капитал важен с точки зрения обеспечения максимально эффективного взаимодействия сотрудников внутри компании. Важнейшая его составляющая — корпоративная культура фирмы. Если она выстроена в систему, появляется значимый ресурс, позволяющий менеджменту осуществлять развитие интеллектуального капитала в целом и его отдельных элементов. Корпоративная культура — совокупность норм поведения сотрудников и их взаимодействия между собой, которые передаются от одних специалистов к другим в исходном виде или же улучшенном с точки зрения применимости в различных внутрикорпоративных отношениях.
Потребительский капитал
Структура интеллектуального капитала в контексте производственной деятельности коммерческих фирм также представлена потребительским компонентом. Он включает совокупность норм и каналов взаимодействия компании с клиентами — покупателями, пользователями услуг. От объема соответствующего капитала зависит удовлетворенность клиентов во взаимодействии с фирмой, в приобретении ее товаров и сервисов.
Основные компоненты потребительского капитала:
Прибыль фирмы напрямую определяется объемами отмеченных компонентов потребительского капитала. Чем более известен бренд, чем выше уровень сервиса в компании, чем технологичнее ее каналы взаимодействия с покупателями, тем более высокими могут быть цены на ее продукцию, тем более интенсивным будет спрос на нее. Если конкурирующая фирма продает те же товары или услуги, но интеллектуальный ее капитал в контексте ресурсов взаимодействия с потребителями окажется ниже, то она будет менее успешной на рынке.
Критерии эффективности применения интеллектуального капитала
Итак, мы рассмотрели понятие интеллектуального капитала, его структуру. Полезно будет изучить ряд практических нюансов его использования, то, каким образом он может применяться в реальном бизнесе.
Исследователи выделяют следующие основные критерии эффективности задействования ресурса, о котором идет речь:
— сочетаемость с производственными процессами фирмы (капитал, оптимальный для производственной сферы, может быть совершенно бесполезным в сегментах услуг);
— наличие в структуре управления компанией механизмов, с помощью которых может быть произведена адекватная оценка интеллектуального капитала (главное для менеджмента — понять, насколько перспективны с точки зрения запуска в производство те или иные технологии, насколько актуальны знания и навыки сотрудников, не требуют ли они дополнения в ходе повышения квалификации или переобучения);
— конкурентность ключевых элементов интеллектуального капитала (быть может, другие крупные игроки бизнеса уже внедрили определенные решения и технологии, и в целях их опережения организации нужно ускоренно разрабатывать новые).
Рассмотрим теперь значимость интеллектуального капитала в более масштабном контексте — с точки зрения выполнения им экономических функций.
Экономические функции интеллектуального капитала
Выше мы отметили, что данный ресурс может задействоваться на разных уровнях. То, как функционирует интеллектуальный капитал компании, мы изучили. Какова же его роль в более масштабных процессах, в частности на уровне экономики государства?
В данном случае справедливо говорить о значимости интеллектуального капитала нации. Он может выражаться, как и в случае с более локальными социальными процессами, на уровне отдельных коммерческих предприятий, в обладании гражданами государства знаний и навыков, в наличии у предприятий страны конкурентных технологий, в возможностях эффективного управления соответствующими ресурсами — в данном случае посредством различных социальных институтов.
Ресурсы интеллектуального капитала нации также могут развиваться в силу того, что этого будет желать конкретный гражданин или же по той причине, что усилия, нацеленные на их рост, будет прикладывать государство в лице определенных институтов. В науке разворачиваются активные дискуссии на предмет того, какой из двух отмеченных факторов более значимый.
Есть версия, что интеллектуальный капитал нации зависит в первую очередь от желания и готовности самих граждан его развивать. Если люди не будут уделять данному аспекту значительного внимания, любые усилия государства могут быть бесполезны. Но есть и противоположная точка зрения. Она предполагает, что развитие интеллектуального капитала требует доступа человека к определенным ресурсам, без которых решить поставленные задачи ему будет крайне сложно.
Речь идет прежде всего об образовании. Человек может сколько угодно желать получать уникальные знания и навыки, но если у него не будет возможности осваивать их системно, в специализированных учреждениях, в процессе взаимодействия с компетентными людьми, то любые его усилия могут оказаться неэффективными.
Интеллектуальный капитал — это ресурс, который должен быть, как мы отметили выше, конкурентен, применим в тех или иных производственных условиях. В масштабах национальной экономики его характеризует аналогичное свойство. То есть у человека, желающего развиваться, должен быть доступ к передовым ресурсам, позволяющим получать необходимый интеллектуальный капитал. Поэтому государству недостаточно учредить эффективные образовательные институты, равно как и обеспечить актуальность преподаваемых знаний в них.
Экспорт и импорт интеллектуального капитала
В некоторых случаях те или иные формы интеллектуального капитала применительно к масштабам небольшого предприятия или экономики страны в целом могут экспортироваться и импортироваться. Изучим данный аспект подробнее.
Решение задач на уровне предприятия или экономики государства может предполагать потребность в интеллектуальном капитале значительно больших объемов, чем тот, что имеется в наличии. В этом случае возникает необходимость в импорте соответствующего ресурса. Интеллектуальный капитал закупается у внешних игроков — других фирм за рубежом. Его цена может определяться разными факторами. Если это технология, оцениваются перспективы ее внедрения в производство и последующего извлечения прибыли. Если предполагается импорт капитала в виде знаний и навыков, в расчет берется прежде всего желание их носителей переходить из одной фирмы в другую или выезжать за пределы своей страны, а также текущий уровень зарплат для специалистов того же профиля.
Когда интеллектуальный капитал предприятия импортируется, важно грамотно внедрить соответствующий ресурс. Может оказаться так, что в распоряжении компании будут необходимые объемы капитала в самом конкурентоспособном его выражении, но она не сумеет задействовать его на практике.
В свою очередь, возможна ситуация, при которой те или иные виды интеллектуального капитала будут экспортироваться — в контексте правоотношений между отдельными хозяйствующими субъектами или же в ходе межгосударственного партнерства. Данная процедура опять же предполагает адекватную оценку его цены (это имеет особое значение для экспортера), изучение условий, при которых возможна передача интеллектуального капитала, а также готовность импортирующей стороны эффективно внедрить полученные ресурсы в производство.
Резюме
Итак, мы изучили, что представляет собой интеллектуальный капитал. Основные его элементы, значимость для экономики государства мы также разобрали. Данный ресурс может быть представлен весьма широким спектром компонентов, исходя из их отнесения к человеческому, организационному или же потребительскому капиталам. Есть, безусловно, и иные критерии его классификации, но рассмотренную нами схему можно отнести к числу наиболее распространенных в среде российских исследователей.
Ресурс, о котором идет речь, может задействоваться в самых разных правоотношениях. Но наиболее часто он востребован в целях описания различных бизнес-процессов. Дело в том, что интеллектуальный капитал наряду с денежными средствами, которые применяются в целях классической «капитализации» бизнеса, является одним из ключевых конкурентных факторов производства. Его объемы предопределяют то, насколько технологичным будет тот или иной процесс на предприятии.
Примечательно, что для того чтобы представленный в той или иной разновидности интеллектуальный капитал организации был успешно освоен, может потребоваться наличие иных ресурсов соответствующей категории. Так, для того чтобы фирма смогла эффективно задействовать человеческий капитал, ей потребуются значительные объемы организационного. В свою очередь, только при наличии достаточного количества потребительского капитала величина предыдущих разновидностей рассматриваемого ресурса будет иметь значение.
Интеллектуальный капитал может импортироваться и экспортироваться. Данный процесс можно наблюдать как на уровне правоотношений между локальными хозяйствующими субъектами (в этом случае понятия экспорта и импорта рассматриваются в более широкой трактовке), так и в ходе межгосударственного партнерства. Для взаимодействующих на том или ином уровне сторон важно определить оптимальную стоимость обмениваемого капитала, обеспечить эффективное его внедрение в различные экономические процессы.
В ряде случаев только при самом интенсивном обмене соответствующим ресурсом может успешно развиваться экономика. Интеллектуальный капитал нации — важнейшая ее ценность. Поэтому государство и сами граждане должны быть заинтересованы в том, чтобы его развивать, увеличивать по возможности его объемы. При этом действия властей и жителей страны в одинаковой степени важны. Первые создают необходимые условия для того, чтобы вторые смогли воспользоваться возможностями для своего профессионального развития, получения необходимых знаний и навыков, формирующих интеллектуальный капитал. Общество также должно быть готово к выполнению важнейшей роли — главного носителя национального интеллектуального капитала.
Что такое интеллектуальный капитал
Научные исследования влияния интеллектуальных ресурсов на результаты деятельности компании имеют богатую историю. Первые упоминания о некоей «нематериальной» компоненте в составе ресурсов организации можно встретить в трудах классиков политэкономии (В.Петти, А.Смита, Д.Рикардо), трудах К.Маркса.
Осмысление категории «интеллектуальный капитал» и его роли в создании стоимости были связаны с анализом такого экономического ресурса как труд. Точнее говоря, с анализом особенностей и способностей субъекта данного фактора производства – человека – в создании добавочной стоимости. При этом многими исследователями отмечалось, что в процессе создания богатства также участвуют численность и искусность работающих (В.Петти), физические силы рабочих, способности к труду, высокоразвитые способности (А.Смит), творческая сила (К.Маркс); мастерство, навыки, способности рабочего (Н.Сениор), обученный индивидуум (И.Фишер), персональный капитал (А.Маршалл). Дальнейшее развитие экономической мысли постепенно привело исследователей к пониманию особого значения и необходимости образования, обучения, получения знаний в создании предпосылок экономического развития общества.
Радикальное значение имеет такое явление (связанное с применением категории «интеллектуальный капитал»), как замещением труда знаниями, которое состоит в том, что в условиях, когда знания вовлекаются в практическую переработку ресурсов, именно знания, а не труд начинают выступать в качестве источника стоимости. Трудовая теория стоимости заменяется теорией «стоимости, создаваемой знаниями» (knowledge-value). Как отмечает П.Друкер, «в новых экономических условиях знание является вообще единственным ресурсом, а не еще одним ресурсом того же порядка, что и традиционные факторы производства – труд, земля и капитал. Тот факт, что знание стало единственным ресурсом, делает новую формацию уникальной»
Внимание к роли информационно-интеллектуальных факторов на микроуровне актуализировалось в конце 60-начале 70-х гг. XX века. Считается, что термин «интеллектуальный капитал» впервые был использован Дж.Гэлбрейтом в 1969 г., он определил этот термин как нечто большее, чем «чистый интеллект» человека, и включающее определенную интеллектуальную деятельность.
К.Тейлор дает более широкое определение, отмечая, что «интеллектуальный капитал компании составляют знания ее сотрудников, накопленные ими при разработке продуктов, оказании услуг, а также ее организационная структура и интеллектуальная стоимость». Таким образом, он относит к интеллектуальному капиталу организационную структуру, т.е. искусственно созданную форму управления эксплуатацией знаний.
В общем виде интеллектуальный капитал можно определить как ресурсы, которые влияют на эффективность функционирования компании (возможность достигать цели компании) и отвечают следующим признакам:
— Ресурсы не имеют материального содержания в традиционном понимании. Хотя формы, которые принимают интеллектуальные активы, могут быть материальными, их сущность, их ценность находится в нематериальной сфере.
— Ресурсы представляют собой будущие экономические выгоды как в виде будущих поступлений от этих ресурсов, так и в виде увеличения будущих поступлений от других ресурсов.
Основными ресурсами развития компаний во все большей мере становятся люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная компетенция кадров. Сегодня требуются новые методы развития организации, основанные на стыке гуманитарного и инженерного подходов, что позволит получить синергетический эффект от их взаимодействия. Этот подход базируется на современных достижениях информационных технологий, а именно когнитивных технологиях развития организации. Актуально развитие симбиоза концепции управления знаниями, реинжиниринга бизнес-процессов и когнитивной человеческой составляющей. Для менеджеров высшего звена, бизнес-аналитиков, слушателей программ МВА по направлениям «Стратегический менеджмент», «Антикризисное управление», студентов экономических вузов магистерского уровня, аспирантов и преподавателей в области корпоративного менеджмента и реинжиниринга бизнеса.
Зона ИКС
3) Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. — СПб: Питер, 2001. — 288 с.
В компании третьего тысячелетия наибольшую ценность будут иметь такие факторы, как квалификация работников, «раскрученная» торговая марка, передовые технологии, корпоративная культура. Все это Энни Брукинг предлагает включать в состав интеллектуального капитала. Автор не только описывает каждый из элементов, но и рассматривает поэтапный процесс управления ими, включая процедуры планирования и аудита. Многочисленные примеры из практики британского бизнеса дают читателю возможность сравнить отечественные реалии с зарубежными и выбрать наиболее эффективный в российских условиях способ приумножения интеллектуального капитала.
4) У. Букович и Р. Уилльямс «Управление знаниями. Руководство к действию». — М.: ИНФРА-М. 2002.
Авторы, работающие в группе управления интеллектуальными активами компании PricewaterhouseCoopers, описывают, как управлять интеллектуальными активами организации.
Показана структура портфеля интеллектуальных активов, механизм приобретения новых и отказ от не оправдавших себя активов и обеспечения максимальной отдачи для достижения стратегических целей организации.
5) Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в Российском бизнесе. Изд-во: аукционер, 2002 г. 196 с.
Книга посвящена проблемам повышения эффективности интеллектуальной собственности, используемой отечественными предприятиями в хозяйственной деятельности. Публикуются методические указания, используя которые менеджеры предприятий смогут избегать ошибок и недостатков в учете, оценке этого важнейшего нематериального ресурса как мощного стимулятора инновационного развития производства. Раскрывается существо функций интеллектуальной собственности, экономические, правовые аспекты использования ее конкретных форм в хозяйственной практике, раскрывается теоретическое содержание и практическое значение интеллектуального капитала. В книгу включены статьи, опубликованные в «Журнале для акционеров» в 1996—2002 гг.
Книга расчитана на широкого читателя, но прежде всего на предпринимателей, руководителей и специалистов предприятий, учащихся и преподавателей экономических и юридических учебных заведений.
6) Стюарт Т. А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций/ Изд-во «Поколение», — 2007
7) Андрусенко Т. Измерение интеллектуального капитала: журнал «Корпоративные системы» (№3, 2006)
В настоящее время методик измерения интеллектуального капитала насчитывается многие десятки, а количество показателей, которые фиксируются в этих методиках и отчетах компаний, нередко исчисляется сотнями. Обсуждение различных подходов к измерению интеллектуального капитала поможет понять, как на самом деле работает компания и ее сотрудники и какие показатели важны именно для вашей компании.
Управление финансовыми активами, позволяющее достичь банкам экономии на эффекте масштаба, уже не является источником их конкурентных преимуществ. В лучшем случае, это обеспечивает среднюю окупаемость инвестиций. Сверхприбыль приносит разумное использование наряду с финансовыми активами нефинансового капитала, которое и обеспечивает доминирующее положение банка на рынке. Поэтому в конкурентной борьбе коммерческие банки все чаще обращаются к интеллектуальной составляющей своего бизнеса. Интеллектуальный капитал становится главным «потенциалом стоимости» банка в современной экономике.