Что такое инталия в камне
Инталия украшение вечности
Миниатюрная резьба на драгоценных камнях — «глиптика», одно из древнейших искусств. Еще в IV веке до нашей эры были сделаны первые попытки вырезать объемные изображения, уходящие вглубь плоской поверхности камня, так называемые инталии. Изначально они использовались в качестве именной печати её обладателя, поскольку в мягкой глине или воске инталия оставляет рельефный оттиск. Такие печати накладывались на официальные и частные документы, письма, ларцы с драгоценностями, амфоры с вином и маслом, двери домов. Благодаря необычайной прочности драгоценных минералов, из которых выполнялись инталии, до наших времен дошли шедевры древних мастеров в отличной сохранности. Техника создания инталии крайне сложна: требуется виртуозное мастерство и высочайшее художественное дарование, а также невероятное упорство резчика, ведь на создание одной инталии уходят многие месяцы, а иногда и годы.
Коллекционированием инталий увлекались коронованные особы, аристократы, ученые, художники. Те, кто не имел возможности купить оригиналы, собирали хотя бы их слепки. Так, великий Гёте мог позволить себе только коллекцию слепков с античных инталий, но утверждал, что это одно из лучших его приобретений. Одним из самых страстных коллекционеров инталий была императрица Екатерина II. И по сей день в Эрмитаже хранится примерно 20 тысяч изделий с резными драгоценными камнями.
Особенно популярны инталии стали в эпоху правления английской королевы Виктории. Необычайная строгость нравов тех времён не позволяла дамам носить слишком яркие украшения, а инталии давали возможность продемонстрировать богатство, роскошь и великолепный вкус обладательницы этого ювелирного произведения искусства, не вызывая осуждения со стороны светского общества.
В середине XIX века основные направления искусства стали отдаляться от классической ориентации. Глиптика лишилась традиционных покровителей и заказчиков, и была практически забыта. Сегодня этим искусством владеет считанное число мастеров, что придает особую ценность их работам. В отличие от древних мастеров, современные интальеры работают в технике «инверсной инталии» на прозрачном камне. Изображение гравируется на обратной стороне камня, что намного усложняет работу, так как мастер работает практически «вслепую».
Инталия – это разновидность резьбы по драгоценному камню, при котором изображение как бы утоплено внутрь материала. Подобным образом работают не только с ювелирными материалами, но и изготавливают огромное количество декоративных элементов для интерьеров (фреска, картины и т.д.). Также метод известен и в типографском деле.
Впервые техника инталии была известна еще древним шумерским ювелирам 4000 лет до нашей эры. Они использовали т.н. отрицательную резьбу на всех твердых материалах, вплоть до раковин или кварца. В средние века техника получила свое распространение благодаря тому, что с ее помощью можно было изготовлять различные печати. Средневековые мастера умело объединяли в одном изделии ювелирное украшение и атрибут знака собственности. Именно с тех времен нам и известны популярные до сих пор перстни печатки.
Помимо перстней, со временем печатки стали вставлять и в различные броши или медальоны. Они становились семейной реликвией, и даже по истечению времени, когда печать теряла свою юридическую силу (например, после кончины ее владельца), печатки продолжали носить, но уже используя в качестве защитного амулета.
Еще одной характерной областью, где инталия незаменима, является изготовление различных нательных иконок и панагий. В качестве камня для таких изделий наиболее удобно использовать различные топазы, рубины, аметисты или даже кварцы.
Ювелирные изделия с применением инталии на драгоценном камне всегда считались статусными и подчеркивали высокий уровень их обладателя. Во времена Цезаря свободным гражданам Рима даже было запрещено их носить, это была привилегия только высокопоставленных патрициев.
Инталия – это разновидность резьбы по драгоценному камню, при котором изображение как бы утоплено внутрь материала. Подобным образом работают не только с ювелирными материалами, но и изготавливают огромное количество декоративных элементов для интерьеров (фреска, картины и т.д.). Также метод известен и в типографском деле.
Впервые техника инталии была известна еще древним шумерским ювелирам 4000 лет до нашей эры. Они использовали т.н. отрицательную резьбу на всех твердых материалах, вплоть до раковин или кварца. В средние века техника получила свое распространение благодаря тому, что с ее помощью можно было изготовлять различные печати. Средневековые мастера умело объединяли в одном изделии ювелирное украшение и атрибут знака собственности. Именно с тех времен нам и известны популярные до сих пор перстни печатки.
Помимо перстней, со временем печатки стали вставлять и в различные броши или медальоны. Они становились семейной реликвией, и даже по истечению времени, когда печать теряла свою юридическую силу (например, после кончины ее владельца), печатки продолжали носить, но уже используя в качестве защитного амулета.
Еще одной характерной областью, где инталия незаменима, является изготовление различных нательных иконок и панагий. В качестве камня для таких изделий наиболее удобно использовать различные топазы, рубины, аметисты или даже кварцы.
Ювелирные изделия с применением инталии на драгоценном камне всегда считались статусными и подчеркивали высокий уровень их обладателя. Во времена Цезаря свободным гражданам Рима даже было запрещено их носить, это была привилегия только высокопоставленных патрициев.
Инталии: 10 интересных фактов об этих резных камнях
Сегодня я хочу внести свой вклад в популяризацию классических ювелирных методов работы с драгоценными камнями и поделиться с вами 10 интересными фактами об инталиях, которые я узнала из разговора с Ярославом Аргентовым. Прежде всего, он обратил мое внимание на то, что резьба по камню или глиптика – это один из самых первых методов обработки минералов, зародившийся задолго до привычных в наши дни огранок. Еще в незапамятные времена древние мастера прибегали к ней, стремясь предать невзрачному камню выразительность и ценность.
Также во время разговора я почерпнула для себя ещё десять интересных фактов, которыми хочу поделиться с вами.
1. Инталии появились раньше, чем более популярные камео: их появление теряется в глубине веков. Достаточно развитым это искусство предстаёт на Востоке в IV-III тысячелетии до н.э., а вот широкое распространение инталии получили во времена античности.
2. Оптические, электрические и магнитные свойства камней, замеченные древним человеком, породили веру в сверхъестественную силу самоцветов. Люди стали вырезать на их поверхности определённые знаки и изображения, считая, что это увеличивает силу их действия, и таким образом драгоценные камни с резьбой превратились в амулеты.
4. Печать в древности прикладывалась не только к письму, завещанию или официальному документу. Ею также опечатывали ларцы и кладовые с ценностями, амфоры с вином и маслом, а если верить комедиографу Аристофану, то в его время ревнивые мужья ставили печать даже на двери гинекея! Владелец эргастерия ставил печать на изделия, которые выпускала его мастерская, тем самым удостоверяя их качество.
5. Одним из самых крупных коллекционеров гемм стала великая императрица Екатерина II. Она называла свою страсть «каменной болезнью, прилипчивой, как чесотка» и приобретала как отдельные камеи, найденные в Помпеях, так и целые собрания (например, набор драгоценностей, принадлежавший герцогу Орлеанскому). При этом вся ценность заключалась именно в геммах. Она с легкостью «разбирала» украшения, чаши, ларцы и т.д. В результате коллекция дошла до нас в виде гемм, оправленных в строгие классические формы.
6. Коллекционированием инталий увлекались не только коронованные особы, но и аристократы, ученые, художники. Те же, кто не имел возможности купить оригиналы, собирали хотя бы их слепки. Так великий Гёте мог себе позволить только коллекцию слепков с античных инталий, но утверждал, что это одно из лучших его приобретений.
7. В настоящее время самая большая коллекция гемм в мире находится в Эрмитаже: по разным отделам распределены порядка 20 000 экземпляров.
8. Технология резьбы по камням-самоцветам за многие тысячелетия принципиально не изменилась, разве что появилась возможность использовать электрический привод и оптические приборы. По-прежнему это ручная работа, требующая воображения и необыкновенного терпения.
9. Сложность создания инталий заключается в том, что вся работа проводится практически вслепую, ведь поверхность драгоценного камня скрыта при резьбе под абразивом, смешанным с маслом и водой. Мастер периодически очищает поверхность камня и делает пробные оттиски. Кстати, создавая рисунок, он должен постоянно помнить о зеркальном отображении.
10. Инталии довольно сложно однозначно оценить, ведь во внимание принимается много различных параметров. В их число входит мастерство исполнения, известность автора и, конечно, стоимость камня.
Недавно я собственными глазами увидела резные экземпляры, дошедшие до нас через тысячелетия, посетив с Ярославом Аргентовым закрытое хранилище гемм в Париже. Увиденные мною образцы искусства не только выдержали испытание временем, но и сохранились в своём первозданном виде. Это было впечатляющее зрелище! Думаю, долголетие инталий стоит добавить к десятку интересных фактов, перечисленных выше.
Что такое инталия в камне
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Камеи, геммы, инталии. Древнее искусство ГЛИПТИКИ
Особенно выделяются своей красотой и изысканностью исполнения резные камни Древней Греции и Италии. Здесь зародился специфический выразительный язык глиптики, который соединил в миниатюрных произведениях красоту чистейших тонов минералов и виртуозную резьбу. То точную и графически завершенную, то мягкую и трепетную.
Глиптика — это искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях.
Произведения глиптики называются «геммами». Различают геммы с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи). Один из лучших знатоков глиптики, французский исследователь начала XX в. Э. Баблон заметил, что для изготовления большой камеи требовалось столько же времени, сколько для постройки целого собора. До конца IV века до н. э. древний мир знал лишь один вид гемм — инталии, дававшие на оттисках в мягкой глине или воске выпуклые зеркальные изображения. Только в зпоху эллинизма мастера глиптики, наряду с печатями-инталиями, начинают вырезать рельефные камеи. И если роскошные многоцветные камеи с их эффектным колоритом и пластикой являются памятниками своеобразной живописи в камне, то более скромные одноцветные инталии ближе графике. Инталия. Изображение императора Каракалла на аметисте.
Перстень с инталией
Гемма «Птолемей II». Национальная библиотека, Кабинет медалей (Париж).
Камея 1 века до н.э. Поликсена на могиле Ахиллеса.
Камея Птолемей II и Арсиноя, или знаменитая Камея Гонзага. III в. до н. э. 15,7 × 11,8 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Камея из трехслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики. Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа. Происхождение: Поступила в 1814 г. из собрания Жозефины Богарне. До 1630 г. принадлежала мантуанским герцогам Гонзага; 1630—1648 гг. — хранилась в сокровищнице Габсбургов в Пражском Кремле; 1648—1689 гг. — была собственностью шведской королевы Христины; в 1689 г. поступила в собрание герцогов Одескальки; в 1794 г. ее приобрел для Ватикана папа Пий VI. В 1798 г. после взятия Рима войсками Наполеона I была увезена во Францию.
Камея Тиберия, или Большая камея Франции. 37 г. Вырезана в пятислойном сардониксе (Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей, Париж). В центре Тиберий с Ливией, перед ними Германик в доспехах полководца и его мать Антония. В верхней части в сонме богов Август с жезлом в руке и другие умершие к тому времени члены императорской семьи.
Камея «Император Август».
Камея «Александр Македонский» Родиной камей считается Александрия, город, основанный в 332 г. до н.э. в устье Нила Александром Македонским. Отсюда происходят самые ранние, прославленные геммы древности: большая камея с портретами Птолемея II и Арсинои, хранящаяся в настоящее время в Петербурге, «Кубок Птолемея», хранящийся в Париже. Исполнили их греческие мастера при александрийском дворе Птолемеев.
Кубок Птолемея. Двуручная чаша из оникса или халцедона с резьбой по типу камеи. Хранится в Национальной Библиотеке (Кабинет медалей), Париж. Высота 8.4 см, диаметр 12.5 см
Кубок Птолемея (задняя часть)
Портлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла. Представляет собой декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла, на котором методом резьбы исполнен рельеф с изображением семи фигур богов и смертных. Эта техника напоминает резьбу камей из многослойных поделочных камней. Предположительно изготовлена в Риме между 30 и 20 годами до н. э.