Что такое институциональные единицы
Что собой представляет институциональная единица?
Институциональную единицу можно определить как хозяйствующий субъект, способный самостоятельно владеть активами, принимать на себя обязательства, участвовать в хозяйственной деятельности и сделках с другими лицами.
Таким образом, институциональная единица – это структура, имеющая определенные экономические интересы и поведение. Внутри такой структуры может быть любое количество инстанций, каждая из которых занимается различными видами деятельности, но руководствуется принципом достижения единой цели.
В экономически правовом измерении институциональная единица – это юридическая организация (лицо) или домашнее хозяйство.
Основные признаки институциональной единицы
Характерными признаками любой институциональной единицы следует считать то, что она:
Типы институциональных единиц
Каждая институциональная единица должна либо вести учет хозяйственной деятельности, включая балансовые отчеты по активам и обязательствам, либо иметь возможность вести их по мере необходимости.
Существует два типа институциональных единиц: физические лица или группы лиц, занятые в домашних хозяйствах; а также юридические лица, представляющие корпорации и предприятия, финансовые организации, некоммерческие организации (НКО) и государственные учреждения.
Домашнее хозяйство (физические лица)
Домашнее хозяйство является институциональной единицей, где осуществляется производственно-потребительская кооперация между членами семьи.
В существующих рыночных условиях использование понятия «домохозяйство» в государственной статистике национальных счетов связывается с таким типом экономического взаимодействия, при котором состав семьи расширяется за счет наемных работников – людей, не имеющих отношения к данной семье. Это практикуется, в основном, в семьях формирующегося малого бизнес-класса, таких как юридические организации – личные подсобные хозяйства (ЛПХ). На основании комплекта документов домашнее хозяйство может быть квалифицировано как «квазикорпорация», в отличие от тех хозяйств, которые имеет только личные персональные счета.
Предприятия, организации и т.д. (юридические лица)
Юридические лица создают организации для производства товаров и услуг с целью получение прибыли. Они реализуют результаты своего труда по экономически значимым ценам, обладают определенной самостоятельностью в отношении управления процессом производства и использования средств, и действуют отдельно от своих владельцев, имеющих ограниченную ответственность по их обязательствам.
Вне зависимости от типа каждой институциональной единице, в рамках своей экономической деятельности в системе национальных счетов, присваивается статус резидента или нерезидента.
Резидентом является любое юридическое или физическое лицо, имеющее постоянную правовую регистрацию экономического и налогового статуса на территории данной страны. С другой стороны, нерезидентами признаются субъекты, имеющие постоянное место жительства или головной центр за рубежом, но ведущие свою торгово-экономическую деятельность в пределах данной страны.
Институциональные секторы
В зависимости от экономической системы институциональные единицы формируются в институциональные секторы. В общей сложности выделяют шесть секторов: сектор нефинансовых (производственных) корпораций, сектор финансовых организаций (посредников), сектор домашних хозяйств, сектор некоммерческих организаций (НКО), сектор государственных учреждений и сектор «остальной мир» (внешнеэкономические связи).
Сектор нефинансовых предприятий (организаций)
К нефинансовому сектору относятся организации, созданные с целью получения прибыли или иной денежной выгоды от операций по производству товаров или оказанию любых услуг на платной основе, кроме финансовых посреднической функции. Основным видом деятельности нефинансовых организаций является производство товаров или оказание услуг исключительно на возмездной основе.
Сектор домашних хозяйств
Этот сектор представляет собой отдельных лиц и их группы как потребителей, а также предпринимательскую деятельность резидентов страны по производству товаров и услуг. Особенностью такой деятельности является тот факт, что она не может быть отделена от домашнего хозяйства его владельца ни с юридической, ни с экономической точки зрения.
Сектор финансовых организаций
Данный сектор состоит из институциональных единиц, осуществляющих финансовые операции на коммерческой основе (коммерческие кредитные организации), и производит страховые операции (страховые организации) независимо от их формы собственности.
Сектор некоммерческих организаций
В этом секторе некоммерческие организации (НКО) действуют как институциональные единицы, образованные для генерации продукции или услуг. Созданная продукция или услуга не позволяет им быть источником прибыли, дохода или иной финансовой выгоды для учредителей, которые их создают, контролируют или финансируют. Любые финансовых операции могут быть направлены исключительно на нужды развития данной институциональной единицы.
Сектор государственных учреждений
Как следует из названия, государство является главным учредителем или собственником этих институциональных единиц, вне зависимости от их юридической формы.
В самом общем смысле основной функцией государственных учреждений является выполнение бюджетной политики, направленной на поддержание темпов роста, соответствующих экономическому уровню. В рамках своей деятельности учреждения действуют в интересах населения. Они, используя доходы из других секторов, предоставляют услуги, как правило, нерыночного характера. Происходит этот процесс через перераспределение прибыли и собственности.
Сектор «остальной мир»
Этот сектор состоит из всех внешнеэкономических субъектов – нерезидентов, находящихся в пределах границ той или иной страны. При этом они участвуют в денежно-валютных операциях или имеют другие отношения хозяйственно-экономического характера с субъектами – резидентами страны присутствия.
Включение институциональных единиц в единый институциональный сектор – многоступенчатый процесс. Идентификация организаций, входящих в один институциональный сектор, производится по показателю сходства производимых услуг, товаров и/или функций.
Институциональная единица
Все участники экономического процесса (предприятия, организации, государственные учреждения, домашние хозяйства, фермеры, некоммерческие организации, банки, страховые компании и др.) объединены в системе национальных счетов с понятием институциональные единицы, являющиеся центром принятия независимых экономических решений, касающихся производства, распределения и использования доходов, инвестирования, кредитования и заимствования.
Институциональная единица — экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами.
То есть институциональная единица — это как бы цельное образование, структура, единица, обладающая определенными экономическими интересами и поведением, ведет учет и составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, внутри которой может быть сколько угодно заведений, каждое из которых занимается разными видами деятельности.
Основные признаки институциональной единицы:
Институциональные единицы — хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Ими могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).
Существуют два типа институциональных единиц:
Домашнее хозяйство — это группа лиц, проживающих под одной крышей и ведущих общий бюджет. ДХ хотя и не составляют счета и балансы, тем не менее, обладают свободой в принятии экономических решений. Родственные связи при этом не играют определяющей роли. Важна экономическая целостность. Одна семья может разделиться на два или несколько домашних хозяйств, поделить кастрюли и хозяйствовать по отдельности. Конечно, домашние хозяйства не все ведут похозяй- ственный учет, но это можно сделать, если они хотят эффективно функционировать.
Юридическое лицо — это организация, обладающая четырьмя характерными признаками: имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, организационное единство. В их состав входят коммерческие и некоммерческие организации, а также обособленные подразделения.
При характеристике результатов экономической деятельности важное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов. Резидент — это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Нерезиденты — граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.
1. Основные понятия и определения
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В основу классификации институциональных секторов экономики положены общие принципы, критерии и понятия СНС-2008, адаптированные к условиям организации экономики Российской Федерации с учетом национального законодательства.
Понятия и определения, приведенные ниже, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определяются исключительно в целях статистики и применения настоящего Приложения.
Понятия и термины, используемые в настоящем Приложении, по которым не установлены определения, применяются в том значении, в каком они используются в гражданском, бюджетном и других отраслях законодательства Российской Федерации.
Критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются Федеральной службой государственной статистики по данным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд.
Классификация институциональных секторов экономики (КИСЭ) представляет собой стандартное инструментальное средство систематизации и структурирования информации в соответствии с международными правилами и является составной частью нормативно-справочной информации, в том числе для использования в системе государственной статистики.
Основанием для разработки КИСЭ являются:
а) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2013 N 2242-р о разработке, принятии и введении в действие приложения к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, содержащего классификацию институциональных секторов экономики;
Международные договоры, регламентирующие представление согласованных данных по СНС-2008:
— Меморандум о взаимопонимании между Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Директоратом статистики Организации экономического сотрудничества и развития о направлениях совместной деятельности (Москва, 22.10.2001);
— Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации и Европейской комиссией (Евростат) по обмену статистическими данными (Нью-Йорк, 27.02.2013).
В экономическую территорию Российской Федерации входят также острова, воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых распространяется юрисдикция Российской Федерации, «территориальные анклавы» в странах остального мира, т.е. четко очерченные части территорий других стран, используемые Правительством Российской Федерации на условиях аренды или права собственности для дипломатических, военных, научных или других целей с официального политического согласия органов государственного управления страны, на территории которой они фактически расположены. На них размещаются и осуществляют свою деятельность посольства, консульства, торговые и другие представительства Российской Федерации за рубежом.
1.2 Институциональная единица относится к резидентам Российской Федерации, если преобладающий центр ее экономических интересов находится на экономической территории Российской Федерации, т.е. когда она в течение года и более осуществляет свою экономическую деятельность на экономической территории Российской Федерации.
Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического правила; выбор одного года в качестве критерия является условным, он принят для того, чтобы содействовать достижению международной согласованности.
Определение резидента Российской Федерации соответствует Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», за исключением определения резидентства филиалов единицы-нерезидента.
Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, а также субъекты хозяйственной деятельности (хозяйствующие единицы), которым соответствует форма собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей», осуществляющие свою экономическую деятельность в Российской Федерации, относятся к резидентам Российской Федерации.
Типами институциональных единиц являются:
— нефинансовые корпорации (включая квазикорпорации);
— финансовые корпорации (включая квазикорпорации);
2) органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения;
3) домашние хозяйства;
4) некоммерческие организации (НКО), за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами:
— нефинансовые рыночные НКО, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами;
— финансовые рыночные НКО, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами;
— нерыночные НКО, контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления;
— нерыночные НКО, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ), включая подразделения корпораций, оказывающие услуги социального характера своим работникам, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами.
— некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ).
Каждый сектор является частью экономики Российской Федерации и имеет характеристики, отличающие его от других секторов. Секторы подразделяются на подсекторы, а затем на более детальные составляющие (субподсекторы), характеризующиеся по мере дальнейшего дробления все большей степенью однородности.
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).
В зависимости от видов экономической деятельности корпорации могут быть финансовыми и нефинансовыми.
1.7 Финансовые корпорации представляют собой институциональные единицы, которые в основном заняты оказанием финансовых услуг, включая услуги финансового посредничества или вспомогательную финансовую деятельность.
1.8 Нефинансовые корпорации представляют собой институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров, работ и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются в основном из выручки от реализации.
— корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения (за исключением корпоративных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления);
— унитарные юридические лица, полномочия собственника которых осуществляют юридические лица, включаемые в сектор государственного управления (за исключением унитарных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления).
В государственный сектор включаются единицы сектора государственного управления и финансовые и нефинансовые корпорации, соответствующие установленным выше критериям.
1.10 Государственное (муниципальное) учреждение
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая и контролируемая органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
1.12.1 Рыночные производители относятся, в соответствии с характером их деятельности, к сектору нефинансовых корпораций или к сектору финансовых корпораций, а также могут быть отнесены к сектору домашних хозяйств.
В состав рыночных производителей включаются хозяйствующие субъекты (институциональные единицы), реализующие свои товары, работы и услуги по экономически значимым ценам, то есть по ценам, оказывающим влияние на спрос и предложение товаров, работ и услуг.
На практике для разграничения рыночных и нерыночных производителей во всех секторах, кроме сектора государственного управления, этот принцип реализуется применением «Правила 50 процентов» (см. п. 1.13).
Для разграничения рыночного и нерыночного производства государственных (муниципальных) корпоративных и унитарных юридических лиц используются дополнительные критерии, изложенные в пп. 2.2, 2.3, 3.2, 3.3, 4.2, 4.3.
1.13 «Правило 50 процентов»
Критерием разграничения рыночного и нерыночного производства для целей настоящей классификации является соотношение между выручкой от реализации товаров, работ и услуг и затратами на производство товаров, выполнение работ и услуг.
Суть его состоит в следующем:
а) если 50 и более процентов затрат на производство товаров, выполнение работ, услуг покрывается за счет выручки от реализации продукции, институциональная единица является рыночным производителем;
б) если менее 50 процентов затрат на производство товаров, выполнение работ, услуг покрывается за счет выручки от реализации продукции, институциональная единица является нерыночным производителем.
«Правило 50 процентов» применяется на основе данных за период не менее двух лет.
Это правило не распространяется на некоторые высокосубсидируемые предприятия (например, угольной промышленности, жилищного хозяйства, сельского хозяйства), которые относятся к рыночным производителям.
В целях использования данного критерия определение выручки от реализации и затрат на производство имеет свои особенности.
1.13.2 Затраты на производство включают сумму промежуточного потребления товаров и услуг, оплаты труда, потребления основного капитала и налогов на производство, а также субсидии на производство.
Затраты на производство не должны включать издержек, понесенных при осуществлении валового накопления основного капитала из собственного производства, например, при строительстве хозяйственным способом.
Институциональные единицы, относящиеся к некоммерческим организациям, могут быть представлены юридическими лицами в следующих организационно-правовых формах:
1) общественные организации, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
2) общественные движения;
3) потребительские кооперативы, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
4) ассоциации (союзы), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные;
5) товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
6) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
7) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
8) фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
9) учреждения, к которым относятся государственные учреждения, в том числе государственные академии наук, муниципальные учреждения и частные учреждения, в том числе общественные;
10) автономные некоммерческие организации;
11) религиозные организации;
12) публично-правовые компании;
13) адвокатские палаты;
14) адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами (коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации);
15) государственные корпорации;
16) нотариальные палаты.
Институциональные единицы, относящиеся к некоммерческим организациям, могут получать прибыль в результате осуществления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, приносящей доход деятельности, если это предусмотрено их уставами и служит достижению целей, ради которых они созданы.
1.14.1 НКО, занятые рыночным производством
Таким образом, они могут приобретать активы, которые могут приносить значительные доходы от собственности в дополнение к доходам от платежей за услуги, что позволяет им взимать платежи ниже средней величины затрат. Однако они должны продолжать рассматриваться в качестве НКО, занятых рыночным производством, пока платежи за их услуги определяются в основном издержками на производство и они достаточно высоки, чтобы оказывать существенное влияние на спрос. Такие НКО используют доходы от пожертвований и дарений для того, чтобы снизить высокие цены за свои услуги.
1.14.2 Рыночные НКО, обслуживающие предприятия (организации)
Некоторые рыночные НКО ограничивают свою деятельность предоставлением услуг другим рыночным производителям. Большинство рыночных НКО, обслуживающих предприятия (организации), создаются ассоциациями предприятий, чьи интересы они должны продвигать и обеспечивать. Они включают торговые палаты, ассоциации производителей в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и в торговле, организации работодателей, научно-исследовательские организации, лаборатории, занимающиеся проведением тестирования, или другие организации, занятые видами деятельности, которые представляют общий интерес для группы предприятий, которые их контролируют и финансируют. НКО часто заняты рекламированием деятельности группы предприятий (организаций) или предоставлением консультаций и содействием отдельным членам НКО, попавшим в затруднительное положение по той или другой причине.
1.14.3 НКО, занятые нерыночным производством
НКО, занятые, в основном, нерыночным производством, подразделяются на две группы: НКО, которые контролируются органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, и НКО, которые не контролируются органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Первые относятся к сектору государственного управления в соответствии с определенными ниже критериями. Вторые называются «некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства» (НКООДХ), и образуют отдельный институциональный сектор.
1.15 Контроль органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления над некоммерческими организациями
Контроль над НКО определяется как возможность осуществлять общую политику или программу НКО. Для контроля над НКО органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления рассматриваются следующие показатели.
1) Назначение руководителей
Органы государственной власти (государственные органы) и органы местного самоуправления имеют право назначать руководителей, занимающихся управлением НКО, в соответствии с уставом НКО или другими регламентирующими документами.
2) Другие положения регламентирующих документов
Регламентирующий документ может включать положения, не относящиеся к назначению руководителей, но которые фактически дают возможность органам государственной власти (государственным органам) и органам местного самоуправления определять важные аспекты деятельности НКО. Например, такой документ может определять или ограничивать функции, цели или другие аспекты деятельности НКО, что делает вопрос о назначении руководителей менее важным или вообще несущественным. Регламентирующий документ может также предоставить органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления право отзывать ключевых руководителей или отклонять решения о предлагаемых назначениях, требовать предварительного одобрения бюджета или методов финансирования, или запрещать изменения в уставе НКО, самороспуск или прекращение отношений с органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления без их одобрения.
3) Степень финансирования
НКО, которая в основном финансируется органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления, может контролироваться данными органами. Если НКО сохраняет возможность в значительной мере определять свою политику и программу, она не будет рассматриваться как единица, контролируемая органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления.
Этот сектор состоит из двух групп НКООДХ:
— институциональные единицы, которые создаются ассоциациями граждан для предоставления товаров, работ или услуг в интересах членов самих этих ассоциаций. Обычно услуги предоставляются бесплатно, так как финансируются за счет регулярных членских взносов;
— институциональные единицы, создаваемые для благотворительных целей и не служащие интересам членов ассоциации, контролирующих НКООДХ. Они предоставляют товары, работы и услуги на нерыночной основе. Ресурсами этих институциональных единиц являются преимущественно благотворительные взносы наличными средствами или в натуральном выражении от населения, корпораций или органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления.
К сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, относятся:
— профсоюзы, ассоциации потребителей, политические партии, религиозные организации, общественные и спортивные клубы;
— благотворительные организации, организации по оказанию помощи пострадавшим и экономической помощи, которые финансируются за счет добровольных пожертвований и иных отчислений со стороны других институциональных единиц в денежной или натуральной форме.
1.17 Классификация секторов нефинансовых и финансовых корпораций на нижестоящих уровнях
Секторы нефинансовых и финансовых корпораций на нижестоящих уровнях (на уровнях подсекторов для нефинансовых корпораций и субподсекторов для финансовых корпораций) классифицируются на корпорации под контролем органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, национальные частные и под иностранным контролем.
1.17.1 Корпорации под контролем органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, к которым относятся корпорации, которые соответствуют условиям контроля со стороны государства.
Критериями отнесения корпорации (организации) к государственному сектору экономики по законодательно установленной и действующей в российской статистике методологии являются:
1.17.1.1 Наличие государственного (муниципального) имущества в размере не менее установленной величины в общем объеме имущества.
Государственный сектор экономики включает организации, у которых более 50% уставного капитала находится в государственной (муниципальной) собственности, т.е. составляет имущество Российской Федерации и/или имущество субъектов Российской Федерации, и/или имущество муниципальных образований. Корпорации, входящие в государственный сектор экономики, охватывают: государственные унитарные предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в государственной (муниципальной) собственности и более 50% акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики.
1.17.1.2 Наличие контроля органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления над корпорациями:
— корпорация является корпорацией под контролем органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, если государственное (муниципальное) учреждение, другая корпорация под контролем органов государственной власти и органов местного самоуправления или объединение государственных (муниципальных) учреждений и корпораций контролируют какую-либо корпорацию, причем контроль определен как возможность осуществлять общую корпоративную политику корпорации. Выражение «общая корпоративная политика», как оно принято в данном случае, должно пониматься в широком смысле и означать ключевую финансовую и оперативную политику, относящуюся к стратегическим целям корпорации как рыночного производителя;
— при осуществлении органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления полномочий, в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо при их определении установить, равносильно ли осуществление этих полномочий определению общей корпоративной политики конкретной корпорации и установлению контроля над корпорацией. Законодательство и регулирующие административные документы, относящиеся ко всем единицам данной группировки или к конкретной отрасли, не должны рассматриваться как обеспечивающие контроль над этими единицами;
— возможность определять общую корпоративную политику не обязательно включает прямой ежедневный контроль над деятельностью или операциями конкретной корпорации. Руководители таких корпораций будут управлять ими в соответствии с общими целями конкретной корпорации. Также возможность определения общей корпоративной политики той или иной корпорации не означает прямого контроля над любыми профессиональными, техническими или научными решениями, поскольку они обычно рассматриваются как часть ключевой компетенции самой корпорации.
Способы осуществления контроля над корпорациями могут значительно варьироваться. Однако на практике наиболее важными критериями осуществления контроля считаются следующие.
1) Владение большинством голосующих прав
2) Контроль над советом директоров или другим управляющим органом
Возможность назначать или отзывать большинство членов совета или другого управляющего органа, предусмотренная существующим законодательством, нормативными документами, контрактами или другими мерами, будет обеспечивать контроль (при наличии необходимости). Даже право «Вето» на предложенные назначения рассматривается как форма контроля, если это влияет на возможность выбора, который должен быть сделан. Если другой орган отвечает за назначение директоров, необходимо рассмотреть его состав с точки зрения возможности государственного влияния. Если государственный орган назначает директоров, но не контролирует назначения их заместителей, эта корпорация будет частью государственного сектора экономики до истечения срока назначения директоров.
3) Контроль над назначением и отзывом ключевых руководителей
Если контроль над советом директоров или другими управляющими органами слабый, назначение ключевых руководителей, таких как главный управляющий делами, председатель и финансовый директор, может быть решающим фактором. Директора, не являющиеся управляющими делами, также могут соответствовать этим требованиям, если они являются членами ключевых комитетов, таких как комитет по вопросам вознаграждения, определяющий выплаты старшим сотрудникам персонала.
4) Золотые акции и опционы
Органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления могут владеть «золотой акцией», в частности «золотой акцией» приватизируемого предприятия.
В таких случаях эта акция обеспечивает органу государственной власти (государственному органу) и органу местного самоуправления некоторые права для защиты интересов общества, например, путем запрета на продажу компанией некоторых категорий активов или путем назначения особого директора, наделенного существенными полномочиями при определенных обстоятельствах. Золотая акция сама по себе не означает контроль. Если золотая акция предполагает, что органы государственной власти (государственные органы) и органы местного самоуправления могут определять общую корпоративную политику корпорации при определенных обстоятельствах и эти обстоятельства продолжают существовать, тогда такая единица должна быть в государственном секторе экономики с момента существования этих обстоятельств. Существование опциона на приобретение акций у государственного (муниципального) учреждения или у государственной корпорации при определенных обстоятельствах может рассматриваться с концептуальной точки зрения аналогично ситуации с золотой акцией, которая описана выше. Если существуют обстоятельства, при которых опцион может быть реализован, необходимо рассмотреть вопрос, означает ли объем акций, который может быть приобретен с помощью опциона, и последствия этой операции, что органы государственной власти (государственные органы) и органы местного самоуправления могут определять общую политику корпорации, реализуя опцион. Статус единицы должен основываться на существующей возможности органов государственной власти (государственных органов) определять корпоративную политику, осуществляемую в нормальных условиях, а не в исключительных экономических и других обстоятельствах, таких как войны, общественные беспорядки и стихийные бедствия.
Хотя один из критериев в одних случаях может считаться достаточным для определения существования контроля, в других случаях только несколько критериев одновременно могут свидетельствовать о существовании контроля. Решение, основанное на всей совокупности критериев, будет неизбежно носить характер экспертного суждения, но такие суждения должны быть сделаны при принятии решения о виде осуществляемого контроля.
1.17.2 Национальные частные корпорации, к которым относятся корпорации, которые не удовлетворяют условиям отнесения к корпорациям государственным и корпорациям под иностранным контролем.
1.17.3 Корпорации под иностранным контролем, к которым относятся корпорации, находящиеся в иностранной собственности (собственность международных организаций, иностранных государств, иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, смешанная иностранная собственность); в совместной российской и иностранной собственности (совместная федеральная и иностранная собственность, совместная собственность субъектов Российской Федерации и иностранная собственность, совместная муниципальная и иностранная собственность, совместная частная и иностранная собственность, совместная собственность общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранная собственность).