Что такое иносказание в басне

В чём заключается иносказательность басен Крылова? Какие привести примеры?

Задание по литературе для 3 класса 10. Крылов рассказывает о недостатках людей не прямо, а иносказательно: в баснях вместо людей изображаются животные и птицы, наделённые человеческими характерами. Читателю предстоит самому догадаться, что речь в басне идёт о человеческих недостатках. Понял ли ты, в чём заключается иносказательность басен? Приведи примеры.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Басня на то и басня, чтобы в иносказательной манере познакомить людей с их недостатками и показать как они могут быть смешны в глазах других людей.

Герои басен Крылова животные, но разве сложно под их описанием разглядеть обычного человека? Например Мартышка в басне кривляется перед зеркалом и не может признать в отражении саму себя. Это иносказание, намек на человека, который настолько самовлюбленный, что не хочет видеть своих недостатков, считая себя идеальным.

или знаменитые музыканты из квартета, которые решили, что могут играть лучше, если поменяются местами. Опять иносказательный намек на то, что люди иногда винят в своих бедах кого угодно, но не самих себя.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Читая басни Крылова мы всегда сравниваем его героев-животных с людьми, нам знакомыми или даже с нами самими. И часто такое сравнение помогает нам стать лучше, избавиться от своих недостатков, на которые поэт указывает не прямо, но в иносказательной манере и потому они становятся еще более ясными и неприглядными. Вот например лебедь, рак и щука, которые не смогли найти общий язык, разве это не изображение людей, которые хотят сделать одно нужное дело, но каждый по своему и потому дело так и остается не сделанным?

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Сейчас мы стали разделять значение этих слов. Слово Невежа стало трактоваться как синоним слов грубиян, наглец, некультурный человек.

Именно в этом значении использует слово невежа Атос в сцене знакомства с Д’Артаньяном:

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Слово же Невежда стало означать неграмотного и неученого человека, который не знает элементарных вещей. И в этом значении это слово использует Крылов в басне «Мартышка и очки»:

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Умение льстить доступно не всем, но вот Лиса из басни Крылова «Ворона и Лисица» кажется овладела этим умением в совершенстве. Когда она увидела сидящую на суку ворону и заметила у нее в клюве сыр, коварный план сразу же проник в лисью голову. Она стала называть ворону всякими ласковыми словами и восхищаться ее красотой.

Вот какие комплименты использовала лисица: голубушка, шейка, глазки, носок, перышки, ангельский голосок.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Вспомним, по каким признакам мы можем отнести то или иное литературное произведение к басне.

И наконец, в любой басне должен иметься вывод или какая-то мораль, отражающая главную мысль автора.

Во всех произведениях Крылова эти признаки имеются и значит мы смело относим их к басням.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

В басне «Зеркало и Обезьяна» изображение в зеркале показалось героине настолько уродливым и смешным, что не переставала над ним потешаться и даже позвала Мишку, чтобы тот разделил с ней ее веселье. Так что можно сказать, что изображение в зеркале очень понравилось Мартышке, вот только не красотой, а уродством.

Мартышка конечно же не признала в этом отражении сама себя, иначе она не стала бы так потешаться над собственном изображением, а задумалась над тем, что же можно кардинально изменить в своем имидже и поведении, чтобы другие не любовались на ее рожу, не смотрели на ее ужимки и не возмущались ее прыжками.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Басня «Мартышка и очки» считается одной из самых смешных басен Крылова. В ней очень много комичного. Прежде всего обратим внимание на полную невежественность Мартышки. Она услышала, что ей со зрением могут помочь очки, но как их использовать она не знает. тем более она не знает, что очки по хорошему следует подбирать. Не все очки могут помочь даже если их правильно одеть.

Но Мартышка дальше вызывает еще больше смеха. Она пытается нацепить очки на хвост. Она их нюхает, что еще можно было бы понять, если бы у нее был заложен нос, она их лижет, что было бы оправдано если бы очки были лекарством.

Источник

Что такое аллегория на примерах из литературы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Аллегория — это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».

Теперь обещанное определение аллегории:

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:

Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

Аллегории в баснях Крылова

Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:

Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.

По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку.

В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.

Другие примеры аллегорий в литературе

Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».

Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.

От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.

Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.

Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.

Вагоны шли привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.

Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).

Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.

В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

Чем аллегория отличается от метафоры

Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.

Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.

Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Аллегория, даже сейчас нередко используется для насмешки над теми, кого страшно или не положено открыто высмеивать. Это очень эффективный прием, однако важно соблюсти тонкую грань между завуалированным и совершенно непонятным, иначе в чем суть не разберется никто.

А откуда известно, что имел ввиду Пастернак в этом своем стихотворении? Вообще, каждый читатель сам может найти какой-то свой смысл в чужом произведении и неважно, что в него вкладывал сам автор, тем более, что это не всегда может быть доподлинно известно.

Понять же басни Крылова куда проще, но тут и жанр поэзии таков, что смысл лежит на поверхности, ведь басня — это поучительная история, имеющая определенную мораль.

Павел: мне кажется, что анализ художественных произведений придумали специально, чтобы было на чем зарабатывать и при этом ничего не делать.

Я так же не понимаю, зачем и как можно понять, что вложил в те или иные слова автор. Это что-то вроде хиромантии получается.

Для меня любое произведение оценивает и трактуется просто — нравится, не нравится. Все, остальное наносное.

Источник

Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Тициан. Аллегория возрастов

Зачем нужна аллегория?

Аллегория широко используется в искусстве и литературе.

Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.

Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.

Аллегория в литературе

В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Обложка русского издания повести «Скотный двор».

Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Аллегория и олицетворение

Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.

Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года

Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.

Примеры аллегории в литературе

М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. ​

Источник

Что такое иносказание, и как его используют для передачи авторской мысли на письме

Иносказание прежде всего является инструментом, средством, которое призвано максимально ярко и точно передать авторскую мысль. Оно помогает выразительнее передать идею на письме. Талант автора заключается в блестящем владении и широком использовании всех элементов иносказательного языка.

Значение понятия «иносказание»

Есть много объяснений, расшифровывающих, что такое иносказание. Все они означают одно. Прежде всего иносказание является литературным приемом, употребляемым, чтобы выразить абстрактное понятие в конкретном художественном образе. Оно всегда несет в себе скрытый смысл, намек.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Виды иносказаний

Что такое иносказание, каждый автор понимает для себя сам, когда выбирает из того перечня художественных приемов, которыми владеет. Существует несколько видов иносказания:

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Что такое иносказание: примеры в литературе

Иносказание можно считать особенностью литературы, как вида искусства. Целые произведения строятся по этому принципу. Русские народные сказки, басни Эзопа, рассказы Гаршина, пьесы Метерлинка, сказки Уайльда создавались посредством этого особого языка. Именно примеры из литературы помогут раскрыть смысл понятия иносказание. В сказке Щедрина «Коняга» есть аллегорические образы коней как представителей разных сословий. В народных песнях семейная пара уподобляется паре птиц: голубей, павлинов или соколов.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Ярче всего иносказание проявляется в фантастике. Авторы подобных произведений передают реальные явления жизни через вымысел. Использование многочисленных приемов иносказания позволяет зримо и образно передать то, что происходило тысячи лет назад или будет происходить в будущем.

Функции иносказания в других сферах жизни человека и общества

Иносказание используется как средство описания объектов окружающего мира, которые плохо поддаются наименованию. Оно помогает овладеть нефизическими предметами, явлениями. Иносказание развивает аналитическое мышление, способом постижения мира которого является разделение.

Что такое иносказание в басне. Смотреть фото Что такое иносказание в басне. Смотреть картинку Что такое иносказание в басне. Картинка про Что такое иносказание в басне. Фото Что такое иносказание в басне

Источник

Иносказание и аллегория

Материалы из Интернета

Иносказание — выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём.
В широком смысле иносказание понимается как фундаментальная особенность искусства и, в частности, художественной речи, благодаря которой, например, лиса в басне или сказке предстаёт отнюдь не животным, а Базаров в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» — не только как индивидуум с уникальными биологическими и психологическими чертами:

Так и поэтический образ каждый раз, когда воспринимается и оживляется понимающим, говорит ему нечто иное и большее, чем то, что в нем непосредственно заключено. Таким образом поэзия есть всегда иносказание, в обширном смысле слова.
— А. А. Потебня. «Из лекций по теории словесности»

В узком смысле иносказание отождествляют с аллегорией и аналогичными
приёмами, когда одно явление или предмет изображается и характеризуется через другое, явственно отличное от него:
.

Аллегория — иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе.
Эзопов язык — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль.
Ирония — противоречие истинного смысла используемым словам.

Иносказательными могут быть целые произведения — басни, сказки, рассказы (например, В. М. Гаршина) романы (например, «Остров пингвинов» Анатоля Франса или «Война с саламандрами» Карела Чапека).

АЛЛЕГОРИЯ (греч. — иносказание) — выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа). Так. обр. отличием А. от родственных форм образного выражения (тропов (см.)) является наличие в ней конкретной символики, подлежащей отвлеченному истолкованию; поэтому по существу неверно довольно распространенное определение А. как расширенной метафоры (Ж. П. Рихтер, Фишер, Рихард Мейер), поскольку в метафоре отсутствует тот логический акт перетолкования, к-рый неотъемлем в А. Из литературных жанров, основанных на А., важнейшими являются: басня (см.), притча (см.), моралитэ (см.). Но А. может стать основным художественным приемом любого жанра в тех случаях, когда предметом поэтического творчества становятся абстрактные понятия и отношения (религиозные, философские и этические) (аллегорическая лирика XV в., аллегорический эпос позднего Средневековья (Roman de la Rose), аллегорическая автобиография мистиков (Гейнрих Сузо)). С другой стороны, в поэтике реалистических жанров не исключена А., выступающая там, где обнажается отвлеченное значение изображаемых конкретных фактов и отношений (у Льва Толстого (сон Анны Карениной, сон Пьера Безухова), у Э. Золя, сад парадиз в «Преступлении аббата Мурэ» и т. д.). О культурно-исторических основах аллегоризма в поэзии см. Дидактическая поэзия и Символизм.
.
аллего;рия (греч. allegoria – иносказание), развёрнутая метафора. Обычная метафора служит для ассоциативного сравнения двух явлений, как правило, представляющих разные сферы жизни. Она может превратиться в метафору развёрнутую, если автором в каждой из этих двух сфер будут найдены ряды родственных явлений. Тогда метафора меняет функцию: из простого стилистического приёма, локально проявляющегося в тексте, она превращается в важное композиционное средство, организующее систему образов произведения. В этом случае каждый образ должен быть «прочитан» как метафора, логически связанная
со всеми другими метафорами в тексте.
Например, автор может дать в одной фразе описание солнца, подразумевая описание человеческой жизни, – и в тексте появится простая метафора. А если он захочет её развернуть, то должен будет поступить как У. Шекспир в сонете №7,
где видовые явления, связанные с родовым явлением солнца (восход, зенит и закат), метафорически обозначают соответствующие видовые явления, связанные с жизнью человека (рождение, зрелость и старость). В результате установления родовых и видовых соответствий появляется аллегория: ребёнку люди радуются, как восходу солнца, зрелым человеком любуются, как солнцем в зените, от старика все отворачиваются, как от меркнущего светила.
Применяя аллегории, писатели объясняют читателям своё отношение к тем или иным явлениям жизни на примерах, доступных всем. В литературе существует ряд исторических жанровых форм, предписывающих авторам использовать аллегории. Наиболее известным жанром, относящимся к этому ряду, является басня.
.
АЛЛЕГОРИЯ — (греч. ;;;;;;;;;;, иносказание) — выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), напр., изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой. Тем самым, в аллегории конкретный образ получает абстрактное значение, обобщается, сквозь образ созерцается понятие. Этот элемент абстрактного значения образа, делающий его служебным по отношению к определенному понятию или суждению, стоящему за ним, составляет характерную черту аллегории. Само это значение не является элементом художественным, и то, что оно всегда в той или иной мере присутствует в аллегории, ставит ее в глазах многих под сомнение, как художественный прием. И действительно, обладая такой двойственной природой — поэтической данности (образа) и логического приурочения (значения, связи образа с понятием) — аллегория в полном своем составе и в чистом своем виде должна быть отнесена к категории прикладной поэзии. Это не значит, однако, что аллегорический образ, как таковой, не может быть художественным. Все зависит от степени его самостоятельности и от степени подчеркнутости его связи с объектом, который он выражает, т. е. его иносказательного значения. Чем более подчеркнуто это иносказательное значение и чем точнее соответствие между образом и идеей, которую он выражает, тем более абстракция окрашивает образ, умаляя его конкретную самостоятельность и его художественную ценность. В таких случаях образ как бы направлен к идее, образ имеет опреденную тенденцию. Это особенно явственно сказывается на дидактических жанрах поэзии, напр., на притче, на басне, которые и строятся обычно, как аллегория, и вообще на тех аллегорических произведениях, в основе которых лежит намерение пояснить или иллюстрировать нечто отвлеченное конкретным. Обратно, чем ярче конкретность и самостоятельность образа, чем непосредственнее его действие, чем менее последовательно проведено его логическое приурочение к идее, которую он выражает, тем художественнее аллегория. Самая абстрактная мысль в таком случае может даже получить эмоциальную окраску от аллегоризующего ее образа, приобрести конкретную видимость и художественную ощутимость. Таково, напр., отношение отвлеченной мысли, высказанной в последней строфе стихотворения Тютчева: «Пошли, господь, свою отраду», к тому образному ее иносказанию, которое развито на всем протяжении ее остальных четырех строф; таково же художественное претворение отвлеченных понятий юности, вдохновения и забвения в аллегории «Трех ключей» у Пушкина, Как иносказание, аллегория ближе всего связана с метафорой и часто рассматривается, как развитая, распространенная метафора, или как ряд метафорических образов, объединенных в замкнутое целое, в единый сложный образ. Аллегория осуществима не только в поэзии, но и в пластических искусствах, в живописи, в скульптуре.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *