Что такое инмарсат на судне
Что такое инмарсат на судне
Эти материалы я уже размещал в одной из тем созданных на форуме, но вот теперь решил систематизировать и дополнить их, добавив новые фотографии и данные. Система спутниковой связи «Инмарсат» стала на сегодняшний день одним из основных (если не самым главным) средством связи на морском и река-море флоте. И не только на флоте, а так же на других видах транспорта, а так же средством связи, системой передачи данных и выхода в Интернет Арктических и Антарктических экспедиций. «Инмарсат» на сегодняшний день, практически полностью стал выполнять те функции, которые несла на себе вплоть до начала 90-х годов прошлого века средне- и коротковолновая связь на флоте. Что же представляет собой «Инмарсат»? Об этом и пойдет речь в этой статье.
ИНМАРСАТ (INMARSAT – International Maritime Satellite Organization) – это международная организация, которая предоставляет на коммерческой основе свои технические средства для связи с морскими и воздушными судами и сухопутным транспортом. Организация «ИНМАРСАТ» была создана в 1979 году, в свете решений принятых Международной конференцией по поиску и спасанию (созванной по инициативе Международной морской организации – ИМО). Финансовые средства для его создания были выделены Правительствами стран – участниц этого проекта и в настоящее время их число составляет более 80-ти. Штаб-квартира с центром управления системой и спутниками находится в Лондоне. Практически с первых дней создания «ИНМАРСАТ», к этой организации присоединился и бывший Советский Союз, суда которого были оснащены оборудованием «ИНМАРСАТ». После распада СССР, правопреемницей его в этой организации стала Российская Федерация.
С 1992 года, морские и река-море суда, совершающие плавание в морских районах А2 и А3 обязаны иметь на борту ССЗ «Инмарсат» в составе оборудования ГМССБ.
Система Спутниковой Связи (ССС) «ИНМАРСАТ» использует для связи геостационарные спутники, которые выступают в роли активных ретрансляторов радиосигналов между терминалами на подвижных объектах и фиксированными земными станциями «ИНМАРСАТ», которые соединены с международными и национальными телефонными, телексными и другими наземными сетями связи.
Какие же возможности предоставляет ССС «ИНМАРСАТ»?
«ИНМАРСАТ» предлагает услуги связи для целого семейства спутниковых систем связи, которые называют ИНМАРСАТ – А, ИНМАРСАТ – В, ИНМАРСАТ – С и другие, характеризующиеся различными возможностями и эксплуатационными параметрами.
«ИНМАРСАТ» является неотъемлемой частью ГМССБ. Зона ее обслуживания определяет морской район А3. В ГМССБ технические средства «ИНМАРСАТ» активно используются для различных видов связи (телефония, телекс, передача данных) с приоритетами бедствия и обычным для коммерческой связи.
«ИНМАРСАТ» обеспечивает соединение с различными специальными службами (медицинская консультация и помощь, техническая морская помощь, Интернет и др.) через двузначные коды специального доступа. «ИНМАРСАТ» осуществляет передачу информации безопасности в направлении берег-судно посредством так называемого расширенного группового вызова (РГВ). Система ИНМАРСАТ используется также для передачи данных для корректировки электронных карт, в системах мониторинга судов и как средство для дальней связи в автоматической идентификационной системе (АИС).
«ИНМАРСАТ» обеспечивает выход в Интернет, возможность работы с электронной почтой и поисковыми системами на подвижных объектах (морских и река-море судах например).
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ИНМАРСАТ.
В состав системы ИНМАРСАТ входят следующие части:
Схема организации спутниковой связи ИНМАРСАТ
— космический сегмент, включающий действующие и запасные геостационарные спутники с ретрансляторами. Спутники, запускаются на геостационарную орбиту, с высотой примерно 35786 км над экватором, на которой скорость вращения спутника совпадает со скоростью вращения Земли, при визуальном наблюдении кажется, что спутник висит неподвижно.
Каждый спутник имеет свою определенную зону покрытия или зону охвата, в которую входит водная поверхность и суша, и внутри этой зоны антенна СЗС может напрямую «видеть» спутник.
Увеличить
Зоны радиовидимости (охвата) спутников Инмарсат.
Эти зоны образуют четыре океанских района:
Атлантический океан, его западная часть;
Атлантический океан, его восточная часть;
Индийский океан;
Тихий океан.
— береговой сегмент – береговые земные станции (БЗС). Включает в себя глобальную сеть береговых земных станций (Coast (Land) Earth Station, CES, LES), координирующих станций сети (КСС) (Network Coordination Station, NCS) и Центр эксплуатации сети и управления космическими спутниками в Лондоне.
БЗС №117 и №317, расположены на территории бывшего СССР.
БЗС обеспечивают линию связи между спутником и наземными сетями связи и одновременно могут предоставлять несколько каналов для связи с СЗС. БЗС связаны с береговыми коммуникационными сетями:
— международная сеть телекс (telex),
— коммутируемые телефонные сети общего пользования (PSTN),
— сеть цифровых телефонных станций (ISDN),
— сеть передачи данных с пакетной коммутацией (PSDN),
— Internet, E-mail и др.
Через БЗС осуществляется связь со спасательно-координационым центром, а также со специальными службами с помощью двузначных кодов. Через КСС осуществляется передача сообщений расширенного группового вызова (РГВ). КСС связана со всеми БЗС своего океанского района, с КСС других океанских районов и с Центром эксплуатации сети ИНМАРСАТ в Лондоне.
Диапазон частот:
БЗС-спутник……………………..6425-6443 МГц
Спутник-БЗС…………………….3600-3623 МГц;
— парк терминалов на подвижных объектах – судовые земные станции (СЗС) (Ship Earth Station – SES) Терминалы связи, устанавливаемые на борту судна и предназначенный для связи с береговыми абонентами через спутник и БЗС. Для работы в ГМССБ одобрены следующие стандарты спутниковых станций:
— ИНМАРСАТ-А;
— ИНМАРСАТ-В;
— ИНМАРСАТ-С;
В настоящее время появилось множество земных станций других стандартов, которые т устанавливаются дополнительно на подвижных объектах для расширения возможностей коммерческой связи.
СЗС «INMARSAT-A»
Увеличить
СЗС Inmarsat-A “JUE-45” JRC (фото http://www.radioscanner.ru).
Первый стандарт, введенный в эксплуатацию в 1982 году. Предоставляет услуги телефонии, факсимильной и телексной связи, а также передачи данных в аналоговом режиме, т.е. это был аналоговый стандарт спутниковой связи. На начальном этапе станции этого стандарта получили очень широкое распространение и прежде всего на морском река-море флотах. Кроме этого системами «ИНМАРСАТ-А» оснащались и некоторые пассажирские суда отечественного речного флота, осуществлявшие туристические рейсы с иностранными туристами.
Увеличить
Антенна СЗС «ИНМАРСАТ-А» типа Saturn, на речном теплоходе «Леонид Красин»
Обеспечивая, таким образом, телефонную и телексную связь с зарубежными государствами, позволяя туристам на таких судах общаться с родными и близкими в этих странах. С развитием услуг мобильной связи, необходимость эксплуатации «ИНМАРСАТ-А» на этих судах отпала и теперь, в основном, эти антенны являются лишь своего рода «бесполезным украшением».
С 1993 года, был принят новый – цифровой стандарт, позволяющий сузить полосу рабочих частот, увеличить количество рабочих каналов, сделать их закрытыми для прослушивания посторонними лицами. Поэтому эксплуатация аналогового стандарта «ИНМАРСАТ-А» будет прекращена в ближайшее время.
Введен в эксплуатацию в 1993 году. Данный стандарт является цифровым аналогом стандарта ИНМАРСАТ-А, он позволяет получать те же услуги по более низким тарифам в связи с более рациональным использованием частотного ресурса. Аппаратура и антенны СЗС «Инмарсат-В» имеют меньшие габариты и вес. Стандарт «Инмарсат-В» создан для того, чтобы заменить собой станции стандарта «Инмарсат-А». Станции ИНМАРСАТ-А/В обеспечивают прямую связь с абонентом в режиме On-line. В управлении и в использовании одинаковых видов связи оба стандарта очень схожи между собой и поэтому их объединяют под общим названием ИНМАРСАТ-А/В.
Увеличить
Антенна СЗС «ИНМАРСАТ-B» на УПС «Седов»
Увеличить
СЗС Inmarat-C “SKANTI” (слева), т/х»Волжский-10″
ИНМАРСАТ-С не обеспечивает режима телефонии, но поддерживает обмен текстовыми сообщениями и данными между СЗС и БЗС по принципу накопления, хранения информации на берегу и последующей передачей в порядке очереди в соответствии с указанным приоритетом (такой способ обмена называется Store and Forward).
Передаваемое сообщение готовится на СЗС и в пакетной форме передается на выбранную БЗС, где пакеты проверяются на наличие ошибок, хранятся и собираются в одно сообщение, которое затем по береговым каналам связи передается на адрес конечного абонента.
Увеличить
СЗС «Inmarsat-C» “SAILOR-2000” (слева) и “SKANTI” (справа),т/х»Волго-Дон-240″.
Увеличить
Антенна СЗС «Inmarsat-C», с круговой диаграммой направленности.
Отличительной особенностью судовых станций стандарта ИНМАРСАТ-С является малогабаритная всенаправленная антенна, которая также позволяет работать в системе GPS. СЗС INMARSAT-C, как правило, имеют встроенный приемник РГВ для приема сообщений службы безопасности мореплавания (Safety NET) и коммерческой службы флота (Fleet NET).
ИНМАРСАТ-С позволяет получать/передавать электронную почту (e-mail) через Интернет, а так же работать в нем. На морских судах, совершающих дальнее плавание, услуга выхода в Интернет, посредством «Инмарсат-С», является одной из платных коммерческих услуг, предоставляемых туристам на борту. Так же приемопередатчик «Инмарсат-С» имеет встроенный приемник GPS, что в случае подачи сигнала бедствия через спутниковую систему, обеспечивает автоматическую передачу координат терпящего бедствие судна в Спасательно-Координационный Центр (СКЦ).
Кроме перечисленных выше стандартов ИНМАРСАТ существуют и другие, но они находят ограниченное применение на судах, т.к. некоторые из них не отвечают требованиям ГМССБ.
Система связи ИНМАРСАТ-М (мини-М) находится в эксплуатации с декабря 1992 года и обеспечивает глобальную связь с помощью сравнительно недорогих и небольших по размеру терминалов. В ИНМАРСАТ-М используются цифровые методы передачи информации и направленная антенна. СЗС стандарта ИНМАРСАТ-М меньше по размерам и легче, чем СЗС других стандартов, что делает возможным их установку на небольших по размеру судах.
СЗС стандарта ИНМАРСАТ-М работает в режимах телефонии, факса, передачи данных.
Отсутствие возможности передачи телексных сообщений является одним из серьезных недостатков этого стандарта, что сдерживает применение станций ИНМАРСАТ-М на судах в качестве обязательного для ГМССБ оборудования.
Терминалы мини-М имеют еще меньшие размеры антенны и поэтому обеспечивают худшее качество телефонии меньшую скорость передачи данных (факса) в сравнении с ИНМАРСАТ-М.
Увеличить
СЗС «Inmarsat-M» Maritime Mini-M «NERA» (внизу), т/х»Таманский»
Увеличить
Антенна СЗС «Inmarsat-M» Maritime Mini-M «NERA»
Как исключение, требованиям ГМССБ отвечает относительно новый стандарт ИНМАРСАТ Fleet-77.
Увеличить
СЗС «INMARSAT FLEET-77»
Увеличить
Антенна СЗС «INMARSAT-M FLEET-77», от «Sperry Marine» на УПС «Седов»
Относится к семейству ИНМАРСАТ-М, являясь его морским вариантом. Обеспечивает режимы телефонии (несколько худшее, чем Инмарсат-В), передачу данных (факс) (скорость передачи несколько ниже в сравнении с Инмарсат-С). Антенна этого стандарта имеет диаметр 77 см (без учета радиопрозрачного покрытия), кстати цифра после названия и обозначает диаметр антенны, которая применяется в составе терминала (FLEET-55, FLEET-33, установка той или иной комплектации, определяется классом судов).
Терминалы «FLEET-77» на судах имеют приоритетный канал для двухсторонней телефонной связи с береговыми СКЦ, что позволяет считать их, отвечающими требованиям ГМССБ.
«FLEET-77» имеет стандартный набор возможностей, передача данных, голосовая связь, низкоскоростной факс и выход в Интернет.
Увеличить
СЗС «Inmarsat – M» «Fleet-77» (справа) и CЗС «ИНМАРСАТ-В» (слева) на УПС «Седов».
При проектировании этой системы была заложена возможность работы этих СЗС со спутниками 4-го поколения, в том числе процедуры выбора зональных лучей при настройке с использованием местонахождения станции, определяемого с помощью встроенного приемника GPS. Терминалы семейства Fleet помимо стандартных услуг передачи данных, голоса и факса с низкой скоростью также могут быть применены для использования разнообразных услуг Интернета.
На сегодняшний день, «ИНМАРСАТ» практически полностью вытеснил классическую радиосвязь в средне- и коротковолновом диапазоне для передачи общественной и коммерческой информации, заняв, на морских и река-море судах место основного средства связи.
В России услуги спутниковой связи ИНМАРСАТ предоставляет ГУП «МОРСВЯЗЬСПУТНИК».
Спутниковая система морской связи INMARSAT
Составной частью ГМССБ является система INMARSAT. В этой организации участвуют более 80 стран.
Основные услуги в рамках сети спутниковой связи Инмарсат:
телефонная связь с прямым автоматическим набором,
INMARSAT включает в себя три составляющие:
1. Космический сегмент представляюет из себя 4 спутника-ретранслятора,находящихся на геостационарных орбитах над экватором на высоте 36000 км,имеющих точные географические координаты относительно Земли (долготы).
Спутники INMARSAT охватывают практически всю земную поверхность за исключением небольших приполярных областей за пределами 70-х параллелей.
2. Береговые земные станции (БЗС или Land Earth Stations – LES) имеют двух или трехзначный цифровой идентификатор (в зависимости от системы INMARSAT) и принадлежат государству, на территории которого установлены.
Коды БЗС для каждого океанского района указаны в Inmarsat Maritime Communications Handbook. Центр контроля эксплуатации системы (Satellite Control Centre), расположенный в штаб-квартире INMARSAT в Лондоне, осуществляет основные координационные функции системы.
3. К подвижным станциям (mobile) относятся судовые земные станции СЗС (SES – Ship Earth Stations) различных классов и стандартов INMARSAT.
Каждая СЗС имеет свой идентификационный номер, состоящий из 7 или 9 цифр, где 1цифра – опознаватель стандарта INMARSAT, следующие 3 цифры – код страны, которой принадлежит СЗС, (Maritime Identification Digits – MID), остальные три (пять) цифры – номер, присвоенный данной СЗС.
Процедура связи при бедствии
INMARSAT используется для обеспечения связи во время бедствий и аварий. Осуществить передачу сообщения о бедствии можно двумя способами: с указанием и без указания кода береговой станции.
В режиме телефонии:
снять телефонную трубку, после чего в течение 1,5 секунд подается тональный сигнал готовности;
нажать красную кнопку и держать ее нажатой в течение 5 секунд, после этого будет слышен непрерывный тональный сигнал;
набрать код ближайшей к судну БЗС и нажать кнопку «#» (01# или просто # по умолчанию) – через несколько секунд установится связь с БЗС;
БЗС автоматически соединяет с СКЦ, после этого передать сообщение о бедствии в следующем формате: MAYDAY;
THIS IS ship’s name/Callsign;
FROM POSITION latitude and longitude;
MY INMARSAT MOBILE NUMBER IS …;
USING THE (ocean region) SATELLITE;
MY COURSE AND SPEED ARE …;
NATURE OF DISTRESS:
Flooding Disabled and drift
Collision Abandoning ship
Grounding Attack by pirates
для прекращения связи достаточно положить трубку.
Возможны три способа передачи сигнала бедствия:
1. Использование дистанционной кнопки подачи бедствия;
2. Стандартная процедура передачи сообщения о бедствии.
3. Передача подробного сообщения о бедствии. Первый способ используется тогда, когда время не позволяет ввести информацию. В этом случае следует:
нажать одновременно кнопки Stop и Alarm на панели управления приемопередатчика (или специальную красную кнопку, установленную на ходовом мостике) и удерживать до тех пор (около 5 с), пока не появится индикация (мигает индикатор Alarm). СЗС передала сообщение о бедствии;
если в течение 5 минут подтверждения от БЗС и СКЦ не поступило, повторить передачу сигнала бедствия.
При использовании этого способа будут переданы только ваши координаты и номер Вашей СЗС INMARSAT-С.
Второй способ предпочтителен, если имеется время для ввода информации.
В этом случае следует выбрать функцию «Distress» в строке главного меню, после чего:
выбрать ближайшую БЗС в данном океанском районе;
ввести координаты судна, если они не вводятся автоматически от приемника GPS (в поле Status надпись INVALID);
ввести курс судна и скорость;
выбрать характер бедствия.
в верхнем левом углу экрана появится надпись – это означает, что передача сообщения о бедствии осуществлена.
Если в течение 5 минут подтверждения от БЗС и СКЦ не поступило, повторить передачу сигнала бедствия.
Третий способ, при котором передача подробного сообщения о бедствии осуществляется следующим образом:
подготовить текстовое сообщение о бедствии (аналогичное телефонии), используя текстовый редактор. Адрес назначения не указывается, так как все сообщения с приоритетом бедствия автоматически направляются в адрес СКЦ;
выбрать функцию Transmit (при этом может появиться окно адресной книги,если поле адреса пусто; в этом случае просто выберите любой адрес, так как этот адрес далее использован не будет);
выбрать ближайшую БЗС в данном океанском районе, нажав клавишу в поле Land Station;
установить приоритет Distress нажатием клавиши в поле To: появится надпись SEARCH & RESCUE; послать сообщение о бедствии, установив маркер в поле SEND и нажав клавишу ;
ждать подтверждения от БЗС и сообщения от СКЦ.
Если в течение 5-ти минут подтверждения от БЗС и СКЦ не поступило, повторить передачу сообщения бедствия.
РЕТРАНСЛЯЦИЯ сообщения о бедствии или ОТМЕНА ЛОЖНОГО ВЫЗОВА БЕДСТВИЯ делается так же, как передача сообщения о бедствии (третий способ), только текст сообщения составляется в соответствии с установленным форматом.
Передача сообщения с приоритетом СРОЧНОСТИ или БЕЗОПАСНОСТИ
В системе INMARSAT можно получить медицинскую консультацию, медицинскую и морскую помощь, используя установленные процедуры вызовов с приоритетами СРОЧНОСТИ или БЕЗОПАСНОСТИ. Для данных вызовов сначала необходимо установить связь с БЗС: набрать, например, 01# в телефонии или /01+ в телексе.
Специальные коды доступа
Получив ответ от БЗС, набрать соответствующий код (например, 32# – TLF или 32+ – TLX, нажать ). После соединения с СКЦ или госпиталем (получите автоответ госпиталя или СКЦ) передать подготовленное сообщение.
После соединения с БЗС следует набрать на телефонном аппарате или на клавиатуре (в режиме телекса) двузначный цифровой код 32.
Некоторые БЗС автоматически соединяют СЗС с госпиталем для оперативного получения консультации.
Передаваемое с судна сообщение должно иметь следующий формат:
позывной судна и номер судна в соответствующем стандарте INMARSAT;
точные координаты судна;
состояние больного или раненого;
любая другая относящаяся к делу информация.
Для описания состояния больного рекомендуется использовать специальную справочную медицинскую литературу или МСС-65, раздел 3.
Данная помощь используется только в случае необходимости эвакуации больного с судна. После установления связи с БЗС следует набрать двузначный цифровой код 38. БЗС соединяет с ближайшим СКЦ для немедленного взаимодействия. Передаваемая информация аналогична при использовании кода 32.
После установления связи с БЗС следует набрать двузначный цифровой код 39. БЗС автоматически соединяют с ближайшим СКЦ для немедленного взаимодействия. Код 39 следует использовать только тогда, когда требуется немедленная помощь в случаях:
выход из строя рулевого устройства;
аварийный разлив нефтепродуктов;
запрос на буксировку Вашего судна.
Сообщение должно содержать следующую информацию;
позывной судна и номер судна в системе INMARSAT;
точные координаты судна;
детали требуемой помощи;
любая другая относящаяся к делу информация.
Процедура установления связи с абонентом
Для установления связи в режиме телефонии с береговым абонентом судовой оператор должен (рис. 15.24):
2. И только после соединения с БЗС набрать:
двузначный сервисный код (00);
телефонный код страны;
код региона (города);
телефонный номер абонента;
Например: 0074232517697#, где 00 – код автоматического соединения, 7 – код страны (Россия), 4232 – код города Владивосток, 517697 – номер берегового абонента, # – знак окончания набора.
Телефонные коды океанских районов
Следует помнить, что после соединения с БЗС станция выделяет примерно 15 секунд для набора номера абонента, в противном случае произойдет автоматическое разъединение с БЗС. В этом случае следует положить трубку на место и повторить всю операцию сначала.
В том случае, если попытки автоматического установления соединения неудачны, можно заказать телефонный разговор через оператора береговой станции.
В случае телефонной связи «судно–судно» только после установления связи с БЗС набрать например, 008722731234#:
код океанского района (спутника, на который настроена антенна вызываемого судна);
номер вызываемой СЗС (выбрать из List of Ship’s Stations);
знак окончания набора «#».
Для прекращения телефонной связи и разъединения линии достаточно положить трубку.