Что такое информационный менеджмент
Информационный менеджмент
Информационный менеджмент — это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 70-х гг. XX века.
Содержание
Сфера и задачи
Сфера информационного менеджмента
Сфера информационного менеджмента — совокупность всех необходимых для управления решений на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, связанные как с информацией во всех её формах и состояниях, так и с предприятием в целом. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), так чтобы каждый менеджер получал только релевантную информацию, но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т. д., преподаётся как инновационная специальность.
Задачи информационного менеджмента
Литература
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Информационный менеджмент» в других словарях:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ — Управление информацией и управление с помощью информации Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
информационный менеджмент — Организованное управление работой предприятия, фирмы или объединения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как на самом предприятии, в фирме или объединении, так и за его пределами. [ГОСТ 7.0 99]… … Справочник технического переводчика
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ — организованное управление работой предприятия, фирмы или объединения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как на самом предприятии, в фирме или объединении, так и за их пределами … Юридическая энциклопедия
информационный менеджмент — 3.4.1.2. информационный менеджмент: Организованное управление работой предприятия, фирмы или объединения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как на самом предприятии, в фирме или объединении, так… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
информационный менеджмент — Rus: информационный менеджмент Eng: information (resources) management Fra: management d information Организованное управление работой предприятия, фирмы или объединения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации,… … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
Информационный менеджмент — организационное управление работой учебно воспитательного учреждения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как в самом учреждении, так и за его пределами … Педагогический словарь
МЕНЕДЖМЕНТ ИНФОРМАЦИОННЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ … Юридическая энциклопедия
информационный — 3.1.24 информационный (informative): По ИСО/МЭК 14252. Источник: Р 50.1.041 2002: Информационные технологии. Руководство по проектированию профилей … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Менеджмент — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Менеджмент (от англ. management управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть) означает разработку (моделирование), создание… … Википедия
Специальность «Информационный менеджмент»: описание дисциплины, требования к профессии
Информационный менеджмент – это наука об управлении информационными системами в любых масштабах: от общегосударственного до узкоспециализированного. Чаще всего ИТ-менеджеру приходится работать с IT-средой внутри одной компании. Но и в таком случае необходимо обращать внимание то на прогресс технологий во всем мире, то на некие специфические и малоизвестные ИТ-области.
Впервые попытки сознательно использовать ИТ-технологии для улучшения бизнес-результатов предпринимались в 1960-е годы. Классический пример успеха в этой области – изобретение американскими авиакомпаниями сервисов заказа и продажи билетов. На сегодняшний день фактически ни одна организация не функционирует без IT. Первоначально управление в этой сфере поручали простым менеджерам в союзе с техническими специалистами, но к настоящему времени профессия «информационный менеджмент» стала вполне самостоятельной и незаменимой.
Обучение по специальности «информационный менеджмент»
В России эта специализация получила признание позднее, чем за рубежом (где соответствующее понятие было известно уже в 1970-х годах). До недавних пор должности, связанные с IT-управлением, в нашей стране чаще всего занимали люди с дипломом менеджера, прошедшие курсы повышения квалификации или просто накопившие опыт работы в технической сфере, или наоборот – технические сотрудники, обладающие определенными талантами в управленческой области. Однако теперь самостоятельная дисциплина «информационный менеджмент» преподается уже во многих учебных заведениях. Выпускники, получившие профильное образование, имеют шанс начать карьеру с достаточным багажом знаний, тратить меньше сил на накопление опыта и быстрее продвигаться по карьерной лестнице.
Специальность «информационный менеджмент» предполагает обучение основам ИТ-технологий, применяемых при регулировании коммуникационных потоков. Прослушивая лекции, студенты знакомятся с традиционными и инновационными моделями бизнес-процессов, с правилами автоматизированного документооборота, учатся руководить персоналом, осваивают специфику работы со всеми видами деловой информации.
При поступлении в вуз нужно иметь высокие результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию, а иногда – также по иностранному языку. Профессия находится на стыке между гуманитарными и техническими областями, между информатикой и бизнесом. Учебный процесс предполагает ознакомление как с достижениями техники, так и с особенностями человеческих взаимоотношений.
Люди, имеющих высшее образование, могут без отрыва от работы повысить квалификацию и пройти подготовку ИТ-менеджера в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе профессиональной переподготовки «Управление ИТ и ИТ-проектами», программе МВА-CIO или второго высшего образования «Управление ИТ в бизнесе».
Должность информационного менеджера
Когда IT-технологии только начинали внедряться, ими хаотично управляли, с одной стороны, технические рабочие и программисты, а с другой стороны – представители топ-менеджмента, для которых это не было существенной частью служебных обязанностей. Первые нередко слабо понимали нужды сотрудников и клиентов, заставляли их подстраиваться под свои интересы, плохо ориентировались в стратегических вопросах развития бизнеса. Вторые обычно мало знали о новых технологиях, их требования трудно было согласовать с реальным положением дел.
Вскоре стало ясно, что передача руководящих полномочий профильным сотрудникам резко повышает эффективность информатизации рабочего процесса. Это решение реализуется несколькими способами – что привело к появлению на рынке большого количества различных вакансий для ИТ-менеджеров.
Во-первых, такой профессионал может трудиться в специализированной компании, которая на правах аутсорсинга управляет информационной архитектурой фирм-клиентов. Такой метод организации работы с ИТ особенно распространился в последнее время благодаря возможности выполнять многие действия в режиме удаленного доступа (а эта возможность, в свою очередь, обязана своим появлением успешному распространению ИТ-технологий).
В крупных фирмах, работающих с особо сложными технологиями, по-прежнему сохраняются собственные ИТ-отделы. Главным ИТ-менеджером такой компании является директор по IT, нередко имеющий статус заместителя гендиректора. Ему подчиняется начальник отдела, а тот, в свою очередь, часто имеет в своем подчинении не только технических работников, но и менеджеров низшего звена, занимающихся отдельными узкими вопросами.
Наконец, на предприятиях, основная деятельность которых непосредственно связана с ИТ-сферой, ИТ-менеджеры возглавляют большое количество различных направлений. Они ориентированы уже не только на удовлетворение внутренних потребностей, но и на взаимодействие с потенциальными и реальными клиентами. Особая позиция – менеджер ИТ-проектов. Такие специалисты в течение ограниченного срока занимаются достижением некоей комплексной цели в ИТ-сфере – например, контролируют разработку новой компьютерной программы или создают для предприятия систему информационной безопасности.
Подходы, направления и задачи информационного менеджмента
В деятельности информационного менеджера реализуются следующие подходы:
Все эти подходы на практике пересекаются. IT-менеджер имеет право сосредоточиться, например, на решении некоего денежного вопроса – но при этом он обязан учитывать и потребности пользователей, и организационные моменты.
В ИТ-менеджменте выделяются три основных направления – собственно управление информационными системами, их стратегическое развитие и IT-маркетинг. Оперативное управление ориентировано в первую очередь на настоящее, стратегическое развитие – на будущее (как правило, на грядущие три-пять лет). IT-маркетинг обретает важность в том случае, если компания занята производством и продажей IT-продуктов, то есть предлагает свои разработки в IT-сфере широкому кругу клиентов.
Независимо от выбранного подхода и направления, ИТ-менеджер должен уметь решать следующие задачи:
Информационный менеджмент
Понятие, концепция, цель и основные направления информационного менеджмента. Обеспечение эффективного функционирования современных корпоративных информационных систем. Характеристика сферы информационного менеджмента, его организационные структуры.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.11.2015 |
Размер файла | 114,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Кафедра социологии и управления
Название: Информационный менеджмент
Группа 2ТД2, факультет логистика и общетранспорнтных проблем
Проверила: Германова Валерия Александровна
Введение
В настоящее время проблемы рассмотрения динамики экономических процессов в модулях поддержки и принятия решений информационных систем соединены с синхронной и постоянной обработкой крупного объема экономической информации при ее непрерывном скапливании и обновлении. Актуальными задачами информационного менеджмента являются задачи развития бизнес-решений для BPM-информационных систем при неизменном накоплении, обработке, обновлении большого объема экономической информации, корпоративных знаний для задач бизнес-аналитики по итогам экономических измерений на базе нынешних инструментов информационного менеджмента бизнес процессов.
IT-консалтинг.
Информационный менеджмент содержит в себе:
* планирование
* организация
* координация
* наблюдение информационных процессов в учреждении
Для уяснения сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений:
Информация это комплексное понятие, то есть:
§ условие и средство делового общения;
§ средство доведения до мира информации об организации;
§ источник сведений о внешней среде;
§ товар.
1. Информационный менеджмент проводится в пределах определенного учреждения.
2. Информация представляет из себя независимый фактор производства, который находится в основании процесса принятия управленческого решения.
3. Информационный менеджмент имеет отношение отнюдь не простой к информации, а к целой информационной деятельности системы, при этом являясь неизмеримо глубоким представлением, нежели администрация документооборотом.
Информационный менеджмент нужен:
§ на предприятиях-производителях программных продуктов;
§ на предприятиях, занимающихся осуществлением программных продуктов;
§ на предприятиях-потребителях информационных систем;
§ на предприятиях, работающих в IT-консалтинге.
Понятие информационного менеджмента имеет разнообразную трактовку в различных государствах. Немецкая школа разумеет под IT-менеджментом целый комплекс вопросов менеджмента в поле деятельности произведения и употребления информационных ресурсов. Британская школа позиционирует IT-менеджмент в качестве комплекса вопросов управления, объединенных с информативными организациями. Отечественное определение IT-менеджмента: сфера управления, которая гарантирует приобретение целей фирмы вслед успешного и гармоничного управления ресурсами информативных технологий и ресурсами компании.
2. Концепция и основные направления информационного менеджмента
· управлять информационной системой на всех этапах ее жизненного цикла;
· стратегическое развитие ИС;
Концепция информационного менеджмента сводит следующие подходы:
· экономический— вопросы привлечения новой документированной информации рассматриваются исходя из соображений полезности и финансовых затрат;
3. Сфера информационного менеджмента
Рис. 1. Структура информационной сферы
4. Становление информационного менеджмента
· продвижение и продажа.
В государственных структурах ориентация идет на интеграцию в имеющуюся международную информационную среду, на удобство получения гражданами государственных услуг, на оперативность в случае, иной раз это связано с безопасностью Вопросы же о том, в каком виде, каких масштабах и на какой технологической базе будут присутствовать информационные технологии (ИТ) в государственной машине, остаются, и на них нужно получить ответы.
Второй класс проблем соединен с действенностью применения компьютерных информационных систем, технологий и служб в организации. Эти вопросы, которые касаются эффективного применения уже имеющихся на предприятии или в учреждении информационных технологий и ресурсов, требуют серьезного анализа по следующим назначениям:
· конкурентное положение организации в области информационных технологий, ее конкурентные преимущества и отставания;
· действенность использования информационных технологий и потенциалы ее роста;
· действенность инвестиции средств в оборудование и обучение персонала;
· потенциал приобретения прямой или косвенной финансовой отдачи от инвестиции в информационные технологии;
· роль службы информационных технологий в решении проблем, напрямую не объединённых с информационными технологиями (выявление новейших рынков сбыта, организация новых видов товаров).
Третий класс вопросов относится продвижения и продаж компьютерных информационных систем, технологий и служб в организации. Эти проблемы близко связаны с представлением об информации и информационных технологиях как о товаре. В данном классе можно выделить следующие направления, требующие своего решения:
· преодоление трудностей восприятия информационных технологий как товара;
· точное определение предмета купли-продажи в торговле информационными технологиями;
· нахождение способов оценки эффективности продаж информационных технологий;
· маркетинг информационных технологий, выявление способов получения конкурентных преимуществ в условиях продажи одного и того же товара.
5. Предмет, метод, задачи и цели информационного менеджмента
Основной проблемой информационного менеджмента считается информационная поддержка работы учреждения. Проблему информационного менеджмента под данным углом зрения необходимо видеть в том, чтобы соединить построенные работниками персональные информационные составляющие организации на базе соединяющей программы поиска и в основе пропозиций чрез интернет и соответственного маркетинга употребляемых информационных ресурсов. Последующая проблема информационного менеджмента заключается в переработке различного предлагаемого в информационном рынке « массового продукта в информацию, релевантную действиям, переход от внешнего знания к знаниям, релевантным внутренним решениям. Информационный менеджмент находит решение проблемы планирования, управления, контролирования и организации документационного обеспечения управления организацией сообразно конкретным целевым аспектам про помощи слаженных организационно-информационных операций членов компании.
Важной задачей информационного менеджмента является выбор рациональных форм коммуникаций, техники и информационных технологий, а также характеристик информационных ресурсов, необходимых для достижения целей организации. Специалист организации, работник, руководитель являются не просто потребителями, которым поставляется информация, а непосредственными участниками информационного процесса, важнейшей составной частью структуры информационного менеджмента. Практическая реализация коммуникационных процессов в аппарате управления осуществляется институтами информационного менеджмента в виде организации документооборота, без документных связей, циркуляции документных потоков в рамках системы управления внутрифирменной информацией, функционирования информационных систем и сетей. Традиционное делопроизводство, более прогрессивные системы документационного обеспечения, автоматизированные системы обработки информации, технические средства обработки информации объединяются в единую систему на общей методической базе под единым руководством. Другими словами, опыт управления документацией интегрируется с возможностями техники и технологий. В этом случае отдельная составная часть информационного менеджмента поддерживается соответствующей организационной структурой. Организационные структуры информационного менеджмента призваны объединить высшее руководство, специалистов, менеджеров, поставщиков информации и собственно подразделение информационного менеджмента и создать тем самым предпосылки для управления документацией в масштабе организации на основе современных методологических подходов, организационных и технологических решений.
Основные задачи информационного менеджмента:
· Формирование технологической среды информационной системы
· Развитие информационной системы и обеспечение её обслуживания
· Планирование в среде информационной системы
· Формирование организационной структуры в области информатизации
· Использование и эксплуатация информационных систем
· Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ
· Управление персоналом в сфере информатизации
· Управление капиталовложениями в сфере информатизации
· Формирование и обеспечение комплексной защищённости информационных ресурсов
· Управление информационными потоками
Цель информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности на основе использования информационных систем и технологий.
В качестве предмета исследования определена информация, которую передают с помощью коммуникационных технологий. То есть управление коммуникационными технологиями рассматривается как один из компонентов исследования, так как коммуникационные технологии, главным образом, способствуют передаче информации и ее усвоению в широких массах населения. Мнения и представления людей влияют на восприятие, переработку информации, процессы обучения и запоминания, на поведение, в конечном счете. Для удобства, как теоретики, так и практики выделяют четыре категории передачи коммерческой информации:
2. Стимулирование сбыта представляет собой временно действующие стимулы денежного или иного характера, которые поднимают воспринимаемую значимость товара или услуги.
3. Личные продажи организуются для продвижения сложного товара, требующего интенсивного информационного обмена между производителями и потребителями.
4. « Паблисити» предполагает донесение информации о товаре до рынка через средства массовой информации (СМИ)
Заключение
Информативные системы гарантируют установленные достоинства перед соперниками автоматизируя действия внутри организации и доводя до совершенства свойство либо поставку окончательного продукта учреждения. Выдающиеся качества внутри самой компании проявляются в содействии операционного контролирования, способ организации административного контроля и в стратегическом планировании. Еще информационные системы делают лучше качество продукта, увеличивая его фактичную основу и обслуживание. Употребляя всеобщую компьютерную сеть интернет, руководители готовы приобретать и обменивать своевременной информацией, а еще проводить разного рода эксперименты.
Список использованных источников
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Исследование целей и предмета информационного менеджмента. Характеристика тенденций развития информационных технологий. Анализ структуры рынка информационных продуктов и услуг, его правового регулирования. Объекты профессиональной деятельности менеджера.
реферат [696,8 K], добавлен 12.06.2013
Характеристика информационного менеджмента; субъектов информационно-правовых отношений; правового режима получения, передачи, хранения и использования информации. Особенности и юридические аспекты информационного обмена и информационной безопасности.
учебное пособие [1,5 M], добавлен 06.12.2010
Понятие информационного менеджмента и общества. Эталонная модель открытых систем, их функциональная среда. Профили государственного значения. Инструментальные средства проектирования и разработки информационных систем, их программное обеспечение.
шпаргалка [1,7 M], добавлен 01.07.2013
Теоретические основы управления деятельностью предприятия и технологии информационного менеджмента. Экономическая характеристика и диагностика использования технологий информационного менеджмента в деятельности ОГУ «Белгородский информационный фонд».
дипломная работа [188,7 K], добавлен 04.09.2010
Организационная структура банка. Анализ текущего состояния обеспечения информационного менеджмента в технологическом блоке. Программное, техническое, лингвистическое и методическое обеспечение функционирования автоматизированной банковской системы.
контрольная работа [106,7 K], добавлен 13.01.2015
Информационные системы с серверами, их проектирование и развитие для информационного менеджмента. Особенности, применение и свойства кластерной структуры сервера. Интеграция средств визуализации и баз данных. Использование средств разработки приложений.
контрольная работа [239,0 K], добавлен 13.09.2009
Технологии информационной деятельности. Анализ системы управления и процессов информационного обеспечения менеджмента на предприятии. Стратегии развития информационного обеспечения менеджмента компании и использование зарубежного опыта в этой сфере.
дипломная работа [609,9 K], добавлен 27.10.2015
Информационный менеджмент: определение, назначение, цели и задачи
Стремительное развитие практики менеджмента, работы по созданию общей теории менеджмента позволяют дать его уже, можно сказать, устоявшееся определение.
Менеджмент – это управление в социально-экономических системах: совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.
В управленческой науке до сих пор не сложилось однозначного понимания того, то есть информационный менеджмент.
1. Различные виды менеджмента тесно взаимосвязаны друг с другом (например, документный, информационный).
2. Менеджмент зачастую понимается как синоним «управления» и во внимание не принимаются его специфические особенности.
3. Большое значение в обществе играет мода на иностранные термины, что мешает более правильному пониманию информационного менеджмента.
Принято трактовать информационный менеджмент в узком и широком смысле.
В узком смысле менеджмент понимают как синоним «делопроизводства» (ДОУ). Согласно ГОСТ Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».
ДОУ – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.
Документирование, то есть создание документа, процесс подготовки официального документа.
Информационный менеджмент –технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.
Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений:
1. информация – комплексная категория, то есть
информация – условие и средство делового общения;
информация – средство доведения до общества сведений об организации;
информация – источник сведений о внешней среде;
2. информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации;
3. информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.
4. информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а к информационной деятельности организации.
Информационный менеджмент – управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации.
Цель информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.
Задачи информационного менеджмента:
1. качественно информационное обеспечение процессов управления в организации;
2. осуществление управления информационными ресурсами;
3. обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;
4. обеспечение управления коммуникациями (общение – передача информации от человека к человеку). Информация имеется в виду в различном представлении:
— в виде массива документов;
— в виде документной информации;
— в виде средства общения.
Под управлением подразумевается не только принятие решения, а весь комплекс управленческих действий.
Информационный менеджмент касается всех функций управления современной организации.
Функция планирования – это деятельность субъекта по определению темпов, пропорций, развития объектов управления. Планирование осуществляется в различных вариантах. Наиболее распространены сегодня оперативное и стратегическое.
Оперативное планирование отражает текущую деятельность организации.
Стратегическое связано с перспективами.
Функция стратегического планирования приобретает в настоящее время особое значение. Её специфика: особенность самого стратегического управления. [19]
Стратегическое управление – это управление, которое ориентировано на обеспечение выживания организации и её эффективного развития в условиях динамично меняющейся внешней среды.
В отличие от оперативного управления, стратегическое имеет иные критерии эффективности:
— своевременность и точность реагирования организации на изменения внешней среды.
Стратегическое планирование – процесс, который включает ряд стадий. Составить стратегический план, то есть определить те действия, которые организация должна совершить для выполнения стратегии.
1 Стадия: определение миссии организации.
Миссия – это чётко выраженная причина существования организации, которая подчёркивает её отличия от аналогов.
Определении мисси имеет огромное значение:
1. значение миссии в отношении внешней среды;
миссия формирует представление об организации и её назначение;
миссия способствует формированию и закреплению имджа организации;
2. миссия имеет значение и в отношении коллектива организации.
миссия делает ясными для сотрудника цель и предназначение организации;
миссия содействует формированию определённого климата в организации;
миссия способствует единению коллектива и укреплению его культуры.
3. миссия имеет значение в отношении управления организацией.
миссия помогает более точно определить стратегию;
миссия оказывает содействие в осуществлении более правильного распределения ресурсов.
2 Стадия: определение целей организации.
Цель – это ожидаемый, конечный результат.
Именно через цели, миссия получает реализацию. Набор целей может быть разным. Основные требования к нему:
— он должен всесторонне раскрывать миссию;
— он должен касаться по крайней мере 4-х сфер деятельности организации:
— сфера доходов (не получение прибыли, а какой авторитет организация получает у пользователей – если организация некоммерческая);
— сфера работы с пользователями;
— сфера работы с сотрудниками;
— сфера социальной ответственности (какова роль организации в жизни региона).
В организации все цели должны быть взаимосвязаны и построены в определённой иерархии. Цели должны отвечать следующим требованиям:
· цели должны быть конкретными;
· цели должны быть ориентированы во времени;
· цели должны быть достижимы;
· цели должны быть приемлемыми для организации;
· цели должны быть совместимыми;
· цели должны быть гибкими.
Цель может быть правильно обозначена в том случае, если в организации осуществлён адекватный анализ среды.
Анализ среды включает в себя 2 основных компонента:
— анализ внешней среды;
— анализ внутренней среды.
Анализ внешней среды ориентирован на все компоненты, которые окружают организацию. Этот анализ делят на две части: изучают макро и микро среды.
Макросреда – общие условия, в которых организация находится.
Она включает в себя:
Нужно учитывать, что все элементы макросреды во взаимосвязи и степени влияния различных факторов на конкретную организацию различна.
Микросреда – непосредственное окружение организации.
· Рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды изучается по определённым блокам вопросов.
— Организационная культура – совокупность правил и ценностей, которых придерживаются сотрудники и руководители.
Изучение внутренней среды направлено на то, чтобы выяснить:
· Реальное состояние организации;
· Определить преимущества и проблемы;
Для изучения внешней и внутренней среды используются различные методы:
1) SWOT (СВОТ) – позволяет найти возможности, наиболее рациональные варианты действия. Работа по данному методу состоит из нескольких этапов.
ü Составление перечня сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды (сила, слабость – внутренняя среда; возможности, угроза – внешняя среда);
ü Составление матрицы (таблицы), в которой все эти позиции указываются
ü Выбор тех вариантов, которые наиболее рациональны в данных условиях для данной организации.
2) Метод позиционирования – позволяет дать оценку внешней среде.
Суть: составление двух матриц – матрицы возможностей и матрицы угроз.
3) Метод составления профиля среды – даёт возможность составить полную картину внешней среды и дать оценку каждому фактору.
4 Стадия. Анализ стратегических альтернатив.
Необходимо оценить имеющиеся стратегии или разработать собственный стратегический вариант. Любая стратегия связана с изменением одного или нескольких элементов:
· Положение организации внутри отрасли;
Среди традиционных стратегий можно выделить:
1. Группу стратегий концентрированного роста.
стратегия усиления позиций на рынке. Организация работает на прежнем рынке с прежними условиями, но пытается укрепить своё влияние. Это заставляет развивать маркетинговую деятельность.
стратегия развития рынка. Организация производит прежние услуги, но пытается найти новые рынки для их реализации.
стратегия развития продукта. Организация работает на прежних рынках, но все свои усилия направляет на производство новых услуг.
2. Стратегии сокращения.
стратегия сбора урожая (снятия сливок). Фирма постепенно сокращает до нуля одно из направления деятельности, при этом основную ставку делает на максимальное получение прибыли.
стратегия сокращения. Одно из направлений или одно из подразделений закрывается.
стратегия сокращения расхода.
Организация может ориентироваться и на отдельные стратегии, не входящие в группы. Сегодня популярна инновационная стратегия. Достаточно продуктивной считается кооперационная стратегия. Она ориентирована на взаимодействие с другими организациями, структурами. Организация может разработать собственный вариант стратегии.
5 Стадия. Выбор стратегии.
Осуществляется выявление наиболее оптимального для организации стратегического варианта. В процессе выбора должны быть учтены факторы:
1. знание прошлых и текущих стратегий организации;
2. риск, степень риска;
3. отношение к выбору учредителей;
5. цели организации;
6. возможности организации (ресурсы организации);
7. степень зависимости организации от внешней среды;
8. обязательства организации по предыдущим стратегиям.
6 Стадия. Реализация стратегии.
Данный этап обязательно должен иметь начальную стадию, которая предполагает следующие действия:
1. углублённый анализ среды и преимуществ выбранной стратегии, который осуществляет руководство организации;
2. принятие решений по эффективному использованию имеющихся ресурсов;
3. принятие управленческих решений по поводу организационной структуры;
4. осуществление необходимых изменений по организации и ресурсам.
7 Стадия. Стратегический контроль.
Включает в себя ряд элементов:
· устанавливаются показатели, по которым будет производиться оценка выполнения стратегии;
· сравнение реального состояния параметров контроля с желаемым;
· осуществление необходимых корректировок.
Стратегический контроль осуществляется в течение всего периода реализации стратегии. Он делает возможным достижение целей стратегии.
Стратегический план входит в систему планов организации. В этой системе выделяют три основных элемента:
I. Основные направления деятельности (стратегический план) (от 5 до 10-15 лет);
II. План развития организации (от 1-5 лет);
III. Тактические планы (например, план маркетинга, финансовый план, план развития производства, план закупок, бизнес-план)
Значение планирования в целом состоит в том, что планы повышают степень результативности деятельности организации.
Эффективность деятельности управленческого аппарата организации зависит от целого ряда факторов:
· Оснащение организационной и вычислительной техникой;
· Использование современных технологий;
· Распределение должностных обязанностей в рамках управленческого звена;
· Информационное обеспечение управленческой деятельности;
Информация представляет собой важнейший организационный ресурс. Она входит в общий комплекс ресурсов фирмы, наряду с кадровыми, финансовыми и т.д. Информация имеет много общих черт с другими ресурсами:
· Информацию необходимо планировать с очки зрения выявления потребностей фирмы в ней;
· Расходы на получение и использование информации можно оценить с экономической точки зрения и они должны заключаться в общий баланс фирмы.
· Информационные потребности могут и должны быть соотнесены с возможностями их удовлетворения, как из внутренних, так и внешних источников.
При потреблении информация не исчезает, а изменяет свою ценность.
1) Для управления ИР необходимо соответствующее обеспечение (кадровое, техническое), то есть фирме нужна специальная служба, которая будет планировать, оценивать и контролировать приобретение и использование ИР.
2) Информация выступает в качестве средства решения управленческих проблем. Информационные массивы должны создаваться и использоваться для решения конкретных задач. Современные технические средства позволяют собирать неограниченные информационные массивы. В результате возникает угроза перенасыщения информационных каналов изменений и ненужной информацией. Необходим контроль за приобретением и использованием информации. Контроль должен быть основан на том, что для принятия управленческого решения необходимо определить количество информации. Когда расходы на приобретение информации повышают её полезность, создаётся положение информационного насыщения. Необходимо обязательное планирование ИП организации. Важно учитывать, что планирование ИП имеет смысл только тогда, когда охватывает все необходимые информационные каналы.
3) Информация имеет свой жизненный цикл. Будучи товаром, проходит этапы от момента создания до передачи на хранение или уничтожение. Вся информация, независимо от её формы, должна периодически анализироваться с точки зрения насколько сведения сохранили свою ценность.
Главная цель системы управления внутрифирменной информацией (СЛУВИ): создание эффективной системы информационного обеспечения процессов управления. Основное внимание должно уделяться не вопросам техники и организации, а вопросам создания информации, которая будет проходить через систему информационного обеспечения (ИО). Необходимо обеспечить службу реализацией определённых функций:
· Создание условий, при которых руководство организации получит возможность принимать более качественные решения. На основе информации меньшего количества, но лучшего качества.
· Внедрение в процессы производства и использование информации «методов анализа» на стоимость – результативность.
· Формирование у руководства организации отношения к информации как к ценному организационному ресурсу. Рекомендуют использовать рекламные методы, мероприятия по повышению квалификации и т.д.
· СЛУВИ должна внедрить в каждом подразделении практику составления планов развития ИР.
· Выявление достижений в области информатики и обеспечение их внедрения в информационную деятельность фирмы.
· Организация демонстрации преимуществ централизованного управления ИР.
В целях определения рациональной структуры службы и её места в системе управления американские специалисты провели ряд исследований:
§ Организационный статус службы в целом достаточно высок. Чаще всего эти службы подчиняются высшему руководству в лице президента или вице-президента фирмы.
§ Структура службы определяется набором тех информационных функций, выполнение которых необходимо для решения задач фирмы.
§ Структура зависит также от структуры управления организации в целом.
На начальном плане СЛУВИ включали в себя отделы по обработке текста и вычислительный центр. В дальнейшем в структуру СЛУВИ стали вводиться: отдел передачи информации, электронной почты, отдел телефонной и телеграфной связи, отдел анализа использования информации и т.д. В настоящее время большое внимание уделяется поиску новых организационных решений, которые могли бы повысить эффективность службы. Некоторые крупные американские фирмы вводят специальные группы экспертов-ревизоров. Они должны заниматься оценкой системы информации, существующей в фирме, оценкой технических средств, используемых в фирме для обработки и продвижения информации, анализ кадрового обеспечения системы информационной деятельности фирмы.
Перед СЛУВИ выдвигаются определённые задачи:
1. Служба должна внедрять содержание информации, которая требуется для удовлетворения потребностей управления всех уровней.
2. Служба должна разработать положения, которые определяют объём, скорость, качество информации.
3. Служба должна устанавливать последовательности выполнения процедур, которые связаны с составлением, передачей, обработкой и использованием информации.
4. Выявление наиболее целесообразных организационных форм управления внутрифирменной информацией с учётом особенностей организации.
5. СЛУВИ должны осуществлять централизованное планирование всей деятельности по приобретению и использованию, обработке, хранению и выдаче информации.
6. Установление системы приоритетов в информационном обслуживании руководителей различного уровня.
7. разработка различных мер, которые способствовали бы повышению её эффективности.
8. Осуществление мероприятий по обучению и повышению квалификаций специалистов.
Обработка информации должна рассматриваться как сфера деятельности, которая способствует улучшению и ускорению решения управленческих задач.
Высоко эффективная система информации может быть создана как при участии руководителей, так и при участии сотрудников фирмы.
При создании СЛУВИ требуется внедрение новейших технических достижений в обработке информации.
Огромное значение в повышении эффективности информационного обеспечения играет руководитель СЛУВИ.
Руководитель должен чётко представлять себе, по каким направлениям развиваются технические средства обработки информации, знать преимущества новейших разработок, определить, в какой мере эти достижения целесообразны и рациональны в условиях данного предприятия.
В организациях должны постоянно совершенствоваться организационные формы работы самих сотрудников и управленческого аппарата. [16]
Руководитель СЛУВИ должен обеспечить для своего коллектива выполнение ряда условий:
§ Огромное внимание должно быть уделено формированию социально-психологического климата;
§ Руководитель должен обеспечить установку оборудования, которое поможет более полно обеспечить информационные потребности фирмы;
§ Обеспечение подбора квалификационного штата.
Эффективность СЛУВИ о многом зависит от гибкости персонала, от его готовности к постоянному обновлению, совершенствованию. Особенно актуальна проблема перевода сотрудников к новым технологиям, к приёмам труда, перевод сотрудников к использованию более современных средств. Продуктивность решения проблемы зависит от определённых условий:
§ Необходима качественная диагностика персонала с точки зрения того, насколько целесообразно работать с ним по данному вопросу.
Ø Отсев сотрудников, на обучение которых не стоит тратить ни время, ни деньги. В основном, это те категории людей, неизменным девизом которых является: «Не хочу и не буду!», «Всё хочу, но ничего не могу!»
Ø Должны быть определены оптимальные способы работы.
Ø Определение критериев эффективности обучения каждого сотрудника
§ Необходимо подготовить сотрудников к восприятию новой информации.
Обучение новым информационным технологиям должно быть разведено на два направления:
1. Развитие новых знаний и навыков;
2. Развитие личностного потенциала.
Второе направление – необходимый процесс перед профильным обучением, так как оно мотивирует, заинтересовывает сотрудника и позволяет решить ряд задач профессионального развития.
Для удобства как теоретики, так и практики выделяют четыре категории передачи коммерческой информации:
Стимулирование сбыта представляет собой временно действующие стимулы денежного или иного характера, которые поднимают воспринимаемую значимость товара или услуги.
Личные продажи организуются для продвижения сложного товара, требующего интенсивного информационного обмена между производителями и потребителями.
«Паблисити» предполагает донесение информации о товаре до рынка через средства массовой информации (СМИ).
Международный рынок электронной информации можно разделить на три части:
1. Деловая информация (биржевая и коммерческая)
3. Массовая потребительская информация (новости, энциклопедии, справочники, искусство, погода, путешествия, расписания и т.д.).
Например, при рассмотрении функционирования информационного обеспечения в предпринимательской среде, можно увидеть те необходимые перечни, которые интересуют начинающего свое дело предпринимателя:
О рынке и его потребностях;
О появлении новых технологий, материалов и методов производства;
О существующих структурных или географических «разрывах» в обеспеченности каким-то определенным товаром.
По мере коммерциализации информационной деятельности возникает так называемый информационный маркетинг, или маркетинг информационных продуктов и услуг.
Нередко термин «информационный маркетинг» применяется в двух аспектах.
В последнем смысле под информационным маркетингом понимается информационное обеспечение, в том числе при помощи коммерческих автоматизированных банков данных, маркетинговых работ, проводящимися предприятиями, при создании и продвижении на рынок их собственных продуктов, не обязательно информационных.
Основными элементами программы информационного маркетинга являются, прежде всего:
Анализ продукта и рынка;
Формирование цен на информационные услуги;
Установление принципов взаимоотношений между производителями и пользователями информационных услуг;
Контроль за выполнением программы маркетинга.
Программа информационного маркетинга является основным элементом программы деятельности предприятия. Она включает:
— комплексное изучение рынка;
— управление ассортиментом продукции, координацию и планирование производства;
— организацию и совершенствование методов сбыта и распределения продукции;
— разработку ценовой политики;
— руководство техническим обслуживанием, обеспечением запчастями, выбором специальных методов рекламы и стимулирования сбыта;
— анализ экономической эффективности сырья, материалов, комплектующих, организацию взаимоотношений с поставщиками и оценку их надежности;
— формирование плана маркетинга предприятия;
— обеспечение контроля и управления функциями маркетинга.
Таким образом, маркетинговая деятельность информационной службы на предприятии преследует две взаимосвязанные цели: участие в решении задач маркетинга продукции предприятия и реализацию собственно программ маркетинга информационной продукции и услуг на предприятии.
Участие информационной службы в маркетинге продукции предприятия заключается в реализации его информационных аспектов: создании и ведении фондов фирменной информации, подготовке аналитических материалов, создании рекламной продукции.
Реализация программы маркетинга информационной продукции и услуг состоит из последовательного выполнения ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности информационной деятельности.
Хотя приемников маркетинговой информации на предприятии может быть множество, центр ее обработки и первичного анализа должен быть един, что исключит «разрывы» и дублирование в информационных потоках. Представим таким центром службу информации, являющуюся главным звеном информационной системы предприятия. Итак, можно говорить о внешнем и внутреннем контуре маркетинговой информации, а информационную службу представить передаточным звеном двустороннего действия, трансформирующим информацию из внешнего контура во внутренний и обратно.
В качестве основных аспектов информационной деятельности и, соответственно, новых задач информационной службы предприятия могут быть представлены:
— проведение исследований рынка сбыта продукции предприятия или участии в такой работе;
— проведение и организация рекламной кампании;
— проведение маркетинга информационной продукции и услуг на предприятии в интересах маркетинга его продукции.
Можно выделить два типа информации: биологическую (генетическую) и социальную.
Биологическая информация содержится в хромосомах организмов и передается по наследству. Социальная информация заново приобретается каждым поколением (индивидом).
В одной-единственной хромосоме человека заключено количество информации, соответствующее четырем тысячам томов по пятьсот страниц каждый. А космический аппарат «Викинг», опустившийся в 1976 г. на Марс, имел в компьютерах заранее запрограммированные инструкции, содержащие несколько больший объем информации, чем у водоросли.
Информация, которую использует человек, решая практические жизненные задачи, обычно рассматривается как знание.
Один из создателей кибернетики Н. Винер дал следующее определение информации:
Некоторые ученые склонны считать науку «машиной» по переработке информации.
В повседневной практике под информацией понимают сведения, представляющие определенный интерес, которыми люди обмениваются в процессе общения.
Ученые классифицируют циркулирующую в обществе информацию на два больших массива:
* систематизированную (регламентируемую по времени, объему, содержанию, составу отправителей и получателей),
* несистематизированную (случайную, безадресную).
Если в роли источника информации выступает субъект управления, говорят об управленческой информации.
В зависимости от направления ее различают на вертикальную и горизонтальную.
В. Афанасьев предлагает различать управленческую информацию в зависимости от того, какие функции управленческого процесса она обслуживает.
Информация, которая кладется в основу принятия решения, называют исходной.
Информация, которую используют при реализации решения, выполнении конкретных организационных действий, называют организационной информацией.
Любое управленческое решение сопровождается определенными предписаниями, нормами, правилами, рекомендациями. Такого рода информация называется регулирующей.
На завершающем этапе управленческого цикла фигурирует учетно-управленческая информация.
По мнению американских исследователей Р. Акоффа и Ф. Эмери, информацию по типу производимых ею изменений можно разделить следующим образом:
* сообщения информирующего характера,
* сообщения инструктирующего характера,
* сообщения мотивирующего характера.
Очевидно, что множество сообщений содержат в себе признаки каждого из этих трех типов.
Носителями социальной информации являются речь, графика, знаковые системы, коды, символы, различные технические средства.
Источником социальной информации является человеческая деятельность.
Специалисты называют четыре основных способа выработки информации:
Право авторства, информационное право, принадлежащие гражданину от рождения или по закону, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с Гражданским Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных.
Если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.