Что такое информационные технологии в юридической деятельности
Информационные технологии в юридической деятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Информационные технологии— это методы, процессы, способы поиска, сохранения, трансляции, обработки и анализа информационных данных.
Введение
В начале двадцать первого века начался стремительный прогресс в сфере информационной технологии. В современном мире продукты данной области возможно повстречать буквально в каждой сфере общечеловеческого бытия. Применения информационных технологий очень разноплановые. Сегодня практически все служащие, менеджеры, другие специалисты пользуются персональным компьютером и смартфоном для выполнения своих повседневных должностных обязанностей. Но сегодня нет строгого и чёткого определения термина «информационные технологии» и можно встретить разные определения этого понятия. Однако многие учёные и специалисты сегодня считают верной следующую трактовку термина «информационные технологии»: это технологии, которые базируются на новейшей компьютерной техники и коммуникационных средств. Вместе с тем они являются набором разных процессов, которые влияют на информационные данные и служат инструментом для их поиска и сохранения. Эти технологии лают возможность организовать взаимообмен данными среди людей и выступают как метод формирования законодательства, выработки общих решений и прогресса государственной системы права.
Информационные технологии в юридической деятельности
Новейшие научные и технические достижения используются в разнообразных областях человеческой деятельности. В том числе информационные технологии обрели широкое применение в сфере юриспруденции. В этой области они дают возможность разрешить широкий круг проблем, которые возникают при выполнении юристами своих должностных функций. Прежде всего, информационные технологии в юридической практике оказывают помощь в ускорении поиска, переработки и затем анализа требуемых информационных данных. Помимо этого, их применяют для быстрого обмена разными сообщениями, и для пересылки данных, которые требуются государственным учреждениям, учитывая и судебные действия.
Информационные технологии в юриспруденции должны помогать сотрудникам получать не только данные по правовым вопросам. Они помогут в поиске разнообразных аналитических и статистических данных, которые требуются для разрешения разных проблем. Юристам также будут доступны данные из других смежных областей общечеловеческой жизни. Эту информацию возможно найти в специализированных базах информационных данных, программных справочных приложениях по праву или во всемирной паутине. Прогресс информационных технологий даёт возможность юристам существенно сократить временные затраты на анализ большого числа версий, которые предполагаются параметрами дела, чтобы выделить из этого множества оптимальный вариант. Это содействует наиболее взвешенному выбору решения в пределах фактического правового случая. Сейчас все рабочие места корпоративных юристов, юрисконсультов или адвокатов оснащаются компьютерным оборудованием, которое позволяет осуществлять быстрый поиск в различных правовых системах. Чтобы обеспечить непрерывный доступ к этим возможностям, формируются отделы информационных технологий. Сотрудники этих отделов ведут сопровождение правовых программ и обеспечивают выполнение единой технологической политики организации.
Готовые работы на аналогичную тему
Справочно-правовая система
Главной и самой ценной наработкой информационной технологии, которая существенно облегчила работу любого юриста, стало появление справочно-правовой системы. К началу семидесятых годов двадцатого века скопился большой по масштабам объём бумажной информации, который касался документации внутренних и международных правовых отношений и большого количества других документов. Со временем, постоянно усложнялась работа с этим бумажным информационным массивом. И в то же время наступило время развития информационной технологии, что позволило юристам попросить помощи у компьютерных специалистов, которые с успехом справились с поставленной задачей.
В 1967 году программное приложение для компьютера по работе с юридической информацией было разработано в Европе. В Советском Союзе первая справочно-правовая система была внедрена в 1975 году, но изначально ей могли пользоваться далеко не все юристы. И только к концу восьмидесятых годов двадцатого века ситуации корне поменялась. Было разработано большое количество правовых систем, которые предназначались для обширного круга юридических специалистов. В 2011 году появились и мобильные версии справочно-правовых систем, которые могли работать на карманных персональных компьютерах и мобильных модулях.
Автоматизированные информационные системы
Очередным этапом в развитии информационных технологий в юриспруденции стало появление автоматизированной информационной системы. Сегодня такие системы с успехом используются в государственных организациях, делопроизводстве, и других видах деятельности. Например, есть автоматизированные информационные системы для применения в работе правоохранительных органов. Одни из них способны выполнять электронные способы доказательств (АГИПС, АДИС и другие), другие применяются в мероприятиях по розыску преступников и просто пропавших людей (это, например, «Сова», ГИС «Зеркало»).
Чтобы повысить удобство применения автоматизированных информационных систем, в органах правопорядка примерно с 2005 года были внедрены автоматизированные рабочие места. Это стало очередным шагом к созданию единой информационной и телекоммуникационной системы Министерства Внутренних Дел России. При её посредстве была реализована комплексная автоматизация работы рядовых и руководящих работников органов следствия. Используемые программные приложения как часть информационных технологий, способны поддержать в их нелёгкой работе сотрудников всех уровней при раскрытии преступных деяний.
Информационные технологии в юриспруденции
Рубрика: Информационные технологии
Дата публикации: 12.02.2018 2018-02-12
Статья просмотрена: 11249 раз
Библиографическое описание:
Джатдоев, А. Х. Информационные технологии в юриспруденции / А. Х. Джатдоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 20-24. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48304/ (дата обращения: 06.12.2021).
Автором статьи рассматриваются современные информационные технологии в юридической деятельности. На основе изученных источников выделяются классификации ИТ-технологий, приводятся основные характеристики, подробно рассматривается структура экспертных систем. Делается вывод о том, что несмотря на многообразие существующих ИТ-технологий, поиск направлений их модернизации, разработки и внедрения новых — продолжается. Приводятся направления развития ИТ-технологий в юриспруденции как в разрезе автоматизации, повышения эффективности функционала, так и применяемых технических и программных решений.
Ключевые слова: информационные технологии, юриспруденция, справочно-правовые системы, СПС
Активное развитие информационных телекоммуникационных технологий вызвано широким применением их в различных сферах деятельности. Одним из направлений использования информационных технологий является юридическая деятельность. Необходимость хранения огромного массива информации в виде нормативно-правовых документов, возможность быстрого поиска документов, выбора заданных параметров поиска привела к использованию информационных технологий, позволяющих решать названные задачи. Такими технологиями сегодня выступают современные справочно-правовые системы (СПС). Использование информационных технологий в юриспруденции не ограничивается применением СПС. Применение информационных технологий в различных сферах, связанных с юридическим профилем позволяет решать массу текущих проблем, ускорять сбор и поиск информации, хранить большие массивы данных, что требует особых подходов к организации технологического обеспечения. Рассмотрим сферы применения информационных технологий в юриспруденции, направления технического и программного обеспечения юридической деятельности (в различных сферах) с помощью информационных технологий.
Д. С. Латышевым предлагается классификация автоматизированных информационных систем (АИС), применяемых в юриспруденции, на основе их функциональных возможностей. На основе функционала информационных систем можно говорить о:
– информационно-справочных системах (АИСС);
– информационно-логических системах (АИЛС);
– автоматизированных рабочих местах (АРМ);
– экспертных системах (ЭС), системах принятия решений [3, с.15].
АИСС работают в интерактивном режиме, их предназначение — сбор, систематизация, хранение и поиск информации. Различные модификации АИСС представлены справочными правовыми системами (СПС «Гарант», «КонсультантПлюс» и др.).
АИЛС основаны на применении технологий искусственного интеллекта, позволяют решать разнообразные логические задачи (подсистема «След»).
АРМ — являются предметно-ориентированными системами, реализуемыми непосредственно на рабочем месте специалиста, предназначением выступает автоматизация профессиональной деятельности («АРМ следователя (дознавателя)»).
АСУ представляют комплекс программных и технических средств, обеспечивающих автоматизацию управления различными объектами (АСУ «Юрайт: Управление юридическим подразделением»).
ЭС основаны на применении технологий искусственного интеллекта, они включают помимо базы данных, наборы правил и механизмов, которые позволяют распознать ситуацию, вывести решение или рекомендацию по выбору действия (ЭС «Балэкс» (баллистическая экспертиза, ЭС «Кортик» (экспертиза холодного оружия).
Р. Г. Драпезо с соавторами приводят подробную классификацию АИС, используемых в юриспруденции [2, с.307] (рис. 1).
Рис. 1. Классификация АИС в юриспруденции [2, с.307]
При этом авторами подробно рассматриваются применяемые в настоящее время в юриспруденции ИТ-технологии:
– системы, обеспечивающие поддержку электронного документооборота, применение электронной подписи;
– технические устройства (для аудио — и видеозаписи, мобильные устройства коммуникации, мобильные средства защиты свидетелей и др.);
– правовые порталы (http://pravo.gov.ru; http://правительство.рф и др);
– электронное правосудие [2].
Проблемами использования справочно-правовых систем выступают: отсутствие законодательно-закрепленного статуса, требований к качеству и функционалу систем, необходимостью обеспечения информационной безопасности программными средствами, низкая степень их гибкости.
Широкое использование ИТ в деятельности правоохранительных органов рассматривал И. П. Рак [5]. Помимо рассмотренных выше автоматизированных ИС, в правоохранительной деятельности активно используются автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), позволяющие осуществлять поиск в определенной, заданной области (например, АИПС «Оружие» позволяет вести учет утраченного и выявленного огнестрельного оружия); автоматизированные системы обработки изображений (АДИС, АИПС «Портрет» и др.).
Многообразие информационных систем, используемых в юридической деятельности не привело к потере актуальности поиска оптимальных средств и методов технологического и программного решения необходимых задач посредством, как модернизации существующих решений, так и создания новых.
Некоторыми исследователями предлагается модернизировать уже существующие технологические и программные решения. Так, М. А. Масюк предлагает комплексный подход к совершенствованию СПС и электронных баз данных посредством интеграции в них системы, которая реализует визуальное отображение взаимосвязей документов и их анализ на соответствие нормам законотворчества [4]. Предлагаемая система визуализации состоит из трех модулей: подсистемы расстановки гиперссылок, подсистемы автоматического анализа наличия связей, некорректных с точки зрения норм законотворчества, подсистемы визуализации. Реализация программных решений предлагается на основе Lotus Notes/Domino, визуализация схемы связей осуществляется в браузере Internet Explorer с использованием технологии VML (Vector Markup Language) [4, с.44].
В. В. Черненко изучаются особенности экспертных систем, приводится базовая структура экспертной системы (рис. 2) [7, с.323].
Рис. 2. Базовая схема экспертной системы
Основные структурные элементы ЭС — база знаний (факты и правила); механизм логических выводов (логические выводы), пользовательский интерфейс, модуль приобретения знаний (получение данных от эксперта), модуль ответов и объяснений (заключение). При этом все системы, основанные на знаниях, подразделяются на решающие задачи анализа и синтеза.
Продолжается поиск и разработка отдельных модулей, направлений возможной модернизации существующих ИТ в юридической деятельности. Е. В. Булгаковой, В. Г. Булгаковым разработано программное средство для хранения видеоархивов данных, основанных на динамических признаках человека (походка), предназначенное для решения криминалистических задач [1]. Эта программа имеет встроенные алгоритмы для сравнения походки человека с данными, хранящимися в базе данных. Особое значение разработчиками программы придается обеспечению информационной безопасности системы. Она реализуется с помощью безопасной конфигурации на уровне СУБД, парольной защиты, шифрования базы данных, шифрования соединений с сервером, установления прав доступа, резервного копирования, мониторинга подключений, аудита работы и др.
В качестве направления расширения использования ИТ технологий в юриспруденции можно рассмотреть предлагаемую Г. М. Семененко, И. А. Стрижченко модернизацию приема обращений граждан в ОВД [6, c.217]. Использование терминалов предоставления полицией услуг населению полностью переведет регистрацию обращений граждан в электронный вид, что исключит вероятность уклонения от регистрации обращений, отказов гражданам в приеме сообщений, что в результате позволит исключить роль человеческого фактора при регистрации обращений граждан, повысит качество фиксации информации и ответственность сотрудников полиции.
Таким образом, в юридической деятельности применяется огромное количество разнообразных информационных технологий. Они позволяют хранить большие массивы данных, получать, передавать, обрабатывать информацию, решать конкретные, узконаправленные задачи, принимать решения (ЭС-системы), что во многом облегчает работу профессионалов в юридической сфере. Главной задачей использования ИТ-технологий в юриспруденции чаще всего выступает подготовка юридически выверенного решения. При этом традиционно применяемые информационные технологии зачастую не могут обеспечить единый организационно-технологический цикл выполнения работ в юридической деятельности. Несмотря на широкую автоматизацию юридической деятельности посредством ИТ-технологий, поиск новых возможностей применения информационных технологий продолжается. Направлениями совершенствования действующих ИТ являются повышение мобильности (применение технологий мобильного доступа), улучшение функционала существующих систем (в направлении удобства для пользователей). При этом активно обсуждаются вопросы защиты информации от несанкционированного доступа, эффективных технологий хранения и воспроизведения электронной информации (например, в виде электронных доказательств).
Информационные технологии в юридической деятельности
Как повлияли информационные технологии на юридическую деятельность
Развитие информационных технологий ускорило процесс коммуникации, изменило подход к систематизации, хранению и поиску документов. Появились программы для быстрого обмена сообщениями онлайн. Документы уже не обязательно изучать в материальном виде, доступны цифровые копии. Эти и другие новшества повлияли на юридическую сферу.
Применение инструментов из информационной среды помогло юристам быстрее получать необходимые для работы данные. Доступными стали узкопрофильные обучающие материалы. Больше не надо тратить время на поиск последней редакции нужного нормативно-правового акта, иметь его перед глазами в печатном варианте до следующей редакции.
Благодаря информационным разработкам юристы смогли уделять основным задачам больше времени. Технологии позволили автоматизировать многие процессы, связанные с документооборотом.
Применение информационных технологий в юриспруденции
Работу юристов максимально оптимизировали справочные и автоматизированные системы.
Справочные правовые системы – это компьютерная база данных, созданная для информационного сопровождение работы юристов и специалистов смежных профессий. База включает:
Элементы связаны между собой перекрёстными ссылками, историями версий и поиска. Внедрение этого информационного продукта позволило сделать доступными актуальные редакции нормативно-правовых актов круглосуточно из любого места.
Более ранняя систематизация документов отнимала много времени на поиск источников в уже отсортированном массиве данных. Часто это приводило к потере информации, ложным выводам и ошибкам.
Автоматизированные информационные системы для юристов отвечают за хранение, обеспечение эффективного поиска и передачу информации по соответствующим запросам. Доступ к АИС, в отличие от справочных систем, ограничен. Система содержит закрытую информацию о розыскных мероприятиях, специальных экспертизах и используется исключительно в служебных целях. Внедрение АИС позволило сотрудникам сократить время на взаимодействие с разными структурными подразделениями и вовремя получать необходимую информацию.
Как используются информационные технологии в деятельности юриста
Информационная индустрия внедрила в жизнь человека различные электронные устройства. Их использование рассчитано на широкий круг потребителей и не зависит от их профессии. В юридической сфере некоторые устройства стали незаменимыми. Активно применяются:
С помощью этих устройств на электронные носители фиксируются сведения, которые имеют доказательный характер.
Видеоконференцсвязь позволяет не вызывать участников процесса в зал суда на судебных стадиях рассмотрения дел, когда физическое присутствие необязательно. Также не всегда обязательна личная встреча юриста с клиентом. Мессенджеры помогают давать консультации в удобное время. В социальных сетях есть целые сообщества, где профессионалы отвечают на правовые вопросы аудитории.
Благодаря информационным технологиям юридические аспекты стали доступны широкой массе населения – студентам профильных специальностей, простым гражданам, сотрудникам смежных профессий. Работники юридического профиля оптимизировали выполнение каждодневных задач и смогли сконцентрироваться не на рутинном поиске нужных документов, а на важных и срочных делах.
Информационные технологии в юридической деятельности
Роль современных технологий в юридической деятельности
Информационные технологии играют огромную роль в работе юриста. Они помогают найти, обобщить актуальную правовую информацию, оперативно обменяться данными, предоставить необходимые сведения в судебные органы и т. д.
Благодаря информационным технологиям юрист может не только оперативно получать актуальные законодательные сведения. Они дают возможность быстро отыскать статистические данные, без которых подчас невозможно обойтись при решении различных вопросов. Кроме того, из интернета специалист может получить любые данные из смежных дисциплин.
Глубокая интеграция информационных технологий в юридическую деятельность приводит к ускорению процесса поиска и подготовки необходимой документации.
Справочные правовые системы
Говоря о роли информационных технологий в деятельности юриста, нельзя не упомянуть и широкое внедрение справочных правовых систем. Работа с такими системами дает юристу возможность получить доступ к последним редакциям правовых актов и документов.
Можно с уверенностью утверждать, что внедрение справочно-правовых систем стало важнейшим достижением информационной эпохи в контексте юридической деятельности.
В середине прошлого века был накоплен огромный массив данных, в связи с чем систематизация носителей представляла огромные сложности, а поиск необходимой информации мог занимать достаточно долгое время.
Когда начали развиваться информационные технологии, все данные удалось оцифровать и систематизировать. Первая справочная правовая система появилась в 1967 году в Европе, в СССР первая система была внедрена только спустя восемь лет. Первоначально доступ к советской базе был ограничен, однако в наше время появились системы, которыми могут пользоваться даже люди, не имеющие юридического образования.
Автоматизированные информационные системы
Следующим шагом стало появление автоматизированных информационных систем. Такие системы широко используются в юридической деятельности, позволяя проводить розыскные мероприятия, экспертизу и электронное доказывание.
В настоящее время идет работа над созданием автоматизированных рабочих мест и Единой информационной системы МВД, что позволит автоматизировать работу следователей.
Говоря об информационных технологиях в юридической деятельности, нельзя не упомянуть электронный документооборот. В настоящее время он постоянно совершенствуется и дорабатывается.
Современный электронный документооборот представлен в двух формах: электронных доказательств и системы оценки этих доказательств.
Благодаря тому, что в настоящее время имеется возможность регистрировать информацию как о преступлениях, так и о совершивших их гражданах, имеется возможность оперативно оценить криминальную обстановку в любом регионе страны. Информация, которая содержится в системе учета, используется при раскрытии примерно 20% всех преступлений, совершенных на территории России.
Технические средства в юридической деятельности
Современные технические средства позволяют юристам фиксировать необходимые данные и добывать доказательства. Сюда можно отнести технику, позволяющую делать фотографии, а также вести видеосъемку или аудиозапись. Из современных разработок стоит выделить систему защиты свидетелей, которая представляет собой комплекс устройств, включающий в себя камеру, микрофон, систему изменения голоса и т. д.
Еще одним средством, облегчающим работу юриста, является видеоконференцсвязь, дающая возможность проводить рассмотрение дел без очного присутствия участников процесса.
В качестве доказательств при рассмотрении дел в суде нередко используются данные авторегистраторов и видеокамер круглосуточного наблюдения.
Резюмируя, можно сказать, что информационные технологии играют огромнейшую роль в современной юридической деятельности. Благодаря информационным технологиям удалось добиться ускорения принятия юридических решений, усовершенствован процесс поиска и систематизации доказательств, а юристы получили возможность в любой момент найти все необходимые сведения относительно актуальных законов и правовых актов.
Лекция 1. Общее понятие об информационных технологиях в юридической деятельности
1.1. Понятие информационных технологий в юридической деятельности
В наши дни резко возрастают темпы развития и использования информационных технологий в различных сферах жизни общества. Сейчас уже речь идет о переходе к построению глобального информационного сообщества с развитой системой информационных телекоммуникаций. Наблюдается также интенсивное внедрение перспективных информационных технологий во все сферы юридической деятельности.
Если говорить непосредственно о юридической деятельности, то с приходом новых информационных технологий она значительно рационализировалась. В юридической деятельности, как и во многих других видах деятельности, огромную роль играет совершенствование методов передачи, получения, хранения и переработки информации. Ведь правильная организация труда в значительной мере ускоряет его. Что же касается механизации юридической деятельности, то такие нововведения XIX и XX веков, как телефонная и радиосвязь, фото-, кино- и видеосъемка, звукозапись и другие средства получения и фиксации информации в значительной мере способствовали ее оптимизации и повышению эффективности. При этом исключительное многообразие задач, возникающих в юридической практике, позволяет задействовать весь спектр информационных технологий (от обычных текстовых редакторов до автоматизированных информационных систем и «систем-консультантов», которые могут синтезировать определенный ответ после введения некоторых параметров).
Современный специалист юридического профиля, чтобы в полной мере удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, должен владеть и уметь использовать новые информационные технологии. Однако новые информационные технологии, основанные на использовании персональных компьютеров и телекоммуникационных средств, с опозданием входят в современную юридическую практику. Отчасти это обусловлено тем, что юристам, в силу специфики профессии, свойственен консервативный подход к новшествам, в том числе и техническим (право как инструмент взаимоотношений государства и личности в сущности своей предполагает неизменность основополагающих принципов и стабильность способов регулирования отношений между его субъектами).
Для полного уяснения проблемы рассмотрим основные понятия: деятельность, юридическая деятельность, профессиональная юридическая деятельность, юриспруденция, правовая система, юридическая система, информационные технологии, информационные технологии в юридической деятельности.
Понятие «юридическая деятельность» является достаточно широким, позволяющим охватить своим содержанием ее субъектов, средства, методы и формы. Одни и те же субъекты могут осуществлять различные виды юридической деятельности; в рамках различных ее видов могут использоваться одни и те же правовые средства и методы; для всех видов юридической (при всем многообразии правовых форм), а также для большинства случаев правореализующей деятельности характерна общая юридическая форма (правоотношение).
В юридической науке большой интерес вызывает концепция В. Н. Карташова, в рамках которой основательно разработано понятие «юридическая деятельность». Под юридической деятельностью понимается опосредованная правом трудовая, управленческая, государственно-властная деятельность компетентных органов, направленная на выполнение общественных функций и задач (создание законов, осуществление правосудия, конкретизация права и т. п.) и удовлетворение общесоциальных, групповых, а также индивидуальных потребностей и интересов.
Данную традиционную трактовку юридической деятельности можно принять за основу.
Юридическая деятельность в обществе, выступая как разновидность социальной деятельности, не является монолитным образованием. В реальной жизни она делится на определенные виды и подвиды, в процессе правового регулирования взаимодействуют различные ее формы и отмечены взаимопереходы из одной в другую: из организационно-распорядительной в контрольную, из контрольной в правоприменительную, из административно-юрисдикционной в уголовно-процессуальную и т. п.).
Обобщая существующие подходы к классификации юридической деятельности и анализируя ее многообразные проявления, возможно построить классификационную модель. Она характеризуется по следующим классификационным основаниям: характер преобразующего воздействия на общественные отношения, содержание деятельности, форма выражения юридического результата, характер применяемых в ее процессе правовых средств, субъекты, объекты, масштаб деятельности, характер (вид) результатов, особенности процессуальных форм.
Вместе с тем многие из классификационных оснований в определенной степени совпадают, поэтому обособленность классификационных критериев условна, так как специфика того или иного вида деятельности детерминирована многими признаками. Так, характер результата во многом зависит от внутренних и внешних форм деятельности и набора используемых в ее процессе правовых средств. В свою очередь, все это обусловлено характером компетенции субъекта деятельности.
Так как существует необходимость в систематизации и упорядочении гносеологического инструментария, принимая во внимание условность классификационных критериев, классификационная модель в юридической деятельности следующая:
1) по характеру преобразований в общественных отношениях необходимо различать деятельность по нормативному и поднормативному регулированию;
2) по форме выражения юридического результата: правотворческую, учредительную, правосистематизирующую, правоконкретизирующую, интерпретационную, правоприменительную;
3) в зависимости от функций права, которые обеспечиваются в ее процессе: регулятивную и охранительную;
4) по содержанию деятельности: организационно-распорядительную, контрольную, правоисполнительную;
5) по характеру применяемых в ее процессе правовых средств: регистрационную, удостоверительную, разрешительную, правоограничительную, правозащитную и правовосстановительную;
6) по субъектам, возможно деление в зависимости от социально-правовой природы властной компетенции субъекта деятельности: органов государственной власти и их должностных лиц, а также деятельность органов местного самоуправления и их должностных лиц. На основе принципа разделения властей деятельность органов государственной власти можно подразделить на деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
7) по масштабу осуществления деятельности: федерального, регионального и локального уровня;
8) по особенностям процессуальных форм деятельности: административно-юрисдикционная, уголовно-процессуальная, гражданско-процессуальная, арбитражно-процессуальная, уголовно-исполнительная. По данному основанию возможно также и внутривидовое деление: деятельность в виде исполнительного и дисциплинарного, наградного, контрольно-надзорного производств.
Таким образом, необходимо отметить взаимодействие и частичное «поглощение» многих видов юридической деятельности, однако они сохраняют при этом качественное своеобразие. Предлагаемая классификация не затрагивает все возможные проявления юридической деятельности.
Типовые элементы профессиональной деятельности юриста:
1) правовая оценка представленных или найденных фактов;
2) программирование поиска, проверки, оценки фактической информации;
3) поиск правовой информации;
4) подбор правовых норм, получение юридического вывода;
5) ведение в правовых рамках переговоров, выступление в судах и других органах, посредничество для решения конфликтов;
6) подготовка и оформление правовых документов в виде решений, справок, предложений, разработка и обоснование позиций;
7) контроль за процессом и результатами чьей-либо деятельности и др.
Профессиональной юридической деятельности присущи следующие качественные черты:
1) формально-определенный характер выполняемой юридической работы;
2) наличие пределов свободы выбора методов работы;
3) степень творческой самостоятельности при решении правовых задач;
4) подконтрольный характер деятельности;
6) доступность информации и информационная насыщенность выполняемой работы;
7) темп выполнения работы, ее непрерывность;
8) степень ответственности;
9) сложность использования технических средств;
10) возможная конфликтность деятельности и др.
Правовая наука, юриспруденция (лат. jūris prūdentia «правоведение», от лат. jūs, род. п. jūris «право» и лат. prūdentia «предвидение», «знание») — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Таким образом, под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:
1. Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
2. Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
3. Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.
4. Систему подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.
Таким образом, юриспруденция прикладная наука, цель которой разработка методов по созданию норма права для всех отраслей деятельности общества, изучение процессов использования норм права и модификация совокупности норм права по мере необходимости изменений в обществе.
Юриспруденция создает и изучает правовую и юридическую системы любого общества.
Правовая система – это конечная совокупность строго определенных правил поведения и отношений межу объектами и субъектами общества, находящееся под воздействием и контролем органа управления, определенного некоторым обществом.
Таким образом, право или правовая система – это система, состоящая из совокупности норм права:
2) принятых народом на референдуме;
3) организаций (корпоративных);
5) устанавливаемых и управляемых правовых отношений регулирующим устройством от общества, и подразумевающая наличие правового базиса.
Следовательно, правовая система – это совокупность правил поведения общества (субъектов и объектов), закрепленных формами права по способу:
2) юридический прецедент;
3) нормативный акт, – в рамках правового базиса : права человека; конституция общества.
В этой связи, правовая система это совокупность целенаправленных правил, определяющих поведение и отношения субъектов общества: юридических и физических лиц, производственных систем, работодателей и сотрудников, закрепленных формами права, и некоторого регулирующего устройства, которое контролирует и воздействует на процесс использования правил обществом по назначению.
Так как источником норм права является объективная реальность, определяющая способ существования конкретного общества, то, очевидно, что правовая система должна, с одной стороны, объективно отражать все процессы, объекты и отношения между ними в обществе, с другой, контролировать правильность прохождения всех процессов и отношений и воздействовать на эти процессы и отношения. Контролирует процесс правового функционирования юридическая система.
Юридическая система – конечная совокупность объектов, называемых – юридическая служба, и некоторое регулирующее устройство, – которое устанавливает связи между объектами, управляет этими связями, создавая неделимую единицу правового функционирования в обществе.
Эффективное осуществление юридической деятельности в современных условиях невозможно без использования информационных технологий.
Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.
Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта (рис.1.1).
Рис. 1.1. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.
Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель технологии материального производства — выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.
Роль информационных технологий быстро возрастает, что объясняется рядом их свойств:
2. ИТ сегодня становятся силой, помогающей компании получить и сохранить преимущества в конкурентной борьбе;
3. ИТ реализуют наиболее важные, интеллектуальные функции социальных процессов.
4. ИТ влияют на экономику в целом. Они превращаются в социальное явление, определяющее, как выглядит общество в мировом масштабе;
5. ИТ обеспечивают информационное взаимодействие людей, что способствует распространению массовой информации. Они быстро ассимилируются культурой общества, снимают многие социальные, бытовые и производственные проблемы, расширяют внутренние и международные экономические и культурные связи.
6. ИТ занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, в развитии системы образования, культуры, новых (экранных) форм искусства, в популяризации шедевров мировой культуры, истории развития человечества.
7. ИТ играют ключевую роль в процессах получения, накопления, распространения новых знаний.
8. ИТ позволяют реализовать методы информационного моделирования глобальных процессов, что обеспечивает возможность прогнозирования многих природных ситуаций, экологических катастроф, крупных технологических аварий, повышенной социальной и политической напряженности.
9. Профессиональные знания включаются посредством ИТ в наукоемкие изделия и продаются на мировом рынке. Идет торговля невидимым продуктом: знаниями, культурой. Происходит навязывание стереотипа поведения. Именно поэтому в информационном обществе стратегическими ресурсами становятся информация, знание, творчество.
10. Информационные технологии оказывают огромное влияние посредством дистанционного обучения, компьютерных игр, компьютерных видеофильмов и др.
11. Социальное влияние информационных технологий будет заключаться в синтезе западной и восточной мысли.
Информационные технологии обеспечивают пользователю:
· повышение персональной продуктивности;
· информационное взаимодействие с другими людьми;
· развитие творческих способностей;
· получение и распространение знаний.
Информационные технологии обеспечивают компаниям:
· повышение эффективности работы предприятия;
· получение и сохранение преимуществ в конкурентной борьбе;
· расширение внутренних и международных экономических связей;
· прогнозирование поведения рынка;
· поиск способов выхода их кризиса.
Согласно ст.2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные технологии – это процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Таким образом, информационные технологии в юридической деятельности – это процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения правовой информации и способы осуществления таких процессов и методов в юридической деятельности.
1.2. Основные этапы эволюции информационных технологий
Существует несколько точек зрения на развитие ИТ с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех подходов является то, что с появлением ПК начался новый этап развития ИТ. Основной целью становиться удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.
1. Признак деления – вид задач и процессов обработки информации
1-й этап (60 – 70-е годы) – обработка данных в выч. центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития ИТ являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.
2-й этап (с 80-х гг.) – создание ИТ, направленных на решение стратегических задач.
2. Признак деления – проблемы, стоящие на пути информатизации общества.
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM /360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
4-й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и ИС. Проблемы этого этапа весьма многочисленны:
— выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
— организация доступа к стратегической информации;
— организация защиты и безопасности информации.
3. Признак деления – преимущество, которое приносит информационная технология
1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых ИС была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая – плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались ИС, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением ПК. Изменился подход к созданию ИС – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживает контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижении телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. ИС имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие ИТ должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.
4. Признак деления – виды инструментария технологии
1-й этап (до второй половины XIX в.) – «ручная» ИТ, инструментарий которой представляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) – «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3-й этап (40 – 60-е годы XX в.) – «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в ИТ начинается перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) – «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе АСУ и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной деятельности, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией ИТ поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.
5-й этап (с середины 80-х гг.) – «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является ПК с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании СППР определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на ПК и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначения. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные сети.
Совмещая несколько признаков (поколение используемых ЭВМ, класс решаемых задач и тип используемой информационной технологии) можно выделить пять этапов развития ИТ:
I этап – конец 1950 – начало 60-х. Характерные особенности первого этапа:
— использование ЭВМ 1-2 поколений;
— использование ЭВМ для решения отдельных наиболее трудоемких задач (например, начисление зарплаты, материальный учет и т.д.);
— тип ИТ – частичная электронная обработка данных.
II этап – 1960 – начало 1970-х. Характерные особенности:
— использование ЭВМ 2-3 поколений;
— электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажные носители;
III этап – 70-е годы. Характерные особенности:
— использование ЭВМ 3-го поколения;
— комплексная обработка данных на всех этапах управленческого процесса деятельностью предприятия, организации, переход к разработке подсистем АСУ;
IV этап – 80-е годы. Характерные особенности:
— использование ЭВМ 4-го поколения;
— развитие АСУ технологическими процессами (АСУПТ), система автоматизированного проектирования (САПР), АСУ предприятия (АСУП), отраслевого АСУ (ОАСУ), общегосударственных АСУ: планового, статистического и др.;
— использование ЭВМ 5-го поколения;
— комплексное решение экономических задач; объектно-ориентированный подход; широкий спектр приложений; сетевая организация информационных структур; преобладание интерактивного взаимодействия пользователя с ЭВМ;
Зарубежные специалисты выделяют 5 основных тенденций развития информационных технологий:
Первая тенденция связана с изменением характеристик информационного продукта, который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю.
Вторая тенденция связана со способностью к параллельному взаимодействию логических элементов АИТ, совмещением всех типов информации (текста, цифр, звука) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств.
Третья тенденция состоит в ликвидации всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю. Например, ранее из телефонных систем были исключены телефонисты, затем за счет пользователя кредитных телефонных карточек – те, кто собирает деньги. В банковской деятельности часть денег выдается через банкоматы, а не через кассиров. Заказ товаров через телемаркет, минуя базы, склады, магазины или торговых агентов, также отражает эту тенденцию. Становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, ученых между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов на предприятии через систему видеоконференций, электронный киоск, электронную почту.
Четвертая тенденция связана с глобализацией информационных технологий за счет использования спутниковой связи и всемирной сети Интернет, благодаря чему люди получают возможность общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты.
Конвергенция – это пятая из рассматриваемых тенденций. Она заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.
Таким образом, новые информационные технологии являются основой перехода общественного развития от индустриальной к информационной эпохе в мировом масштабе.
1.3. Виды информационных технологий, используемых в правовой сфере
Новые информационные технологии (НИТ) – информационные технологии, базирующиеся на новых, инфологических и компьютерных средствах получения, хранения, актуализации информации, знаний.
Рассмотрим новые информационные технологии, наиболее используемые в правовых системах и проблемах.
СУБД, Система Управления Базами Данных – программная система, обеспечивающая общение программ пользователя и данных из БД. СУБД должна иметь средства позволяющие сформулировать запрос к БД (поиск, сортировка и т.д.) на языке, близкому естественному и понятному пользователю, но в то же время формальному, реализованному на ЭВМ. Такие языки называются языками запросов к базам данных.
2. Технологии хранилищ данных и интеллектуального анализа данных. Хранилище данных – очень большая специализированная БД и программная система, предназначенная для извлечения, коррекции (чистка, правка) и загрузки данных из источников в БД со сложной структурой, включая средства упрощения доступа, анализа с целью принятия решения.
Интеллектуальный анализ данных (Data Mining) – автоматический поиск скрытых в больших базах данных взаимоотношений и связей с помощью анализа, классификации и распознавания (таксономии), шкалирования и т.д. Специальные модели и алгоритмы анализа извлекают из больших баз данных знания, позволяющие агрегировать, интегрировать и детализировать эти данные и, самое главное, принимать на их основе решения. Это, по сути, идентификация скрытых в них зависимостей.
ЭС – накопление опыта, знаний, умений, навыков высокого уровня профессионалов – экспертов, их структурирование и хранение, актуализация с помощью ЭВМ с целью получения экспертных суждений по различным проблемам данной области.
4. Телеконференция – обмен сообщениями между участниками (подписчиками) конференции, объявленной на специальной электронной доске объявлений. Телеконференция представляет собой технологию на базе программных средств интерактивного доступа к ресурсам сети и предназначена для обсуждения какой-либо тематики, например, «Право в Интернет».
Базовая система проведения видеоконференций обычно включает: мощную рабочую мультимедийную станцию; видеокамеру и специальную плату для сжатия видеоинформации; микрофон и видеомагнитофон; средства сопряжения с используемой для проведения конференции сетью.
Телеконференции могут проводиться как в режиме обмена письмами по электронной почте, так и в режиме терминального интерактивного подключения через телекоммуникационные сети. В режиме терминального подключения пользователь может иметь доступ к целой системе телеконференций, но, в отличие от режима почтового подключения, можно подключаться к заявленной конференции непосредственно в сети, с помощью специальных программ, управляющих работой пользователей с телеконференциями. Эти программы позволяют выполнять следующие манипуляции: найти конференцию; подписаться на конференцию (зарегистрироваться); перейти в конференцию; послать отклик (доклад); получить отклик (вопрос, доклад); закрыть подписку и другие.
5. Технология автоматизированных рабочих мест (АРМ). В последние годы распространилась концепция корпоративных и распределенных систем, в которых широко используются локальные информационные системы.
АРМ – предметно-ориентированная АС непосредственно на рабочем месте специалиста и предназначенная для автоматизации профессиональных работ (сидящего за этим рабочим столом сотрудника).
АРМ секретаря-референта правовой системы должно включать редактор текстов, электронную таблицу, переводчики, органайзер и др. АРМ студента-юриста должно включать электронные учебники по изучаемым дисциплинам, обучающие программы и среды, электронные справочники, кодексы и энциклопедии, переводчики, органайзер и др. АРМ банковского служащего и банковские системы, – наиболее развиваемые системы. Они включают программное и техническое обеспечение как специального назначения (например, для банковских расчетов и операции с банкоматами), так и для обеспечения безопасности таких систем.
6. Технологии компьютерного (компьютеризированного) офиса, коллективной работы в офисе. Компьютерный офис – офис, в котором имеется высокий уровень компьютеризации, внедрения АРМ, систем делопроизводства так, что вся профессиональная деятельность офиса может быть успешно автоматизирована.
Компьютерный офис – это, например, адвокатская контора, в которой работа осуществляется с использованием локальных сетей связи и интегрированной программной среды Microsoft Office, которая включает в себя все основные программные пакеты для выполнения типовых и регулярно выполняемых операций, работ в офисе, в частности, ведение делопроизводства, контроль исполнения и др. Microsoft Office имеет встроенный простой язык программирования – Visual Basic for Аpplications (VBA). Этот язык позволяет создавать новые приложения или корректировать и связывать старые, выполняемые в среде Microsoft Office, а также расширять возможности офиса, используемых приложений. Стандартное ядро Microsoft Office включает: редактор текстов Microsoft Word (фу нкции редактора – набор, именование и сохранение текста, модификацию, переименование и перемещение текста или его отдельных фрагментов, вставку различных формул, графиков, таблиц, диаграмм и др.); электронную таблицу Excel (функции – обработка, хранение и модификация в произвольных таблицах чисел, строк, столбцов, формул, по которым динамически модифицируются числа, строки и столбцы); система для презентаций (презентационный пакет) PowerPoint (функции – создание и проецирование на большом экране электронных презентации, слайд-шоу, ярких пленок для проектора, раздаточных печатных материалов); систему управления базами данных Access (реляционная СУБД, доступная любому пользователю и позволяющая быстро и эффективно организовывать, анализировать, перемещать, вести поиск для больших массивов информации, без дублирования информации в них), например, по шаблонам создания базы данных: Адресная книга – создает базу да нных типа адресной книги, Библиотека – создает базу данных типа библиотеки, Контакты – создает базу данных типа кантактных связей и др.
В компьютерных офисах используют две основные технологии (они сейчас вышли за рамки этих офисов).
Технология «Рабочая группа» – технология совместной работы нескольких связанных между собой общими информационными ресурсами компьютеров («рабочей группы»), объединенных для решения какой-либо общей задачи.
Обмен информацией может происходить и между рабочими группами.
Технология (модель взаимодействия) «Клиент-сервер» – это технология взаимодействия компьютеров в сети, в которой каждый из компьютеров имеет свое рабочее назначение. Один, более мощный, компьютер (сервер) в сети владеет и распоряжается информационными и аппаратными ресурсами (процессор, файловая система, почтовая служба, база данных и др.), другой, менее мощный («клиент»), имеет доступ к этим ресурсам лишь через сервер.
7. Технологии машинной графики и визуализации – технологии, базирующиеся на системах рисования и черчения различных графических объектов и образов с помощью компьютеров и устройств рисования, а также их визуального, наглядного представления. Особо следует отметить средства анимации – «оживления» изображений на экране.
8. Гипертекстовые технологии. Гипертекст, hypertext – технология на базе средств обработки больших, структурированных, связанных семантически, понятийно текстов, которые организованы в виде фрагментов, относящихся к одной и той же системе объектов; они позволяют при машинной реализации быстро, нажатием нескольких клавиш, вызывать и помещать в нужное место просматриваемого или организуемого нового текста нужные фрагменты гипертекста. При работе с гипертекстовой системой, пользователь имеет возможность просматривать документы (страницы текста) в том порядке, в котором ему это больше нравится, а не последовательно, как это принято при чтении книг.
9. Средства и системы мультимедиа (multimedia) и гипермедиа (hypermedia). Мультимедийность – актуализация различных сред и чувств восприятия информации.
Примерами средств мультимедиа могут служить звуковые карты (Sound Blaster) для генерирования на ЭВМ широкого диапазона звуков, активные звуковые колонки для их передачи и устройства считывания информации с компакт-дисков – CD-RW, позволяющие считывать и записывать большие объемы информации.
Средства гипермедиа – средства на основе синтеза концепции гипертекста и мультимедиа.
Глобальной гипермедийной системой является WWW (Word Wide Web – Всемирная Паутина) – система навигации, поиска и доступа к гипертекстовым и мультимедийным ресурсам Интернет в реальном масштабе времени. Информация в WWW представлена в виде гипертекстового документа, включающего в себя различные типы данных (текст, графика, видео, аудио, ссылки на другие гипертекстовые документы и т.д.). Такие документы называют WWW-страницами (WWW-pages). Эти страницы просматриваются с помощью броузеров, специальных программ для навигации по сети. Страницы хранятся на компьютерах-узлах сети, которые называют сайтами (site). Каждый компьютер имеет свой уникальный IP-адрес URL (Uniform Resource Locator – универсальный локатор ресурсов), с помощью которого броузер знает, где находится информация и что надо с ней делать. Страни ца – основной элемент WWW. На них находится та информация, которую мы ищем в сети или ссылки на нужную информацию. Для создания гипертекстовых приложений (например, личной WWW- страницы) используется, например, специальный язык HTML (HyperText Markup Language), позволяющий создавать гипертекстовый документ в любом текстовом редакторе формата ASCII, с подключением графических файлов двух основных форматов GIF, JPEG.
10. Нейротехнологии – технологии на базе моделей, методов, алгоритмов, программ, моделирующих, имитирующих нейронные сети и процессы решения интеллектуальных задач; позволяют эффективно реализовывать параллелизм, самообучение, распознавание и классификацию, адаптивность, перестройку структуры, топологии.
11. Технология виртуальной реальности, виртуальная реальность – технологии актуализации различных гипотетических сред и ситуации, не существующих реально и возможных как варианты развития реальных аналогов, систем реального мира; эти технологии и системы позволяют управлять виртуальным объектом, системой, путем моделирования законов пространства, времени, взаимодействия, инерции и др.
Высшая форма развития компьютерного офиса – виртуальный офис и виртуальная корпорация – офисы и корпорации, не существующие в обычном, классическом виде («имеющих вывеску, штат, здание»), а существующие воображаемо (отделы и сотрудники могут находиться даже на различных континентах, общаясь по работе с помощью ЭВМ и сетей связи). Они являются высшей ступенью организации делового сотрудничества и в корне меняют организацию работ и систему информационного обеспечения сотрудников.
При этом новые сотрудники корпорации (сотрудники новой корпорации) имеют дело, в первую очередь, с информационными моделями.
12. Нечеткие технологии (технологии обработки данных и вывода знаний, принятия решений на основе описания систем аппаратом нечетких множеств и нечеткой логики).
Свидетельские показания часто основаны на нечетких, неопределенных четко связях событий и фактов, времен их происхождения, их нечеткой зависимости, поэтому для их анализа, построения экспертной системы анализа эта технология особо эффективна, так как позволяет делать нечеткие выводы, которые затем могут быть проверены. Проблемы дактилоскопии также могут быть решены эффективно с помощью нечетких систем распознавания отпечатков.
1.4. Понятие и виды информационных систем в юридической деятельности
Каждая наука определяет информационную систему в узком смысле как объект своего исследования.
Анализируя понятие информационной системы, выделяет следующие составные части:
— субъекты информационных процессов,
— информационные технологии, реализующие информационные процессы..
Основное назначение информационной системы — реализовать информационные процессы в той области деятельности, где данная информационная система функционирует.
С этой точки зрения и правовая система в целом и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суда, внутренних дел и т.д.) могут и должны рассматриваться как информационные системы.
Во внутренней структуре правовой информационной системы можно выделить следующие составные части:
— субъектов информационных процессов, протекающих в правовых образованиях: специалистов различных областей знания, обеспечивающих функционирование информационной системы, субъектов информационно-правового воздействия;
— социально-правовую информацию, на основе сбора, систематизации и обработки которой информационная система решает поставленные задачи;
— информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов и вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации.
Такой широкий подход к определению информационной системы невозможен для юридической науки. При анализе информационной системы как объекта права необходимо четко разграничить субъектный и объектный составы правоотношений.
В статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационная система определяется как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств»
Другими словами, информационная система это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.
Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис.1.2).
Техническое обеспечение это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. К техническому обеспечению относятся компьютеры, средства коммуникаций и оргтехника. Компьютеры условно можно разделить на два класса: персональные и высокопроизводительные (суперкомпьютеры). Компьютеры могут объединяться в локальные вычислительные сети (ЛВС).
Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.