Что такое информационная грамотность
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»
Информационная грамотность – что это такое?
В наши дни при стремительном росте количества информации, школьные пособия по любому предмету уже не могут вместить в себе все имеющиеся сведения. Более того, информация быстро устаревает. Нельзя рассчитывать на то, что приобретенные знания будут актуальны в течение многих десятилетий. Станут «багажом на всю жизнь». Традиционные курсы «Основы ББЗ» уже не соответствуют современным требованиям.
Даже если технический прогресс еще не дошел до вашей библиотеки – не надо ждать, сидеть, сложа руки, действуйте! Овладевайте новыми технологиями («Развитие критического мышления», «Развитие информационной грамотности»)! Помогите ученику совершенствоваться в обилии поступающей информации, а учителю – реализовать свой творческий потенциал!
Информационная грамотность – важнейший навык современного человека. Сегодня важно не столько научить ученика зазубрить определенный объем информации, сколько научить его самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов. Умение оперативно находить информацию, оценивать ее использование в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека.
«Развитие информационной грамотности у учащихся школьной библиотеки» – вот лозунг нашего времени!
Цель которого – обучить детей работе с информацией современными подходами и развития у них навыка информационной грамотности (ИГ)
При этом не имеется ввиду обучение работы с компьютером. Осваивать ИГ можно и не имея новых технических средств.
Информационная грамотность – это умение оперировать любой информацией, и изучение нового предмета на любом материале: от традиционных – книг, журналов, картотек – до самых необыкновенных технических новинок.
Хотя, конечно, компьютерная грамотность – весьма желательное и в современном мире нужное, но не жестко необходимое условие развития ИГ.
Чем же отличается «информационная грамотность» от «информационной культуры»?
В отечественной литературе термин «информационная культура» впервые появился в 70 – ых годах ушедшего века. Постепенно, с развитием информационных технологий и введение курса информатики в школе, толкование этого понятия все более расширялось и… запутывалось. Кто – то подразумевал под этим компьютерную грамотность, кто – то информатику, а кто – то сводил все к умению работать со словарями, справочниками и каталогами.
Все – таки «информационная культура» – это система знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Понятие «информационная культура» складывается из многих составляющих, в числе которых и ИГ, и ББЗ, и умение работать с текстами, и компьютерная грамотность. Без которой невозможно развитие информационной культуры личности в современном мире.
Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию в каком бы виде она ни была представлена.
Основные аспекты информационной грамотности
Педагогические науки
Похожие материалы
Век информационной культуры сегодня требует от современного человека новых знаний, умений и навыков об информационной среде. Информационно-технический потенциал современного общества характеризуется:
Одной из важных составляющих общей культуры личности является информационная грамотность личности. Информационной грамотностью является набор знаний, умений и навыков учащегося, позволяющий ему синтезировать и обмениваться любой информацией. В процессе обучения учащийся должен научиться самостоятельно, интерпретировать полученную им информацию, которую необходимо формировать до начала систематического обучения. Ее можно расценивать как часть общей культуры личности в целом. Информационная грамотность современного человека определяется:
Информационная грамотность в обучении является его основой, так как выражает основную концепцию ФГОС НОО. От современного учителя уже на первой ступени обучения требуется применение всего информационного потенциала, способствующего формированию информационной грамотности.
В процессе формирования информационной грамотности учеников необходимо учитывать учебно-методический комплекс, который постоянно и планомерно будет ставить каждого ученика в такую ситуацию, в которой ему необходимо работать с обработкой информации. Учитель самостоятельно определяет тему обучения каждой недели, как составной части учебно-воспитательного процесса.
Компонентами информационной грамотности являются:
Широкое использование телекоммуникаций в жизнедеятельности современного человека появился термин «информационная грамотность». Он отражает совместное взаимодействие отдельно взятой личности и окружающими его информационными пространствами. В связи с этим, основной задачей формирования информационной грамотности учащихся достигается с помощью активного включения учащихся в информационную деятельность, подразумевающую поиск, хранение и обработку полученной информации.
Всеобщая информатизация общества оказывает решающее воздействие на все основные сферы жизнедеятельности современного человека, меняет условия его жизни и стереотипы поведения. Также необходимым является создание ситуации информационного поиска, в процессе которой будет формироваться положительный опыт информационной деятельности.
Формирование информационной грамотности опирается на соблюдение таких принципов, как: принцип интегративности и принцип непрерывности. Первый принцип основан на построении единой стратегии в формировании информационно грамотной личности. Второй принцип предусматривает использование всех звеньев системы образования в совокупности друг с другом с целью формирования информационно грамотной личности.
Современный урок сложно представить без использования компьютерных технологий. Учитель самостоятельно выбирает в какой части урока использовать элементы мультимедиа. Это позволяет включать учащихся в активную деятельность, которая способствует главным задачам в формировании информационной грамотности учащихся в процессе учебной деятельности.
В процессе формирования информационной грамотности учащегося основным условием является приобретение умении определять полезность информации в ее огромном потоке. Очевидным является утверждение, что наибольшими образовательными возможностями в решении данной проблемы в настоящее время является дисциплина «Информатика», который, только вводится в начальной школе. В процессе обучения данного предмета, учащиеся смогут уже на начальном этапе обучения, получать информацию об окружающем мире, как о специально организованном информационном пространстве.
Заметим, что актуальные проблемы формирования информационной грамотности учащихся сталкиваются с рядом противоречий: недостаток теоретических и практических основ процесса формирования информационной грамотности учащихся; скудные возможности образовательного пространства. К сожалению, традиционная система передачи знаний учащимся не в полной мере удовлетворяет потребностям современного общества. В связи с этим, педагоги в большей мере ориентируются на, самостоятельного, всесторонне развитого и критически мыслящего ученика неординарно подходящего к решению возникающих перед ним задач.
В соответствии с ФГОС НОО, одной из целей образования является гармоничное развитие личности ученика, которое невозможно без применения компьютерных технологий. Для достижения данной цели необходимым является решение ряда образовательных задач, таких как: овладение представлениями об информационных процессах; формирование аналитического мышления; овладение понятиями обучения и самообучения; формирование норм социального поведения; овладение основами компьютерных технологий.
Процесс обучения должен строиться не только на передаче знаний, умений и навыков, но и на развитии информационной грамотности учащихся.
Данный процесс основан на нескольких аспектах: социальном, воспитательном, познавательном и развивающем.
Социальный аспект, в процессе обучения информационной грамотности учащегося заключается в овладении навыками передачи и транслирования полученной информации, развитием коммуникативных способностей. Воспитательный аспект, в процессе обучения информационной грамотности учащегося нацелен на развитие смысловой культуры учащихся. Познавательный аспект, в процессе обучения информационной грамотности учащихся рассматривается как основной компонент образования. Развивающий аспект, в процессе обучения информационной грамотности учащихся стремится к осмысленному восприятию полученной информации. Все они, так или иначе, взаимосвязаны между собой.
На данный момент перед современным человеком встает проблема приобретения знаний в области способов и методов обработки полученной информации. Преподавание дисциплины «Информатика» на всех уровнях образования позволит сформировать три группы умений, рассмотрим каждую.
Процесс формирования информационной грамотности учащихся основан на теоретическом мышлении, оно оказывает большое влияние в формировании словесно-логического мышления. В процессе формирования информационной грамотности у учащихся невольно формируется осознанность и критичность мышления. Для этого учитель использует проблемные ситуации, в ходе которых учащиеся находят пути решения, доказывают свою точку зрения. Это способствует эффективному усвоению учебного материала при изучении любой дисциплины, что является положительным для последующего обучения и возможности проявлять себя в разных сферах деятельности.
Изучение информационной грамотности позволяет учащимся решить следующие задачи:
Все это позволяет организовать единую информационно-образовательную среду, способствующую развитию информационной грамотности учителей и учащихся, становлению их как полноправных участников образовательного процесса. Полученные в процессе обучения информационной грамотности учащихся знания, помогают учащимся получать информацию из окружающего мира, анализировать ее, что в большей степени отражает связь между информационной грамотностью учащегося и развитием его интеллектуальных способностей.
Организацию обучения информационной грамотности учащихся необходимо производить с учетом обеспечения необходимой компьютерной техникой, электронных ресурсов для полноценного и качественного обучения. Также необходимо помнить о постоянном обновлении учебных материалов и беспрепятственного доступа к мультимедиа материалам.
По окончании школьного курса обучения информационной грамотности учащиеся должны иметь представление о предмете, уметь производить адекватный анализ и синтез полученной информации, усвоить знания о сменных носителях информации, иметь представление о вредоносных программах и уметь производить их очистку и регулярное обновление антивирусных баз.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Статья на тему «Информационная грамотность»
Информационная грамотность – базовый элемент информационной культуры.
ОГАПОУ «СМК», г. Старый Оскол
Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество породило серьезную проблему — своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий. На сегодняшней день жизнь каждого человека обусловлена окружающим его быстро меняющимся информационным пространством. Теперь для полноценной жизни каждому приходится принимать решения, учитывая информацию, относящуюся не только к ближайшему окружению. Сегодня взаимодействия человека и информации определяет вектор развития каждой личности и общества в целом. В этих условиях формируется новый аспект культуры – информационная культура общества.
Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х годах XX века; инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» («Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.)
Информационная культура в широком смысле – это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова – оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации (В.А. Кравец, В.Н. Кухаренко, «Вопросы формирования информационной культуры»). ( http://www.e-joe.ru/sod/00/4_00/ku.html )
Грамотность современного человека – базовый элемент его культуры. Неграмотный человек просто не способен ни приобщиться ко всему тому богатству культурного наследия, которое накопило человечество за тысячелетия своего развития, ни тем более использовать его. Точно так же базовым элементом информационной культуры выступает информационная грамотность. Под обычной грамотностью мы понимаем умения человека читать, писать, воспринимать графические образы и наличие навыков использования этих умений в бытовой и профессиональной деятельности. А что такое информационная грамотность?
В 90-х годах XX века в США и странах Западной Европы появился ряд концепций информационной грамотности, под которой понимается способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать.
В развитие концепции информационной грамотности внесли большой вклад Американская библиотечная ассоциация (ALA) и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA).
В 2006 году вышло в свет «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», подготовленное Председателем Секции по информационной грамотности ИФЛА Хесусом Лау, в которой обобщается и анализируется гигантский массив знаний по данной проблематике, накопленный Секцией за время ее работы.
В этой работе под информационной грамотностью понимается «наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов». ( http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm).
На сегодняшний день одной из самых важных проблем современного образования является развитие информационной грамотности. Информационная грамотность — это не только умение искать информацию, используя такие источники, как электронные носители, видео, аудио — кассеты, системы каталогов, картотек, различного рода указатели и т.д., но и умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации. Наличие огромного информационного потока не может само по себе сформировать подготовленных пользователей без дополнительного массива необходимых знаний и навыков по эффективному использованию информации. Другими словами информационная грамотность — это одна из важнейших составляющих умения учиться.
В учебной исследовательской деятельности студентов чрезвычайно важным делом становится овладение такими видами грамотности, как:
Система образования формирующегося информационного общества призвана решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного мира. Именно система образования должна дать необходимые знания о новой информационной среде обитания, формировать новую информационную культуру и новое информационное мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, жизни человеческого сообщества и, наконец, деятельности самого человека. (http://fan-5.ru/entry/work-171347.php).
Низкий уровень информационной культуры учащихся затрудняет их адаптацию и социализацию, препятствует профессиональной ориентации и становлению как полноправных членов общества.
Главной целью образования становится – развитие информационной культуры учащихся, т.е. подготовить их к жизни в профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Статья на тему «Информационная грамотность учащихся»
Информационная грамотность
Согласно пособию (стр.11-12) информационная грамотность — это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.
Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками :
умение анализировать информацию и использовать ее для самовыражения,
способность к независимому обучению и созданию информации,
готовность быть информированным гражданином и профессионалом,
участвовать в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе.
Информационно грамотные люди знают, как собирать, использовать, организовывать, синтезировать и создавать информацию и данные в соответствии с этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде или для саморазвития.
Информационная грамотность включает следующие навыки:
• Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?
• Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?
• Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?
• Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?
• Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
• Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?
• Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?
Информационно грамотный человек также знает, когда следует прекратить поиск информации. Невозможно собрать все доступные данные. Информационная грамотность позволяет установить момент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, после достижения которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множество других источников.
Медийная грамотность
Медийная грамотность включает следующие составляющие:
Эстетические и креативные навыки: способность видеть, слышать, создавать и интерпретировать медиа контент. Учащиеся могут развивать эти навыки, самостоятельно создавая медиа контент.
Интерактивные навыки: способность общаться при помощи медиа и примерять на себя различные медиа роли. Эти навыки могут быть развиты в рамках коллаборативного обучения и практики. Интерактивные навыки указывают на готовность выражать свои мнения и установки.
Навыки критического анализа. Это умение интерпретировать и понимать значение различных медиа контентов. Учащийся может интерпретировать и оценивать медиа формы и контент, используя различные аналитические инструменты. Эти навыки лучше развиваются через изучение многообразных медиа контентов и жанров.
Навыки безопасности. Это умение находить выход из затруднительных ситуаций и избегать их.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей. К началу XXI века создалась совершенно новая информационная образовательная среда. Но мы, педагоги, не являемся создателями этой среды, мы, скорее, её операторы. Современные информационные технологии радикально меняют форму и соответственно содержание представления и усвоения знаний. Заканчивается этап знакомства с информационными, коммуникационными и аудиовизуальными технологиями. Теперь необходимо правильно ввести их в учебно-воспитательный процесс, максимально использовать их обучающий потенциал, научить ребёнка правильно использовать ИКТ для успешной учёбы и самообразования. [3]
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.
«Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.
Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:
оценивать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и способы её поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при обобщении;
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
использовать информацию для построения умозаключений;
использовать информацию для принятия решений;
при работе с информацией применять средства информационно-коммуникационных технологий.
Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий:» [1]
Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами. «Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.» [1]
Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования.
Тему недели определяет учитель, но делает это он таким образом, чтобы дети ощутили потребность в организации тематической недели как необходимой составляющей учебно-воспитательного процесса. Здесь должно проявиться мастерство педагога как организатора, его профессиональная выдумка, способность увлекать новыми идеями и проектами. При умелом вовлечении учащихся в этот процесс, они должны ощутить потребность в поиске новой информации, желание поделиться этой информацией с другими. Здесь педагог работает на повышение самооценки детей, реализацию творческого потенциала каждого ребёнка, утверждение его в коллективе и как отдельной и неповторимой личности. А у ребёнка формируется умение оценивать потребность в дополнительной информации.
Далее идёт сбор и обработка информации учащимися. Дети учатся пользоваться различными источниками информации, определяя, какой из них более эффективен для того или иного вида информации. Здесь велика доля самостоятельной работы учащихся. Учитель лишь знакомит детей с источниками информации (справочники, энциклопедии, Интернет, собственный опыт и наблюдения) и направляет по нужному пути поиска. Ученики приобретают навыки научной организации труда, формируется умение применять средства информационно-коммуникационных технологий. К работе также подключаются родители.
Собранную и обработанную информацию ученики оформляют в виде доклада или компьютерной презентации. При оформлении проявляются индивидуальные способности, фантазия, выдумка детей. Формируется умение создавать информационные объекты.
Подготовленное сообщение представляется всему классу. Формируется информационная компетентность учащихся, развиваются навыки публичных выступлений. Дети учатся оценивать и сравнивать информацию, которую выбрали они, с той, которую подготовили их товарищи.
Итогом тематической недели служит мероприятие по созданию общего продукта (проекта) или внеклассное мероприятие воспитательного или познавательного характера. Например, проведение тематической экскурсии, создание сборника сочинений, выставка творческих работ.
Вот несколько примеров организации и проведения тематических недель во втором классе.
Перед поездкой в Палеонтологический музей прошла неделя динозавров. Не надо говорить, насколько интересна эта тема для младших школьников. Ознакомившись со всеми сообщениями о видах динозавров, об их образе жизни, о причинах вымирания (это были доклады, презентации), дети поехали на экскурсию в музей. Слушая экскурсовода, ребятам приятно было узнавать сведения, с которыми они познакомились в классе во время недели динозавров. В музее не только получили много новой информации, но и закрепили уже известный материал.
Примеры тематических недель с указанием конечного продукта или мероприятия:
Скажем более того, тематические недели дают хорошую основу для работы с мотивированными учащимися, ощущающими потребность в поиске дополнительной информации по изучаемым темам. Некоторые дети стали проявлять инициативу и самостоятельно готовить сообщения для уроков окружающего мира, литературного чтения, русского языка, для внеклассных мероприятий. Сообщения, оформленные в виде компьютерных презентаций или текстовых докладов, содержат дополнительный материал к теме урока, теме классного часа, часто связанный с личным опытом, с личными впечатлениями.
В заключении отметим, что задача по формированию информационной грамотности учащихся может быть успешно решена педагогами, использующими компетентностный подход в обучении и воспитании, постоянно повышающими свою информационную грамотность, мастерски владеющими современными информационно-коммуникационными технологиями.
Желаем творческих успехов!
Тема моего выступления : Информационная грамотность в начальной школе.
С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире, в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП» включены умения работать с информацией.
Актуальность данной темы заключается также и в том, что своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД.
Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.
Исследователи-педагоги подчеркивают: резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий»
-Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
-Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, ) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)
-Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».
Что такое «информационная грамотность» школьника?
Под термином » информационная грамотность » будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.
умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;
умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;
умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;
умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;
умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.;
умение наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;
умение создавать свои источники информации;
умение использовать современные технологии при работе с информацией;
умение работать с информацией индивидуально и в группе.
Информационная культура рассматривается, как одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Как сформировать информационную грамотность у младшего школьника?
Во-первых, для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией»
ИКТ-ресурсы в предметах( интерактивная доска, магнитофон, фотоаппарат, микроскоп, диагностические датчики, аудио оборудование, др.)
С помощью таких электронных образовательных ресурсов как: Мультимедийное пособие «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» », которое содержит все области знаний, снабжено видео и аудиофрагментами, анимациями, а также обилием иллюстраций, которые можно использовать на уроках.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
После проведения экскурсии обязательно проходит обсуждение, где дети обмениваются впечатлениями, выполняют рисунки, пишут сочинения.
Проведение игр на эрудицию ( например, викторины)- школьники, которые готовят материалы для таких игр, должны посмотреть большое количество источников информации по тематике игры;
Еще меня заинтересовала одна технология. Она называется «Квант»; направлена на работу с информацией и полностью отвечает требованиям ФГОС по формированию УУД на основе текстовой информации.
Технология работы с информацией «Квант» подразумевает осмысление, преобразование и сжатие информации до наименьшего объёма, несущего в себе основной смысл текста.
Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы?
В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования:
1.Работа с источниками информации.
Знание о том, какие источники информации существуют.
Умение использовать различные источники информации
Умение использовать компьютерные технологии.
Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации
2. Обработка и представление результатов
Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.
Умение находить альтернативную и дополнительную информацию
Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его.
Умение описать и представить результаты своей работы.
3. Использование компьютерных технологий.
Умение вводить и оформлять текст на компьютере. Умение работать со средствами Интернета
Формирование информационной грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.
Таким образом, нам- педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!