Что такое индивидуально авторские слова
авторские слова
Полезное
Смотреть что такое «авторские слова» в других словарях:
Авторские слова внутри прямой речи — 1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами. Например: «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а … Справочник по правописанию и стилистике
Авторские слова внутри прямой речи — 1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами. Например: «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а … Справочник по правописанию и стилистике
АВТОРСКИЕ ТАБЛИЦЫ — в библиотечном деле алфавитный перечень распространенных начальных буквосочетаний, пронумерованных арабскими цифрами, по которому определяется авторский знак условное обозначение фамилии автора или первого слова заглавия произведения. Применяются … Большой Энциклопедический словарь
АВТОРСКИЕ ТАБЛИЦЫ — АВТОРСКИЕ ТАБЛИЦЫ, в библиотечном деле алфавитный перечень распространенных начальных буквосочетаний, пронумерованных арабскими цифрами, по которому определяется авторский знак условное обозначение фамилии автора или первого слова заглавия… … Энциклопедический словарь
неологизмы авторские или индивидуально-стилистические — Новообразования, создаваемые поэтами, писателями, публицистами: кюхельбекерно (А. Пушкин), машинерия (В. Яхонтов). Подобные слова так и остаются неологизмами: они не переходят в активный словарь. Отдельные авторские образования с течением… … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография
неологизмы авторские или индивидуально-стилистические — Новообразования, создаваемые поэтами, писателями, публицистами: кюхельбекерно (А. Пушкин), машинерия (В. Яхонтов). Подобные слова так и остаются неологизмами: они не переходят в активный словарь. Отдельные авторские образования с течением времени … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
прямая речь — Воспроизведение высказывания от имени того лица, которым оно было сделано, сопровождаемое авторскими словами (см. авторские слова). По отношению к авторским словам прямая речь выступает как самостоятельное предложение, только по смыслу и… … Словарь лингвистических терминов
ОГЛАВЛЕНИЕ — ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике
Прямая речь — (от лат. oratio recta) – один из способов передачи чужой речи (см.) – воспроизводимая дословно речь какого либо лица, оформленная как относительно самостоятельное предложение и вводимая в текст словами другого лица – автора этого текста, так… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
ПУНКТУАЦИЯ — @Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка § 76. Вопросительный знак § 77. Восклицательный знак § 78 … Справочник по правописанию и стилистике
Индивидуально-авторские слова в творчестве русских писателей
Урок №15
Тема : Индивидуально-авторские слова в творчестве писателей
Цели:
—познакомить учащихся с понятием «окказионализмы», помочь учащимся осознать смысл словотворчества; развивать умение работать с информационным текстом.
-развивать этимологическое, словообразовательное мышление; способность проникнуть во внутреннюю форму слова.
— воспитывать стремление самореализоваться, создавая собственные суждения, оценки; развивать умение строить диалог в ходе парной работы.
Оборудование: тексты для анализа; таблица на доске и в тетрадях учащихся; диагностические карты.
Ход урока
I. Организационный момент. Целеполагание.
— Сегодня мы знакомимся с индивидуально-авторскими образованиями и их роли в художественном тексте.
II . Объяснение нового материала.
1) Создание учителем проблемной ситуации
— В далёком от нас VIII веке Александр Радищев писал: «Ничто для нас столь обыкновенно, столь просто кажется, как наша речь… О вы, любители чудес, внемлите произнесённому вами слову, и удивление ваше будет чрезмерно». Скажите откровенно: часто вы следуете совету внять и удивиться «произнесённому вами слову»? Давайте проверим это.
— Прочитайте четверостишие (заранее записано на доске):
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по нове.
Хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
— Я вижу, вы улыбаетесь. Что вызвало у вас улыбку? Чем удивительны эти слова? Что вы себе представили? Почему? (Используются знакомые грамматические формы: существительные (шорьки, зелюки, мюмзики и др.), прилагательное (хливкие), глаголы (варкалось, хрюкотали). Звуковые ассоциации также вызывают определённые образы.)
— Перед вами пример словотворчества известного английского писателя Льюиса Кэрролла. Вы тоже можете попробовать себя в роли творцов слова. Образуйте новые слова от выделенного в тексте. (Возможные варианты: 1) существительное, обозначающее действие (хрюкотание); 2) прилагательное со значением «склонный, способный к такому действию» (хрюкотливый); 3) прилагательное со значением высшего качества (хрюкотливый-прехрюкотливый); 4) существительное – название лица по его действию (хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик).
— Легко ли образовывать собственные слова? Ответ обоснуйте.
— Каждый из вас образовал новое слово, которого нет в словаре. Как называется такое слово? (Авторский неологизм.) Что вам известно об авторских неологизмах?
Знаю
Хочу узнать
Узнал(а)
Вызывает сомнение
Хочу спросить
Неологизмы – новые слова.
Появляются в языке вместе с новыми явлениями жизни, предметами.
Могут быть авторскими, то есть придуманы конкретными людьми.
3) Объявление темы урока. На доске записана тема: Окказионализмы.
Знаю
Хочу узнать
Узнал(а)
Вызывает сомнение
Хочу спросить
Неологизмы – новые слова.
Появляются в языке вместе с новыми явлениями жизни, предметами.
Могут быть авторскими, то есть придуманы конкретными людьми.
Что такое «окказионализмы»?
Как авторы придумывают свои слова?
Почему эти слова, как правило, не входят в словарный состав языка?
4) Чтение и анализ текста
Окказионализмы выполняют индивидуально-стилистическую функцию в определенном контексте и обычно не становятся достоянием общего языка. Такие слова, остающиеся в рамках авторской речи, не без основания называют «вечными» неологизмами. Впрочем, по признанию лексикографов, «в момент появления» слова (словосочетания) порой трудно сразу же найти надежные критерии для ответа на вопрос: какое слово (значение, сочетание слов) возникло – общеязыковое или разового употребления? Вот некоторые примеры. Оригинальное словосложение сиюминутный придумал В. Маяковский. Оно долго не входило в языковой оборот, однако постепенно «вступило в свои права», часто употреблялось и было зафиксировано в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (22-е изд. М., 1990) вместе с существительным сиюминутность. Характерным примером извлечения из «запасников» ранее созданных слов может быть сложное слово судьбоносный. Впервые зафиксировано в картотеке словарников в 1973 г. (на страницах журнала «Новый мир»). С недавних пор (примерно с 1985 г.) это слово стало активно употребляться политиками, социологами, журналистами, хотя впервые было употреблено Ф.И. Шаляпиным еще в 1932 г.
Но есть и придуманные конкретными авторами слова, которые сразу же вошли в обиход: промышленность, будущность (придуманы Н.М. Карамзиным); стушеваться (ранее известный в жаргоне чертежников, этот глагол в литературное употребление ввел Ф. М. Достоевский); головотяп, головотяпство (впервые употребил М.Е. Салтыков-Щедрин), нимфетка (придумано В.В. Набоковым).
Знаю
Хочу узнать
Узнал(а)
Вызывает сомнение
Хочу спросить
Неологизмы – новые слова.
Появляются в языке вместе с новыми явлениями жизни, предметами.
Могут быть авторскими, то есть придуманы конкретными людьми.
Что такое «окказионализмы»?
Как авторы придумывают свои слова?
Почему эти слова, как правило, не входят в словарный состав языка?
Окказионализмы – индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют.
Используются в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности.
Обычно не становятся достоянием общего языка, так как выполняют индивидуально-стилистическую функцию в определенном контексте. Но есть и придуманные конкретными авторами слова, которые сразу же вошли в обиход.
Есть ли необходимость создавать окказионализмы, если словарный состав русского языка достаточно разнообразен и богат?
Есть ли смысл в таком словообразовании, как «рекачкачайка»?
Кто из современных нам поэтов, писателей создаёт окказионализмы?
— Обратимся к самой интересной части таблицы. Что же вызвало у вас сомнения, и какие вопросы вы хотели бы обсудить после работы с текстом?
— Есть ли необходимость создавать окказионализмы, если словарный состав русского языка достаточно разнообразен и богат?
Возможные варианты ответов:
— Окказионализмы придают своеобразие авторскому стилю, поэтому они нужны.
— Окказионализмы нужны, так как некоторые из них все же закрепляются в языке.
— Нет смысла в таком словообразовании, как «рекачкачайка»
— Занимаются ли поэты, писатели словотворчеством в наше время? (Ответ на вопрос вызвал затруднения у учащихся.)
Учитель: Современные поэты и писатели ценят экспрессивные возможности окказионализмов и широко используют этот прием в своих произведениях:
У поэта с мировой известностью Евгения Евтушенко есть строки, которые просто невозможно обойти вниманием:
Ангара моя, Ангарушка,
Ты куда бежишь? Постой!
Я стою, бледней огарочка,
Над твоею синетой.
— Какие слова в этом четверостишии являются окказионализмами? Каким однокоренным словом можно было бы заменить слово «синета»? Почему Евтушенко придумывает свои слова? Какие они? Почему они так звучат? Почему ими никто не пользуется?
— Найдите индивидуально-авторские образования в отрывках из стихотворений С. Есенина. Что, по-вашему, обозначают эти слова? Как вы об этом догадались?
Ты запой мне песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное-
Дышит запахом меда и роз.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх, ты молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!
— Какие окказионализмы вы заметили в стихотворении?
— Прочитайте стихотворение. В чем его необычность?
О, рассмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
Что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь надсмеяльно, смех надсмейных смехачей!
О, иссмейтесь рассмеяльно, смех надсмейных смехачей!
— Найдите в тексте искусственные слова и объясните, как они образованы.
— Выпишите из текста слова, образованные по следующим моделям.
Ач, над ный, ис йтесь.
— Что вы можете сказать о значении этих искусственных слов?
— Как вы считаете, словотворчество – это хорошо или плохо? Почему?
— К сожалению, порой окказионализмы превращаются в искусственные штампованные словечки-однодневки. Но лично я уверена: стремление человека к яркому, свежему, неповторимому слову обязательно приводит его к творчеству.
. Заполнение диагностической карты (выдаётся каждому учащемуся)
1. Всё ли было вам понятно на уроке? Что всё-таки требует разъяснения?________________________________________________________________________________________________
2. Что вы считаете результатом своей работы? ______________________________________________________________________________________________________________________
3. Оцените свою работу на уроке. Изменилось ли что-нибудь у вас по сравнению с другими уроками? (Если да, то что именно.) ________________________________________________
4. Закончите предложение.
Процесс словообразовательного творчества для меня возможен, невозможен (нужное подчеркнуть), потому что ______________________________________________________________
5. Подчеркните окказионализмы.
Одиночила в комнате девушка
Взволновали её звуки флейты…
Художники! Бойтесь «мещанок».
Они обездарят ваш дар.
Я еду в серебряноспицной коляске.
Все звёзды мира, все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты. (И. Северянин)
VI . Домашнее задание
— Предлагаю вам задания на выбор:
творческое задание : написать небольшое рассуждение на тему: «Почему мне легко (трудно) образовывать собственные слова?»; если это возможно, в сочинение включить примеры собственных окказионализмов, дать им толкование, объяснить, каким способом они образованы;
поисковое задание: найти примеры использования окказионализмов в художественной литературе, в том числе в современной литературе родного края.
Урок «Индивидуально-авторские слова «
Урок №15
Тема : Индивидуально-авторские слова (окказионализмы)
Цели:
—познакомить учащихся с понятием «окказионализмы», помочь учащимся осознать смысл словотворчества; развивать умение работать с информационным текстом.
-развивать этимологическое, словообразовательное мышление; способность проникнуть во внутреннюю форму слова.
— воспитывать стремление самореализоваться, создавая собственные суждения, оценки; развивать умение строить диалог в ходе парной работы.
Оборудование: тексты для анализа; таблица на доске и в тетрадях учащихся; диагностические карты.
Ход урока
I. Организационный момент. Целеполагание.
— Сегодня мы знакомимся с индивидуально-авторскими образованиями и их роли в художественном тексте.
II . Объяснение нового материала.
1) Создание учителем проблемной ситуации
— В далёком от нас VIII веке Александр Радищев писал: «Ничто для нас столь обыкновенно, столь просто кажется, как наша речь… О вы, любители чудес, внемлите произнесённому вами слову, и удивление ваше будет чрезмерно». Скажите откровенно: часто вы следуете совету внять и удивиться «произнесённому вами слову»? Давайте проверим это.
— Прочитайте четверостишие (заранее записано на доске):
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по нове.
Хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
— Я вижу, вы улыбаетесь. Что вызвало у вас улыбку? Чем удивительны эти слова? Что вы себе представили? Почему? (Используются знакомые грамматические формы: существительные (шорьки, зелюки, мюмзики и др.), прилагательное (хливкие), глаголы (варкалось, хрюкотали). Звуковые ассоциации также вызывают определённые образы.)
— Перед вами пример словотворчества известного английского писателя Льюиса Кэрролла. Вы тоже можете попробовать себя в роли творцов слова. Образуйте новые слова от выделенного в тексте. (Возможные варианты: 1) существительное, обозначающее действие (хрюкотание); 2) прилагательное со значением «склонный, способный к такому действию» (хрюкотливый); 3) прилагательное со значением высшего качества (хрюкотливый-прехрюкотливый); 4) существительное – название лица по его действию (хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик).
— Легко ли образовывать собственные слова? Ответ обоснуйте.
— Каждый из вас образовал новое слово, которого нет в словаре. Как называется такое слово? (Авторский неологизм.) Что вам известно об авторских неологизмах?
Знаю
Хочу узнать
Узнал(а)
Вызывает сомнение
Хочу спросить
Неологизмы – новые слова.
Появляются в языке вместе с новыми явлениями жизни, предметами.
Могут быть авторскими, то есть придуманы конкретными людьми.
3) Объявление темы урока. На доске записана тема: Окказионализмы.
Знаю
Хочу узнать
Узнал(а)
Вызывает сомнение
Хочу спросить
Неологизмы – новые слова.
Появляются в языке вместе с новыми явлениями жизни, предметами.
Могут быть авторскими, то есть придуманы конкретными людьми.
Что такое «окказионализмы»?
Как авторы придумывают свои слова?
Почему эти слова, как правило, не входят в словарный состав языка?
4) Чтение и анализ текста
Окказионализмы выполняют индивидуально-стилистическую функцию в определенном контексте и обычно не становятся достоянием общего языка. Такие слова, остающиеся в рамках авторской речи, не без основания называют «вечными» неологизмами. Впрочем, по признанию лексикографов, «в момент появления» слова (словосочетания) порой трудно сразу же найти надежные критерии для ответа на вопрос: какое слово (значение, сочетание слов) возникло – общеязыковое или разового употребления? Вот некоторые примеры. Оригинальное словосложение сиюминутный придумал В. Маяковский. Оно долго не входило в языковой оборот, однако постепенно «вступило в свои права», часто употреблялось и было зафиксировано в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (22-е изд. М., 1990) вместе с существительным сиюминутность. Характерным примером извлечения из «запасников» ранее созданных слов может быть сложное слово судьбоносный. Впервые зафиксировано в картотеке словарников в 1973 г. (на страницах журнала «Новый мир»). С недавних пор (примерно с 1985 г.) это слово стало активно употребляться политиками, социологами, журналистами, хотя впервые было употреблено Ф.И. Шаляпиным еще в 1932 г.
Но есть и придуманные конкретными авторами слова, которые сразу же вошли в обиход: промышленность, будущность (придуманы Н.М. Карамзиным); стушеваться (ранее известный в жаргоне чертежников, этот глагол в литературное употребление ввел Ф. М. Достоевский); головотяп, головотяпство (впервые употребил М.Е. Салтыков-Щедрин), нимфетка (придумано В.В. Набоковым).
Знаю
Хочу узнать
Узнал(а)
Вызывает сомнение
Хочу спросить
Неологизмы – новые слова.
Появляются в языке вместе с новыми явлениями жизни, предметами.
Могут быть авторскими, то есть придуманы конкретными людьми.
Что такое «окказионализмы»?
Как авторы придумывают свои слова?
Почему эти слова, как правило, не входят в словарный состав языка?
Окказионализмы – индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют.
Используются в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности.
Обычно не становятся достоянием общего языка, так как выполняют индивидуально-стилистическую функцию в определенном контексте. Но есть и придуманные конкретными авторами слова, которые сразу же вошли в обиход.
Есть ли необходимость создавать окказионализмы, если словарный состав русского языка достаточно разнообразен и богат?
Есть ли смысл в таком словообразовании, как «рекачкачайка»?
Кто из современных нам поэтов, писателей создаёт окказионализмы?
— Обратимся к самой интересной части таблицы. Что же вызвало у вас сомнения, и какие вопросы вы хотели бы обсудить после работы с текстом?
— Есть ли необходимость создавать окказионализмы, если словарный состав русского языка достаточно разнообразен и богат?
Возможные варианты ответов:
— Окказионализмы придают своеобразие авторскому стилю, поэтому они нужны.
— Окказионализмы нужны, так как некоторые из них все же закрепляются в языке.
— Нет смысла в таком словообразовании, как «рекачкачайка»
— Занимаются ли поэты, писатели словотворчеством в наше время? (Ответ на вопрос вызвал затруднения у учащихся.)
Учитель: Современные поэты и писатели ценят экспрессивные возможности окказионализмов и широко используют этот прием в своих произведениях:
У поэта с мировой известностью Евгения Евтушенко есть строки, которые просто невозможно обойти вниманием:
Ангара моя, Ангарушка,
Ты куда бежишь? Постой!
Я стою, бледней огарочка,
Над твоею синетой.
— Какие слова в этом четверостишии являются окказионализмами? Каким однокоренным словом можно было бы заменить слово «синета»? Почему Евтушенко придумывает свои слова? Какие они? Почему они так звучат? Почему ими никто не пользуется?
— Найдите индивидуально-авторские образования в отрывках из стихотворений С. Есенина. Что, по-вашему, обозначают эти слова? Как вы об этом догадались?
Ты запой мне песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное-
Дышит запахом меда и роз.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх, ты молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!
— Какие окказионализмы вы заметили в стихотворении?
— Прочитайте стихотворение. В чем его необычность?
О, рассмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
Что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь надсмеяльно, смех надсмейных смехачей!
О, иссмейтесь рассмеяльно, смех надсмейных смехачей!
— Найдите в тексте искусственные слова и объясните, как они образованы.
— Выпишите из текста слова, образованные по следующим моделям.
Ач, над ный, ис йтесь.
— Что вы можете сказать о значении этих искусственных слов?
— Как вы считаете, словотворчество – это хорошо или плохо? Почему?
— К сожалению, порой окказионализмы превращаются в искусственные штампованные словечки-однодневки. Но лично я уверена: стремление человека к яркому, свежему, неповторимому слову обязательно приводит его к творчеству.
. Заполнение диагностической карты (выдаётся каждому учащемуся)
1. Всё ли было вам понятно на уроке? Что всё-таки требует разъяснения?________________________________________________________________________________________________
2. Что вы считаете результатом своей работы? ______________________________________________________________________________________________________________________
3. Оцените свою работу на уроке. Изменилось ли что-нибудь у вас по сравнению с другими уроками? (Если да, то что именно.) ________________________________________________
4. Закончите предложение.
Процесс словообразовательного творчества для меня возможен, невозможен (нужное подчеркнуть), потому что ______________________________________________________________
5. Подчеркните окказионализмы.
Одиночила в комнате девушка
Взволновали её звуки флейты…
Художники! Бойтесь «мещанок».
Они обездарят ваш дар.
Я еду в серебряноспицной коляске.
Все звёзды мира, все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты. (И. Северянин)
VI . Домашнее задание
— Предлагаю вам задания на выбор:
творческое задание : написать небольшое рассуждение на тему: «Почему мне легко (трудно) образовывать собственные слова?»; если это возможно, в сочинение включить примеры собственных окказионализмов, дать им толкование, объяснить, каким способом они образованы;
поисковое задание: найти примеры использования окказионализмов в художественной литературе, в том числе в современной литературе родного края.