Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании

Семейные подсистемы

Семейные подсистемы – это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность (Минухин С.,Фишман Ч.,1998).

В составе семейного организма имеются три ключевые подсистемы. Первая из них – супружеская подсистема. Она образуется раньше других и определяет дальнейшее функционирование семьи. Она является наиболее важной, поскольку психологически и эмоционально защищает человека. Супружеская подсистема – это «электростанция», где супруги могут энергетически «подзаряжаться» друг от друга и является базисом развития семьи. Супружеская подсистема включает в себя все поведенческие цепочки, развившиеся из чувств «любви и преданности» партнеров друг к другу, взаимодействия типа муж-жена.

Для супругов в начале своей семейной жизни очень важно выработать стереотипы взаимодействия, которые устраивали бы обоих. Очень важны комплиментарность функций, взаимная поддержка и взаимная адаптация супругов на первом этапе. Здоровую супружескую подсистему характеризуют:

1. Четкое распределение власти и наличие лидерства.

2. Открытая, прямая, двухсторонняя коммуникация (без секретов, намеков, недомолвок, разговоров «вокруг да около»).

3. Взаимность отношений. Ни один, а оба супруга «вносят вклад», существует пространство «МЫ» («мы вместе и делаем что-то вместе друг для друга»).

4. Высокий уровень удовлетворения потребностей и поддержка друг друга. Удовлетворение своих потребностей и потребностей другого. Играет роль контакт с другими (расширенными) семьями.

В дисфункциональных супружеских подсистемах:

1. Роли навязываются и принимаются силой.

2. Стараются изменить партнера, «борьба за власть», не могут поделить сферы.

3. Ассиметричность отношений, некомплиментарность партнера. ( «У одного карьера, а она одна с ребенком»).

4. Закрытая и двусмысленная коммуникация. Много секретов, недомолвок.

Супружеская подсистема влияет и на другие подсистемы. Главная ее функция – эмоциональная поддержка. Если один из супругов не получает эмоциональной поддержки, то это приводит к дисфункции – он ищет ее на стороне. Поддержку может оказывать другие. Например, в неполной семье – отсутствует супружеская подсистема и тогда поддержку женщине будут оказывать бабушка, друзья и сам ребенок.

Родительская подсистема объединяет паттерны взаимодействия, возникшие при воспитании детей и может состоять из отца и матери, но может включать и только одного из родителей вместе со значимыми другими членами семьи, которые участвуют в воспитании. Главная ее функция – воспитание детей. Несмотря на то, что супружескую и родительскую подсистемы входят одни и те же люди, тем не менее, в этих подсистемах они выполняют совершенно разные функции. Причем каждой функции соответствуют свои модели-паттерны взаимодействия. Для родительской подсистемы характерны взаимодействия типа отец-мать. В норме в родительской подсистеме должны быть родители.

В дисфункциональной семье в родительскую подсистему могут включаться и другие люди – бабушки, отчимы, старший ребенок, которые выполняют родительские функции.

Детская подсистема или подсистема сиблингов в функциональных семьях включает только детей. В дисфункциональных семьях – могут еще включаться и родители (например, мама с ребенком будут относиться к детской подсистеме, а бабушка – выступать в родительской роли). Основная функция детской подсистемы – научиться общению со сверстниками, в том числе с учетом их авторитета (проявление сочувствия, умение постоять за себя, организация альянсов, умение договариваться и др.) Единственный ребенок в семье испытывает ту же потребность в общении, поэтому склонен заводить друзей из числа соседей и родственников. Правильное функционирование этой подсистемы подразумевает отсутствие препятствий для общения ребенка.

Огромное влияние на детскую подсистему оказывают супружеская и родительская подсистемы. В функциональных семьях родители обладают большей властью, чем дети. И дети «принимают» эту власть. Поскольку для детей важно включаться в свою детскую подсистему, вмешательство взрослых приводит к тому, что дети не приобретают собственного опыта разрешения конфликтов.

Когда происходят изменения условий жизни семьи, изменения претерпевают и подсистемы, что очень важно для развития и адаптации семьи. В здоровой семье должно функционировать три подсистемы – супружеская, родительская и детская. Супружеская, как правило, в дисфункциональных семьях самая слабая и поэтому мать начинает больше функционировать с сыном. Чем больше подсистем, тем более гибкой будет ролевая структура семьи и легче адаптироваться в условиях стресса.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Параметры семейной системы в аспекте структуры с точки зрения психологии

Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть картинку Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Картинка про Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании

Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть картинку Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Картинка про Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

С точки зрения психологии, семья – это не просто группа людей, связанных родством или узами брака. Это сложная, целостная система, в который много уровней. Семья может быть гармоничной или дисфункциональной, открытой или закрытой. Чтобы человеку справиться со своими проблемами, важно разобраться что из себя представляет конкретная семья, а для этого необходимо разобраться в ее параметрах.

Что из себя представляет семейная система

Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть картинку Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Картинка про Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании

Семейная система – это совокупность элементов, которые находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, а также с системой в целом.

К этим элементам можно отнести:

Состав семьи

Как не странно, далеко не всегда супруги одинаково понимают, кто входит в состав семьи, особенно, если у них повторный брак. Это касается и родственников супругов. Зачастую, даже люди, которые ни юридически, ни кровно не имеют друг к другу отношения, с точки зрения психологии могут быть частью семейной системы, если они психологически относят себя к ней.

Это может быть какой-нибудь «дядя Вова», который на самом деле не дядя, а просто друг семьи. Яркий, хоть и утрированный пример – медведь в комедийном фильме «Третий лишний».

Роли в семье

Это тот набор функций, которые несет каждый член семьи. Роли могут быть традиционные: мать, отец, ребенок, бабушка, то есть те, через которые человек определяет свой социальный статус. Бывают роли межличностные: лидер, любимчик, начальник, аутсайдер. Отдельно выделяют дисфункциональные роли: «больной», «брошенный ребенок», «герой», «козел отпущения» и т.д.

Семейные подсистемы

Они формируются в зависимости от этапов развития семьи и характеризуются формированием различных внутрисемейных коалиций. К таким подсистемам относятся:

Семейная сплоченность

Она определяет, насколько между членами семьи велика психологическая дистанция. Со стороны может казаться, что члены семьи не близки, они мало проявляют нежности, любви, но при этом постоянно проводят время вместе, разделяют общие интересы. Когда что-то происходит, члены семьи сопереживают друг другу. Излишняя сплоченность приводит к сложности сепарации повзрослевшего ребенка, а недостаточная к нехватке любви, эмоциональной отчужденности и психологической изоляции.

Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть картинку Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Картинка про Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании

Семейные системы. Что это такое и как работают семейные системы?

Иерархия

Она отражает взаимоотношения в семье, построенные на власти и подчинении. Иерархическая структура может выстраиваться на основе различных параметров. Например, в зависимости от пола – «у нас все решают мужчины». Может зависеть от возраста – кто старший, тот и прав, или материального положения – кто больше зарабатывает, тот и прав.

В гармоничной семье иерархия выстраивается в зависимости от распределения ответственности. У кого больше обязанностей, кто берет на себя ответственность за благополучие семьи – тот и главный. В дисфункциональной семье «старшим» может быть даже ребенок, чьим капризам и желаниям все потакают, или отец-алкоголик, который не зарабатывает, не несет обязанностей.

6 информативных параметров семейной системы

А.Я. Варга выделила 6 параметров, которые могут показать, что из себя представляет та или иная семья:

Стереотипы взаимодействия в семье – это те сообщения, которыми обмениваются члены семьи, причем они могут быть как вербальные, так и невербальные, но и те и другие несут в себе информации больше, чем может показаться на первый взгляд. Например, муж приходит домой и говорит жене «дорогая, я дома» или молчит.

А еще он может сказать «привет» с разной интонацией. Члены семьи, в том числе и дети, по одному молчанию или тону могут понять, как у отца прошел день. Или по тому, с каким звуком мама моет посуду, определить ее настроение. В дисфункциональной семье ребенок, только слыша, как отец открывает замок, уже может знать трезвый он или нет.

Семейные правила могут быть оговорены, а могут действовать негласно в семье. Они определяют функции каждого из ее членов, их права, обязанности, организацию досуга, свободного времени и прочего. Если правила озвучены, их легко изменить, хотя обычно все члены семьи против этого, поскольку появляется угроза семейной стабильности. Если правила замалчиваются, то они могут даже не осознаваться. Их преодолеть еще труднее, особенно, если они деструктивны.

Семейные мифы можно еще выразить как семейное кредо, то, как семья определят себя, каждого своего члена, главную идею своего существования – «мы – дружная семья», «мы семья спасателей», «мы лучше всех». Мифы сплачивают членов семьи, но мешают семье развиваться, трансформироваться, искать более адаптивные способы поведения.

Также мифы заставляют замалчивать конфликты в семье и поведение, которое этим мифам противоречит. Семейные легенды могут перерастать в установки, которые мешают человеку жить. Так, легенда «в нашей семье все мужчины – инженеры», может заставить ребенка отказаться от мечты стать актером.

«Мама – больной человек, ее нельзя волновать» – не даст ребенку сепарироваться от семьи. «Все умные мужчины носят очки, как твой отец, дед, дядя Коля» может привести к тому, что у ребенка испортится зрение.

Семейные границы бывают внутренние, то есть как члены семьи общаются друг с другом, и внешние – как семья взаимодействует с окружающим миром. Границы могут быть жесткие или гибкие, стабильные или плавающие.

Семейные стабилизаторы – факторы, которые поддерживают существование семьи, такие как общий дом, бюджет, ценности, увлечения. Бывают дисфункциональные стабилизаторы, когда семья не распадается только из-за детей, болезней, в том числе и психосоматических, кого-то из членов семьи.

Семейная история появляется, когда из поколения в поколение повторяется одна и та же судьба. Например, все мужчины разводятся, все пьют, болеют, разбиваются на машине, или все женщины рожают трех детей, становятся вдовами, выходят замуж за алкоголиков, или за офицеров.

Истории могут быть положительные, могут быть отрицательные, но на основе определенных психологических механизмов они влияют на судьбу каждого последующего поклонения, пока кто-то из детей не разорвет этот круг, то есть не выйдет из семейного сценария.

Таким образом, семья – это гораздо большее, чем просто «ячейка общества», это целый мир, в котором живет каждый из нас. Семья оказывает сильное влияние на человека, как сознательно, так и бессознательно, определяет его картину мира и влияет на его решения.

Источник

Семинар 1. Структура и основные подсистемы семьи

Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть картинку Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Картинка про Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть картинку Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Картинка про Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть картинку Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Картинка про Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть картинку Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Картинка про Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании

Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть картинку Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Картинка про Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании

Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть картинку Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Картинка про Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании

1. Основные подсистемы семьи, их характеристика. Семейные границы.

Семейные подсистемы – это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность (Минухин С.,Фишман Ч.,1998).

В составе семейного организма имеются три ключевые подсистемы. Первая из них – супружеская подсистема. Она образуется раньше других и определяет дальнейшее функционирование семьи. Она является наиболее важной, поскольку психологически и эмоционально защищает человека. Супружеская подсистема – это «электростанция», где супруги могут энергетически «подзаряжаться» друг от друга и является базисом развития семьи. Супружеская подсистема включает в себя все поведенческие цепочки, развившиеся из чувств «любви и преданности» партнеров друг к другу, взаимодействия типа муж-жена.

Для супругов в начале своей семейной жизни очень важно выработать стереотипы взаимодействия, которые устраивали бы обоих. Очень важны комплиментарность функций, взаимная поддержка и взаимная адаптация супругов на первом этапе. Здоровую супружескую подсистему характеризуют:

1. Четкое распределение власти и наличие лидерства.

2. Открытая, прямая, двухсторонняя коммуникация (без секретов, намеков, недомолвок, разговоров «вокруг да около»).

3. Взаимность отношений. Ни один, а оба супруга «вносят вклад», существует пространство «МЫ» («мы вместе и делаем что-то вместе друг для друга»).

4. Высокий уровень удовлетворения потребностей и поддержка друг друга. Удовлетворение своих потребностей и потребностей другого. Играет роль контакт с другими (расширенными) семьями.

В дисфункциональных супружеских подсистемах:

1. Роли навязываются и принимаются силой.

2. Стараются изменить партнера, «борьба за власть», не могут поделить сферы.

3. Ассиметричность отношений, некомплиментарность партнера. ( «У одного карьера, а она одна с ребенком»).

4. Закрытая и двусмысленная коммуникация. Много секретов, недомолвок.

Супружеская подсистема влияет и на другие подсистемы. Главная ее функция – эмоциональная поддержка. Если один из супругов не получает эмоциональной поддержки, то это приводит к дисфункции – он ищет ее на стороне. Поддержку может оказывать другие. Например, в неполной семье – отсутствует супружеская подсистема и тогда поддержку женщине будут оказывать бабушка, друзья и сам ребенок.

Родительская подсистема объединяет паттерны взаимодействия, возникшие при воспитании детей и может состоять из отца и матери, но может включать и только одного из родителей вместе со значимыми другими членами семьи, которые участвуют в воспитании. Главная ее функция – воспитание детей. Несмотря на то, что супружескую и родительскую подсистемы входят одни и те же люди, тем не менее, в этих подсистемах они выполняют совершенно разные функции. Причем каждой функции соответствуют свои модели-паттерны взаимодействия. Для родительской подсистемы характерны взаимодействия типа отец-мать. В норме в родительской подсистеме должны быть родители.

В дисфункциональной семье в родительскую подсистему могут включаться и другие люди – бабушки, отчимы, старший ребенок, которые выполняют родительские функции.

Детская подсистема или подсистема сиблингов в функциональных семьях включает только детей. В дисфункциональных семьях – могут еще включаться и родители (например, мама с ребенком будут относиться к детской подсистеме, а бабушка – выступать в родительской роли). Основная функция детской подсистемы – научиться общению со сверстниками, в том числе с учетом их авторитета (проявление сочувствия, умение постоять за себя, организация альянсов, умение договариваться и др.) Единственный ребенок в семье испытывает ту же потребность в общении, поэтому склонен заводить друзей из числа соседей и родственников. Правильное функционирование этой подсистемы подразумевает отсутствие препятствий для общения ребенка.

Огромное влияние на детскую подсистему оказывают супружеская и родительская подсистемы. В функциональных семьях родители обладают большей властью, чем дети. И дети «принимают» эту власть. Поскольку для детей важно включаться в свою детскую подсистему, вмешательство взрослых приводит к тому, что дети не приобретают собственного опыта разрешения конфликтов.

Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Смотреть картинку Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Картинка про Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании. Фото Что такое индивидуальная подсистема в семейном воспитании

Когда происходят изменения условий жизни семьи, изменения претерпевают и подсистемы, что очень важно для развития и адаптации семьи. В здоровой семье должно функционировать три подсистемы – супружеская, родительская и детская. Супружеская, как правило, в дисфункциональных семьях самая слабая и поэтому мать начинает больше функционировать с сыном. Чем больше подсистем, тем более гибкой будет ролевая структура семьи и легче адаптироваться в условиях стресса.

Границы семьи – это « правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии ». Это гласные и негласные договоренности между членами семьи относительно того, кто и что может позволить себе делать в семье и вне ее (кто может приглашать гостей и каких, кто может задерживаться на работе, с кем можно встречаться вне семьи и т. п.).

Каждая семья вырабатывает свои собственные правила, а границы семей имеют неодинаковую гибкость и проницаемость. Гибкость характеризует способность границ семьи к изменениям. В некоторых случаях границы чересчур ригидные – это означает, что семейные правила не меняются, несмотря на изменение ситуации. Это затрудняет адаптацию семьи к новым ситуациям. Проницаемость границ – это установки, существующие в семье, относительно контактов с внесемейным окружением. Иногда семейные границы отличаются высокой проницаемостью, тогда они становятся диффузными, и это ведет к избыточному вмешательству в жизнь семейной системы других людей. Непроницаемые границы ограничивают возможность необходимого общения с внешним миром.

Для молодой пары определение границ семьи в первую очередь означает переопределение своих отношений с родительскими семьями. Теперь роли сына и дочери должны стать вторичными, уступив место ролям мужа и жены.

Одной из наиболее часто встречающихся психологических проблем на этой стадии брака является проблема взаимодействия молодых супругов с родительскими семьями. Она может порождаться в большей степени кем-то из супругов либо родителями.

В первом случае недостаточная зрелость одного из молодых людей, его эмоциональная зависимость от родительской семьи не позволяет сформироваться нормальной супружеской системе. Незрелый супруг продолжает вести себя, преимущественно ориентируясь на нормы, критерии и правила, существовавшие в родительской семье. Это мешает выработке молодой семьей своих собственных правил и норм. Например, жена ощущает необходимость во всем советоваться со своей матерью, и муж начинает ощущать, что этот третий человек также является членом их семьи, так как его желания и представления постоянно учитываются, а иногда он и физически присутствует в семье большую часть времени. Это вызывает недовольство у мужа, возможно, в связи с испытываемым чувством ревности или собственной недостаточной значимости. Психологическая помощь должна быть направлена на уменьшение степени близости одного из молодых супругов с родительской семьей и переориентацию его на близость со вторым супругом.

Во втором случае проблема исходит от родителей, которым трудно снизить степень своего участия в жизни выросшего ребенка. Если сын или дочь были единственными детьми в родительской семье, родителям бывает непросто отказаться от идеи оказания помощи, даже если молодые в ней не очень нуждаются.

Часто подобная родительская помощь имеет явно манипулитивный характер. Она может принимать различные формы: это могут быть дорогие подарки, деньги на покупку каких-либо вещей, выполнение какой-либо домашней работы в молодой семье и т. п. Оказывая ее, родители как бы говорят своему ребенку: «Смотри, как мы о тебе заботимся! Никто не позаботится о тебе лучше, чем мы». В таком случае, если молодой супруг принимает родительскую помощь или подарки, родители считают, что имеют право вмешиваться в жизнь молодой семьи. Скрытая подоплека подобной «помощи» может хорошо осознаваться вторым супругом и вызывать у него чувства злости или обиды. Такая ситуация обладает большим конфликтным «потенциалом», так как каждому из молодых супругов в ней трудно высказать свои претензии друг другу и родительской семье без чувства вины и ощущения собственной неблагодарности.

Слишком большое количество помощи скорее повредит молодой семье, даже если она в ней нуждается: отказ от помощи, как уже было сказано, может порождать чувство вины, а ее принятие может рождать у супругов ощущение беспомощности и неспособности самостоятельно справиться с трудностями. Все это также препятствует формированию супружеской субсистемы.

В подобных ситуациях психологическая работа может быть направлена на осознание всеми участниками ситуации манипулятивного характера их взаимодействий, которые в итоге не приносят психологического благополучия никому: родители имеют взрослого ребенка с проблемами в семейной жизни, а молодые платят за «помощь» чувствами вины, раздражения и обиды.

Следует заметить, что названная проблематика обычно оказывается проблемой и для молодых супругов, и для их родителей. Вероятно, наиболее правильным вариантом оказания психологической помощи была бы работа с расширенной семьей, но это не всегда возможно. Чаще работать приходится с наиболее «доступным» членом семьи, однако при этом всегда следует учитывать остальных задействованных в ней лиц.

Таким образом, супруги должны прийти к соглашению, в какой мере родители мужа или жены могут влиять на принимаемые решения; определить, в какие области жизни молодой семьи родители могут вмешиваться, а в какие – нет. Вмешательство родителей или кого-либо из родительской семьи в жизнь молодой пары может вносить в брак раскол, причем часто без осознания того, что же именно вызывает негативные чувства.

Проблема взаимоотношений с родительской семьей также может быть представлена как проблема дистанции. Слишком близкая дистанция, как уже было сказано, мешает формированию собственного пространства молодой семьи. Для того чтобы защитить независимость семьи, молодые люди могут начать требовать от родителей, чтобы они перестали приходить в их дом, или отказываются ходить в гости к родителям супруга. Однако и попытки стать совершенно независимыми и полностью отделиться от родителей также будут работать на разрушение брака. Искусство жить в браке, по словам Дж. Хейли, предполагает достижение независимости в сочетании эмоциональных связей с родственниками.

Источник

СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СЕМЬИ

СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СЕМЬИ

Структура семьи – одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия. Семейная структура представляет собой совокупность элементов семейной системы и взаимосвязей между ними. В качестве структурных элементов семьи как системы выступают подсистемы.

Индивидуальная подсистема представлена отдельным членом семьи. В рамках семейной терапии она всегда рассматривается во взаимосвязи с другими подсистемами, то есть функционирование отдельного члена семьи анализируется в контексте его многочисленных семейных связей.

Супружеская подсистема. Эта подсистема является базисом нуклеарной семьи, определяя ее функционирование. Она включает в себя супругов, взаимодействие которых направлено на поддержание основной задачи данной подсистемы – удовлетворение личных потребностей брачных партнеров (в любви, близости, поддержке, заботе, внимании, а также материальных и сексуальных потребностей). Следовательно, взаимодействие супругов в рамках данной подсистемы строится по типу «взрослый – взрослый».

Родительская подсистема. Эта подсистема объединяет в себя членов семьи, взаимодействие которых связано с выполнением родительских функций, включающих в себя заботу о детях, их воспитание, развитие, социализацию и т.п. Таким образом, правила поведения в данной подсистеме определяются характером взаимодействий типа «родитель – родитель». Родительская подсистема не всегда состоит из отца и матери, как в традиционной модели семьи, но также может включать значимых других, которые в той или иной мере участвуют в воспитании детей. В случае появления ребенка вне брака, усыновления ребенка одним родителем, в ситуации неполной семьи единственный родитель может нуждаться в системе дополнительной поддержки. Такая система поддержки может включать членов расширенной семьи (дедушек и бабушек), представителей социальных систем (центры психологической помощи, центры социального обслуживания, церковь), друга (подругу), бывшего супруга и др. Родительская подсистема в такой семье может отличаться изменчивостью, что обусловлено конкретными потребностями единственного родителя, а также его способностью «разделять» родительские функции с временными членами родительской подсистемы.

Сиблинговая подсистема. Эта подсистема состоит из братьев и сестер нуклеарной семьи. Сюда также входят приемные и усыновленные дети. Правила поведения в сиблинговой подсистеме определяются взаимодействиями типа «брат – сестра» («брат – брат», «сестра – сестра»). Главная задача данной подсистемы – способствовать развитию навыков взаимодействия ребенка со сверстниками. Это своеобразная экспериментальная площадка, где ребенок имеет возможность исследовать других людей и строить с ними различные типы отношений. Умение отстаивать свою позицию, присоединяться к коалиции, уступать, договариваться – всему этому ребенок научается в группе сверстников. Если в семье только один ребенок, он обычно устанавливает дружеские отношения с детьми соседей и родственников при условии отсутствия препятствий для его общения за пределами семейной системы. Эти отношения позволяют заменить взаимодействие в подсистеме сиблингов.

Детско-родительская подсистема представлена членами семьи, относящимися к разным поколениям, а именно родителями и их еще не взрослыми детьми. Правила поведения в данной подсистеме определяются взаимодействиями типа «родитель – ребенок», направленными на реализацию задачи формирования у детей навыков саморегуляции, усвоения ими норм, ценностей и моделей взаимоотношений в иерархической социальной системе. Именно в рамках данных взаимоотношений ребенок выстраивает систему жизненных ценностей, приобретает опыт соблюдения правил и законов, выполнения обязательств, следования традициям и т.п.

Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы можно описать через следующие параметры: сплоченность, иерархия, внешние и внутренние границы, гибкость, ролевая структура семьи.

Отметим, что в отличие от точных наук, где возможно четкое определение единицы анализа через конкретно измеримые переменные, в психологии (как и в других социальных и философских науках) эта единица носит скорее декларативный характер и является субъективной величиной. Тем не менее, выделение таких единиц анализа позволяет решить задачу описания семейной системы.

ГРАНИЦЫ СЕМЬИ

Понятие «границы семьи» используется для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением (внешние границы), а также между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). Семейные границы представляют собой символические эмоциональные барьеры, которые защищают и поддерживают чувство целостности отдельных индивидов, подсистем и целых семей.

Границы поддерживаются, прежде всего, системой правил и договоренностей, существующих между членами семьи. Эти правила определяют, кто принадлежит к данной системе или подсистеме, и каков характер этой принадлежности.

В модели Д. Олсона параметр «границы семьи» описывается в виде континуума, на одном полюсе которого – жесткие, непроницаемые границы, на другом – размытые границы или их полное отсутствие (А.В. Черников, 2001):

Таким образом, по степени проницаемости выделяют жесткие, проницаемые и размытые границы. Оптимальному способу функционирования семьи соответствуют ясно очерченные и проницаемые границы.

Внутренние границы описывают различия между подсистемами и определяются спецификой существующих в них правил взаимодействия. В случае, когда внутренние границы между родительской и детской подсистемами очень жесткие, в семье может не хватать тепла и близости. Если границы, например, между супружеской и родительской подсистемами размыты, то родители зачастую перестают функционировать как супруги, выполняя исключительно задачи, связанные с заботой о детях и их воспитанием. Подсистемы, в которых установлены недостаточно ясные границы, не способствуют развитию межличностных навыков внутри этих подсистем. Например, если родители вмешиваются в конфликты детей, последние никогда не научатся защищать себя, и это будет нарушать их отношения со сверстниками.

Особенности внутренних границ определяют количество и качество семейных коалиции – объединений, существующих между членами семьи. Понятие о коалициях является одним из центральных в структурном подходе С. Минухина. Можно выделить их два типа:

Например, недостаточно ясные внутренние границы приводят к возникновению межпоколенных коалиций, чем затрудняют развитие семьи. Такие объединения между членами различных подсистем, заключенные на основании гласных или негласных договоренностей, указывают на наличие проблем в семье, а также на нарушения семейной структуры.

А.В. Черников (А.В. Черников, 2001) описывает следующие варианты межпоколенных коалиций (все они являются признаками семейной дисфункции):

Наличие межпоколенных коалиций свидетельствует о нарушениях границ и иерархии в семье. Дж. Хейли пишет о том, что «существует фундаментальное правило социальной организации: организация терпит бедствие, когда коалиции складываются поперёк уровней иерархии, особенно, когда эти коалиции секретные» (J. Haley, 1976). Коалиция, возникающая на основе совместного секрета, связанного с попыткой определённых членов семьи скрыть некоторую информацию от других, будет дестабилизировать всю семейную систему.

Особенности внешних границ отражают степень открытости семейной системы для контактов с внешним миром. Для слишком открытых семейных систем (при размытыхвнешних границах) характерны частые, неконтролируемые «вторжения» извне. Такая семья не обеспечивает необходимый уровень безопасности и комфорта для ее членов. Но не менее опасной является чрезмерная закрытость системы, являющаяся следствием ее жестких внешних границ. Члены семьи с жесткими внешними границами, как правило, отличаются повышенной тревожностью, испытывают страх перед внешним миром и могут иметь трудности при установлении контактов с другими людьми. Внешние границы также выполняют защитную функцию, ограждая семью и ее подсистемы от опасной информации, контактов и пр., а также способствуют сохранению семейной идентичности и стабилизации внутрисемейных отношений.

Взаимосвязь между внешними и внутренними границами обычно описывается как обратно-пропорциональная: чем более диффузны и проницаемы внешние границы системы, тем более жёсткими и ригидными являются внутренние границы, и наоборот.

Например, в семье с размытыми внешними границами интересы ее членов обычно расположены за её пределами, отсутствует лояльность семейным правилам. Члены семьи редко и мало контактируют друг с другом, между ними нет близости. Такая семья может быть описана как группа автономных индивидов, чья независимость сочетается с отсутствием взаимной поддержки (S. Minuchin, 1974).

Наоборот, если семья устанавливает жёсткие и ригидные внешние границы, то ее внутренние границы, чаще всего, оказываются диффузными и проницаемыми. Такая система совершает небольшое количество обменов с внешней средой, а отсутствие или сверхпроницаемость внутренних границ обусловливает «слитость» членов семьи, утрату ими автономии (S. Minuchin, 1974).

Ряд авторов (например, H. Green, R. Verner) считает, что понятие «границы» нуждается в уточнении и дополнительной дифференциации и требует его рассмотрения по двум независимым друг от друга критериям: «близость – забота» и «интрузивность». Параметр «близость – забота» характеризуется вниманием, заботой членов семьи друг о друге, стремлением проводить время вместе. Интрузивность выражается в проявлении чувства собственности и ревности, при этом проявление индивидуальности рассматривается как угроза семейным отношениям. Данные авторы предлагают рассматривать границы не строго как разобщенные или как запутанные. Используя критерии «близость – забота» и «интрузивность», они рассматривают четыре возможных их сочетания: высокая близость – низкая интрузивность, низкая близость – низкая интрузивность, высокая близость – высокая интрузивность и низкая близость – низкая интрузивность (М. Уорден, 2005, с.42 – 43).

РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ

Роль – понятие, в котором отражены и социальные, и индивидуальные особенности личности, взаимодействие внешних и внутренних аспектов ее развития. По Э Томасу и Б. Биддлу, «роль – это набор предписаний, которые определяют, каким должно быть поведение человека, занимающего определенную социальную позицию. В разных контекстах роль определяет предписание, описание, оценку и действие; в идее роли находят отражение скрытые и явные процессы, собственное поведение и поведение других, поведение, которое инициирует индивид, и поведение, которое направлено на него» (B.J. Biddle, E.J. Thomas, 1966, с. 29)

Таким образом, роли представляют собой паттерны поведения, регулируемые долженствованиями и ожиданиями, которые определяют как собственные поступки человека, так и поступки окружающих его людей. Кроме актуального поведения в понятие «роль» включаются желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые приписываются человеку. На характер распределения ролей в семье большое влияние оказывают семейные ценности и нормы.

Семейные роли – закрепленные за каждым из членов семейной системы наборы поведенческих паттернов, определяемые как индивидуальным (совокупность представлений о себе как носителе роли), так и микро-, макро- и мегасистемным уровнями функционирования семьи (Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, 2005). Ролевая структура семьи предписывает ее членам что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом (С. Минухин, Ч. Фишман, 1998).

Ролевое поведение членов семьи может быть связано с выполнением определенных обязанностей и с поддержанием внутрисемейного взаимодействия.

Роли-обязанности позволяют определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни и описываются через выполняемые функции: тот, кто готовит еду, зарабатывает деньги, убирает в квартире и т.п.

Роли взаимодействия позволяют выявить типичные варианты поведения в различных ситуациях семейного общения. Например, в семье могут существовать такие роли, как козел отпущения, всеобщий утешитель, вечная жертва и т.п.

Ролевая структура семейных отношений варьирует между полюсами «ригидная – гибкая», от строго распределенных ролей и жестких семейных правил до такого стиля семейного руководства, когда роли между членами семьи при необходимости могут изменяться. Например, в супружеской паре проявлением данных полярностей в ролевой структуре выступают, соответственно, традиционные и эгалитарные или равноправные браки.

В хорошо функционирующих семьях структура семейных ролей целостна, динамична, носит альтернативный характер и отвечает следующим требованиям:

Показателем дисфункциональности семейной системы служит появление патологизирующих ролей, которые позволяют семье как системе сохранять стабильность, однако в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на ее членов (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, 1999).

Одним из примеров ролевой дисфункциональности является делегирование роли взрослого ребенку, что весьма типично для семей с проблемой алкоголизации, где мать спасает отца и страдает, а ребенок оказывается перед необходимостью стать маминой «опорой» – поддерживает ее, не огорчает, скрывая свои детские трудности. Нередко при этом ребенок используется («триангулируется») матерью для решения супружеских конфликтов: выдвигается как щит во время пьяных скандалов, участвует в переговорах с отцом на следующее утро, например, пытаясь «вразумить» его и т.д.

ИЕРАРХИЯ

Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье, а также включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, главенство, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения.

Иерархия существует в любой социальной системе. Все семьи, в том числе, имеют определенную иерархическую структуру, где взрослые наделены определенной властью. Вместе с тем, идея иерархичности всегда контекстуальна. Например, в одной и той же семье в вопросах воспитания детей власть может принадлежать матери, в то время как распределением семейного бюджета занимается отец.

Можно выделить следующие типы семей, согласно установившейся в них системе семейной иерархии:

Авторитарная семья, иерархия в которой базируется на главенстве одного из партнёров. Выделяют патриархальную семью, где главой является отец, и матриархальную семью, где власть принадлежит матери. Таким образом, в авторитарной семье главой является один из супругов, которому принадлежит основная власть и который несет основную ответственность за семью. Другой супруг обладаем меньшим объемом властных полномочий, чем первый, но большим, чем у детей. Отношения главы семьи с другим супругом и детьми строятся по принципу «доминирование – подчинение».

Эгалитарная семья – это семья, основанная на равенстве супругов. Как правило, в семьях с данным типом иерархии супруги могут как распределять сферы ответственности, как в примере, описанном выше, так и делить ответственность в рамках одной сферы (например, оба супруга несут равную ответственность за поддержание семейного бюджета, за воспитание детей и т.д.). Именно этот тип семьи занимает лидирующее положение в развитых западных странах. Он возник вследствие изменений социальных половых стереотипов, детерминирующих поведение и оказывающих влияние на развитие полоролевых установок. Изменения взглядов на традиционные женские и мужские профессии, экономическая нестабильность в социуме, растущая социальная и географическая мобильность и отдаленность от родственников сопровождается тенденцией к повышению эгалитарности браков.

В различных семьях существуют разные основания, на которых базируется иерархия:

В нормально функционирующей семье иерархия неразрывно связана с ответственностью. Вместе с тем, существуют ситуации, в которых власть и ответственность в одной и той же сфере принадлежат разным людям. В этом случае речь идет о дисфункциональной семье.

Пример. Семья с двумя детьми и отцом-алкоголиком много лет живет за счет матери. Отец не работает, хронически пьет, терроризирует всю семью. Старший сын собирается жениться. Всем было бы удобнее разменять квартиру, но это невозможно, так как отец против. Формально именно он обладает в семье самой большой властью, так как контролирует все процессы. Вместе с тем ответственность за принятие ежедневных решений несет мать.

Следующим и наиболее типичным видом нарушений структуры семьи по параметру иерархии является инверсия иерархии (перевернутая иерархия). При такой семейной дисфункции ребенок приобретает более высокий статус и соответственно большую власть, по сравнению, по крайней мере, с одним из родителей. Данная ситуация, как правило, имеет поддержку на макросистемном уровне через признание особого статуса ребенка прародителями и другими членами расширенной семьи.

Инверсия иерархии часто наблюдается при наличии:

Нарушение параметра «иерархия» также диагностируется в случае ее крайних проявлений: чрезмерной иерархизированности семейной системы и, наоборот, отсутствия в ней иерархической структуры. Это касается как семьи в целом, так и ее отдельных подсистем.

Пример. В семье двое детей: старшему сыну 15, младшему – 8. С одной стороны, родители требуют, чтобы старший сын присматривал и заботился о младшем: забирал из школы, делал с ним домашние задания, кормил его, когда родители на работе. С другой стороны, старший ребенок не имеет со стороны родителей никаких преференций по сравнению с младшим. Они оба должны идти спать в одно время, получают одинаковое количество карманных денег, родители требуют у обоих отчета о проведенном вне дома времени. Противоречивые воспитательные установки родителей по отношению к старшему ребенку приводят к размыванию индивидуальных границ в сиблинговой подсистеме и отсутствию в ней иерархической структуры, вследствие чего младший ребенок не подчиняется старшему, не выполняет его поручения, жалуется на него родителям. По принципу «младшим надо уступать» старший сын оказывается неподержанным родителями. Эта особенность семейного функционирования привела к тому, что младший ребенок испытывает трудности в школе в общении со сверстниками и учителями: он не умеет уступать, договариваться и не признает авторитетов.

СПЛОЧЕННОСТЬ

Сплоченность (связь, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Критерием определения данного параметра семейной структуры является в большей степени интенсивность субъективных переживаний членами семьи характера их отношений, чем модальность этих переживаний (например, любовь, ненависть, обида и др.).

Пример. Отношения в семье, состоящей из отца, матери и дочери 11 лет, на первый взгляд нельзя назвать очень теплыми. В семье не очень приняты выражение ласки, нежности, признания в любви друг к другу. Однако все свободное время члены семьи стремятся проводить вместе: ездят на дачу, ходят в гости, в кино, убирают квартиру, делают покупки. Родители неохотно отпускают дочь на встречи с подругами и одноклассниками, тревожась о том, что может случиться что-нибудь плохое. Никто не может уснуть, пока вся семья не будет дома. Расставание членов семьи на некоторое время по причине командировки отца всегда проходит со слезами со стороны матери и тревожными ожиданиями его возвращения… Описанный выше тип отношений является одним из примеров высокого уровня сплоченности между членами семьи.

Разобщенный – низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения. В таких системах члены семьи эмоционально разделены, имеют мало привязанностей друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Они часто проводят свое время раздельно, имеют различные интересы и разных друзей. Им трудно оказывать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы.

По мнению М. Боуэна, брачные партнеры посредством изолированности друг от друга и подчеркнутой независимости часто скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения, возрастание тревоги при сближении друг с другом (М. Боуэн, 2005). Подобного рода феномен был описан П. Куттером как «эмоциональная импотенция». В ее основе чаще всего лежат два фундаментальных человеческих страха – страх одиночества и страх быть поглощенным другим (П. Куттер, 1998).

Разделенный – некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи. Семьи с разделенным типом взаимоотношений характеризуются эмоциональной отделенностью членов семьи друг от друга, но она не является такой выраженной, как в разобщенной системе. Несмотря на то, что для членов семьи, прежде всего – супругов, более важно время, проводимое отдельно, они способны объединяться для обсуждения проблем, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения.

Связанный – эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях. Связанный тип семьи характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях, не достигающей уровня запутанности. Члены семьи часто проводят время вместе, и оно более важно, чем время, посвященное друзьям и интересам.

Запутанный – уровень сплоченности слишком высок, низкая степень дифференцированности членов семьи. В таких семьях много энергии уходит на сохранение единства их членов, наблюдается крайность в требовании эмоциональной близости и лояльности. Члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, имеют мало личного пространства для развития и проявления своей индивидуальности и характеризуются чрезмерной взаимной эмоциональной вовлеченностью.

Д. Олсон считает, что центральные уровни сплоченности (разделенный и связанный) являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование, в то время как крайние значения (разобщенный, запутанный) являются проблематичными и приводят к развитию семейных дисфункций (А.В. Черников, 2001).

Таким образом, члены семей разделенного и связанного типов способны сочетать собственную независимость с тесными эмоциональными связями с другими членами семьи. Подобный тип взаимодействия, при котором между членами семьи устанавливаются тесные, эмоционально насыщенные связи и в то же время сохраняется уважение к индивидуальным границам, М. Уорден называет «интимностью» (М. Уорден, 2005).

Также как и в других аспектах семейных отношений, каждая семья проходит путь эволюции, выбирая наиболее приемлемую для ее членов эмоциональную дистанцию, позволяющую удовлетворить и потребность в слиянии, и потребность в отделенности.

Нарушение супружеских отношений по параметру сплоченности представляет собой результат разрушения положительных эмоциональных связей между супругами. Он обозначается авторами как «эмоциональный разрыв», «эмоциональный развод», «изоляция», «эмоциональное неприятие» (А.В. Черников, 2001).

ГИБКОСТЬ

Гибкость – способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Для эффективного функционирования семьи нуждаются в оптимальном сочетании внутрисемейных изменений со способностью сохранять свои характеристики стабильными.

В системной модели семейного функционирования R. Beavers способность семьи гибко реагировать и приспосабливаться к меняющимся условиям обозначается параметром «компетентность» (R. Beavers, 1990).

В циркулярной модели Д. Олсона гибкость семейной системы отражает «количество изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения» (А.В. Черников, 2001, с. 32). Автор предлагает данный параметр, как и предыдущие, также рассматривать в виде континуума, описывающего четыре уровня гибкости (А.В. Черников, 2001).

Ригидный (очень низкий). Семейная система называется ригидной, если она характеризуется низкой способностью адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, в силу чего перестает адекватно выполнять задачи, возникающие перед ней в связи с прохождением стадий жизненного цикла. То есть семья оказывается не способной изменяться и приспосабливаться к новой для нее ситуации. Появляется тенденция к ограничению переговоров, большинство решений навязывается наиболее статусным членом семьи. По Д. Олсону, система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована. Согласно ряду исследований (Ю.Б. Алешина, 1989), семья становится наиболее ригидной в период рождения и ухода за маленьким ребенком. В это время в супружеской паре наблюдается усиление значения полоролевых стереотипов в межличностных отношениях, что выражается в жесткой полоролевой дифференциации. Строгое распределение функций выступает способом семейной системы достичь определенного уровня гомеостаза. Достижение ребенком возраста самостоятельности снижает проблему распределения ролей в семье, становясь источником повышения гибкости семейной системы.

Структурированный (между низким и умеренным). При соответствии параметра гибкости структурированному уровню в семейной системе существует некоторая степень пластичности: например, члены семьи способны обсуждать общие проблемы и учитывать мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, однако существует возможность их обсуждения.

Гибкий (умеренный). Гибкому типу семейной системы характерен демократический стиль семейного руководства, открытые переговоры, способность при необходимости менять семейные роли. Например, правила могут корректироваться в соответствии с изменением возраста или с появлением новых членов семьи. Иногда такой семье может не хватать руководства, основанного на принятии каким-либо членом семьи ответственности за изменения. Однако это не приводит к потере стабильности системы.

Хаотичный (очень высокий). Система в хаотичном состоянии имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения, принимающиеся в семье, часто являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного супруга к другому.

Согласно модели Д. Олсона, центральные уровни гибкости (структурированный и гибкий) являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование, в то время как крайние значения по шкале гибкости (ригидный и хаотичный уровни) ведут к нарушениям функционирования семьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *