Что такое индивидуальная образовательная траектория

Методические рекомендации «Дополнительное образование детей: индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная траектория развития»

Дополнительное образование детей:

индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный

образовательный маршрут и индивидуальная траектория развития

Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория

Профстандарт обязывает педагога дополнительного образования обращаться к действенным способам индивидуализации образовательного процесса. К ним сегодня относят разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной траектории развития. Каким детям необходим индивидуальный темп обучения? Какие факторы влияют на выбор индивидуального образовательного маршрута? А также определим различия между индивидуальной образовательной траекторией, индивидуальным образовательным маршрутом и индивидуальной траекторией развития.

В дополнительном образовании можно обеспечить индивидуальный темп продвижения по образовательному маршруту детям с любым уровнем интеллектуального развития. В объединениях дополнительного образования могут заниматься:

– дети, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации; – дети группы риска и т. д.

Все эти категории обучающихся требуют индивидуализации образовательного процесса.

Какие факторы влияют на выбор индивидуального маршрута, смотрите на рисунке 1.

Рисунок 1. Какие факторы влияют на выбор индивидуального маршрута обучения

Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория

Что такое индивидуальный образовательный маршрут

Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория

Развитие учеников в учреждении дополнительного образования может проходить по нескольким индивидуальным образовательным маршрутам одновременно или последовательно. Индивидуальный маршрут создается в рамках одной программы. Его сроки определяют сроки прохождения данной программы или сроки изучения каких-либо ее отдельных тем.

Маршрут имеет достижимую в реальном будущем цель, может корректироваться в соответствии с динамично меняющимися обстоятельствами.

В основе разработки индивидуального образовательного маршрута лежит уровень освоения программы:

стартовый: используются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность содержания программы;

базовый: используются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, обеспечивают целостную картину в рамках содержательно-тематического направления программы;

продвинутый: используются формы организации материала, которые обеспечивают углубленные знания и доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывают в семь этапов. На рисунке 2 смотрите, какие действия предполагает каждый этап.

Рисунок 2. По каким этапам разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут

Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория

Индивидуальный образовательный маршрут предоставляет ученикам возможность выбора видов и способов деятельности.

Как может выглядеть индивидуальный образовательный маршрут в разных вариантах

Образец составления индивидуального маршрута для детей _________________ направленности ОДОД

Количество занятий в неделю: Учебный план:

Используемые технологии, формы методы

Возможность работы с другими специалистами

Реализация индивидуального маршрута:

Цель (на что направлено):

(что удалось, а что необходимо доработать)

Способы оценки успехов ученика:………

Рекомендации по работе с родителями/законными представителями: …

Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И.обучающегося__________________________________________________ Название программы__________________________________________________ Сроки реализации____________________________________________________

Цели и задачи индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный учебный план

Виды и способы деятельности

Интеграция с другими

(консультирова ние, мастер-

(что удалось на данном

Успехи и достижения ___________________________________________________

Что такое индивидуальная образовательная траектория

Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория

Индивидуальная образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями. Траектория в отличие от маршрута может быть длительной по времени. Она учитывает меньшее количество ситуативно-действующих факторов и больше ориентирована на индивидуальные условия конкретного ученика.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории можно представить в четыре этапа. На рисунке 3 смотрите, какие действия предполагает каждый этап.

Рисунок 3. По каким этапам разрабатывают индивидуальную образовательную траекторию

Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория

При составлении индивидуальной образовательной траектории педагог создает для ученика возможность выбора, выступая в качестве консультанта, советчика. Совместными усилиями педагог и ребенок определяют значимые цели и направления деятельности, подбирают необходимые для этого программы и сроки их прохождения, оценивают полученный результат. Особенно актуальны индивидуальные образовательные траектории, когда в организации есть воспитанники с ярко выраженными индивидуальными особенностями. Например, одаренные или с ограниченными возможностями здоровья и т. д. Таким детям трудно «вписаться» в общепринятые рамки. Для максимального раскрытия потенциала, им требуется своя индивидуальная траектория, которая позволит выстраивать образовательный процесс с максимальной результативностью и пользой. Индивидуальная образовательная траектория может охватывать несколько программ и рассчитываться на длительный срок.

Пример Как может выглядеть карта индивидуальной образовательной траектории учащегося

Карта индивидуальной траектории

Цели и задачи индивидуальной образовательной траектории_________________ Сроки реализации индивидуальной образовательной траектории_______________

Источник

Индивидуальная образовательная траектория (маршрут).

Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория

Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория

Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория

Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.

Для достижения поставленных целей используется индивидуализация. Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки учащихся, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимально раскрыть потенциалы и способности.

Формой индивидуализации является индивидуальная образовательная траектория или индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами.

Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:

Индивидуальная – не означает только «один на один» с учителем. Важно найти такой учебный материал, организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности.

Образовательная – значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.

Траектория – след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.

В наиболее общем виде выделяют три типа траекторий, отражающие ведущую направленность обучающегося:

— траектория адаптивного типа требует использования образования для подготовки школьника к современной социоэкономической и культурной ситуации;

— траектория развивающей направленности характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование;

— траектория созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни.

Основная задача педагога – создать вариативную образовательную среду, предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации).

При движении вперед учащийся может выбрать содержание знаний, умений, уровень их освоения, форму учебной работы, темп продвижения.

Образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями в первую очередь на уроке.

Основные элементы создания траектории:

Первоначально описываются варианты индивидуального продвижения учащихся, включающие:

1. Обязательные учебные занятия ученика.

2. Занятия по выбору (элективные курсы) ориентированные на расширение, углубление знаний, отработку умений, приобретение практического опыта.

3. Самостоятельную работу.

4. Проектную деятельность.

5. Дополнительное образование.

6. Участие во внеурочной деятельности.

На основе анализа имеющихся вариантов ученик совместно с учителем и родителями формирует индивидуальную учебную программу на четверть, полугодие, учебный год, включающую:

1. Цель обучения (учитывает интересы, возможности, способности ребенка)

2. Обязательный компонент (учебные предметы)

3. Занятия по выбору школьника (элективные курсы)

4. Направление свободной работы

5. Участие в проектной деятельности

6. Участие в исследовательской деятельности

7. Участие в объединениях дополнительного образования

8. Участие во внеурочной деятельности

10. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:

— определение смысла деятельности

— постановка личной цели

— формирование плана деятельности

— рефлексия, оценка деятельности

— корректировка или переоценка целей и соответственно маршрута движения

Оформление замысла образовательной программы школьника:

Цель моего образования в школе

Цель моего образования на данном этапе

Что я делаю, потому, что мне интересно (выбираю)

Что бы я хотел делать (заказываю)

Что я делаю, потому, что это необходимо (исполняю норму)

Какие проблемы я вижу в достижении своей цели:

Какие способы и формы обучения я буду использовать для решения проблем

Технология тьюторского сопровождения предполагает наличие тьютора основная деятельность, которого заключается в организации процесса становления личности школьника, обеспечении освоения «сопровождаемым» содержания, средств и способов деятельности.

Данная технология предполагает совместную деятельность сопровождающего (тьютора) и сопровождаемого по поводу разрешения проблемы практики и включает следующие основные этапы:

1. Выявление проблемы и понимание ее оснований.

2. Поиск путей решения данной проблемы.

3. Разработка плана решения проблемы.

4. Оказание первичной помощи в ходе реализации плана.

Если речь идет о сопровождении деятельности ближайшего периода, то этапы иные:

1. Анализ настоящего состояния деятельности. Выявление достижений, проблем и трудностей.

2. Проектирование деятельности ближайшего периода.

3. Проектирование необходимого и достаточного образования педагога для осуществления данной деятельности.

4. Проектирование и осуществление мероприятий по сопровождению образования и деятельности школьника.

Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).

Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)

Множественность выборов технологий и адекватных моделей системы сопровождения базируется на исходных положениях адресности «помогающего воспитания». «Помогающее воспитание» как составная часть общественного воспитания, объективно необходимая для создания условий личностного развития школьника, есть специфическая профессиональная деятельность специалистов при решении социально-психологических задач в специально организованных для этого педагогических системах.

При этом процесс сопровождения опирается на организационно-педагогические, технологические и социально-педагогические факторы, а отношения становятся системообразующим фактором всей системы педагогического сопровождения, служат основой целостности моделей, стабилизируя взаимодействия внутри различных компонентов социокультурного пространства.

Источник

Образовательная траектория, программа или маршрут?

Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория

По следам очень интересного обсуждения в «Точке кипения» АСИ, захотелось поделиться своими терминологическими представлениями об индивидуальной образовательной … Тут должен стоять термин.

Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория

Андрей Комиссаров начал с « траектории». Его поддержал Максим Дулинов. Татьяна Ковалева продекларировала выбор тьюторами « программы» и полное отрицание «траектории». Анатолий Сторожев отстаивает « маршрут». Кроме того, всплывала « карта» в разных представлениях…

Можно было бы пропустить, но мне кажется, что удачная терминология облегчает взаимопонимание и развитие ситуации. На встрече времени было мало для подобных погружений.

Полемика по терминам

Оттолкнусь от позиции Татьяны Ковалевой, как я ее понял.

Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть фото Что такое индивидуальная образовательная траектория. Смотреть картинку Что такое индивидуальная образовательная траектория. Картинка про Что такое индивидуальная образовательная траектория. Фото Что такое индивидуальная образовательная траектория

Траектория — путь пройденный пассивным телом, а тьюторы ставят перед собой задачу активного самоопределения ребенка (тьюторанта), поэтому они исключают траекторию из своего вокабуляра. Они выводят ребенка на построение индивидуальной образовательной программы. Для этого они вместе с ребенком строят его личную (индивидуальную) ресурсную карту (топику, векторность, масштаб), а программой называют выбор очередного образовательного (развивающего) шага. В их логике у программы нет конечной точки, ибо человек постоянно развивается: « Программа — это личная свертка ресурсной карты в данный момент». На вопрос о том, что такое определение термина «программа» заметно отличается от общепринятого, было дано подтверждение: да, они этот термин трактуют по своему, опираясь на позицию философа и культуролога Вадима Марковича Розина.

Похожее отношение к траектории у Анатолия Сторожева: « Образовательная траектория — это когда меня запулили и я лечу по инерции мышления. Образовательный маршрут — это когда я его прохожу, это мой жизненный Путь, я строил его карту, я могу изменить свои планы, посидеть и осмотреться, принять новые решения».

Четкий доклад Ковалевой позволяет опереться на ее тезисы и обозначить свои. Прежде всего, она сразу обозначила свою позицию как тьютора. Это облегчает мои рассуждения, потому что позиций может быть много, и моя — не тьюторская. Моя позиция — конструктора новой системы образования, в которой тьютор является одной из важных ролей, но далеко не единственной. Мне важно понять ролевой ассортимент системы и модель отношений между ролями, чтобы вся совокупность максимально отвечала целям всех участников:

Если мы накладываем эти понятия на образовательные задачи, то траектория — это ретроспектива движения по образовательной среде, а программа и маршрут — перспектива этого движения. Причем, чтобы понятия имели разное содержание, имеет смысл считать программу подробно прописанным планом действий, а маршрут— в виде контрольных точек, оставляя свободу реализации движения между ними.

Другими словами, образовательная траектория — это пройденный путь в личном образовании, а программа (маршрут) — это планируемый путь.

При такой трактовке, как мне кажется, тьюторы не могут игнорировать образовательную траекторию, ибо «здесь и сейчас» любого человека определяется накопленным багажом, отталкиваясь от которого можно строить планы (программы, маршруты). В такой логике, на первый взгляд, невозможно строить образовательную траекторию — только планы. И второе замечание — планы могут быть любыми, а траектория исключительно индивидуальная, ибо у каждого она своя, уже пройденная.

Следует обратить внимание, что подобное заимствование терминов из другой сферы происходит только тогда, когда появляются новые смыслы, для которых нет адекватных терминов. Тогда по ассоциации из другой области берется термин, который аналогичен неопределенному новому смыслу. Но дальше происходит расширение ассоциаций — экспансия слова из другой сферы в гораздо большем объеме. Например, траектория начинает трактоваться не только как след от движения, но и как возможность прогноза этого движения на основании расчетов, хотя в нашем случае такая ассоциация становится предельно неопределенной, в отличие от понятных задач баллистики. Или накладываются непонятные дополнительные ограничения типа пассивности объекта — так воспринимается термин специалистом в другой сфере знаний. Поэтому нужно либо строже договариваться о введении новых понятий, либо игнорировать их произвольное употребление и каждый раз уточнять, кто какой смысл в него вкладывает.

Вчера — не сегодня

Почему мы все время говорим о программах? Потому что воспитаны в культуре стабильного общества, привыкшего и считающего правильным обстоятельное планирование и проектирование будущего. Обучение и воспитание, которые в совокупности мы привыкли называть образованием, тоже выстроены в логике социального проектирования: мы, взрослые, знаем, что и как правильно делать, и научаем этому неумелых детей. В логике проектирования образовательного процесса образовательная программа абсолютно органична. Особенно в логике традиционного для классической школы образовательного конвейера, когда все одновременно обучаются по единой программе.

Однако с некоторого момента в середине прошлого века этот конвейер начал давать сбои: общество, повысив уровень грамотности, стало постепенно требовать большей гибкости. Это выразилось в появлении спецшкол, расширении сети дополнительного образования. Потом и этого перестало хватать — опыт педагогов-новаторов вылился в новый закон «Об образовании», дающий право школе самой создавать образовательную программу, ориентируясь на своих детей и педагогов. С этим не справилась устаревшая система управления образованием, начались попытки ограничивать свободу школ по созданию индивидуальных программ, но полностью кран перекрыть уже невозможно. Аналогичные процессы идут и в обществе —традиционные процессы проектирования перестали удовлетворять разработчиков, так как при таком подходе проект устаревает к моменту окончания проектирования. Благодаря Грефу, название одного из новых гибких проектных подходов Agile стало известно широкому кругу.

Самое важное, что всем, включая детей, стало ясно, что никаким сакральным знанием «правильности» взрослые не обладают. Раз так, возникает вопрос: чему они могут научить? Почему дети должны прислушиваться к их мнению и учиться по их программам? Они прекрасно знают от своих родителей и старших родственников, друзей, что школьная «галиматья» практически никому не нужна, а в новых устройствах эти горделивые учителя и вовсе «не копенгаген». Чем они могут быть полезны? Что они пасут их на время отсутствия родителей на работе?

К такому свержению с пьедестала учителя не готовы: они привыкли почитать своих Учителей (с большой буквы) и надеялись на такой же пиетет по отношению к себе, а их даже Председатель Правительства послал заниматься бизнесом, если что-то не устраивает в школе. Если образовательная программа перестает работать или работает исключительно при подавлении воли учеников, что можно делать?

Индивидуализация

Наиболее адекватным ответом на новые проблемы в организации образования стала индивидуализация — опора на личные особенности и пристрастия ученика. Для этого учитель и ученик должны оказаться созвучны, взаимоинтересны и полезны. Вариантов может быть много. Для тьютора это акцент исключительно на формирование личного позыва ребенка (тьюторанта) — он сам является источником образовательной программы. На западе это часто называют персонализацией. Но есть и более технологичный вариант, когда можно выбрать из набора — это более традиционный вариант индивидуализации, в противовес строго персональному (заказному) подходу. Во втором варианте всегда есть образовательная программа в традиционном смысле, но набор учебных курсов у каждого получается свой — все траектории разные. В первом варианте образовательная программа может быть как традиционная, так и в специфическом понимании тьюторов. А траектория тоже индивидуальная.

Итак, 3 варианта формирования образовательной программы в разных смыслах, но во всех формируется индивидуальная образовательная траектория.

Если предположить, что с учетом стремительного расширения способов и каналов обучения каждый ученик окажется перед широчайшим разнообразием выбора, то проблемой станет акт выбора. Что услуги консультантов будут остро востребованы и что искусственный интеллект будет с живыми консультантами успешно конкурировать, уже понятно. Интересно, что будет первично, программа (маршрут) или траектория?

Берусь утверждать, что в условиях быстрых изменений и широкого выбора, каждый следующий образовательный выбор будет в значительной мере ситуативен и спонтанен. Могу предположить манипулятивные управляющие действия на молодежь, но этот вариант рассматривать не хочу — это социальные риски. В открытой среде на выбор смогут влиять значимые субъекты. В профессии останутся только значимые для ребенка люди, имеющие вес своими эмоциональными, социальными, профессиональными компетенциями. Именно они смогут выстраивать ситуации, в которых дети с удовольствием будут что-то осваивать. Именно они смогут через серию успехов и формирования уверенной компетенции подвести их к целевому поведению, в котором требуется построение маршрутов и программ, а не только сиюминутных образовательных продвижений.

Учитывая, что и для старшего поколения, воспитанного в проектной логике, она не стала определяющей для всех, надеяться на всеобщий охват программным (проектным) мышлением не приходится. Но он не всем нужен, как выясняется по жизни, несмотря на постоянное давление, создаваемое рекламой про лидерство и организованность.

Что строим?

А раз так, основным в образовании получается освоенное (траектория), а не программа (маршрут)! Но учителя проектную логику все равно вынуждены вести, даже если подготовленные планы приходится все время корректировать, т.е. будут продолжать строить программы (с учетом возрастающей гибкости), а ученики и родители — траекторию: учителя проективно, а ученики с родителями — ситуативно, по факту, на один-два шага «здесь и сейчас», в тьюторском понимании программы.

Из этого совсем не следует хаотичность образовательного процесса и ненужность учителей, тьюторов, консультантов: они действуют проективно, их предложения по построению и реализации образовательных маршрутов важны именно внятностью перспектив. Именно это дает разумный выбор ученикам и их родителям. Но с их стороны выбор происходит не раз и навсегда, а итерационно, шаг за шагом. И никто не знает, будет ли следующий шаг продолжением прошлого выбора или он окажется на новом образовательном маршруте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *