Что такое иллюстративный материал
иллюстративный материал
Смотреть что такое «иллюстративный материал» в других словарях:
иллюстративный — ая, ое; вен, вна, вно. Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. И. материал. И. метод. ◁ Иллюстративность, и; ж … Энциклопедический словарь
иллюстративный — I см. иллюстрация II ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. иллюстративность Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. Иллюстрати/вный материал. Иллюстрати/вный метод … Словарь многих выражений
словарь лингвистический — Словарь, в котором дается разъяснение значения и употребления слов (в отличие от энциклопедического словаря, сообщающего сведения о соответствующих реалиях предметах, явлениях, событиях). Диалектный (областной) словарь. Словарь, содержащий… … Словарь лингвистических терминов
Книга — с точки зрения технически производственной совокупность рукописных или печатных листов, объединенных одной обложкой или переплетом. Обычно термин прилагается только к К., исполненным печатным способом. Развитие К. как целостного организма… … Литературная энциклопедия
История петербургской балетной школы — Основные статьи: Балет Мариинского театра, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 Краткое описание истории развития танцевального искусства … Википедия
Список балетных критиков — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЬ1К — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия
Византийский светский костюм — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
БУКВАРЬ — азбука, учебник для пер вонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников… … Российская педагогическая энциклопедия
БУКВАРЬ, азбука — учебник для первонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников нормы… … Российская педагогическая энциклопедия
Иллюстративный материал
Иллюстративный материал в научных текстах используется с целью наглядной демонстрации результатов исследования, подтверждения результатов рассуждения и т.д. К иллюстративным материалам относятся фотографии, чертежи, а также графические формы свертывания информации.
Фотографии – изображения, полученные в результате фотографического процесса и рассматриваемые человеком непосредственно (изображение в электронном или печатном виде).
Чертежи – проекционные изображения предметов в масштабе на различных носителях, в том числе на бумаге.
Графическими формами свертывания информации являются схема, график, диаграмма, таблица, карта, план.
Схемы. Существует множество разных видов схем. Традиционно они делятся на два больших класса: структурные схемы и схемы, отражающие процесс.
Кластерная схема удобна как для выявления и структурирования имеющихся знаний по теме, так и для постановки вопросов, требующих выяснения. Особенность схемы-кластера в том, что она показывает различные равнозначные направления и связи, и в то же время может развивать каждую ветвь по принципу подчинения.
Схема подчинения показывает иерархическую структуру чего-либо (структуру штата школы или библиотеки, структуру научной дисциплины по принципу «от общего – к частному» и др.). При использовании такой схемы часто возникает одна ошибка: в иерархическую схему пытаются уложить систему взаимосвязей разных структур, на самом деле не подчиняющихся друг другу. Это происходит еще и оттого, что в стандартном наборе слайдов в PowerPoint есть только иерархическая схема, а другие виды схем приходится строить самим, что не очень просто. Важно очень четко отличать иерархическую схему от схемы взаимодействия.
Схема взаимодействия отличается от предыдущей тем, что выстраивает не иерархические, а партнерские взаимосвязи равных по уровню звеньев. Чаще всего на таких схемах стрелки направлены, например, от блока А к блоку Б и обратно, или от каждого из блоков – к блоку С. Схемы взаимодействия строить сложнее, чем иерархические, так как легко сделать логическую ошибку или пропустить какое-то звено, из-за чего нарушается все построение. Но если схема выстроена верно, она очень наглядно представляет все взаимосвязи. Часто данная схема сочетается с предыдущей, что помогает увидеть связи (процессы) во всем их многообразии. Если взаимосвязи в рассматриваемом вопросе не только партнерские, но и иерархические, лучше сначала построить две разных схемы, а потом свести их в одну, которая и будет использоваться как окончательная.
Кольцевая схема. Название данной схемы говорит само за себя. Она строится стрелками по кольцу от блока к блоку и отражает, как правило, замкнутый цикл чего-либо. Такие схемы можно увидеть во многих текстах: круговорот воды в природе, экосистема леса и т.п.
Циклическая схема. Она, в отличие от кольцевой, представляет явления или процессы, повторяющиеся с некоторой регулярностью, но на самом деле не являющиеся замкнутыми, например, цикл развития бабочки или лягушки. Такая схема чаще всего линейна и заканчивается многоточием: икринка – головастик – головастик с лапками и хвостиком – лягушка – икринка – головастик – … Циклическая схема может быть вписана в линейную временную или пространственную шкалу, например, распределение солнечного света от Северного полюса – к Южному.
Графики. Главное отличие графиков в том, что они показывают относительные изменения одного показателя в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи. Создание графиков из имеющихся сведений – не очень сложный процесс. Но умение их сравнивать, особенно если несколько графиков вкладываются в одну систему координат – это показатель хорошего уровня информационной грамотности.
Диаграммы, как правило, используются в тех случаях, когда нужно сравнить абсолютные показатели на данный момент или в данных условиях.
Таблицы. Эта форма используется тогда, когда нужно свести ряд данных для сравнения или противопоставления по разным параметрам. Здесь тоже чаще всего речь идет об абсолютных, а не изменяющихся показателях. Таблицы хороши не только при работе с количественными (и вообще – измеримыми) показателями, но и тогда, когда нужно представить себе общую картину происходящего по фактам, событиям и т.п.
Карты и планы. Пользование картой или планом – это тоже пользование свернутой информацией. Конечно, рисовать самим географическую карту как способ сжать информацию о регионе непродуктивно. Но уметь при необходимости начертить простейший план местности или помещения – необходимо.
В работе с графическим свертыванием информации важно не только научиться «упаковывать» полученные сведения в те или другие графические формы, но и понимать сферу применения каждой и выбирать оптимальную для данной работы.
При оформлении иллюстративного материала необходимо помнить ряд правил.
1) Весь иллюстративный материал, кроме таблиц, именуется рисунком. Подпись, включающая номер рисунка его и название, располагается под рисунком. Номер и название таблицы располагается над таблицей.
2) Обычно иллюстративный материал располагается по центру текста и имеет оптимальные размеры (символы на рисунке соответствуют буквам текста, детали рисунка пропорциональны изображениям на других рисунках и т.д.).
3) Иллюстративный материал должен быть не повторением того, что изложено в тексте, а наглядным подтверждением мыслей, фактов, описаний и др. Иллюстрации должны использоваться только в тех случаях, когда они заменяют, раскрывают, поясняют или дополняют информацию.
4) Иллюстрации должны быть четкими и понятными для чтения.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы основные правила оформления цитат?
2. Для чего нужны и чем отличаются ссылка и сноска? Как они оформляются?
3. Какие виды иллюстративного материала вы знаете?
4. Какие особенности нужно учесть при оформлении иллюстраций?
Задание 1. В подготовленной вами обзорной статье проверьте оформление цитат (прямых и косвенных), ссылок, сносок (при наличии), иллюстративного материала.
Иллюстративный материал
Иллюстративный материал – материал, содержащий в себе основные выдержки из выпускной квалификационной работы, перекликающиеся с текстом доклада. Иллюстративный материал включает материалы практического характера из всех разделов, за исключением теории. Иллюстративный материал не должен быть перегружен и содержать все таблицы и рисунки выпускной квалификационной работы. В иллюстративном материале должно быть не более чем 6–7 таблиц. Иллюстративный материал скрепляется в папку – скоросшиватель, количество таких папок должно соответствовать числу членов ГЭК, плюс один экземпляр должен быть у докладчика, и один экземпляр должен вшивается как последнее приложение в выпускную работу. В Приложении представлен титульный лист иллюстративного материала.
Лист нормоконтроля
Лист нормоконтроля оформляется и подписывается нормоконтролером, прилагается к выпускной квалификационной работе и содержит оценку всех элементов выпускной квалификационной работы с указанием на замечания по их оформлению или отсутствие таковых. В Приложении представлена форма листа нормоконтроля.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ИЗЛОЖЕНИЮ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Оформление выпускной квалификационной работы
Выбор иллюстративного материала при написании дипломной работы
Иллюстративный материал является важной частью работы, помогающей проиллюстрировать авторские выводы, лучше и нагляднее подать текст дипломного исследования, а также упростить сложную информацию, подав её с помощью графиков, схем и рисунков.
Иллюстративный материал является важной частью работы, помогающей проиллюстрировать авторские выводы, лучше и нагляднее подать текст дипломного исследования, а также упростить сложную информацию, подав её с помощью графиков, схем и рисунков.
Выбираем правильно иллюстрации
Выбрать подходящие изображения можно в ходе изучения теории, так как зачастую рассматриваемая тема сама подсказывает, что именно нужно выбрать для её точной и последовательной демонстрации.
Также можно обратиться к специальным каталогам. С помощью ключевых слов обязательно появится возможность отыскать что-то стоящее. Помимо этого, автор дипломной работы сам может составить иллюстрационный материал. Сделать это можно следующими способами:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Для чего именно нужен иллюстрационный материал?
Стоит помнить, что иллюстрации обязательно должны быть организованными, полными, содержательными, а также отражать саму тему работы. Ведь их главная цель — это обеспечение нужной наглядности, чтобы читатель смог лучше усвоить предложенный материал, а также увидеть, как именно автор дипломной работы понимает определённую проблему или концепцию.
Помимо этого, иллюстративный материал достаточно хорошо в некоторых случаях придаёт ясность тем доводам, которые использует дипломник для аргументации своей точки зрения. Следовательно, получается, что подбор иллюстраций на прямую связан с такими серьёзными составляющими работы как цель, проблематика и тема исследования.
Как правильно оформлять рисунки?
При оформлении рисунков нужно помнить следующее:
Выводы
В заключение данной статьи хотелось бы ещё раз напомнить, что иллюстративный материал имеет достаточно большое значение, особенно, если у него получается выгодно оттенять составленный вами текст.
При использовании фотографий в приложениях старайтесь выбирать самые яркие из них. Также они должны быть хорошего качества, чтобы у членов комиссии имелась возможность во всех деталях рассмотреть то, что на них изображено.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Консультация для воспитателей «Как работать с иллюстративным материалом»
Марина Кущенкова
Консультация для воспитателей «Как работать с иллюстративным материалом»
Консультация для воспитателей
«Как работать с иллюстративным материалом».
1. Роль использования иллюстративного материала
Использование иллюстративного материала играет особую роль в обучении детей дошкольного возраста, т. к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействие на органы чувств (зрительные, слуховые) обеспечивает разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию различных взаимосвязей исторических событий и реальной жизни. Работа с иллюстративным материалом содействует выработке у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребенка.
2. Дидактические функции наглядности
1) Расширение чувственного опыта (в этом случае в качестве средств наглядности должны выступать реальные объекты и изображения, их копирующие).
2) Раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений (в этом случае возникает необходимость в соответствующих иллюстративных средствах: рисунках, схемах, фотографиях, таблицах и др.).
Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя» и воспринимается последовательно.
Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. Созданные художником образы закрепляют впечатление от прочитанного, иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд.
3. Основные дидактические функции учебных иллюстраций
а) Иллюстрация может работать как пояснение текста.
б) Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у детей аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала.
в) Иллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами.
г) Иллюстрация может помочь ребенку понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.
д) Учебная иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням.
4. Возможности при использовании иллюстративного материала
Учебные иллюстрации, являющиеся (или изображающие) произведениями изобразительного искусства (художественные иллюстрации, репродукции,позволяют:
а) развивать у обучающихся наглядно-образное мышление;
б) способствовать развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи;
в) раскрывать (расширять, уточнять) содержание текста;
г) понимать и запоминать теоретические сведения;
д) раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;
е) осваивать практические навыки.
5. Выбор иллюстративного материала
Подход к иллюстрированию и к выбору вида (типа) иллюстраций определяется:
— содержанием учебного материала;
— доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;
— необходимостью использования научно- обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;
— психологическими особенностями восприятия иллюстраций.
6. Основные приёмы работы с иллюстративным материалом
При «чтении» (рассматривании) иллюстрации (репродукции или фотографии) воспитателю не следует отвлекать внимание детей ни объяснениями, ни вопросами. На это может отводиться от 1 мин. до 3-4 мин. в зависимости от сложности сюжета. Цель этого приема – в целостном восприятии изображаемого, его эмоциональном воздействии на ребенка.
Рассказ педагога рекомендуется использовать в том случае, если сюжет сложен для понимания детей. Рассказ должен быть кратким, но эмоциональным, образным, раскрывающим смысл картины, вызывающим у детей определенное отношение к изображаемому сюжету.
7. Действия учителя при отборе иллюстративного материала к уроку
При подготовке к занятию воспитатель должен сам тщательно рассмотреть используемый иллюстративный материал, продумать структуру занятия, ход, место иллюстрации в занятии, цель, методику, соотнесение с текстом. На основе тщательного анализа подобрать вопросы и задания.
При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.
Детям интересно то, что они видят в данную минуту, то, что изображено.Дошкольники живут чувствами: вижу и слышу. Пусть рассматривают, рассуждают, отстаивают свое мнение. Воспитателю важно направлять мысли детей, а не навязывать свое суждение. Он создает на занятии атмосферу сотрудничества, не оценивает ответы детей во время дискуссии ни словом, ни взглядом, т. к. все мнения и высказывания детей во время работы ценны. В результате этого у детей исчезает страх ошибки, боязнь, что его мнение не соответствует мнению воспитателя, активизируется познавательная деятельность дошкольников.
Работа по развитию речи детей – дошкольников предполагает и использование картин, картинок, открыток, другого иллюстративного материала.
В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок с помощью педагога может составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
Существует три основных вида работы с картинами,отличающиеся задачами и методикой:
• Рассказывание по картине.
1. Рассматривание картин используется во всех возрастных группах.
Методика рассматривания аналогична методике обследования предмета и похожа на методику наблюдения.Она включает три этапа:
1) целостное восприятие картины;
2) рассматривание отдельных предметов (строение, форма, цвет, расположение в пространстве, детали) и центральных «героев» картины;
3) возвращение к целостному восприятию картины, определение ее настроения.
Главными задачами рассматривания являются:
1. Формирование умения рассматривать и понимать содержание картины.
2. Знакомство с окружающим предметным и природным миром. Закрепление представлений об окружающем мире.
3. Воспитание правильного отношения к окружающему миру.
4. Некоторые программные возрастные задачи по звукопроизношению, формированию грамматического строя речи и связной речи.
Процесс целенаправленного рассматривания необходимо воспитывать, чтобы ребенок не «бегал» глазами по картине. И если в сензитивный период (на протяжении всего дошкольного детства) процесс рассматривания не сформирован, то ребенку будет очень трудно овладеть им в школе.
2. Рассказывание, т. е. составление рассказов по картине.
Составление рассказов (или придумывание рассказов, сказок и т. д.) по картине дети осваивают постепенно. Сначала составляют рассказ по одной игрушке, затем по предметной картинке, затем по картине малого сюжета, а потом по серии картин, сюжетной или пейзажной картине.
Это может быть рассказ:
— по плану, предложенному воспитателем;
— рассказ описательного характера и др.
Главные задачи рассказывания иные,а именно:
1. Развитие связной речи.
2. Активизация и обогащение словаря.
3. Введение в рассказ диалогической, прямой речи героев.
4. Освоение грамматического строя речи.
3. Беседа по картине.
В беседе можно использовать сразу несколько картин или две картины (при приеме сравнивания, но всегда картина может и должна служить фоном для разговора.
Беседу по картине можно включать как часть занятия, но лучше всего использовать ее в совместной речевой деятельности воспитателя с небольшой подгруппой детей или с одним ребенком.
Главные речевые задачи беседы по картине следующие:
1.Развитие коммуникативной речи ребенка: умения пользоваться устной речью; использовать элементы разговорной речи (вопросы, ответы, краткое и развернутое сообщение, суждение).
2. Развитие доказательной и объяснительной речи.
3. Развитие логического мышления.
4. Упорядочение системы знаний и представлений.
В такой беседе дети не ограничены сюжетом, как в рассказе по картине. Это свободный диалог взрослого с ребенком как с партнером.
Приемами, побуждающими детей к открытости, несомненно,будут обращения взрослого:
— О чем ты хочешь спросить?
— Каково твое мнение? Мне интересно.
— А что ты об этом думаешь? И т. п.
Использование иллюстративного материала играет особую роль в обучении детей дошкольного возраста, т. к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействие на органы чувств (зрительные, слуховые) обеспечивает разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию различных взаимосвязей исторических событий и реальной жизни. Работа с иллюстративным материалом содействует выработке у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребенка.
Иллюстративный материал должен быть подобран по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих тем лексических недель, закреплении и повторении материала.
Методических рекомендаций использования иллюстративного материала на занятиях много. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов, в каждом отдельном занятии. Это зависит от мастерства воспитателя и от уровня подготовленности дошкольников. Важно, чтобы они смогли глубже понять, почувствовать, пережить суть идеи картин, образов.
Многоплановая роль иллюстративного материала будет способствовать всестороннему развитию дошкольников.
Консультация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера дома» Родители всегда хотят, чтобы их ребенок был самым успешны и умел думать. Но можно ли сделать ребенка всесторонне развитым? Можно! Если весело.
Учимся работать ножницами. Аппликация с детьми 3–4 лет «Поварята» Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда. Каждый ребёнок всегда готов помочь маме и папе.
Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых «Кто кем будет сегодня работать» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 37 “Золотой петушок” комбинированного вида г. Новотроицка.
Консультация «Как работать с ребенком — инвалидом с сходящим косоглазием» Из опыта работы. Как работать с ребенком – инвалидом (сходящее косоглазие). Конечно, в идеале, с таким ребеночком должен заниматься специалист.
Консультация «Как работать с гиперактивными детьми» Как работать с гиперактивными детьми: — проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; — избегайте, с одной стороны,.
Консультация для педагогов «Работа с природным материалом как способ развития мелкой моторики» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №2 «Золотой ключик» Барабинского района Новосибирской области.
Консультация для родителей «Как научить детей работать в тетради в клетку» «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь» учат не только в школе. Сейчас учителя желают получить первоклассников, уже умеющих почти.
Консультация для воспитателей по ЗОЖ «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь,.
Рекомендация педагога-психолога для воспитателей «Как работать с гиперактивными детьми» Как работать с гиперактивными детьми: — проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; — избегайте, с одной стороны,.