Что такое ихрам в исламе для мужчин
Ихрам паломника
Запреты, обусловленные вхождением в состояние ихрама
Человеку, вошедшему в состояние ихрама, для выполнения обрядов хаджа или ‘умры запрещаются следующие действия:
1. Мужчине запрещается надевать что-либо скроенное, покрывать чем-либо голову и лицо, а также использовать закрывающую пальцы ног и имеющую задник обувь.
2. Женщине запрещается закрывать лицо и надевать перчатки.
3. Пользоваться ароматическими веществами. Но пользоваться ими непосредственно до того, как войти в состояние ихрама, можно и нужно.
4. Использовать мази не в лечебных целях.
5. Удалять волосы на любом участке тела.
6. Подстригать ногти.
8. Иметь интимную близость, а также совершать все то, что активизирует либидо.
9. Спорить или ссориться с кем-либо.
10. Охотиться, быть проводником на охоте, убивать диких животных, кроме тех, которые могут быть опасны для людей[2].
Как быть, если возникла необходимость выйти из состояния ихрама
«…Если же вы окажетесь ограничены [из-за болезни, каких-либо проблем, возникших в пути], тогда, по мере ваших возможностей, принесите в жертву животное (барашка, например) [раздав мясо неимущим] (см. Св Коран, 2:196).
Предположим, человек отправляется в хадж или выходит в дорогу для совершения ‘умры. В пути, после того как он уже вошел в состояние ихрама, возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают на его пути к священным местам. В таком случае выходом из состояния ихрама для него является принесение в жертву животного. Если такой возможности нет, тогда на сумму, которую он потратил бы для покупки этого животного, он покупает еду и раздает неимущим. Если и такая возможность не представилась, тогда примерно переводит это количество продуктов в меру сыпучих тел «мудд»[3] и по количеству муддов постится соответствующее количество дней. Это и будет выходом из состояния ихрама в такой ситуации.
Начав ритуал совершения хаджа или ‘умры, обязан ли человек довести его до конца?
В Коране сказано: «Совершите хадж и малое паломничество (‘умру) завершенно (полно)». То есть совершите все необходимые ритуалы, сторонясь греховных деяний и поступков.
Богословы ханафитского мазхаба, опираясь на текст аята, акцентировали также внимание на том, что «начав, следует довести до конца». Если что-то помешает довести ритуал хаджа или ‘умры до конца (например, резкое ухудшение здоровья), тогда, выйдя из состояния ихрама закланием в жертву животного, нужно будет выполнить в последующем все ритуалы заново, причем в обязательном порядке.
Богословы шафиитского мазхаба не поддержали данную трактовку аята, отметив, что если человек никак не сможет завершить паломничество, то на него не будет возложена обязанность его восполнения: желательное так и останется желательным, а незавершенное просто аннулируется. Но для выхода из состояния ихрама необходимо будет принести в жертву животное. По последнему нет разногласий и разночтений.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Однако ученые-ханафиты допускают помолвку и вступление в брак для находящегося в состоянии ихрама.
[2] Паломнику разрешается рыболовство и принесение в жертву домашних животных.
[3] Мудд – мера сыпучих тел, переводя на граммы, по мнению богословов-ханафитов равняется примерно 815 грамм, а по мнению ученых остальных трех мазхабов – 543 грамма. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 417.
Ихрам: как правильно войти, выйти, особенности
Ихрам – это особое состояние, погружение в него предшествует совершению большого или малого паломничества, соответственно – хажда и умры. Выполняя свой долг осознанно, правоверные мусульмане обретают баракат – божественное благословение и благодать. Ихрамом также называются одежда, облачившись в которую необходимо соблюдать определенные правила. Об особенностях вхождения, выхода, следованию традициям – кратко и доступно.
Первый шаг – намерение
Вхождение в ихрам начинается с намерения – нийат (ният). Это понятие трактуется в исламе, как мотивация, осознанность действий, отказа или воздержания и считается главным в оценке человеческих поступков. Именно четкое понимание цели и смысла своих усилий делает хадж богоугодным. В противном случае паломничество может считаться недействительным.
Сразу после принятия нията следует начать читать тальбию. Многократное повторение слов молитвы погружает мусульманина в ихрам. Ранее для этой цели вязались узлы из веревок на шеях жертвенного скота, который перегонялся в Мекку. Сейчас можно обращаться к Аллаху, прославляя Всевышнего, любыми словами и доступными способами.
Второй шаг – действия
Перед входом в состояние ихрам, следует выполнить определенные действия и облачить тело в соответствующие одежды. Мужчинам и женщинам необходимо:
Омовение может быть полным (гусль) и малым (вуду), первый вариант предпочтительнее. Волосы желательно сбрить или коротко постричь, длинные у женщин – связать в тугой узел или заплести в косу. Прическа должна остаться неизменной до выхода из ихрама.
Мужчинам запрещено надевать одежду со швами. Им надлежит облачиться в ихрам – два куска белой ткани. Один из них называется изар, обматывается вокруг пояса. Второе полотно, рида, прикрывает верхнюю часть тела за исключением головы. Обувь – только открытые сандалии.
Женщины могут надевать любую одежду, предпочтительно светлых или нейтральных тонов. Непременное условие – открытое лицо и кисти рук. К женской обуви особых требований нет, за исключением удобства, так как много времени придется проводить на ногах.
В заключение паломникам рекомендуется совершить два ракаата намаза для путника. После этого намерение считается полностью осознанным и препятствий для совершения хаджа нет.
Правила, которые требуется строго выполнять
Находясь в состоянии ихрама следует вести себя подобающим образом и неукоснительно соблюдать правила, независимо от пола паломника. Под строгим запретом:
У женщин всегда должны быть открыты кисти рук и лицо. Прятать их под одеждой можно только в исключительных случаях. У мужчин должна оставаться непокрытой голова. Им не разрешается надевать скроенную и сшитую одежду. Также под запретом закрытая обувь.
Ограничения длятся до выхода из ихрама. Всякое нарушение установленных правил считается недопустимым.
Когда и как можно выйти из ихрама
Паломникам в состоянии ихрама разрешается выйти из него после исполнения обрядов, ради которых действие совершалось. Исключение – обстоятельства непреодолимой силы для совершения хаджа. В таких случаях рекомендуется выход после умры.
Если и этот вид паломничества по каким-либо причинам окажется невозможным, надлежит выйти из ихрама после заклания жертвенно скота. Следует принести в жертву столько животных, сколько представляется возможным в настоящий момент. Это непременное условие, но оно не освобождает от реализации намерений. В последствии паломничество необходимо возместить.
Совершить хадж или умру во имя Аллаха – священный долг каждого мусульманина. Выход из ихрама допускается шариатом при условии соблюдения всех ритуалов. Если путь в Мекку прерван по независящим от вас обстоятельствам, принесите жертву во имя Аллаха и возместите долг в кратчайший срок.
Что такое Ихрам и как в него входить?
Фарды Хаджа (то, без чего Хадж не будет действительным)
Первый фард Хаджа: Ихрам
Ихрам заключается в произнесении намерения и тальбии: произнося их с намерением совершить хадж, умру, или оба вида паломничества (в случае хаджа аль-кыран), паломник входит в состояние ихрама. Также ихрамом называют два куска ткани (риду и изар), которые набрасывают на себя паломники-мужчины (для женщин ихрамом является их обычная одежда).
Смысл вхождения в состояние ихрама: паломник снимает одежду, украшающую его в этом мире, и обращается к мыслям о рождении, о воскрешении мертвых, о месте их собрания, о Судном дне и расчете, очищая свою веру.
Совершение хаджа и умры невозможно без вхождения в состояние ихрама.
Условия действительности ихрама
Посланник Аллаха (алейхис-саляту вас-салям) сказал: «Едва только произносящий тальбию произносит ее слова, как тут же произносит тальбию то, что (находится) справа и слева от него – деревья, камни и глина – пока не закончится земля здесь и там, справа и слева от него»[1].
Ваджибы ихрама
Сунны ихрама
1- Перед вхождением в состояние ихрама удалить волосы под мышками и в паху, подстричь ногти и умаститься благовониями.
2- Перед вхождением в состояние ихрама совершить гусль или малое омовение.
3- Мужчины облачаются в изар и риду.
4- Совершить два раката намаза после намерения войти в состояние ихрама (за исключением времени «карахат», когда совершение намаза нежелательно).
5- В состоянии ихрама при каждой возможности произносить тальбию.
6- Произнести тальбию трижды.
7- После тальбии произнести такбир-ташрик, салават аш-шариф, прочитать дуа.
Мустахабы ихрама
Мубахи ихрама
2. Чесать какое-либо месте на голове или теле, не выдирая волос
3. Мыться, использовать мыло без запаха.
4. Использовать зонтик для защиты от солнца, не прикасаясь им к голове, а также укрываться под деревьями, домами, навесами.
6. Носить обувь с открытой пяткой и носком.Вырывать зубы, ставить уколы.
7. Набрасывать такую одежду, как пальто или пиджак, на плечи, не вдевая руки в рукава.
8. Накрывать одеялом или покрывалом тело, за исключением лица и головы.
Запреты ихрама
Совершающий хадж паломник входит в состояние ихрама после произнесения намерения и тальбии. До выхода из состояния ихрама ему запрещается совершать некоторые действия. Эти действия называются запретами ихрама.
А- Запреты, связанные с телом паломника, находящегося в состоянии ихрама:
В- Запреты, связанные с половыми отношениями:
Г- Запреты, связанные с причинением вреда другим людям:
Д- Запреты, связанные с территорией Харама:
Е- Запреты, связанные с наземными животными:
Где входить в состояние ихрама?
Для вхождения в состояние ихрама есть определенные места, которые называются микатами. Паломник-афаки, намеревающийся достичь Каабы, должен быть в состоянии ихрама, и должен войти в него в микате. Места миката делятся на 3 группы:
1- Афак: для тех, кто прибывает из-за пределов миката.
2- Хилль: для тех, кто проживает между микатом и Харамом.
3- Харам: для тех, кто проживает в Мекке и ее окрестностях.
Границы харама
Харам — название территории, в центре которой находится Кааба, и границы которой проходят на расстоянии от 7 до 15 км от Каабы. Эти места отмечены специальными обозначениями.
Со времен Адама к Каабе проявлялось почтение.
Ибрахим (а.с.), завершив строительство Каабы, с помощью Джабраила (а.с.) обозначил границу Харама и поставил камни в качестве указателей. Пророк (с.а.в.) обновил эти указатели.
По удаленности от Каабы эти границы располагаются следующим образом:
На востоке: Джи’рана, 16 км.
На западе: Худайбия, 15 км
На севере: Та’ним, 7 км
На юге: Адату Либн, 12 км
На северо-востоке: холмы, 14 км
Микаты
Микатами называются места, куда паломники могут войти только в состоянии ихрама. Местность между микатами и границей Харама называется Хилль.
Микаты:
1. Зу’ль-Хулайфа: Микат для тех, кто прибывает в Мекку со стороны Медины. При совершении прощального хаджа Пророк (с.а.в.) вошел в состояние ихрама в этом месте. Сегодня оно называется Абьяр Али. Это самый отдаленный от Мекки микат. Он находится на расстонии 6 км от Медины и 426 км от Мекки.
2. Зату’ль-Ирк: Микат для паломников, прибывающих со стороны Ирака. Находится в 94 км от Мекки
3. Джухфа: Микат для паломников, прибывающих со стороны Шама (Сирии). Находится в 187 км от Мекки. Это микат для паломников из Турции. Те, кто летит самолетом из Турции, намереваясь совершить хадж или умру перед посещением Медины, должны войти в состоянии ихрама не позднее пересечения границы этого миката.
4. Карн или Карну’ль-Маназиль: микат для паломников, прибывающих со стороны Наджда. Находится в 94 км от Мекки.
5. Ялямлям: Микат для паломников, прибывающих со стороны Йемена. Находится в 54 км от Мекки и является самым близким к ней микатом.
Паломники, прибывающие со стороны Красного моря и Суэца входят в состоянии ихрама на уровне Рабига, расположенного неподалеку от Джухфы. В зависимости от направления движения Джидда тоже считается микатом. Рабиг располагается приблизительно в 200 км от Мекки.
Паломники, которые прибывают в Мекку другими путями, а не через эти пять микатов, могут войти в состояние ихрама на уровне любого из пяти микатов. Это правило относится также к тем, кто путешествует по воздушным и водным транспортом.
Для мекканцев микатом для совершения хаджа является Харам, а для совершения умры — Хилль. То есть жители Мекки для совершения умры выходят за границы Харама и входят в состояние ихрама в каком-либо месте на территории Хилля (например, в мечети Аиши в Таниме).
Паломники могут войти в состояние ихрама и до пересечения границы миката. Если же они не входят в состояние ихрама заранее, они должны это сделать в одном из микатов или на уровне одного из микатов.
Если же паломник пересекает границы миката не в состоянии ихрама, в качестве искупления он должен принести в жертву животное, или же вернуться назад и войти в этом микате в состояние ихрама.
Как войти в состояние ихрама?
Перед тем как войти в состояние ихрама, паломник должен подстричь ногти, удалить волосы под мышками и в паху, при необходимости подстричь волосы на голове и подровнять усы и бороду. Если это возможно, он совершает гусль. Если возможности совершить гусль нет, он совершает обычное омовение. Совершение гусля при вхождении в состояние ихрама является сунной муаккада. Этот гусль представляет собой не только очищение от оскверняющего, но и духовное очищение. Поэтому гусль могут совершать и женщины с менструальным и послеродовым кровотечением.
После гусля паломник наносит бесцветные благовония, не оставляющие на теле следов, и облачается в изар и риду.
Голову он оставляет непокрытой, на ноги надевает обувь с открытыми пятками и верхом.
После облачения в изар и риду он совершает 2 раката намаза: в первом ракате после суры «Аль-Фатиха» читает суру «Аль-Кафирун», а во втором — суру «Аль-Ихляс». После намаза он поворачивается к кибле и выражает намерение совершить хадж или умру (если он совершает хадж вместо кого-то, то произносит имя отправившего его). Затем без остановки трижды произносит: «Ляббайк Аллахумма ляббайк, ляббайка ла шарика ляка ляббайк. Инналь хамда ва’н-нимата ляка ва’ль- мульк. Ля шарика Ляк», затем читает такбир и салават.
Таким образом он входит в состояние ихрама.
После этого на всем продолжении пути он произносит тальбию, салават Пророку (с.а.в.), дуа, зикр, тасбих и тахлиль. После обязательных намазов он многократно повторяет тальбию. Для мужчин желательно произносить тальбию громко, вслух. Женщины произносят ее не повышая голоса.
Ихрам женщин
За исключением нижеупомянутых моментов, все правила ихрама для мужчин относятся и женщинам.
1. Женщины могут надевать шитую одежду, перчатки и носки. Они могут покрывать голову, однако лицо должно оставаться открытым.
2. Тальбию произносят не повышая голоса.
3. Во время тавафа они не совершают «рамаль», а во время са’я не совершают «харвалу».
4. Они не сбривают волос на голове, а только укорачивают пряди.
5. Если вокруг многолюдно, они приветствуют Черный Камень не целуя его, и не совершают намаз в макаме Ибрахима (а.с.). Они избегают скоплений мужчин.
6. Если они не совершают прощальный таваф или откладывают таваф посещения из-за менструации или послеродового кровотечения, им не нужно приносить в жертву животное. (Любаб Шархи cтр. 78)
Как выйти из состояния ихрама?
При выходе из состояния ихрама мужчины сбривают волосы или укорачивают по крайней мере четверть их на 1,5-2 см. Сбривание волос лучше, чем укорачивание.
Женщины не сбривают волосы, лишь укорачивают их концы на 1-2 см. Так они выходят из состояния ихрама.
Ихрам
Ихрам является первым действием из ритуалов Хаджа и Умры, он означает намерение человека приступить к обрядам. Временем вхождения в ихрам для Умры является любое время в течение года. Для Хаджа существуют определенные месяцы: шавваль, зуль-каъда и первая декада зуль-хиджи.
И хадж и умра начинаются с момента вхождения в ихрам в микате.
Большинство паломников Казахстана приезжают в Мекку, следуя одному из трех маршрутов:
3. Паломники на самолете добираются до г. Дубай (ОАЭ), а оттуда на автобусе едут в Мекку. Местом вхождения в ихрам для этих паломников будет микат «Карн аль-аназиль»— микат жителей Нежда (центральные и восточные районы Саудовской Аравии) и паломников, прибывающих с этого направления. Сейчас это место называется «ас-Сейлуль кабир» и находится в 75 км от благословенной Мекки.
Другие микаты:
Жители Мекки, а также проживающие в ней временно, входят в состояние ихрама для хаджа в своих домах, а для умры покидают Мекку в район, называемый Танъим, где и входят в ихрам.
Для жителей же Джидды, Мустауры, Бадра и других населенных пунктов, расположенных между Меккой и микатами, местом вхождения в ихрам служат их жилища.
Каждый паломник, совершающий Хадж или Умру, обязан при достижении миката войти в состояние ихрама.
Если же человек миновал микат и намеренно не вошел в состояние ихрама, то он обязан вернуться и войти в ихрам с пропущенного места. В противном же случае, на нем лежит обязанность принести в жертву овцу в Мекке и там же раздать мясо бедным.
Когда совершающий Хадж или Умру прибывает к определенному месту (микату) по суше, первое что ему необходимо сделать (по мере возможности), это совершить гусль (принять душ) и умаститься благовониями. Далее мужчине следует облачиться в две белые и чистые материи (изар и рида, которыми обворачивают талию и накидывают на плечи). У женщины же в ихраме нет определенного вида одежды, главное в ее одеянии-покрытие аурата, т.е. всего тела, кроме лица и кистей рук. Ей разрешается носить одежду любого цвета: красную, зеленую, синюю и т.д., но не броскую, не привлекающую внимание у окружающих.
Затем паломник произносит намерение на ихрам:
Хадж тамматту: «Ляббайка ъумратан мутаматтиъан биха иляль Хадж»
Хадж киран: «Ляббайка ъумратан уа хажжан»
Хадж ифрад: «Лаббайка хажжан».
Это совершение Хаджа без Умры; совершающий Хадж после облачения в ихрам делает намерение только на Хадж и выполняет только обязательства Хаджа; для того, кто выполняет Хадж-ифрад, курбан не является ваджибом.
В случае если совершается Умра: «Лаббайка ъумратан»
Действия, совершаемые до вхождения в ихрам:
Тальбия
Что касается воздушного или морского пути прибытия, то обычно о приближении к границе миката паломникам объявляет командир корабля. После чего люди облачаются в ихрам, а при достижении миката произносят одно из вышеуказанных слов намерения и часто повторяют слова тальбии. Однако паломнику разрешается облачаться в одежды ихрама в своей стране, в этом случае его вступлением в Хадж будет момент прохождения транспорта через границы миката, когда паломник начинает произносить слова тальбии.
Слова тальбии вслух произносят только мужчины:
«Ләббәйкәл-лаһуммә ләббәйк, ләббәйкә лә шәрикә ләкә ләббәйк, иннәл-хәмдә, уәнниъмәтә ләкә уәл-мулк, лә шәрикә ләк».
Перевод:«Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Нет у тебя сотоварища, вот я перед тобой! Поистине вся хвала, милость и владычество принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварищей».
Время тальбии для хаджа: С момента вхождения в ихрам и до начала бросания камней в джамрат аль-ъакаба в праздничный день.
Для умры: С момента вхождения в ихрам и до начала тавафа
В ихраме запрещается:
Во время ихрама разрешаются следующие вещи:
Если находящийся в ихраме по забывчивости или по незнанию покроет голову, то в этом случае нет ничего предосудительного, однако он обязан снять головной убор, как только вспомнит об этом или ему объяснят его ошибку.
Вхождение в Ихрам – очищение паломника на пути к Дому Всевышнего Творца
Об ихраме и его месте в исламе
Ихрам – особое состояние духовной и физической чистоты верующего в Исламе, которое является необходимым условием для совершения паломничества к Священному Дому Аллаха – Каабе. Недопустимо вхождение на эту территорию человека, не прошедшего обряд очищения. Это земля абсолютной чистоты от всего скверного. И входить сюда могут только те, кто очистится от скверны («тахер»), – войдет в состояние ихрам.
Отправляясь в хадж или умру, мусульманин надеется получить прощение от Аллаха, заслужить Его милость, удостоиться возможности приблизиться к Нему, удостоиться Рая. Это есть истинное намерение, которое верующий твердо должен для себя представить. Это одна из составляющих состояния ихрам. Обряд паломничества начинается тогда, когда мусульманин вступает на территорию заповедной Мекки (харам). До вступления на благословенную землю, правоверные обязаны пройти особый ритуал – вхождение в состояние ихрам, в специальном пункте – микате. Иначе паломничество, большое и малое, не считается пройденным.
Посещение Заповедной Мечети – крупное событие в жизни каждого верующего. Люди, намеренные совершить хадж или умру, заранее готовятся к ним – физически, материально и, что особенно важно, – духовно. Мусульманин окончательно готов к посещению Дома Аллаха тогда, когда в одном из специально предписанных мест, на пути к Заповедной мечети – микате, он произносит такбир и принимает состояние ихрам. Со времён Пророка Мухаммада (с.а.с.) приток мусульман всего мира к Священному городу, происходит непрерывно, а их число, со временем, значительно возрастает. Кааба, к которой направлены лики молящихся правоверных на протяжении множества веков, принимает рабов Аллаха со всех концов света, в течение всего года. Все они обязательно проходят ритуал вхождения в состояние ихрама, произнося такбир-тахрима на пути сюда, пересекая свои микаты.
Обряд вхождения в состояние ихрам
Вхождение в состояние ихрама, включает в себя несколько необходимых и взаимодополняющих составляющих. Сюда можно отнести:
Очень важно, перед вхождением в состояние ихрам, пройти ритуал физического очищения – подготовки тела к паломничеству. Как мужчины, так и женщины, должны:
Одежда, которую надевают при вхождении в состояние ихрам
Для мужчин
Одним куском полотна заворачивают тело от пояса до колен (изар). Второе полотно набрасывают на плечи (рида).
Для женщин
Намерение ихрама
Намерение на совершение хаджа и умры. Верующий, достигший миката, в процессе вхождения в состояние ихрам, обязательно произносит вслух намерение (нийат) совершить паломничество, понимая для себя всю ответственность и значимость этого события. В надежде на спасение собственной души, на милость Всевышнего, на то, что Аллах примет его поклонение, мусульманин максимально сосредоточен на искренности духовного стремления к очищению, избавлению от всего, что недопустимо принести с собой к Дому Аллаха, – как физически, так и духовно. Такая мотивация мусульманина на осознанный отказ и воздержание от множества мирских соблазнов и слабостей, при произнесении слов такбир тахрима, является свидетельством способности оценивать и направлять свои поступки. Наличие воли, необходимой для исполнения этих намерений, укрепляется чётким осознанием цели и смысла совершения этого важного обряда. Это основа духовной составляющей состояния ихрам. Иначе, паломничество – и умра, и хадж, не являются действительными. Намерение на совершение умры звучит так:
«Аллахумма ляббейка умратан»
Для совершения хаджа произносят такие слова намерения:
«Аллахумма иннии уриидуль хаджа файассирху лии уа такъаббальху миннии».
(«О Аллах, я намереваюсь совершить хадж, поэтому облегчи мне его совершение и прими его от меня»).
Слова тальбии
После принятия намерений, необходимо произнести тальбийю (или, ещё говорят – читать «Лаббайка»). Важно многократно произнести молитву. Это условие, которое позволяет верующему отрешиться от мирского и погрузиться в состояние ихрама.
Передают, что Халлад ибн ас-Саиб рассказывал со слов своего отца, что Посланник (с.а.с.) сказал: «Ко мне явился Джибрил и велел, чтобы я приказал моим сподвижникам повышать голоса при произнесении тальбии». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали его достоверным.
Мужчины громко произносят, а женщины беззвучно:
لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالملكَ، لا شَرِيكَ ل
Запретные действия для паломников, находящихся в ихраме
В состоянии ихрам верующему запрещаются многие действия.
Произнося «такбир –тахрима»(слова намерения на совершение паломничества), человек выражает свою готовность на воздержание от:
И всего того, что является неприемлемым для мусульман в повседневной жизни, а для паломника – тем более (ложь, сквернословие, сплетни, пересуды и т.д.), необходимо избегать. Ограничения действуют до выхода из состояния ихрам. Любое нарушение запретов считается недопустимым.Исполнение двух ракатов намаза.
После всего, что мусульманин совершил чтобы войти в состояние ихрам – омовения, стрижки волос и ногтей, умащения благовониями, произнесения «такбир-тахрима» и укрепления собственной воли к совершению паломничества, включая принятие всех условий его выполнения с твёрдым намерением их исполнять, облачения в одежду паломника, рекомендуется совершение двух ракатов намаза для путника. Если время вхождения в состояние ихрам совпало со временем обязательного намаза, то необходимо совершить этот намаз до ритуала. Для вхождения в состояние ихрам, определены чёткие географические ограничения. Необходимо пройти этот обряд в конкретных координатах местности, определённых для жителей каждого из регионов, откуда прибывают паломники.
Микаты – точки на карте, в которых происходит вхождение в ихрам
При пересечении местности параллельной микату или соответствующей ему, без вступления в ихрам, верующие, достигшие харама с целью совершить обряд, подвергаются штрафу. Если кто-то совершает хадж за другого человека, то следуя мазхабу имама Абу-Ханифы, он входит в ихрам в том микате, который соответствует его месту жительства. Многие мусульмане вступают в состояние ихрам в пункте под названием «Тан Им», который также называют «мечеть Аиши». Правоверные, прибывшие из-за пределов Мекки для совершения хаджа или умры, и после завершения ритуала намеревающиеся совершить дополнительную умру, то они, подобно жителям Мекки, могут войти в состояние ихрам для дополнительного ритуала, у Мечети Аиши. Те мусульмане, которые проживают в населённых пунктах, расположенных между точками микатов и Меккой, вступают в ихрам там, где проживают.
Паломники, прибывающие в Мекку самолётом, могут войти в ихрам следующим образом
Хадисы, связанные с ихрамом
707. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, صلى الله عليه وسلم, определил местом вступления в ихрам для жителей Медины Зуль-Хулейфу, для приезжающих из Сирии – аль-Джухфу, для прибывающих из Неджда – Карн аль-Маназиль, а для жителей Йемена – Йаламлам. Эти места предназначены для них, а также для всех, кто желает совершить хадж или малое паломничество, но прибывает к вышеперечисленным местам не из упомянутых областей. А что касается тех, кто проживает еще ближе к Мекке, то их паломничество начнется там, откуда они отправятся в путь, и поэтому жители Мекки должны вступать в ихрам в самой Мекке. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
708-711. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, صلى الله عليه وسلم, определил местом вступления в ихрам для жителей Ирака местечко Зат ‘Ирк. Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и его суть также передал Муслим со слов Джабира, да будет доволен им всевышний Аллах. Однако рассказчик последнего хадиса сомневался в том, что эти слова принадлежали Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, передали аль-Бухари и Муслим.
Передают также, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что после освоения Куфы и Басры жители этих областей пришли к ‘Умару и сказали: «О повелитель правоверных! Посланник Аллаха,صلى الله عليه وسلم, определил местом вступления в ихрам для жителей Неджда Карн аль-Маназиль, но для того, чтобы добраться до этого местечка, мы вынуждены сильно уклоняться от дороги в Мекку, что создает для нас дополнительные трудности». Тогда он сказал: «Найдите местечко, которое располагается по дороге в Мекку на таком же расстоянии от нее». Так он определил для них местом вступления в ихрам местечко Зат ‘Ирк. Этот хадис передал аль-Бухари. Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи также передали хадис со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, в котором сообщается, что Пророк Мухаммад,صلى الله عليه وسلم, определил местом вступления в ихрам для жителей восточных областей аль-‘Акик.
Просим Всевышнего Аллаха, Милостивого и Милосердного, принять ваш хадж и вашу умру! И да простит Всевышний всем, преданным Ему, мусульманам грехи и ошибки! Да наставит всех нас Аллах на истинный путь очищения, просветления и искреннего служения Ему! Пусть наши намерения и деяния будут чистыми, добрыми и свершёнными лишь во Имя Аллаха и только из преданности Ему Одному!