Что такое духовные принципы

Нам по пути

Первый Шаг
— честность
— непредубежденность
— готовность
— смирение
— принятие

Второй Шаг
— непредубежденность
— готовность
— вера
— доверие
— смирение

Третий Шаг
— капитуляция
— готовность
— надежда
— вера
— доверие

Четвертый Шаг
— готовность
— честность
— мужество
— доверие
— вера

Пятый Шаг
— доверие
— мужество
— честность перед собой
— преданность

Шестой Шаг
— обязательность
— упорство
— готовность
— вера
— доверие
— принятие себя

Седьмой Шаг
— признание
— доверие
— вера
— терпение
— смирение

Восьмой Шаг
— честность
— мужество
— готовность
— сострадание

Девятый Шаг
— смирение
— любовь
— прощение

Десятый Шаг
— самодисциплина
— честность
— прямота

Одиннадцатый Шаг
— обязательство
— смирение
— мужество
— вера

Двенадцатый Шаг
— безусловная любовь
— бескорыстие
— непоколебимость

Первая Традиция
— смирение
— принятие
— преданность
— бескорыстие
— любовь
— анонимность

Вторая Традиция
— капитуляция
— вера
— смирение
— непредубежденность
— честность
— анонимность

Третья Традиция
— терпимость
— сопереживание
— анонимность
— смирение

Четвертая Традиция
— независимость
— ответственность
— непредубежденность
— единство
— любовь
— анонимность

Пятая Традиция
— честность
— ответственность
— единство
— анонимность

Шестая Традиция
— смирение
— честность
— вера
— гармония
— анонимность

Седьмая Традиция
— благодарность
— ответственность
— вера
— честность
— анонимность
— свобода

Восьмая Традиция
— смирение
— благоразумие
— анонимность
— честность

Девятая Традиция
— простота
— анонимность
— смирение
— благоразумие
— ответственность
— единство
— верность

Десятая Традиция
— единство
— ответственность
— объективность
— благоразумие
— анонимность
— практичность
— смирение
— добрая воля

Одиннадцатая Традиция
— служение
— анонимность
— вера
— смирение

Двенадцатая Традиция
— анонимность
— единство
— ответственность
— простота
— оригинальность
— коллективное сознание
— смирение
— бескорыстное служение
— сотрудничество
— равенство
— сострадание
— обязательность
— капитуляция
— щедрость

Источник

9 принципов духовного роста человека от апостола Петра

Что такое духовные принципы. Смотреть фото Что такое духовные принципы. Смотреть картинку Что такое духовные принципы. Картинка про Что такое духовные принципы. Фото Что такое духовные принципы

Духовный рост для человека имеет огромное значение. Какие принципы духовного роста мы можем найти в самой читаемой книге мира — в Библии? Когда мы начали изучать основные принципы христианства, поверили во Христа и крестились, это было только началом нашего длинного христианского марафона. Интересно, что Апостол Павел в своих посланиях несколько раз сравнивает нашу жизнь с разными видами спорта. Наша жизнь похожа на бег. И это не спринт – забег на короткую дистанцию, но длинный марафон, на котором нам надо правильно распределить свои силы и сохранить их до конца.

Христианская жизнь похожа на бокс (1 Послание Коринфянам 9:26), так как выражение «бить воздух» означает бой с тенью, то есть тренировка с воображаемым противником, но наш противник – сатана с его великим войском, который реально нам противостоит. Жизнь верующих похожа на борьбу (1 Послание Коринфянам 15:32), когда мы боремся за наш характер, за нашу верность, за других братьев и сестер и неверующих людей. В 1-м столетии в Римской империи марафон и панкратион (смесь бокса и борьбы) были одними, из самых популярных видами спорта.

Часто христиане устают, замедляются или останавливаются. Лично я уже давно являюсь христианином, и очень часто моя молитва: «Боже! Я уже не могу! Дай мне физические, духовные и эмоциональные силы!» Бог хочет, чтобы мы никогда не бросали, но через трудности становились сильнее и духовно возрастали. Меня вдохновляет пример Гордона Фегюнсона, который делился с нами на пастырском собрании, что он, со своей женой, несмотря на то, что им более 70-ти лет и у них есть разные болезни, решили не просто замедлиться в своем служении, но еще и увеличить скорость. Недавно они переехали жить и служить в Лос-Анджелес, и путешествуют по миру, проповедуя и уча братьев и сестер. Когда у нас в Киеве была 3-х дневная пастырская школа с 10 до 16, я, откровенно говоря, устал, несмотря на то, что я сидел и слушал. Гордон же все это время стоял, глубоко учил, консультировал и еще отвечал на разные вопросы. Удивительно, что перед этим он целую неделю учил работающих на церковь, и еще несколько дней провел в перелетах! О своей жене, он делился, что часто он даже не знает, где она находится, потому что она либо много времени проводит на занятиях по Библии, либо поддерживает слабых сестер.

Желание Бога, чтобы мы с каждым годом во Христе становились не слабее, но сильнее. Кто-то может сказать: у меня в жизни много разных проблем, трудностей и испытаний, и когда я все решу, тогда буду духовно расти и больше времени уделять служению Богу. Во 2 послании Петра 1:3 апостол говорит, что Бог Своей великой силой уже подарил мне все необходимое для успешной христианской жизни, и что, познавая Христа, я смогу следовать за Ним.

Принципы духовного роста человека

Во 2 послании Петра 1:5-8 Бог раскрывает 9 принципов духовного роста, развивая которые мы можем достичь хороших результатов в нашей духовной жизни.

то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. (2-е Петра 1:5-8)

Это похоже на тренажерный зал, в котором я должен равномерно потренировать каждую мышцу, чтобы стать похожим на Бога, и сделаться причастниками Божеского естества (1:4). Перед началом тренировки мне нужно узнать и изучить каждую отдельную мышцу, и составить для нее самостоятельно или с помощью тренера комплекс упражнений.

Принцип старания

Старание. «то вы, прилагая к сему все старание» (2 Петра 1:5). Мое старание показывает, насколько я отдаю свое сердце служению Богу. Во Второзаконие 26:16 Бог хочет, чтобы «в этот день», то есть ежедневно я жил, отдавая все свое сердце и душу Богу. Он хочет, чтобы я старался прикладывать максимум усилий, а не делал все «спустя рукава». Когда в исторических книгах делается обзор жизни Израильских царей, то подводится итог: «И во всем…он действовал от всего сердца своего и имел успех» (2Паралипоменон 31:21) или «и делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца» (2Паралипоменон 25:2). Мое старание и мое рвение не всегда должно выражаться только в великих делах. Но когда я прихожу на христианские собрания в церковь или в домашнюю группу, насколько я горячо приветствую братьев и сестер, и стараюсь их поддержать. Когда я пою песни, слушаю Слово, общаюсь с христианами, делаю ли я все это как для Господа? (Послание Колоссянам 3:17). Пусть у меня не все получается, но всегда для Бога и других людей очень важно мое отношение.

Принцип веры

Вера. «покажите в вере вашей» (1:5). Вера — это удивительный подарок Бога, который может непрестанно расти. Почему часто люди теряют веру? В Псалме 77:11 написано, что «они забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им». Память человека так устроена, что плохие вещи человек часто помнит очень долго, а хорошие быстро забывает. Поэтому нам необходимо прикладывать усилия и вспоминать, что Бог уже сотворил в нашей жизни, в жизни наших близких, в жизни великих и простых людей Библии. Когда мы слышим хорошие новости и чудеса, которые происходят с нашими братьями и сестрами по всему миру, мы укрепляемся и растем в нашей вере (Притчи 15:30).

Принцип добрых дел

Добрые дела. «покажите в вере вашей добродетель «(1:5). Добродетель – это добрые дела, которые я могу делать для Бога и других людей. На самом деле разных добрых дел очень много, но мне нужно молиться Богу, чтобы Он показал, что нужно делать именно мне. В Гефсимании Иисус молился: «не моя воля, но, Твоя пусть будет» (Евангелие от Луки 22:42). Мне нужно искать волю Бога для своей жизни. Если я буду делать много хороших дел, но без воли Бога, это уже не добродетель, а суета сует (Екклесиаст 1:13-14).

Принцип рассудительности

Принцип воздержания

Воздержание. «в рассудительности воздержание» (1:5). Буквально это слово означает «удержание себя в», и во дни Нового Завета оно применялось по отношению к спортсменам, которым необходимо было ограничивать и дисциплинировать себя. Христиане должны контролировать страсти и телесные похоти, вместо того, чтобы позволить им управлять собой (1 Послание Коринфянам 9:27; Галатам 5:23). Также мы должны научиться контролировать все свои негативные эмоции (Послание Ефесянам 4:29-31).

Принцип терпения

Терпение. «в воздержании терпение» (1:6). Терпение – это способность поступать правильно и жить по истине даже в испытаниях или в искушениях. Это слово используется в спорте как силовая выносливость. Когда-то я занимался греблей на байдарках. Когда я выступал на соревнованиях в байдарке двойке или четверке, первую половину дистанции ты проходишь нормально, а потом твои руки и все тело немеет, реально ты уже не можешь грести, но ты не имеешь права бросить и подвести всю команду. Также и мы все гребем в большой христианской лодке и все вместе закончим наш заплыв на небесах. Многие ученые сотни лет ищут секреты молодости и долголетия и тратят на исследования миллиарды долларов. Недавно ученые сделали удивительное открытие, они обнаружили, как у людей начинает вырабатываться гормон молодости. Это происходило в тот момент, когда на спортивных тренировках у людей заканчивались все силы, а их тренер заставлял их продолжать физические упражнения через «не могу». То есть ученые подтвердили истинность Библии, что когда человек проходит сверхиспытания, на самом деле он обновляется. В 1-ом Послании Коринфянам 10:13 написано, что Бог никогда нам не даст испытаний выше сил, я могу проходить испытания с радостью (1 Петра 1:6-7) и верой, что я стану только сильнее.

Принцип благочестия

Благочестие. «в терпении благочестие» (1:6). Благочестие – это благоговейное и послушное отношение к Богу и к исполнению его заповедей. В 1 Тимофею 6:6 Павел пишет, что великое приобретение быть благочестивым и довольным, и показывает, что существует связь между благочестием и довольством. Благочестивый человек, это не «рвач», которому всегда всего мало, но это благодарный человек, который счастлив и научился радоваться всему, что ему дает Бог.

Принцип братолюбия

Братолюбие. «в благочестии братолюбие» (1:7). Братолюбие – это братская привязанность и взаимная жертвенность по отношению друг к другу. В 1Иоанна 4:20 написано, что наша любовь к Богу видна в том, насколько сильно мы любим наших братьев. Бога мы не видим, и иногда тяжело понять, а любим ли мы на самом деле Бога? Я всегда могу пройти очень простой тест: оценить, насколько сильно я люблю братьев и сестер, и увидеть величину моей любви к Богу. Некоторые христиане уединяются, отделяются от других или уходят в монастырь, чтобы таким образом проявить любовь к Богу. Но как, живя в одиночестве, я могу любить братьев и сестер, а тем более Бога? Моя любовь к Богу пропорциональна любви к Его Церкви и Его Царству.

Принцип любви

Любовь. «в братолюбии любовь» (1:7). Любовь представляет более широкую аудиторию и включает в себя неверующих людей. Бог хочет, чтобы я не только чувствовал ответственность и хотел спасать людей из-за чувства долга, но чтобы у меня болело сердце за них, мне их было жалко, и я их искренно любил. В Евангелии от Марка 6:34 Иисус пожалел неверующих людей, Он понимал, что на самом деле, люди без Бога несчастны, они пытаются найти радости в грехах, но приходит сплошное разочарование. Люди одиноки, и у них нет настоящих друзей, но Бог хочет, чтобы у каждого человека появилась духовная семья, которая будет о них заботиться и любить.

В 1:8 написано, что если у меня есть эти 9 качеств, и я продолжаю в них расти, в моей жизни будут успехи и духовные плоды через познание нашего Господа Иисуса Христа, а если нет (1:9), то я слепой духовно и потерял благодарность за свое спасение (Евангелие от Луки 10:20). Когда я буду расти и развивать эти качества, я буду более твердым в звании ученика Христа и в вере, что Бог меня избрал (1:10), и я никогда не споткнусь и не оставлю Бога. Именно таким образом мне откроется свободный вход в вечное Царство Христа (1:11). В 12-15 стихах Апостол Петр еще три раза акцентирует наше внимание на этом учении, и призывает помнить все эти вещи даже после Его смерти!

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

О каких бы духовных принципах ни рассуждали люди, важно понимать: не достигнув духовного состояния, бессмысленно о нем рассуждать и совершенно невозможно адекватно оценить, находится ли другой человек в духовных состояниях.

В современном обществе потребления духовные принципы хоть и не утратили своей актуальности, но как-то уж слишком материализовались. А самый первый, основополагающий принцип «отдачи-получения», обещающий гармонию с миром и со всех сторон, казалось бы, понятный, воспринимается уж очень по-разному.

Посудите сами. На поток поставлены тренинги, обещающие просветление. Религия, ранее казавшаяся единственным путем духовности, все больше для многих сводится к исполнению набора ритуалов, мало отличимых от предлагаемых знахарями да магами «в седьмом поколении». «Ты — мне, я — тебе» — это нам понятно. Даже лучше, когда мне больше, чем тебе. И духовность тоже — «давай мне», потому что, говорят, выгодно быть духовным. И для здоровья полезно.

Разумеется, есть люди, что руководствуются проверенными веками духовными принципами и живут «согласно Писанию». Есть те, чей духовный поиск устремлен в еще неизведанное или к чужестранным учениям в надежде, что именно там духовные принципы самые духовные и учителя самые просветленные. Выбравших свой духовный путь немало, но сейчас речь не о них. Речь о самих принципах и их понимании.

А чтобы не путаться в происходящем, не подменять духовные принципы материально ориентированным «новоделом», необходимо системное понимание вопроса. Например, четкое разграничение животной природы человека, от которой мы, как бы ни грезилось, пока отказаться не можем, и природы человеческой, которую еще нам развивать и развивать.

О каких бы духовных принципах ни рассуждали люди, важно понимать: не достигнув духовного состояния, бессмысленно о нем рассуждать и совершенно невозможно адекватно оценить, находится ли другой человек в духовных состояниях. Единственное, что мы можем сделать, воспользовавшись знаниями системно-векторной психологии, — разобраться в противоположности мира духовного животной природе человека и в том, что формирует наши мирские желания. За подробностями — на тренинг, а здесь лишь слегка коснемся темы «отдачи-получения».

Духовные принципы. Я — тебе… для себя

У любого человека есть потребности, которые можно ограничить, но вовсе исключить не получится. Здесь духовный принцип «отдачи-получения» и проявляется как материя. Я беру, чтобы выжить… и еще чуть-чуть. Для статуса или на черный день. Я не совсем животное, чтобы довольствоваться малым, природа наделила меня дополнительными желаниями. Я хочу! Хочу постоянно — материального достатка, эмоций, внимания. Хочу наслаждения!

Что такое духовные принципы. Смотреть фото Что такое духовные принципы. Смотреть картинку Что такое духовные принципы. Картинка про Что такое духовные принципы. Фото Что такое духовные принципы

Но отдавать надо! Во-первых, все не съесть. Во-вторых, отдача обещает выгоду. Отдам своей семье что-нибудь — за это жена борщ сварит и приласкает. Марьиванне отдам — у нее племянник депутат, может, пригодится. Ваське соседу отдам все что угодно! Я ж друг его, а друзья — святое. Отдам бескорыстно! А не отдам — паскудно буду себя чувствовать. Так что тоже по всему выходит, что для собственного хорошего самочувствия отдаю.

Даже калеке у церкви милостыню подаю, чтобы казаться лучше или ощутить себя хоть чуточку выше — опять же получить наслаждение. Так и получается, что, казалось бы, духовный принцип, куда ни глянь, превращается в сплошное потребление. Отдаю, а по факту — забираю.

Духовные принципы. Я — тебе… а мне?

По большому счету, мы и получать не умеем. Один (обладатель анального вектора) может даже чувствовать вину, если ему покажется, что дают незаслуженно много, или обиду, если посчитает, что дали слишком мало. Другой (обладатель кожного вектора) норовит прихватить чуток сверху, да еще сравнить не забудет, не получил ли кто больше него?

Не все и не всегда, но есть такое в психическом, никуда не денешься — так диктует природа. Чаще вспоминаем про духовные принципы и справедливость, когда нас обделили. А когда получаем — вроде так и нужно, заслужили.

Радуйся тому, что имеешь? Не задано такого в природе человеческой. Это уже влияние культуры, это привнесенные религиями духовные принципы, которые входят в противоречие с современными понятиями успеха, личностного роста.

Не многие обладают даром принимать подарки так, чтобы даритель чувствовал себя счастливым, полностью удовлетворенным, «получившим» в разы больше, чем отдал. Благодарность дающему, как один из основных духовных принципов, не так часто пользуется вниманием.

Духовные принципы. Счастье — отдавать

Может показаться, что мы считаем человеческую природу совсем «хапужной» и без перспективы духовной и любой другой отдачи. Тем не менее не стоит недооценивать мудрость мироустройства. Не зря мы вначале говорили именно о чрезмерной материалистичности понимания отдачи и получения.

Человек создан жаждущим наслаждения, но в этом его стремлении заключена вся суть взаимодействия с окружающими. Человеку даны от рождения желания большие, чем прочим живым существам. И в зависимости от векторов эти желания заставляют искать реализации свойств. Именно эти добавочные желания сделали человека Человеком.

И так в каждом векторе. Я получаю удовольствие от деятельности, которая в конечном счете приносит пользу всему обществу. Когда речь идет о развитых и реализованных свойствах векторов — человек на своем месте и счастлив. Без всякого специального сосредоточения на духовных принципах он живет в гармонии с миром.

Духовные принципы. В погоне за смыслом

Гармония получается не у всех, к сожалению. Даже старательно пытаясь соблюсти все духовные принципы, человек может не найти реализации. Именно в этом сложность современного мира. Перед нами огромный выбор и множество желаний, часто навязанных рекламой.

Как и пять тысяч лет назад, человек идет за желанием… но упирается в стену. Берет, берет, а удовлетворения все меньше. Пытается отдавать, но все равно нет наполненности смыслом его жизни. И снова берет, чтобы хоть на краткий миг ощутить наслаждение. Кто-то вспоминает духовные принципы в надежде на большее удовлетворение от жизни.

А всего-то нужно осознать, которые из желаний — настоящие. Именно они ведут к счастью.

Что такое духовные принципы. Смотреть фото Что такое духовные принципы. Смотреть картинку Что такое духовные принципы. Картинка про Что такое духовные принципы. Фото Что такое духовные принципы

Но мало осознавать свои желания и свойства, нужно их реализовать в обществе, то есть отдать. И не просто отдать, а отдать туда, где это необходимо. Отдать так, чтобы взяли. Иначе какой смысл?

Духовные принципы. Нам все уже дано

Впрочем, это все только кажется сложным. Природой задано, чтобы каждый был счастлив. Мы рождаемся с теми свойствами, что наиболее востребованы обществом, НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НЕ РОЖДАЕТСЯ ЛИШНИМ. Природа не виновата, что мы в погоне за потреблением не умеем взять огромное богатство, что лежит вовсе не в каких-то абстрактных духовных мирах, а прямо тут, перед носом.

Вот и большие духовные учителя говорят об этом, а мы все лезем в высшие сферы. Мы сами себе выдумываем духовные принципы, не понимая, что для большинства людей планеты высшая духовность — быть на своем месте. В самом что ни на есть материалистическом смысле, согласно замыслу природы.

Высшие сферы и познание Бога — это потребность исключительно обладателей звукового вектора, но и она реализуется не где-то там, а только здесь — в социуме. И счастье познания Вселенной — только здесь. Да и в отрыве от социума любые духовные принципы теряют смысл.

Источник

55 принципов христианской жизни

Однажды, когда счёт проведенных им у алтаря лет перевалил за 40, его попросили вкратце рассказать, что такое христианская жизнь и какие правила и принципы жизни характерны для верующего человека. В ответ отец Фома сформулировал 55 простых принципов и прочёл их на радио «Древняя вера». Эти принципы широко разошлись по Интернету в незначительно отличающихся редакциях. Предлагаем читателям портала Православие.Ru русский перевод этого замечательного текста. В упомянутой радиопередаче отец Фома свои принципы зачитывал, а комментировал устно, экспромтом.

1. Доверяйте Богу во всем и будьте всегда с Христом.
Никогда не забывайте Бога.

2. Молитесь, как можете, а не как – по вашему мнению – должны бы молиться.
Молитва зависит не только от нашего желания, но и от благодати Божией, от того, как Бог даст помолиться. Для христианина это может означать: молиться в своем сердце, молиться у себя дома, молиться в храме.

3. Пусть ваше молитвенное правило будет таким, чтобы у вас хватило сил не бросить это правило.
Нельзя молиться только тогда, когда хочешь. Нужно понуждать себя на молитву в течение дня. Для молитвы требуется самодисциплина.

4. Произносите «Отче наш» каждый день по несколько раз.
Когда едете в транспорте, идете на работу или учебу, перед обедом и перед сном. Эту молитву дал нам Господь. Она короткая, но вмещает всё, о чем нужно молиться, – рядом с Христом распятым, воскресшим и прославленным.

5. Молитесь краткими молитвами, когда ум ничем не занят.
Это может быть молитва «Господи, помилуй», или молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», или просто «Господи!»

6. Во время молитвы иногда делайте поклоны.
Святой Ефрем утверждал: «Если твое тело не трудится во время молитвы – значит, ты не молишься». В молитве действует не только ум и чувства, но и тело – весь человек.

7. Ешьте вкусную пищу умеренно, поститесь в постные дни.
Избегайте вредной для вас пищи, избегайте какого-либо вреда от пищи. Когда поститесь, делайте это втайне.

8. Упражняйтесь пребывать в тишине, внутренней и внешней.

9. Проводите в абсолютной тишине каждый день по несколько минут.
Выключите все устройства. Откройтесь Богу. Не размышляйте ни о чём. Следите за помыслами, которые приходят, обращайте их к Богу.

10. Делайте тайно дела милосердия.
Просто какие-то добрые дела. И чтобы никто не знал о них.

11. Регулярно приходите на церковные службы.
Приходите в храм. Постойте. Помолитесь. Не отвлекайтесь на людей. Конечно, учитывайте, что вокруг вас тоже люди, но пришли вы сюда на богослужение.

12. Исповедуйтесь и причащайтесь регулярно.
Участвуйте в таинствах, этим живет Церковь.

13. При вторжении навязчивых помыслов и чувств не идите у них на поводу, сразу отсекайте их.
Если вы примете греховные помыслы, они вами завладеют, и вы совершите грех. Нужно с самого начала отсекать помыслы.

14. Обсуждайте ваши мысли и чувства с человеком, которому доверяете; делайте это регулярно.
Как правило, этот человек – пастырь, духовный отец или мать, старец. У каждого христианина должен быть такой человек, который знает всё о нём, о происходящих в его жизни событиях.

Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем

15. Читайте Священное Писание постоянно.
Читайте не для того, чтобы поспорить с кем-то, продемонстрировать библейские цитаты. Относитесь к Писанию как к духовной пище для поддержания сил. Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем. Невозможно жить, не принимая пищи.

16. Читайте хорошие книги, понемногу, в специально отведенное для этого время.
Не проглатывайте их одну за другой. Не читайте, чтобы получить право заметить: «Я это прочел». Читайте книги медленно. Время от времени перечитайте книгу снова, два или три раза, чтобы воплотить в жизнь написанное в книге.

17. Культивируйте общение со святыми.
Знакомьтесь с теми людьми, кто в истории Церкви просиял как святой. Знакомьтесь с теми, кто проповедовал, учил, страдал, умер, жил как христианин. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Кто не подражает святым, тот глуп. Но глупец и тот, кто, подражая, копирует все особенности жизни другого человека». Мы не можем скопировать жизнь святых, но можем чему-то учиться у святых.

18. Будьте просто человеком, представителем рода человеческого.
Никогда не говорите: Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18: 11). Старайтесь быть как прочие люди. Чехов подчеркивал, что всё нарочито неординарное – от лукавого.

19. Будьте вежливы со всеми, в первую очередь – с родственниками.
Порой мы чувствуем, что с членами нашей семьи мы грубы, а с посторонними людьми дружелюбны. Нет уж! Будьте добры для начала с самыми близкими для вас людьми.

Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище

20. Поддерживайте в доме чистоту и порядок.
Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище. Нам не надо становиться фанатичными поклонниками стерильной чистоты. Но нужно иметь мудрый порядок, по крайней мере там, где мы живем и обедаем, и особенно там, где молимся.

21. Имейте здоровое и полезное хобби.
Развивайте свой ум, займите ум тем, что просто дарит вам чистую радость.

22. Регулярно упражняйтесь.
Надо двигаться.

23. Проживайте день или хотя бы часть дня вовремя.
Не застревайте в прошлом. Не забегайте в будущее. Святой Венедикт советовал: «Делайте то, что делаете сейчас. Будьте там, где вы есть». Что хочет Бог, чтобы я сделал прямо сейчас? Не сегодня вечером, не завтра утром, не вчера, а прямо сейчас.

24. Будьте полностью честны, прежде всего, перед самим собой.
Величайший грех – это ложь. А величайшая ложь – это ложь о Боге, ложь обо мне и Боге. Будьте честны до конца.

25. Будьте добросовестны в мелочах.
Господь Иисус это заповедал. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Кто был неверен в малом, потеряет и то малое, которое имел. В Евангелии от Луки Господь сказал еще резче: неверный в малом потеряет и то малое, которое он думал, что имеет (ср. Лк.16, 10). Поэтому – верность в самом обыкновенном, в мелочах.

26. Делайте свою работу, после чего забывайте о том, что сделали.
Не носитесь с этим потом. Будьте внимательны к тому, что делаете сейчас, сфокусируйтесь на текущем моменте жизни.

27. Самое трудное и неприятное делайте в первую очередь.
Мы расположены делать сначала самое легкое и приятное, а все прочее откладывать на потом. Попытаемся действовать наоборот – самое скучное считать первоочередным.

28. Стойте лицом к лицу с реальной жизнью.
Не живите фантазиями. Есть русское присловье: «Бог живет повсюду, но только не в мире фантазий и вымыслов».

29. Будьте благодарным человеком.
Будьте благодарны – за всё.

30. Будьте жизнерадостным человеком.
Ведите себя как неунывающий человек, даже если вы не чувствуете в себе бодрости. Особенно при других людях.

31. Будьте простым, спокойным человеком, храните в себе сокровенное и не считайте себя великим человеком.
Святые отцы говорят: «Не старайся, чтобы ты стал известен людям, если хочешь, чтобы ты стал известен Богу». Еще раз: простота, сокровенность, тихость, малость.

32. Никогда не старайтесь приковывать к себе внимание окружающих.
Никогда сознательно не привлекайте внимание к себе. Где бы вы ни были, делайте, что остальные делают. Особенно в храме. Святой Амвросий сказал это матери блаженного Августина – святой Монике. Она спросила: «Что мне делать по прибытии в Рим?» Святой Амвросий ответил: «Когда будешь в Риме, делай то, что римляне делают». Постись, когда римляне постятся. Вставай, когда они встают, пой, когда римляне поют.

33. Слушайте, когда люди говорят вам что-то.
Быть внимательным к другим людям – это одно из величайших дарований. Проснитесь и слушайте, когда вам что-то говорят.

34. Будьте активны и внимательны.
На 100% присутствуйте там, где вы находитесь – зоркость, бдительность, сосредоточенность.

35. Думайте и говорите о чём-то не больше, чем это нужно.
Мы должны говорить, только когда нужно что-то сказать. Писание учит нас говорить, только если нам что-то сказали. Отцы заметили: «Мы часто каемся в том, что сказали лишнее. И редко – в том, что хранили молчание». Иногда мы обязаны нечто сказать. Однако мы должны думать и говорить о чём-то не больше, чем это необходимо.

36. Когда надо что-то сказать, говорите просто, ясно, твердо, напрямую.
Ничего лишнего, никаких слов на ветер. Еще раз: простота – вот наше правило.

37. Избегайте нездорового отношения к событиям, – когда вы воображаете себе что-то, фантазируете, пытаетесь проанализировать и разобраться во всём.
Усвоим раз и навсегда: прекращаем любые попытки разобраться во всём на свете. Бог может просветить наш ум и дать нам прозорливое созерцание сути вещей, но сами мы не можем математически просчитать, разобраться во всём этом. У нас нет таких возможностей, и не стоит пытаться.

38. Бегите от плотских, сексуальных соблазнов, как только они появляются, в тот же миг.
Нельзя вступать в собеседование и спор со страстью блуда, прелюбодеяния и плотской безнравственности. Страсть всегда найдет способ победить, всегда подберёт аргументы в свою пользу. От похоти следует убегать прочь при первом же её появлении.

39. Не жалуйтесь, не ворчите, не ропщите, не хнычьте.
Всю жизнь мы учимся видеть наши прегрешения, обращать внимание на себя, а не на ошибки других людей: именно это делает человека ворчливым.

40. Не ищите и не ждите от людей жалости или похвалы.
Нам постоянно хочется от других слышать: «Как вы чудесно выглядите» или: «Боже, как вам тяжело». Попытаемся так себя вести, чтобы избегать слов жалости и похвалы от других людей.

41. Не сравнивайте себя с другим человеком.
На Страшном Суде нам не предъявят график со сравнительными духовными показателями у разных людей. Бог не сравнивает нас друг с другом. Каждый из нас стоит перед Богом, исходя из того, кто мы такие на самом деле, что нам было дано, каково было наше призвание.

42. Не осуждайте – кого бы то ни было, за что бы то ни было.
Это не значит, что надо восклицать: «Все люди прекрасны и добры». Это неправда. Тем не менее мы людей не осуждаем. Не заставляем их понервничать, не указываем им постоянно, что им следует делать. Что они делают, мы тоже делаем, мы тоже не без греха. Мы свидетельствуем другим людям, во что мы верим – своими поступками; тем, что мы делаем. Итак, мы не осуждаем, а если все-таки осуждаем, тогда Господь будет нас судить таким же судом.

Раз и навсегда: перестаем учить других людей

43. Не пытайтесь переубеждать людей.
Раз и навсегда: перестаем учить других людей. Надеюсь, сейчас я не пытаюсь вас учить. Мне просто хочется сказать: «Я думаю – так, и это так и есть на самом деле. А теперь вы можете с этим делать, что посчитаете нужным. Не хочу вас переубеждать или переспорить. Я только могу принести своё свидетельство, по библейскому выражению». У меня нет специальной цели – обратить, переориентировать других людей. Это относится даже к проповеди Евангелия. Мы здесь не для того, чтобы обращать народ. Мы здесь, чтобы донести до людей радость победы Божией во Христе. Какое они примут решение, останется между ними и Богом.

44. Не упражняйтесь в самооправдании, не вставайте в защитную позицию.
Святые говорят: «Кто пытается оправдать сам себя, тот совершает самоубийство». Нам не требуется самооправдание. Бог нас оправдает. Не нужно защищаться. Бог – наш Защитник.

45. Будьте водимы Богом, а не людьми. Будьте привязаны к Богу, а не к людям.
Мы не позволяем другим людям определять ход нашей жизни. Бог определяет нашу жизнь. Даже самые близкие люди не должны определять нашу жизнь: наши родители, жена или муж. Только Бог определяет, кто мы, ход нашей жизни связан с Божиим предведением.

47. Давайте совет, только когда его спрашивают или когда посоветовать – ваша обязанность.
Это очень важно. Не ходите, раздавая направо и налево бесплатные советы и консультации. Если люди спрашивают нас, мы отвечаем. Меня попросили: «Отец Фома, расскажите об этом на радио “Древняя вера”». Отвечаю: «Хорошо, раз вы интересуетесь». Если нас спросили, тогда ответить – наша обязанность (родителей, пастырей), наша работа (преподавателей).

48. Не делайте за других людей то, что они могут и должны делать для себя сами.
Нехорошо делать что-то для других, если они сами должны это делать. Поступая так, мы отнимаем у них кусок их жизни. Лучше помочь людям сделать для себя то, что они обязаны сделать – и не делать это вместо них. Сейчас многие люди просто не могут делать для себя то, что им нужно делать.

49. Составляйте расписание ваших дел на день, стараясь избегать чудачеств и капризов.
Святые отцы учат нас, что идиоритмия (жизнь по собственному усмотрению), исполнение прихотей и капризов, является причиной всех наших падений. Нам надо быть более дисциплинированными. Следует иметь для нашей жизни правило и стараться следовать ему. Конечно, это правило не является железным законом. В каком-то смысле правило вырабатывается для того, чтобы в будущем это правило изменилось или же отменилось, но сейчас мы нуждаемся в этом правиле. Каждый раз на ночь мы рассказываем себе, как будет строиться наш завтрашний день, и наутро мы стараемся следовать нашему правилу, нашему расписанию.

Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог

50. Будьте милосердны к себе и другим.
Разумеется, мы обязаны быть милостивыми к другим, но и к себе тоже. Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог, ведь впадать в отчаяние – наихудший грех. Нам надо жить – по милости Божией, до последнего дня жизни. Надо брать на себя ответственность за свои поступки, но не стоит накидываться на себя с руганью и казнить себя. Бог не хочет этого. Это не добродетель. Бог хочет нашего покаяния, а не самоедства или самобичевания.

51. Ничего не ожидайте, кроме свирепых искушений до последнего вздоха.
Это мысль святого Антония: «Истинный мудрец отличает правильное от неправильного, хорошее от плохого, истинное от ложного. И всеми силами стремится к доброму, истинному, прекрасному, но в полной готовности ожидает искушений, проверок, испытаний. И так до последнего вздоха». Он сказал, что никто не может войти в Царство Божие, не будучи искушен; без искушения нет спасения. Иов сетовал, что вся жизнь человеческая на земле – это испытание. Мы подвергаемся искушениям ежеминутно, будем к этому готовы. Не стоит рассчитывать, что мы окажемся вне зоны досягаемости для искушений. Мы не молимся Богу, чтобы Он избавил нас от наших крестов. Мы просим сил, чтобы нести свои кресты. Бог не искушает никого. Но по Промыслу Божию мы подвергаемся испытаниям постоянно. И в этих условиях спасение становится по-настоящему нашим, и мы можем победить – благодаря Христовой победе.

Размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном

52. Сосредоточивайтесь на Боге и на свете, а не на тьме, искушении и грехе.
Это классический подход: наполняйте свою жизнь хорошим, не позволяйте плохому загипнотизировать вас. Не зацикливайтесь на размышлениях о злом. Настойчиво размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном.

53. Переносите ваши духовные испытания и ваши неудачи невозмутимо, призывая Божию милость.
Вот что чрезвычайно важно. Святой Серафим Саровский говорил: «Стяжание Святого Духа дает человеку замечать свое убожество и при этом не терять умиротворенности, потому что он знает, что Божия милость выше его убожества». Апостол Павел писал: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Не дадим дьяволу порадоваться дважды, посрамим его, встав после нашего падения. Будем переносить наши немощи и провалы со спокойствием. Их следует ожидать. Их не следует допускать, не следует считать их чем-то допустимым, но приготовимся к тому, что они будут. Мы не Бог, мы не безгрешны.

Сколько раз падаем, столько раз и встаём

54. Когда мы падаем, мы сразу встаем и снова начинаем путь.
Сколько раз падаем, столько раз и встаём. Мы будем падать. Писание говорит, что семь раз (то есть много раз) упадёт праведник и встанет (Притч. 24, 16). А нечестивый не встанет. Нечестивый человек даже не сознаёт, что он упал. Праведник знает, когда он пал, но он снова встаёт. Предание учит нас, что Богу свойственно не падать, не согрешать никогда. Демонам свойственно падать и не вставать. Одного отца-пустынника язычник спросил: «Что значит быть христианином?» Тот ответил: «Христианин – тот, кто падает и встаёт, падает и встаёт снова. Кто поднимается снова благодатью Божией и начинает опять идти». И вы можете начать всё сначала в любой момент.

55. Принимайте помощь от других людей, когда это необходимо, без робости и стыдливости.
Мы все нуждаемся в помощи. Русское присловье говорит: «Единственно, что можно в одиночку делать – это погибать», то есть отправляться в ад. Если мы спасаемся, то мы спасаемся вместе с другими людьми. Значит, нам нужна поддержка. Нужны друзья, общение с другими людьми. Порой нам требуется помощь врача, и мы обращаемся к врачу, преодолевая страхи и стеснительность. Иногда мы не знаем, что нам делать в сложившейся ситуации, и требуется помощь от человека с большим житейским опытом, его руководство. Не стесняйтесь и не бойтесь попросить помощи. Это органичная часть жизни рода человеческого. В Церкви мы получаем помощь от Священного Писания пророков и апостолов, помощь от святых, помощь от богослужений. Бог помогает нам, когда Он избавляет нас от смерти, исцеляет, дарует нам спасение. Так что принимайте помощь, когда вы нуждаетесь. Будьте обычным человеком. Будьте христианином.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *