Что такое игротека в доу

Возможности игротеки для развития детской деятельности

Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу

Игротека – то место, где ребенок может активно действовать. Расширяется пространство, углубляются знания и представления, полученные в ходе непосредственно образовательной деятельности. Другие игрушки или дополнительные игрушки, вариативность их использования (разные игры), активное взаимодействие в игротеке.

История организации игротек насчитывает уже почти 100 лет, еще в 20-х годах прошлого столетия началась организация особых инструктивно-методических и оперативных центров, основными функциями которых являлось организация игр и развлечений, создание игрового оборудования, проката игр для детей. В данных центрах проводилась также инструктивно-методическая работа со школами и внешкольными учреждениями по вопросам организации игр и досуга. Положительным являлось то, что в таких игротеках обобщался и изучался опыт по организации игр, проводились консультации, семинары для практиков в данном направлении, консультативная помощь в оснащении детских учреждений игровым оборудованием, работа по созданию новых игр, издавались соответствующие пособия и пр. Но, к сожалению, основное внимание было направлено на детей школьного возраста, а дошкольники, ведущим видом деятельности которых является игра, оставались практически без внимания.

В 80-х годах XX века С.Л. Новоселова выделила базовые компоненты пространства детского сада, среди которых есть игротека – универсальная игровая зона. Это незапрограммированная среда, которая расширяет поле деятельности ребенка. Основное назначение игротеки – служить системообразующим звеном игровой деятельности. Универсальность игротеки позволяет найти в ней занятие детям всех возрастов от младшего до старшего дошкольного. Она обогащает игры, вносит существенное разнообразие в жизнь детей и взрослых.

В практике дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) укоренилось понятие «игротека», сущность которого в целом соответствует представлениям С.Л. Новоселовой об универсальной игровой зоне. Однако анализ литературы показал, что не существует точной дефиниции термина «игротека». В этой связи представляется возможным дать следующее определение: игротека – специально созданное пространство для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности.

Пространство игротеки, по нашему мнению, должно быть специально спроектировано и оборудовано для развертывания активной игровой деятельности дошкольника. В данном пространстве все (игрушки, оборудование, мебель, а также общение, взаимодействие и пр.) должно быть подчинено одной цели – играть. В игротеке, таким образом, происходит обогащение и расширение игровой деятельности дошкольника за счет включения нового специального игрового пространства.

Целью образовательного процесса ДОУ является воспитание гармоничной всесторонне-развитой личности, и в соответствии с этим решаются определенные образовательные задачи, связанные с различными аспектами (умственное, познавательно-речевое, творческое, эмоционально-волевое развитие, трудовое, физическое, социально-личностное воспитание и др.). Доказано, что ребенок наиболее эффективно развивается в игре. Поэтому логичным является организация игровых пространств в рамках различной определенной тематики (тематических игротек) для решения тех или иных задач воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Таким образом, представляется возможным выделить еще одно определение –«тематическая игротека» – это пространство для организации и активизации игровой деятельности дошкольников в рамках различных направлений воспитательно-образовательной работы. Данный вид игротеки может способствовать реализации разных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях свободной игровой деятельности, предоставлять возможности для интеграции образовательных областей. В каждой из таких игровых зон могут решаться как общие, так и специальные воспитательно-образовательные задачи. Например, в условияхигротеки «Умники и умницы» могут решаться одновременно задачи познавательно-речевого развития (формирование умственной активности, познавательного интереса, развитие познавательных процессов и мыслительных операций, сенсорных способностей и пр.) и социально-личностного (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, развитие свободного общения со взрослыми и детьми и пр.). Игротека «Город мастеров» может служить одновременному решению задач трудового (формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам и др.) и эстетического воспитания (развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству и др.) в игре и пр. То есть открываются возможности к осуществлению интегративного подхода к организации образовательного процесса.

Источник

Методический проект «Игротека-картотека»

Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу Светлана Александровна Краснощёкова
Методический проект «Игротека-картотека»

Методический проект «Игротека-картотека»

В повседневной жизни, мы взрослые сталкиваемся с тем, что приобретая новую вещь, будь то электроприборы, телефон или ещё что либо, мы не читаем инструкций, перед применением. И лишь когда сломалось, мы берём инструкцию и начинаем читать, надеясь что это поможет. Почему так происходит? Трудно ответить однозначно, возможно нет привычки, привитой с детства, а может просто считаем это не главным…

Целью данного проекта было: [i]научить детей самостоятельно кодировать инструкции к играм, читать и соблюдать их, в процессе игры. [/i]Дети по природе своей любят последовательность определённых действий, в этом случае жизнь им кажется понятной. Поэтому придумывание, на первом этапе кодировки инструкций для игр, у них вызвало большой интерес. Для этого мы с детьми придумывали, символы и знаки, отображающие, последовательность игры, записывали это всё в карточку-инструкцию. А так же придумывали эмблемы к играм.

На втором этапе, дети играли друг с другом, перед началом игры читали свои инструкции и учили играть друг друга. Это им очень нравилось. После того как, большинство детей научились играть, читать и понимать инструкции к играм из игротеки, я предложила научить играть в наши игры, детей из младших групп, и педагогов детского сада.

Так в нашей группе появилась игротека, в виде картотеки. Она наполнена карточками разных цветов, каждый из которых соответствует определённому блоку познавайкиного мира: блок признаки, блок –вопросы, блок- модели мышления, блок- волшебники и блок причинно-следственные связи. (рис. №1 и № 2)

Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу

На каждой карточке находится название и эмблема игры. Такая же эмблема находится и на самой игре. Так детям легко ориентироваться и находить игру. (рис. №3 и №4)

Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу

Инструкция представлены в виде схемы-кодировки, что позволяет детям легко считывать её. Дети играют сами, обучают играть в игры других детей. (рис. №5 и №6)

Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу

Использование нашей игротеки очень удобно и практично. Её можно перенести и показать в другие группы, родителям и всем желающим. Так же она может бесконечно пополняться новыми играми,что собственно мы и делаем.

Представляю Вашему вниманию несколько игр, из нашей игротеки-картотеки.

Цель: формировать умение описывать системы или объекты, узнавать системы или объекты по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие.

Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу

2. Каждый ребёнок берёт кубик уголка природы, бросает его.

3. Затем по схеме описывает «королеву красоты» данного уголка

4. Кто интереснее придумал, тот и выиграл.

Цель: закреплять умение детей, описывать объекты по именам признаков.

Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу

1. Играет много человек.

2. Дети кладут разноцветик на пол и становятся возле него по кругу,

в центр кладётся объект.

3. На разноцветик наступать ногами запрещено.

4. Дети идут по кругу, говорят слова: «Раз, два, три- разноцветик про объект нам расскажи.»

5. Дети останавливаются, берут в руки объект,и исследуя его, описывают по признакам.

6. Кто ни разу не ошибся, тот и выиграл.

Цель: закреплять умение формулировать вопросы.

Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доу

1. Играет от 2 до 7 игроков.

2. На стол кладётся «карусель»

3. В центр кладётся карточка объектов.

4. Дети составляют вопрос.

5. Кто ни разу не ошибся, тот и выиграл.

Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доуДидактическая игра «Музыкальная игротека» Данные игры были представлены на семинаре педагогических работников в ДОУ по образовательной области «Музыкальное развитие» Кубик можно.

Домашняя игротека для детей и их родителей Игра – универсальный способ воспитания и обучения ребенка. Если вы хотите развивать его способности, научить его думать, понимать речь взрослых,.

Игротека по развитию речи «Выбери правильное слово» Цель: развитие мышления, речевого внимания. Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку.

Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» с родителями Форма проведения: игровой практикум. Цель: Интеграция образовательных областей познания.

Краткосрочный методический проект «Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников» Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры. Задачи: • совершенствовать умение находить выход.

Методический час «Загадки как средство развития речи» Чем выше общее развитие ребенка, тем лучше развита его речь. Наблюдение за словарём детей старшего дошкольного возраста показывают, что,.

Методический материал для психологов и воспитателей Методический материал для психологов и воспитателей. Автор составитель Смыкова Марина Вячеславовна Детские страхи. Что делать? Детям.

Методический материал по изодеятельности к циклу «Осенние приметы» (часть 2) ВНИМАНИЕ! вторая публикация является продолжением первой, т. к. не получилось в одной загрузить все презентации. Добавлена вторая презентация.

Учебно-методический материал «Счастливое детство» «Счастливое детство» Ход занятия для старшей группы по теме «Права ребенка» Зал празднично украшен шарами и цветами. На подставке стоит.

Источник

Игротека «Проект»

Игра является основной деятельностью ребенка и создание специальных условий для развития этого вида деятельности дошкольников поможет решать ряд вопросов, связанных как с оптимизацией организации воспитательно-образовательного процессов, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детско-взрослом коллективе.

Игротека позволит расширить жизненное пространство детей, изменять при необходимости среду и приобретать опыт общения с людьми разного возраста (взрослыми и детьми). Это поможет решению проблемных ситуаций, которые так или иначе возникают в детско-взрослом сообществе.

В каждом возрасте существует проблема адаптации к новому. Для детей раннего возраста посещение специальных программ Игротеки позволит приобрести и развить определенные социальные, бытовые навыки и подготовиться к посещению детского сада. Для детей при переходе от одного сообщества в другое посещение временных групп для специально организованных игр также поможет более эффективно адаптироваться к новым условиям, развить определенные навыки социализации. Специальные программы помогут формированию социальных, игровых, учебных навыков, что является дополнительным условием для осуществления более эффективного перехода детей 6-7 лет из дошкольного детства к школьному обучению.

Иногда в группе детского сада нет возможностей для формирования различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития процессов индивидуализации. Отдельное пространство со специально организованными зонами может помочь ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями. Специалисты Игротеки, работая по технологиям личностно-ориентированного подхода, помогут решению возникших проблем.

Цели и задачи проекта.

Данный проект поможет осуществить переход к современным образовательно-воспитательным технологиям и расширить возможности дошкольного учреждения в работе с детьми и их семьями.

Игротека служит в качестве дополнительного развивающего и образовательного пространства, места для проведения коррекционных занятий с дошкольниками и программ социализации. В дошкольном учреждении оборудуется отдельное помещение, в котором выделяются специальные игровые зоны, оснащенные материалами для детей разного возраста. Игротека служит также в качестве пространства для формирования разновозрастных групп временного пребывания под определенные воспитательно-педагогические задачи.

Оборудование и игровой материал.

Ниже приводиться примерный список оборудования и игрушек, которые могут использоваться детьми для игр и специалистами для проведения индивидуальных и групповых занятий с ними.

Специфика работы Игротеки ГДОУ подразумевает наличие ряда специалистов: психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования.
В Игротеке всегда находиться социальный педагог, он организовывает детей на самостоятельную игру, организовывает групповые занятия. Его роль зависит от тех ситуаций, которые могут возникать с процессе работы с детьми и от возраста детей. Он может выступать организатором игровой среды, наблюдателем, помощником, партнером по общению, партнером по игре, посредником, инициатором игры.

Психологом и социальным педагогом организовываются и проводятся коррекционные
занятия
для детей, нуждающихся в них. Психологом создается специальная коррекционная программа на каждого ребенка, нуждающегося в коррекции, им проводится целенаправленная работа с родителями. В расписание включаются игры, корректирующие поведение ребенка, как индивидуальные, так и групповые.

Терапевт языка и речи (логопед) создает речевую среду с целью обучения коммуникативным и когнитивным навыкам. Создает условия для вызывания речевой активности и стимулирования речи детей.

Педагоги дополнительного образования проводят занятия по дополнительным образовательным курсам, организовывают досуговую и клубную деятельность детей и их родителей.

Организация занятий и формирование групп.

Индивидуальные занятия с ребенком.

Цели групповых занятий – обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания и др.) В этих занятиях большое значение имеет самостоятельная игровая деятельность детей. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми.

Формирование групп может осуществляться в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Минимальное количество детей 3-4, максимальное 20 человек.

Возможна реализация трех основных моделей групповой работы: педагогической группы, группы социализации, группы интеграции.

Целью педагогической группы является обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания, речевым).

Целью группы социализации является оказание помощи детям в решении ситуаций, связанных с возрастными кризисами, социально-эмоциональными проблемами в развитии ребенка (нарушение поведения, трудности в общении, агрессия, тревожность, нарушенные взаимоотношения во взросло-детском сообществе).

Группа интеграции может функционировать как любая из перечисленных моделей и помогает ребенку с особыми потребностями овладевать необходимыми ему навыками в среде обычно развивающихся сверстников.

На территории игротеки могут формироваться временные разновозрастные группы (в рамках любой модели) дошкольников, что позволит решать ряд существенных вопросов, связанных с развитием детей.

Нам представляется важным создать все условия для развития индивидуальности ребенка и воспитать в нем уважение к другому человеку, развить адекватные формы социального взаимодействия.

Традиционно в детском саду ребенок имеет возможность посещать группу, где собраны дети одного возраста, поэтому круг его взаимодействий ограничен зачастую только взрослыми и сверстниками. Разновозрастная группа расширяет возможности социализации ребенка и создает дополнительные условия для личностного роста. Среди детей разного возраста ребенок сможет последовательно и гармонично переживать свое взросление. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимать, каким будет через год. Старшие получают возможность опекать младших, помогая им в разных игровых и бытовых ситуациях. Младшие при этом также получают возможность расширять свои социальные навыки. Ребенок получает такой опыт взросления, творчески повторяя действия детей старшего возраста.

В свободной игре младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной : для каждого возраста найдется особая роль. Во время организованных игр старшие дети могут брать на себя роль ведущих. Во время подвижных игр старшим необходимо быть не только быстрыми и ловкими, но и терпеливыми и великодушными к малышам. Игры, таким образом, выступают как фактор, формирующий социальное поведение детей.

Специалисты Игротеки проводят игровые сеансы для сотрудников сада с целью ознакомления их с новыми игровыми приемами и играми для детей определенного возраста. Также игровые сеансы проводятся для родителей в качестве консультации. Задача специалиста – продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей по поводу игр и игрового материала в связи с той или иной ситуацией развития ребенка. Игровые сеансы также могут помочь выявлению качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между родителями и специалистами.

Занятия могут проводиться как по традиционной, так и по современной модели.

Данная модель оказывается наиболее эффективной для обучения детей каким-либо конкретным навыкам, в том числе и речевым.

Специфика. “Правила игры” здесь задают взрослые, которые определяют чему и как учить ребенка. “Образец для подражания” для детей и родителей – это специалист. Руководит процессом ведущий, все внимание которого направлено в основном на детей, а маме отводиться роль помощника, выполняющего инструкции специалиста. Мало возможностей для социализации, так как ситуации, не отвечающие задачам обучения конкретным навыкам, не получают развития.

Специфика. В данной модели большое значение приобретает самостоятельная игровая деятельность ребенка. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми. Они учатся всему этому без усилий и с удовольствием. Данная модель позволяет взрослым (педагогам и родителям) быть более доступными для своих детей, так как они не обременены инструкциями и могут свободно общаться с ребенком. Это помогает ребенку попробовать что-то новое в обращении с предметами, дает возможность научиться справляться с трудностями. Приобретенные здесь навыки ребенок выносит за пределы группы.

Время посещения (режим работы игротеки)

Дети могут посещать Игротеку как в определенное время (по расписанию), так и в том случае, если ребенок проявил желание туда отправиться самостоятельно. Все перемещения каждого ребенка согласовываются с воспитателем группы. Составляется расписание индивидуальных и групповых игровых занятий. Составляется расписание проведения семейных игровых сеансов, клубной работы, досуговых мероприятий, занятий по дополнительным образовательным курсам.

Работа с родителями.

Список использованной литературы.

1. Российская лекотека (А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина, В.Н.Ярыгин, Л.В.Ярыгтна, И.Е.Аверина, Н.А.Светлова, Н.Я.Семаго, П.И.Шабан, И.В.Шарая, С.В.Уилсон) Москва, 2001

2. В.П.Балобанова, А.Ю.Пасторова Групповая работа с детьми раннего возраста: учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. – СПб.: ИРАВ, 2001.

4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести – М.: ИНТОР, 1996.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

6. Готовность к школе: руководство практического психолога (под редакцией И.В.Дубровиной). – М.: Наука, 1995.

8. Дженни Лешли Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение,1991

Источник

Проект «Игротека»

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообу-чения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Существенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации.

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа «Развивающие игры», рассчитанная на детей от 3-х до 7 лет. Название программы отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих игр В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, блоками Дьенеша, цветными палочками Х. Кюизенера, лабиринты, головоломки и т. д. Обратимся к некоторым из них далее.

Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек Х. Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируе-мых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».

Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости.

В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.

Основными задачами являются:

1. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

2. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.)

3. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

4. Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

В контексте познавательного развития решаются также задачи математического образования детей дошкольного возраста:

1. Углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.

3. Закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях.

4. Закрепление детьми математической терминологии.

В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:

— принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

— принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;

— принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;

— принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

— принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;

— принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

Обучение детей происходит поэтапно:

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

Для реализации поставленной цели были созданы условия осуществления программы:

1. Организация непосредственной образовательной деятельности.

Непосредственная образовательная деятельность детей организуется по четырёхгодичной программе с 3-х летнего возраста в форме кружковой работы. В занятиях участвует подгруппа детей 5 – 10 человек.

Длительность непосредственной образовательной деятельности один раз в неделю в группе составляет:

Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Наряду с традиционными формами работы – «занимательным делом»используются и нетрадиционные:

А) Непосредственная образовательная деятельность в форме игры.

Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты. Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

Б) Непосредственная образовательная деятельность в форме путешествия.

Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому. Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы, направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.

В) Непосредственная образовательная деятельность в форме беседы.

Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.

При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий. Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия. Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.

2. Создание предметно-развивающей среды.

Кружковая работа организуется в специально отведенном уголке в групповой комнате, оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.

Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования развития познавательных процессов в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период. Диагностика представлена в приложении № 1.

Презентация «Центр занимательной математики «Игротека» Цель: создание условий и возможностей для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений. Задачи: способствовать.

Дидактическое пособие-игротека «Полянка доброты» Авторы: воспитатели средней группы №2, Бочкарева Анастасия Анатольевна, Мазунина Наталья Анатольевна Федеральный государственный образовательный.

Игротека «Пальчики-мальчики» Методические аспекты деятельности учителя-логопеда по формированию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с ОНР Образовательные области:.

Игротека по ОБЖ для детей 4–5 лет Воспитатели и родители ставят перед собой на вопрос: «Как сохранить жизнь и здоровье наших детей, как защитить их от бед?». Дети попадают.

Логопедическая игротека «Различай-ка» Методические аспекты деятельности учителя-логопеда по дифференциации звуков у дошкольников с ОНР Образовательные области: развитие речи,.

Игротека в кругу семьи Игротека в кругу семьи. Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать,.

Что такое игротека в доу. Смотреть фото Что такое игротека в доу. Смотреть картинку Что такое игротека в доу. Картинка про Что такое игротека в доу. Фото Что такое игротека в доуЛогопедическая игротека «Веселые ежики» Логопедическая игротека «Веселые ежики». Современные исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое.

Перспективный план кружка «Математическая игротека» Перспективный план кружка «Математическая игротека» Составила: воспитатель Фёдорова Ю. В. Гр. №2 «Пчёлки» ЦЕЛЬ: 1. Совершенствовать математические.

Практикум для родителей «Домашняя игротека» Цель практикума: Развивать у родителей интерес к совместным играм с детьми; формировать понятие о возможности игры как средства для развития.

Вечерняя игротека «Приходила Коляда» Вечерняя игротека «Приходила Коляда» Цель: Создание условий для совместной музыкально-игровой деятельности детей, педагогов, родителей Задачи:.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *