Что такое гуттаперчевый мальчик
Гуттаперчевый мальчик — что это значит простыми словами
Что значит слово «гуттаперчивый»?
Чтобы разобраться, что значит слово «гуттаперчивый», нужно понять его этимологию. А происходит оно от существительного «гуттаперча».
Гуттаперча — это смола. Первое значение подразумевает отношение к гуттаперчи, т.е. сделан из гуттаперчи. Второе же — качества, которыми наделено существительное. Например, если речь идет о неодушевленном предмете, то гуттаперчивый имеет значение — резиновый, эластичный, гибкий, легко меняющий форму. Одушевшенные предметы тоже могут быть наделены такими качествами — гибкий человек.
Существительное «гуттаперча» активно употребляется в научной среде, а прилагательное «гуттаперчивый» вошло в обиход и стало частью разговорной речи. Название «Гуттаперчивый мальчик» выбрал для своей повести Дмитрий Григорович, после того, как был снят одноименный фильм, название повести стало нарицательным.
Что такое гуттаперчивый мальчик?
Автором названия гуттаперчивый мальчик является великий русский писатель Дмитрий Васильевич Григорович. Дмитрий Васильевич очень чутко относился к судьбе простого народа и не оставлял ее без внимания.
Так и в повести «Гуттаперчивый мальчик» писатель мастерски изображает судьбу циркового акробата. У мальчика очень тяжелая судьба: Петя (так зовут героя) сирота, проходящий обучение у грубого и бесжалостного учителя. Вместо поддержки и помощи мальчик начинается бояться своего наставника и бояться выступлений. Цирк не приносит ему радости, он словно грустный клоун.
«Гуттаперчивый мальчик» — звучит возвышенно и гордо, но юный акробат именуется так только на афишах. Он никому не нужен. Даже его зрителям. Люди приходят на шоу, и пока они им довольны, они будут приходить. Но как только шоу заканчивается, они расходятся и судьба юного акроба всем становится безразлична. Сам наставник не переживает о судьбе Пети, акробат всего лишь кукла, которая должна веселить публику. Для других он счастливчик, звезда. Но никто по-настоящему не знает, насколько он несчастен.
Жизнь мальчика обрывается внезапно. Он умирает на арене. Таким образом, гуттаперчивый мальчик — гибкий, ловкий, умеющий выполнять сложные акробатические движения. Повесть произвела глубочайшее впечатление на читателей и потому в скором времени был снят одноименный фильм. После этого историю юного акроба узнали многие.
Примеры
Примеров «гуттаперчивых мальчиков» или людей можно привести очень много. Хорошо это или плохо судить, конечно, не стоит. Кто-то благодаря своей гибкости становится знаменитым, а кто-то страдает всю жизнь. Например, артист цирка Беркини Болотов. Он обладает способностью придавать своему телу самые разнообразные формы и эта гибкость ничуть не мешает ему жить. Но в истории есть не мало примеров, когда артисты цирка умирали прямо на сцене. Виной тому был неправильно выполненный трюк, плохая страховка и слабые веревки. Причин может быть много, но риск есть всегда.
Советы
Давно не секрет, что чрезмерная гибкость — это болезнь. Но зачастую люди «умеющие связать свое тело в узел», идут работать в цирк или в балет. Врачи советуют этого не делать и беречь себя. Так как велика вероятность получения вывихов и переломов. Работа в цирке требует больших умений и практики. Выход на арену — это всегда риск. Высока вероятность того, что в любой момент артист может сорваться и получить травму. Но иногда случаются и летальные исходы. Поэтому акробатика — это не развлечение, а большой труд и работа над собой и своим телом.
Излишнюю гибкость врачи называют синдромом дисплазии соединительной ткани. Дети с этим синдромом способны на самые удивительные акробатические номера. Активно задествуются кисти рук, руки, в разные стороны сгибаются колени и локти, и сам позвоночник очень подвижен. В свою очередь ничего не проходит бесследно: гибкие дети совсем скоро начинают страдать от плоскостопия и искревления позвоночника. На смену им приходят остеохондроз и остеоартрозы.
Врачи настоятельно рекомендуют развивать мышцы. Это позволит компенсировать проблемы с соединительной тканью. Гибкий ребенок не должен быть огражден от физической активности, скорее наоборот, он может заниматься танцами, бегом, лыжами.
Положительные и отрицательные стороны гуттаперчивости
Единственным плюсом гуттаперчивости является чрезмерная гибкость. Гибкий ребенок умеет делать то, что не могут его сверстники, он удивляет публику, вызывает восторг и срывает овации.
А вот минусов намного больше:
Вывод
Таким образом «гуттаперчивый мальчик» — это очень гибкий человек юного возраста. Обычно данное название относится к детям акробатам. «Гуттаперчивый мальчик» стало нарицательным благодаря одноименной повести о трагической судьбе циркового артиста. Снятый на основе повести фильм, позволил фразе укорениться в разговорной речи.
Д. В. Григорович, «Гуттаперчевый мальчик»: краткое содержание
Структура произведения
Повесть Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» условно можно разделить на три части:
Произведение состоит из семи глав. Первая и шестая главы рассказывают о том, что происходит в цирке за кулисами и на арене во время представления. Из второй и третьей главы можно узнать историю гуттаперчевого мальчика. Четвертая и пятая главы посвящены жизни детей графа Листомирова. Седьмую главу можно сравнить с эпилогом.
Действующие лица повести
Для лучшего понимания краткого содержания «Гуттаперчевого мальчика» Д. Григоровича необходимо познакомиться с основными действующими лицами повествования:
Сюжет произведения
Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился.
С этого эпиграфа начинается печальная, полная трагизма повесть Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».
Она была написана в 1883 году. В рассказе о гуттаперчевом мальчике писатель прекрасно описывает жизнь бедных и богатых слоев населения. События повествования происходят в цирке Санкт-Петербурга.
Действие повести начинается с описания испортившейся погоды и переживаний режиссера по поводу вечернего выступления артистов цирка. Он боится, что метель отпугнет зрителей и выручка от программы будет маленькая. Его волнения вполне обоснованы, ведь действие происходит в пятницу Масленицы, последней недели перед постом, а в пост выступлений в цирке не будет. Люди, покидающие цирк после утренней программы, также не довольны испортившейся погодой, которая еще с утра была чудесной и солнечной.
После того как все зрители утреннего представления разошлись по домам, режиссер идет по мрачным помещениям цирка, чтобы обсудить свое мнение о выступлении с артистами. Григорович очень детально описывает темные помещения цирка, которые в дальнейшем выступают контрастом с описанием дома графа Листопадова. Выразив свое недовольство фрау Браун по поводу неудачного выступления ее дочери Амалии, которая несколько раз за свой номер упала с лошади, и выслушав, но не приняв ее оправданий, он направляется к клоуну Эдвардсу.
Цирковой клоун
Эдвардс является любимцем публики. Его выступление украшает любую программу и приводит в восторг зрителей. Но у клоуна есть один неприятный недостаток, который в повести представлен как болезнь. Сначала он впадает на несколько дней в тоску, которая заканчивается для клоуна длительным запоем, во время которого он выступать на арене цирка не в состоянии.
Хороший и добрый человек, который пытается защитить Петю от Беккера и отвлечь мальчика от грустных мыслей. Но все его усилия мало помогают. Даже его подарок оборачивается для несчастного ребенка трагедией. Клоун дарит мальчику маленькую собачку, но Беккер в приступе гнева убивает щенка.
Как раз во время этих заключительных представлений в цирке перед постом Эдвардс начинает заболевать, и режиссер умоляет его постараться перебороть себя хотя бы до начала поста.
Акробат Беккер
Неприятный и жестокий человек лет сорока. Считает себя красавцем, сокрушающим женские сердца, хотя на деле выглядит тяжелым и неповоротливым. Григорович сравнивает атлета с Голиафом. Беккер считается воспитателем и учителем Пети, но мальчика он не любит и даже не замечает, что ребенку необходима новая одежда. Вся его забота о сироте заключается в изнуряющих упражнениях и бесконечных побоях за любую оплошность мальчика. Петя для него скорее инструмент для выполнения эффектного номера, чем живой человек. Впрочем, так можно сказать почти обо всех героях «Гуттаперчевого мальчика», которые даже не понимают, какой опасности подвергается ребенок на представлениях.
История Пети
Мальчик осиротел в возрасте пяти лет. Анна, мама Пети, была бедной женщиной и служила у разных людей кухаркой. Из-за своего дурного характера, когда хорошее настроение быстро сменяется раздражением, ее постоянно выгоняли с работы. Со временем она выходит замуж за солдата, временно служившего швейцаром, и рожает слабого мальчика. После рождения сына отношения между супругами портятся, и отец Пети возвращается в казармы. Через некоторое время Анне сообщают, что ее муж погиб. Варвара, подруга Анны, устраивает ее на хорошее место, в прачечную. Для Пети это было самое счастливое время жизни. Он мог гулять на природе и отдыхать на плоту у речки.
Но через пару лет Анна снова выходит замуж за некрасивого и склочного портного. Отчим не любил Петю и грозился утопить мальчика в проруби. Заработанные деньги портной пропивал и в конце концов пропал где-то в Шлиссельбурге. Анне от этого легче не стало. Оставив любимого сына своей соседке, которую Петя называл бабушкой, она отправляется искать поденную работу. От непосильной жизни Анна умирает. Не зная, что делать с мальчиком, Варвара устраивает его к Беккеру, который жил с ней по соседству.
Семья Листомировых
Кроме рассказа о детях, Григорович дает описание другим членам семьи.
Трагическое представление в цирке
В последних главах повести писатель возвращает читателя в цирк. Артисты готовятся к выступлению, зрители разноцветной толпой наполняют зрительный зал. На арене праздничное настроение, один номер сменяет другой, но все ждут выступления гуттаперчевого мальчика. В цирке звучит веселый вальс, и на арену выходят акробат с худеньким мальчиком. Служители выносят длинный шест с перекладиной на конце, который уходит под самый потолок. Беккер закрепляет шест на поясе, и Петя поднимается по нему для выполнения опасного номера под куполом цирка. Выполняя упражнения, мальчик неожиданно срывается с перекладины и падает на арену.
Служители цирка стараются быстрее и незаметнее вынести Петю за занавес, но зрители все равно покидают цирк. Более всех расстроена Верочка, она плачет и все время повторяет: «Ай, мальчик, мальчик!» Даже дома она остается расстроенной, чем приводит в возмущение отца, который считает, что какой-то «негодяй» сорвался и упал, тем самым испортив настроение его детям. Он не испытывает никакого сострадания к бедному, чужому ребенку.
Финал повести печален и мрачен. Петя умирает на тюфяке для акробатов, который лежит на полу у конюшни, в полном одиночестве. Даже добрый клоун оставляет его, уйдя в состояние запоя. А на следующий день номер с погибшим мальчиком просто снят с афишки.
Повесть «Гуттаперчевый мальчик», содержание которой оставляет след в душе человека, необходимо знать каждому. Таких бедных детей в то время было много. И часто их конец был таким же трагическим.
Гуттаперчевый мальчик – что это значит?
Происхождение данного понятия
Чтобы разобраться с толкованием понятия “гуттаперчевый мальчик”, необходимо изучить его происхождение. Такого рода данное сырье принадлежит к типу естественного полимерного вещества, который получают из нектара растений семейства Исонадра. С малайского языка термин растения обозначается как “материал для изготовления перчаток”.
Данное слово употребляется непосредственном и в не прямом смысле. С академической позиции «гуттаперча» была отнесена к нужным натуральным полимерам в тысяча восемьсот сорок третьем году. В 19 столетии сырье стало использоваться в промышленности для внутренних и индустриальных целей.
Этот элемент использовался в виде изолирующего слоя с целью строительства водных лапидарных кабелей. Еще до того, как гуттаперча стала популярна как промышленное сырье, в Малайзии ее применяли для производства ножей, тростей и других диковин. Джон Традескант — первооткрыватель гуттаперчи из Европы, сделал это в 1656 году. “Лес Мазера” — так он назвал данное вещество.
Далее один доктор, офицер индийской армии продвинул гуттаперчу в общественное использование в промышленности. В 1843 г. награжден почетной золотой медалью в Лондоне за достойную оценку роли материала в медицинских целях.
Химический смысл
Гуттаперчевый: в непосредственном значении это произведенный из гуттаперчи. Согласно собственной текстуре это эмульсионная резина или силикон из ненасыщенного углеводорода, принадлежащего к диеновому ряду, представляющего собой бесцветную летучую жидкость.
В то время как эмульсионные каучуки считаются бесформенными (согласно своему строению), гуттаперча имеет форму, кристаллизируется и превращается в более упругую смесь. При нагревании у нее мягкая консистенция, способна отливаться в разнообразные фигуры, имеющие точные детали.
В современное время гуттаперча применяется при получении погребальных ювелирных аксессуаров. Так как имеет темный оттенок, может легко принять форму круга или другие. Из нее изготавливаются револьверные ручки и плечевые накладки, данный материал придает надежность, качественность и прочность.
В 20-ом столетии этот материал сохранялся как главный индустриальный продукт, но вскоре у него появились сильнейшие соперники по своим синтетическим характеристикам, и сырье просто вытеснили. Но в наше время профессиональные стоматологи до сих пор используют гуттаперчу для того, чтобы заполнить трещины в зубах.
Переносное значение
Предлагаем Вашему вниманию коротенькое видео на нашу сегодняшнюю тему:
В узком, технологическом толковании “гуттаперчевый” — это изготовленный из гуттаперчевого сырья. В метафорическом смысле слово имеет совсем иное значение, она говорит о гибкости и упругости человека или вещи.
“Гуттаперчевый мальчик” — так говорят про человека, это выражение стало нарицательным после того, как вышла грустная книга Дмитрия Григоровича с таким же названием, на основе которого в Советском Союзе сняли прекрасный одноименный фильм с участием знаменитых актеров.
Главный герой славился и поражал окружающих своей эластичностью. Все думали, что у мальчика совсем отсутствуют кости, вот настолько гибким он был. Сейчас таким выражением называют очень эластичных людей, которые профессионально занимаются гимнастикой на протяжении долгого времени.
Такого свойства добиваются всю жизнь, упорно и долго тренируясь. ‹Гуттаперчевый мальчик› — человек, который способен проделывать со своим телом различное фантастическое и невероятное.
Соответствующие понятия
В русском языке существуют различные понятия данного слова.
Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик»
Всего получено оценок: 753.
О произведении
Повесть «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, написанная в 1883 году, описывает непростую судьбу маленького сиротки Пети, отданного на обучение циркачу. Эмоциональная составляющая произведения очень сильная и никого не оставляет равнодушным.
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Гуттаперчевого мальчика» по главам, которое будет полезным при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава I
Жители Петербурга празднуют пятый день Масленицы. Цирковые артисты выступают утром и вечером: они уже успели переодеться и смыть яркий грим после утреннего выступления и готовы покинуть помещение цирка.
Режиссер просит остаться клоуна Эдвардса и фрау Браун, рядом с которой стоит ее дочь – худенькая девушка, наездница. Режиссер отчитывает женщину за то, что ее дочь трижды упала во время представления и тем самым сильно испугала публику.
Глава II
Выйдя замуж за швейцара, она обосновалась в его крошечной каморке и вскоре родила тщедушного и болезненного мальчика, которого назвали Петей.
Швейцара призвали в солдаты, и спустя время Анна получила известие о его смерти. У кухарки и ее малолетнего сына началась тяжелая жизнь: никто не хотел брать ее на работу с таким довеском.
Глава III
Жизнь Пети у Беккера была совсем несладкой: мальчик жил впроголодь, носил одни лохмотья, подолгу не мылся, и ни разу не слышал от своего наставника ни единого доброго слова.
Глава IV
Глава V
Во время чинного завтрака с родителями Верочка обнаруживает цирковые афишки. Она просит одну у матери и, с удобством расположившись в детской, принимается внимательно ее изучать. Ее внимание привлекает номер с гуттаперчевым мальчиком, и она забрасывает тетю Соню многочисленными вопросами.
Глава VI
Дети усаживаются на свои места и с интересом разглядывают цирковую арену. По обычаю вечерние представление начинает клоун Эдвардс, «на смену ему поспешно была выведена толстая белая лошадь» с тоненькой наездницей, упавшей утром три раза. Затем приходит черед выступать жонглерам, дрессированным собакам, канатоходцам.
Наконец, на арену выходят Беккер и Петя. На длинном шесте, удерживаемом Беккером, мальчик демонстрирует различные трюки и, во время выполнения самого сложного из них неожиданно падает с большой высоты на пол.
Трагедия, разыгравшаяся на глазах Верочки, глубоко ранит ее. Весь вечер она не перестает рыдать, думая о несчастном мальчике.
Глава VII
На следующее утро в афишках цирка выступление гуттаперчевого мальчика более не значилось: его «уже не было на свете» …
Заключение
Повесть Дмитрия Григоровича учит сопереживанию, умению понять горе другого человека, не оставаться равнодушным при виде жестокой несправедливости.
После прочтения краткого пересказа «Гуттаперчевого мальчика» рекомендуем прочесть повесть Григоровича в полном варианте.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Жанр и история создания
Повесть была написана уже после того, как к Григоровичу пришел первый литературный успех в 1860-е годы. Он перестал писать, вернулся к своим занятиям живописью, и лишь в 1883 году выпустил новую повесть — такова история создания «Гуттаперчевого мальчика». Сразу после того, как книга увидела свет, она стала очень популярной, очень быстро вошла во все хрестоматии для школьников, хотя читали ее, конечно, и взрослые. И после революции она стала обязательным пунктом школьной программы.
Произведения касается социокультурной проблематики, по жанру это психологическая повесть. Это книга о детстве, причем оно рассмотрено как бы с двух сторон:
Краткое содержание
Краткое содержание для читательского дневника можно свести к следующему. Главные герои «Гуттаперчевого мальчика» — Петя и дети графа Листомирова — Верочка, Зина и Павел. История Пети обыденна для его эпохи. Его матерью была любвеобильная кухарка, которая родила сына от одного из своих кавалеров. Не сказать чтобы с матерью мальчику жилось хорошо, но по крайней мере о нем кто-то заботился. Но когда она умерла, он остался на попечении ее землячки, прачки Варвары.
Женщина по-своему позаботилась о ребенке. Она отдала его в ученье к цирковому гимнасту Беккеру. Петя боялся его и не хотел к нему идти, но выхода у него не было. Беккер, который и по-русски говорит недостаточно хорошо, не может добиться от ученика каких-либо результатов иначе, чем угрозами. Даже беглая характеристика, которую дал этому персонажу сам автор, показывает, что перед нами грубый, жесткий, вечно чем-нибудь недовольный и раздраженный человек.
Пожалуй, единственный человек, которому есть дело до несчастного Пети — это уже немолодой клоун Эдвардс (Василий Васильевич). Он — главное украшение цирковой программы, и ему позволяется многое. Но когда клоун просит Беккера, чтобы он отпустил Петю прогуляться с ним, тот не соглашается.
С другой стороны — дети графа Листомирова. Казалось бы, Вера, Зина и Павел живут просто роскошно, особенно если сравнить их с Петей. Но на самом деле их родителей заботит только одно — чтобы они были тихими и послушными детьми, удобными для мамы, папы и прочей родни, чтобы всячески стремились понравиться взрослым.
На масленичной неделе дети в семье Листомировых вели себя хорошо. Поэтому в награду их обещают сводить в цирк. Тем более что Верочка уже прочитала афиши и хочет посмотреть именно на гуттаперчевого мальчика. Она даже пристает ко взрослым с вопросами, почему мальчика назвали гуттаперчевым (а назвали его так из-за его необычайной гибкости). Наконец-то дети оказываются в цирке.
И вот во время последнего выступления они видят Петю. Мальчик, как обычно, забирается вверх по шесту, а затем начинает выполнять трюки:
Что касается Пети, то ему обмотали тряпками переломанные ребра, положили на тюфяк и оставили. Цирк опустел, и только клоун Эдвардс оставался с умирающим мальчиком. На следующий день номер Пети уже не значился на афише — ведь исполнитель погиб.
Вот такую пронзительную историю рассказывает произведение Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», которому, в отличие от ее маленького героя, была суждена такая долгая жизнь. И лучше ее полностью читать онлайн или с бумажного источника, без сокращений, чтобы лучше понять жизнь героев и оценить удивительно точный и образный язык автора.
Анализ произведения
Хотя аннотация произведения обычно составляется так, что читатели думают, будто бы книга будет посвящена исключительно проблемам неравенства, на самом деле это не так. Эта книга рассказывает о том, каким может быть детство. Особое значение она имеет для тех, кто интересуется эпохой, в которой все это происходит.
Те, кто будут писать сочинение, наверняка отметят, что автор искусно в книге противопоставляет детей и их миры. Так, Петя обладает от природы многими талантами. Когда автор ведет рассказ, он упоминает, что все было бы гораздо лучше, если Петя не должен был бы трудиться в цирке с пятилетнего возраста.
Автор очень хорошо играет на контрастах, он описывает гимнаста Беккера как огромного и хорошего откормленного, которому гибкий и тщедушный Петя просто не может противостоять. Цирк, в котором работает герой, наполнен детскими криками, но это не просто выход энергии. Дети кричат от боли страха, пока взрослые артисты продолжают их буквально дрессировать. На манеж маленькие артисты выходят так же, как большие, и это никого не удивляет.
В доме графа Листомирова к детям, на первый взгляд, относятся хорошо. Им отведена специально половина дома, и здесь всегда царит веселье, дом наполнен смехом. Однако все это просто видимость. Здесь от детей требуется только одно качество — послушание. Они должны быть неконфликтными, комфортными в общении, не привлекающими к себе излишнего внимания. Это особенно ярко демонстрирует одна деталь, которую критики выпускают из виду.
Это голубые занавески, которые висели в детских комнатах детей Листомировых. Они закрывали окна от яркого солнечного света и должны были уберечь детей от перевозбуждения.
Но на самом деле дети, которые не видят солнца, то есть родительской ласки и тепла:
Бить их за это, конечно, не будут, но достаточно суровое наказание все равно последует.
Старшая дочь Верочка — фантазерка. Она постоянно сочиняет сказки и басни. Однако это занятие в доме, мягко говоря, не поощряется. Точнее, находится под прямым запретом, хотя такие выдумки все-таки явно были частью ее натуры. Иногда девочка начинала сочинять даже по ночам, что-то нашептывая себе под нос. В таких случаях гувернантка делала ей строгий выговор.
Так что в Верочке постоянно борются две стороны:
Другие герои
Павел Листомиров (его домашнее прозвище — Паф) является полной противоположностью гуттаперчевого Пети, который никогда в своей короткой жизни не спал вволю и не ел досыта. Паф маленького роста, пухлый, с круглым лицом, он отличается крайне спокойным нравом и вообще мало реагирует на то, что происходит вокруг.
Он находит поход в цирк интересным, и родня этому даже удивляется, поскольку обычно мысли Пафа сосредоточены только на еде. При этом как раз сыну граф Листомиров уделяет больше внимания. Наедине с самим собой он, впрочем, не думает, чему учить сына, а только мечтает о том, как тот сделает карьеру на государственной службе.
Нельзя назвать счастливой и шестилетнюю Зизи. Ее буквально пичкают лекарствами, среди которых, как утверждает автор, важную роль игра тресковый жир. От него бедная девочка только бьется в истерике. Хотя, по сути, все, что ей нужно — это просто движение и прогулки на воздухе, но как раз этого в доме графа и не позволяется.
Можно сказать, что главная мысль «Гуттаперчевого мальчика» заключается в том, что именно дети — будущее страны. Но в ней просто нет счастливых детей. Даже те, что растут в тепличных условиях, в богатстве и комфорте, не чувствуют себя счастливыми. Что же касается всех прочих сословий, то в них на плечи детей ложится такая же нагрузка, как и на взрослых, и зачастую она ощущается острее.
А между тем, именно то, как относятся в обществе к детям, является показателем развития общества в целом. Григорович старается привлечь внимание читателей к тому, что в России той эпохи это было огромной проблемой, что в итоге и привело к социальному взрыву и революции.
Отзывы читателей
Думаю, что каждый согласится, что это хорошее произведение. Оно многому учит и сможет подарить непередаваемые чувства, когда представляешь главных героев. Рекомендую прочитать — очень полезная информация содержится в издании для любого возраста.
Автор хорошо раскрыл тему отношений, да и не только. Если смотреть на описание произведения, начинаешь понимать, что есть и другая сторона жизни, которую многие даже представить не могут. Книга хорошая, и много чего означает, если читать вдумываясь.
Прочитав текст, до конца и не понял главную мысль, но автор четко рассказывает по плану. Здесь каждый сможет получить ответ о непростой судьбе героев и понять, что не все живут хорошо. Рекомендую прочитать каждому, причем не только в классе по школьной программе, но и взрослым.