Что такое гусли музыкальный инструмент
Гусли
Первое, что приходит на ум при фразе «русский народный музыкальный инструмент», это гусли. Появившись много веков назад, они до сих пор не сдают позиций: интерес к ним со стороны исполнителей с годами только увеличивается.
Что такое гусли
Гулями называют старинный русский инструмент, относящийся к категории струнных, щипковых.
В древности существовало множество разновидностей инструментов, подобных гуслям:
Современные гусли представляют собой трапециевидную конструкцию с натянутыми струнами. Обладают громким, звонким, но мягким звучанием. Тембр – с переливами, насыщенный, напоминающий щебетание птиц, журчание ручья.
Старинное русское изобретение является неотъемлемой частью народных оркестров, ансамблей, используется музыкантами фольк-групп.
Устройство инструмента
Несмотря на обилие разновидностей, все модели обладают схожей конструкцией, основными деталями которых являются:
История
Гусли – один из древнейших инструментов планеты. Их история началась в незапамятные времена, точную дату появления на свет определить невозможно. Предположительно, на мысль о создании подобного инструмента древних людей натолкнула тетива лука: при сильном натяжении она издает приятный для слуха звук.
Русские гусли, очевидно, получили свое название от славянского слова «гусла», что так и переводится – тетива.
Схожие струнные инструменты имеются практически у каждого народа мира. В Древней Руси еще до появления письменных свидетельств гусляров изображали на рисунках. Старинные модели в большом количестве находили при археологических раскопках. Герои былинного эпоса (Садко, Добрыня Никитич) были опытными гуслярами.
Данный инструмент на Руси был всеобщим любимцем. Под него плясали, пели, отмечали праздники, проводили кулачные бои, рассказывали сказки. Мастерство изготовления передавалось от отца к сыну. Древесина, которую предпочитали в качестве основы – ель, клен-явор.
В XV-XVII веках гусли стали постоянными спутниками скоморохов. Их использовали в процессе уличных представлений. Когда скоморохи оказались под запретом, исчезли и используемые ими инструменты. Возродилось русское творчество с приходом к власти Петра Великого.
Долгое время гусли считались удовольствием для крестьян. Высшее сословие предпочитало благородное звучание скрипки, арфы, клавесина. Новую жизнь народному инструменту подарили в XIX веке энтузиасты В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский. Они сконструировали целый ряд моделей, от клавишных до щипковых, которые вошли в состав оркестров, исполняющих исконно русскую музыку.
Разновидности
Эволюция инструмента привела к возникновению множества видов, отличающихся количеством струн, формой корпуса, способом звукоизвлечения.
Крыловидные (звончатые)
Древнейшая разновидность русских гуслей, для которых применялось дерево явор (еще одно название старинных крыловидных моделей – яворчатые).
Наиболее популярны сегодня, обладают большими возможностями настройки. Количество струн различное, обычно 5-17. Звукоряд – диатонический. Струны располагаются веерообразно: расстояние между ними сужается по мере приближения к струнодержателю. Применение крыловидных моделей – исполнение солирующих партий, а также в качестве аккомпанемента.
Лирообразные
Называются так из-за сходства с лирой. Отличительная особенность – наличие игрового окна, куда исполнители помещали вторую руку для совершения манипуляций со струнами.
Шлемовидные (псалтирь)
Шлемовидные гусли имели в запасе 10-26 струн. Играя на них, гусляр использовал обе руки: правой исполнял основную мелодию, левой аккомпанировал. Происхождение данной модели вызывает споры: есть версия, что они были заимствованы у народов Поволжья (существуют схожие в русскими чувашские, марийские гусли).
Большие гусли этого типа получили название «псалтирь»: их часто использовало духовенство в храмах.
Стационарные клавишные
Были сконструированы в начале XX века, основой являются прямоугольные гусли. Выглядят, как фортепиано: слева располагаются клавиши, справа – струны. Нажимая на клавиши, музыкант открывает строго определенные струны, которые должны звучать в данный момент. Диапазон инструмента составляет 4-6 октав, количество струн – 49-66. Используется преимущественно в аккомпанирующих целях, в оркестрах народных инструментов.
Стационарные щипковые
Представляют собой металлическую раму достаточно больших размеров, внутри которой на двух уровнях натянуты струны. Рама размещена в специальном корпусе, оснащенном ножками – это позволяет ей стоять на полу, исполнитель стоит рядом.
Пользоваться таким инструментом непросто, зато он обладает большим спектром исполнительских возможностей, позволяя исполнять шедевры любой сложности, любого музыкального направления.
Техника игры
В Древней Руси на гуслях играли сидя, укладывая инструмент на коленях, верхний конец упирался в грудь. Узкая сторона конструкции смотрит вправо, широкая – влево. Часть современных моделей предполагает, что музыкант исполняет произведение стоя.
Звукоизвлечение происходит при помощи воздействия на струны пальцами рук или медиатром. Правая рука затрагивает все струны одновременно, левая в это время приглушает звуки, которые звучат слишком громко.
Распространенные приемы игры – глиссандо, бряцание, флажолет, тремоло, сурдина.
Производствами гуслей занимаются маленькие предприятия, делающие продукцию на заказ. Музыкант может заказать инструмент, подходящий по габаритам под его рост, комплекцию – это значительно облегчит игру на гуслях.
Что такое гусли музыкальный инструмент
Музыкальный инструмент: Гусли
«В некотором царстве, в некотором государстве….». Так начинаются многие русские народные сказки, которые мы с большим удовольствием любили слушать в детстве. Здесь мы встречали добрых и злых героев, а также очень много разных чудесных волшебных вещей, таких как скатерть–самобранка, шапка – невидимка и гусли–самогуды, заставляющие плясать без устали. Гусли – это традиционный русский народный музыкальный инструмент, звучавший на Руси с незапамятных времен и который упоминался не только в сказках и былинных эпосах, но и в других видах народного творчества, таких как песни и поговорки.
Историю гуслей и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Гусли, имеющие большое разнообразие видов, отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Одни инструменты настраиваются по хроматизму, другие имеют диатонический строй, который может быть изменен по желанию исполнителя. Чем сильнее натянута струна, тем выше издаваемый звук.
На разных видах гуслях используются различные приемы звукоизвлечения, такие, как щипок (пиццикато), арпеджио, бряцание, глиссандо, тремоло и другие.
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Гусли в настоящее время имеют несколько разновидностей, отличающихся по форме, настройке и количеству струн, но все они имеют характерные конструктивные особенности, включающие в себя три основные части: корпус, струнодержатель и колки.
Корпус крыловидных гуслей включает верхнюю и нижнюю деки, которые соединены между собой обечайкой (рамой).
На верхней деке, при изготовлении которой обычно используется резонансная ель, располагаются резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек.
Резонаторное отверстие или розетка увеличивает длительность и силу звука.
На штифтах, которые располагаются на металлической пластине, закрепляются струны.
Колки, служащие для натяжения струн, изготавливаются из металла и имеют форму цилиндра диаметром 0.7 см и длиной 5 или 6 см.
Подставка и порожек, от которых зависит на уровень высоты струн, изготавливаются из более твердых пород деревьев. В центр подставки и порожка вставляется латунная или медная ладовая пластина.
Нижняя дека изготавливается из клена, березы, ореха, рябины.
Внутри к верхней и нижней деке, для усиления сопротивления и равномерного распределения звуковых колебаний, приклеиваются деревянные бруски, называемые пружинами.
Разновидности
Гусли в процессе своей эволюции претерпели значительные видоизменения. На сегодняшний день они делятся на четыре вида: крылообразные, шлемообразные, лировидные и стационарные, которые в свою очередь бывают двух типов : клавишные и щипковые.
Клавишные гусли имеют диапазон, который составляет от 4 до 6 октав, струны натягиваются в одной плоскости и их количество может быть от 49 до 66. На данном инструменте устанавливается механическая система с двенадцатью клавишами как у фортепиано, при нажатии на них открываются только те струны, которые должны звучать. Основной прием исполнения – арпеджиато от нижних звуков к верхним.
Шипковые гусли представляют собой металлическую раму с натянутыми на ней струнами, расположенными в двух уровнях. Рама размещена в корпусе, стоящем на деревянных ножках. Диапазон звуков данного инструмента равен диапазону клавишных гуслей. Довольно непростое звукоизвлечение на этих гуслях осуществляемое правой и левой рукой, позволяет исполнять произведения различной сложности.
Применение
Сегодня многие представляют гусли как архаичный инструмент скоморохов. Однако, это совсем не так, гусли уже давно стали профессиональным сценическим инструментом, обладающим роскошным неповторимым звучанием. В нынешнее время в каждом народном оркестре имеется комплект гуслей: клавишных и столовидных щипковых.
Кроме оркестровой практики инструмент активно используется как сольный, ансамблевый, а также в музыкальных группах различных стилей, среди них: фольк, джаз и даже рок. Большой популярностью у слушателей пользуются коллективы, в которых музыканты играют только на гуслях. Академическая музыка, мелодическая декламация, духовные стихи, народные наигрыши и песни – это небольшой перечень музыкальных жанров, которые исполняются на инструменте. К большому сожалению, гусли для музицирования в быту теперь почти не употребляются.
Среди современных композиторов, которые сочиняли специально для гуслей и оставили немало замечательных оригинальных произведений, хочется особо отметить В. Городовскую, Е. Дербенко А. Дунаевскую, В. Малярова, О. Меремкулова, Д. Локшина и В. Бояшова, Е. Синодскую и К. Шаханова.
Исполнители
Исполнители на гуслях в Древней Руси были очень почитаемы, к ним относились с большим уважением. В нынешнее время, в связи с всплеском интереса к истокам русской национальной музыкальной культуры, творчество музыкантов–гуслистов вновь вызывает большой интерес. Об этом говорит тот факт, что популярность гуслей растет с каждым годом, а вместе с этим и наполняемость концертных залов, в которых звучит уникальный древнерусский инструмент.
Исполнителей, которые сегодня пленяют сердца слушателей довольно много, вот имена некоторых из них:
Л. Муравьева, Г. Малярова, Д. Волков, Н. Дьяченко, Т.Костючкова, Т. Киселева, Е. Костина, М. Беляева, П. Лукоянов, И. Ахромеев, А. Байкалец, В. Иванов, Д. Парамонов, Е. Стрельников, К. Шаханов, С. Старостин и многие другие.
Говоря об музыкантах-гуслистах, которые в нынешнее время покоряют своим творчеством не только отечественных, но и зарубежных слушателей, нельзя не отметить настоящих энтузиастов, заложивших основу современной школы исполнения на гуслях, В. Поветкина и О. Смоленского. Последователями и достойными продолжателями их дела, связавшие с гуслями всю свою жизнь, стали Н. Голосов, Ф. Артамонов, А. Прохоров, П. Шалимов, С. Головошкин, М. Васильев, А. Белова, В. Кононов, В.Тихонов, Д. Локшин, В. Трифонов, В. Суриков, В. Белявский, Л. Басурманова, Ю. Стрельников, Е. Комарницкая, Владимир Поветкин и многие другие, кто через свое творчество и учеников разнесли любовь к гуслям по всей нашей огромной Родине.
История
История гуслей, одного из самых древнейших инструментов, своими корнями уходит в незапамятные времена. Начало их происхождения как и всех струнных инструментов было связано с тетивой охотничьего лука, которая при сильном натяжении издавала звук приятный для человеческого уха. Затем тетиву, выполнявшую роль струны, прикрепили к корпусу, имевшему полость внутри и служившего в качестве резонатора. Тем самым был получен простейший музыкальный инструмент, который, несомненно, впоследствии эволюционировал и соответственно видоизменялся. Инструмент, подобный гуслям, встречается у многих народностей и имеет самые разные названия. Есть предположение, что у славян имя инструмента связано с той самой звучащей тетивой, которую в старину называли«гусла».
То, что гусли известны на Руси с испокон веков сомнения нет, но одним из первых, косвенных источников, которые содержат изображения инструмента, являются рукописи, относящиеся ко второму веку нашей эры, а также рисунки в древних храмах. Затем уже более достоверно о гуслях мы узнаем в письменах византийцев, датируемых концом шестого тысячелетия, в которых они высказывают свое удивление искусной игрой русичей на инструментах, похожих на кифары. И лишь с середины XX века благодаря находкам научных археологических экспедиций, проводимых в районе древнерусских городов Новгорода и Пскова, мы стали иметь представление о гуслях, на которых музицировали наши далекие предки.
Гусли часто называли «яровчатыми» и «звончатыми». Их изготавливали из пород деревьев, которые отличались наилучшими резонаторными свойствами: ели или клена-явора. А струны, количество которых также очень разнилось, натягивали металлические, именно они давали гуслям особое яркое звучание.
С XV по XVII века на русской земле большой популярностью у населения пользовались потешные люди–скоморохи. Они зарабатывали тем, что, путешествуя по деревням и городам, развлекали народ, устраивая различные увеселительные представления. Для озвучивания своих выступлений они применяли различные народные музыкальные инструменты, в том числе и гусли. В середине XVII века для скоморохов, которые часто просмеивали светскую и церковную власть наступили тяжелые времена. Их отправляли в ссылку и даже казнили, а их инструменты, включая гусли, собирали и уничтожали. Лишь по прошествии некоторого времени, когда к власти пришел Петр I, гонения закончились, и запреты были сняты. Однако в России начались преобразования на новый европейский лад, в том числе и в области музицирования. В дворянских кругах в моду входят европейские инструменты: арфа, затем клавесин. Только низшее сословие горожан и крестьян продолжают веселиться под привычное звучание любимых гуслей. И поклонники инструмента не уступали, постоянно преобразовывая инструмент. Во времена правления Екатерины II мастерами были сконструированы столовидные гусли, которые по звучанию превосходили модный в то время клавесин. Исполнители усовершенствовали технику исполнения, позволяющую исполнять на гуслях произведения итальянских композиторов: оперные арии и партиты.
Гусли в разных своих формах продолжают активно бытовать до середины 19 века и после небольшого затишья возрождаются вновь. По инициативе и убедительной просьбе русского энтузиаста, создателя «Великорусского оркестра» народных инструментов В. Андреева, а также его сподвижников Н. Привалова и О. Смоленского музыкальным мастером Фоминым были сконструированы хроматические клавишные гусли, а затем и целое семейство щипковых гуслей, состоящее из пикколо, примы, альта и баса. Эти инструменты, вошедшие состав оркестра, украсили его неповторимым колоритом гусельного звучания.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Гусли
История возникновения гуслей. Гусли на Руси – значение в народной культуре, традиции. Когда появились гусли на Руси и почему их запретили? Интересные факты о гуслях.
Всплеск интереса к в современной России — не просто тренд, а попытка переоценить многовековую историю нашего государства, его культуру и глубинные смыслы. Гусли — народный, исконно русский инструмент, звучание которого моментально погружает слушателя в атмосферу русского быта, праздника или детской колыбельной. Звонкий, яркий и одновременно нежный, утонченный звук гуслей восхищает и завораживает с первых минут как ценителя, так и случайного слушателя. Сегодня происходит возрождение традиций гусельной игры и научиться ей может кто угодно с помощью проекта «Мир гуслей».
Гусли в народной культуре
Гусли — популярный инструмент, аналоги которого можно встретить в Древней Греции (кифара), Армении (канон), Иране (сантур), Латвии (канклес) и Финляндии (кантеле). Общие черты обнаруживаются у гуслей с арфой и лирой.
На протяжении многих веков именно гусли были символом Руси. Они — древнейший инструмент, неразрывно связанные с былинами, сказаниями и древними летописями. Место и время возникновения гуслей история умалчивает, однако то, что инструмент сопровождал всю древнюю историю Руси — несомненный факт. Например, игрой на гуслях в совершенстве владели практически все богатыри из самых древних русских былин — Добрыня Никитич, Садко, Боян, Соловей Будимирович
Иллюстрация к былине о Садко. Автор неизвестен.
Нередко тончайший звук гуслей сравнивают со звучанием натянутой тетивы. Интересно, что в древности тетива называлась «гусла». Кстати, это — одна из первых гипотез появления названия инструмента и даже его строения. Кто знает — не был ли он впервые сделан в боевом походе из подручных средств?
Первое упоминание гуслей. Легендарные
Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы. Помняшеть бо речь първых времен усобице; тогда пущашеть ĩ соколовь на стадо лебедей, который дотечаше, та преди песь пояше, старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред пълкы Касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Боян же, братие, не ĩ соколовь на стадо лебедей пущаше, а своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами Князем славу рокотаху.
Выборг, Вяйнемёйнен, играющий на кантеле
В.А.Фаворский. Боян. Слово о полку Игореве
Гусли и скоморохи
А.М.Васнецов. Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Скоморохи.
Скоморохов приглашали на свадьбы, похороны, княжеские застолья — их выступления стали неотъемлемой частью каждого празднества, пира или панихиды. Сюжеты с выступлениями скоморохов изображены даже на фресках Софийского собора в Киеве (1037 г.). Наибольший расцвет культура скоморохов получила в XII веке. Однако потом она стала постепенно угасать и даже подвергаться гонениям, как и игра на гуслях в целом — это связано с тем, что гусли обоснованно считались языческим инструментом, воспевавшим, в первую очередь, события и верования дохристианской древности.
Гусли и раннее православие.
Однако иногда под аккомпанемент гуслей проводились и некоторые религиозные обряды и наставления. То есть музыка гуслей неразрывно связана как с дохристианской натурфилософией (отсюда идут ее корни), так и с ранним православным богослужением (частью которого гусли стали, видимо, по причине своего повсеместного распространения). Например, интересный момент встречается в Библии, когда Царь Давид пел стихи под аккомпанемент гуслей, и даже изгонял из Саула злого духа своей игрой (1 Цар. 16, 23). Однако Царь Давид — не только библейский персонаж, а один из наиболее известных фольклорных образов на Руси, где он приобрел новые черты и соединился с образом древнего (то есть Великого Гусляра). Он появляется еще в «Голубиной книге» — известнейшем литературном памятнике, сборнике духовных стихов, созданных в форме диалогов о различных явлениях мира (о географии, естественных науках, этике, космогонических аспектах ).
Царь Давид на фронтальном барельефе Дмитриевского собора во Владимире.
Многие историки подчеркивают, что образ Царя Давида из русской фольклорной традиции отличается от библейского. Наиболее узнаваемым образом царя Давида на Руси является облик идеального властителя, доброго, мудрого и справедливого царя, искусно владеющего гуслями. Давид предстает хранителем тайных знаний, мудрецом и пророком, именно он в «Голубиной книге» отвечает на вопросы Волотомана Волотомановича о мироустройстве. Нередко в народном изобразительном творчестве он окружен дикими животными, которые завороженно слушают его игру, что также перекликается с дохристианскими образами.
Происхождение слова «гусли». Этимология слова.
Само слово «гусли» имеет интересную этимологию. «Гудебными» изначально именовались не только гусли, а вообще все струнные инструменты. «Гусли» — исконно русское слово, произошедшее от глагола «гудеть». «Гусль» — одна струна, а «гусли» — струнный ряд.
Занимательно, что звук «гу» на санскрите означает «звучать». «Гукнуть» означает издать звук, а «ни гука» равноценно «ни звука». Однако «гу» на санскрите значит также и глагол «двигаться». Гусляры чаще всего исполняли свои песни на ходу, вопреки распространенному заблуждению, будто они исполняли песни сидя. Традиция «сидячего» исполнения пришла позже, когда игра на гуслях стала приравниваться к искусству. Этот же звук можно найти в словах «гул» и «гулять». Поэтому «отгулять» — слово, в котором одновременно подразумевается и звук, и действие (музыка, танцы, развлечения, песни).
Гусли и лебединый строй
Нередко гусли сравнивают с лебедями. В природе птицы летают упорядоченным строем. Также расположены и струны на гуслях — в строгом порядке звукоряда. В народе звончатые гусли обычно выполнялись именно в форме треугольника — именно так выглядит и птичий клин.
Однако Острафиль — символ не самой крайней струны или начала настройки инструмента. Она — наиболее низкий звук диапазона. Как мифологически могла привести к бурям и штормам, так грамотная настройка гуслей от самого низкого звука может создать всплеск музыки и неподражаемое звучание.
Какие виды гуслей существуют? Какие гусли лучше выбрать?
Гусли состоят из корпуса, струнодержателя и колки. Корпус включает верхнюю и нижнюю деки, соединенные между собой рамой. Верхнюю деку производят чаще всего из резонансной ели. В ней располагается резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек. Нижнюю деку изготавливают из клена, березы, ореха или рябины. Внутри к декам приклеиваются деревянные бруски — это необходимо для равномерных звуковых колебаний. Современные инструменты чаще делаются из сосны или кедра.
Существуют такие виды гуслей:
Как научиться играть на гуслях?
В первую очередь следует выбрать гусли — у каждого вида гуслей свои особенности звучания и настройки. Новичкам рекомендуется обратить свое внимание на тот инструмент, у которого минимальное количество струн, а также на небольшие по размеру гусли.
На них можно играть медиатором или пальцами. Безусловное преимущество для новичка — необязательно знать ноты. Простые песни и импровизационные композиции достаточно легко создать на любых гуслях за счет мелодичности звучания струн. Все базовые правила игры ученики, в среднем, усваивают за 2–4 занятия. А за 2 недели тренировок вполне можно научиться стройно исполнять некоторые простые мелодии.
Способы игры на гуслях
Интересное о гуслях
Где сегодня играют на гуслях
Сегодня гусли — это свежо и аутентично. и народные музыкальные традиции постепенно возрождаются как в своем изначальном виде, так и в актуальных аранжировках. Сейчас этот инструмент есть практически во всех народных оркестрах. Такая музыка — тонкая, красивая и душевная — переносит слушателя в сказочное прошлое, объединяет с культурным наследием древности и выступает своеобразным мостом между человеком современности и его предками.
Благодаря гуслям можно наполнить любую композицию тонкими вибрациями русского духа. В сети опубликовано огромное количество каверов на хиты таких исполнителей, как «Кино» и «Гражданская оборона». Особый шарм у композиций Enigma, положенных на струны гуслей. Создаются и новые, уникальные партии для гуслей.
Также под гусли особенно ярко и живо звучат народные сказки и былины, возрождается традиция использования гуслей именно в качестве аккомпанирования устной речи. Такой формат подачи сказок успокаивает нервную систему, развивает музыкальную память, слух, образное и абстрактное мышление, способность к творчеству у маленьких слушателей. Сказки под гусли можно назвать настоящей сказкотерапией.
Гусли — универсальный инструмент, благодаря которому можно создать неповторимую атмосферу веселья, радости или светлой грусти. Древние и современные мотивы находят отклик в сердцах тысячей любителей музыки, а волшебные звуки гуслей сегодня способны зачаровать любого так же, как и наших далеких предков сотни лет назад. Гусли — это связь поколений через столетия, исконная музыка русской души и вибрация жизни.